сферы культуры, способствуют повышению уровня культуры повседневности жителей различных российских поселений. Сверхзадачей «культурного выравнивания» выступает создание равных условий для доступа к культурным ценностям и реализация права на культурное саморазвитие личности.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Основ государственной культурной политики : Указ В. В. Путина [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.novayagazeta. ru/news/1690473.html (дата обращения: 19.02.2015).
2. Астафьева, О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции 6 — 8 / О. Н. Астафьева // Культурологический журнал : электрон. период. рецензируемое изд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.cr-journal.ru/rus/journals (дата обращения: 19.02.2015).
3. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб., 1996. - С. 319-401.
4. Гунн, Г. Е. Концептуальные основы культурной политики для городов / Г. Е. Гунн [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.cultpol.ru/статьи (дата: обращения 19.02.2015).
5. Бакулина, С. Д. Региональная культурная политика в контексте государственной культурной политики РФ (на примере южных районов Западной Сибири) / С. Д. Бакулина //
Вестник Омского государственного университета. - 2013. -№ 3. - С. 165-170.
6. Розин, В. М. Основания и смыслы социокультурного проектирования в контексте современной культурной политики / В. М. Розин // Основы культурологии. - М., 2005. -С. 458-479.
7. Духовная культура российского общества: состояние и тенденции формирования: Результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rags.ru/ node/536/ (дата обращения: 10.06.2011).
8. Гринберг, А. О стратегии инновационного развития / А. О. Гринберг // Форум-2008: новое в междисциплинарных исследованиях и дебатах : альм. - М., 2008. - С. 26.
9. Путин, В. В. Выступление на расширенном заседании Госсовета (февраль 2008 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://scilance.com/library/book/33793 (дата обращения: 19.02.2015).
ГЕНОВА Нина Михайловна, доктор культурологии, декан факультет культуры и искусств. Адрес для переписки: Россия, 644077, г. Омск, пр. Мира, 55а, ОмГУ.
Статья поступила в редакцию 12.03.2015 г. © Н. М. Генова
№
УДК 379.8 093 а. с. чернов
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
МАРКЕТИНГОВАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_
Статья посвящена современной парадигме социально-культурной деятельности. Автор рассуждает о наличии маркетинговой основы развития современной социально-культурной деятельности, которая открывает многообещающие возможности для теоретиков, практиков и учреждений социально-культурной деятельности. В статье подчеркивается крайняя важность полезности обращения к маркетинговым технологиям во всех сферах социально-культурной действительности. По мнению автора, особого внимания заслуживают вопросы, связанные с маркетинговой составляющей в процессе эффективной реализации социально-культурных технологий и подготовкой современного специалиста социально-культурной сферы, а также созданием необходимых для этого организационно-педагогических условий.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, маркетинг, парадигмы социально-культурной деятельности, культурно-досуговая деятельность, маркетинговые технологии, культура и искусство.
В последнее десятилетие внимание многих ученых привлечено к изучению места и роли учреждений культуры и специалистов социально-культурной сферы в условиях изменившихся социально-экономических условий в стране. Четко обозначились контуры проблемы современной социально-культурной деятельности, проблемы реализации современных социально-культурных технологий и творческой самореализации специалиста культуры в новых условиях. Руководители и работники учреж-
дений культуры ощущают это в своей повседневной трудовой деятельности. Совершенно очевидно, что проблемы, порождаемые рыночными условиями, необходимо решать адекватными методами, т.е. путем обращения к маркетинговым технологиям. До недавнего времени маркетинг применялся, главным образом, в сфере коммерческой деятельности. В последние годы он стал важнейшим инструментом оптимизации деятельности и некоммерческих организаций, в частности организаций социально-
культурной сферы. Обращение к маркетингу некоммерческих организаций открывает перед нами неплохие перспективы оптимизации их деятельности. Особый интерес представляет обращение к маркетинговым технологиям, применяемым в процессе функционирования учреждений культуры, непосредственной реализации социально-культурных технологий и повседневной профессиональной деятельности специалиста культуры.
Современная социально-культурная деятельность — это уже не просто набор технологий, способствующих созидательному освоению досуга, а комплексная социально-экономическая система, основанная на изучении потребностей потребителя социально-культурных услуг, создании конкурентоспособных услуг и художественно-промышленных товаров, изучении закономерностей социально-культурного рынка и подготовке профессионалов с определенным багажом специальных знаний, умений и навыков как непременно творческой личности, реализующей себя в области культуры и искусства.
По нашему мнению, для гармоничного развития социально-культурной сферы, результативной и рентабельной работы учреждений культуры и искусства, своевременной адаптации и успешной работы современного специалиста культуры необходимо разрабатывать и внедрять в повседневную социально-культурную практику маркетинговые комплексы, включающие в себя такие классические компоненты практического маркетинга, как товар, цена, сбыт и продвижение. Назрела необходимость в маркетинговых исследованиях социально-культурного рынка, целенаправленной его сегментации и адекватном позиционировании. Именно с помощью таких инструментов маркетинга определяются, по нашему убеждению, в настоящее время перспективы социально-культурной сферы в целом.
Маркетинговые технологии в настоящее время правомерно рассматривать как фундаментальное основание для благоприятного развития всей системы социально-культурной деятельности. Это, на наш взгляд, необходимое условие совершенствования социально-культурных технологий, активизации деятельности учреждений социально-культурной сферы, профессионального развития специалистов культуры.
В связи с этим отметим, что социально-культурная деятельность, все её элементы нуждаются в переосмыслении с учетом современных рыночных реалий и неодносложных социальных изменений. Специалисты остро нуждаются в научно-практических рекомендациях по овладению маркетинговыми технологиями.
К сожалению, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе вопросы применения маркетинговых технологий, как средства интенсификации социально-культурной деятельности, до настоящего времени не нашли своего развернутого и обстоятельного освещения. Что касается исследований отечественных ученых-маркетологов, то следует заметить, что вплоть до начала 90-х гг. минувшего столетия они находились на «нелегальном положении» и смогли опубликовать первые свои работы по маркетингу лишь с переходом страны к рыночной экономике [1].
Своеобразным прорывом к рынку и, соответственно, маркетингу стали опубликованные в 90-х гг. минувшего века переводные работы ряда зарубежных маркетологов: Ф. Котлера, Д. Эванса,
Б. Бермана, Е. Дихтля, Х. Хершгена, Х. Швальбе,
B. Благоева, Д. Дороти, А. Хоскинга и др.
Социально-культурный маркетинг, как прикладная научная дисциплина, начал формироваться лишь с выходом в свет научных работ экономического характера и содержания (А. З. Алейник, Б. Б. Афинян, И. П. Бойко, И. М. Болотников, Л. Н. Галенская, Г. М. Галуцкий, Л. Н. Герасимова, Е. И. Жданова, А. С. Запесоцкий, С. В. Иванов, Г. М. Кафаров, Н В. Кротова, Н. П. Лапшин, Л. А. Линькова, О. В. Мазун, Н. А. Михеева, Ю. А. Помпеев, Л. И. Рудич, Ф. Ф, Рыбаков, Б. Ю. Сорочкин, И. А. Столяров, С. Ю. Флягина, И. И. Цыганов).
Однако и эти признанные научные авторитеты, а также первые социально-культурные маркетологи (А. С. Запесоцкий, О. Н. Кокойкина, В. Е. Новаторов, Г. Л. Тульчинский и др.), как правило, лишь частично касались в своих работах маркетинга и частных маркетинговых технологий как фундамента для системы социально-культурной деятельности: в реализации социально-культурных технологий, и их применения в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы.
Естественно, что проблемы управления учреждениями социально-культурной сферы и применения маркетинговых технологий в социально-культурной деятельности неправомерно рассматривать вне связи с социально-культурной практикой и теорией социально-культурной деятельности.
Важную роль в понимании сути происходивших в культурной жизни страны изменений сыграли работы отечественных культурологов: Ю. П. Азарова, М. А. Ариарского, А. И. Арнольдова, А. А. Аронова,
C. Н. Артановского, С. Н. Иконникова, Н. С. Мансурова, Э. В. Соколова, А. Я. Флиера и др. по-своему предвосхитивших рыночные преобразования в социально-культурной сфере [2].
Весьма своевременными и актуальными оказались работы таких известных ученых, как Т. И. Бакланова, Г. М. Бирженюк, Е. И. Григорьева,
A. Д. Жарков, Л. С. Жаркова, А. С. Каргин, Т. Г. Киселева, А. С. Ковальчук, Ю. Д. Кра-сильников, А. П. Марков, Н. Ф. Максютин, Б. Г. Мосалёв, Г. Я. Никитина, В. С. Садовская, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев, В. Е. Триодин,
B. В. Туев, В. И. Черниченко, В. М. Чижиков, Д. В. Шамсутдинова, Н. Н. Ярошенко и др.
Но и они не предложили убедительных теоретических разработок и/или научно-практических рекомендаций по переводу системы социально-культурной деятельности на принципы маркетинга.
До сих пор маркетинг рассматривается отдельными авторами как самодостаточная система, которая слабо увязывается с содержанием и организацией социально-культурной деятельности и личностью специалиста социально-культурной сферы. Недостаточно полно выявлены и раскрыты особенности маркетинга в социально-культурной сфере, в отдельных её областях, направлениях деятельности. Многие кажущиеся бесспорными теоретические положения маркетинга социально-культурной сферы должным образом не апробировались, не подкреплялись опытно-экспериментальной работой. Мало отражено в научной литературе содержание маркетинга личности, не исследованы технологии самомаркетинга специалиста социально-культурной сферы. Важно также подчеркнуть, что маркетинговые проблемы традиционно рассматриваются в работах названных выше авторов только во взаимо-
связи с развитием экономических механизмов. При этом не придается должного значения социально-психологическим и педагогическим аспектам маркетинговой деятельности, что для социально-культурной деятельности имеет подчас определяющее значение.
В связи с вышеизложенным возникает определенный ряд противоречий:
— между острой потребностью социально-культурной практики в универсальных технологиях «выживания» и эффективной деятельности в условиях рынка и недостаточной адаптированностью всех элементов и специалистов социально-культурной деятельности к успешному бытованию в коммерческом секторе культуры и в системе создания и реализации социально-культурных товаров (услуг);
— между возрастанием современных требований к: 1) процессу реализации социально-культурных технологий и их адаптации к современным реалиям; 2) социальной и экономической эффективности деятельности учреждений культуры и искусства;
— между необходимостью непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития специалиста культуры на основе маркетинговых технологий и неготовностью специалиста строить на принципах маркетинга свою повседневную профессиональную деятельность, а также личную стратегию профессионального совершенствования и творческой самореализации, как основы профессиональной адаптации и профессионального мастерства.
Высокая потребность разрешения выделенных противоречий определяет основную проблему исследований в этой области, связанную с научным осмыслением сущности и специфики организации системы социально-культурной-деятельности на маркетинговых основаниях, а также содержательных, организационных, социально-психологических и социально-культурных условий маркетингового освоения социально-культурных технологий.
На наш взгляд, на сегодняшний день жизненно необходимо:
— научно обосновать сущность и специфику маркетинга как концептуальной основы развития социально-культурных технологий;
— выявить организационно-педагогические условия применения маркетинговых технологий в современной социально-культурной деятельности в России;
— изучить возможности совершенствования деятельности современных учреждений социально-культурной сферы на принципах маркетинга;
— выявить потенциал маркетинговых технологий как фактора профессиональной адаптации специалистов социально-культурной сферы.
Перспективы развития данного направления обширны. Они предполагают разработку принципиально нового направления педагогической науки, ориентированного на развитие теории и практики социально-культурной деятельности в России, интегрирующего достижения теории, методики и технологии социально-культурной деятельности и принципы маркетинга.
Библиографический список
1. Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. - М., 2007. - 258 с.
2. Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. — СПб. : Лань, 2009. — 495 с.
№
ЧЕРНОВ Алексей Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.02.2015 г. © А. С. Чернов
Книжная полка
Дойч, Дэвид. Структура реальности. Наука параллельных вселенных / Дэвид Дойч. - М. : Альпина нон-фикшн, 2015. - 430 с. - ISBN 978-5-91671-346-6.
Книга британского физика и философа Дэвида Дойча, одного из создателей концепции квантовых вычислений, наглядно демонстрирует, что эпоха великих философских систем вовсе не осталась в прошлом. Автор выстраивает целостный и согласующийся с научными знаниями ответ на один из самых фундаментальных философских вопросов: какова подлинная природа реальности? По Дойчу ткань реальности, каковой она открывается любому носителю разума, сплетается из четырех основных нитей. Это эпистемология Карла Поппера, раскрывающая путь научного знания; это квантовая механика, которая целостно интерпретируется лишь после признания реальности мультиверса — бесконечного ансамбля параллельных вселенных; это основанная Тьюрингом теория вычислений, без которой не понять природу математических объектов; и, наконец, это универсальная теория эволюции, объясняющая развитие не только жизни, но и цивилизации.
Лекторский, В. Релятивизм как болезнь современной философии / В. Лекторский. - М. : Канон + Реабилитация, 2015. - 397 c. - ISBN 978-5-88373-439-6.
Авторы книги пытаются осмыслить феномен релятивизма, получившего большое распространение в современной культуре — как в познании, так и в социальной жизни. В книге делается попытка выявить основания релятивизма и вместе с тем показать его несостоятельность как общей философской позиции и его ущербность на практике. Специально исследуются релятивистские тенденции в современной эпистемологии и философии науки, а также в науках о человеке: психологии, культурологии, исторической науке. При этом авторы различают релятивизм и скептицизм, а также плюрализм и релятивизм: показывается, что плюрализм может плодотворно практиковаться как раз в том случае, если понят в антирелятивистском ключе. По ряду обсуждаемых в книге вопросов авторы занимают разные позиции.