Научная статья на тему 'Маркетинг в развитии социальных услуг региона'

Маркетинг в развитии социальных услуг региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в развитии социальных услуг региона»

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

Гасанов Магомед Алиевич

13

д.э.н., ведущий научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН, профессор, г. Махачкала

Маркетинг в развитии социальных услуг

региона

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы развития социальных услуг в рыночных условиях. Изложены принципы маркетинга и влияние его на устойчивость развития социальной сферы региона. Проанализированы социально-экономические параметры подотраслей социально-инфраструктурного комплекса и рынок платных услуг населению РД.

Ключевые слова: социальная сфера, платные услуги, перспективы развития, госрегулирование, социальный маркетинг, управление, устойчивость функционирования.

Hasanov M., Marketing in the development of social services region

The paper considers the problem of social services inmarket conditions. The principles of marketing and its influence on thesustainability of social services in the region. Analyzed the socio-economic characteristics and social infrastructure sub-sector and the market services sector RD.

Key words: social, paid services, development prospects, government regulation, social marketing, management, stability of operation

Устойчивое функционирование социальной сферы благоприятствует росту эффективности всей экономики региона, способствует сокращению потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры, рационализации технологии проведения работ, повышению мобильности производственных ресурсов и выявлению резервов роста хозяйственной деятельности предприятий на базе социального маркетинга. Проведенный анализ показал, что в ходе реализации национального приоритетного проекта «Здоровье» ситуация в сфере здравоохранения в рамках Северо-Кавказского федерального округа улучшилась, наметилась положительная динамика. Успешное решение многих проблем определяется эффективностью механизма управления развитием всего социально-инфраструктурного комплекса на основе маркетинговых исследований.

На расширенной коллегии минздравсоцразвития в Белом доме в марте 2012 года премьер-министр Владимир Путин поставил задачу - довести качество социальных услуг до уровня развитых стран. Владимир Путин подчеркнул, что социальная сфера считается важной потому, что ее справедливо считают индикатором состоятельности, дееспособности государства. В 2011 году по сравнению с 2000 годом естественная убыль страны сократилась в 7,3 раза, продолжительность жизни возросла почти на 5 лет и превысила 70 летний рубеж. Примерно на 45% увеличилась рождаемость, снизились показатели младенческой смертности. За 12 лет расходы федерального бюджета на здравоохранение выросли в 30 раз - до полутриллиона рублей в 2011 году.

Вместе с тем целесообразно довести качество и содержание социальных услуг страны и ее регионов до уровня развитых стран на основе использования концепции маркетинга. Выполненный научно-практический анализ состояния в структуре услуг и практики использования социального маркетинга позволяют сделать вывод о отставании развития материально-технической базы социальной инфраструктуры от потребностей рыночной экономики, о непропорциональности функционирования других подотраслей, дифференциации уровней развития социальных объектов по отдельным районам и Дагестану в целом.

Приоритетной целью составляющих инфраструктуры региона являются своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей отраслей экономики и населения в сфере услуг, повышение экономической эффективности её работы на основе использования социального маркетинга. Отставание в развитии инфраструктуры, как свидетельствует практика использования социального маркетинга, стало возможным вследствие ограниченности матери-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале альных и производственных ресурсов, а также в результате просчетов в прогнозировании перспектив этой отрасли. Предъявляются новые требования к качеству работы, мобильности, обеспечению доступности и надежности социальной сферы на основе социального маркетинга, необходимости такого механизма управления, который учитывал бы современные особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности функционирования производственной и социальной инфраструктуры.

В решении вопросов развития экономики, в частности производственной и социальной сферы важная роль принадлежит организации управления комплексом, способствующему росту его эффективности и повышению качества работы. Следовательно, результаты деятельности социальных отраслей во многом определяются способностью управления, новой стратегией государственного учета и отчетности, умением мобилизовать работников на достижение высоких конечных результатов труда на основе использования социального маркетинга.

Подотрасли инфраструктуры Дагестана обеспечивают условия жизнедеятельности людей, являясь важным фактором достижения социально-экономических, внешнеэкономических целей. Условия рыночной экономики и проводимые реформы существенно изменили условия работы объектов инфраструктуры и характер спроса на их услуги (табл. 1).

Таблица 1

Объём платных услуг населению по видам (в фактически действовавших ценах, млн. рублей)

2006 год 2007 год 2008 год 2010 год

млн. в% к млн. в % к млн. в % к млн. в % к

руб. итогу руб. итогу руб. итогу руб. итогу

Оказанные услуги 19384,4 100 33773,7 100 43800,0 100 59122,5 100

в т. ч.е: бытовые 1493,1 7,7 3835,8 11,4 4741,3 10,8 5629,4 9,5

транспортные 5568,7 28,7 10411,3 30,8 12485,3 28,5 21999,4 37,2

связи 3499,3 18,1 8653,2 25,6 8597,9 19.6 11193,5 18,9

ЖКХ, гостиницы 2475,9 12,8 3006,4 8,9 3964,5 9,1 6545,1 11,2

культуры 59,4 0,3 190,1 0,6 199,9 0,5 371,9 0,6

туристические 2146,4 11,1 2950,3 8,7 7284,2 16,6 5854,3 9,9

физкультуры и спорта 2395,4 12,3 1654,3 4,9 2286,8 5,2 1647,8 2,8

медицинские 282,0 1,4 511,6 1,5 741,2 1,7 1961,1 3,3

санаторно-оздоровит-е 0,1 80,5 0,2 100,2 0,2 129,7 0,2

ветеринарные 2,3 0,1 3,3 0,0 7,8 0,0 5,2 0,0

правового характера 180,9 0,9 414,5 1,2 650,6 1,5 570,2 1,0

образования 644.9 3,3 1170,1 3,5 1279,3 2,9 2109,7 3,6

прочие виды 628,1 3,2 892,3 2,7 1461,0 3,4 1102,2 1,0

Социально-инфраструктурный комплекс экономики, как свидетельствуют данные социального маркетинга, получает своё развитие. Так, инфраструктура дорожного сектора обеспечивает территориальную связанность страны, свободу передвижения граждан, способствует укреплению федеральных отношений, росту социально-экономического развития территории, предпринимательской активности. Назрела необходимость формирования такой системы инфраструктуры, которая бы гарантированно и эффективно удовлетворяла социальные, экономические, природоохранные и другие требования. Однако вся структурная перестройка возможна лишь при условии усиления роли государственного регулирования деятельности инфраструктуры, повышения здоровой конкуренции между предприятиями и организациями.

Государственному регулированию подлежат: развитие и техническое совершенствование региональной инфраструктуры экономики; институциональные преобразования в сфере социальной инфраструктуры; вопросы технологической и экологической безопасности работы инфраструктурных объектов; формирование и устойчивое функционирование рынка услуг; обеспечение мобилизационной готовности инфраструктурных комплексов на основе использования маркетинговых исследований.

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале Величина прожиточного минимума, установленная в субъектах РФ в соответствии с законом «О прожиточном минимуме в РФ», за IV квартал 2010 года приведены в табл. 2.

Таблица 2

Социальная инфраструктура Дагестана (по социально-демографическим группам населения) в сопоставлении с административными подразделениями СКФО на 28 февраля 2011 года

в среднем на душу населения; в рублях в месяц

Все в т. ч. по социально-демографическим группам

населе- трудоспособное пенсионеры дети

ние население

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан 4449 4659 3609 4299

Республика Ингушетия 4800 5077 3833 4525

Кабардино-Балкарская Республика 4726 5053 3722 4483

Карачаево-Черкесская Республика 4631 4880 3641 4745

Респ. Северная Осетия-Алания 4776 5136 3927 4667

Чеченская Республика 5697 6219 4310 5391

Ставропольский край 5539 5920 4549 5362

В связи с этим первостепенной представляется задача создания законодательно-правовой и нормативной базы, отвечающей новым условиям хозяйствования, обеспечивающей согласование интересов предприятий инфраструктуры с общественными интересами, а также юридическое закрепление прав и обязанностей предприятий. Эта работа должна осуществляться в рамках законодательства путем разработки новых и пересмотра действующих законодательных и нормативных актов, предусматривающих единообразные подходы к регулированию отношений при функционировании различных видов социальной инфраструктуры.

Перспективы развития социально-инфраструктурного комплекса в настоящее время определяются относительно изолированно друг от друга. При этом часто используются недостаточно обоснованные методы экстраполяции тенденций, сложившихся в прошлые годы, без учёта данных социального маркетинга. При обосновании прогнозирования по отраслям целесообразно, на наш взгляд, применять многофакторные методы анализа, базирующиеся на широком использовании социального маркетинга. Вместе с тем должна быть разработана и практически апробирована методика учета и планирования на основе рассмотрения технологических схем движения продукции по каналам инфраструктуры, а также обеспечение расчетов важнейших макроэкономических и социальных показателей благодаря единству статистических информационных ресурсов с использованием социального маркетинга и стандартных программно-технологических средств создания производственных ресурсов и рынок платных услуг населению РД (табл. 3).

В январе-декабре 2010 г. населению было оказано платных услуг на 59122,5 млн.рублей, что в сопоставимых ценах на 3,0% больше соответствующего периода предыдущего года. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в 2010 г. составил 14,6% за соответствующий период 2008 года - 15,3%.

Из общего объема платных услуг крупными и средними организациями оказано услуг на 23634,4 млн.рублей, что составляет 44,2%; за соответствующий период предыдущего года -соответственно 12782,6 млн. рублей или 29,5%. В 2009 г. в структуре объема платных услуг населению 86,0% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные, туристические и бытовые.

Россия имеет реальную возможность к 2020 г. войти в пятерку крупнейших экономически развитых стран. Однако для обеспечения такого динамичного движения страны вперед, нужно активно переходить к качественно новой социальной политике - политике социального развития страны и ее регионов. Необходимо отметить, что 2011 год отличался повышенным вниманием руководства страны и ее регионов к социальным вопросам. В прошедшем году страна получила самый лучший за последние 19 лет результат по снижению смертности населения -на 5,2% меньше чем в 2010 году.

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале Целесообразно учесть, что суть этой политики развития гораздо шире, чем просто выплаты пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной сферы вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, условий труда.

Для реализации новой социальной политики важно сосредоточить внимание на ее нескольких важнейших положениях: приоритетные нацпроекты целесообразно в последующие годы не сворачивать, а трансформировать в широкомасштабные государственные программы, нацеленные на конкретные общественно значимые результаты; на основе использования концепции социального маркетинга в ближайшее время желательно детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг.

Таблица 3

Д инамика объема платных услуг населению

Млн. В % к

рублей соответствующему предыдущему

периоду предыдущего года периоду

2010 г.

I квартал 11076,4 104,2 58,5

II квартал 11472,9 103,6 127,1

I полугодие 25549,3 107,7 -

III квартал 17224,9 108,9 117,9

Январь-сентябрь 42774,9 110,9 -

IV квартал 16348,3 82,9 94,5

Январь-декабрь 59122,5 103,0 -

2009 г.

I квартал 9963,2 115,1 64.,8

II квартал 12387,5 118,6 122,2

I полугодие 22350,7 119,4 -

III квартал 14090,5 96,2 112,3

Январь-сентябрь 36441,2 111,8 -

IV квартал 17758,3 82,9 94,5

Январь-декабрь 54199,5 113,2 -

В Северо-Кавказском федеральном округе достаточно ресурсов, необходимых для решения задач устойчивого развития социальной сферы. Главное - эффективно и по назначению использовать выделяемые средства, осознавать то, что от развития социальной отрасли во многом зависит уровень жизни большинства населения региона и экономики в целом, поскольку речь идет о социальном государстве, которое берёт на себя в соответствующем его возможностям объёме обеспечение достойного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Следовательно, одним из главных направлений его деятельности является социальная сфера.

Этим обусловлена необходимость совершенствования практики использования концепции маркетинга в сфере социальных услуг, а также развитие соответствующей нормативно-правовой и законодательной базы.

Литература:

1. Багомедов М.А. О совершенствовании государственного регулирования социальной сферы регионов // Региональная экономика: теория и практика. - 2011, январь - № 3 (186), с. 67-70.

2. Багомедов М.А, Аббасова Х.У.. Туристско-рекреационный комплекс как новая специализация региона// Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2010, №4, с.48-52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.