см о гм
X <
m О
ш
с; и и
и
О с; О S
=г о и
и
О m
с; с; Q.
LÛ
U
О£ <
Ш
1/1 ш СИ
—I <
и
(J О —i
О и О to
Q
Z <
и
о и
3 CÛ
УДК: 311.101.38
КОВАЛЬЧУК Елизавета Алексеевна,
студент 3 курса по направлению подготовки «Управление персоналом организации», кафедра социологии и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) НИКОЛАЕВА Галина Николаевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и управления Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
KOVALCHUK Elizaveta Alekseevna,
Student of the 3 th year in the direction of training «Personnel management of the organization, Department of Sociology and Management, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)
NIKOLAEVA Galina Nikolaevna,
Candidate of Economic Sciences
Associate Professor of the Department of Sociology and Management, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ БЫТОВОЙ ХИМИИ
MARKETING TOOLS IN THE PERSONNEL MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION OF PRODUCTION OF COSMETIC PRODUCTS AND HOUSEHOLD CHEMICALS
Аннотация
В статье представлено обоснование того, что грамотное применение маркетинговых инструментов в управлении персоналом организации позволит достигнуть более высокой результативности деятельности сотрудников и будет способствовать росту эффективности их работы. Доказано, что для системной работы встает необходимость проведения универсального исследования, представляющего собой ано-
Abstract
The competent use of marketing tools in the personnel management of the organization will allow to achieve higher performance of employees and will contribute to the increase in the efficiency of their work. Therefore, for systematic work, there is a need to conduct a universal study, which is an anonymous questionnaire based on the 4P marketing complex to identify problems in the existing HR brand of the organization, which will
t
см о гч
<
m О ■з:
ш ^
U U
нимное анкетирование на основе маркетингового комплекса 4Р для выявления проблем в существующем ИЯ-бренде организации, которое будет включать в себя возможность постоянного мониторинга маркетинговых инструментов для выявления проблем организации и их последующего совершенствования.
Ключевые слова: управление персоналом, маркетинговые инструменты, исследование, анонимное анкетирование, эффективность работы персонала.
include the possibility of constant monitoring of marketing tools to identify problems of the organization and their subsequent improvement.
Keywords: personnel management, marketing tools, research, anonymous survey, staff performance.
и
О с; О S
=г о и
и
О m
с; с;
2 LÛ
U
0£ <
Ш LO Ш СС
—I
<
U
о
—I
о и о 1/1
о
Z
<
и
о и
3 m
Введение
Применение маркетинговых инструментов в управлении персоналом в сфере производства косметических средств и товаров бытовой химии выступает важным условием успешного решения стоящих перед организацией задач. Именно успешный ИЯ-бренд с применением маркетингового комплекса организации непосредственным образом воздействует на развитие привлекательно образа работодателя на рынке труда и обеспечивает реализацию задач, направленных на успешную работу организации. В настоящее время образ работодателя на рынке труда определяется именно качеством работающего в нем персонала. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс создания привлекательного имиджа работодателя. В связи с чем на первый план выдвигается проблема эффективного мониторинга маркетинговых инструментов, позволяющих совершенствовать ИЯ-бренд организации и эффективность работы персонала [1-3]. Успешное выполнение задач управления в организациях производства косметической продукции и товаров бытовой химии во многом зависит от квалифицированного использования комплекса маркетинговых инструментов. Для этого необходимо рассмотреть теоретические аспекты применения маркетинговых инструментов в управлении персоналом в производстве косметической продукции и товаров бытовой химии и выделить основные особенности их применения.
Основная часть
Маркетинговые инструменты - это инструменты, стратегии и действия, которые
компания использует для продвижения своего бренда, как работодателя на рынке труда [4]. Маркетинговые инструменты HR в косметической промышленности являются ключевым фактором при создании привлекательного и конкурентоспособного бренда работодателя. Маркетинговая классификация включает четыре основные категории: Product, Price, Place, Promotion, каждая из которых имеет свои особенности в контексте данной отрасли (рисунок 1) [5].
Product включает в себя уникальное предложение работодателя: вакансия, должностные обязанности и требования к вакансии. Важность этого инструмента в косметических компаниях заключается в создании привлекательной и конкурентной вакансии и требований к вакансии, а также соответствие должностных обязанностей.
Price включает как материальные, так и нематериальные стимулы, которые помогают привлекать и удерживать высококвалифицированные кадры. Использование дополнительных нематериальных бонусы, такие как участие в международных выставках и конференциях, возможность обучения за рубежом или эксклюзивный доступ к новейшим косметическим продуктам и технологиям.
Place в HR касается всех мест взаимодействия потенциальных сотрудников с HR-брендом. Это вакансии на профильных ресурсах или каналы распределения.
Promotion в HR включает как массовые рекламные источники, направленные на широкую аудиторию, так и узконаправленное таргетирование. Важность продвижения состоит в усилении привлекательности работы
см о гм
X <
m О
ш
с; и и
и
О с; О S
=г о и
и
О
с; с; Q.
LQ
U
0£ <
ш
1/1 ш СИ
—I <
и
(J
О _|
О и О to
О
Z <
и
о и
в компании, делая акцент на уникальные возможности для профессионального развития. На рисунке 2 указано влияние элементов 4Р на ИЯ-бренд организации [6].
Все элементы взаимосвязаны, и оказывают прямое влияние на видение компании членами рынка труда - соискателями, действующими сотрудниками, конкурентами, партнерами. Чем большее значение имеет ИЯ-бренд компании, тем проще ей существовать в условиях рыночной конкуренции [7].
Авторы статьи, полагают, что встает необходимость систематического мониторинга маркетинговых инструментов, которые возможно реализовать в разработанном исследовании удовлетворенности сотрудников
существующим HR-брендом организации, и их последующего совершенствования.
С целью определения удовлетворенности сотрудников существующим HR-брен-дом АО «МЭЗОПЛАСТ» было проведено исследование.
Проблема исследования: потребность в совершенствовании HR-бренда АО «МЭЗОПЛАСТ».
Цель: определение удовлетворенности сотрудников HR-брендом АО «МЭЗОПЛАСТ»
Задачи:
- Выявить проблемы, связанные с маркетинговым элементом Product;
- Выявить проблемы, связанные с маркетинговым элементом Price;
Рис. 1. Схема маркетинговых инструментов 4P
з со
Рис. 2. Влияние маркетинговых инструментов на HR-бренд
t
см о см
<
m О ■з:
ш ^
U U
и
О с; О S
=г о и
- Выявить проблемы, связанные с маркетинговым элементом Place;
- Выявить проблемы, связанные с маркетинговым элементом Promotion;
Объект исследования: персонал АО «МЭЗОПЛАСТ»
Предмет исследования: HR-бренд АО «МЭЗОПЛАСТ»
Выборка: случайная. Опрошено 56 человек (по полу, по возрасту, по стажу, по должностям и из разных структурных подразделений).
Метод исследования - опрос. Инструментарий исследования: анкета.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Подготовительный этап.
2. Рассылка и сбор информации.
3. Обработка данных.
Результаты проведенного опроса сотрудников на предмет их удовлетворенности существующим ИЯ-брендом АО «МЭЗОПЛАСТ» представлены в таблице 1.
По результатам проведенного исследования выявлены проблемы формирования ИЯ-бренда АО «МЭЗОПЛАСТ»:
1) низкий спрос на вакансию и несоответствие должностных обязанностей с заявленными;
2) слаборазвитая система компенсаций и льгот;
Факторы, упитывающиеся при выборе нового ПО
Таблица 1
№
Вопрос
Результат
и
О m
с; с;
2 ш
и
сс <
ш 1/1 ш сс
—I
<
U 13
О _|
О и о 1/1
о
Z
<
и
о и
Соответствуют ли должностные обязанности заявленным на собеседовании?
Быстро ли привлекло ваше внимание предложение о вакансии?
Испытываете ли вы стресс на рабочем месте?
z> m
Довольны ли вы размером своей заработной платы?
1
2
3
4
№
Окончание Таблицы 1
Вопрос
Довольны ли вы компенсациями и льготами, предоставляемыми компанией?
Считаете ли вы необходимым поощрения за выполнение работы сверх нормы?
Информацию о вакансии вы узнали в открытых источниках?
Долго ли вы ждали обратной связи после собеседования?
Хорошо ли налажена работа с обратной связью в компании?
Наблюдаете ли вы за новостями компании в социальных сетях?
Результат
5
6
7
8
9
t
см о см
<
m О ■з:
ш ^
U U
и
О с; О S
=г о и
и
О m
с; с;
2 ш
и
си <
ш 1/1 Ш СС
—I
<
U
о
—I
о и о 1/1
о
Z
<
и
о и
3) отсутствие премирования и повышения заработных плат;
4) нерелевантные источники подбора персонала;
5) отсутствие продвижения ИЯ-бренда с использованием социальных сетей.
Существующий ИЯ-бренд не удовлетворяет персонал АО «МЭЗОПЛАСТ».
Авторы статьи, полагают, что встает необходимость систематического мониторинга и совершенствования маркетинговых инструментов в управлении персоналом, которые возможно реализовать с использованием разработанного универсального алгоритма совершенствования ИЯ-бренда организации, состоящего из последовательных этапов.
Этап 1. Подготовка к процессу формирования ИЯ-бренда АО «МЭЗОПЛАСТ» (рисунок 3). При разработке наилучшей стратегии компании важно определить существующие проблемы компании, ее цели и задачи.
Высокая текучесть кадров персонала АО «МЭЗОПЛАСТ», указывает на основные цели формирования ИЯ-бренда:
- снижение текучести кадров;
- удержание лучших сотрудников;
- поднятие вовлеченности персонала и мотивации;
- увеличение среднего срока работы сотрудника в организации;
Этап 2. Проведение оценки HR-бренда АО «МЭЗОПЛАСТ» (рисунок 4).
Проведение оценки HR-бренда АО «МЭЗОПЛАСТ» требует использования маркетингового комплекса 4P (Product, Price, Place, Promotion). С его помощью возможен детальный анализ:
1) Компании:
- должностные обязанности;
- требования к вакансии;
- статистику по сотрудникам;
- обратную связь об удовлетворенности персонала.
2) Рынка и целевой аудитории:
- объем привлекаемой целевой аудитории;
- потребности, задачи, мотивы, барьеры
у ЦА;
- компании, с которыми наблюдается конкуренция за внимание ЦА;
- преимущества и особенности у конкурентов.
Суть оценки заключается в возможности определения, существующего HR-бренда организации и идей конкурентных компаний на рынке труда с целью определения преимуществ. Также проводится мониторинг организационно-административных документов.
Этап 3. Описание целевой аудитории АО «МЭЗОПЛАСТ» (рисунок 5). Определение целевой аудитории позволяет точечно оказывать воздействие на кандидатов.
z> m
Рис. 3. Подготовка к процессу формирования HR-бренда АО «МЭЗОПЛАСТ»
Рис. 4. Проведение оценки ИР-бренда АО «МЭЗОПЛАСТ»
Рис. 5. Описание целевой аудитории АО «МЭЗОПЛАСТ»
Качественный и количественный анализ состава персонала даст основные данные о целевой аудитории [8]. Исследование в виде анонимного опроса дополнит данные более детальной информацией:
- претендующая должность;
- желаемая заработная плата;
- место жительства;
- причины смены работы;
- методы поиска работы.
Наличие полной информации о кандидатах позволит детально выстроить образ привлекательного бренда работодателя.
Этап 4. Создание ценностного предложение работодателя АО «МЭЗОПЛАСТ» (рисунок 6). Качественная работа на предыдущих этапах повышает вероятность разработки подробного портрета целевой аудитории, который позволит сформулировать уникальное ценностное предложение:
- субсидии на обучение;
- наличие ДМС;
- гибкость системы;
- карьерный рост;
- оплата питания;
- комфортные рабочие условия;
- сильная команда;
- возможность удаленной работы.
Наилучшее ценностное предложение -
предложение, соответствующее запросам целевой аудитории.
Разработка концепции донесения до аудитории ценностного предложения является одним из ключевых аспектов совершенствования ИЯ-бренда. Создание и внедрение в работу социальных сетей организации принесут значительный вклад в работу. В дальнейшем можно выбрать другие каналы для коммуникации:
- официальный сайт АО «МЭЗОПЛАСТ»;
- рекрутинговые сайты;
- СМИ;
см о см
<
т О ■з:
ш ^
и и
и
О с;
О ^
=г о и
и
О т
с; с;
2 ш
- форумы и профессиональные сообщества;
- внутренние мероприятия;
- выставки и конференции.
Знание всех способов коммуникации позволит достичь большей результативности, гибкости и успеха.
Этап 5. Социальный и экономический эффект от предложенных мероприятий по совершенствованию ИЯ-бренда АО «МЭ-ЗОПЛАСТ» (рисунок 7). Оценка эффективности разработанных рекомендаций и мероприятий осуществляется путем проведения анонимного опроса удовлетворенности сотрудников ИЯ-брендом АО «МЭЗОПЛАСТ». Расчет экономической эффективности по данным о текучести персонала позволит бо-
лее точно проанализировать эффективность от предложенных мероприятий.
Следует принимать во внимание, что стратегия развития ИЯ-бренда склонна к изменениям. Именно поэтому алгоритм разработан с возможностью возвращения на предыдущие этапы для внесения корректировок в случае, если полученные значения не решили полностью поставленные задачи организации. Таким образом компания всегда будет стремиться к достижению поставленных целей.
Заключение
Маркетинговые инструменты в формировании ИЯ-бренда играют главную роль для достижения статуса успешной дельности компа-
и
сс <
ш ш ш сс
—I
<
и
О _|
О и о 1/1
о
<
и
о и
Рис. 6. Создание ценностного предложение работодателя АО «МЭЗОПЛАСТ»
з т
Рис. 7. Социальный и экономический эффект от предложенных мероприятий по совершенствованию НР-бренда АО «МЭЗОПЛАСТ»
и
0£ <
нии. При построении ИЯ-бренда менеджерам придерживаясь разработанного алгоритма со-
^ необходимо применять комплексный подход, вершенствования ИЯ-бренда организации.
г
■>« _
ЛИТЕРАТУРА
1. Баутиста А.О. Универсальный алгоритм управления системой стимулирования персонала организации с помощью основных инструментов маркетинга / А.О. Баутиста, Г.Н. Николаева // Человек. Социум. Общество. 2022. № 8. С. 31-44. ЕЭЫ 1_ЕЫЫРВ.
111
2. Герасименко О.В. Привлечение талантов: социальные технологии создания привлекательного ИЯ-бренда / О.В. Герасименко, А.Е. Карпова // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2023. № 4. С. 62-67. ЭО! 10.24412/1994-3776-20234-62-67. ЕЭЫ ООРРЖ.
ш
3. Гриднева М.А. Современные методы продвижения Иг-бренда / М.А. Гриднева, Л.С. Иваненко // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. № 1. С. 87-94. ЭО! 10.24412/1994-3776-2022-1-87-94. ЕЭЫ 08УВКЭ.
4. Ковалева Д.Ю. Снижение уровня текучести персонала на основе совершенствования системы стимулирования организации / Д.Ю. Ковалева, Г.Н. Николаева // Вестник экономических и социологических исследований. 2024. № 3. С. 20-26. ЕЭЫ 7РЯКВО.
5. Комплекс маркетинга - про основные элементы, модели и инструменты // Высшая шко-
и
ла экономики. Режим доступа: https://marketing.hse.ru/blog/kompleks-marketinga-pro-^ osnovnye-ehlementy-modeli-i-instrumenty/ (дата обращения: 15.09.2024).
6. Маркетинговое управление разработкой продукта: Учебное пособие для магистров / И.И. Скоробогатых, М.А. Солнцев, Ж.Б. Мусатова, П.Ю. Невоструев. - 2^ изд., пере-
(Т)
раб. и доп. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2025. 176 с. !8ВЫ 978-5-394-05961-2. ЕЭЫ ЫИЕУТг.
7. Петракова Е.С. Алгоритм формирования грамотной системы ИЯ-брендинга / Е.С. Петракова // Молодой ученый. 2020. № 21(311). С. 172-174. ЕЭЫ !ТЕТОР.
8. Управление персоналом организации: учебное для студентов вузов, обучающихся по специальностям « Менеджмент организации», «Управление персоналом», «Экономика труда» / [Кибанов и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. - Изд. 3-е, доп. и перераб. Москва: ИНФ-
РА-М, 2005. 636 с.
б REFERENCES
о
1. Bautista A.O. Universal'nyj algoritm upravlenija sistemoj stimulirovanija personala organizacii s pomoshh'ju osnovnyh instrumentov marketinga. A.O. Bautista, G.N. Nikolaeva. Chelovek. Socium. Obshhestvo, 2022, no. 8, pp. 31-44. EDN LENNFB.
2. Gerasimenko O.V. Privlechenie talantov: social'nye tehnologii sozdanija privlekatel'nogo HR-brenda. O.V. Gerasimenko, A.E. Karpova. Teleskop: zhurnal sociologicheskih i marketingovyh issledovanij, 2023, no. 4, pp. 62-67. DOI 10.24412/1994-3776-2023-4-62-67. EDN QOPPJK.
§ 3. Gridneva M.A. Sovremennye metody prodvizhenija hr-brenda. M.A. Gridneva, L.S. Ivanenko.
Teleskop: zhurnal sociologicheskih i marketingovyh issledovanij, 2022, no. 1, pp. 87-94. DOI 10.24412/1994-3776-2022-1-87-94. EDN QSVBKD.
o
4. Kovaleva D.Ju. Snizhenie urovnja tekuchesti personala na osnove sovershenstvovanija sistemy stimulirovanija organizacii. D.Ju. Kovaleva, G.N. Nikolaeva. Vestnik jekonomicheskih i sociologicheskih issledovanij, 2024, no. 3, pp. 20-26. EDN ZFRKBO.
m 5. Kompleks marketinga - pro osnovnye jelementy, modeli i instrumenty. Vysshaja shkola jekonomiki. Rezhim dostupa: https://marketing.hse.ru/blog/kompleks-marketinga-pro-osnovnye-ehlementy-modeli-i-instrumenty (data obrashhenija: 15.09.2024).
t
см о см
<
m О ■з:
ш ^
U U
и
О с; О S
=г о и
6. Marketingovoe upravlenie razrabotkoj produkta: Uchebnoe posobie dlja magistrov. I.I. Skorobogatyh, M.A. Solncev, Zh.B. Musatova, P.Ju. Nevostruev. - 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Izdatel'sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K°», 2025. 176 p. ISBN 978-5-394-05961-2. EDN NHEVTZ.
7. Petrakova E.S. Algoritm formirovanija gramotnoj sistemy HR-brendinga. Molodoj uchenyj, 2020, no. 21(311), pp. 172-174. EDN ITETOF.
8. Upravlenie personalom organizacii: uchebnoe dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nostjam «Menedzhment organizacii», «Upravlenie personalom», «Jekonomika truda». [A.Ja. Kibanov i dr.]; pod red. A Ja. Kibanova. - Izd. 3-e, dop. i pererab. Moskva: INFRA-M, 2005. 636 p.
Статья поступила в редакцию 08.11.24; Принята к публикации 12.12.24. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted 08.11.24; accepted for publication 12.12.24. The authors read and approved the final version of the manuscript.
и
О m
c;
2 Ш
и
cc <
Ш 1/1 Ш
cc
—I
<
и
О _i
О и о l/l
о
z
<
и
о и
3 m