Д. А. Г атиятуллина
МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: энергетический маркетинг, энергосбережение, энергетическая эффективность, технологии
энергосбережения.
Концептуализированы понятия «энергетический маркетинг», «субъекты электроэнергетики», «потребители энергетической продукции и услуг», «энергетическая продукция» и «энергетические услуги». Освещены вопросы использования методов и инструментов маркетинга энергетическими компаниями в текущей эксплуатационной и прогнозной деятельности. Конкретизированы программные меры по управлению спросом на энергию, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Keywords: energy marketing, energy savings, energy efficiency, technologies of energy savings.
Such terms as «energy marketing», «subjects of electric power industry», «consumers of energetic production and services», «energetic production» and «energetic services» are conceptionalized in this issue. Questions of using of methods and tools of marketing by energetic companies in current operational and forecast activity are also taken up. Program measures of energy demand management, of energy savings and of increasing of energetic efficiency are concretized.
Сущность любой коммерческой деятельности заключается в производстве и предложении рынку необходимого товара. Производитель видит свою основную задачу в том, чтобы потребители постоянно предъявляли спрос на его товар, потребитель - в интересных (с точки зрения цены и качества) предложениях производителя, а отношения между ними всегда регулируются органами власти и управления того или иного уровня.
В подобном «треугольнике» (производитель -потребитель - власть) основной задачей власти становиться не только законодательное, административно-организационное и, где это необходимо, экономическое их регулирование, но также и достижение общественно значимых целей и задач. Рынок энергетической продукции и услуг не является исключением. Здесь также есть производители и потребители, необходимость получения прибыли и выгод. Однако политика власти зачастую идет в разрез с подобными целями участников рынка, ориентируя на отказ от излишеств, покупку современных средств контроля за расходом ресурсов и пр. Закономерно возникает вопрос - что делать? Как убедить производителя и потребителя экономить энергетические ресурсы и устанавливать недешевые средства контроля их потребления? Задача довольно сложная, но вполне решаемая, например, с помощью маркетинга.
Общепринято рассматривать маркетинг как процесс, посредством которого компании создают ценность для клиентов и формируют прочные отношения с ними с целью последующего получения ценности от них [1]. Иными словами, маркетинг в современном понимании есть не простой сбыт и реклама и / или ориентация компании на потребности клиентов. Маркетинг сегодня - это стратегическая задача компании любого уровня по формированию потребностей у потребителей и управление спросом [2]. Энергетические компании не остались в стороне от подобных общемировых тенденций.
Ключевыми задачами энергетической компании на сегодня являются:
1) извлечение прибыли,
2) удовлетворение нужд отдельных групп потребителей,
3) удовлетворение нужд общественных интересов в энергоснабжении,
4) обеспечение экономической,
экологической и социальной безопасности энергоснабжения [3].
Энергетический маркетинг при достижении указанных задач позволяет «создать ценность» для клиентов и сформировать прочные отношения с ними с тем, чтобы в ответ «получить ценности» от них. Следует заметить, что в этом процессе есть некоторые особенности.
Во-первых, ключевыми фигурами в данном процессе обмена ценностями выступают субъекты электроэнергетики и потребители энергетической продукции и услуг. Субъекты электроэнергетики -это юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики. Потребители - это физические и/или юридические лица, использующие энергетическую продукцию, производимую субъектами электроэнергетики.
Во-вторых, сами понятия энергетической продукции и энергетических услуг.
В качестве энергетической продукции выступают электрическая энергия и мощность, которые:
1) не имеют зримой формы, веса и объема;
2) их производство неразрывно связано с потреблением;
3) выработанная мощность определяется характером изменения режимов потребления;
4) их нельзя складировать (только аккумулировать в аккумуляторных батареях и конденсаторных установках в незначительных количествах);
5) невозможно заблаговременно и точно оговорить объемы генерации и потребления электроэнергии;
6) с физической точки зрения невозможно определить, кто конкретно произвёл электрическую
энергию, использованную тем или иным потребителем;
7) качество электроэнергии зависит не только от производителя, но и от потребителя;
8) ограниченный ассортимент, но стабильные параметры.
Энергетические услуги представляют собой неосязаемые выгоды, предоставляемые энергетической компанией потребителю энергетической продукции. Среди них:
1) энергетический аудит и консалтинг,
2) обслуживание и ремонт эксплуатируемого энергетического оборудования [4],
3) техническая поддержка энергосбережения и энергоэффективности,
4) льготные расчеты с потребителями-лидерами энергосбережения и энергоэффективности и т.д.
Как и энергетическая продукция,
энергетические услуги также имеют свои особенности - их нельзя накопить и они требуют участия потребителя, но, в отличие от продукции, их качество может меняться в процессе предоставления (так называемый, «человеческий фактор»).
В-третьих, розничная цена энергетической продукции, (т.е. тарифы на электроэнергию)
регулируется органами власти и управления.
В-четвертых, четко выраженная потребность в краткосрочном и / или долгосрочном прогнозировании спроса на энергию. Это предполагает составление прогноза потребности в энергии и оценку
платежеспособности различных групп ее потребителей, исходя из ключевых факторов
воздействия на развитие энергетики конкретной территории (экономических, социальных,
демографических, природных, ресурсных,
технологических, инновационных, климатических и др.).
В-пятых, возможность управления спросом на энергетическую продукцию и энергетические услуги, реализуемая путем:
1) снижения пиков потребления электрической
энергии;
2) производства энергии в период спада нагрузки;
3) выравнивания графика нагрузки энергопотребления посредством применения дифференцированных ценовых моделей;
4) использования так называемого гибкого графика нагрузки путем прерывания энергоснабжения, разработки особых ценовых моделей;
5) энергосбережения. Это реализуется, как
правило, путем совершенствования
теплоизоляционных характеристик зданий и сооружений, трубопроводов и оборудования;
6) увеличения объема реализации энергии.
Программы стимулирования потребителей
ориентированы также и на повышение энергетической эффективности (эффективности использования энергии). Маркетинговыми в данном случае, на наш взгляд, можно считать следующие инструменты:
1) систему скидок с цен на
энергоэффективное и/или энергосберегающее оборудование, а также систему скидок с тарифов на электрическую энергию (применяются в
программах диспетчерского управления нагрузкой и развития аккумуляционных систем теплоснабжения в виде скидок по счетам на оплату электроэнергии [5]);
2) прямые инвестиции в энергоэффективное
и/или энергосберегающее оборудование,
устанавливаемое у потребителей (на безвозмездной или частично возмездной основе);
3) потребительские ссуды для установки потребителем энергоэффективного и/или энергосберегающего оборудования;
4) дифференцированные ценовые модели на энергопродукцию и услуги;
5) дифференцированные системы материального вознаграждения потребителей (к примеру, за установку энергоэффективного и/или энергосберегающего оборудования, за применение гибкого графика нагрузки, за снятие с эксплуатации неэффективного или устаревшего оборудования, за подключение, за продление договора снабжения и обслуживания и т.д.);
6) системы неденежного стимулирования потребителей (например, присвоение звания Почетного энергоэффективного потребителя, поздравительное / благодарственное письмо от директора энергетической компании потребителю, демонстрирующему энергоэффективное поведение в течение 90 дней, статья в местных печатных СМИ с рассказом об организациях, оказавших помощь в установке приборов учета пенсионерам и инвалидам и т.д.);
7) системы добровольного публичного декларирования потребителями собственных планируемых энергоэффективных решений (например, письменное обещание жителей многоквартирного дома о выключении осветительных приборов в местах общего пользования в светлое время суток) [6].
Перечисленные инструменты позволяют не только добиться значимых результатов в энергоэффективности и энергосбережении территории любого уровня (в том числе и в регионе), но также улучшить имидж энергетической компании, повысить ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.
Необходимо отметить, однако, что перечисленные маркетинговые инструменты в большей степени позволяют сформировать энергоэффективное поведение у потребителей, обслуживаемых сетевыми энергокомпаниями. Для этого указанные компании осуществляют: во-
первых, формирование тарифного меню для потребителей электросетевых услуг с дифференцированной платой за подключение (с учетом места подключения), платой за потребление реактивной мощности (для стимулирование ввода компенсирующих устройств), скидками и надбавками к основному тарифу в соответствии с
требованиями, предъявляемыми пользователями сети к надежности электроснабжения (путем резервирования питающих сетей, установки резервного оборудования, перерывов в энергоснабжении и пр.), повышенной ставкой платы за мощность, потребляемую в часы пиковых нагрузок электрораспределительной системы, дополнительной платой за обслуживание абонентских установок; во-вторых, разработку комплекса новых услуг и диверсификацию бизнеса компании [5].
Генерирующие энергетические компании, в отличие от сетевых, заняты, преимущественно, исследованиями ключевых конкурентов,
формированием ценовых моделей энергетической продукции и услуг, выявлением наиболее привлекательных групп потребителей.
Таким образом, повышение
конкурентоспособности энергетической компании, улучшение качества жизни населения, внедрение энергосберегающих технологий и энергоэффективное поведение в настоящее время являются не только приоритетными, но и тесно связанными между собой задачами, которые возможно и необходимо решать, используя не только административно-регламентирующий и организационный
инструментарий, но и инструменты энергетического маркетинга. «Ценность» последнего в
электроэнергетике, к сожалению, до сих пор
остается недооцененной.
Литература
1. Армстронг, Г. Введение в маркетинг: пер. с англ. / Г. Армстронг, Ф. Котлер. - 8-е изд. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 832с.
2. Ибрашева, Л.Р. Маркетинг в сфере
энергоресурсосбережения в контексте социологического знания / Л.Р. Ибрашева, А.М. Идиатуллина // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. -№7. - С.234-239.
3. Гатиятуллина, Д.А. Энергетический маркетинг как эффективный путь к энергосбережению: теоретический аспект / Д.А. Гатиятуллина // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №4. - С.149-159.
4. Гительман, Л.Д. Энергетический бизнес: учебное пособие / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. - М.: Дело, 2006. - 600с.
5. Ибрашева, Л.Р. Энергосберегающие технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве России / Л.Р. Ибрашева // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №7. - С.224-230.
6. Гатиятуллина, Д.А. Социальный маркетинг в сфере энергоресурсосбережения (на материалах Российской Федерации) / Д. А. Гатиятуллина, А. М. Идиатуллина // Вестник экономики, права и социологии. - 2011. - №3. -С.159-163.
© Д. А. Гатиятуллина - канд. социол. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, dinaa@rambler.ru.