Научная статья на тему 'Маркетинг в контексте системной парадигмы'

Маркетинг в контексте системной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ МАРКЕТИНГ / MARKETING / ECONOMIC SYSTEM / SYSTEM MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апенько С. Н., Мамонтов С. А.

В статье сделана попытка теоретического осмысления места и роли маркетинга исходя из основных постулатов системной парадигмы экономической науки. Предложено понимание системного маркетинга как способа согласования функции и цели экономических систем и рассмотрены его особенности применительно к системам различного типа: объектным, средовым, процессным, проектным. Предложены аргументы в пользу позиционирования системного маркетинга как теории, включающей в качестве частных случаев теоретические концепции маркетинг-менеджмента и концепции маркетинга отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing in the system paradigm context

In article is made the attempt of the theoretical comprehension of the marketing place and dug coming from the main postulate of the system paradigm of the economic science. Offered understanding of system marketing as way of the co-ordination to functions and purposes of the economic systems and are considered its particularities with reference to system of the different type: object, environment, process, design. The offered arguments of the system marketing positioning as theory, comprising of quality quotient events to theoretical concepts marketing-management and concepts of marketing the relations.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в контексте системной парадигмы»

дискуссия

журнал научных публикаций

С. Н. Апенько, д-р экон. наук, профессор, С. А. Мамонтов, д-р экон. наук, профессор, кафедра инновационного и проектного управления, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия, [email protected]

МАРКЕТИНГ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОЙ ПАРАДИГМЫ

Пик развития теории систем пришелся на середину XX в., но восприятие методологии системного анализа и теории систем как самостоятельной научной парадигмы экономической науки можно отнести к началу XXI в.1 В основе системной парадигмы лежит взгляд на функционирование экономики как на взаимодействие возникающих, функционирующих, развивающихся, трансформирующихся, исчезающих экономических систем разного уровня - от глобальной мировой экономики до отдельных рынков, фирм, домохозяйств, индивидов2.

В рамках парадигмы смещается акцент в понимании системы. Под системой понимается «...не множество элементов, связанных между собой определенным образом, а относительно устойчивая в пространстве и во времени целостная часть окружающего мира, выделяемая из него наблюдателем по пространственным или функциональным признакам»3.

Отметим, что экономические системы идентифицируются как «...системы, создание и функционирование которых обеспечивает процессы производства, распределения, обмена и потребления благ и невозможно без участия человека»4.

Не останавливаясь на подробном анализе определения, отметим важные, применительно к дальнейшему изложению, атрибуты экономических систем:

а) «привязка» (явная или опосредованная) любой экономической системы к человеку (индивиду / группе индивидов), который в свою

очередь сам может рассматриваться как экономическая система типа «объект» (рис. 1);

б) «обменный» характер взаимодействия экономических систем, что важно, прежде всего, с точки зрения маркетинга. При этом обмен может рассматриваться и в традиционном смысле - как обмен ресурсами, благами и т. п.; и на уровне обобщения - как обмен «системными» ресурсами, к которым в наиболее общем виде относятся пространство и время.

Системная парадигма дает новые основания для переосмысления положений теории и практики менеджмента и маркетинга, обоснования новых аспектов управления фирмой и т. д. Так, применение системной парадигмы к теории фирмы позволило ученым сформировать системно-интеграционную концепцию фирмы5 и основанную на ней концепцию системного менеджмента6.

В контексте системной парадигмы объект управления получает наполнение, отличающееся от традиционного*. Изменение (смещение) объектов управления в сторону экономических систем меняет также взгляд на маркетинг. Настоящая статья посвящена вопросу о месте и роли маркетинга в управлении фирмой в контексте системной парадигмы, об особенностях маркетинга применительно к различного рода экономическим системам, о системном характере самого маркетинга.

I. Роль маркетинга в функционировании экономических систем.

В рамках развиваемого Г. Клейнером* научного направления7, на основные положения

1

* Например, «... в качестве минимального объекта менеджмента выступает внутрифирменная экономическая система» (см. источник 6, с. 43).

дискуссия

журнал научных публикаций

Е-

О С

в в

и ^

и Ч V

а к с и в

(X Й в в и £ и а РР

<и <и

4 I-

и В

5 *

Л з

иг

Объектные системы

Определенность в пространстве, неопределенная продолжительность

Примеры: потребители, фирмы, индивиды, государства и т. п.

Средовые системы

Неопределенность в пространстве и во времени

Примеры: конкурентная среда, институциональная среда, коммуникационная среда, Интернет и т. п.

л Е-

О С

в

и Ев *

^

о ч о а

¡3

в в

и ^

и

Ч

2 и £ а

и В О

РР ^

Проектные (событийные) системы

Определенность в пространстве и во времени

Примеры: относительно кратковременные изменения ситуации в социально-экономической сфере (рекламная кампания, комплекс мероприятий, осеоениерынка, открытие фирмы и т. п.)

Процессные системы

Неопределенность в пространстве и определенность во времени

Примеры: эволюционные изменения состояния фиксированных сред или объектов и их групп (распространение инноваций, инфляция и т. д.)

Пространственная определенность

Пространственная неопределенность

Рис. 1. Пространственно-временнаяклассификацияэкономическихсистем, адаптировано по Г. Б. Клейнер8

которого мы опираемся в данной работе, различные виды систем классифицируются в зависимости от своей пространственной и временной определенности (рис. 1).

В качестве фундаментальных системных ресурсов рассматриваются пространство** и время. Причем для объектов и проектов структурированным, ограниченным (редким, т. е. экономическим, в том в смысле, который вкладывается в это понятие микроэкономикой) ресурсом выступает пространство, а для проектов и процессов - время.

Введем некоторые условные обозначения для целей дальнейшей иллюстрации изложе-

ния (рис. 2), где рядом с названием типа системы указываются ее важнейшие общесистемные свойства:

(3 - неструктурированное время, (££) - структурированное время;

Ц - неструктурированное пространство, рр - структурированное пространство.

Обратимся теперь к двум ключевым характеристикам системы: ее функции* и цели.

Существуют различные взгляды на природу и происхождение функции системы. В контексте рассматриваемых нами проблем, вслед за Е. Ерохиной9, мы примем следующее:

* Клейнер Г. Б. - член-корреспондент РАН, д-р экон. наук, профессор, зам. директора Центрального экономико-математического института РАН. http://www.kleiner.ru/

** Речь идет не только и даже не столько о геометрическом пространстве, а скорее, о некотором социально-экономическом пространстве. В таком аспекте можно говорить о пространстве и времени как о системно-экономических ресурсах. Имея в виду, что для объектных и средовых систем время не рассматривается как экономический, т. е. редкий, ресурс, а для проектных и процессных - как экономический (редкий, ограниченный ресурс), а значит, возможный для альтернативного использования. Аналогичное представление можно сделать для пространства, рассматриваемого, например, как обобщение традиционных ресурсов. Данное замечание приведено скорее для иллюстрации и требует дальнейшего самостоятельного рассмотрения и уточнения.

Объектная система

О

Средовая система

О

Проектная система

Процессная система

Рис. 2. Условные обозначения систем различного типа

функция задается системе извне и показывает, какую роль данная система выполняет по отношению к более общей системе. То есть функция - смысл существования системы, ее назначение, необходимость, миссия** во внешней среде.

Функция является основным системообразующим фактором системы, поскольку, во-первых, любое изменение функции, вызываемое внешней средой, вызывает изменение структуры системы и механизма связей; и, во-вторых, с усложнением функции системы в пределах ее старого строения происходит дифференциация, которая может вызвать обособление новой части, таким образом, вызвав развитие системы.

Другим системообразующим фактором системы является ее цель. Цель - это «желаемое» состояние выходов системы, т. е. некоторое значение функции системы. Цель системы может быть задана как извне, так и поставлена системой самой себе. В последнем случае цель, в отличие от функции, выражает внутреннюю потребность системы, имеющей свой блок управления. Цель оказывает влияние как на структуру, так и на поведение системы и поэтому также является (при решающей роли функции) системообразующим фактором.

Из вышесказанного следует, что цели и функции системы, в том числе и экономической, обусловлены различной средой (внутрен-

ней и внешней по отношению к системе) и поэтому не должны отождествляться. Речь должна идти о совместимости и непротиворечивости.

Учитывая приведенные рассуждения о соотношении функции и цели системы, обратимся теперь к определению маркетинга.

«Маркетинг - это функция организации и набор процессов создания, информирования и доставки ценности потребителям, а также управления отношениями с потребителями таким образом, чтобы принести выгоду организации и всем, кто с ней связан»***. Заметим, что в определении речь идет о взаимоувязке функции системы (например, фирмы) - создании и доставке ценности до потребителя, и цели системы - например, прибыли фирмы. Таким образом, маркетинг в контексте системно-экономической парадигмы может рассматриваться как способ согласования цели и функции экономической системы.

II. Базовые типы системного маркетинга.

При таком взгляде на маркетинг возникает вопрос об особенностях маркетинга в зависимости от того, в рамках каких взаимодействующих экономических систем он реализуется. Отвечая на него, обратим внимание на следующее. Рассматривая маркетинг как способ согласования цели и функции экономической системы, в качестве такой системы естественно рассматривать фирму (объектную систему). При этом в зависимости от типа системы, фор-

* Функционирование - один из этапов жизненного цикла систем. Стадии жизненного цикла экономических систем (см., например, источник 10).

** Используя маркетинговую терминологию, можно в первом приближении говорить об удовлетворении потребностей внешней системы (внешней среды).

*** Учитывая множественность взглядов на маркетинг, использовано определение, данное авторитетной Американской маркетинговой ассоциацией (см., например, источник 13).

дискуссия

журнал научных публикаций

1)

Объектная система

МАРКЕТИНГ

Объектная система

О

2)

Объектная система

МАРКЕТИНГ

Процессная система

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Бг-------

-1- I Объектная

I

I -

система

3)

4)

Объектная система

МАРКЕТИНГ

МАРКЕТИНГ

Средовая система

Проектная

система

О

-------.

I Объектная |

система I ► '"М |

-I |--------1

\ _ ✓

[Т-!г-------,

I Объектная ,

_ 1 система I ' 4 I I

I 1--------1

Рис. 3. Системные типы маркетинга:

а) «объект-объект»; б) «объект-процесс»; в) «объект-проект»; г) «объект-среда» *Двойными стрелкамиуказаны области структурирования и/илиреструктурироеания основных системных

ресурсов

мирующей внешнюю среду фирмы, можно выделить следующие виды системной направленности маркетинга:

• маркетинг «объект-объект»;

• маркетинг «объект-процесс»;

• маркетинг «объект-проект»;

• маркетинг «объект-среда».

Однако, учитывая, что маркетинг имеет дело с экономическими системами, т. е. с системами, где присутствует человек (объектная система) и именно он, в конечном счете, формирует потребности всех иных систем, целесообразно рассматривать все упомянутые виды маркетинга в несколько расширенном виде (рис. 3). При таком взгляде сделан акцент на то, что за любой системой, с которой взаимодействует маркетинг, стоит объектная система (фирма в лице собственника или управленца, или индивидуальный потребитель), на чьи потребности (в т. ч. системные) маркетинг и направлен. И таким образом можно дать общее представление о характере систем, взаимодействующих в рамках маркетинга, а также сформулировать общесистемные цели маркетинга (табл. 1).

Примером маркетинга типа «объект-объект» может выступать так называемый транс-акционный маркетинг в простейшем его проявлении, когда для осуществления акта обмена (продажи) необходимо согласование характеристик произведенного и запрашиваемого продукта. Продукт выступает как форма «структурированного пространства». Поскольку время обеих систем не структурировано, то такой обмен рассматривается как разовый и случайный по времени. Системная роль маркетинга состоит в том, чтобы потребитель убедился в тождественности структурирования пространства им и производителем. Именно для такого объектного маркетинга характерно непосредственное применение операционного маркетинга, маркетинговых решений по товару, ассортименту, цене и т. д. И, по сути, именно этот тип маркетинга отражен в известной схеме (рис. 4).

Иначе рассматривается маркетинг в случае «объект-среда». Здесь фирма за средовой системой «не видит» структуры потребностей конкретного потребителя (объектной системы). И поэтому маркетинг, прежде всего,

Таблица 1

Краткая характеристика системных типов маркетинга

Системный тип маркетинга Общая характеристика Системная цель маркетинга

Объект - объект Взаимодействующие системы имеют структурированное системное пространство и неструктурированное (неограниченное) время. Согласование структур системного пространства объекта - производителя (продавца) и объекта - потребителя (покупателя).

Объект - процесс Система, с которой взаимодействует маркетинг (процессная), деструкгурирует «системное пространство» потребителя и наоборот, структурирует (сужает) его время. Выявление «скрытой» структуры системного пространства объекта -потребителя (покупателя); согласование системной структуры производителя и потребителя, а также деструктурирование (расширение) времени.

Объект - проект Система, с которой взаимодействует маркетинг (проектная), структурирует «системное время» потребителя. Деструктурирование (расширение) времени.

Объект - среда Система, с которой взаимодействует маркетинг (среда), деструкгурирует «системное пространство» потребителя. Определение «скрытой» структуры системного пространства объекта -потребителя (покупателя), согласование системной структуры пространства объекта - производителя и объекта -потребителя.

должен быть направлен на выявление этой скрытой структуры. Типичные примеры -сегментирование рынка*, которое, по сути, и представляет собой структурирование потребителей; и позиционирование, которое можно рассматривать как согласование системного структурирования пространств объекта - производителя и объекта - потребителя. Отметим, что в данном случае средовой системы речь не идет о структурировании потребителей по времени. Это - сфера проектного (типа «объект-проект») и процессного маркетинга («объект-процесс»).

Сталкиваясь с «проектной» системой, маркетинг должен исходить, прежде всего, из необходимости «расширения» времени, рассмотрения взаимодействия с проектной системой в динамике. Типичный маркетинговый подход - рассмотрение жизненного цикла проекта и последующее согласование пространствен-

ного структурирования системы-производителя и системы-потребителя в рамках этапов жизненного цикла.

Наиболее сложной в некотором смысле является системная роль маркетинга типа «объект-процесс», поскольку системы процессного типа реструктурируют как пространственные, так и временные характеристики объектных систем. В этом случае маркетинг должен исходить не только из необходимости рассмотрения ситуации в динамике жизненного цикла системы-потребителя, но помимо этого на каждой стадии цикла, выявлять и структурировать ее пространственные системные характеристики.

III. Системный маркетинг как шаг к обобщению маркетинговых теорий.

Очевидно, что реальные экономические системы не могут быть сведены к одному из рассмотренных типов систем. И в этом смысле можно говорить лишь о том, что реальная

* Именно рынок в данном случае выступает в качестве среды (средовой системы).

Коммуникации

Товары (услуги) -►

Деньги

4-

Информация

Рис. 4. Простейшая маркетинговая система

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ (объектная система)

ПОТРЕБИТЕЛЬ (объектная система)

система в большей или меньшей степени проявляется в том или ином виде. И, соответственно, маркетинг, направленный на согласование реальных систем, может и должен сочетать в себе черты системного маркетинга разных типов. Поэтому практическая реализация подобного теоретического взгляда на маркетинг может быть направлена, прежде всего, на выявление доминирующих системных черт взаимодействующих систем и на этой основе формирование соответствующего маркетингового подхода. Еще более сложной, но не менее важной задачей, является системное структурирование маркетинговой сферы. Здесь мы говорим уже не только о том, чтобы выявить черты доминирующей системы. Задача - рассмотреть состав экономических систем, характер взаимодействия между ними, формирующие потребности системы, на удовлетворение которой направлен маркетинг.

Например, у Г. Б. Клейнера показано, что в зависимости от этапа жизненного цикла, на котором находится система, она вступает в приоритетные взаимодействия с определенными типами систем10. Так, на этапе создания системы наибольшее влияние на формирующуюся систему оказывает однотипная система: на объектную систему - объектная, на процессную - процессная и т. д. На этапе эволюции системы любого типа наибольшее влияние оказывают процессные системы, на этапе трансформации - проектные и т. д. На этапе функционирования для объектных и процессных систем наибольшее влияние имеют средовые системы, для средовых и проектных - объектные (рис. 5).

Из схемы видно, например, что при реализации «проекта» необходимо учитывать, пре-

жде всего, влияние «среды» на «объект»; а при реализации «процесса» - влияние «объекта» на «среду». Скажем, при реализации рекламной кампании (проекта) нужно делать акцент на каналах коммуникации (средовой системы) и рассматривать то, как эта среда структурирует потребительскую аудиторию (объектную систему). При реализации же, например, маркетингового мониторинга (процессной системы), наоборот, нужно делать акцент на выявление объектов, формирующих маркетинговую среду, и учитывать то, как эта проблема (под влиянием объектов) структурирует ее (средо-вую систему).

Отметим также, что приведенная схема (рис. 5) может быть рассмотрена в аспекте двух противоположных взглядов на направленность маркетинга. Цепочка «среды - объекты - проекты» (пунктирная линия на рисунке) может быть интерпретирована как проявление взгляда на маркетинг с позиции «экономической социологии», объясняющей экономическое поведение потребителей, прежде всего индивидуальных, фактором внешнего воздействия. Цепочка «объекты - среды - процессы» (сплошная линия на рисунке)

Объекты Г Среды

\ Проекты 1 Процессы

Рис. 5. Влияние систем на этапе функционирования

(стрелкауказыеает направление влияния)

больше соответствует рациональному взгляду на природу маркетинга с позиции «экономического человека», принимающего рациональные потребительские решения исходя из собственных интересов.

В этом контексте указанные цепочки можно также рассматривать как проявление двух парадигм маркетинга: традиционного маркетинга и маркетинга отношений. Первый акцентирует внимание на управлении потребителями (объектами) и управлении взаимодействием с ними (процессами), второй -на управлении связями (средой).

В рамках традиционного маркетинга взаимодействие объектов (производителя и потребителя, продавца и покупателя и т. д.) проявляется как взаимодействие объектной системы с объектной системой (рис. 4).

Связи между этими объектами выступают как «процессы» (процесс коммуникаций, процесс обмена и т. п.). Взаимодействие множества таких маркетинговых систем можно рассматривать как рыночную конкурентную среду - систему элементов (объектов) и связей между ними (процессов). Элементы - множе-

ство потребителей и производителей. Связи - «пучок» (совокупность) процессов. Эта среда в свою очередь взаимодействует с другими рынками (средами), а также с культурной, демографической, природной и т. д. средами.

В зависимости от направления (точки приложения) маркетингового воздействия в рамках традиционного маркетинга можно выделить два подхода:

- маркетинг-менеджмент, предполагающий «управление спросом» (Ф. Котлер). В этом случае фирма, осуществляющая маркетинговую деятельность, оказывает воздействие (с помощью маркетинга-микс), непосредственно на своих потребителей (фактических или потенциальных). На схеме (рис. 6) этот тип маркетинга изображен стрелками с цифрой «1»;

- маркетинг взаимодействия*, предполагающий, что управляющее маркетинговое воздействие направлено не на самих потребителей, а на системные связи (взаимодействия) с ними (стрелки с цифрой «2»),

Маркетинг-менеджмент направлен на маркетинговое управление объектными система-

□ - потребители (покупатели) - объектные системы;

—► - связи - процессные системы;

^^ - направления маркетингового воздействия.

Рис. 6. Объекты маркетингового управления в контексте традиционного (трансакционного)

маркетинга

Рис. 7. Виды системной направленности маркетинга

ми, маркетинг взаимодеиствия - средовыми системами; ивент-маркетинг** - проектными системами (рис. 7).

Маркетинг отношений, как альтернативная маркетинговая парадигма, основывается на том, что системообразующими элементами маркетинга являются не объекты, а связи (отношения-процессы) между ними. То есть в качестве элементов системы рассматриваются связи (отношения), а в качестве связей -объекты. Иными словами, если традиционно фирма (и ее маркетинг) сама формирует свои внешние связи, то в данном случае, наоборот, фирма рассматривается как «порождение» некоторого сочетания (пучка) связей. И, таким образом, взаимодействие отдельно взятой фирмы с внешней средой представляет собой взаимодействие не только с другими фирмами и даже не только с процессами, но и со всей взаимодействующей сетью - процессной системой (рис. 8).

Таким образом, маркетинг отношений (маркетинг типа «объект-процесс»), несмотря на его принципиальные отличия от традиционного, в контексте системной парадигмы «сводится» к одному из системных типов11. Исходя из системного взгляда на маркетинг - маркетинг именно этого типа направлен на струк-

туризацию / реструктуризацию сразу обоих системных свойств, и именно это обстоятельство, на наш взгляд, выделяет его в особую категорию маркетинга.

IV. Маркетинг как система.

Маркетинг можно рассмотреть как систему - комбинацию составляющих различного типа: маркетинговых проектов, процессов, сред, объектов. Ивэтом смысле маркетинг является сложной системой, состоящей из множества взаимодействующих между собой систем различного типа. Акцентирование на комплексном, системном характере маркетинга делают практически все специалисты, подчеркивая, что именно эмерджентность, системный эффект - важнейшее условие и свойство маркетинга.

Различные составляющие маркетинговой деятельности можно рассматривать как системы определенного типа. Конечно, как и любая реальная экономическая система не может быть сведена к одному конкретному типу систем, так и любой вид маркетинговой деятельности сочетает в себе черты различных систем. Однако часто можно выделить преобладающую, ведущую систему. Например, рекламная кампания - «проектная» система (мероприятие), имеющая четкие цели,

* Среди специалистов еще не сложилось единого мнения в отношении используемой терминологии. Встречаются самые разнообразные названия: маркетинг отношений, взаимоотношений, партнерских отношений, взаимодействия и т. д. Мы используем термин «маркетинг взаимодействия», принципиально отделяя его от понятия «маркетинг отношений».

** В качестве названия для маркетинга типа «объект-проект» мы предлагаем использовать название ивент-маркетинг как наиболее подходящее по названию (event - англ. - событие) и по содержанию (см., например, источник 13, с. 119). Хотя единообразной терминологии и даже единообразного понимания уже используемого в литературе понятия «ивент-маркетинга» пока нет.

дискуссия

журнал научных публикаций

О - участники сети — объектные системы;

- связи - процессные системы;

- область непосредственного маркетингового воздействия.

Рис. 8. «Процессная» система (сеть) в контексте маркетинга отношений

время и место и направленная на «средовую» систему (группу потребителей); пробные продажи - «проектная» система, направленная на «объектные» системы (потребителей); маркетинговый мониторинг - «процессная» система, направленная на изучение «средовой» система и т. д. (табл. 2).

В какой-то степени можно утверждать, что маркетинговая деятельность (и ее составляющие) - характеризуется тремя атрибутами:

• активной системой, реализующей некую функцию;

• пассивной (в рамках рассматриваемой составляющей маркетинга) системой, на которую направлена эта функция;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• собственно функцией.

Маркетинг представляет собой многоаспектную интегрированную деятельность, состоящую из взаимодействующих систем различных типов и реализующих отдельные составляющие маркетинга. В зависимости от

того, какой тип систем этих составляющих маркетинга является преобладающим в конкретных условиях решаемых маркетинговых проблем, важно так формулировать маркетинговые задачи и, соответственно, так распределять ресурсы, чтобы они в наибольшей степени соответствовали этому типу систем.

Например, усиления «проектной» составляющей маркетинга можно достичь, разделяя, дискретизируя процессы, используя проектный подход, управление событиями. «Объектная» составляющая усиливается за счет унификации, типизации, централизации самого маркетингового управления. «Процессная» - за счет повышения однородности (повторяемости, цикличности) системы с использованием методов процессного управления. «Средовая» составляющая - за счет облегчения взаимодействия, акцента на институциональные аспекты, информационную открытость ит. д. (табл. 3).

Таблица 2

Примеры взаимодействующих систем в маркетинговой деятельности

Вид маркетинговой деятельности Активная система Пассивная система Функция, реализуемая активной системой

Рекламная кампания Проект Среда Информирование (направлено на нарушение однородности среды).

Пробные продажи Проект Объект / среда/ процесс/ проект Оценка готовности к покупке (функция направлена на изменение производства или потребления, более соответствующее спросу).

Маркетинговый мониторинг Процесс Среда Постоянная оценка изменения условий существования систем (функция направлена на своевременную адаптацию).

Таблица 3

Условия повышения эффективности взаимодействия систем различного типа

(знак « + » означает необходимостъусиления, знак «-» - необходимость подавления доминирующих черт взаимодействующих систем)*

Объект Среда Процесс Проект

Объект + + + -

Среда + - +

Процесс + -

Проект +

Таким образом, предложенный в статье взгляд на маркетинг, его системную природу представляется относительно новым и, как следствие, неполным и дискуссионным шагом в формировании системного понимания маркетинга. Это, конечно, требует и дополнительной аргументации и осмысления подхода, и в частности, объяснения и позиционирования существующих маркетинговых теорий в рамках системного взгляда. Так, представляется интересным рассмотреть вызвавший в свое время широкую дискуссию подход к маркетингу с позиции экономики услуг12. На наш взгляд подход этих авторов может также быть описан с помощью категорий системного маркетинга, например, через включение в цепочку взаимодействующих систем (рис. 3) в качестве промежуточной системы типа «процесс». Поскольку именно на этом аспекте сделан акцент в упомянутой работе, а услуга -процессная система.

Развитие системного взгляда на маркетинг в части его практической реализации может быть направлено, например, на выявление особенностей системного содержания маркетинга в целом и комплекса маркетинга в частности, в зависимости от базового системного типа маркетинга, на оценку оптимального сочетания системных типов маркетинга и т. д.

Необходимым шагом в практической реализации теории является также конкретизация основополагающих понятий системной парадигмы: пространства и времени. I

1. Корнай Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. №4. 2002. С.4-22.

2. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10. С. 29.

3. Клейнер Г. Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении/ Препринт #WP/98/2010 - М.: ЦЭМИ РАН, 2010. С. 8.

4. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента. 2008. Том 6. № 3. С. 30.

5. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. № 10. 2002. С. 47 - 69.

6. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и системный менеджмент. С. 27 - 50.

7. Клейнер Г. Б. Развитие теории экономических систем.

8. Клейнер Г. Б. Системнаяпарадигмаисистемныйменеджмент. С. 27-50.

9. Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. - Сайт Экономической и деловой литературы. - URL: http://ek-lit.narod.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ek-lit.narod.ru/eroh/index.html (датаобращения: 26.09.2011)

10. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 2, №3.

11. Третьяк О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2009. - XII. (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

12. Варго С., Лаш Р. Развитие новой доминирующей логики маркетинга // Российский журнал менеджмента. Том 4. 2006. № 2. С. 73 - 106.

13. Маркетинг: большой толковый словарь / под ред. А. П. Панкрухина,- М.: «Омега-Л», 2008.

* Составлено на основе Г. Б. Клейнера (см. источник 10, с. 110).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.