УДК: 330.3
ББК: 65.5
Шереметьева Е.Н., Митропольская-Родионова Н.В.
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Sheremetyeva E.N., Mitropolskaya-Rodionova N. V.
MARKETING ACTIVITY IN THE MODERN ENTERPRISE AS FORM OF INTERNATIONAL COOPERATION
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая деятельность, маркетинговая активность, предпринимательство, международное сотрудничество, международный рынок, конкурентоспособность, внешнеэкономическая деятельность, качество продукции, международные стандарты, сертификация, стандартизация, потребитель.
Keywords: marketing, marketing activity, marketing activity, entrepreneurship, international cooperation, international market, competitiveness, foreign economic activity, product quality, international standards, certification, standardization, consumer.
Аннотация: актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что изучение вопросов организации международного сотрудничества и условий работы российских фирм на зарубежном рынке и специфики регулирования необходимо всем современным предпринимательским структурам и специалистам. Непосредственные контакты с международным рынком выявили потребность в поиске новых методов и способов деятельности экспортоориентированных фирм.
Цель статьи заключается в выявлении признаков, характеризующие маркетинговую деятельность, связанную с международным сотрудничеством, определении ключевых факторов экономической среды и самого процесса этого выбора.
Метод, заложенный в основу решения проблемы, - метод анализа целевых рынков международной предпринимательской деятельности, позволяющий классифицировать страны на основе общности их характеристик.
Результаты исследования могут применяться в формировании эффективного и рационального управления внешнеэкономической деятельностью фирмы.
Abstrakt: the relevance of the problem stated in the article is due to the fact that the study of the organization of international cooperation and the conditions of work of Russian firms in the foreign market and the specifics of regulation is necessary for all modern business structures and specialists. Direct contacts with the international market have revealed the need to find new methods and ways of activity of ex-port-orientedfirms.
The purpose of the article is to identify the characteristics of marketing activities related to international cooperation, determining the key factors of the economic environment and the process of this choice.
The method used to solve the problem is the method of analyzing target markets of international business activity, which allows classifying countries on the basis of common characteristics.
The results of the research can be used in the formation of effective and rational management of foreign economic activity of the company.
Мировое хозяйство и система международной торговли на протяжении более чем двух последних десятилетий находится под влиянием ускоряющихся объективных процессов глобализации, которая имеет много-
факторную основу и носит комплексно-системный характер развития, привносящий качественно новые изменения в систему ми-
рохозяйственных связей1.
Внешнеэкономические связи и сотрудничество стали в настоящее время повседневной практикой для множества российских компаний самого разного профиля и видов деятельности. Успешная внешнеэкономическая деятельность фирм является подтверждением их конкурентоспособности и на внутреннем рынке. С этой точки зрения изучение вопросов организации международного сотрудничества и условий работы российских фирм на зарубежном рынке и специфики регулирования необходимо всем современным предпринимательским структурам и специалистам2.
Самостоятельный процесс выхода на внешние рынки российских компаний, производящих экспортную продукцию и услуги, способствовал развитию международного сотрудничества новых форм, прямых производственных связей с иностранными партнёрами; кооперации, совместного предпринимательства, а также появлению новых организационно-хозяйственных структур. Непосредственные контакты с международным рынком выявили потребность в поиске новых методов и способов деятельности экспортоориентиро-ванных фирм: особого интереса и внимания к маркетинговым механизмам при подготовке стратегии, ориентированной на экспорт, запаса знаний и исполнения различных процедур и правил выхода на зарубежный рынок и внешнеторговых сделок, а также инвестиционной деятельности и механизма государственного регулирования в стране-экспортёре и на зарубежных рынках в странах-импортёрах3.
Маркетинговая (рыночная) деятельность, как способ подготовки и реализации маркетинговых функций, с целью формирования наиболее конкурентоспособного предложения, способствующего удовлетворению,
1 Макашин Л.В. стратегическое прогнозирование развития предпринимательской деятельности в России // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2018. - С. 24-26.
2 Касимова Ф. Т., Кодиров А. М. Анализ мировых тенденций в развитии системы маркетинга в сфере предпринимательства в условиях глобализации мировых рынков // Молодой ученый. - 2018. - №. 11. - С. 207-208.
3 Бортник И.М. и др. Инструменты анализа
инновационной деятельности малого предпринима-
тельства в России // Инновации. - 2013. - №. 3 (173).
постоянно возобновляемому спросу потребителей и обеспечивающему рост прибыли фирмы, требует постоянно пополняемых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и информационных).
Хозяйствующие субъекты мирового хозяйства в рамках взаимодействия в межгосударственных масштабах используют новые формы межгосударственного разделения труда. Совместное предпринимательство нескольких партнёров является одной из таких форм сотрудничества, в том числе из разных
4
стран .
Рынок представляет собой совокупность конкретных субъектов, которые в процессе сотрудничества строят долгосрочные бизнес-отношения. В результате прямых (с поставщиками и дистрибьюторами) либо косвенных (с конечными потребителями и конкурентами) отношений хозяйствующие субъекты адаптируются друг к другу и становятся взаимозависимыми. В то же время данная зависимость является неполной, что придаёт сети динамизм и гибкость5.
Для принятия решения в области международного сотрудничества руководству фирмы надо знать и понимать все процессы, происходящие в мировой экономике, особенности национальных рынков, на которых фирма стремится осуществлять свой бизнес, способствуют развитию международного сотрудничества. Детальный подход при анализе ситуации на выбранном зарубежном рынке может способствовать более глубокому изучению рыночной структуры и понять процессы, характерные для конкретного рынка.
Совместное предпринимательство является одним из наиболее эффективных средств повышения инновационной активности фирм, имеющих высокий инвестиционный и инновационный потенциал.
Принципы международного маркетинга и маркетинга в границах одной страны идентичны. Это говорит о том, что используется один и тот же методический инструментарий.
4 Сидоров А.А. Инновационная роль маркетинга на фирме // Актуальные вопросы взаимодействия образования, науки и практики. - 2018. - С. 251.
5 Coviello N.E., Munro, H.J. Growing the entrepreneurial firm. Networking for international market development // European Journal of Marketing. Vol. 29. No. 7. P.50.
В процессе интернационализации, а в широком смысле, глобализации, на международную маркетинговую деятельность фирмы оказывают влияние дополнительные факторы1.
Маркетинговая деятельность должна включать в себя планирование и осуществление выхода на международный рынок в рамках сотрудничества. Она использует традиционные методы и инструментарий
национального рынка маркетинга, но также располагает определенными особенностями деятельности на двух и более рынках, включая зарубежные юрисдикции.
Можно выделить следующие признаки, характеризующие маркетинговую деятельность, связанную с международным сотрудничеством (рисунок 1).
Рисунок 1 - Признаки маркетинговой деятельности фирмы с международным сотрудничеством (авторская разработка)
Маркетинговая деятельность, как концепция международного сотрудничества, представляет собой систему организации международной экономической деятельности, направленной на решение стратегических задач фирмы по организации производства и продвижения продукции, которая в наибольшей степени удовлетворит потреб-
ности активных и потенциальных покупателей за рубежом.
Следовательно, маркетинговой деятельности, ориентированной на международное сотрудничество, необходимы как анализ, планирование, так и координация, и контроль всех процессов, направленных на потребителей товаров и услуг фирмы в двух и более странах2.
1 Слатвицкая И.И., Паскаль А.А. Сравнительный анализ концепций международного маркетинга крупных и средних предприятий // Научно-технический прогресс как фактор развития. - 2018. - С. 218.
2 Филиппова К.А. Формирование отношения к маркетинговой составляющей предпринимательской деятельности в современном бизнесе // Инновационная экономика-основа устойчивого развития. - 2018. -С. 135.
Выбирая рынок, экспортёры и импортёры должны принимать во внимание целый комплекс факторов, ориентированных как на экономический, так и на торгово-политический характер. Правильный выбор зарубежного рынка позволит фирме избежать рисков неисполнения контрактов и, соответственно, возможных материальных и финансовых потерь.
Прежде чем выбрать целевой внешний выбор для международной деятельности, необходимо определить ключевые факторы экономической среды и сам процесс этого выбора (рисунок 2).
Необходимо уделять внимание про- держиваются все фирмы международного
бл( мь ст1 реп
Международная предпринимательская деятельность
ства >гу ся н тоян
Выбор целевого внешнего рынка
отанные тизации зработку
Именно для этого широко используются собственных стандартов крупнейших кор-
дни
<Ct
ирно ) ок
Клю чевые факторы экономическвй среды
централизованны
станд
к какой грухпе стр ан относится данная страна
тандар-
уровень экономического развития страны
размер рынка
основные макроэкономические показатели
покупательная способность населения
количественные и качественные характеристики конкуренции
уровень развития инфраструктуры
степень включённости страны в международные интеграционные процессы (участие в интеграционного группировках)
Рисунок 2 - Процесс выбора целевого внешнего рынка для международной предпринимательской деятельности (авторская разработка)
Анализ результатов экономических факторов позволит дать оценку состоянию и тенденциям развития экономики конкретного рынка (страны)2.
1 Aarikka-Stenroos L. et al. Building B2B relationships via initiation contributors: Three cases from the Norwegian-South Korean international project business // Industrial Marketing Management. - 2018. - Т. 68. -С. 74-85.
2 Макашин Л.В. Государственное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. -2018. - С. 27-29.
тов ISO серии 9000/10000 для стран, входящих в Европейский союз и Всемирную организацию (ВТО), т.е. метрология, стандартизация и сертификация становятся теми инструментами, использование которых позволяет производителю обеспечить качество выпускаемой продукции, работ и услуг, конкурентоспособность и эффективность производства1.
К примеру, государственный контроль и надзор за качеством сельскохозяйственной продукцией
проводится для предупреждения, выявления и профилактики нарушений требований в области стандартизации, сертификации, качества и безопасности продукции, т.е. для строгого соблюдения и исполнения всеми хозяйственными субъектами обязательных правил и норм, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания2.
Правовой основой Госнадзора являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».
Наиболее стабильными и взаимовыгодными являются бизнес-отношения, построенные на наличии надежной информации о деятельности друг друга, на основании которой фирма может принять решение о том, выбирать рынок сбыта, будет ли это перспективным и следует ли вступать в деловые отношения с конкретными парт-нерами3.
Предварительный анализ для выбора
целевых рынков международной предпринимательской деятельности предполагает классификацию стран на основе общности их характеристик.
Существуют различные классификации, которые наиболее широко используются для международного сотрудничества, в частности, разработанные ООН, Всемирным банком, МВФ. Эти классификации делят страны в зависимости от целей и задач этих организаций .
При выборе фирмы первостепенное значение необходимо уделять работе по анализу и изучению различных видов деятельности потенциальных партнёров (рисунок 3).
Эффективное управление маркетинговой деятельностью является чрезвычайно важным фактором в условиях глобальной конкуренции. В широком смысле международной может считаться любая фирма, которая участвует в международной торговле или инвестициях.
В основе международного сотрудничества и деятельности фирмы, как и любой другой деятельности, находится определённая совокупность стратегических управленческих решений, принимаемых руководителями, имеющими соответствующие полномочия и являющихся экспертами в данной области5.
Эффективное управление фирмой предполагает, что эта совокупность должна быть рационально сформирована (рисунок
4).
1 Файзуллина Г.Г., Шелестова К.В., Шестаков С.А. Значение и формы государственной поддержки развития малого бизнеса // Аллея науки. - 2018. -Т. 1. - №. 1. - С. 654-656.
2 Анипченко А.А. Место маркетинга взаимодействия в общей концепции современного маркетинга // Вектор экономики. - 2018. - №. 2. - С. 1313.
3 Щепакин М.Б. и др. Активизация спящего
маркетинга на предприятиях на основе инновационных преобразований разного характера // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №. 1. -
С. 1149-1158.
4 Коваленко Н.В., Безновская В.В., Прусова
B.И. Эволюционное развитие предпринимательства // Автомобиль. Дорога. Инфраструктурам АУЮШОЫГ. Бо1^а. ¡пй^гикШга. - 2018. - №. 1 (15). - С. 19.
5 Власова Е.А. Система маркетинга в инновационной деятельности фирмы // Научно-технический потенциал как основа социально. - 2018. -
C. 59.
Рисунок 3 - Аспекты деятельности потенциальных партнёров (авторская разработка)
Рисунок 4 - Рациональное формирование эффективного управления фирмой
(авторская разработка)
Важным элементом управления фирмой является целостная система совокупности стратегических управленческих решений. При условии невыполнения одного из условий формирования эффективного управления ставится под сомнение наличие у фирмы эффективного стратегического планирования. В случае же выполнения определенных условий си-
стема управления признается эффективной, современным потребно-
соответствующей стям1.
Таким образом, фирма, выходящая на
Sapouna P. et al. Market Withdrawal, International Orientation and International Marketing: Effects on SME Performance in Foreign Markets // Advances in Global Marketing. - Springer, Cham, 2018. - C. 281-303.
международный рынок предпринимательской деятельности, должна иметь в виду особенности внешней среды потенциальных
стран-партнеров, а также их взаимозависимость со средой мирового рынка в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анипченко, А.А. Место маркетинга взаимодействия в общей концепции современного маркетинга // Вектор экономики. - 2018. - №. 2. - С. 13-13.
2. Бортник, И.М. и др. Инструменты анализа инновационной деятельности малого предпринимательства в России // Инновации. - 2013. - №. 3 (173).
3. Власова, Е.А. Система маркетинга в инновационной деятельности фирмы // Научно-технический потенциал как основа социального развития. - 2018. - С. 59.
4. Касимова, Ф.Т., Кодиров, А.М. Анализ мировых тенденций в развитии системы маркетинга в сфере предпринимательства в условиях глобализации мировых рынков //Молодой ученый. - 2018. - №. 11. - С. 207-208.
5. Коваленко, Н.В., Безновская, В.В., Прусова, В.И. Эволюционное развитие предпринимательства // Автомобиль. Дорога. Инфраструктурам Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura. -2018. - №. 1 (15). - С. 19.
6. Макашин, Л.В. Государственное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2018. - С. 27-29.
7. Макашин, Л.В. Стратегическое прогнозирование развития предпринимательской деятельности в России // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2018. - С. 24-26.
8. Сидоров, А.А. Инновационная роль маркетинга на фирме // Актуальные вопросы взаимодействия образования, науки. - 2018. - С. 251.
9. Слатвицкая, И.И., Паскаль, А.А. Сравнительный анализ концепций международного маркетинга крупных и средних предприятий // Научно-технический прогресс как фактор развития. - 2018. - С. 218.
10. Файзуллина, Г.Г., Шелестова, К.В., Шестаков, С.А. Значение и формы государственной поддержки развития малого бизнеса // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - №. 1. - С. 654-656.
11. Филиппова, К.А. Формирование отношения к маркетинговой составляющей предпринимательской деятельности в современном бизнесе // Инновационная экономика-основа устойчивого развития. - 2018. - С. 135.
12. Щепакин, М.Б. и др. Активизация спящего маркетинга на предприятиях на основе инновационных преобразований разного характера // Экономика и предпринимательство. -2018. - №. 1. - С. 1149-1158.
13. Sapouna, P. et al. Market Withdrawal, International Orientation and International Marketing: Effects on SME Performance in Foreign Markets // Advances in Global Marketing. -Springer, Cham, 2018. - С. 281-303.
14. Aarikka-Stenroos L. et al. Building B2B relationships via initiation contributors: Three cases from the Norwegian-South Korean international project business // Industrial Marketing Management. - 2018. - Т. 68. - С. 74-85.
15. Coviello, N.E., Munro, H.J. Growing the entrepreneurial firm. Networking for international market development // European Journal of Marketing. Vol. 29. No. 7. P.50.