УДК 339.138
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
М.Б. Яненко1, М.Е. Яненко2
1 Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет (СПбГТЭУ), 194021 Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50;
2Научно-инженерный центр Санкт-Петербургского электротехнического университета - ОАО «НИЦ СПб ЭТУ», 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5
Проведен анализ роли и места маркетинговых инноваций в экономике знаний. Показано, что маркетинговые инновации пока недостаточно используются для повышения конкурентоспособности предприятий. Сформулированы рекомендации по использованию маркетинговых инноваций в стратегиях инновационного развития.
Ключевые слова: маркетинговые инновации, информационные и коммуникационные технологии, конкурентоспособность
MARKETING INNOVATION IN THE KNOWLEDGE ECONOMY: CURRENT STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
M.B. Yanenko, M.E. Yanenko
Sankt Petersburg state University of trade and Economics, 194021 St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50 Scientific-engineering center of Saint Petersburg electrotechnical University - "JSC NIC SPb ETU",
197376, Saint-Petersburg, Professor Popov str., 5
The analysis of the role and place of marketing innovation in the knowledge economy. It is shown that marketing innovations until enough are used to improve the competitiveness of enterprises. Recommendations on the use of marketing innovations in innovation development strategy.
Keywords: marketing innovation, information and communication technology, competitiveness.
Глобализация, ужесточение конкуренции, развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на деятельность предприятий, стимулируя их на инновационное развитие, повышение энергоэффективности, энергосбережение.
Согласно Рекомендациям по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий [1] такие программы должны содействовать модернизации и технологическому развитию предприятий путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов, включая:
- существенное (более 10%) уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (услуг)
без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;
- существенную экономию энергетических ресурсов в процессе производства - не менее 5% ежегодно, до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;
- существенное улучшение потребительских свойств производимой продукции (повышение качества и снижение эксплуатационных расходов, повышение энергоэффективности и тд).
Вместе с тем, в условиях конкуренции предприятия должны ориентироваться на потребителя, понимать его потребности и уметь удовлетворять их. Предлагая высококачественные товары и оказывая услуги, они должны выстроить устойчивые связи с клиентами, поставщиками и иными заинтересованными лицами.
Яненко Марина Борисовна - доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и логистики СПбГТЭУ, тел. +7(921) 957 66 58, e-mail: [email protected];
Яненко Михаил Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент, директор по маркетингу ОАО «НИЦ ЭТУ», тел. +7 (921) 957 66 58, e-mail: [email protected]
Для этого предприятия создают собственную маркетинговую сеть, объединяющую на базе современных ИКТ потребителей, персонал, поставщиков, дистрибьюторов, рекламные агентства, розничных продавцов [2]. При этом, в условиях формирования экономики знаний, традиционный маркетинг, ориентированный на проведение отдельных сделок, сменяется маркетингом взаимодействия, направленным на установление долговременных отношений с клиентами с помощью инновационного маркетингового инструментария.
Цель работы - определить место и роль маркетинговых инноваций в экономике знаний, сформулировать проблемы и перспективы их развития и применения для повышения конкурентоспособности предприятий.
В литературе приводится достаточно много различных определений понятия инновации. Наиболее распространенным является следующее: инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. При этом выделяют четыре типа инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные [3].
Маркетинговые инновации есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены. Маркетинговые инновации направлены на лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продукции предприятия на рынке с целью увеличения объема продаж.
Отличительной чертой маркетинговой инновации по сравнению с другими изменениями в маркетинговом инструментарии является внедрение метода маркетинга, который ранее не использовался данным предприятием. Это изменение должно быть частью новой концепции или стратегии маркетинга, представляющей собою значительный отрыв от ранее существовавших на предприятии маркетинговых методов [3].
Определения и термины, приведенные [3] лежат в основе федерального статистического наблюдения за инновационной деятельностью предприятий и организаций. Так, например, форма федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» [4] позволяет собирать и анализировать сведения об инновационной активности организации, включая данные о продуктовых, процессных,
маркетинговых, организационных, экологических инновациях.
В соответствии с этой формой территориальному органу Росстата представляются сведения об объеме инновационных товаров, работ, услуг за отчетный год; факторах, препятствующие инновациям; затратах на технологические, маркетинговые и организационные инновации по видам инновационной деятельности и источникам финансирования за отчетный год; результатам инновационной деятельности; источниках информации для формирования инновационной политики организации; патентовании и других методах защиты изобретений, научно-технических разработок; стоимости объектов интеллектуальной собственности; количестве приобретенных и переданных организацией новых технологий (технических достижений), программных средств, организационных, маркетинговых, экологических инновациях и др.
Проанализируем сведения об инновационной активности высокотехнологичных, сред-нетехнологичных, низкотехнологичных производств, организаций связи, а также организаций, осуществляющих деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научными исследованиями и разработками, предоставлением прочих видов услуг, приведенные в таблице 1, составленной по данным сборника «Индикаторы инновационной деятельности: 2014» [5].
Особенность табл. 1 в том, что обрабатывающие производства сгруппированы по уровню используемых технологий, в основном соответствующему классификации продукции и услуг по уровню используемых технологий, используемой в Европейском Союзе.
По уровню технологий Евростат подразделяет виды деятельности обрабатывающей промышленности на высокотехнологичные, средние высокотехнологичные, средние низкотехнологичные и низкотехнологичные. Так, например, к высокотехнологичным видам деятельности относят виды деятельности обрабатывающей промышленности в ЕС по КДЕК 1.1 (и соответственно по российскому ОКВЭД) 30, 32 и 33, к средне-высокотехнологичным - 24, 29, 31, 34 и 35, средне-низкотехнологичным 23 и 25 до 28 и к низкотехнологичным от 15 до 22 и от 36 до 37 [6].
В сфере услуг Евростат выделяет в отдельную группу услуги, основанные на знаниях (Knowledge based services), которые в свою очередь подразделяются на группы наукоемких (knowledge intensive) (KIS), высокотехнологичных (High-tech KIS) и менее наукоемких (ЬКК)услуг.
Таблица 1 - Инновационная активность организаций по видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности Удельный вес организаций, осуществляющих инновации отдельных типов, в общем числе организаций, %
технологические маркетинговые организационные
2011 2012 2011 2012 2011 2012
Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, всего 9,6 9,9 2,5 2,2 3,5 3,2
Обрабатывающие производства, всего 11,6 12,0 3,4 3,0 4,1 3,9
Высокотехнологичные 28,0 30,1 6,7 6,0 9,3 9,2
Производство фармацевтической продукции 22,4 23,3 8,8 6,7 4,7 3,9
Производство офисного оборудования и вычислительной техники 25,0 25,0 7,5 4,5 10,0 6,8
Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения, связи 33,5 35,0 5,2 5,4 9,7 10,5
Среднетехнологичные высокого уровня 17,6 17,7 4,6 3,8 6,3 5,6
Производство электрических машин и электрооборудования 20,1 20,9 7,1 5,4 6,6 7,7
Среднетехнологичные низкого уровня 11,5 12,1 2,4 2,1 3,9 3,8
Производство кокса и нефтепродуктов 31,7 31,7 5,8 3,8 11,5 9,6
Металлургическое производство 22,8 22,9 2,9 3,3 8,38,7
Низкотехнологичные 6,3 6,2 2,6 2,4 2,2 2,0
Производство табачных изделий 31,6 35,0 15,0 - 5,3 5,0
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 12,4 10,6 4,0 3,1 4,4 3,1
Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки, предоставление прочих видов услуг, всего 7,8 8,0 1,9 1,6 3,0 2,6
Связь 11,1 11,7 5,5 4,7 4,6 4,3
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 7,9 8,3 1,2 1,0 2,8 2,6
Научные исследования и разработки 28,8 29,1 4,6 4,2 8,5 7,2
Предоставление прочих видов услуг 3,6 3,0 0,9 0,6 1,9 1,3
Составлено авторами по материалам [5]
В частности, связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки, предоставление прочих видов услуг относятся к группе наукоемких услуг (Knowledge-intensive services - KIS) [7]. Благодаря такому подходу появляется возможность проанализировать роль и место маркетинговых инноваций в формирующейся экономике знаний.
Приведенные в табл. 1 данные показывают, что удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые инновации, более чем в 4 раза ниже, чем технологические и составляет только 2,2%. Другими словами, только одна организация из сорока осуществляла маркетинговые инновации.
Лидерами по маркетинговым инновациям являются производство фармацевтической продукции (6,7% организаций); производство
медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний, оптических приборов (6,4%), производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения, связи (5,4%).
Среди добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды наблюдается тенденция к снижению удельного веса маркетинговых инноваций. В 2012 г. только каждая десятая организация осуществляла технологические инновации.
Неожиданно низкими являются показатели инновационной активности организаций, отнесенных к группе «Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки, предоставление прочих видов услуг». В ней маркетинговыми инновациями в 2012г. занимались только 1,6% организаций. При этом только в одной из ста организаций, связанных с использованием вычислительной техники и информационных технологий внедрялись маркетинговые инновации.
Исходя из статистических данных, весьма интересная картина складывается по организациям, занимающимся научными исследованиями и разработками. Среди них технологическими инновациями занимались 29,1% организаций, а использовали маркетинговые инновации для продвижения результатов интеллектуальной деятельности только 4,2%. Из приведенных цифр можно сделать вывод, что только 4 организации из 100, занимающихся НИОКР, способны работать в современной инновационной экономике, используя инновационный маркетинговый инструментарий для продвижения на рынке результатов научных исследований и разработок.
Сравнм распределение затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации.
По данным Росстата суммарно затраты на технологические, организационные, маркетинговые инновации составляли в 2011г. - более 748,5 млрд руб., в 2012г - более 966,3 млрд руб.
При этом в 2012г. основная доля затрат на инновации добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды приходилась на технологические инновации (продуктовые и процессные) - 98,9% затрат, на маркетинговые - 0,3%, на организационные - 0,8%.
Для связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научными исследованиями и разработками, предоставления
прочих видов услуг на технологические инновации (продуктовые и процессные) приходилось 98,7% затрат, на маркетинговые 0,5%, на организационные 0,8%.
Сведения о распределении затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации по типам инноваций и видам экономической деятельности приведены в таблице 2.
Статистические данные, представленные в табл. 2, показывают крайне низкую долю затрат на маркетинговые инновации, составившую для высокотехнологичных производств 0,2%; для деятельности, связанной со связью, использованием вычислительной техники и информационных технологий, научных исследований и разработок, предоставления прочих видов услуг - 0,5%, в том числе для деятельности, связанной со связью - 1,8%.
При этом, по сравнению с предыдущим годом наблюдается существенное снижение доли затрат на маркетинговые инновации в высокотехнологичных производствах (в 2 раза); в деятельности, связанной со связью, использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки, предоставление прочих видов услуг (в 6 раз), в том числе в деятельности, связанной со связью (в 3 раза).
Таким образом, приведенные статистические данные указывают на крайне низкий удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые инновации, также на низкую долю затрат на маркетинговые инновации в структуре затрат на инновационную деятельность.
На наш взгляд, эти данные не стыкуются с результатами других исследований инноваций, особенно базирующихся на применении современных ИКТ.
Так, например, портал Subscribe.Ru в рамках исследования, посвященного использованию электронной почты на мобильных устройствах, провел экспертный опрос 1039 руководителей и специалистов компаний в области маркетинга и продаж, использующих интернет-сервисы Рунета для коммуникаций с потребителями.
С точки зрения маркетинговых инноваций следует обратить внимание на следующие результаты этого исследования.
Во-первых, более 65% опрошенных компаний ведет работу с клиентской базой данных, используя CRM-системы, а еще в 11% компаний такая работа запланирована в будущем.
Таблица 2 - Распределение затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации по типам инноваций и видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности Затраты на инновации, %
технологические маркетинговые организационные
2011 2012 2011 2012 2011 2012
Добывающие, обрабатывающие 98,9 98,9 0,3 0,3 0,7 0,8
производства, производство и
распределение электроэнергии,
газа и воды, всего
Обрабатывающие производства, 98,8 98,7 0,4 0,5 0,7 0,8
всего
Высокотехнологичные 98,5 99,1 0,4 0,2 1,2 0,7
Производство фармацевтической 97,9 99,6 2,0 0,3 0,1 0,1
продукции
Производство офисного 99,3 99,9 0,3 0,2 0,4 0,1
оборудования и вычислительной
техники
Производство электронных 98,9 98,3 0,3 0,4 0,8 1,3
компонентов, аппаратуры для
радио, телевидения, связи
Среднетехнологичные высокого 99,0 98,6 0,2 0,4 0,8 10
уровня
Производство электрических машин и электрооборудования 98,9 98,3 0,3 0,4 0,8 1,3
Среднетехнологичные низкого 99,7 99,3 0,1 0,2 0,2 0,5
уровня
Производство кокса и нефтепродуктов 99,7 99,7 0,2 0,2 0,1 0,1
Металлургическое производство 99,8 99,1 0,04 0,03 0,1 0,8
Низкотехнологичные 93,0 95,1 3,9 3,2 3,1 1,7
Производство табачных изделий 99,6 99,7 - - 0,4 0,3
Производство целлюлозы, 98,1 99,0 1,9 0,9 0,1 0,1
древесной массы, бумаги, картона и
изделии из них
Связь, деятельность, связанная с 96,5 98,7 3,0 0,5 0,5 0,8
использованием вычислительной
техники и информационных
технологий, научные
исследования и разработки,
предоставление прочих видов
услуг, всего
Связь 93,8 96,5 5,9 1,8 0,5 0,8
Деятельность, связанная с 99,3 99,5 0,1 0,04 0,5 0,5
использованием вычислительной
техники и информационных
технологий
Научные исследования и разработки 99,5 99,5 0,1 0,1 0,5 0,4
Предоставление прочих видов 97,3 98,3 0,1 0,3 2,6 1,4
услуг
Во-вторых, 77% компаний используют электронную почту для информационной поддержки клиентов, а адресные рассылки (Direct E-mail) присутствуют в рекламной практике 38% компаний. При этом основным содержанием Direct E-mail выступают персональные предложения товаров/услуг (61% среди компаний, использующих Direct E-mail), сведения об ассортименте и ценах (49%), новости компании, магазина (48%), приглашения к специаль-
Составлено авторами по материалам [5]
ным акциям, распродажам (45%), поздравления с днем рождения, праздником (39%).
В-третьих, существенный рост числа пользователей смартфонами и планшетами заставляет осваивать инструментарий мобильного маркетинга. Так, адаптивную верстку писем, которая позволяет им одинаково хорошо выглядеть на стационарных компьютерах и на мобильных устройствах выполняют 27% компаний и еще 37% планируют ее делать в буду-
щем. Адаптивную верстку страниц приземления (landing pages) для пользователей мобильных устройств выполняют 20% и еще 33% планируют ее делать в будущем.
При этом у 19% компаний имеется стратегия развития бизнеса, учитывающая рост числа пользователей мобильными устройствами, а у 30% компаний такая стратегия планируется к разработке [8].
Таким образом, результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что большая часть опрошенных компаний (более 77%) в том или ином виде активно применяет маркетинговые инновации в своей повседневной маркетинговой деятельности. Эти данные существенно отличаются от удельного веса организаций, осуществляющих маркетинговые инновации (от 0,6 до 6%) , полученных органами статистики.
Следует также отметить, что в условиях формирования экономики знаний постоянно появляются новые направления развития маркетинговых инноваций. Так, например, в работе [9] описаны перспективы применения технологии Big Data при проведении маркетинговых исследований; в статье [10] рассматриваются маркетинговые инновации , возникающие в процессе развития интернета вещей; в статье [11] - новые возможности и проблемы применении мобильных технологий в маркетинге услуг.
Нам представляется, что приводимые в статистических сборниках сведения о низкой инновационной активности маркетинговых служб требуют отдельного исследования и интерпретации. Причин крайне незначительной роли маркетинговых инноваций даже в группе услуг, основанных на знаниях, может быть несколько.
Во-первых, отсутствие методологической базы по разработке инновационных маркетинговых стратегий, включающих, наряду с вопросами повышения конкурентоспособности на основе совершенствования различных направлений маркетинговой деятельности, применение новейших технологий для разработки инновационного маркетингового инструментария.
Во-вторых, недостаток методических и учебных материалов и разработок, описывающих системный подход к изучению рынка с целью выявления используемых конкурентами маркетинговых инноваций, их внедрения в практику работы организации. Недостаток стимулов к применению инновационных технологий, и прежде всего ИКТ, для создания инновационного маркетингового инструментарии и решения маркетинговых задач.
В-третьих, недостаточная подготовка специалистов маркетинговых служб в области инновационного маркетинга, неумение разрабатывать, находить, применять маркетинговые инновации. Специалисты-маркетологи редко привлекаются к подготовке статистических отчетов. Отсутствие четкого понимания иннова-ционности применяемых маркетинговых инструментов у специалистов, готовящих данные для Росстата, не позволяет представить реальную картину применения инноваций в маркетинговой деятельности.
Одним из первых шагов, направленных на развитие маркетинговых инноваций, повышение их роли в экономике знаний, должна стать разработка методологических подходов к разработке инновационных маркетинговых стратегий.
Особенностью предлагаемого подхода к формированию инновационного комплекса маркетинга, представленного на рис. 1, является то, что при исследовании спроса на инновации, наряду с выявлением инновационных продуктов и услуг, представляющих интерес для целевой группы потребителей, производится выявление инновационных маркетинговых инструментов и технологий, позволяющих повысить эффективность маркетинговой деятельности.
Инновационная деятельность предприятия базируется на постоянной работе с различными источниками информации, знаний о технологиях, практическом опыте, имеющихся и доступных людских и финансовых ресурсах. Для этого инновационное предприятие взаимодействует с другими субъектами инновационной системы: государственными институтами, университетами, политическими структурами, регулирующими органами, конкурентами, поставщиками и потребителями.
При исследовании конкурентной среды наряду с выявлением инновационных продуктов и услуг, разрабатываемых / предлагаемых конкурентами, производится выявление инновационных маркетинговых инструментов и технологий разрабатываемых / применяемых конкурентами.
Это позволяет подобрать инновационные маркетинговые инструменты и технологии, позволяющие повысить эффективность маркетинговой деятельности, а также сформировать инновационный комплекс маркетинга, подготовить разделы стратегической программы и программы инновационного развития, определяющие направления маркетинговой деятельности в экономике знаний.
Рисунок 1 - Формирование инновационного комплекса маркетинга
Согласно положениям инновационного маркетинга, процесс восприятия нового товара - это процесс, состоящий из следующих этапов: первичная осведомленность, узнавание товара, идентификация нового товара, оценка возможностей использования новшества, апробация новшества потребителем, принятие решения по результатам теста о приобретении или инвестировании в создание новшества.
Маркетинговые исследования инноваций включают анализ возможной реакции потенциальных потребителей на инновации, анализ инновации с позиции потребителя, а также комплексный анализ инновационной рыночной среды.
В процессе анализа возможной реакции потенциальных потребителей на инновации изучается структура потребительского спроса, процессы мотивации к покупке инновационного продукта, уровень доходов покупателей, социально-психологические особенности покупателей, определяющие их отношение к инновациям.
Одна из тенденций, характеризующих стремительное развитие инновационных маркетинговых технологий состоит в том, что в расходах на маркетинговую деятельность все большую долю занимают затраты, связанные с ИКТ: сбор и обработку информации, приобретение компьютерных систем, поддержку сайта, работу в социальных сетях и тп. При этом службы маркетинга становятся инициаторами создания инновационных компьютерных систем анализа рынка и управления взаимодействием с клиентами, баз данных и баз знаний. Согласно исследованиям компании Gartner. что к 2017 г. руководители отделов маркетинга будут
тратить на ИКТ больше, чем непосредственные руководители ИТ-отделов [12].
Это подтверждается последними сведениями компании IDC о том, что маркетинговые службы оперативно применяют новые технологии для качественного обслуживания клиентов, улучшения эффективности и стимулирования соответствующих показателей бизнеса. За счет этого ожидается, что выручка от продаж программного обеспечения (ПО) для отделов маркетинга возрастет с 20,2 млрд долларов за 2014 год до более чем 32,3 млрд в 2018 г., обеспечив темп годового роста в 12,4%. Всего за период 2014-2018 гг. организации израсходуют в общей сложности 130 млрд долларов на ПО для отделов маркетинга [13].
Другой важной тенденцией является то, что ИТ-специалисты, обладающие знаниями в области компьютерных и коммуникационных технологий и стремящиеся применить свои навыки в новых областях, становятся источниками идей для инновационного развития маркетинга и рекламы.
При этом, как отмечается в аналитиками компании Forrester Research, новая модель отношений руководства маркетинговых и ИТ-служб, объединяющая навыки работы с маркетинговой информацией с опытом применения ИКТ для ее сбора, обработки и доведения до потребителя, обеспечивает не только усиление конкурентоспособности компании, но и профессиональные и карьерные успехи руководителей этих служб.
Один из инновационных трендов в организации маркетинговой деятельности - появление новой должности - директора по инновационным маркетинговым технологиям. Так, по
сведениям [14] в 2013 г. у 71% крупных компаний уже имелись директора по инновационным маркетинговым технологиям. В 2014 г. таких компаний станет 81%, а в 2016 г. - 89%.
Его основными задачами являются:
- обеспечивать бизнес маркетинговыми технологиями, которые помогали бы ему добиваться поставленных целей;
- поддерживать тесную связь с ИТ-отделом и выбирать поставщиков программного обеспечения (ПО);
- участвовать и в разработке новых бизнес-моделей для цифрового пространства.
В обязанности директора по маркетинговым технологиям входит также разработка концепции цифрового маркетинга. Она включает:
- выбор ПО, обеспечивающего взаимодействие с имеющимися и потенциальными потребителями, обучение персонала работе с ним;
- развитие электронной торговли, как дополнения или замены традиционных форм взаимодействия с потребителем;
- развитие инновационных направлений маркетинга, в том числе интернет- маркетинга, мобильного маркетинга, взаимодействия с цифровыми СМИ, рекламными агентствами, социальными сетями.
Фактически директор по инновационным маркетинговым технологиям обеспечивает координацию между службой маркетинга, ИТ-директором и его подразделением, независимыми поставщиками ПО и услуг. Основной результат его работы заключается в том, чтобы сотрудники маркетинговых служб понимали перспективы использования информационных технологий, новые возможности сотрудничества с поставщиками ПО и ИТ-услуг, быстрее осваивали новое ПО, с помощью которого они могли бы взаимодействовать с существующими и потенциальными потребителями.
Таким образом, имеющиеся статистические данные не в полной мере отражают место и роль маркетинговых инноваций в экономике знаний и требуют отдельного исследования и интерпретации. Одним из первых шагов, направленных на развитие маркетинговых инноваций, становится разработка методологических подходов к разработке инновационных маркетинговых стратегий. Ключевым направлением инновационных изменений в маркетинговой деятельности должно стать применение ИКТ для совершенствования различных аспектов маркетинговой деятельности, создания инновационного маркетингового инструментария.
Литература
1. Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4. URL: http://www.economy.gov.ru/ mi-nec/activity/sections/innovations/innovative/doc030820 10_02 (дата обращения 16.09.2014).
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
3. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М.: ЦИСН, 2010.107 с.
4. Форма № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная Приказом Росстата от 06.09.2012 № 481
5. Индикаторы инновационной деятельности: 2014 : статистический сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014.- 472 с. URL: http://www.hse.ru/primarydata/ii2014 (дата обращения 10.11.2014).
6. Aggregations of manufacturing based on NACE Rev 1.1 URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_SDDS/Anne xes/htec_esms_an2.pdf (дата обращения 26.09.2014).
7. Бабурин В.А., Яненко М.Е. Перспективы развития российского рынка услуг, основанных на знаниях. Технико-технологические проблемы сервиса № 3(25) 2013. -с. 85- 90.
8. Мобилизация E-mail маркетинга. URL: https ://e.mail.ru/mes sage/14152701740000000973/ (дата обращения 10.11.2014).
9. Бабурин В.А., Яненко М.Е. Технологии Big Data в сервисе: новые рынки, возможности и проблемы. Технико-технологические проблемы сервиса № 1(27) 2014. -с. 100- 105.
10. Яненко М.Б. Яненко М.Е. Маркетинг взаимодействия в информационной экономике: проблемы и перспективы развития интернета вещей. Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Экономические науки, 2014. № 2/2014 т. 1. с. 88 - 91.
11. Яненко М.Б. Яненко М.Е. Мобильные технологии в маркетинге услуг: новые возможности и проблемы. Проблемы современной экономики, 2014. № 2. с. 227- 230.
12. CIO решают ИТ-задачи маркетинга. URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml72012/12/29/ 514422 (дата обращения 10.11.2014).
13. К 2018 году выручка за софтверные маркетинговые решения превысит 32 млрд $. URL: http://www.astera.ru/news/?id=108526 (дата обращения 10.11.2014).
14. Бринкер С., Маклеллан Л. Как скрестить ИТ и маркетинг. URL: http://hbr-russia.ru/prodazhi-i-marketing/marketingovaya-politika/a14442/ #ixzz3 HRdvmq4M (дата обращения 10.11.2014).