МАРШРУТНЫЕ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКИЕ АТЛАСЫ: ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Алексей Викторович Дубровский
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, заведующий лабораторией "Дигитайзер", тел. 8(383)3610109, e-mail: [email protected]
Ярослава Георгиевна Пошивайло
Сибирская государственная геодезическая академия, Россия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры картографии и геоинформатики, тел. (383)361-06-35, e-mail: [email protected]
Рекреационно-туристские атласы формируются с использованием подходов автоматизированного картографирования территории. Основное содержание атласа составляет тематическая информация по объектам историко-культурного и рекреационного значения. Наряду с существующими специализированными туристскими атласами отдельных субъектов РФ, предлагается создание маршрутных атласов объединяющих ряд территорий в единый рекреациононно-туристический массив. В статье дается определение маршрутных рекреационно-туристских атласов, подходы к их созданию и анализ современных потребностей пользователей в справочно-навигационных ресурсах бумажного, электронного и web-типов.
Ключевые слова: цифровая картография, навигация, рекреация, объекты историкокультурного значения.
RECREATION-TOURIST ROUTE ATLASES: MODERN PRODUCTION TECHNIQUES
Alexey V. Dubrovsky
Ph.D., head of the laboratory “Digitizer”, SSGA, 10 Plakhotnogo st., Novosibirsk, 630008, phone: 8(383)3610109, e-mail: [email protected]
Yaroslava G. Poshivaylo
Ph.D., Assoc. Prof., Department of Cartography and GIS, SSGA, 10 Plakhotnogo st., Novosibirsk 630008, phone: 8(383)361-06-35, e-mail: [email protected]
Recreation-tourist atlases are made by automated mapping of territories. The atlas features thematic information on local historical, cultural and recreational units. In addition to the existing special tourist atlases of the Russian Federation subjects the authors offer making a unified recreation-tourist route atlases, embracing a number of territories.
Definitions of recreation-tourist route atlases and approaches to their development are given. Current users’ needs in paper, electronic and web reference- navigational resources are analyzed.
Keywords: digital mapping, navigation, recreation. Historical and cultural units.
Рекреационный туризм - вид туризма, который имеет своими целями использование комплекса естественных и искусственно созданных объектов, процессов или явлений для отдыха, лечения или занятий спортом населения на
определенной территории. Для многих стран, особенно европейских, рекреационный туризм является наиболее распространённым. Рекреационный туризм можно разделить на два типа: туристско-оздоровительный и
познавательно-туристский.
Для каждого типа требуется свой вид рекреационных ресурсов. Под рекреационными ресурсами понимается сложная управляемая и частично самоуправляемая система, состоящая из ряда взаимосвязанных подсистем, а именно: отдыхающих людей, природных и культурных территориальных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала и органов управления. В состав природных характеристик входят площадь и вместимость рекреационной территории, комфортность климата, наличие водных объектов, прежде всего бальнеологического свойства, эстетические особенности ландшафта и т.д. Оптимальное сочетание этих характеристик создает необходимую основу для развития рекреационного туризма.
Для туристско-оздоровительного типа важным являются климатические факторы, которые в сочетании с источниками минеральных вод и лечебными грязями создают благоприятные условия для формирования курортного комплекса. Для познавательно-туристского типа, кроме вышеперечисленных факторов важными является историко-культурный потенциал территории.
Туристическая деятельность должна быть обеспечена картографическим материалом. И если раньше это были бумажные карты и атласы, то сегодня туристы активно используют картографическую электронную и web-продукцию.
Наиболее удобно осуществлять справочно-картографические запросы, используя автоматизированные навигационные системы и глобальные информационные сети. Примерами могут служить стремительно развивающееся направление автомобильной ГЛОНАСС/GPS навигации, а также появление различных геосервисов, предоставляемых мощными справочными порталами Google, Yandex, Mail.
Однако, в силу большого территориального охвата РФ, отсутствия в некоторых областях сотовой связи, а также из-за наличия ограничений в работоспособности аппаратного комплекса, в первую очередь связанного с потреблением энергии, бумажные атласы и карты все еще являются востребованными.
Для рекреационного туризма, наряду с традиционными туристскими атласами предлагается создание маршрутных атласов объединяющих ряд территорий в единый рекреациононно-туристический массив. Кроме картографического содержания маршрутные рекреационно-туристические атласы (МРТА) предоставляют справочно-описательную информацию, при этом интеграция современных технологических решений позволяет сразу предоставлять пользователю несколько продуктов: бумажный
картографический, электронный навигационный и геопортальный с различными геосервисами. Примером может являться проект СГГА по созданию рекреационно-туристического геопортала на территорию НСО, рис. 1, адрес в интернете www.geoportal.ssga.ru [1].
При создании маршрутных атласов снимается традиционное ограничение туристических массивов административным делением территории. Картографическая основа создается не в границах территории субъекта РФ, а в пределах рекреационно-туристического массива с подробным описанием туристических маршрутов, которые могут проходить по территории нескольких регионов, рис. 2.
<- ■+ О *- 1ІІІ Веб іяаїлш»...;-- ,г*Иіг.! В* ИилиСа-мІе
Рис. 1. Туристический геопортал СГГА
Рис. 2. Макет компоновки МРТА
Информационное наполнение атласа дублируются на сайте, где размещен рекреационно-туристический геопортал, а также в базе данных навигационного прибора. МРТА кроме основной функции - обеспечение рекреационнотуристического использования территории несет также и инвестиционную компоненту. Инвесторы-туристы привлекаются историческими
достопримечательностями или местами отдыха и лечения. Инвесторы-бизнесмены, обладая информацией по развитию инфраструктуры отдыха и туризма, могут спланировать свои инвестиции в развитие наиболее выгодных направлений и сфер бизнеса связанных с рекреационно-туристическим освоением территории.
При компоновке маршрутного рекреационно-туристского атласа
информация представляется в следующих видах:
а) Картографическая с разделением на общую (топографические объекты, растительность, дорожная сеть, гидрография, населенные пункты и т.д) и тематическую: объекты туризма, рекреации и историко-культурного значения. Отдельным тематическим слоем является маршрутная сеть по объектам рекреации. Маршруты классифицируются на пешие и автомобильные [2];
б) Справочно-описательная и иллюстративная информация по объектам рекреационного и историко-культурного значения. Данный раздел атласа сопровождается справочной информацией по объектам сервиса;
в) Информация координатно-навигационного назначения в виде каталога координат для приборов ГНСС. Предлагается предоставлять пользователям МРТА координаты памятников культуры и природы для разработки собственных маршрутов и использования атласа совместно с приборами спутниковой навигации.
Таким образом, интеграция единого информационно-справочного содержания МРТА с использованием различных средств представления пространственных данных позволяет не только расширить круг пользователей, но и существенно сократить средства на производство картографической продукции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Махов, Д.Ю. Подготовка тематической информации для представления в
интерактивных сетевых сервисах [Текст] /Д.Ю. Махов, В.Н. Никитин, Я.Г. Пошивайло // Материалы научного конгресса «ГЕО-Сибирь-2009», Том 1, Часть 2 «Геодезия,
геоинформатика, картография, маркшейдерия», Новосибирск, 2009 г. - Новосибирск: СГГА, С. 49-55.
2. Дубровский А.В., Опыт создания мелкомасштабных цифровых топографических карт на территорию Сибирского федерального округа для целей навигации и размещения в интернете [Текст]/ В.А. Середович, С.В. Середович, А.В. Дубровский, О.И. Малыгина. -ГЕО-Сибирь-2007. Т.2. Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимости. Ч.2: сб. матер. III междунар. научн. конгресса «ГЕО-Сибирь-2007», 25-27 апреля 2007 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2007. - С. 157-161.
© А.В. Дубровский, Я.Г. Пошивайло, 2012