Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование информационных потребностей студенческой молодежи'

Маркетинговое исследование информационных потребностей студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинговое исследование / информационная потребность / студенческая молодежь / интернет-ресурсы / социальные сети / marketing research / information need / student youth / Internet resources / social networks

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евгения Евгеньевна Кузьмина

В статье исследуются информационные потребности студентов РГГУ очнозаочной формы обучения. Для выявления информационных потребностей студенческой молодежи было проведено маркетинговое исследование студентов третьего курса. Метод сбора информации – опрос. Проведенное исследование показало, что информационные потребности студенческой аудитории, их содержание, удовлетворение, развитие нуждаются в постоянном мониторинге и осмыслении. А изучение потребностей в информации должно быть приоритетным и опережающим, чтобы его можно было использовать для развития академических навыков студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing research of information needs of students

The article investigates the information needs of part-time students of RSUH. In order to identify the information needs of students, marketing research of third-year students was conducted. The method of information gathering is a survey. The conducted research showed that the information needs of the student audience, their content, satisfaction, development need constant monitoring and comprehension. And the study of information needs should be prioritized and anticipated, so that it can be used for the development of students’ academic skills.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование информационных потребностей студенческой молодежи»

МАРКЕТИНГ И РЕКЛАМА MARKETING AND ADVERTISING

Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 79-85. Economic Systems. 2024;17(2(65)):79-85.

Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика

УДК 378+339.1

DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-79-85

Маркетинговое исследование информационных потребностей студенческой молодежи

Евгения Евгеньевна Кузьмина

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россия, [email protected], ORCID 0000-0003-4671-0975

Аннотация. В статье исследуются информационные потребности студентов РГГУ очно-заочной формы обучения. Для выявления информационных потребностей студенческой молодежи было проведено маркетинговое исследование студентов третьего курса. Метод сбора информации - опрос.

Проведенное исследование показало, что информационные потребности студенческой аудитории, их содержание, удовлетворение, развитие нуждаются в постоянном мониторинге и осмыслении. А изучение потребностей в информации должно быть приоритетным и опережающим, чтобы его можно было использовать для развития академических навыков студентов.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, информационная потребность, студенческая молодежь, интернет-ресурсы, социальные сети

Для цитирования: Кузьмина Е.Е. Маркетинговое исследование информационных потребностей студенческой молодежи // Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 79-85. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-79-85.

© Кузьмина Е.Е., 2024

Original article

Marketing research of information needs of students

Evgenia E. Kuzmina

Russian State University for the Humanities (RSUH), Moscow, Russia, [email protected], ORCID 0000-0003-4671-0975

Abstract. The article investigates the information needs of part-time students of RSUH. In order to identify the information needs of students, marketing research of third-year students was conducted. The method of information gathering is a survey.

The conducted research showed that the information needs of the student audience, their content, satisfaction, development need constant monitoring and comprehension. And the study of information needs should be prioritized and anticipated, so that it can be used for the development of students' academic skills.

Keywords: marketing research, information need, student youth, Internet resources, social networks

For citation: Kuzmina E.E. Marketing research of information needs of students. Economic Systems. 2024;17(2(65)):79-85. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-79-85.

Введение

Последние десятилетия наша страна осуществляет переход к информационному обществу. Еще в 1999 г. была представлена Концепция формирования информационного общества в России, где отмечалось, что его основные черты и признаки будут разработаны в первой четверти XXI в.

Становление информационного общества, активное внедрение информационных технологий - одни из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека в целом, механизм воспитания и обучения [1]. Поэтому в информационном обществе система образования должна решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой кадров к жизни и деятельности в условиях информационного мира.

Для любой личности, группы, общества в целом существует необходимость в получении информации. Анализ научной литературы показал, что проблема информационных потребностей студенческой молодежи изучена недостаточно полно. Кроме того, до сих пор отсутствует единая трактовка термина «информационные потребности», несмотря на то что данную проблему начали рассматривать еще в середине XX в., когда работникам библиотечного сектора стало ясно, что без изучения спроса на информацию нельзя рационально и эффективно

организовывать информационную деятельность. Толкование данного термина и классификация информационных потребностей рассмотрена в работах Л.В. Жучковой [2], В.П. Седякина, И.В. Соловьева и С. В. Разливинской [3], А.А. Трофимовой [4], А.В. Соколова [5] и др. Частично проблемы информационной потребности специалистов рассматривались в трудах Н.Л. Струковой [6], информационных интересов молодежи - в работах Е.Е. Кузьминой [7], С.С. Бразевич, Ж.С. Сафроновой, Д.С. Бразевич, Д.В. Матюхи [8].

С развитием информационных технологий и ростом интернет-пользователей круг информационных источников значительно расширился. И если еще 20 лет назад основными общедоступными источниками были телевидение, радио, газеты, журналы, научная, учебная и художественная литература и пр., то в настоящее время молодежь в основном получает информацию из интернет-источников и социальных сетей. В современном мире существует большое разнообразие информационных материалов, контента и ресурсов в интернете, которые различаются по степени точности, достоверности и ценности. Печатная пресса (газеты и журналы] стала источником информации лишь для 8% россиян.

Увлечение населения информацией, получаемой из интернета, сократило потребление книгопечатной продукции. Так, за последние 14 лет число выпущенных экземпляров книг и брошюр на душу населения сократилось на 50,3%. Снижение интереса к чтению - это тенденция не сегодняшнего дня: уже выросло целое поколение молодежи, которое не любит читать книги. По данным исследований, 52% россиян не покупают книги и 37% их не читают [9].

В настоящее время наиболее популярными социальными сетями у молодёжи являются: vk.com., ok.ru., pinterest.com., telegram.org., whatsapp.com.

По итогам 2023 г. Telegram стал самой популярной соцсетью России.

Нельзя не согласиться с теми специалистами, которые считают, что увлечение информационными технологиями породило у студентов «клиповое мышление», в результате чего они не в состоянии целостно воспринимать большие объемы информации, выявлять причинно-следственные связи, концентрировать внимание [9]. Все это сказывается на интеллектуальном развитии студенческой молодежи, качественном усвоении знаний и в конечном счете на их профессиональной подготовке.

Основная часть

Для изучения информационных потребностей и тематических интересов молодежи было проведено маркетинговое исследование с использованием метода выборочного опроса 100 студентов очно-заочной формы обучения в возрасте от 20 до 25 лет. Для проведения исследования была разработана анкета с открытыми вопросами, что позволило получить расширенные ответы студентов.

Целью исследования было выявление интересов студенческой молодежи путем изучения их информационных потребностей и предпочтений для использования их медиапривычек в обучении и развитии академических навыков.

При проведении исследования ставилась задача получить ответы на следующие вопросы:

• какие информационные ресурсы чаще всего используют студенты;

• какие проблемы они решают с помощью полученной информации;

• какая тематика их больше всего интересует;

• какими информационными источниками (газетами, журналами, теле- и радиопередачами, информацией интернет-сайтов и соцсетей) пользуются в семьях студентов.

Исследование показало, что 80% опрошенных студентов не смотрят телевизор и основными источниками информации считают интернет и соцсети.

Вот некоторые их ответы:

• «Я не смотрю телевизор, не читаю журналы. Что касается того, как я узнаю новости, то это происходит через социальные сети. Сейчас почти у любых СМИ есть страница в социальных сетях, на некоторые из них я подписана, каждый день там публикуются главные события прошедшего дня, и я активно просматриваю ленту новостей. Это помогает мне быть в курсе событий во всем мире»;

• «Прежде всего, в новостных ресурсах я ценю беспристрастную и честную подачу информации»;

• «Считаю, что бумажная пресса и телевизор устарели». Что касается интернет-сайтов и соцсетей, то думаю, что в наше время - это главные источники актуальной и достоверной информации»;

• «Я являюсь постоянным читателем и пользователем интернет-сайтов, соцсетей, так как хочу быть в курсе событий, происходящих в мире»;

• «Прессу не читаю, телевизор не смотрю. Считаю, что информация, которая фильтруется государственными каналами, не может быть полезной и достоверной».

• «Посещение интернет-сайтов и соцсетей для меня в первую очередь - это получение различной информации с разных точек зрения и расширение своего кругозора. Новости по телевизору меня не интересуют, так же как и печатные издания, так как в настоящее время все актуальные новости можно узнать из независимых новостных порталов в интернете».

Также студенты указывают важность достоверности получаемой информации, сложность ее «отфильтровки» в интернете, скорость и способ подачи новости. «Для меня самое важное - это способ подачи материала. Если это новости, то текст должен быть грамотно составлен, а основная информация должна содержаться в описании статьи (чтобы сразу можно было понять, стоит ли тратить время на ее изучение)».

Также все студенты отмечают, что соцсети позволяют в любое время общаться с друзьями и родственниками. Примеры предпочтений студентов в Telegram отражены в табл. 1.

Что касается информационных источников, которыми пользуются в семьях, то в основном это просмотр телеканалов. На первом месте - Первый канал (новости, сериалы, шоу), на втором - ТНТ (сериалы, ток-шоу, тревел-шоу), на

Таблица 1

Предпочтения студентов в Telegram

Телеграмм-канал Рубрики Основные функции

Digital Доктор Новости, события и тенденции в мире DIGITAL Информационная

«Медуза», рубрика «Шапито» и др. Оперативные международные новости Информационная

TrendWatching Канал про тренды из мира IT, технологий и бизнеса Информационная

«Раньше всех. Ну почти» Оперативные политические новости Информационная

«Лентач» Новости Информационная

Mash Новости Информационная

«Москва-24» Новости Информационная

«Беспощадный пиарщик» Новости индустрии Информационная

«Русский маркетинг» Новости индустрии Информационная

Источник: составлено автором по результатам опроса студентов.

третьем - СТС (фильмы, сериалы), на четвертом - канал «Пятница» (сериалы) и на пятом месте - НТВ (сериалы, юмористические шоу). Как отмечают студенты, телевизор практически не смотрят 80%, редко - 20%, многие используют телевизор как фон.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

• В современном мире основным ресурсом является информация. Практически все опрошенные студенты считают главными источниками актуальной информации интернет-сайты и соцсети, что позволяет им получать информацию о важных государственных и международных событиях, находить единомышленников и расширять знания по интересующим темам.

• Социальные сети студенты используют как удобный способ взаимодействия с людьми и как способ самовыражения. Например, Whats Арр - это быстрый и удобный способ коммуникации, который можно использовать для получения быстрой и нужной информации, а также в качестве образовательного и развлекательного контента.

• Социальные сети, как и телевизор, помогают студентам скоротать время, быть в курсе всех новостей, часто выполняют развлекательную функцию.

• Большинство опрошенных отметили, что их информационные интересы и интересы их семей абсолютно разные.

• Узнавая новую информацию, студенты выстраивают свою точку зрения и могут формировать модель поведения в обществе, жизненную позицию, свое окружение и многое другое.

Таким образом, информационные потребности студенческой аудитории, их изучение, удовлетворение и развитие нуждаются в постоянном мониторинге и осмыслении. А изучение потребностей в информации должно быть приоритетным и опережающим, чтобы его можно было использовать для развития академических навыков студентов формирования оригинальной концепции обучения, включающих использование игровых методик, экспериментальных методов обучения [10].

Список источников

1. МордасоваМ.А. Студент как потребитель информационных ресурсов: на примере Тамбовской области : автореф. дис. ... канд. пед. наук : специальность 05.25.03. Тамбов, 2005.

2. Жучкова Л.В. Развитие информационной потребности у студентов младших курсов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : специальность 13.00.08. Магнитогорск, 2003.

3. Седякин В.П., Соловьев И.В., Разливинская С.В. О теории информационных потребностей // Прикладная информатика. 2013. № 3 (45). С. 127-133.

4. Трофимова А.А. Анализ информационных потребностей аудитории при продвижении в социальных медиа на примере центра дополнительного образования // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. (Екатеринбург, 27-28 апр. 2020 г.). Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2020. Т. 2. С. 34-37.

5. Соколов А.В. Что есть информационная потребность? // Труды Санкт-Петербургского гос. ин-та культуры. 2013. С. 7-18.

6. Струкова Н.Л. Информационные потребности предпринимателей: Проблемы изучения и обеспечения : дис. ... канд. пед. наук : специальность 05.25.03. Новосибирск, 1997.

7. Кузьмина Е.Е. Современные тенденции маркетинга на рынке высшего образования // Современные тенденции маркетинга в отраслях и сферах деятельности : монография / под ред. А.Л. Абаева, Е.Е. Кузьминой. М. : ИТК «Дашков и К°», 2024. С. 53-60.

8. Исследование интересов молодежи через тематический репертуар общения в студенческой среде : кейс социальной сети «ВКонтакте» / С.С. Бразевич [и др]. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 193-211.

9. Кузьминых Е.О. Динамика читательских интересов современных школьников // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 2 (29) С. 44-48.

10. Кузьмина Е.Е. Повышение маркетинговой привлекательности образовательных программ вуза // Экономические системы. 2024. Т. 17, № 1 (64). С. 63-71.

References

1. Mordasova M.A. Student as a consumer of information resources: on the example of the Tambov region : abstract. ... candidate of pedagogical sciences : specialty 05.25.03. Tambov, 2005. (In Russ.).

2. Zhuchkova L.V. Development of information needs among undergraduate students of the university : abstract. ... candidate of pedagogical sciences : specialty 13.00.08. Magnitogorsk, 2003. (In Russ.).

3. Sedyakin V.P., Solovyov I.V., Razlivinskaya S.V. On the theory of information needs. Prikladnaya informatika = Applied Informatics. 2013;(3(45)):127-133. (In Russ.).

4. Trofimova A.A. Analysis of the information needs of the audience when promoting in social media on the example of the center for additional education. Strategies for the development of social communities, institutions and territories : mater. VI International scientific and practical conference : in 2 vol. (Yekaterinburg, April 27-28, 2020). Yekaterinburg : Publishing House of the Ural University, 2020. Vol. 2. Р. 34-37. (In Russ.).

5. Sokolov A.V. What is the information need? Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture. 2013. Р. 7-18. (In Russ.).

6. Strukova N.L. Information needs of entrepreneurs: Problems of study and provision : dis. ... candidate of pedagogical sciences : specialty 05.25.03. Novosibirsk, 1997. (In Russ.).

7. Kuzmina E.E. Modern marketing trends in the higher education market // Modern marketing trends in industries and fields of activity : monograph / ed. by A.L. Abaev, E.E. Kuzmina. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2024. Р. 53-60. (In Russ.).

8. Research of the interests of youth through the thematic repertoire of communication in the student environment: the case of the VKontakte social network / S.S. Brazevich [et al.]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny = Monitoring public opinion: Economic and social changes. 2019;(1):193-211. (In Russ.).

9. Kuzminykh E.O. Dynamics of readers' interests of modern schoolchildren. Aktual'nye voprosy sovremennoj filologii i zhurnalistiki = Topical issues of modern philology and journalism. 2018;(2(29)):44-48. (In Russ.).

10. Kuzmina E.E. Increasing the marketing attractiveness of educational programs of higher education institution. Economic Systems. 2024;17(1(64)):63-71. (In Russ.).

Информация об авторе / Information about the author

Е.Е. Кузьмина - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы.

E.E. Kuzmina - doctor of economic sciences, professor, professor of the Department of integrated communications and advertising.

Статья поступила в редакцию 14.05.2024; одобрена после рецензирования 28.05.2024; принята к публикации 05.06.2024.

The article was submitted 14.05.2024; approved after reviewing 28.05.2024; accepted for publication 05.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.