УДК 677.077
Л.А. Терская, Е.А. Войченко1
Маркетинговые исследования спроса на одежду с меховой отделкой
Статья посвящена изучению формирования потребительского спроса на одежду с меховой отделкой на рынке г. Владивостока
Коллекции ведущих дизайнеров моды последних лет отличает множество творческих находок в создании и применении меховой отделки в одежде из различных материалов, чему способствуют нововведения в меховой индустрии, связанные с новыми технологиями меха и способами его раскроя. Применение современной меховой отделки расширяет ассортимент одежды, делая ее более привлекательной для потребителя. Однако до настоящего времени маркетинговые исследования рынка одежды с меховой отделкой не проводились из-за отсутствия систематизации ее видов. Изучение технологий и теоретическое осмысление многообразия существующих видов меховой отделки, позволили систематизировать ее, в результате чего стало возможным проведение маркетинговых исследований спроса на одежду с меховой отделкой.
Целью исследования явилось изучение формирования потребительского спроса на различные виды одежды с меховой отделкой для разработки производственных программ предприятий швейной отрасли.
Объект исследования — информационные источники: специализированные и неспециализированные журналы; электронные издания, включая телевизионный журнал мод fashiontv; торговые предприятия Владивостока — торговые центры, специализированные бутики, рынки, Интернет-магазины.
В ходе маркетинговых исследований было проведено сравнение различных портфелей заказов, которые формируют магазины, осуществляющие продажу изделий массового и индивидуализированного потребления. Проводились опросы (телефонные, панельные и анкетные) руководителей и специалистов торговых предприятий г. Владивостока, чтобы выяснить информационные источники, на основании которых они формируют свой портфель заказов одежды с меховой отделкой.
На первом этапе работы решался вопрос о том, на какие виды меховой отделки формируют спрос журналы и электронные издания. Было проанализировано 465 изделий с меховой отделкой за 2008 г. Чтобы выявить тенденции встречаемости меховой отделки в одежде, были взяты результаты исследований, проведенных на кафедре Сервиса и моды ВГУЭС в 2006 г.
В ходе анализа источников было выявлено большое количество различных видов меховой отделки, предлагаемых потребителю как зарубежными, так и российскими дизайнерами. В 2006 году меховая отделка встречалась преимущественно в пальто, куртках и жакетах. В меньшем объеме и примерно в равных долях она распределялась между жилетами, платьями и блузками. В 2008 году наибольший процент меховой отделки приходится на куртку. Затем с разрывом более, чем в 2 раза, следуют пальто и жакет. Уменьшилось использование отделки в жакетах и блузках.
На протяжении исследуемого периода наиболее популярна меховая отделка в виде воротников и опуши. Высок процент отделки в виде меховых рукавов, манжет, вставок. В 2008 году уменьшились дизайнерские предложения меховых деталей: кокеток, карманов, поясов; меховых элементов: помпонов, бахромы, кантов и шнуров, вышивки и меховых пуговиц. Увеличилось использование дизайнерами меховых помпонов и цветов. На неизменном уровне остался интерес дизайнеров в области использования меховых дета-
1 Терская Людмила Александровна, канд. техн. наук, доцент кафедры сервиса и моды ВГУЭС, Е-таі1: terski@ mail.ru
Войченко Евгения. Александровна - студентка ВГУЭС
лей — переда, спинки, планок, а также меховых элементов в виде тесьмы, меховых полосок и нитей.
В небольшом количестве предлагается меховая отделка в виде переда, спинки, бахромы, канта для курток и жилетов. Меховой воротник предлагается для всех видов плечевых изделий. Наряду с капюшоном, манжетами, опушью он используется преимущественно в пальто, куртках и жакетах. В 2008 году высок процент использования меховых рукавов для платьев. Самый высокий процент использования меховой отделки приходится на долю платья, самый низкий - на долю брюк. В поясных изделиях меховая отделка встречается в виде поясов, кистей, шнуров, полосок, опуши и бахромы. Однако процент их использования в моделях очень мал. В 2008 году дизайнеры обращают внимание на меховые рукава и оторочку в платьях, на жакеты с меховыми манжетами.
На втором этапе работы был проведен анализ тенденций встречаемости меховой отделки в готовой одежде на рынке г. Владивостока в 2006-2008 г.г. На этом этапе решался вопрос — как на предложения дизайнеров реагируют торговые предприятия. Магазины, лучше всего зная спрос, опираются на него. И именно покупательский спрос формирует портфель заказов торговых предприятий.
Было проанализировано свыше 800 изделий меховой отделкой, предлагаемых покупателям торговыми предприятиями города Владивостока: торговыми центрами; специализированными бутиками; специализированными магазинами; рынками и интернет-магазинами .
По торговым предприятиям выявлены следующие тенденции. Самым встречаемым видом меховой отделки являются воротники. Спрос на одежду с этой отделкой стабилен и в пальто и в куртках. Стабильным и высоким остается спрос на одежду с меховыми манжетами и опушью.
Меховая отделка встречается преимущественно в куртках (74%). С большим разрывом на втором месте находится пальто (15,5%). Остальные виды изделий значительно реже сопровождаются меховой отделкой. Брюки и жакеты с меховой отделкой в указанных торговых предприятиях в 2008 году встречены не были. В куртках меховая отделка встречается, главным образом, в виде воротников, карманов, манжет и опуши. Несколько увеличился спрос на пальто с меховыми помпонами и пуговицами, на платья с меховыми цветами, на юбки с опушью и меховыми вставками.
В целом, спрос на меховые детали и элементы в одежде из различных материалов достаточно стабильный. Так же как и в 2006 году, в 2008 г. спросом пользуются преимущественно меховые детали (95,6% и 96,3% соответственно), тогда как доля меховых элементов составляет лишь 3,7% и 4,4% соответственно.
В готовой одежде не встречаются многие виды меховой отделки — рукава, хвосты, бахрома, оплетка, аппликации, тесьма, полоски и другие. Отмечен некоторый спрос на одежду с меховой отделкой, не встречавшейся в 2006 году, в виде мехового канта, шнура и меховых пуговиц. Выявлена тенденция увеличения спроса на отделку меховыми капюшонами, помпонами и цветами. Отмечен существенный спад спроса на меховые кокетки, популярные в 2006 году. Стабильным остается спрос на меховые манжеты, карманы и вставки.
Представленная методика изучения спроса посредством анализа формирования портфеля заказов торговых предприятий, реализующих одежду с меховой отделкой, позволила выявить существенный разрыв между дизайнерскими предложениями и покупательским спросом. Это относится как к перечню видов одежды с меховой отделкой и их встречаемости, так и к разнообразию видов меховой отделки и их встречаемости в готовой одежде (рисунки 1 и 2 иллюстрируют данный вывод).
Дизайнерские предложения видов меховой отделки гораздо разнообразнее, представленных на рынке г. Владивостока. Диаграммы распределения видов меховой отделки в одежде по их встречаемости по журналам мод (рисунок 3) и на рынке г. Владивостока (рисунок 4) в 2008 году наглядно демонстрируют, какие из видов меховой отделки пользуются наибольшим вниманием у дизайнеров, а какие - у покупателей. И те и другие отдают явное предпочтение отделочным деталям - воротникам, манжетам и опуши. Далее (по убыванию) дизайнеры оказывают примерно одинаковое внимание отделкам в
виде меховых рукавов, цветов, вставок и полосок. Остальные виды известных меховых отделок встречаются редко (капюшоны, карманы, кант, пуговицы), либо не встречаются вовсе (планки, баски, бейки и др.). Несмотря на сравнительно большое количество дизайнерских предложений моделей платьев с меховыми рукавами, данный вид отделки в готовой одежде не встречается. Существенный разрыв наблюдается между предложением и спросом отделкой мехом жакетов и платьев. Торговые предприятия, предпочитая не рисковать, формируют свой портфель заказов, отдавая предпочтение классическим видам отделки: воротникам, манжетам, опуши в пальто и куртках.
Таким образом, несмотря на усилия дизайнеров по формированию спроса на применение разнообразной меховой отделки в различной по ассортименту одежде, торговые предприятия Владивостока формируют свой портфель заказов, ориентируясь в целом на покупательский спрос на определенные виды одежды с традиционными видами меховой отделки.
10,80%
I иалыо І курі ка І ж илс і і мло іьс юбка І брюки
Рис. 1. Процент встречаемости отдельных видов меховой отделки в одежде из различных материалов по журналам мод («осень-зима 2008/2009»)
39,40%
малыо і кур і ка і жако І жилої імлаїьо і юбка і брюки
Рис. 2. Процент встречаемости меховой отделки в одежде из различных материалов в торговых предприятиях г. Владивостока (2008 г.)
29,20%
15,40%
12%
7,7°о% 7,7°% 6,90о% 5,40%
3'40% 2,20% і,зо% і,]
/*///////
$
Рис. 3. Распределение видов меховой отделки по их встречаемости в одежде по журналам мод (2008 г.)
48,90%
22,00% 21%
1,90%
0 00% І 60% 0 00% І 10% 0, 80% 0, 50% 0, 20%
У
Рис. 4. Распределение видов меховой отделки по их встречаемости на рынке Владивостока (2008 г.)