Научная статья на тему 'Маркетинговая деятельность дизайнеров ахитектурной среды'

Маркетинговая деятельность дизайнеров ахитектурной среды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1486
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ (ПРОМЫШЛЕННЫЙ) ДИЗАЙН / INDUSTRIAL DESIGN / ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ / DESIGN OF ARCHITECTURAL AREA / ПРОДУКТ ДИЗАЙНА / DESIGN PRODUCT / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MARKETING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вяткина Б. М.

В условиях рыночной экономики значительно возросла потребность на продукт дизайна архитектурной среды. В статье дано определение понятию «продукт дизайна». Рассмотрены объекты дизайна внешней и внутренней архитектурных сред. Сделан обзор некоторых теоретических аспектов маркетинговой деятельности дизайнеров архитектурной среды в условиях обострившейся рыночной конкуренции с целью показать ее значение для повышения качества продукта дизайна и получения прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing activity of designers in architectural field

In the conditions of market economics the necessity for the product of architectural design has considerably increased. In this article the term of the design product is given and the design objects of inner and outer architecture are considered. We considered some theoretical aspects of marketing activity of designers in architectural sphere in the conditions of strong marketing competition with the aim to show its meaning in order to increase the quality of design product and getting the profit.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая деятельность дизайнеров ахитектурной среды»

АРХИТЕКТУРА. ДИЗАЙН

УДК 711.4: 658.5 (075.8)

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРОВ АХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Б.М. Вяткина

В условиях рыночной экономики значительно возросла потребность на продукт дизайна архитектурной среды. В статье дано определение понятию «продукт дизайна». Рассмотрены объекты дизайна внешней и внутренней архитектурных сред. Сделан обзор некоторых теоретических аспектов маркетинговой деятельности дизайнеров архитектурной среды в условиях обострившейся рыночной конкуренции с целью показать ее значение для повышения качества продукта дизайна и получения прибыли.

Ключевые слова: индустриальный (промышленный) дизайн; дизайн архитектурной среды; продукт дизайна; маркетинговая деятельность.

MARKETING ACTIVITY OF DESIGNERS IN ARCHITECTURAL FIELD

B.M. Vyatkina

In the conditions of market economics the necessity for the product of architectural design has considerably increased. In this article the term of the design product is given and the design objects of inner and outer architecture are considered. We considered some theoretical aspects of marketing activity of designers in architectural sphere in the conditions of strong marketing competition with the aim to show its meaning in order to increase the quality of design product and getting the profit.

Key words: industrial design; design of architectural area; design product; marketing activity.

С первых шагов становления дизайна, он претендовал на самый широкий спектр объектов проектирования. Появились понятия «дизайн одежды», «дизайн прически», «графический дизайн», «дизайн архитектурной среды», «ландшафтный дизайн», «городской дизайн», «фитодизайн» и т.д. Число дизайнерских направлений и специализаций продолжает расти.

В России рынок дизайна архитектурной среды находится в состоянии становления и развития. Рынок проектных услуг дополняется постепенно расширяющимся диапазоном профессиональных возможностей дизайнеров: от рекламы, издательской деятельности, проектирования интерьеров, городского и ландшафтного дизайна, до работы в структурах государственной власти и управления. Все больше архитекторов-дизайнеров привлекается к работе в органах власти, управлению развитием городской среды.

Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как «промышленное искусство». Первостепенное действие в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы.

Самую распространенную на сегодня область дизайнерской деятельности представляют предметы быта, так называемые товары массового потребления. Среди них посуда, бытовые приборы, аудио- и видеоаппаратура, механизмы, мебель и другие окружающие нас повседневные вещи. Изменчивость моды, а вместе с ней и конъюнктура рынка, постоянный рост требований к уровню комфорта обуславливают непрерывную работу дизайнера над формой таких изделий, над их постоянной модификацией и адаптацией к меняющимся условиям.

Современная деятельность дизайнера не ограничивается созданием отдельных предметов. В его поле зрения входит среда в целом - будь то интерьер общественного здания и жилого дома или внешние пространства - ландшафтный дизайн, дизайн городской среды. Поэтому задача формирования комфортной среды обитания дизайнерами может трактоваться в буквальном смысле. В современной дизайнерской деятельности все большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который специалисты разделяют на внутренний дизайн (интерьеры помещений) и дизайн внешней архитектурной среды.

Рассматривая дизайн как сферу деятельности и область знаний, необходимо дать определение понятию «продукт дизайна». Под продуктом дизайна понимается единичная вещь или определенное качество вещи, имеющее наряду с утилитарной ценностью еще и духовную. Продукт дизайна вещей проявляется исключительно через массовость потребления, причем эта массовость является чисто количественной определенностью. Массовость в отношении к продукту дизайна включает определенную типизацию восприятия, стандартизацию потребительских реакций (см. рис. 1) [1].

Схема №1

Продукт дизайна

ипенныч

^ческий^

щпшж

Продукт дизайна - вещь или

определённое качество вещи, имеющее наряду с утилитарной ещё и духовную ценность.

Продукт дизайна

проявляется через массовость потребления.

Рис. 1. Схема, отражающая отношение к продукту дизайна

Произошедшая за последние десятилетия резкая смена социально-экономических отношений, появление рыночных отношений привели к стихийному массовому переустройству урбанизированной среды во всех сферах жизни общества. Это выразилось в массовой реконструкции, перепрофилировании и перепланировке жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений.

Отсутствие на тот период устоявшихся законов, стандартов, норм и правил, а также стремление многих предпринимателей сэкономить на разработке проектов в значительной степени снизили потребительские и эстетические качества городской среды.

Но времена меняются и сегодня потребителей не удовлетворяют поспешно построенные огромные особняки с их непомерными эксплуатационными расходами, не удовле-

творяет дизайн дачных и дворовых земельных участков, а также территории перед зданиями. Повысился спрос на качественное дизайнерское решение фасадов и интерьеров, меняется отношение к дизайнерским и архитектурным проектам. Все большее значение приобретает дизайн архитектурной среды как объект проектирования и реализации.

Под продуктом дизайна архитектурной среды можно понимать обобщенный продукт дизайна, который воспринимается потребителем через комплекс отношений к множеству окружающих его единичных вещей [1]. Продуктом или объектом дизайна архитектурной среды можно считать внутренние и внешние пространства, приближенные к человеку с материально-предметным наполнением этих пространств, искусственными или в той или иной степени преобразованными природными элементами. Это интерьеры зданий, элементы благоустройства, малые сады различных типов, элементы городского дизайна и т.д. (рис. 2).

Схема №2 Продукт дизайна архитектурной среды

Рис. 2. Виды продукта дизайна архитектурной среды

Сегодня значительно вырос спрос на профессиональные услуги дизайнеров архитектурной среды и соответственно вырос рынок потребителей. Для потребителей большое значение приобретает индивидуализация пространств, непосредственно приближенных к ним, повышение их эстетических качеств и комфорта. К таким пространствам можно отнести территорий усадебных участков, интерьеры квартир и индивидуальных домов, а также часто посещаемые крупные городские и загородные пространства, в том числе пространства улиц и площадей, скверов перед общественными зданиями, городских садов и парков, рекреационных зон и пространства жилых дворов. Следовательно, потребителями объектов дизайна архитектурной сред являются жители городов, владельцы квартир и дачных участков, арендаторы и владельцы объектов обслуживания и т.д. (рис. 3).

В работе с потребителями (заказчиками) дизайнерам приходится учитывать их вкусы, ценностные ориентации и мировоззрение. Нередко приходится сталкиваться с нереальностью поставленных задач, с невозможностью их выполнения. Это зачастую бывает

связано с нежеланием заказчика считаться с законами и нормами проектирования, а также с нежеланием принимать во внимание общественные интересы.

В таком случае, дизайнеру или архитектору приходится заниматься просветительской, разъяснительной работой, пытаться найти компромиссные решения. Для этого необходимо научиться вести диалог и вовлекать потребителей в соучастие и сотворчество при проектировании.

Рис. 3. Типы потребителей архитектурной среды

Сравнивая работу дизайнера по организации предметно-пространственной среды с работой художника и архитектора, можно с определенной условностью сказать: архитектор организует пространство, подчеркивая его архитектоникой, формой дверных и оконных проемов, игрой света, цветофактурой отделки поверхностей. Художник «работает с плоскость», в этом пространстве эстетически осмысливая ее, внося художественные образы и знаки, создавая живописные панно, барельефы и скульптуры с учетом их восприятия во внутренней и внешней среде. Дизайнер же это «пространство оборудует» под определенные функциональные процессы, протекающие здесь, формируя психологически и физиологически комфортную для человека среду.

Этот вид дизайнерской деятельности получил название «дизайн архитектурной среды» и условно его можно разделить на дизайн внешней архитектурной среды и дизайн внутренней архитектурной среды.

Дизайн внешней архитектурной среды - это городской и ландшафтный дизайн ближайшего окружения человека. Объектами дизайна внешней среды являются: небольшие пространства жилых дворов, садов, скверов и бульваров с материально-предметным наполнением этих пространств элементами благоустройства, оборудования, озеленения, малыми архитектурными формами, декоративными элементами и т.д.

В процессе своего развития дизайн постепенно стал выходить на улицы города. Сначала в виде автомобилей и киосков, затем торговых автоматов и телефонных будок, пока не сменил традиционные малые архитектурные формы и вывески уличной мебелью и

оборудованием, системой визуальных коммуникаций. Особо активное развитие дизайн городской среды или как его еще называют «городской дизайн» получил в середине 60-х годах XX века, с появлением в городских центрах высоко комфортных благоустроенных пешеходных пространств.

В последнее время наряду с традиционными понятиями «садово-парковое искусство» и «ландшафтная архитектура», когда речь идет о небольших благоустроенных зеленых участках, употребляется понятие «ландшафтный дизайн». Как правило, в высоко урбанизированной городской среде это пешеходные улицы и городские площади, пространства перед общественными зданиями и т.д. В загородной среде это дачные участки, территории зон отдыха и т.д. Особенностями объектов дизайна архитектурной среды является их индивидуализация, а также повышение их эстетических качеств и уровня комфорта.

К ландшафтному дизайну можно отнести и «фитодизайн» - искусство составления зеленой композиции букета, миниатюрного сада или зеленого уголка в интерьере.

Дизайн внутренней архитектурной среды включает интерьеры и оборудование общественных, жилых и производственных зданий. Каждый из перечисленных типов внешних и внутренних пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач для дизайнеров архитектурной среды и проектных методов их решения.

В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными задачами являются образно-семантические задачи, т. е. создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание дизайнер уделяет отделочным материалам, которые во многом определяют внешний вид интерьера, его образ. Зачастую здесь используются ценные породы древесины, натуральный камень и другие дорогостоящие материалы с большим сроком службы в условиях интенсивной эксплуатации. Пространства общественных зданий, рассчитанные на единовременное пребывание значительного числа людей, имеют чаще всего зальное построение с большепролетными конструкциями. Последняя особенность часто обыгрывается дизайнером, тектоника сооружения становится художественной темой интерьера: пилястры, несущие колонны, балки и фермы перекрытий намеренно выделяются в общей композиции особой формой, цветом, превращая их в своеобразный декоративный элемент, являющийся украшением интерьера.

В интерьерах жилых помещениях палитра средств дизайнера значительно сужена, в особенности в условиях многоквартирных жилых домов. В отличие от общественных зданий жилые помещения здесь, как правило, намного меньше по своим размерам и имеют более простые и компактные формы. При организации их интерьера основной упор делается на обстановку - мебель и оборудование. За счет ее стилистики во многом и формируется образ интерьера в целом. Индивидуальность образного решения жилого интерьера достигается соответствующей компоновкой мебели и элементов оборудования, цвето-фактурным решением потолка, пола, стен, а также включением в интерьер отдельных уникальных элементов - часов, картин, светильников, каминов и т.д. Отделка стен, как правило, носит менее капитальный характер, потому как периодически обновляется. В малогабаритных квартирах в условиях дефицита места широко используется мобильная мебель: раскладные столы и диваны, секретеры, кресло- и диван-кровати, кровати-шкафы, столы-книжки и т.п. Такая мебель позволяет наиболее рационально использовать пространство и организовывать широкий набор функциональных процессов в одном помещении. Особое внимание при работе над жилым интерьером уделяется эргономике. В первую очередь это касается рабочих зон квартиры - мест приготовления пищи, выполнения хозяйственных работ, хобби членов семьи, учебы и профессиональной деятельности (ученые, писатели и др.).

Организация интерьера промышленного здания имеет тоже свои особенности. Их определяет характер производства, в зависимости от которого задается пространственное построение интерьера, выбирается его конструктивное решение. Так, например, простран-

ственные габариты и конструкции сталеплавильного цеха будут значительно отличаться от конвейера автозавода или цеха сборки ручных часов. Особые требования в процессе организации промышленного интерьера предъявляются к рабочему месту: его освещенности, цветовой гамме, габаритам производственного оборудования. Рабочее место должно быть комфортным и обеспечивать оптимальные условия для производительного труда.

Дизайн как массовое искусство, в отличие от дизайна архитектурной среды, ориентирован не столько на индивидуальность и на сумму индивидуальностей, сколько на определенное разнообразие типов человеческого поведения, стандартов человеческих эмоций и желаний. Тем не менее, одна из сторон массового искусства сопоставляется сегодня с дизайном, и эта сторона немыслима сегодня без проектирования, рассчитанного на определенные типы потребителей. Более того, типы потребителей, выделяемые в системе дизайна для создания его обобщенного продукта в каждой конкретной проектной задаче и типы потребителей, на которые ориентировано массовое искусство фактически совпадают [2].

Индивидуальный подход к потребителю, обязательность диалога между заказчиком и проектировщиком составляет глубинную сущность коммуникаций, устанавливаемых между человеком-творцом и человеком-потребителем. Для того чтобы дизайнер смог «обратить потребителя в свою веру», он должен быть высокопрофессиональным специалистом, всесторонне развитым и образованным человеком (рис. 4).

Схема №4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДИЗАЙНЕРА С ПОТРЕБИТЕЛЕМ

Рис. 4. Схема взаимодействия дизайнера с потребителем

Вместе с дизайнерским проектированием составной частью современной работы дизайнера является анализ потребительских качеств изделий и маркетинг. Хорошие дизайнеры нередко считают себя подлинными представителями потребителей в фирме-производительнице. Отдел сбыта, рассуждают они, стремится продать как можно больше, а производственный отдел - снизить себестоимость. Только дизайнеры ставят себя на место покупателей и думают о том, удобно ли им будет пользоваться произведенной продукцией, о ее красоте и дизайнерских качествах [3].

Долгое время в технической эстетике все основывалось на интуиции и здравом смысле, однако по мере усложнения изделий и роста требовательности покупателей процесс все более формализовался. Во многих дизайнерских отделах сегодня работают «специалисты по человеческим факторам» - промышленные психологи, пристально изучающие взаимоотношения между товаром и потребителем.

Процесс дизайнерского проектирования начинается с эскизов вариантов будущего изделия. Затем эскизы сравнивают и отбирают наиболее удачные, которые проходят дальнейший сравнительный анализ уже на моделях и опытных образцах. В процессе исследования образцов, анализа потребительского спроса вносятся корректировки. Однако исследования на этом не заканчиваются. Они продолжаются и после выпуска первой партии изделий, после чего проводится модернизация промышленных образцов. Такой глубокий анализ на разных стадиях проектирования, тесная связь с маркетингом отличают дизайн от других видов проектно-художественной деятельности [4]. Наше общество не довольствуется тем, что дизайнер делает из каждого произведения искусства товар, оно хочет, чтобы каждый товар был произведением искусства.

Деятельность архитектора-дизайнера включает большой объем специальных исследовательских работ. С анализа исходной ситуации, исследования производственной базы, изучения аналогов - начинается работа дизайнера над проектом; изучением спроса, маркетингом - она заканчивается. Современные дизайн-программы призваны обеспечить весь процесс выпуска дизайн-продукции: начиная от стадии проектного поиска, заканчивая вопросами реализации выпускаемого тиража, а также утилизации отслуживших свой срок изделий. Большим объемом исследований насыщен и сам проектный процесс дизайнера.

В процессе работы над изделием дизайнер ведет многовариантный поиск, максимально стараясь учесть все факторы и ограничения. Разрабатываемые варианты сравниваются между собой, и уже из них выбирается оптимальный вариант для тех или иных условий. Далее, как правило, выпускается опытный образец, который проходит тщательную проверку на специальных испытательных стендах, которые имитируют реальные и даже экстремальные условия предстоящей эксплуатации изделия.

Особо тщательная проверка ведется тех опытных образцов изделий, которые связаны с особым риском для жизни и здоровья человека. Это механические орудия труда, электрооборудование, транспортные средства. Такие испытания позволяют найти наиболее безопасную и оптимальную в эксплуатации форму и конструкцию изделия в целом и его отдельных узлов.

Большую помощь в процессе проектного поиска оказывает дизайнеру эргономика, обладающая широким арсеналом научно-исследовательских методов. На основе эргономических знаний дизайнер строит специальные модели, которые визуализируют процесс эксплуатации проектируемого изделия человеком, определяя необходимые пространственные параметры для этого процесса, его наиболее напряженные участки и т.д. Кроме того, для таких испытаний применяют специальные эргономические модели, имитирующие человека, снабженные специальной измерительной аппаратурой. Так на стендах, где испытываются автомашины на удар, используются специальные манекены с вмонтированными специальными датчиками, фиксирующие происходящие во время столкновения нагрузки.

Архитектор-дизайнер, в отличие от художника, зачастую не имеет конкретного заказчика и создает свой проект для анонимного потребителя. В процессе проектирования он оперирует лишь усредненными показателями - половыми, возрастными, вкусовыми, социальными и др. определенной группы потребителей.

Ярким примером дифференцированного подхода к формообразованию в дизайне может служить индустрия одежды, которая удовлетворяет запросы самых разнообразных слоев населения. Есть молодежная мода с яркими цветовыми и смелыми авангардными формами, есть консервативные модели одежды для клерков, которых так и называют «бе-

лые воротнички», существует даже мода специально для полных людей, в которой дизайнер маленькими хитростями визуально корректирует фигуру толстяка. Аналогичные примеры можно найти практически в любом направлении дизайнерской деятельности: производстве мебели, радиоэлектронике, оргтехнике и т.д. Существуют даже разработки дизайнеров, учитывающие индивидуальные особенности физического развития групп потребителей, например, товары для левшей, людей большого роста и т.п. Для выявления этих особенностей различных групп потребителей проводятся специальные исследования с привлечением широкого спектра специалистов: социологов, психологов, эргономистов и экономистов. При этом вкусы людей непостоянны и меняются вместе с модой.

Что касается дизайнера архитектурной среды, то его работа не заканчивается сдачей проекта в производство, но продолжается и далее: идет изучение спроса, продолжается анализ эксплуатационных качеств с целью оперативного вмешательства и внесения соответствующих корректур. Деятельность архитектора-дизайнера тесно связана с маркетингом - исследованием «поведения» изделия на рынке сбыта, определением спроса и места на рынке среди аналогичных товаров, анализом его эксплуатационных качеств, выявления недостатков и возможностей их устранения.

Возможность прогнозировать и регулировать спрос и управлять рынком сбыта является характерной чертой архитектурно-дизайнерской деятельности. Для этого существует достаточно проработанный арсенал средств, позволяющих контролировать ситуацию на всех этапах проектирования и создания изделия: от замысла до успешной реализации.

Проникновение дизайна как объекта проектирования во многие сферы человеческой деятельности вызывает необходимость расширения профессиональных возможностей дизайнеров. Из вышесказанного становиться ясно, что, наряду с непосредственной профессиональной деятельностью дизайнеров большое значения приобретает маркетинговая деятельность дизайнеров архитектурной среды, направленная на повышение конкурентоспособности и спроса на продукты дизайна.

Маркетинговая деятельность архитектора-дизайнера включает в себя: учет человеческого фактора, многовариантный поиск дизайнерских решений, исследование «поведения» изделия на рынке сбыта, определение спроса и места на рынке среди аналогичных товаров, анализ его эксплуатационных качеств, выявление недостатков и возможностей их устранения. Таким образом, маркетинговая деятельность в наше время становиться неотъемлемой частью работы дизайнеров различных специализаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Михайлов С. М. Кулеева Л. М. Основы дизайна: учебник для специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды». Казань: Новое Знание, 1999.

2. Глазычев В. О дизайне. М.: Искусство, 1970.

3. Вяткина Б.М. Введение в градостроительный менеджмент и маркетинг: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ. 2009.

4. Вяткина Б.М. Повышение конкурентоспособности городской территории // Вестник ИрГТУ. 2012. № 6. С. 74-79.

Информация об авторе

Вяткина Бэлла Михайловна, доцент кафедры архитектурного проектирования, тел.: 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Vyatkina B.M., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com, Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 728.1.012

ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛОЙ СРЕДЫ КРУПНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АНГАРСКА)

Е.С. Давыдова

Рассмотрены основные факторы, влияющие на формирование жилой среды. Изучены и систематизированы типы жилой среды города Ангарска. На основании факторов, представленных в первой части статьи, проведен анализ уровня комфортности жилой среды г. Ангарска.

Ключевые слова: жилая среда; факторы формирования жилой среды; градостроительство; Ангарск.

TYPICAL PROBLEMS OF RESIDENTIAL AREA OF A LARGE CITY (AT THE EXAMPLE OF ANGARSK CITY)

E.S. Davydova

We considered the main factors which produce an impact on the creation of a residential area. We studied and systemized the types of residential area in the city of Angarsk. At the basis of the factors presented in the first part of the article we analysed the level of amenities of residential area in the city of Angarsk.

Key words: residential area; factors of creation residential area; town planning; Angarsk.

Типичные жилые пространства российских городов уступают по привлекательности европейским образцам. Чтобы определить различия и критерии сравнения, необходимо обратиться к исследованиям Дж. Джекобса, А. В. Крашенинникова, Р. Аракеляна [1-4]. Авторы проводят оценку качества жилой среды как со стороны внешних, так и со стороны внутренних факторов. Для данной статьи были отобраны 7 основных аспектов.

1. Внешние факторы формирования жилой среды:

• Природный фактор включает показатели: инсоляции территории, наличия грунтовых вод и подтопляемых территорий, степени уклонов рельефа, сейсмики, климатических параметров, а также показатели гармоничного сочетания природного окружения и проектной идеи.

• Градостроительный фактор включает несколько категорий: расположение в структуре города, размер участка застройки, его плотность, ПЗЗ - система градостроительного регулирования правил землепользования и застройки, ограничения использования территории, обеспечение инфраструктурой и функциональная интенсификация пространств, система озеленения, фактор шумового воздействия и сочетание проектируемого объекта с существующей застройкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.