-высоким износом и аварийностью сетей и оборудования (для покрытия затрат на их устранение и предупреждение, снижения оплачиваемых потребителями потерь и неучтенных расходов материального носителя услуги, часто являющихся приписками, должен формироваться ремонтный фонд);
-отсутствием приборов учета и низкой заинтересованностью коммунальных предприятий и потребителей в их установке, а как следствие - невозможность получения достоверной информации о количестве произведенного и реализованного ресурса (в себестоимость услуг входят затраты на биллинговые услуги, контроль и мониторинг качества).
Вывод
Для создания финансовых возможностей и стимулов замены изношенных фондов и их модернизации, сокращения потерь и утечек целесообразен для оптимизации инвестиционного обеспечения проектов развития ЖКХ региона переход на принципиально новую систему тарифов, состоящих из двух частей:
■/ абонентской платы (цены услуги) -стоимости права на обслуживание, которая определяется реальным уровнем надежности и затратами на его поддержание (руб./мес. на кв. м жилья за отопление и руб./мес. на чел. за остальные услуги);
■/ платы за фактическое потребление материального носителя услуги - цены ресурса (руб. за куб. м холодной и горячей воды, за Гкал тепла).
За счет этих источников финансирования проектов ЖКХ региона по этапам в рамках оптимизации инвестиционного обеспечения про-
ектов ЖКХ целесообразно постепенное увеличение доли собственных инвестиционных ресурсов предприятий отрасли.
Библиографический список
1. Жилищно-коммунальная сфера России и Германии на рубеже веков / под ред. Чернышова Л.Н. - М.: Госстрой России, 2001. - 240с.;
2. Кунин Л. Э. Причины неплатежей за ЖКУ и порядок их погашения //ЖКХ. - 2003. - №2. - часть 2, С. 20 - 23;
3. Вишневский Ю.А. Практика управления муниципальным унитарным предприятием // ЖКХ. -
2003. - №2. - часть 1, С. 3 - 5;
4. Крючков Г. С. Как сделать ЖКХ эффективным // ЖКХ. - 2004. - №3. - часть 1, С. 28 - 37;
5. Распоряжение Правительства Омской области от 13.04.2006г. №55-рп (ред. от 20.09.2006г.) «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального комплекса и тарифообразованию в муниципальных образованиях Омской области»;
Formation of investment maintenance of projects of development of dwellings-but-municipal services of omsk area
V.U. Kirnichny, G.M. Zurnadgan
In given clause questions of optimization of investment maintenance of projects of a housing-and-municipal complex of Omsk area are considered, and also questions of formation of tariffs for services of housing and communal services are considered
Статья поступила 21.02.2008 г
УДК 339. 138
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
В.И. Белых, канд. техн. наук, доц., С.Г. Полковникова, канд. экон. наук Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Аннотация. Выполнен анализ маркетинговой деятельности предприятий автомобильного транспорта в условиях рынка, определены показатели распределения рыночных долей между конкурирующими предприятиями и интенсивности конкуренции.
Ключевые слова: Маркетинговая деятельность на рынке, предприятия автомобильного транспорта, интенсивность конкуренции, долевое деление рынка, автотранспортная услуга.
Введение чивает транспортные потребности населения и
Автомобильный транспорт составляет, экономики за счет предоставления клиентуре
наряду с другими видами транспорта, основу различных видов транспортной продукции. транспортной системы нашей страны и обеспе-
На транспорте продукция выступает в виде услуг, под которой понимается любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по сути своей является неосязаемой и не приводит к овладению собственностью.
Что же касается автотранспортной услуги, то она представляет собой работу, выполняемую автотранспортным предприятием за плату и направленную на удовлетворение определенной потребности грузоотправителей, грузополучателей и других участников транспортного процесса. Следовательно, под услугой понимается не только перевозка груза, но также любая операция, связанная с подготовкой и осуществлением перевозки [3].
В период планово-централизованной системы управления понятие автотранспортной услуги не использовалось в практике планирования и организации работы автомобильного транспорта. Такой подход был обусловлен традиционным рассмотрением автомобильного транспорта наравне с производственными отраслями. В качестве продукции автомобильного транспорта при этом рассматривалась только перевозка груза, измеряемая валовыми показателями - тоннами и тонно-километрами.
Исследование факторов
конкурентной среды предприятия
Перевозка груза является наиболее характерной услугой предприятий грузового автомобильного транспорта. Однако, работая в условиях рынка и старясь занять наилучшее положение по сравнению с конкурентами, автотранспортные предприятия (АТП) выполняют для потребителей, наряду с «чистой перевозкой», и целый ряд сопутствующих услуг, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, связанных с подготовкой и осуществлением доставки грузов.
Транспортной услуге, как и любой другой, присущи следующие характеристики:
- неосязаемость - это означает, что ее нельзя продемонстрировать, т.е. до покупки услугу невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать;
- неотделимость услуги означает, что услуги нельзя отделить от их источника, независимо от того, предоставляется услуга человеком или машиной;
- непостоянство качества. Поскольку процесс производства и потребления услуги связан с участием людей, имеется значительный риск непостоянства качества. Качество услуги зависит от того, кто, когда, где и как ее предо-
ставляет. Как таковое, качество услуги очень трудно поддается контролю;
- недолговечность услуги означает, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования;
- отсутствие владения. Когда потребители покупают физические товары, они получают личный доступ к использованию продукта на неограниченный промежуток времени, т.е. они владеют товаром, а при желании могут продать его. В отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо собственностью. Потребитель услуги часто имеет к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени.
Эти и другие особенности транспортной продукции имеют большое значение стоимость, которая увеличивает стоимость перемещаемого груза. Поэтому в месте потребления грузов (товаров) они становятся дороже на величину транспортных издержек.
Транспорт является материальной основой процесса обращения, осуществляемой связи между производителями и потребителями продукции. Длительностью процесса перевозок во многом определяется весь процесс обращения общественного продукта, поскольку время воспроизводства последнего складывается из времени производства и времени обращения.
Таким образом, транспорт оказывает активное воздействие на эффективность общественного производства в целом: чем выше эффективность работы транспорта (меньше времени транспортирования и транспортные издержки), тем выше эффективность общественного производства.
Транспортные услуги выступают на рынке как товар в том случае, если они являются объектом купли-продажи. В таблице 1 представлены отличительные признаки транспортной услуги и товара.
Потребительские свойства транспортной услуги отражают позицию и требования клиентуры к этим услугам. Они могут быть представлены на текущий момент времени как комплекс реальных требований и ожиданий клиента, свойствами предъявляемых к транспортировке товаров, уровнем развития и использования современных технологий клиента. Экономические свойства отражают возможности производителя услуг по удовлетворению требований клиентуры. Например, одним из основных в перечне потребительских свойств транспортной услуги клиент называет требование качества, которое для транспортной услуги уточняется через более подробные
характеристики: срочность, полнота, сохранность, безопасность доставки груза клиенту и т.д. Для производителя транспортной услуги обеспечение срочности, полноты, сохранности, безопасности количественно выражается в уровне затрат. Следовательно, принимая решение об уровне качества, производитель соизмеряет возможности и затраты. Если соотношение позволяет выполнить заданный клиентом уровень качества, клиент и производитель в такой ситуации максимально удовлетворены, а сама ситуация может быть признана продуктивной для развития рынка в целом и поддержания благоприятной конъюнктуры. Кроме чистого экономического результата от производства и продажи услуг, производитель услуги получает неформализуемый результат в виде укрепления имиджа предприятия, повышения доверия общественности и клиентуры, что влияет на рост цены предприятия-производителя и положение его на рынке
Таблица 1 - Отличительные признаки
транспортной услуги и товара
Товар Услуга
Материален, физически воплощен Нематериальна, но в процессе ее производства происходит потребление материальных продуктов труда
Права собственности при продаже переходят Права собственности при продаже не переходят
Может быть продемонстрирован до закупки Не может быть продемонстрирован при закупки
Производство и потребление, производство и продажа разделены во времени и пространстве Производство и потребление и продажа пересекаются или совпадают во времени и пространстве
Может быть продан через посредника Может быть продана через посредника в некоторых случаях
Можно транспортировать Нельзя транспортировать
Стандартизируем Трудно стандартизируема
Рынок автотранспортных услуг характеризуется наличием в нем нескольких секторов, каждый из которых имеет сходные эксплуатационные, технические и коммерческие условия. Учитывая, что рыночные отношения прочно вошли в жизнь и деятельность АТП, но не все элементы этих отношений получают должное отражение и развитие в их работе.
Так, важнейший элемент - конкуренция, существенно сказывается на результатах деятельности АТП, а вот работа по изучению конкурентов, организации противодействия им, по систематизированному определению, расширению, углублению своих конкурентных преимуществ носит в АТП случайный, бессистемный характер либо не ведется совсем.
Конкурентоспособность предприятий автомобильного транспорта в целом зависит от конкурентоспособности предоставляемых потребителям услуг. Учитывая легкость входа и выхода предпринимателей в этот бизнес, о чем наглядно показывает проведенный анализ подготовки соискателей в РЦПК и АССМАП СибАДИ на получение лицензии Российского перевозчика, представленный на рисунке 1.
Руководители предприятий или коммерческих служб должны постоянно иметь под рукой результаты маркетинговых исследований конкурирующих предприятий.
f ; к
60
30
- — — ОАО
10 — . Муп--...^
—►
2004 2005 2006 2007 г.
Ри с . 1 . Подготовлено специалистов автомобильного транспорта для работы на международном и внутреннем рынках
Так, что одним из направлений маркетинговых исследований сферы услуг является изучение конкурентов на соответствующем рынке. Учитывая, что конкурентами являются: другие АТП; предприятия других видов транспорта (железнодорожного, водного, воздушного); грузовладельцы, использующие собственный автомобильный транспорт.
Основные факторы, действующие в среде функционирования предприятия можно разделить на две группы:
а) не поддающиеся воздействию предприятия (макросреда);
б) факторы, на которые предприятие оказывает или может оказывать воздействие (микросреда).
Считается, что на внешние условия (макросреду) - политические, экономические и другие факторы предприятие не может оказывать воздействие.
Главный интерес в микросреде у предприятия проявляется к потребителям (клиентуре). Но предприятие вынуждено учитывать и принимать во внимание и другие составляющие микросреды: поставщиков, конкурентов, посредников, контактные аудитории. Если предприятие может оказывать на них воздействие, то условия взаимодействия предприятия с ними является внутренними, а если не оказывает или не может оказывать, то промежуточными, приближающимися к внешним условиям.
Важную роль в микросреде предприятия играют конкуренты, оказывающие существенное влияние на его деятельность и получаемые результаты. Изучению конкуренции во всех ее проявлениях, конкурентоспособности товара (услуги) и предприятия, в целом должно уделяться самое серьезное внимание, чтобы с помощью эффективного противодействия конкурентам перемещать эту составляющую из внешней или промежуточной среды во внутреннюю.
Представленные элементы конкурентной среды не являются изолированными друг от друга. Их совокупное действие, проявляющееся в конкретных рыночных ситуациях, трудно расчленить на отдельные составляющие, что вызывает определенные сложности при оценке взаимодействия данных элементов. В то же время, именно, уровень активности конкурентной среды является определяющим моментом в построении маркетинговой политики предприятия, в выборе средств и методов ведения конкурентной борьбы [2].
Одной из важнейших характеристик активности конкурентной среды предприятия является степень противодействия конкурентов в борьбе за потребителей и новые рыночные ниши или интенсивность конкуренции. Результаты анализа позволили выделить три агрегированных фактора, определяющих интенсивность конкуренции. К таким факторам необходимо отнести: характер распределения рыночных долей между конкурентами, темпы роста рынка и его рентабельность.
Существующие на сегодняшний день рекомендации по изучению и анализу конкурентов в сфере автомобильного транспорта нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Например, С. Абалонин [1] предлагает классифицировать конкурентов автотранспортных предприятий по следующим признакам:
1. Предмет перевозки - вид перевозимого груза. По наиболее распространенным в АТП видам перевозимых грузов либо перспективным, для завоевания рынка транспортноэкспедиционных услуг, рассматриваются существующие либо потенциальные конкуренты. Такая классификация и выявление конкурентов могут производиться как по наиболее важным для АТП отдельным грузам, так и по видам перевозимых грузов.
2. Расстояние перевозки. Анализируются наиболее существенные конкуренты по сферам деятельности АТП в городском, междугородном и международном сообщениях. Фактически анализируются конкуренты автотранспортного предприятия по географическому признаку.
3. Направление перевозки. По городским перевозкам производится дополнение и расширение анализа конкурентов по расстояниям.
4. Весомость заказчика. Анализируются конкуренты автотранспортного предприятия, в зависимости от объемов перевозок клиентов:
- договорная, недоговорная клиентура;
- с большими, средними, разовыми объемами перевозок.
Такой анализ позволяет автотранспортному предприятию более четко расставить акценты и выработать стратегию по противодействию конкурентам в наиболее привлекательных секторах рынка. При классификации и анализе конкурентов могут быть применены и другие признаки, например, классификация конкурентов в зависимости от обслуживаемых АТП отраслей, секторов экономики, по дивер-сификационным видам деятельности и т.д.
При наличии у предприятия многих конкурентов следить за ними всеми довольно трудно, а часто и нет необходимости. В этом случае необходимо определить наиболее опасных, приоритетных для предприятия конкурентов.
В зависимости от их роли в конкурентной борьбе конкуренты могут быть разделены на четыре группы: лидеры, претенденты на лидеры, ведомые и новички, нашедшие рыночную нишу.
Рыночный лидер - это предприятие с наибольшей рыночной долей, оно часто является лидером в ценовой политике, разработке новых услуг, реализации маркетинговых подходов.
Для сохранения лидерства предприятие вынуждено действовать в следующих направлениях:
а) стараться расширить свой рынок за счет привлечения новых сегментов рынка, модификации услуг, нахождения им новых сфер применения;
б) стараться расширить свою рыночную долю;
в) использовать различные, в первую очередь, оборонительные стратегии для постоянной защиты своего бизнеса от посягательств конкурентов.
Претендент для вхождения в число лидеров стремиться увеличить свою рыночную долю за счет предложения более качественных услуг, по более низкой цене и использует для достижения этой цели различные стратегии.
Ведомые конкуренты следуют за лидером на почтительном расстоянии и стараются сохранить свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Кроме пассивной политики, может выбираться и стратегия расширения своей доли, но без активного противодействия лидеру.
Новички, нашедшие рыночную нишу, обслуживают небольшие рыночные сегменты (сегмент в сегменте), которые конкуренты не приняли в расчет или просто не заметили. Для снижения риска деятельности в одной нише, предприятие старается найти несколько ниш, не привлекающих внимание крупных конкурентов и с хорошим потенциалом роста.
Многие конкурирующие предприятия очень предсказуемы на основе их прошлой деятельности по реализации услуг, проводимой ценовой политики, организации распределения и продвижения услуг.
Значительное количество сведений о конкурентах можно собрать, не неся при этом особых затрат, так как многие менеджеры предприятий знают довольно много сведений о конкурентах из случайных разговоров, сообщений в прессе, от коллег по отрасли, в результате контактов с работниками конкурирующих предприятий. Вся проблема заключается в том, что менеджеры не спешат делиться своей информацией, знаниями с коллегами, считая эту информацию не достойной внимания, малозначащей. В результате эти сведения оказываются не востребованными, либо к ним обращаются слишком поздно. Трудность доступа к внутренней информации о деятельности конкурентов не должна создавать у руководителя предприятия, производителя услуг, необоснованного мнения о превосходстве над своими конкурентами, чтобы не ослаблять усилий предприятия, направленных на достижение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности. Следует помнить, что конкурентоспособность предприятия является приобретенным, заработанным качеством, которое надо подтверждать постоянно, чуть ли не ежедневно и ежечасно. Поэтому, целью исследования должно являть-
ся получение достоверной информации для принятия руководством предприятия решения о корректировке концепции конкурентоспособности, стратегии ее достижения, поддержания и развития.
Клиентурой информация о конкурентоспособности предприятия используется для реализации конкретных планов в отношении данного предприятия - подача заявок, заключения договоров и контрактов, инвестирования и др.
Исследование позиций предприятий-конку-рентов сводится к поиску ответов на четыре группы вопросов, с помощью которых в значительной степени характеризуется деятельность конкурентов, а именно:
1. Каковы основные цели конкурирующих предприятий?
2. Какие текущие стратегии применяют конкуренты для достижения этих целей?
3. Какими возможностями и средствами располагают конкурирующие предприятия для реализации своих стратегий?
4. Каковы их возможные будущие стратегии?
Ответы на эти вопросы нужны предприятию для проработки своих будущих стратегий по улучшению использования своего производственного, финансово-экономического, кадрового, маркетингового, научнотехнического, организационно-лоббистского потенциала.
Изучению подлежат следующие факторы, оказывающие существенное влияние на результативность, эффективность деятельности предприятий-конкурентов:
- достигнутый имидж, престиж предприятия среди потребителей;
- динамика цен, возможности для скидок и наценок;
- уровень и эффективность рекламной деятельности;
- территориальная доступность предприятия и его филиалов;
- маркетинговая концепция, на которой основывается деятельность предприятий-конкурентов;
- качество услуг, их соответствие лучшим образцам;
- уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности, номенклатура, разнообразие услуг;
- уровень развития, мощность, состояние производственно-технической базы предприятия, характеризующие возможность наращивать выпуск объемов освоенных и перестраиваться на выпуск новых или диверсифицированных видов услуг;
- финансовое состояние, способность предприятий-конкурентов предоставлять и привлекать кредиты;
- влияние изменяющейся конъюнктуры рынка на возможное положение предприятий-конкурентов на рынке;
- объем предоставляемых услуг, условия, стоимость и сроки предоставления;
- внешняя политика - способность пред-приятий-конкурентов управлять в нужном направлении своими взаимоотношениями с государственными, административными и местными органами, прессой, населением, общественными организациями и др.;
- эффективность каналов сбыта;
- рыночная доля основных видов бизнеса.
Оценить характер распределения рыночных долей между конкурентами и степень монополизации рынка возможно используя четырехдольный показатель концентрации:
ск = ОР, + ОР2 + ОР 3+ОРА (1)
4 ОР ’
где - ОРI - объем реализации продукции нго предприятия, тыс. руб.; ОР - общий объем реализации продукции заданного ассортимента, тыс. руб.; п - общее количество предприятий, реализующих данную продукцию.
Иначе говоря, CR4 представляет собой общую долю четырех первых предприятий рынка, реализующих максимальные объемы продукции в общем, объеме реализации продукции на рассматриваемом рынке.
Существенным недостатком показателя концентрации является его «нечувствительность» к различным вариантам распределения долей между конкурентами.
Из практики бизнеса известно, что существует некоторая критическая пропорция долей двух независимых конкурентов, когда стремление к изменению данной пропорции затухает. Обычно эту пропорцию определяют как 2 к 1 и более. Иначе говоря, это такое состояние на рынке, когда для двух конкурентов i и j выполняется неравенство:
зицию, что также требует определенных усилий и является причиной постоянных конфликтов.
Наибольшая конкурентная активность наблюдается при примерном равенстве долей. В этом случае при равномощности конкурентов (Di = Dj), их стратегии часто идентичны, что является признаком неустойчивого, конфликтного состояния на рынке. Таким образом, при отсутствии явных лидеров и аутсайдеров, когда весь рассматриваемый рынок представлен конкурентами, владеющими равными долями рынка - интенсивность конкуренции максимальная. Данное положение является основой для оценки интенсивности конкуренции на заданном рынке с помощью измерения степени сходства рыночных долей конкурентов. Для такой оценки используется коэффициент вариации, равный отношению среднеквадратического отклонения долей к их среднеарифметическому значению. Очевидно, что чем выше коэффициент вариации, тем ниже интенсивность конкуренции и наоборот. Формула для расчета имеет вид:
ид =1
,,-£<Д)тии -1-ЯШ5ЕШ., (3)
Д Д Д
гп ср лЛ ср
I -
где - ид - интенсивность конкуренции на рассматриваемом рынке, измеренная на основе оценки степени сходства долей конкурентов;
4Д, - коэффициент вариации рыночных до-
Дср
лей (Д) конкурентов; о(Д) - среднеквадратическое отклонение Д; Дср - среднеарифметическое значение Д; п - количество предприятий на рассматриваемом рынке.
Нетрудно заметить, что среднее арифметическое значение долей всей совокупности предприятий зависит только от количества предприятий, работающих, на рассматриваемом рынке, и рассчитывается по формуле:
D > 2D .
1 ]
(2)
Дср - -п
(4)
И, напротив, отсутствие резкой разницы значений рыночных долей существенно повышает активность предприятий в борьбе за конкурентные преимущества. Более слабые пытаются атаковать ближайших конкурентов, незначительно превосходящих их по степени доминирования на рынке. В свою очередь, более мощные стремятся утвердить свою по-
В связи с этим формула 3 принимает более простой вид:
ид -1 - п/(1/п)Х,(Д -(1/п)У,1 - п. (5)
При всей важности показателя иД он является необходимым, но недостаточным измерителем интенсивности конкуренции, так как не учи-
тывает характер развития рынка как целостного образования. Речь идет о динамических характеристиках спроса и предложения, которые выражаются в темпах роста объема реализации. Дело в том, что ускоренный рост рынка даже при равномощности конкурентов может устранять многие противоречия между предприятиями за счет их удовлетворенности темпами развития.
Однако ускоренный рост не может продолжаться бесконечно. По многим объективным и субъективным причинам любой товарный рынок переживает состояние стагнации, застоя или небольшого позитивного роста, когда увеличение объема реализации предприятия может происходить, главным образом, за счет переманивания потребителей у конкурентов или ухудшения позиции конкурентов. В этой ситуации активность конкурентной борьбы значительно возрастает. Этот факт необходимо учитывать в комплексной оценке интенсивности конкуренции. Главная сложность такого учета заключается в неоднозначности определения граничных значений темпов роста, за пределами которого интенсивность конкуренции минимальна (область значений темпов роста больших 100%) или приближается к максимуму (значение темпов роста меньших 100%). Тем не менее, практика свидетельствует, что большинство ситуаций, описывающих динамику рынков конкретных товаров, услуг, можно ограничить двумя предельными значениями годовых темпов роста объемов реализации: 70% и 140%. В этом диапазоне рыночных ситуаций могут быть распределены значения показателя интенсивности конкуренции, учитывающего темпы роста объемов реализации, на рассматриваемом рынке (итр):
Т - 70
и = 1 -■ р
140 - 70
140 - Т
___________Р
70
6)
предприятиями на данном рынке (П), к общему объему реализации (Ор):
(7)
Установлено, что рынок с высокой рентабельностью характеризуется превышением спроса над предложением. Это обстоятельство позволяет реализовать цели, стоящие перед предприятием, относительно бесконфликтными приемами и методами, не затрагивающими интересы конкурентов. С уменьшением прибыльности ситуация меняется на противоположную.
Ряд экономических теорий рынка для оценки степени доминирования предприятия на рынке использует коэффициент Лернера (L):
Ь = Ц—илиЬ =-■ 1
Ц
Э,
(8)
где - Тр - годовой темп роста объема реализации на рассматриваемом рынке без учета инфляционной составляющей, %.
Необходимо отметить, что при значениях Тр меньших 70% (сворачивание рынка) интенсивность конкуренции значительно ослабевает. Однако данное состояние нельзя отнести к действующим рынкам. Оно характерно классу ситуаций, связанных с прекращением реализации рассматриваемых товаров (услуг) или со значительными экономическими потрясениями рынка.
Другим важным экономическим фактором, определяющим интенсивность конкуренции является коэффициент рентабельности рассматриваемого рынка (Рр), определяемый отношением совокупной прибыли, получаемой
где - Ц - цена товара (услуги); МС - предельные издержки на производство и реализацию товара (услуги); ЭЦ - эластичность спроса по цене товара (услуги), производимого предприятием.
Представленный коэффициент отражает способность производителя влиять на цену реализации. Чем выше коэффициент Лернера, тем сильнее власть предприятия на рынке и, следовательно, тем меньше предприятие зависит от конкурентов, поставщиков, потребителей и т.п. Таким образом, помимо индикатора прибыльности рынка, Рр показывает уровень активности конкурентной среды предприятия и отражает степень их «свободы» в излечении прибыли. Чем выше Рр, тем меньше давление конкурентной среды и, следовательно, ниже интенсивность конкуренции и, наоборот. Данный вывод может быть обобщен в виде формулы:
= 1 - Р
(9)
Для рентабельных предприятий ир стремится к 0, а в условиях убыточного бизнеса - к 1. Общая схема определения ир имеет следующий вид:
(10)
Выводы
Представленные факторы, не исчерпывают все возможные направления влияния конкурентной среды на интенсивность конкурен-
/ Л1 ^ 0
Если 0 р Р > то< 1 н
Р тр р
/ Р Л 0 ^ 1
ции. При детальном рассмотрении, абсолютное большинство изменений конкурентной среды находит отражение в динамике рыночных долей конкурентов, темпах роста и рентабельности рынка, что подтверждает практика конкуренции.
Для удобства проведения сравнительного анализа интенсивности конкуренции на различных рынках и оценки их привлекательности представляется полезным оперирование обобщенной характеристикой интенсивности конкуренции.
Обобщение частных показателей ид, итр, ир с учетом их мультипликационного характера можно произвести на основе средней гео-
где - иК - обобщенный показатель интенсив-
0 Л у*. Л 1 ности конкуренции, _ К ~ .
Таким образом, представленная формула
расчета позволяет дать агрегированную, об-
щую оценку активности конкурентной среды предприятия.
Библиографический список
1. Абалонин С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг. - М.: ИКЦ «Академкнига»,
2004. - 172с.
2. Корчагин В.А. Маркетинг на автотранспорте, Липецк, 1997. - 228 с.
3. Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. - М.: Издательство «Познавательная книга». - 1999. - 592 с.
Marketinq activity at the transport services market
V.I. Belykh, S.G. Polkovnikova
The analysis of the marketing activity at the motor transport enterprises was made with the glance at the market condition. There were determined the rate of the market segments sharing between competitors and the rate of the competition intensity.
Статья принята 28.04.08г
метрической:
УДК 339.138
МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА ТРАНСПОРТЕ
А.В. Терентьев, канд. экон. наук Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Аннотация. Приведена общая структурно-логическая схема разработки конкурентной стратегии деятельности предпринимательских структур на транспорте. В современных условиях целью является обоснование стратегических проблем, с которыми могут столкнуться предприятия транспорта. Разработка маркетинговых стратегий деятельности предпринимательских структур на транспорте является одной из основных методических концепций в процессе познания и практического овладения реальной действительностью. Стратегический маркетинг-план используется для перехода предпринимательской структуры из современного состояния в будущее.
Ключевые слова: конкурентные стратегии, предпринимательские структуры транспорта, методика разработки стратегии, факторы маркетинговой стратегии, прогнозирование
Введение
Несмотря на важность анализа существующих сил конкуренции на рынке, необходимо представлять, что это является лишь констатацией сложившейся ситуации. Конкурентная ситуация развивается постоянно, и зачастую она
может изменяться в бесперспективных направлениях. Каждый рынок находится в постоянном состоянии динамических изменений. Для разработки маркетинговой стратегии всегда полезно знать, какие силы вызывают важные изменения в конкурентной ситуации. Рынок и конкурентные