ISNN 1029-3388
Арендаренко O.A.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ КАК ИНГРЕДИЕНТ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В СФЕРЕ РИТЕЙЛЕРСТВА
Развитие предприятия представляет собой целенаправленное качественное изменение его функций и свойств на основе управленческих воздействий внешнего и внутреннего характера на все его элементы и связи для обеспечения устойчивого промышленно-торгового функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. Стратегическое развитие предполагает исследование текущего состояния инновационной системы, выбор источников и направлений её изменения, определение временных характеристик, выбор стратегии развития из множества альтернатив и её реализацию с учётом условия гармонизации деятельности в промышленной и торговой областях [4, с. 30]. Необходимым условием стратегического развития производственно-торговой деятельности предприятия является динамическое функционирование процесса разработки, принятия и реализации стратегических и тактических промышленных, торговых и инновационных решений. Стратегия - это целенаправленный план действий по управлению объектом в долгосрочной перспективе, имеющий обобщённый характер и основанный на определённой концепции, политике, программах и мероприятиях для достижения поставленных целей и выполнения миссии организации [5, с. 82]. Стратегический подход лежит в основе менеджмента развития, поскольку предполагает совершенствование объекта с учётом его развития в будущем. Для определения процедуры разработки стратегии развития предприятия необходимо выделить не только стратегические составляющие производственной деятельности, установить источники развития, определить необходимые ресурсы, но и оценить возможность реализации стратегии с позиции торговой деятельности предприятия. Это позволит учесть инновационные и маркетинговые составляющие, найти пути повышения конкурентоспособности предприятия и учесть возможные риски внедрения стратегии.
Формирование стратегии развития требует проведения мероприятий по гармонизации промышленно-торговой деятельности, поскольку качественное изменение состояния экономической системы возможно только при комплексном подходе к функционированию её основных аспектов и согласовании работы различных функций и уровней управления.
Основу производственно-торговой деятельности в условиях развития предприятия составляют инновации, которые связаны с маркетинговой, управленческой, производственной, финансово-экономической, социальной, торговой видами деятельности.
Алгоритм разработки стратегии развития предприятия пищевой промышленности, учитывающий условия гармонизации его производственно-торговой деятельности, включает три блока - анализ информации, формирование стратегии и реализации стратегии. Каждый блок включает ряд стадий, а также характеристику входной и выходной информации, которая связывает блоки друг с другом и позволяет достигнуть конкретного результата реализации стратегии.
42
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013
Блок 1. Анализ информации. Предполагает поиск и исследование информации о текущем состоянии развития предприятия, выработку стратегических целей, создание группы специалистов и оценку готовности пищевого предприятия к изменениям. При этом выполняется условие активизации инновационной деятельности. Данный блок состоит из следующих стадий.
Стадия 1. Определение стратегической цели производственно-торговой деятельности пищевых предприятий. На основе видения и миссии предприятия формулируется стратегическая цель его развития с учётом специфики производственно-торговой деятельности. Производственная и торговая составляющие могут быть оценены каждая в отдельности.
Стадия 2. Создание рабочей группы и стратегической подгруппы, что предполагает формирование постоянно работающей или временно создаваемой группы специалистов из функциональных отделов и служб. В группу должны входить специалисты по маркетингу, финансам, инновациям, производству. В рабочей группе выделяется стратегическая подгруппа, которая занимается формированием стратегии и контролирует её внедрение на предприятии.
Стадия 3. Анализ внешней информации об изменениях, которая группируется, структурируется, выделяются общие и конкретные источники изменений, формулируются предпосылки развития. Даётся оценка информации о потребителях, поставщиках, конкурентах, различного рода посредниках, органах власти, налоговых органах и прочих компонентах внешнего окружения предприятия. Здесь применяются статистический, аналитический и прогностический методы исследования.
Блок 2. Формирование стратегии, где осуществляется формирование стратегических альтернатив/вариантов с учетом условия гармонизации деятельности. Предполагает выделение типов стратегий предприятия, предложение и оценку альтернатив, проверку условия гармонизации производственно-торговой деятельности и анализ стратегических действий. Данный блок состоит из следующих стадий.
Стадия 1. Выделение направлений производственно-торговой политики предприятия. На основе анализа текущего состояния и предпосылок развития предприятия стратегическая подгруппа проводит описание видов производственно-торговых стратегий. При этом учитывается необходимость гармонизации производственной и торговой деятельности при проведении изменений
Стадия 2. Формирование стратегических альтернатив, на которой определяется стратегическое инновационное поле и разрабатываются стратегические альтернативы, то есть конкретизируются возможные направления стратегической деятельности в рамках определенных ранее приоритетных видов производственно-торговых стратегий. Оптимальные стратегии должны быть подробно описаны с выделением положительных и отрицательных последствий при внедрении инноваций.
Стадия 3. Оценка и выбор стратегических альтернатив с учётом новшеств. Здесь разработанные стратегические альтернативы/варианты подвергаются анализу и оценке с позиции их реализуемости, эффективности и соответствия стратегической цели развития предприятия. Учитываются производственная и торговая составляющие каждой альтернативы (каждого варианта), определяется их оптимальное сочетание и прогнозируется результат для каждой из частных политик предприятия.
43
ISNN 1029-3388
Стадия 4. Формулирование гармонизированной стратегии развития предприятия пищевой промышленности при инновационной деятельности: проводится формирование производственно-торговой политики с учётом выделенных гармонизированных стратегических направлений развития предприятия и её увязка со стратегией и тактикой развития предприятия.
Стадия 5. Оценка стратегии и её корректировка при необходимости. На данной стадии выделяются необходимые стратегические действия по инновационному развитию предприятия в условиях гармонизированной производственно-торговой деятельности; устанавливаются сроки их проведения; осуществляется их анализ и оценка, а также корректировка при необходимости повышения уровня гармонизации или изменении внешних и внутренних факторов.
Результаты 2-го блока позволяют эффективно реализовать стратегические действия и способствуют повышению уровня гармонизации деятельности предприятия.
Блок 3. Реализация стратегии предполагает осуществление стратегии и тактики развития предприятия, внедрение мер по сокращению инновационных, производственных и торговых рисков при выполнении основных функций гармонизации. Данный блок состоит из следующих стадий.
Стадия 1. Выделение условий реализации производственно-торговой стратегии при инновационной деятельности. На основе формированной совокупности стратегических действий гармонизированной промышленно-торговой деятельности выполняются действия по реализации промышленно-торговой стратегии, которые состоят в распределении полномочий и ответственности, сроков выполнения отдельных работ, их контроле и координации при осуществлении инновационных проектов пищевых предприятий.
Стадия 2. Формирование производственно-торговой тактики с учётом инновационной деятельности пищевого предприятия, где определяются тенденции инновационной деятельности предприятия в целях непрерывного развития; определяется тактическое инновационное поле и разрабатывается производственно-торговая тактика с учётом особенностей производственно-торговой политики предприятия.
Стадия 3. Внедрение мероприятий по сокращению рисков производственно-торговой деятельности. Выделяются риски, свойственные реализации производственно-торговой тактики в условиях инновационного развития, и вырабатываются меры по предупреждению и сокращению рисков.
Результатом 3-го блока является реализация стратегии развития пищевого предприятия с учётом гармонизированной производственно-торговой политики и применение мероприятий по сокращению рисков. При реализации стратегии развития предприятия гармонизация производственно-торговой политики, по мнению автора, должна выполнять экономическую, социальную функции и функцию оптимизации. Также необходимо учитывать особенности проведения гармонизации и активизации инновационной деятельности.
Для осуществления процедуры разработки и реализации стратегии развития пищевых предприятий и повышения уровня гармонизации деятельности особое значение следует уделять формированию и функционированию проектной группы [1], в рамках
44
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013
которой выделяются следующие подгруппы: 1) стратегическая; 2) инновационная; 3) производственная; 4) торговая; 5) оценочная.
Для обеспечения гармонизированной деятельности предприятия и эффективного его развития инновационная, производственная, торговая и оценочная подгруппы формируются из специалистов предприятия или внешних консультантов, а в стратегическую подгруппу входят по одному представителю из каждой подгруппы. Возглавляет проектную группу руководитель проекта разработки и реализации стратегии развития предприятия. Проектная группа должна работать на постоянной основе для обеспечения непрерывности разработки, внедрения, корректировки, оценки и обновления стратегии
Каждая из подгрупп должна иметь двустороннюю связь со стратегической подгруппой, которая будет достигаться на основе участия специалистов подгрупп в работе стратегической группы и иерархии целей при работе проектной группы. Перечисленные группы взаимодействуют друг с другом, обмениваются текущей и отчётной информацией. В группу принятия решений должен входить руководитель проектной группы и один из заместителей руководителя предприятия. Рекомендуется привлекать внешних консультантов или принимать инновационные решения на уровне руководителя организации.
В общем, проведение инновационных изменений на предприятиях пищевой промышленности требует тесной работы маркетинговой службы, производства и технологов. Так как изменения во внешней среде, внедрение новых технологий, производство обновленного ассортимента предопределяет изменения в работе сотрудников предприятия, то это обусловливает и проведение организационных изменений.
Совершенствование и активизация инновационной деятельности в целях обеспечения непрерывности инновационного процесса предполагает проведение организационных изменений при учёте человеческого фактора. Здесь необходимо организовать системную, постоянную работу по реализации инноваций, заинтересовать сотрудников идеей перемен - не достаточно. Обязанность руководства - довести до сознания всех задействованных работников понимание необходимости будущих перемен и полезности инноваций, для чего необходимо вести систематическую разъяснительную работу по усилению мотивации проведения изменений.
Для эффективного управления организационными изменениями необходимо закрепить за сотрудниками определенные функции и распределить обязанности в организации проведения изменений.
Вышеизложенное позволяет заключить, что внедрение современной ритейлерс-кой практики малых предприятий крайне затруднено, а порой и невозможно без разработки и реализации грамотной стратегии инновационного развития предприятия, связанной с маркетинговой, управленческой, производственной, финансово-экономической, социальной и иными видами рыночной деятельности. При этом, одним из условий рыночного позиционирования предприятий-ритейлеров является умение менеджеров организовать системную работу с сотрудниками предприятия по реализации маркетинговых инноваций.
45
ISNN 1029-3388
Библиографический список
1. Анисимов, Ю.П. Стратегическое развитие предприятия на основе инновационной деятельности: монография / Ю.П. Анисимов, Е.Л. Смольянова, С.В. Шапошникова; под ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж: Научная книга, 2009. - 489 с.
2. Арендаренко, О.А. Инновационное развитие предприятий пищевой промышленности: монография / О.А. Арендаренко. - Сочи: 2012. - 148 с.
3. Ашмарина, С.И. Управление изменениями: учебное пособие / С.И. Ашмарина, Б.Н. Герасимов. -М: Рид Групп, 2011. - 208 с.
4. Ефремов, В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах: монография / В.С. Ефремов. - М: Финпресс, 2001. - 240 с.
5. Журавлев, Ю.В. Управление инновационными изменениями на предприятии: учебное пособие / Ю.В. Журавлев, Е.Л. Смольянова, Ю.И. Матузов, С.В. Семененко. - М: Изд-во «Ваш полиграфический партнер», 2011. - 266 с.
6. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, финансы, инвестиции, маркетинг: учебное пособие / В.Ф. Протасов. - М: Финансы и статистика, 2003. - 358 с.
7. Стратегическое развитие организации: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин, Т.А. Ла-чинина; под ред. Ю.Н. Лапыгина. - М: КНОРУС, 2005. - 302 с.
46