Научная статья на тему 'Маркетинговый инструментарий повышения эффективности кластерных образований'

Маркетинговый инструментарий повышения эффективности кластерных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КРИЗИС-МЕНЕДЖМЕНТ / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MARKETING / MARKETING TOOLS / EFFICIENCY / CLUSTER / CLUSTER EDUCATIONS / CRISIS MANAGEMENT / MARKET ECONOMY / TARGET MARKETING / TRANSFORMATION / COMPETITIVENESS / REGIONAL CLUSTER / INDUSTRIAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинин Павел Андреевич, Бурцева Татьяна Алексеевна, Созинова Анастасия Андреевна

Введение. Целью статьи является исследование перспектив и разработка рекомендаций по использованию маркетингового инструментария в интересах повышения эффективности кластерных образований. Исследование является актуальным в связи с тем, что в странах с развитой экономикой маркетинг это постоянный элемент рыночной деятельности, все бизнес-процессы, все трансформации, в том числе и формирование кластерных образований, разрабатываются и внедряются с учетом маркетинговых целей и возможностей предприятий. Материалы и методы. Оценка эффективности является ключевой характеристикой любого процесса. Современные методы и инструменты, разработанные в управленческой практике, должны быть адаптированы к конкретной проблемме исследования с учетом особенностей формирования кластеров. Сегодня под экономической эффективностью формирования кластера принято понимать только соотношение двух параметров: результата от формирования кластера и затрат на его формирование. Результаты. Авторами доказана неполнота применяемой в настоящее время методики оценки эффективности кластеров, в которой учитывается только финансовая и экономическая выгода от объединения в кластеры. Авторы предлагают модификацию представленной традиционной формулы с учетом маркетинговых воздействий на кластер. Обсуждение. Авторы пришли к выводу о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Роль маркетингового инструментария растет. Использование оценки только финансовых выгод от формирования кластеров не всегда может способствовать созданию конкурентоспособного кластера. Это связано с тем, что формирование кластеров, противоречащих достижению маркетинговых целей предприятий-участников кластера в условиях современной экономики, связано с риском ухудшения рыночных позиций предприятий. Заключение. Научная значимость представленых выводов определяется вкладом в развитие основ современной концепции маркетинга. Авторы доказывают необходимость применения нового подхода к оценке эффективности формирования кластерных образований. Статья носит практический характер и предлагает рекомендации для практического использования по повышению эффективности формирования кластерных образований, которые могут применяться в деятельности кластеров для повышения их адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING TOOLS OF INCREASE IN EFFICIENCY OF CLUSTER EDUCATIONS

Introduction. The purpose of article is the research of prospects and development of recommendations about use of marketing tools for the benefit of increase in efficiency of cluster educations. The research is urgent because in the countries with developed economy marketing is a fixed element of market activities, all business processes, all transformations including forming of cluster educations, are developed and take root taking into account the marketing purposes and opportunities of the entities. Materials and methods. The efficiency evaluation is the key characteristic of any process. The modern methods and tools developed in managerial practice shall be adapted for a specific problem of a research taking into account features of forming of clusters. Today it is accepted to understand as cost efficiency of forming of a cluster only a ratio of two parameters: result from forming of a cluster and costs for its forming. Discussion. Authors came to a conclusion that the hypothesis of a research proved to be true. The role of marketing tools grows. Use of assessment only of pecuniary benefits from forming of clusters can not always promote creation of a competitive cluster. It is connected with the fact that forming of the clusters contradicting achievement of the marketing purposes of the participating entities of a cluster in the conditions of modern economy is connected with risk of deterioration in market line items of the entities. Results. Authors proved incompleteness of the technique of an efficiency evaluation of clusters applied now in which only the pecuniary and economic benefit from consolidation in clusters is considered. Authors offer modification of the provided traditional formula taking into account marketing impacts on a cluster. Conclusion. The scientific importance of the provided conclusions is determined by a contribution to development of bases of the modern concept of marketing. Authors prove need of application of new approach to an efficiency evaluation of forming of cluster educations. Article has practical character and offers recommendations for practical use about increase in efficiency of forming of cluster educations which can be used in activities of clusters for increase in their adaptation to constantly changing environmental conditions.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый инструментарий повышения эффективности кластерных образований»

08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Калинин Павел Андреевич, аспирант кафедры менеджмента и маркетинга Бурцева Татьяна Алексеевна, доктор экономических наук, профессор,

директор Института экономики и менеджмента Созинова Анастасия Андреевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Вятский государственный университет, г. Киров (Россия)

Аннотация

Введение. Целью статьи является исследование перспектив и разработка рекомендаций по использованию маркетингового инструментария в интересах повышения эффективности кластерных образований. Исследование является актуальным в связи с тем, что в странах с развитой экономикой маркетинг - это постоянный элемент рыночной деятельности, все бизнес-процессы, все трансформации, в том числе и формирование кластерных образований, разрабатываются и внедряются с учетом маркетинговых целей и возможностей предприятий.

Материалы и методы. Оценка эффективности является ключевой характеристикой любого процесса. Современные методы и инструменты, разработанные в управленческой практике, должны быть адаптированы к конкретной проблемме исследования с учетом особенностей формирования кластеров. Сегодня под экономической эффективностью формирования кластера принято понимать только соотношение двух параметров: результата от формирования кластера и затрат на его формирование.

Результаты. Авторами доказана неполнота применяемой в настоящее время методики оценки эффективности кластеров, в которой учитывается только финансовая и экономическая выгода от объединения в кластеры. Авторы предлагают модификацию представленной традиционной формулы с учетом маркетинговых воздействий на кластер.

Обсуждение. Авторы пришли к выводу о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Роль маркетингового инструментария растет. Использование оценки только финансовых выгод от формирования кластеров не всегда может способствовать созданию конкурентоспособного кластера. Это связано с тем, что формирование кластеров, противоречащих достижению маркетинговых целей предприятий-участников кластера в условиях современной экономики, связано с риском ухудшения рыночных позиций предприятий.

Заключение. Научная значимость представленых выводов определяется вкладом в развитие основ современной концепции маркетинга. Авторы доказывают необходимость применения нового подхода к оценке эффективности формирования кластерных образований. Статья носит практический характер и предлагает рекомендации для практического использования по повышению эффективности формирования кластерных образований, которые могут применяться в деятельности кластеров для повышения их адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Ключевые слова: кластер, кластерные образования, конкурентоспособность, кризис-менеджмент, маркетинг, маркетинговый инструментарий, промышленный кластер, региональный кластер, рыночная экономика, трансформация, целевой маркетинг, эффективность.

Для цитирования: Калинин П. А., Бурцева Т. А., Созинова А. А. Маркетинговый инструментарий повышения эффективности кластерных образований // Вестник НГИЭИ. 2017. № 4 (71). С. 76-83.

MARKETING TOOLS OF INCREASE IN EFFICIENCY OF CLUSTER EDUCATIONS

© 2017

Kalinin Pavel Andreevich, graduate student of department of management and marketing Burtseva Tatyana Alekseevna, doctor of economic Scinces, professor, director of Institute of economy and management Sozinova Anastasia Andreevna, candidate of economic Sciences, associate professor, associate professor of management and marketing Vyatka state University, Kirov (Russia)

08.00.05 УДК 338.12.017

© 2017

Annotation

Introduction. The purpose of article is the research of prospects and development of recommendations about use of marketing tools for the benefit of increase in efficiency of cluster educations. The research is urgent because in the countries with developed economy marketing is a fixed element of market activities, all business processes, all transformations including forming of cluster educations, are developed and take root taking into account the marketing purposes and opportunities of the entities.

Materials and methods. The efficiency evaluation is the key characteristic of any process. The modern methods and tools developed in managerial practice shall be adapted for a specific problem of a research taking into account features of forming of clusters. Today it is accepted to understand as cost efficiency of forming of a cluster only a ratio of two parameters: result from forming of a cluster and costs for its forming.

Discussion. Authors came to a conclusion that the hypothesis of a research proved to be true. The role of marketing tools grows. Use of assessment only of pecuniary benefits from forming of clusters can not always promote creation of a competitive cluster. It is connected with the fact that forming of the clusters contradicting achievement of the marketing purposes of the participating entities of a cluster in the conditions of modern economy is connected with risk of deterioration in market line items of the entities.

Results. Authors proved incompleteness of the technique of an efficiency evaluation of clusters applied now in which only the pecuniary and economic benefit from consolidation in clusters is considered. Authors offer modification of the provided traditional formula taking into account marketing impacts on a cluster.

Conclusion. The scientific importance of the provided conclusions is determined by a contribution to development of bases of the modern concept of marketing. Authors prove need of application of new approach to an efficiency evaluation of forming of cluster educations. Article has practical character and offers recommendations for practical use about increase in efficiency of forming of cluster educations which can be used in activities of clusters for increase in their adaptation to constantly changing environmental conditions.

Keywords: marketing, marketing tools, efficiency, cluster, cluster educations, crisis management, market economy, target marketing, transformation, competitiveness, regional cluster, industrial cluster.

Введение

Современные тенденции развития экономики любой страны определяются закономерностями глобализационных процессов, которые определяют появление новых глобальных хозяйственных связей, экономической и политико-правовой интеграции.

Унификация хозйственной деятельности ведет к формированию единой системы, которая наиболее эффективно формируется с использованием кластерных подходов в реализации экономической политики.

Практика показывает, что в странах с развитой экономикой маркетинг это постоянный элемент рыночной деятельности, все бизнес-процессы, все трансформации, в том числе и формирование кластерных образований, разрабатываются и внедряются с учетом маркетинговых целей и возможностей предприятий. В нашей стране ситуация другая. В странах, вставших на путь рыночных преобразований (в том числе Россия), уже сформированы эффективно работающие рыночные отношения [1, с. 46-50; 2, с. 100-103].

Но предприятия не внедряют методологию маркетинга во все аспекты своей деятельности. Кластеризация предприятий, как правило, планируется и осуществляется без учета маркетинговой специфики деятельности предприятия [3; 4]. Исследования авторов подтверждают наличие множества

примеров неэффективных кластерных образований в современной российской практике, в том числе в Кировской области [5, с. 141-143]. Именно поэтому проблематика повышения эффективности кластерных образований на практике характеризуется высокой актуальностью.

Авторы считают, что отсутствие использования маркетинговых инструментов является одной из важнейших причин слабой эффективности кластерных образований. Данное утверждение связано с тем, что в новых условиях ведения хозяйственной деятельности в России уже установилась объективная необходимость в использовании маркетинговых инструментов, которые не применяются в процессах кластеризации. Это связано с медленной научной адаптацией маркетинговых инструментов в процессах кластеризации, а также слабой адаптацией предприятий к новым условиям хозяйствования. Именно поэтому авторы поставили своей целью исследовать перспективы и разработать рекомендации по использованию маркетингового инструментария для повышения эффективности кластерных образований.

Материалы и методы

Кластерный подход к ведению хозяйственной деятельности не имеет четко структурированного определения в науке и на практике. Однако он имеет составные элементы, которые дают точное понимание затронутой в исследовании проблемы. В со-

обществах ученых и практиков существует множество мнений о том, что такое кластерное образование. В рамках данного исследования мы будем понимать под кластерным образованием сформированное устойчивое территориально-отраслевое партнерство предприятий, которые объединянются одной инновационно направленной программой развития и внедрения новых технологий с целью повышения конкурентоспособности предприятий участников кластера [6, с. 38].

В общем виде кластерное образование может осущствляться в пяти основных формах с различными их модификациями с учетом жизненного цикла кластера [6, с. 39-41]:

1. Агломерация.

2. Возникающий кластер.

3. Развивающийся кластер.

4. Зрелый кластер.

5. Трансформация.

Оценка эффективности является ключевой характеристикой любого процесса. Методики оценки эффективности рассматриваются многими учеными [7, с. 117]. Современные методы и инструменты, разработанные в управленческой практике, должны быть адаптированы к конкретной проблеме исследования с учетом особенностей формирования кластеров. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию подчеркивают актуальность задачи повышения эффективности региональной экономики. Поставленная Президентом задача должна быть направлена на рост эффективности региональных предприятий. Необходимость ее разрешения осознается не только на государственном уровне, но и на уровне региональных правительств и региональных предприятий. Мировой опыт показывает примеры повышения эффективности региональных экономик путем реализации кластер-оринтированной политики.

Сегодня под экономической эффективностью формирования кластера принято понимать только соотношение двух параметров: результата от формирования кластера и затрат на его формирование [8, с. 98-99; 9, с. 34]. Российская практика считает только прямую финансовую выгоду (дополнительную прибыль) от объединения предприятий в кластер [10, с. 110-112; 11]. Некоторые авторы рассматривают маркетинговые аспекты эффективности формирования кластеров, однако представленные авторами расчеты эффективности аналогично сводятся к финансовой выгоде от синергии маркетинговых затрат или экономии на маркетинге у предприятий [12, с. 61].

Таким образом, применяемую в настоящее время методику эффективности формирования кластерных образований можно в обощенном виде представить в виде формулы:

Эфф (кластер) = ^

(1)

где Эфф (кластер) - эффективность формирования кластерного образования, ДПр - дополнительная прибыль после формирования кластерного образования, Зтр - затраты на формирование кластерного образования.

Представленная формула учитывает только финансовые результаты от формирования кластерного образования и потому не полностью отражает эффективность формирования кластера. В рамках заявленного исследования авторы предлагают использовать следующую формулу расчета эффективности формирования кластерного образования с учетом оценки маркетинговых аспектов. Формула выглядит слудеющим образом:

Эфф (кластер с учетом маркет) = АПр*КМаркет, (2)

где Эфф (кластер с учетом маркет.) - эффективность формирования кластерного образования с учетом оценки маркетинговых аспектов, ДПр - дополнительная прибыль после формирования кластерного образования, Кмаркет - коэффициент рыночных аспектов формирования кластерного образования, Зтр - затраты на формирование кластерного образования.

В рамках данной формулы коэффициент рыночных аспектов формирования кластерного образования авторы определяют следующим образом:

Кмаркет =

Доля рынка до Доля рынка после'

(3)

где Доля рынка до - суммарная доля рынка предприятий-участников кластера до формирования кластерного образования,

Доля рынка после - доля рынка предприятий после формирования кластерного образования.

Результаты

Представим результаты оценки эффективности формирования кластерных образований в России с помощью традиционной формулы и формулы, предложенной коллективом авторов данной статьи.

Для целей рассчета воспользуемся данными, представленными в диссертациях на соискание ученых степеней (табл. 1) [13; 14; 15].

Исследованные труды ученых показывают изменения долей рынка предприятий после формирования кластерных образований вне зависимости от принадлежности предприятий к отраслям народного хозяйства.

Авторы статьи отмечают, что возможно снижение доли рынка за счет изменения структуры продуктового портфеля предприяий. Внедрение новых технологий не всегда ведет к увеличению доли рынка, и практика называет случаи, когда доля рынка предприятий падает при использовании новых технологий [18, с. 106; 19; 20, с. 118-119].

Таблица 1 - Анализ эффективности формирования кластерных образований с помощью двух формул:

традиционной и предложенной авторами статьи

Кластерное образование Традиционная формула расчета эффективности кластерных образований Формула с учетом маркетинговых аспектов формирования кластерных образований

Зерновой кластер Краснодарского края, в млн руб. [13, с. 119-174] 1247 1,014 1229 1247■33/оо --по» = 1,014 1229

Транспортно-логистический кластер в Свердловской области, в млн руб. [14, с. 145-194] 354 = 1,2 295 , /36 = 1,5 295 ,

Туристкий кластер в Приморском крае, в млрд руб. [15, с. 110-121] 493 ТГГ7 = 1,48 332 493 ■ 55/29 -„по = 2,81 332

Кластер высоких технологий г. Новосибирск, в млн руб [16, с. 134-169] 5,94 ———■ = 1,22 4,85 5,94 ■ 17/13 —, о/ = 1,60 4,85

Хлебобулочный кластер Ленинградской области, в усл.ед. [17, с. 154-192] 0,9 = 1,2 0,75 , 0,9 ■ 37/34 '34 = 1,45 0,75

Рисунок 1 - Механизм формирования кластера с учетом маркетинговых аспектов

79

Исследованные три диссертации и три примера расчета эффективности формирования кластерных образований наглядно показывают, что маркетинг выступает в качестве определенного коэффициента, регулирующего общую эффективность формирования кластера. Данный коэффициент может как увеличить итоговую эффективность формирования кластера (транспортно-логистический кластер в Свердловской области, туристский кластер в Приморском крае, кластер высоких технологий в г. Новосибирск и хлебобулочный кластер в Ленинградской области), оставить без изменения результаты традиционного расчета эффективности формирования кластера (зерновой кластер в Краснодарском крае), а также при падении доли рынка снизить итоговую эффективность от формирования кластера.

Таким образом, авторы считают, что при планировании кластерного образования необходимо учитывать маркетинг и рыночные последствия для предприятий, входящих в состав кластера. Именно поэтому авторы статьи предлагают механизм формирования кластерного образования с учетом маркетинговых аспектов формирования кластерного образования.

Как видно из рис. 1 , процесс формирования и развития кластера состоит из трех последовательных этапов. Каждому этапу соответствует свой маркетинговый инструментарий. Первый этап - планирование кластера. На этом этапе определяется целесообразность формирования кластера региональными властями. Оценка производится с учетом финансовых и маркетинговых аспектов формирования кластера, как для экономики региона, так и для предприятий в частности. Отметим, что авторы пришли к выводу, что инструменты маркетинга на этапе принятия решения о формировании кластера являются первоочередными, так как используются инструменты маркетингового стратегического анализа.

Второй этап - собственно маркетинговая оценка формирования кластера, в рамках которого оценивается маркетинговая целесообразность формирования кластера. Основой этого этапа является сравнение финансовых и маркетинговых выгод от формирования кластера. Это необходимо для поддержания устойчивого развития кластера в долгосрочной перспективе. Так как только при наличии удовлетворяющего мощностям кластера рынка потенциальных потребителей продукции способно обеспечить финансовую выгоду (прибыль кластера) в долгосрочной перспективе. Помимо оценки маркетинговых аспектов формирования кластера во время второго этапа важно развивать рынок и формировать устойчивый спрос на продукцию класте-

ра. Данный процесс также реализуется с помощью маркетингового инструментария.

Третий этап - создание и развитие кластера. На третьем этапе важно оценивать экономическую эффективность формирования кластера с учетом его маркетинговых аспектов. На этом этапе применяются методы аудита комплекса маркетинга кластера, брендирование продукции. Эффективный юрен-динг позволит получить дополнительную выгоду в виде стоимости бренда кластера, что максимизирует эффект от формирования кластера.

Авторы хотели бы отметить, что такой инструмент, как проведение маркетингового исследования, применяется на всех этапах формирования кластера [21-26]. Это связано с тем, что именно маркетинговые исследования позволяют определять возможные направления бизнеса. На практике их применяют, принимая такие управленческие решения, как введение нового продукта на рынок, брендирование продукции, формирование ценовой политики, формирование политики продвижения и т. п. Между тем остается вопрос о том, что формирование кластера вероятнее всего сформирует новые возможности для предприятий. Соотвественно, кластеру будет важно исследовать рынок, готовность потребителей принимать новые продукты, оценивать воздействия факторов внешней среды.

Из всего сказанного следует, что использование маркетингового инструментария позволяет повысить эффективность формирования кластерных образований. Рост эффективности достигается за счет использования дополнительных выгод для предприятий, основанных на рыночных преимуществах

Обсуждение

Авторы пришли к выводу о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, роль маркетингового инструментария растет. А с учетом кризисных явлений в современной экономике маркетинг должен стать необходимым инструментом формирования кластерных образований. Использование оценки только финансовых выгод от формирования кластеров не всегда может способствовать созданию конкурентоспособного кластера. Это связано с тем, что формирование кластеров, противоречащих достижению маркетинговых целей предприятий-участников кластера в условиях современной экономики, связано с риском ухудшения рыночных позиций предприятий.

Авторы ожидают, что использование модифицированной формулы в процессах формирования кластерных образований позволит значительно повысить эффективность маркетинговой деятельности кластеров и обеспечить высокую устойчивость к финансово-экономичеким кризисам. Традиционный

подход естественно может успешно применяться в формировании кластеров, не ориентированных на рынок, чаще хозяйствующих на мо-нопольных и олигополистических рынках или при ведении бизнеса в краткосрочной и среднесрочной перспективе, так как не требует серьезных затрат и усилий предпринимателей

Заключение

Научная значимость представленых выводов определяется вкладом в развитие основ современной концепции маркетинга. Авторы доказывают необходимость применения нового подхода к оценке эффективности формирования кластерных образований.

Статья носит практический характер и предлагает рекомендации для практического использования по повышению эффективности формирования кластерных образований, которые могут применяться в деятельности кластеров для повышения их адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Стоит отметить, что точка зрения на оценку эффективности с учетом маркетинговых аспектов является максимально упрощенной. Для целей использования на практике предложенную формулу необходимо адаптировать под каждый конкретный случай, определяя коэффициент маркетинга по тому элементу рыночной позиции, по которому необходимо сформировать оценку (например, уровень конкурентоспособности и др.). Однако данное упрощение не снижает неспоримость доводов и оценок исследования в пользу использования маркетингового инструментария в процессе формирования кластерных образований.

Авторы считают, что дальнейшие перспективы системного развития маркетингового инструментария повышения эффектиности кластерных образований неразрывно связаны с разработкой более серьезных методологических концептуальных подходов к анализу и оценке эффективности маркетинговой деятельности кластерных образований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кульков В. М. Завершился ли переходный период в экономике России? // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 4 (40). С. 45-59.

2. Вартанова М. П. Экономические реформы и современное состояние управления занятостью населения в России // Региональные проблемы пре-обрзования экономики. 2013. № 1 (35). С. 98-110.

3. Saenko N. R., Sozinova A. A., Karabulato-va I. S., Mamatelashvili O. V., Pismennaya E. E. Re-

search in action integrated marketing communications as the elements of information and visualization market relations // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Volume 6 (2016). No. S1. pp. 126-132.

4. Sozinova A. A., Novikov S. V., Kosni-kov S. N., Nemchenko G. I., Alenina E. E. Peculiarities of Isolated Clusters Operation // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Volume 6 (2016). No. 8S. pp. 19-23.

5. Созинова А. А. Система критериев по оценке управления технопарками на территории Кировской области как основа экономического развития региона // Инновации и инвестиции. 2014. № 2. С. 178-180.

6. Жиркова С. В. Кластер как инструмент повышения конкурентоспособности региона в условиях современного мирового хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 4 (038). С. 38-45.

7. Созинова А. А. Методологические подходы к оценке эффективности процесса управления реорганизацией предпринимательских структур // Вестник НГИЭИ. 2016. № 11 (66). С. 116-123.

8. Курносова Е. А. Оценка эффективности функционирования аэрокосмических кластеров // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2015. № 9/2 (131). С. 97-105.

9. Бочкова Е. В. Методика расчета мощности кластера в повышении эффективности национального производства // Вестник КрасГАУ. 2013. № 9. С.30-36.

10. Тюкавкин Н. М. Методы оценки эффективности функционирования кластеров в промышленности // Основы экономики, управления и права. 2013. № 3 (9). С. 109-113.

11. Клепикова Н. И. Оценка эффективности создания отраслевого кластера // Фундаментальные исследования. 2013. № 4-4. С. 934-939.

12. Буянова М. Э., Дмитриева Л. В. Оценка эффективности создания региональных кластеров // Вестн. Вол-гогр. гос. ун-та. Сер. 3. Экон. Экол. 2012. № 2 (21). С. 54-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Черненко А. А. Формирование зерного кластера как условие повышения эффективности региональной экономики // Диссерт. на соиск. уч. степени канд. эконом. наук. Майкоп. 2014. 194 с.

14. Меньшенина И. Г. Региональные кластеры как форма территориальной организации экономики // Дис-серт. на соиск. уч. степени канд. эконом. наук. Екатеринбург. 2009. 211 с.

15. Лебединская Ю. С. Региональные туристские кластеры: управление формированием и разви-

тием // Диссерт. на соиск. уч. степени канд. эконом. наук. Москва. 2015. 196 с.

16. Марков Л. С. Экономические кластеры как форма функционирования и развития промышленности реги-она (на примере кластеров высоких технологий г. Новосибирска) // Диссерт. на соиск. уч. степени канд. эконом. наук. Новосибирск. 2006. 186 с.

17. Калинина Е. О. Методы формирования отраслевых инновационных кластеров // Диссерт. на соиск. уч. степени канд. эконом. наук. Санкт-Петербург. 2010. 203 с.

18. Захарова Н. В., Лабудин А. В. Мировой рынок высоких технологий: особенности и перспективы развития // Управленческое консультирование. 2016. № 4. С. 104-115.

19. Карева Н. В., Забержинский Б. Э. Основные проблемы роста отечественного рынка 1Т услуг // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4.

20. Мельников О. Н., Краевский И. С. Результаты внедрения информационных технологий на стратегическом и тактическом уровнях // Креативная экономика. 2011. № 6 (54). С. 115-120.

21. Иголкин С. Л., Кузьменко Н. И., Шаталов М. А. Негосударственные вузы как составляющие формирования и функционирования образовательных кластеров // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 55-60.

22. Баулина О. А. Микро-подход к идентификации региональных кластеров (на примере строительной отрасли волгоградского региона) // Синергия. 2016.№ 2. С. 49-55.

23. Шенгер А. А. Эффективность развития отдельных сельскохозяйственных предприятий в составе крупных агропромышленных комплексов // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 2016. № 4 (12). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://aeconomy.ru/science/economy/effektivnost-razvit iya-otdelnykh-se/

24. Дурандин М. М. Концепции производственного менеджмента, лежащие в основе повышения эффективности производства (зарубежный опыт) // СтройМного. 2016. № 1 (2). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://stroymnogo.com/ science/economy/kontseptsii-proizvodstvennogo-mened/

25. Шамин А. Е., Чернов В. А. Территориальные кластеры как основа развития инновационной инфраструктуры региона // Инновации и инвестиции. 2015. № 8. С. 2-5.

26. Сериков С. Г., Карпенко П. А. Оценка уровня экономической безопасности амурской об-

ласти // Современные инновации. 2017. № 1 (15). С.54-56.

REFERENCES

1. Kul'kov V. M. Zavershilsja li perehodnyj period v jekonomike Rossii? (Completed the transition period in the Russian economy?), Jekonomicheskie i so-cial'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz, 2015, No. 4 (40), pp. 45-59.

2. Vartanova M. P. Jekonomicheskie reformy i sovremennoe sostojanie upravlenija zanjatost'ju nasele-nija v Rossii (Economic reform and the current state of management of population employment in Russia), Re-gional'nye problemy preobrzovanija jekonomiki, 2013, No. 1 (35), pp. 98-110.

3. Saenko N. R., Sozinova A. A., Karabulato-va I. S., Mamatelashvili O. V., Pismennaya E. E. Research in action inte-grated marketing communications as the elements of information and virtualization market relations, International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, Volume 6 (2016), No. S1, pp.126-132.

4. Sozinova A. A., Novikov S. V., Kosni-kov S. N., Nemchenko G. I., Alenina E. E. Peculiarities of Isolated Clusters Operation, International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, Volume 6 (2016), No. 8S, pp. 19-23.

5. Sozinova A. A. Sistema kriteriev po ocenke upravlenija tehnoparkami na territorii Kirovskoj oblasti kak osnova jekonomicheskogo razvitija regiona (System of criteria for assessment of management of industrial parks on the territory of the Kirov region as a basis of economic development of the region), Innovacii i investicii, 2014, No. 2, pp. 178-180.

6. Zhirkova S. V. Klaster kak instrument pov-yshenija konkurentosposobnosti regiona v uslovijah sovremennogo mirovogo hozjajstva (Cluster as an instrument of increase of competitiveness of region in the conditions of the modern world economy), Social'no-jekonomicheskie javlenija i process, 2012, No. 4 (038), pp.38-45.

7. Sozinova A. A. Metodologicheskie podhody k ocenke jeffektivnosti processa upravlenija reorgani-zaciej predprinimatel'skih struktur (Methodological approaches to assessing the effectiveness of the management process reorganization business structures), Vest-nikNGIJeI, 2016, No. 11 (66), pp. 116-123.

8. Kurnosova E. A. Ocenka jeffektivnosti funkcionirovanija ajerokosmicheskih klasterov (Assessment of efficiency of functioning of the aerospace cluster), Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Serija «Jekonomika i upravlenie», 2015, No. 9/2 (131). pp. 97-105.

9. Bochkova E. V. Metodika rascheta moshhnosti klastera v povyshenii jeffektivnosti nacional'nogo pro-izvodstva (Methods of calculation of capacity of the cluster to increase the efficiency of the national production), VestnikKrasGAU, 2013, No. 9, pp. 30-36.

10. Tjukavkin N. M. Metody ocenki jeffektivnosti funkcionirovanija klasterov v promyshlennosti (Evaluation methods of efficiency of functioning of industrial clusters in the beginning), Osnovy jekonomiki, upravlenija i prava, 2013, No. 3 (9), pp. 109-113.

11. Klepikova N. I. Ocenka jeffektivnosti sozdan-ija otraslevogo klastera (Evaluation of the effectiveness of industrial cluster), Fundamental'nye issledovanija, 2013, No. 4-4, pp. 934-939.

12. Bujanova M. Je., Dmitrieva L. V. Ocenka jeffektivnosti sozdanija regional'nyh klasterov (Estimation of efficiency of creation of regional clusters), Vestn. Vol-gogr. gos. un-ta. Ser. 3. Jekon. Jekol, 2012, No. 2 (21), pp. 54-62.

13. Chernenko A. A. Formirovanie zernogo klastera kak uslovie povyshenija jeffektivnosti region-al'noj jekonomiki (Formation sernogo of the cluster as a condition of effectiveness of the regional economy), Dissert. na soisk. uch. stepeni kand. jekonom. nauk, Majkop, 2014, 194 pp.

14. Men'shenina I. G. Regional'nye klastery kak forma territorial'noj organizacii jekonomiki (Regional clusters as a form of territorial organization of economy), Dissert. na soisk. uch. stepeni kand. jekonom. nauk, Ekaterinburg, 2009, 211 pp.

15. Lebedinskaja Ju. S. Regional'nye turistskie klastery: upravlenie formirovaniem i razvitiem (Regional tourism clusters: management of formation and development), Dissert. na soisk. uch. stepeni kand. jekonom. nauk, Moskva, 2015, 196 pp.

16. Markov L. S. Jekonomicheskie klastery kak forma funkcionirovanija i razvitija promyshlennosti regi-ona (na primere klasterov vysokih tehnologij g. Novosibirska) (Economic clusters as a form of functioning and development of the industry region (for example, clusters of high technology in Novosibirsk)), Dissert. na soisk. uch. stepeni kand. jekonom. nauk. Novosibirsk. 2006. 186 pp.

17. Kalinina E. O. Metody formirovanija ot-raslevyh innovacionnyh klasterov (Methods of formation of innovation clusters), Dissert. na soisk. uch. stepeni kand. jekonom. nauk, Sankt-Peterburg, 2010, 203 pp.

18. Zaharova N. V., Labudin A. V. Mirovoj rynok vysokih tehnologij: osobennosti i perspektivy razvitija (World market of high technologies: features and prospects of development), Upravlencheskoe kon-sul'tirovanie, 2016, No. 4, pp. 104-115.

19. Kareva N. V., Zaberzhinskij B. Je. Osnovnye problemy rosta otechestvennogo rynka IT uslug (Basic

problems of the growth of the domestic IT services market), Sovremennye nauchnye issledovanija i inno-vacii, 2016, No. 4.

20. Mel'nikov O. N., Kraevskij I. S. Rezul'taty vnedrenija informacionnyh tehnologij na strate-gicheskom i takticheskom urovnjah (The result of introduction of informational technologies at the strategic and tactical levels), Kreativnaja jekonomika, 2011, No. 6 (54). pp. 115-120.

21. Igolkin S. L., Kuz'menko N. I., Shata-lov M. A. Negosudarstvennye vuzy kak sostavljajush-hie formirovanija i funkcionirovanija obrazovatel'nyh klasterov (Non-state higher education institutions as the making formations and functioning of educational clusters), Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2015, No. 2 (18). pp. 55-60.

22. Baulina O. A. Mikropodhod k identifikacii regional'nyh klasterov (na primere stroitel'noj otrasli volgogradskogo regiona) (Micro approach to identification of regional clusters (on the example of construction branch of the Volgograd region)), Sinergija, 2016, No. 2. pp. 49-55.

23. Shenger A. A. Jeffektivnost' razvitija otdel'n-yh sel'skohozjajstvennyh predprijatij v sostave krupnyh agropromyshlennyh kompleksov (Efficiency of development of separate agricultural enterprises as a part of large agro-industrial complexes), Ajekonomika: jekonomika i sel'skoe hozjajstvo, 2016, No. 4 (12), [Jel-ektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://aeconomy.ru/ science/economy/effektivnost-razvit iya-otdelnykh-se/

24. Durandin M. M. Koncepcii proizvod-stvennogo menedzhmenta, lezhashhie v osnove povy-shenija jeffektivnosti proizvodstva (zarubezhnyj opyt) (The concepts of production management which are the cornerstone of increase in production efficiency (foreign experience)), StrojMnogo, 2016, No. 1 (2), [Jel-ektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://stroymnogo. com/science/economy/kontseptsii-proizvodstvennogo-mened/

25. Shamin A. E., Chernov V. A. Territorial'nye klastery kak osnova razvitija innovacionnoj infra-struktury regiona (Territorial clusters as basis of development of innovative infrastructure of the region), In-novacii i investicii, 2015, No. 8, pp. 2-5.

26. Serikov S. G., Karpenko P. A. Ocenka urov-nja jekonomicheskoj bezopasnosti amurskoj oblasti (Assessment of level of economic security of the Amur region), Sovremennye innovacii, 2017, No. 1 (15), pp. 54-56.

Дата поступления статьи в редакцию 21.01.2017, принята к публикации 11.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.