Н.Г. МИТИНА
Марксистский гендерный проект
Раскрывается содержание марксистской концепции гендерных отношений. «Новые» нормы отношений между полами, предложенные марксистами, отражали андроцентристский подход. Женщина контролировалась в рамках культурных ориентиров, заменивших патриархат патернализмом.
Оформление марксистской теории гендерного равенства, достигаемого с помощью государства, произошло в связи с революционными событиями начала ХХ в., которые повлекли за собою грандиозные эксперименты по воплощению в жизнь коммунистической идеи. Дальше всех в своих усилиях продвинулись партия большевиков и правительство Советской России, наглядно подтвердив опасения многих философов, в частности Н. Бердяева, относительно ужасающих для личности и общества последствий всеобщего равенства. Вместо государства общественного блага в СССР началось строительство государства всеобщего насилия и контроля.
Оценивая гендерный аспект марксистской теории в ее ленинском варианте, названном им «материализм-атеизм», М. Эпштейн пишет: материализм-атеизм «устраняет Бога из Вселенной вовсе не ради торжества материи - а ради торжества над нею. Сын становится хозяином и супругом. Умыкнуть мать-природу у отца, чтобы самому вторгаться в породившее его лоно, - таков кровосмесительный смысл всей материалистической цивилизации» [32. С. 3]. Человек подчиняет природу, мужчина подчиняет женщину - трансформируемая в социальную плоскость эта картезианская идея насилия создает основу для поддержания гендерной асимметрии, дискриминационных отношений между полами при несомненном доминировании мужчин как класса. Следовательно, идеология мужского превосходства не исчезает в идеальном коммунистическом обществе, строящемся в соответствии с идеальной марксистской доктриной. Она лишь приобретает более изощренную форму конституционного или провозглашенного равенства. Сама же проблема неравенства полов загоняется глубоко внутрь иных социальных проблем. Более того, кровосмесительство, характерное для эпохи варварства и дикости, уничтоженное с переходом к цивилизации и возрождаемое в коммунистической утопии, фактически ведет к деградации и вырождению создаваемого общества. Результат этого насилия над природой - созидаемое сверхрацио-нализированное общество, в котором выхолощено все чувственное, телесное, где «блуд труда» (метафора О. Мандельштама [23. С. 119-122]),
внедряясь в лоно матери Природы, производит новых «сверхчеловеков». Они мало похожи на людей, скорее они напоминают заведенные механизмы, лишенные не только личностных, но, практически, и половых признаков.
Марксизм также отрицает гендерные различия в будущем коммунистическом обществе [25. С. 236]. Маркс видел решение проблемы пола в преобразовании общества через революционную борьбу пролетариата, в ходе которой снимаются и противоречия половых отношений. Основной принцип, отражающий суть марксисткой концепции взаимоотношения полов, можно сформулировать следующим образом: женщины-рабочие, как и мужчины, угнетены капиталистической системой, поэтому женские интересы совпадают с общими классовыми и экономическими интересами пролетариата и не имеют специфических особенностей. Следовательно, эмансипация женщин возможна только при социализме, исключающем частную собственность на средства производства.
Марксистские взгляды весьма успешно популяризировала известная феминистка А.М. Коллонтай, считавшая, как и Маркс, что с коммунистическим переустройством общества исчезнет и надобность в эксплуатации полов, а значит, будет создана цельная и свободная личность. На данное обстоятельство указывает исследователь женской составляющей историкофилософского процесса в России В.В. Ванчугов [11. С. 1-4].
Развитие идей марксистского феминизма нашло выражение и в работах И. Арманд. Как и другие марксисты, она не рассматривала женский вопрос отдельно от процесса классовой борьбы и вследствие этого отказывалась поддерживать движение либеральных феминисток. Она считала, что борьба женщин за свои права неотделима от борьбы рабочего класса [5. С. 77]. А. Коллонтай намечала следующие задачи партии в решении женского вопроса: отмена законов, подчиняющих женщину мужчине; предоставление женщинам избирательных прав; введение законодательной системы охраны труда (включая домашний труд и материнство); борьба с проституцией, в том числе через вовлечение женщин в классовую борьбу; решение проблем, влияющих на семейные отношения (жилищные вопросы, ведение домашнего хозяйства и т.д.) [17. С. 5-7]. Коренное решение женского вопроса представлялось возможным только в новом социалистическом обществе и только в союзе с целями рабочего класса. С победой пролетариата, убеждены были И. Арманд и А. Кол-лонтай, для женщин откроется дорога к равенству через свободный труд. Половые различия останутся только в анатомическом смысле, а подлинное, т.е. гендерное равенство, будет достигнуто победой женского в женщине. Для марксистской философии в целом чужды проблемы телесности, а тем более в космологическом понимании. Большинство марксистов выводят проблемы телесности и сексуальности за пределы революционной теории. Только в «Половых заповедях пролетариата» присутствует описание канонов «красоты» женщины и мужчины нового коммунистического общества. «Заповеди» отвергают традиционные представления о бессильной хрупкой «женственности» и «мускулистокулачной» мужественности. Более того, марксизм отрицает саму идею создания гендерного эталона мужчины или женщины, для него важен
«человек-борец», отличающийся «тонким и точным интеллектуальным аппаратом, большой социальной гибкостью и чуткостью, классовой смелостью и твердостью - безразлично, мужчина это или женщина», т.е. «телесными комбинациями наилучшего революционного приспособления, наипродуктивнейшей революционной целесообразности» [15. С. 7-8]. По сути, речь идет о лишении индивида гендерных признаков. В коммунистическом обществе, по мнению марксистов, по мере решения вопроса о победе мировой революции и установлении диктатуры пролетариата, автоматически решится и вопрос равенства полов. «У нормального человека будущего общества, половое чувство над ним господствовать не будет, он будет господствовать над своим половым чувством». Женщина, осознавшая свое освобождение от рабства и стремящаяся стать равной мужчине, «которая хочет быть человеком, в ней это чувство должно атрофироваться...» [27. С. 318]. Выражение «быть человеком», т.е. мужчиной, свидетельствует об эфемерности принципа равенства полов у большевиков, об их андроцентристских позициях. Поэтому все, что подчеркивало женственность, упразднялось. Женщина могла быть работницей, женой и матерью, но при этом должна была утратить свою женскую «самость» и сексуальность как «пережитки» буржуазного прошлого.
В связи с выходом женщин за пределы узких семейных и частных интересов возникает необходимость изменения отношений в семье и самой формы семьи. В частности, И. Арманд справедливо полагала, что от того, как будет развиваться семья, во многом зависит решение проблемы равенства полов, что пока не будут изменены старые формы семьи, домашней жизни, воспитания детей, невозможно уничтожить эксплуатацию и создать нового человека. Согласно, например, программам решения женского вопроса, составленным А. Коллонтай и И. Арманд, домашний труд отомрет и станет при социализме излишним. Для достижения этой цели государство создаст общественные кухни, столовые, ясли и т.д., все, что позволит освободить женщину от домашнего труда и включить ее в социально полезную работу. А введение трудовой повинности нанесет решительный удар по домашнему рабству [6. С. 65, 68-69; 8. С. 126-128;
17. С. 1-7]. Женщина «только тогда будет равноправна, когда освободится от многих семейных обязанностей и пут, а это достигается только при развитии и усовершенствовании коллективных форм жизни, взаимоотношений и воспитания» [27. С. 300]. Новая социалистическая форма организации общественной жизни сама по себе не приведет к равноправию полов, отмечала Коллонтай. Необходимо формирование иных «социальных отношений» между полами при помощи государственно-партийных и социальных механизмов, в том числе женотделов. Через участие в них женщины будут учиться социалистическим способам решения проблем, изменять свои личностные качества, отношение к себе и окружающему миру. В общественной среде имеются все предпосылки к закаливанию сердца и воли женщины, чтобы она могла с честью преодолеть личные и семейные проблемы, например любовные конфликты. Как подчеркивает И. Арманд, важно в браке для женщины не стать «самкой», а остаться «человеком» [9. С. 247].
Вместо концентрации на личных переживаниях и любимом объекте женщине предлагался широкий спектр социальной деятельности на благо государства и общества. Данная проблема обсуждается и в материалах дискуссии 1920-х гг. по вопросам партийной этики. В них подчеркивается приоритет общего над частным: «жертвовать личной жизнью, интересами семьи во имя интересов рабочего класса, быть спартанцем во всем, уделять очень мало внимания сексуальным мудрствованиям, учиться, читать, работать» [27. С. 362]. Женщины переставали быть «слабым полом». И. Арманд убеждена, что перед женщиной-работницей стоят две важнейшие задачи: стать солдатом революции, строящим коммунизм; создать новые формы хозяйства, социального обеспечения, воспитания как необходимых способов для ее освобождения и для дела социализма [5. С. 70]. Показательно, что марксисты видели решение женского вопроса в обеспечении экономических, а не политических, как предлагают феминистки, возможностей для работающих женщин. Высоко ценится общественная активность, идеологическая грамотность, общественное служение в пределах, обозначенных государственной политикой. Но, учитывая, что политика создавалась мужским большинством, так называемые «новые» нормы отношений по-прежнему остаются андроцентристскими, а женщина контролируется в рамках культурных ориентиров, заменивших патриархат патернализмом.
Впрочем, С.Г. Айвазова, говоря о реализации утопии в советском государстве, отмечает, что серьезные изменения затронули и систему мужских отношений. Происходит коррекция форм патриархатного господства: патерналистское государство, тяготевшее к тоталитаризму, возлагало на себя функции «отцовской власти», отчуждая от нее конкретного мужчину, мужа, отца. В результате мужчины лишаются самих основ мужской идентичности. Таким образом, выравнивались отношения между полами, поскольку и мужчина и женщина в одинаковой степени были заложниками этой власти [4. С. 5-6]. Но вопрос о возможности создания свободной личности в условиях «уравниловки» утопичен так же, как и учение Маркса. Постановку и практическое решение проблемы пола в марксизме А.А. Гусейнов и В.М. Межуев справедливо полагают самым утопичным в марксизме [12. С. 4; 26. С. 3, 9].
Многие марксисты в послереволюционный период поддерживали радикальную идею упразднения семьи как основного института угнетения женщины и призывали к свободе брачных отношений. Наиболее последовательной в этом вопросе была И. Арманд. Однако ее подход вызвал резкую критику со стороны В.И. Ленина, требовавшего исключить употребление понятия «свобода любви» из-за возможности его различного толкования [20. С. 51-52; 21. С. 54-57]. Под «свободой любви» И. Арманд понимала свободу выбора брачного партнера и освобождение института семьи и брака от лицемерия, меркантилизма и власти религии. Семья создается двумя любящими равными партнерами, не нуждающимися в каких-либо внешних нормах и инструментах контроля. Она резко высказывалась против «общности жен», считая данный принцип проституцией [7. С. 85]. Во многом ее взгляды совпадают с точкой зрения Ф. Энгельса, называвшего буржуазный брак общностью жен и официальной и неофициальной проституцией [24. С. 443-444].
Так же резко И. Арманд критиковала «социализацию женщин», т.е. огосударствление половых отношений. «Это глупость, созданная воображением буржуа», считала Арманд [10. С. 105]. Необходимо отметить, что попытки «огосударствления» присутствовали в первые годы большевистского правления, и примером тому может служить «Декрет Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров об отмене частного владения женщинами». Он упразднял брак, и женщина детородного возраста от семнадцати до тридцати лет, за исключением замужних женщин, имеющих пять и более детей, становилась частью общего хозяйства -«народным достоянием», подлежащим распределению без учета ее желания: «Граждане мущины имеют право пользоваться женщиной.», а «распределеше заведывашя отчужденныхъ женщинъ предоставляется Сов. Раб. и Крест. Депутатовъ Губернскому, Уезднымъ и Сельскимъ по принадлежности» [14. С. 1-3].
Не менее активно принципы свободы в вопросах сексуальных отношений, любви и морали отстаивала А. Коллонтай. Во многом ее взгляды совпадают с убеждениями И. Арманд. Для обеих свобода в сфере половой морали была неотъемлемой частью революционной борьбы. Подчеркивая прочную связь частной сферы с общественной и, следовательно, политической, Коллонтай предлагает внести любовный, моральный аспект в революционную теорию марксизма. Она попыталась создать классификацию видов любви с учетом пролетарской идеологии. Первый вид - «Эрос бескрылый» (телесное влечение полов), и второй - «Эрос крылатый» (переплетение телесного влечения с духовно-душевными эмоциями) [16. С. 33]. Учитывая многогранность любви, Коллонтай вводит в теорию понятие «любовь-товарищество», которое, как она считает, оформляется в недрах нового общества, тяготеющего к победе коллективизма духа и воли над индивидуалистическим сознанием. В новом обществе, полагает Коллонтай, форма общения полов будет, вероятно, покоиться на здоровом, свободном, естественном (без извращений и излишеств) влечении полов, на «преображенном Эросе». В период построения нового общества половая мораль держится на трех принципах: равенстве взаимоотношений полов; взаимопризнании прав друг друга без претензии безраздельного владения; товарищеской чуткости друг к другу. Но выше «крылатого Эроса» стоит любовь-долг к коллективу, мораль, отвечающая задачам рабочего класса. Отношения между полами изменяются и должны строиться на слитности действий, единстве воли, совместном творчестве. Необходимо воспитать чувство любви в духе величайшей новой психической силы - товарищеской солидарности [16. С. 39-45, 46-49]. Таким образом, сексуальное равенство у Коллонтай предполагает равенство сексуальных ролей, а потому женщине, как и мужчине, должна быть предоставлена свобода выбора собственного пути (стать женой, матерью, сделать карьеру). В определенном смысле А. Коллонтай вплотную подошла к идеям эгалитарного феминизма, который усматривает противоречие между ролью матери и гражданской ролью женщины и видит возможность достижения равноправия полов только в общественной сфере.
В первые годы советской власти А. М. Коллонтай частично удалось реализовать ряд своих проектов. При ее участии в 1917 г. были приняты Декреты «О введении гражданского брака», «О разводе», «О правах незаконнорожденных детей», которые и решили частично проблемы равенства женщины и мужчины (равные права супругов, право женщины оставить после брака свою фамилию, признание всех детей законными, право на аборт). И. Юкина подчеркивает вклад А.М. Коллонтай в развитие проблемы пола: «Ее идеи о свободе сексуальных отношений, о «присвоении» женщиной своего тела, о единой сексуальной морали для женщин и мужчин, оказались актуальными много позднее, уже в наше время» [33. С. 9-10]. Именно А. Коллонтай смогла увидеть несоответствие марксизма феминистским целям и предприняла попытку «расширения» классовой социалистической теории, для чего ввела такие категории, как «пол», «сексуальная революция» и др., считает В. Успенская [30. С. 11]. Она дала им свое толкование, идущее вразрез с базовыми представлениями марксистского бесполого равенства. С.Г. Айвазова обращает внимание на то, что Коллонтай удалось вплотную подойти к концепции «гендера»: причины подчиненности женщины мужчине она видит не в природе женщины, не в «особенностях пола», а в разделении труда по признаку пола [4. С. 2].
Точка зрения А. Коллонтай не могла не вызвать возражений со стороны власти и официальной идеологии, противостоящих энергичным попыткам женщин занять достойное место в обществе, доказать важность вопроса взаимоотношения полов в обществе и решения проблемы равенства полов. Ее идеологическая убежденность в необходимости решения «половых вопросов» при помощи классических подходов не привела к ожидаемым результатам. После смерти Ленина и с приходом к власти Сталина многие решения этих декретов были приостановлены или отменены: упразднены женотделы, через которые женщины имели возможность занять определенное место в общественной жизни; вновь были запрещены аборты; значительно ужесточены правила расторжения брака; восстановлено различие между незаконнорожденными детьми и детьми, появившимися в браке. Официально власть провозгласила решение проблемы равенства полов и создания новой социалистической семьи, но И. Юкина справедливо отмечает консервативность и патриархатность партии большевиков в вопросах гендерного строительства [33]. Женщина вынуждена была сочетать домашний труд и труд на производстве или в сельском хозяйстве (при более низкой заработной плате), что усилило ее скрытую эксплуатацию.
В советском государстве, как и в других государствах, созданных по его образу и подобию, был создан (по принципам Коллонтай) тип женщины, освобожденной «сверху» решением государства. Конституционные принципы равенства полов были закреплены до 1993 г. в трех Конституциях: 1918, 1936, 1977 г. Каждая из них решала эту проблему на основе своего измерения: в основу Конституции 1918 г. был заложен классово-пролетарский принцип; Конституции 1936 г. - показательносоциалистический; Конституции 1977 г. - распределительный.
Равенство полов, провозглашенное в первой Конституции Советского государства, имело серьезные ограничения - учитывалась классо-
вая принадлежность и трудящееся положение женщины. Однако провозглашение принципа равенства полов в стране со стойкими патриархат-ными традициями делало этот принцип простой фикцией.
Следующая Конституция 1936 г. еще раз подтвердила принцип равенства полов как нечто уже достигнутое и продолжила утверждение его теперь уже в мерах заботы государства о женщинах через систему пособий и «льгот», закреплявшихся за ними. Тем самым мужчина лишался главенствующего положения в обществе и семье, но данное обстоятельство отнюдь не свидетельствовало о достигнутом равенстве. Экономически «Главой» общества, семьи становилось Государство и лично Вождь как гаранты действия системы льгот. Тоталитарное государство строго контролировало не только все стороны жизни общества, но и частную сферу, в том числе и семью, как основную «ячейку общества».
«Сталинская» Конституция исключила мужчину из своего покровительства как пол, не играющий решающей роли в советской системе. Власть интересовала женщина-мать, женщина-труженица (героиня). Мужчина рассматривался как труженик, работник, но его роль как отца не была закреплена конституционально и идеологически. Труд становился не правом, а обязанностью мужчины. В результате подобных мер была заложена позитивная дискриминация по признаку пола в отношении мужчин. Забота государства в отношении женщин свелась постепенно к заботе о женщине-матери, а не о женщине как таковой. Губительные последствия патерналистской политики 30-х-70-х гг. мы можем наблюдать и на современном этапе.
Конституция «развитого социализма» 1977 г. закрепила принцип «достигнутого» равенства полов. Более того, отличительной особенностью Конституции 1977 г. стала ст. 35, провозгласившая равенство возможностей независимо от принадлежности к полу [19. С. 8]. В ней была усилена идеологизация образа матери (матери-труженицы), развиты принципы, провозглашенные в предыдущие годы: укрепление системы льгот, пособий, гарантий для семьи и женщины. Одновременно с уже знакомыми нормами Конституция содержала новые положения, в частности нормы, закрепляющие права мужчины как мужа и отца. Принцип конституционного равенства предоставлял целый ряд гарантий, связанных с возможностями социалистической экономики.
Таким образом, рассматривая конституции советского периода, можно отметить, что через них проводилась планомерная политика по включению женщины-матери в общественное производство. Любопытную оценку марксистских подходов к решению проблемы гендерного равенства дает М. Эпштейн. Он рассматривает взаимоотношения полов в сфере трудовой деятельности через призму метафоры «блуд труда», которую он нашел в стихах О. Мандельштама, посвященных героическому труду строителей социализма: «По идее, они должны идти рядом, вместе, нога в ногу: труд и блуд, блуд и труд. А метафора их скрещивает и опять-таки научно объясняет, почему этим утопическим проектам суждено было воплотиться лишь отчасти. В производстве - да, в супружестве - нет. Именно потому, что священный блуд, который предполагался в замену домашнего рабства, с возрастающим размахом воплотился в обще-
ственном производстве. Сам труд стал блудливым - и тут уже стало не до блуда. С такой яростью вливалась похоть общественного сожительства в хозяйственный процесс, что для прочих смешений не оставалось сил и потребностей - все съедал безоглядный труд и его беспризорные порождения. Блуд с вещами настолько расшатывал нервную систему индивида и удовлетворял растущим потребностям совместного пользования и обладания, что отбивал охоту ко всякому другому блуду» [31. С. 8-9]. Сравнивая таким оригинальным способом трудовой экстаз с выражением сексуальности, Эпштейн попытался показать всю несостоятельность марксистских подходов к решению проблемы пола, их утопичность. Государство решало задачи по строительству «коммунистического» общества, а на женщину возлагало дополнительные обязанности - совмещать труд на благо Родины и домашний труд. Женщина становилась наряду с мужчиной экономическим содержателем семьи, а с 70-х гг. часто единственным ее содержателем. Л.Н. Завадская отмечает: «Тоталитарное государство и коммунистическая партия, осознав, что равенство полов в обозримой перспективе недостижимо и невозможно, вынуждено было выступить в патриархальной, покровительственной роли по отношению к женщине. Это отличительная черта тоталитарного государства советского типа, так называемая перевернутая система сексизма, основанная на определенных принципах, подходах, идеологии льгот, запретов и компенсаций» [29. С. 11]. В результате патерналистской политики тип женщины, освобожденной «сверху», исключал наличие индивидуальности, личности. Беря на себя заботу об общественной роли женщины и мужчины, государство присваивало себе одновременно и право на вмешательство в частную жизнь. Тотальное господство государства налагало запрет на реализацию права быть полом.
Значительное внимание в марксистской концепции взаимоотношения полов уделялось воспитанию подрастающего поколения. Марксисты настаивали на необходимости общественного воспитания под предлогом уничтожения власти родителей над детьми [7. С. 86; 24. С. 443-444]. Молодые строители коммунизма должны были в полной мере воспринять новые принципы морали, для чего влияние семьи в социализации ребенка следовало свести к минимуму. В партийных документах советской эпохи подчеркивалась необходимость скорейшей передачи детей от матери обществу для воспитания будущих проводников коммунизма. М.Н. Лядов заявляет: «Только коллективным творчеством мы можем в нем воспитать подчинение своего «я» общей воле» [27. С. 312-314]. Следовательно, общественное воспитание должно выполнить задачу превращения личности в часть общего коллектива, сделать человека винтиком единого государственного механизма.
Создавая систему общественного воспитания, социалистическое государство разрушало многовековые семейные традиции и представления, в том числе и миф о материнстве как святой женской обязанности. Поскольку государство брало на себя значительную часть забот по уходу и взращиванию детей, само понятие материнства утрачивало свой обязательный характер и приобретало иное содержание. Радикальнейшая марксистка А. Коллонтай видит признание «святости» материнства в «спаса-
тельных станциях», которые общество обязано расставить на пути женщины в виде моральной и материальной поддержки [18. С. 7-8]. Она считает, что в семье единственной обязанностью женщины должно остаться лишь рождение здорового потомства и вскармливание его до ясельного возраста. Дальнейшее воспитание должно быть общественным, а не семейным, что в целом отвечало идеям марксизма. Идеологизация доктрины общественного воспитания нашла воплощение в «Половых заповедях пролетариата» и в «Декрете об отмене частного владения женщинами» [14. С. 1-3; 15. С. 5-7]. Более того, речь идет об организации детского коммунистического движения, одной из задач которого станет решение вопросов полового воспитания для дальнейшей реализации программы полового оздоровления нового общества. В «Двенадцати половых заповедях революционного пролетариата» провозглашаются четыре принципа пролетарской этики - коллективизм, организация, активизм и диалектический материализм, которые и являются нравственной основой отношений между мужчиной и женщиной. Согласно убеждениям А.Б. Залкинд, подбор партнеров должен соответствовать классовой целесообразности, а половая жизнь находиться под контролем класса. Половой союз в дальнейшем будет создаваться на основе классового достоинства партнеров. «Половая жизнь для создания здорового революционно-классового потомства, для правильного, боевого использования всего энергетического богатства человека, для революционно-целесообразной организации его радостей, для боевого формирования внутриклассовых отношений - вот подход пролетариата к половому вопросу» [15. С. 1-8]. В этом манифесте из межличностных отношений практически исключаются духовный, чувственный аспект и личные желания женщины при выборе партнера. Женщина превращается в борца революции и производителя здорового потомства.
Обезличивание индивида в тоталитарном государстве, создаваемом в СССР в 30-е гг. ХХ в., буквально пронизывало всю систему. Весьма показательно процесс стирания гендерной идентичности представлен в средствах массовой информации тех лет. Исследуя образы женщин в советской прессе указанного периода, Т. Дашкова определяет их как «Многоголовые портреты» и «Женщина/станок». Советская идеология создает собирательный образ «женского «мы», деперсонифицированного и механистического... «коллективного тела», где тело неотделимо от «механизма», т.к. само по себе значения не имеет» [13. С. 8-11].
Марксистский проект во многом повторяет платоновскую конструкцию идеального государства [28. С. 11-12]. Их роднит сходство структуры государства и общества, а также сходство идеологии, основанной на приоритете холодного рассудочного «блага», т.е. принципах, идентифицируемых культурой с мужскими качествами. В платоновском государстве предполагаются братские взаимоотношения, стереотипы которых прививают и женщинам. Братство, в которое вступают посвященные, лишает индивида гендерной идентичности, права на свое тело и сексуальность. Предложенные Платоном идеи социальной селекции можно считать беспорядочным смешением и возвращением к дикому, звериному образу жизни. Однако в дальнейшем они были использованы расо-
вой философией и антропологией для обоснования необходимости сохранения чистоты расы. В. Авдеев называет политический идеал платоновского государства генетическим социализмом ввиду намерения философа основать свое государство на органической взаимосвязанности граждан, на их расовом родстве [2. С. 1-8]. Идеи улучшения человечества, выраженные в требованиях свободы личности, присутствуют во всех социалистических утопиях. Именно из этой идеи и вырастает теория расовой чистоты, получившая особое развитие во второй половине XIX в.: «Раса - носитель всего, и личности, и государства, и народа» [22. С. 3]. Расовая гигиена - наука евгеника - оформилась также в этот период и получила свое дальнейшее развитие в расовых теориях. Евгенические принципы характерны и для марксистской теории, реализующей их в Советском государстве. Идея обобществления женщин, присутствовавшая в идеологии большевизма, могла бы позволить создать новую пролетарскую расу, воспитанную в «духе генетического социализма». В. Авдеев, раскрывающий суть концепции генетического социализма, подчеркивает, что - это евгеническое государство, где решаются идеалы свободы и порядка одновременно [1. С. 1-10].
Теория генетического социализма предполагает, что каждая женщина может стать матерью, но не каждая женщина должна передать по наследству свой генотип. Генетический социализм ставит своей главной задачей восстановление генотипа русской расы, воспроизводство представителей «русского» расового типа, т.е. создание Русской расовой идеи. Открытие клонирования дает возможность утилизировать полностью генетически нежелательные элементы и использовать женщин в качестве суррогатных матерей. А. Аверкин отмечает: «Реализация в обществе евгенических мероприятий означает, по своей сути, слияние социального и биологического видов эволюции в единый поток» [3. С. 7]. Евгеническая теория превращает женщину в машину по производству ценных людей, хранителей расовой чистоты. Она основана на дискриминации по расовому признаку и дискриминации по полу, что еще раз подтверждает опасность реализации принципа равенства полов в утопических проектах и в марксистской теории.
В социальных утопиях давление, осуществляемое на женщин как на членов национальных сообществ, возводится в ранг государственной идеологии. Государство берет на себя контроль и управление демографической политикой. Евгенический дискурс как национальный проект ставит своей целью улучшить качества нации, и с этой целью рождаемость либо поощряется у отдельных «лучших» групп, либо ограничивается у «недостойных». Центральной идеей является забота о генетическом составе нации, что предполагает исключение из сообщества тех, кто не соответствует предъявляемым критериям, контроль над браками, рождаемостью и сексуальностью, т.е. сферой взаимоотношения полов. Таким образом, происходит манипулирование женщиной и насильственное регулирование гендерных отношений. Во имя будущего равенства полов государство берет под свой контроль и рождаемость, и воспитание будущих мужчин и женщин.
В попытке реализации создания идеального государства, где все люди будут счастливы, прошли преобразования ХХ в., предпринятые марксистскими теоретиками. В них просматриваются и принципы эгалитаризма и коллективизма Платона, и творческое, революционное начало, увиденное в Платоне представителями культуры начала ХХ в. Марксистская концепция гендерных отношений, реализованная большевиками в СССР, ярко продемонстрировала исчерпанность утопических проектов человеческого общежития, выявила минусы марксисткой концепции пола, невозможность решения проблемы через классовый подход, исключавший гендерные реалии, что подтверждает и гендерный анализ советского законодательства. Марксисткий проект гендерного равенства сохраняет патриархатные ценности гендерных отношений: маскулинизм, андроцентризм, традиционность.
Литература
1. Авдеев В.Б. Генетический социализм / В.Б. Авдеев // Метафизическая антропология. - Режим доступа: http://rusograd.hotmail.ru/ avdeev2/avd_genetic_soc.html [Дата обращения: 09.12.2004].
2. Авдеев В.Б. Расовое мышление у древних греков / В.Б. Авдеев // Метафизическая антропология. - Режим доступа: http://rusograd. hotmail.ru/avdeev2/avd_grek.html [Дата обращения: 09.12.2004].
3. Аверкин А. О семье и браке / А. Аверкин //Путь в высшее общество. - Режим доступа : http://rusmif.narod.ru/ephir/#9 [Дата обращения: 09.12.2004].
4. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы, 1998 / С.Г. Айвазова. - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/rw /о2_1^Ш [Дата обращения: 04.08.2004].
5. Арманд И.Ф. Борьба работниц за последние годы (Справка к напечатанным материалам) / И.Ф. Арманд // Статьи, речи, письма. - М.: Политиздат, 1975. - С. 74-81.
6. Арманд И.Ф. Задачи работниц в Советской России / И.Ф. Арманд // Статьи, речи, письма. - М.: Политиздат, 1975. С. 67-70.
7. Арманд И.Ф. Маркс и Энгельс по вопросу семьи и брака / И.Ф. Арманд // Статьи, речи, письма. - М.: Политиздат, 1975. С. 81-86.
8. Арманд И.Ф. Очередные задачи по работе среди женщин / И.Ф. Арманд // Статьи, речи, письма. - М.: Политиздат, 1975. С. 126-128.
9. Арманд И.Ф. Письмо И.А. Арманд (Осень 1916 г.) / И.Ф. Арманд // Статьи, речи, письма. - М.: Политиздат, 1975. С. 246-250.
10. Арманд И.Ф. Условия полного освобождения работниц и крестьянок / И.Ф. Арманд // Статьи, речи, письма. - М.: Политиздат, 1975. С. 103-110.
11. Ванчугов В.В. Феминисткая составляющая историко-философского процесса в России (Х1Х-ХХ вв.) / В.В. Ванчугов. - Режим доступа: http://humanities.edu.ru/db/msg/ 18509 [Дата обращения: 27.05.2004].
12. Гусейнов А.А. Марксизм и этика //Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К. Маркса. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphas/library/mrx/index.html [Дата обращения: 27.05.2004].
13. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов / Т. Дашкова // Логос. - 1999. - № 11/12 (21). - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/covers/1999-11-12-21.htm [Дата обращения: 27. 10. 2004].
14. Декрет Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров об отмене частного владения женщинами. - Режим доступа: http: //www.feminist.org.ua/library/gender/gender_dekret.php [Дата обращения: 27.07.2004].
15. Залкинд А.Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата / А.Б. Залкинд. - Режим доступа: http://www.a-z.ru/ women/texts/zalkinr.htm [Дата обращения: 23.07.2004].
16. Коллонтай А.М. Дорогу крылатому эросу! (Письмо к трудящейся молодежи) //Марксисткий феминизм. Коллекция текстов А.М. Коллонтай. - Тверь, 2003. - Режим доступа: http://tvergenderstudies.ru/ pbbkar0r.htm [Дата обращения: 04.02.2004].
17. Коллонтай А.М. Женщина-работница в современном обществе / А.М. Коллонтай // С. Айвазова. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы, 1998. - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/ books/rw/t4_2.htm [Дата обращения: 04.08.2004].
18. Коллонтай А.М. Любовь и новая мораль / А.М. Коллонтай. - Режим доступа: http://www.a-z.ru/women/texts/kollonr.htm [Дата обращения: 23.07.2004].
19. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистиче-
ских Республик (принята на внеочередной седьмой сессии ВС СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.): офиц. текст. - Режим доступа: http://tarasei.narod.ru/konst1977.htm [Дата обращения:
25.12.2003].
20. Ленин В.И. Письмо И.Ф.Арманд от 17 января 1915 г. / В.И. Ленин //
Полн. собр. соч. - 5-е изд.- М.: Политиздат, 1962-1981. Т. 49. С. 51-52.
21. Ленин В.И. Письмо И.Ф.Арманд от 24 января 1915 г. / В.И. Ленин //
Полн. собр. соч. - 5-е изд.- М.: Политиздат, 1962-1981. Т. 49. С. 54-57.
22. Ленц Ф. Раса как ценностный принцип / Ф. Ленц // И. Ф. Леманс
Ферлаг, Мюнхен. «Дойчландс Эрнойерунг», 1917. - Выпуск 1. -Атеней, № 3-4. - Режим доступа: http://rusograd.hotmail.ru/atheney /lenz_rascenn .html [Дата обращения: 09.12.2004].
23. Мандельштам О. Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето... (1931) / О. Мандельштам // Личность. Творчество. Эпоха. - Владивосток: Советский Фонд культуры. Приморское отделение, 1989. С. 119-122.
24. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1955-1975. Т. 4. С. 419-459.
25. Маркс К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1955-1975. Т. 3. С. 7-544.
26. Межуев В.М. Был ли Маркс утопистом? // Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К. Маркса. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphas/library/mrx/index.html [Дата обращения: 27.05.2004].
27. Партийная этика: документы и материалы дискуссии 20-х годов / под ред. А. А. Гусейнова и др. - М.: Политиздат, 1989. - 509 с.
28. Платон. Государство // Соч.: в 3 т.- М.: Наука, 1971. - Т. 3. Ч. 1. -Кн. 5. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/plato/ 01/0.html [Дата обращения: 3.01.2005].
29. Развитие конституционной идеи равенства полов в Конституциях СССР / Отв. ред. Л.Н. Завадская // Гендерная экспертиза российского законодательства. - М.: Издательство БЕК, 2001. - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/zavadslaya/index.htm [Дата обращения: 25.12.2004].
30. Успенская В. Радикальный проект женской эмансипации Александры Коллонтай / В. Успенская // А. Коллонтай. Теория женской эмансипации в контексте российской гендерной политики. Материалы междунар. науч. конф. Тверь, 11 марта 2002 г. - Тверь, 2003. -Режим доступа: http://tvergenderstudies.ru/pbbk007r.htm [Дата обращения: 27.05.2004].
31. Эпштейн М. Блуд труда (1979) / М. Эпштейн. - Режим доступа: http: //www.emory.edu/INTELNET/bd_blud.html [Дата обращения:
25.12.2004].
32. Эпштейн М. Эдипов комплекс советской цивилизации / М. Эпштейн. - Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/
vo_edip.html [Дата обращения: 25.12.2004].
33. Юкина И. Александра Коллонтай и русский феминизм / И. Юкина // А. Коллонтай. Теория женской эмансипации в контексте российской гендерной политики // Материалы междунар. науч. конф. Тверь, 11 марта 2002 г. - Тверь, 2003. - Режим доступа: http:// tver-genderstudies.ru/pbbk007r.htm [Дата обращения: 27.05.2004].
© Митина Н.Г., 2007 г.