Маркетинговые инструменты адаптации предприятий сервисной деятельности к кризисам территорий
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы использования маркетинговых исследований в антикризисном управлении деятельностью предприятий сферы услуг региона Ключевые слова: маркетинг кризисных территорий, маркетинговые исследования, сфера услуг, адаптация предприятий.
Kutsulova F.A. Marketing tooles for businesses to adapt to changes in the service activities to crisis of areas. Abstract: The article is devoted to topical problems of use of marketing research in anti-recessionary management of the activity of the enterprises of sphere of services of the region
Key words: marketing of crisis areas, marketing research, services, adaptation of enterprises.
К кризисным территориям принято относить регионы Юга России, в которых масштабы экономического кризиса вызывают существенные социальные деформации, обусловливающие низкий уровень и качество жизни населения. «В связи с этим, исключительное значение приобретает структурный аспект обеспечения безопасности взаимодействия экономик северокавказских регионов через экономику России с экономикой глобальной» [1, с. 315]
Экономический и социальный кризис в Республики Дагестан имеет место, об этом свидетельствует и высокий уровень безработицы, и объемы дотационности.
Однако в настоящее время Республика Дагестан вступила в стадию обозрения контуров своего будущего социально-экономического развития. Мы являемся свидетелями формирования новой модели экономической и социальной политики региона.
В существующих реалиях важнейшее значение приобретает процесс адаптации предпринимательских структур к происходящим конструктивным изменениям.
Адаптация в современных условиях это не только приспособление, но и поиск ответов на возникающие вопросы, анализ ошибок и упущений предыдущих периодов.
Сервисная деятельность - как сфера призванная развивать уровень и качество жизни граждан страны, нуждается в новых стратегических инструментах адаптации своей деятельности к новым явлениям в экономике.
Существенным образом снизить уровень неопределенности развития сферы услуг, предвидеть действие всевозможных рисков в предпринимательской деятельности позволит широкомасштабное проведение маркетинговых исследований.
Фраза: "Кто владеет информацией - тот владеет миром"! - как никогда актуальна, сейчас в регионе. [3]
Происходящие в регионе антикризисные экономические программы должны быть насыщены маркетинговой информационной поддержкой.
Системные ошибки управления, отягощенные проявлениями мирового финансового кризиса требуют, серьезной переоценки роли маркетинговых исследований в развитии сферы услуг региона.
Под термином "маркетинговые исследования" понимается систематический сбор и объективная запись, классификация, анализ и представление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям отдельных личностей, организаций, государственных учреждений в контексте их предпринимательской, экономической, общественной, каждодневной деятельности.[4]
В русле обозначенного исследования, процесса адаптации предприятий сервисной деятельности к изменениям внешней среды кризисных территорий помимо традиционных, актуальны следующие направления маркетинговых исследований:
—маркетинговые исследования зарубежной практики ведения бизнеса в сфере услуг;
Куцулова Фатима Абдулкадыровна
Ст. препод. ДГУ
—маркетинговые исследования факторов внешней среды воздействующих на предприятия сферы услуг кризисной территории (НТП; государство; общество с его новой потребительской психологией, культурой, ценностями; политика, и т.д.);
—маркетинговые исследования опыта других регионов РФ в области эффективного развития сервисной деятельности (исследования так называемых «островков стабильности»;
—маркетинговые исследования практики преодоления кризисных ситуаций в экономике, как в мировом, так и в общероссийском масштабе и т.д.
В совокупности результатом проведения маркетинговых исследований сервисной деятельности в рамках кризисной территории должен быть пакет рекомендаций и предложений включающий в себя диагностику причин возникших кризисных явлений, пути их преодоления и дальнейшего предотвращения.
Более того, полученная информация в ходе маркетинговых исследований будет способствовать более быстрому повышению качества жизни населения региона посредством реального обращения сферы услуг к нуждам общества, превращая потенциал роста в действительность.
Глубокому анализу должна подвергаться проблема, отсутствия конкурентоспособности предприятий сферы услуг региона, на общероссийском рынке. Согласно принципам маркетинга предприятия региона должны задаться вопросами:
>«Где мы и кто мы в этой конкретной экономической среде»?
>«Как и куда нам двигаться, не теряя, а укрепляя свои рыночные позиции»?
Выстраивать антикризисную концепцию ведения бизнеса без маркетинговых исследований, можно сказать «вслепую», значит не только рисковать, но и действовать вопреки законам рыночной экономики. Рыночные законы не терпят пренебрежения, иллюзий и догадок, рынок полон конкретной информацией о конкурентах, потребителях, емкости, динамике продаж, опыте лидеров рынка и т.д. и качественное изменение сферы предпринимательства региона возможно лишь в следствии владения и пользования этой информацией в полном объеме.
Безусловно маркетинговые исследования связаны с определенными затратами и к сожалению большинство руководителей предприятий сферы услуг региона либо не считают нужным проводить данные исследования, либо не имеют на это средств так как большая часть данных предприятий относиться к малому бизнесу. Следствием пренебрежительного отношения к маркетинговым исследованиям может явиться застой кризисных явлений в предпринимательской среде региона.
Современный руководитель-предприниматель в ходе организации бизнеса, должен руководствоваться не ложной экономией на маркетинговых мероприятиях, а необходимостью владения информацией о действительности, о положительном опыте коренных преобразований, способах корректировки своей деятельности и т.д.
Обращаясь к мировому опыту, следует отметить активную государственную поддержку в США и странах Западной Европы, развития системы маркетинговых исследований многих направлений бизнеса, создании маркетинговых консалтинговых фирм и т.д. Что, вполне применимо и в РД.
Антикризисное управление в регионе, базируемое на информации, полученной в результате проведения маркетинговых исследований по указанным выше направлениям позволит не только устранить социально-экономический кризис, но и существенно ускорить процедуру минимизации его последствий.
Литература:
1. Багомедов М.А. Исследование стратегических приоритетов социальной сферы в обеспечении экономической
безопасности развития проблемных северокавказских регионов // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №4, с. 1722. Нэреш К. Малхотра. Маркетинговые исследования. Практическое руководство = Marketing Research: an applied orientation. — 4-е изд. — М.: Вильямс, 2006
3. Натан Ротшильд «Кто владеет информацией - тот владеет миром» www.vsepoisk.ru 21.04.2013г.:.20ч.18м.
4. Институт экономики и права Ивана Кушнира. www.be5.biz/ekonomika/a001u/08.htm 21.04.2013г.:. 18.ч22м.