Научная статья на тему 'МАРСЕЛЬ ДЮШАН И МУЗЫКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

МАРСЕЛЬ ДЮШАН И МУЗЫКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / синтез искусств / кубизм / рэди-мейд / music / synthesis of arts / cubism / ready-made

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дьяченко Андрей Петрович

Статья посвящена взаимодействию живописи и музыки в творчестве знаменитого авангардиста Марселя Дюшана (1887–1968). Им было создано всего несколько произведений на музыкальную тему, однако в них чувствуется напряженный поиск новых форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARCEL DUCHAMP AND MUSIC: PROBLEM STATEMENT

The article is dedicated to the interaction of painting and music in the works of the famous avant-garde artist Marcel Duchamp (1887–1968). He created only a few works devoted to music, but an intensive search for new forms of art is felt in them.

Текст научной работы на тему «МАРСЕЛЬ ДЮШАН И МУЗЫКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

УДК 7.036

Дьяченко А. П.

МАРСЕЛЬ ДЮШАН И МУЗЫКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Статья посвящена взаимодействию живописи и музыки в творчестве знаменитого авангардиста Марселя Дюшана (1887-1968). Им было создано всего несколько произведений на музыкальную тему, однако в них чувствуется напряженный поиск новых форм.

Ключевые слова: музыка, синтез искусств, кубизм, рэди-мейд

Diachenko A. P.

MARCEL DUCHAMP AND MUSIC: PROBLEM STATEMENT

Abstract. The article is dedicated to the interaction of painting and music in the works of the famous avant-garde artist Marcel Duchamp (1887-1968). He created only a few works devoted to music, but an intensive search for new forms of art is felt in them.

Keywords: music, synthesis of arts, cubism, ready-made

Настоящая работа посвящена художнику, который по праву может считаться одним из основоположников современного искусства. О нем говорят и спорят, в разных странах мира появляются все новые интерпретации его творчества. Мы затронем только один аспект творчества Дюшана: отражение в его работах музыкальной темы.

Вокруг основоположника концептуального искусства, замечательного художника, мудреца и фи-

лософа Марселя Дюшана сложилась очень сложная ситуация в советском искусствоведении и художественной критике. Его творчество вызывало резкое осуждение при жизни художника, неоднозначно оценивается оно и теперь.

Концептуальное искусство, призванное отразить метафорическое отношение к окружающим человека предметам, неоднозначно воспринимается даже теми, кто считает себя любителями искусства. Вот

что пишет известный искусствовед Е. Бобринская: «Концептуальные произведения вызывают дискомфорт у зрителя не столько за счет непривычного или раздражающего облика, но главным образом за счет нарушения правил их восприятия» [1, с. 3].

Эти правила действительно с большим трудом проникают в нашу жизнь и укрепляются в обиходе. Ожидание от искусства прежде всего встречи с прекрасным отодвигает на задний план концептуальные построения авангардистов. Например, образы музыкальных инструментов, нарочито деконструированные кубистами, многим кажутся кощунством.

Выдающийся французский художник-авангардист Анри Робер Марсель Дюшан (1887-1968) внес огромный вклад в мировую культуру. И по сей день не утихают жаркие споры о его творчестве и оригинальной философии. Дюшан многое перевернул в нашем представлении об искусстве, ведь именно он заложил основы концептуализма, поп-арта и кинетизма [5]. Художественная жизнь и выставочная деятельность стали другими во многом благодаря Дюшану.

Со дня смерти художника прошло уже пятьдесят шесть лет, его имя стало хрестоматийным. Но и сегодня его творчество воспринимается не только как часть истории искусства, но и как сегмент панорамы современной художественной жизни. Ни одна книга о современном искусстве, особенно о концептуализме и кинетизме, не обходится без упоминаний о Дюшане. На Западе он давно уже признанный классик.

Понятие «концептуальное искусство» прочно вошло и в нашу жизнь. К сожалению, имена основателей этого вида искусства, которые в мире считаются классиками, и все еще часто упоминаются в русскоязычной литературе в уничижительных контекстах (например, еще не забыт уродливый термин «антиискусство», который применяют даже к К. Малевичу), а носители этих имен и по сей день становятся у нас объектами жестокой критики.

Анализируя творчество Дюша-на, делая его наследие более доступным для неискушенного зрителя, мы в буквальном смысле слова отдаем дань художнику, подарившему нам одушевленные вещи. Известно, что художник не ограничился кубизмом и стал выставлять вместо картин предметы повседневного обихода. Ряд произведений Дюш-ана имеет форму предметов быта, совсем не измененных или немного измененных автором, так что эти предметы несут печать прикосновения художника. Слово рэди-мейд долго искало путь в русский язык и наконец закрепилось в искусствоведческой лексике.

Мифопоэтическое отношение к вещам и отдельным словам и буквам было, скорее всего, заложено в семье. Известно, что Анри Робер Марсель Дюшан родился в г. Бленвиль (Нор-мандия)в 1887 году и ранние годы провел во Франции. Его отец, нотариус Исидор Дюшан, имел большую семью, причем все дети проявляли творческие наклонности. Дочери Сюзанна и Ивонна были одарены от природы (для настоящей статьи важно, что они обе занимались музыкой), а братья художника Жак

и Гастон стали талантливыми скульпторами.

Юноша рос в насыщенной предметной среде, и нет ничего неестественного в том, что он развил метафорическое отношение к предметам быта, в том числе к музыкальным инструментам. Более того, Дюшан был современником золотого века плакатного искусства, его детство и юность совпали с появлением целого ряда новшеств в области рекламы, а плакат первой половины двадцатого века был богат на музыкальные образы.

Творчество Дюшана началось не с рэди-мейдов, художник пришел к ним в зрелом возрасте. Он начинал с академической живописи и создал несколько реалистических пейзажей. Более того, он пробовал себя в юмористическом рисунке и кари-

катуре, и именно в этом жанровом сегменте родились рисунки, посвященные музыкантам.

Однако период создания реалистических произведений был недолгим. Затем его живопись приобретает черты сезаннизма (что было вполне в духе времени), после чего наступил кратковременный куби-стический период, но это был уже не сезанновский кубизм. Именно в ходе кубистического периода он создал знаменитый портрет отца, в котором влияние сезаннизма проявилось особенно отчетливо. Но это был уже измененный, дюшановский кубизм.

Дюшан-живописец достаточно глубоко усвоил уроки кубизма. Именно на стыке кубизма и футуризма находится его самое известное произведение на музыкальную тему — картина «Соната» (1911).

Хотя сам Дюшан не получил музыкального образования, он рос в музыкальной семье. И картина на музыкальную тему свидетельствует о его уважении к музыкальному искусству и желании в очередной раз запечатлеть членов своей семьи за любимым занятием.

«Соната» Дюшана балансирует между кубизмом и абстрактным экспрессионизмом. На этой картине изображены люди (мать худож-

ника и его сёстры) и музыкальные инструменты, которые объединены в композицию, изобилующую углами и заостренными поверхностями.

Это кубистическая картина. Дю-шан активно расчленял изображаемые формы. Более того, он придавал им свойство своеобразной слоистости. А его полотно «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912), не лишенное черт кубистической живописи, ближе всего к футуризму.

На первый взгляд у этой новаторской картины нет музыкальной составляющей, но художники-авангардисты второй половины ХХ века несколько раз записывали видео, на которых фотомодель или

актриса воспроизводила динамику дюшановской работы под музыку. Почему это происходило? Видимо, в самой динамике изображения заключены музыкальные коннотации.

В. Ф. Колейчук пишет, что «пришедший из физики термин "кинетика" в эстетике кинетизма получает широкое и емкое значение, начинает определять новую сферу пространственных и пластических поисков искусства» [3, с. 6].

Двадцатые и тридцатые годы стали для Дюшана периодом напряженных поисков новых форм в искусстве. Один за другим появляются знаменитые рэди-мэйды, в которые вкладывались все новые смыслы. Когда Дюшан перестал называть себя художником, провозгласив, что он не художник, а шахматист, его современники продолжали считать его творцом, а исследователи его оригинального творчества сохранили в высшей степени серьезное отношение к его открытиям. Именно поэтому мы имеем сегодня корпус глубоких и разносторонних дюшановедческих исследований, позволяющих разрабатывать тему «Дюшан и музыкальное искусство» [4].

Дюшан в самом деле хотел откреститься от звания художника и посвятить себя шахматам. Но в действительности этот талантливый шахматист был в высшей степени профессиональным художником. Он учился в Академии Жю-льена и быстро овладел всеми графическими приемами, которые были популярны в начале ХХ века (считается, что в юности он подражал знаменитому графику Буте де Монвелю). В период господства в изобразительном искусстве стиля модерн он отдал дань жанру юмористического рисунка и карикатуры в стиле Луи Форена и своего друга Франтишека Купки.

Дюшан не прошел мимо новейших течений в композиции и рисунке, ведь после непродолжительного периода работы в области фигуративной живописи он обратился к новейшим формам: ре-ди-мэйду, коллажу и инсталляции. Вернее, художник не столько обращался к новым формам и стилям, сколько сам их изобретал, создавал и внедрял.

Важная страница биографии Дю-шана — дружба с чешским художником Франтишеком Купкой (1871-1957). Купка и Дюшан взаимно обогащали друг друга. Членство в знаменитой группировке кубистов Де Пюто, которая состояла из художников, активно переосмысляющих кубизм и создающих его новый вариант, очень многое дало будущему абстракционисту. Он сблизился с Дюшаном, видя, какое оригинальное кубистическое воплощение получает музыка в его работах. И не исключено, что именно работа Дюшана «Соната» подсказала Купке переход к синтезу музыки и живописи и в конечном итоге — путь к чисто абстрактным ритмическим конструкциям. В свою очередь и Дюшан, по нашему предположению, многим обязан Купке в плане постижения сущности музыки.

Рубеж веков порождал самые необычные стилистические системы, и музыкальная тема представала в разных ипостасях. Ф. Купка никогда не был равнодушен к музыке, и представить свои музыкальные ощущения средствами авангардистской живописи было вызовом для него.

Как и другие художники группы Де Пюто, Купка расчленял изображаемые объекты на плоскости,

похожие на слоистый материал. Получалось порой очень красиво. Остроугольные формы проникали друг в друга, создавая иллюзию звучащей мелодии. Именно здесь, в ритмических построениях изображаемых сущностей на холсте, и зарождалась будущая трактовка музыкальных категорий в абстрактном стиле. Позволим себе высказать предположение, что, даже живя в Нью-Йорке, Дюшан мог видеть работы друга своей юности.

Известно, что Дюшан был современником многих научно-технических новшеств и одно время был близок к футуризму, хотя никогда себя футуристом не считал. Вот что пишет в своей глубокой по содержанию книге о Дюшане французский исследователь Тьерри де Дюв: «Ни один индивидуальный художник, как Дюшан, так и кто угодно другой, не может считаться ответственным за исторические условия, в которых он родился. В нашем случае это, говоря широко, индустриализация, а в более узком смысле — специфическое влияние индустриализации на традиционную живописную практику» [2, ^ 356].

Нельзя не согласиться с тем, что Дюшан был детищем индустриальной эпохи. При этом определенный интерес к техническим новинкам отчасти сближал Дюшана с футуристическим искусством. И хотя он воспринимал инженерные сооружения и механизированные предметы быта не так, как боготворившие технику итальянские футуристы, налицо очень серьезное отношение художника к техническим новшествам и к самому культурному коду технической цивилизации.

Футуристы были по-настоящему увлечены техникой, воспринимая ее хоть и образно, но все же в ее функциональном аспекте. При этом они противопоставляли технику и художественную культуру едва ли не как диаметрально противоположные сферы. Ф.-Т. Маринетти и его последователи так откровенно любовались самолетами и океанскими лайнерами, что решили одним махом покончить с культурой прошлого, призывая уничтожить музеи, взорвать столицы европейской цивилизации. Они противопоставляли этому особую красоту скорости, стремительного движения. При этом классическую культуру (в том числе музыкальную) они предлагали сдать в архив.

Именно за это их и осуждали в странах, где бережно относятся к памятникам старины, например в России. И хотя многие оценки, данные футуристам в прошлом, кажутся сегодня чересчур категоричными, на деле они своими руками не уничтожили ни одного художественного памятника. Ибо их призывы были скорее образным приглашением на время отвернуться от туристических достопримечательностей и взглянуть на современную жизнь.

Не был варваром и Марсель Дю-шан. Он говорил, что живопись умерла, но ничего не бил, не рвал и никогда не был вандалом. Однако при этом он расставался с культурой прошлого по-своему. Скорее, Дюшан по-своему продолжал своими работами искусство прошлого, давал ему новую жизнь, сопрягая его с современностью и создавая своими рэди-мэйдами некий «ря-

доположенный мир». Это был мир переосмысленных вещей, в том числе и музыкальных инструментов. Нельзя не вспомнить работу Дюша-на «Спрятанный шум».

Это рэди-мейд, представляющий собой катушку Румкорфа. В ней заключен шум. Но какой именно? Биографы художника говорят, что это музыкальные звуки.

А теперь сравним действия Дю-шана с платформой итальянских футуристов и прежде всего — Луиджи Руссоло. Футуристы призывали не столько уничтожить прошлое, сколько (на время?) отвлечься (отречься) от классических интерпретаций искусства прошлых эпох. Руссоло предлагал услышать музыкальные интонации города и создал так называемый шумовой орган — техническое устройство, воспроизводящее городские шумы, в которых Руссоло предлагал услышать своеобразную мелодику. Художник, которому посвящена настоящая статья, тоже отдавал дань немузыкальным шумам, хотя и шел иным путем, чем Руссоло.

Дюшан при жизни был известен в Италии, Германии, Чехословакии, Голландии и других странах. Его образы проникли в область кон-

кретной музыки и даже поп-музыки. Из имен композиторов, упоминаемых в работах о Дюшане, чаще всего встречается имя Джона Кейд-жа (1912-1992). Трактовка музыки как противоположности молчанию и как антипода природных звуков сближала Дюшана и Кейджа. Два талантливых авангардиста имели много общего в восприятии звуковой партитуры окружающего мира.

Перед исследователем музыкальной темы в творчестве Дюшана стоят сложные задачи. Новейшие интерпретации картины «Соната» [2, с. 103-104] инициируют поиск более глубоких смыслов в творчестве художника. Биографы Дюш-ана высказывают все новые точки зрения на отдельные работы художника и целые группы его произведений [4; 6]. Подробное освоение темы «Дюшан и музыка» еще впереди.

Список литературы:

1. Бобринская Е. А. Концептуализм. М.: ГАЛАРТ, 1994.

2. Дюв Т. Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность. М.: Изд. Института Гайдара, 2012.

3. Колейчук В. Ф. Кинетизм. М.: ГАЛАРТ, 1994.

4. Кро К. Марсель Дюшан. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.

5. Марсель Дюшан // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дюшан,_Марсель (10.12.2024).

6. Томкинс К., Дюшан М. Послеполуденные беседы. М.: Grundrisse, 2014.

Сведения об авторе:

Дьяченко Андрей Петрович — искусствовед и публицист, автор статей по искусству рубежа XIX и XX веков. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.