Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГ ТУРИЗМА'

МАРКЕТИНГ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
туризм / маркетинг / продукт / инновации / маркетинговые стратегии / потребитель / веб-сайты. / tourism / marketing / product / innovation / marketing strategies / consumer / websites.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорев Александр Сергеевич

Маркетинг туризма — это стратегия, используемая компаниями в секторе путешествий и туризма для привлечения путешественников к своему бренду, местоположению или конкретному туристическому направлению, такому как отель, конференц-центр, историческое место или даже город или штат. Эффективные маркетинговые стратегии туризма должны быть разработаны для повышения узнаваемости бренда, привлечения целевой демографической группы, увеличения трафика, поддержания лояльности среди существующих потребителей и обеспечения незабываемого клиентского опыта, чтобы бизнес путешествий и туризма процветал. Эта тактика помогает компаниям взаимодействовать с туристами и увеличивать перспективы продаж. Недавние изменения во вкусах потребителей и развитие цифровых технологий оказали большое влияние на маркетинг туризма. Выставочный маркетинг также является маркетинговой стратегией, которую бренды используют для маркетинговой стратегии своей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM MARKETING

Tourism marketing is a strategy used by companies in the travel and tourism sector to attract travelers to their brand, location, or a specific tourism destination such as a hotel, convention center, historical site, or even a city or state. Effective tourism marketing strategies must be developed to increase brand awareness, attract target demographics, increase traffic, maintain loyalty among existing consumers and provide a memorable customer experience for the travel and tourism business to thrive. This tactic helps companies engage with tourists and increase sales prospects. Recent changes in consumer tastes and advances in digital technology have had a major impact on tourism marketing. Exhibition marketing is also a marketing strategy that brands use for their company’s marketing strategy.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГ ТУРИЗМА»

КОКОРЕВ Александр Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры оценочной деятельности и маркетинга, Государственный университет по землеустройству; доцент кафедры истории и экономической теории Академия Государственной противопожарной службы МЧС России,

г. Москва, e-mail: [email protected]

МАРКЕТИНГ ТУРИЗМА

Аннотация. Маркетинг туризма — это стратегия, используемая компаниями в секторе путешествий и туризма для привлечения путешественников к своему бренду, местоположению или конкретному туристическому направлению, такому как отель, конфе-ренц-центр, историческое место или даже город или штат.

Эффективные маркетинговые стратегии туризма должны быть разработаны для повышения узнаваемости бренда, привлечения целевой демографической группы, увеличения трафика, поддержания лояльности среди существующих потребителей и обеспечения незабываемого клиентского опыта, чтобы бизнес путешествий и туризма процветал.

Эта тактика помогает компаниям взаимодействовать с туристами и увеличивать перспективы продаж.

Недавние изменения во вкусах потребителей и развитие цифровых технологий оказали большое влияние на маркетинг туризма. Выставочный маркетинг также является маркетинговой стратегией, которую бренды используют для маркетинговой стратегии своей компании.

Ключевые слова: туризм, маркетинг, продукт, инновации, маркетинговые стратегии, потребитель, веб-сайты.

KOKOREV Alexander Sergeevich,

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Valuation and Marketing, State University of Land Management; Associate Professor of the Department of History and Economic Theory Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Moscow

TOURISM MARKETING

Annotation. Tourism marketing is a strategy used by companies in the travel and tourism sector to attract travelers to their brand, location, or a specific tourism destination such as a hotel, convention center, historical site, or even a city or state. Effective tourism marketing strategies must be developed to increase brand awareness, attract target demographics, increase traffic, maintain loyalty among existing consumers and provide a memorable customer experience for the travel and tourism business to thrive. This tactic helps companies engage with tourists and increase sales prospects. Recent changes in consumer tastes and advances in digital technology have had a major impact on tourism marketing. Exhibition marketing is also a marketing strategy that brands use for their company's marketing strategy.

Key words; tourism, marketing, product, innovation, marketing strategies, consumer, websites.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

DOI: 10.24412/2076-1503-2024-3-629-634 NIION: 2018-0076-3/24-306 MOSURED: 77/27-023-2024-3-306

Термин «маркетинг» появился в словарях XVI веке, на тот период времени под данным термином понимался сам процесс купли продажи. Если же говорить о современном толковании маркетинга, то оно впервые появилось в 1897 году, в данном случае под маркетингом понимался уже сам процесс перемещения товаров (когда товар поступал от производителей к потребителям), причем акцент в данном случае ставился на рекламу и увеличение продаж за счет этой рекламы.

По своей сути маркетинг относится к прикладной науке, существует большое множество определений данного понятия, рассмотрим некоторые из них, так, например, Ф. Котлер в своих работах давал следующее определение: «Маркетинг - любой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». [1]

Американская Ассоциация маркетинга в июле 2013 года утвердила следующее определение: «Маркетинг - это, деятельность, набор институтов и процессов для создания, передачи информации, доставки и обмена предложениями, которые имеют ценность для клиентов, заказчиц, партнеров и общества в целом». Определения маркетинга и маркетинговых исследований, принятые Американской Ассоциацией маркетинга, регулярно пересматриваются и повторно утверждаются.

Чаще всего маркетинговые цели каждой компании отличаются друг от друга, во-первых, это зависит от приоритетов компании в определенный промежуток времени и ресурсов, которыми она обладает, во-вторых, на это могут оказать влияние внешние факторы воздействия, например, изменения на рынке. При этом основная цель чаще всего заключается в том, чтобы продукция или услуги соответствовали потребностям клиентов, а также в увеличении информационного контента для привлечения большего числа потенциальных потребителей. Маркетологам следовало бы сосредоточиться на местах, приносящих клиентам удовольствие от посещения, а также приносящим коммерческую выгоду для бизнеса.

«Оценка влияния продажи льгот и других преимуществ, достигаемых за счет конкуренции с другими предприятиями на рынке, является важной составляющей маркетинга». [3]

Инновации, как определение, это мощный инструмент, который позволяет опережать конкурентов, поэтому необходимо разрабатывать новые продукты, исследовать рынок, прорабатывать услуги или функции, которые отвечают меняющимся потребностям клиентов.

Инновации поддерживают лояльность существующих клиентов, привлекают новых, поэтому можно смело сказать, что использование новых технологий, позволяет быть в курсе новых отраслевых изменений и тенденций рост, а также быть готовыми к каким либо, изменениям.

Чтобы бизнес оставался конкурентоспособным и приносил доход его владельцу, а также положительно влиял на решения потенциальных клиентов о покупке, отзывы и рейтинги являются важной составляющей бизнеса, повышающей спрос на продукцию или услуги у потенциальных клиентов.

Маркетологи в первую очередь, должны осознавать важность таких отзывов и стремиться к тому, чтобы успешно управлять ими и качественно использовать.

Использование чат-ботов для повышения качества обслуживания и удовлетворенности клиентов

Чат-боты предлагают быстрое, индивидуальное обслуживание, а также, помощь клиентам, оперативно отвечая на вопросы и способствуя беспрепятственному шопингу.

Гостиничный и туристический секторы в первую очередь должны уделять приоритетное внимание инвестициям в технологии чат-ботов.

Максимально эффективное использование потенциала с помощью ремаркетинга

Предприятия в сфере туризма могут увеличить доход и получить больше качественных лидов т.е. потенциальных клиентов, заинтересованных продуктом и оставивших свои контакты, за счет ремаркетинга для вовлеченных клиентов. Этот план может помочь фирмам сохранить свою конкурентоспособность и максимально использовать свой потенциал.

Использование дополненной реальности

Для туристических фирм дополненная реальность предполагает передовую платформу для создания впечатлений, которые клиенты никогда не забудут.

Маркетинг в туризме должен включать в себя индивидуальную настройку. Маркетологи в сфере туризма должны разрабатывать и создавать опыт, побуждающий людей распространять хорошую рекламу из уст в уста об их бренде или бизнесе, адаптируя свой контент и сообщения к интересам и запросам своей целевой аудитории. Преимущества: • Предприятиям необходимо дифференцировать себя, поскольку туристический сектор является самым крупнейшим в мире. Это может быть достигнуто путем подчеркивания отличительных качеств, объяснением

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

того, почему они являются лучшим выбором для туристов, и выделением определенных характеристик, которые отличают их от других.

• Для того, чтобы туристические фирмы получили конкурентное преимущество, маркетинг имеет важное значение. Многие эффективные маркетинговые стратегии концентрируются на эффективном донесении уникального торгового предложения компании для достижения этой цели.

• Грамотный маркетинг необходим, если владелец хочет, чтобы его компания добилась

успеха, необходимо повысить узнаваемость бренда, лояльность клиентов, привлечь туристов, чтобы идти в ногу с последними тенденциями и разрабатывая эффективные кампании.

• Маркетинг придерживается определенных принципов, при этом основным принципом является удовлетворение потребностей человека. Основные принципы маркетинга представлены на рисунке 1. Чаще всего они рассматриваются в разрезе бизнеса, рыночной деятельности, производства и маркетинговых каналов.

Рисунок 1 - Принципы маркетинга

Так же маркетинг различается и по типу, выбор типа маркетинга для определенного предприятия обычно зависит от спроса, чаще всего встречаются такие типы маркетинга как: конверсионный маркетинг; стимулирующий маркетинг; развивающийся маркетинг; ремаркетинг, синхромаркетинг; поддерживающий маркетинг; противодействующий маркетинг; демаркетинг.

Важную роль в маркетинге играют маркетинговые инструменты, они представляют собой отдельные компоненты компании, за счет которых обеспечивается эффективное построение маркетинговой стратегии, т.е. по сути своей маркетинговые инструменты — это комплекс мер которые компании применяют для того, чтобы оказать влияние на участников рынка. Существует достаточно большой спектр маркетинговых инструментов, на рисунке 2, представлены основные из них.

Реклама 4— -► Стимулирование соыта

Прямой маркетинг Связи с общественностью (РК)

Личные продажи Спонсорство н партнерство

1 г

Интернет-маркетинг

Рисунок 2 - Основные инструменты маркетинга

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

«В настоящее время существует несколько маркетинговых моделей на базе инструментов маркетинга, наиболее известной является модель, предложенная Д. Маккарти в 1950 годах, она получила название 4Р, данная модель включается в себя следующие инструменты: продукт, цена, расположение, продвижение» [5].

Под продуктом в данном случает понимается отношение к товару или услуге, товар или услуга должна удовлетворять спрос потребителей, для этого необходимо понять, что продается лучше, чем услуга или товар отличается от конкурентного, можно ли сочетать его с другими товарами или услугами, есть ли уже подобный товар или услуга на рынке.

Под ценой в данном случае понимается стоимость товара или услуги при реализации. То есть компании при формировании цены должны учитывать определенные критерии, например, такие как маркетинговые затраты, себестоимость товара или услуги, так же организации должны учитывать стоимость подобной продукции у конкурентов, чтобы реализовывать разумную альтернативу для потребителей.

Под расположением понимается распространение товаров и услуг. Для одних компаний важно учитывать собственное месторасположение для реализации определенных услуг или продажи товаров, для других компаний месторасположение не играет ключевое значение, например, так как они реализовывают свои услуги или товары посредством интернета. Если продукт продается на витрине магазина, важен вид физического размещения продукта, если онлайн, то цифрового.

«Продвижение, подразумевает под собой комплексную маркетинговая стратегию. Продвижение включает в себя различные виды деятельности, такие как реклама, продажи, стимулирование сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг, спонсорство и т.д.

Данная модель была представлена более подробно, однако существуют и другие модели, например, такие как 5Р,6Р,7Р. Данные модели включают в себя дополнительные инкременты, а именно: люди, процесс, физическое окруже-ние»[5].

Под людьми в данном случае понимаются сотрудники компании и их взаимодействие с клиентами. Сюда так же относиться система мотивации сотрудников, каналы взаимодействия с клиентами и т.д. Под процессом в данном случае понимается сам процесс работы организации, и все текущие процессы внутри данной организации, например, такие как взаимодействие отделов или того, как организация взаимодействует с поставщиками. Под физическим окружением понимается

все что касается внешнего окружении продукта, то есть фактор воздействия на продукт из вне, однако сюда так же относят сам вид продукта, иными словами упаковку.

«Еще одна модель 4С, данная модель схожа с моделью 4Р, однако она отличается тем, что включает в себя желание потребителей, и способ их удовлетворения. Данная модель она включает в себя: желания клиентов, стоимость для клиента, коммуникация между компанией и клиентом, удобство» [5].

Под стоимостью понимается та цена, за которую клиент способен и хочет приобрести товар или услугу. Под коммуникацией понимаются различные каналы связи с клиентом, информативность и возможность обратной связи с клиентом. Удобство включает в себя информацию о том, насколько клиенту комфортно приобретать услугу или товар, сюда так же относятся различные скидочные программы и программы для постоянных гостей. Ну и желание клиентов — это то, что хотят получить клиенты, то есть их полное удовлетворение при приобретении продукта или услуги.

Следующая модель SIVA, обычно эту модель используют для определения факторов успеха в маркетинговой стратегии. Данная модель включает в себя: решение, инвестиции, видение, согласование.

Под решением в данном случае подразумевается какое решение предлагает продукт или услуга для устранения проблемы и конечного удовлетворения потребности клиента. Под инвестициями подразумевается количество выделенных средств и времени, которое необходимо вложить для получения итогового желаемого результата от продукта или услуги. Под видением понимается какой образ создает продукт или услуга на рынке, сюда так же относится видение на будущее, то есть какой образ будет создавать продукт или услуга, тут так же выявляются конкуренты. Под согласованием подразумевается насколько продукт или услуга соответствуют ожиданиям потребителей, сюда так же обычно относят цели, задачи и стратегии компании в целом.

Что касаемо рекламной деятельности, то реклама по соей сути разделилась на ATL и BTL и TTL. Если углубиться в историю, то первое разделение произошло в 1954 году, благодаря Proctor & Gamble, в свою очередь возникло оно в результате учета расходов с рекламными агентствами. Однако тогда данные термины носили другой характер. В настоящее время, можно сказать, что основное отличие ATL от BTL в том, что, ATL представляет собой рекламную деятельность, которая направлена на массы, а BTL больше направлена

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

на сознательно выбранных групп потребителей. Уже значительно позже появилось такое понятие как TTL, оно используется крайне редко и по сути своей объединяет ATL от BTL.

Маркетинг состоит из невероятно широкого и разнообразного набора стратегий. До появления технологий и Интернета традиционный маркетинг был основным способом, с помощью которого компании продавали свои товары клиентам. Основные типы традиционных маркетинговых стратегий включают:

Наружный маркетинг: предполагает публичную демонстрацию рекламы. Включает рекламные щиты, печатную рекламу на скамейках, наклейки на транспортных средствах или рекламу в общественном транспорте.

Печатный маркетинг: подразумевает небольшой, легко печатаемый контент, который легко тиражировать. Компании часто массово производили печатные материалы, поскольку печатный контент был одинаковым для всех клиентов. Сегодня большая гибкость процессов печати означает, что материалы могут быть дифференцированы.

Прямой маркетинг: предполагает предоставление определенного контента потенциальным клиентам. Некоторые печатные маркетинговые материалы можно отправлять по почте. В противном случае средства прямого маркетинга могут включать купоны, ваучеры на бесплатные товары или брошюры.

Электронный маркетинг: предполагает использование телевидения и радио для рекламы. Несмотря на короткие выпуски цифрового контента, компания может донести информацию до клиента с помощью визуальных или слуховых средств, которые могут привлечь внимание зрителя лучше, чем печатная форма, описанная выше.

Событийный маркетинг: предполагает попытку собрать потенциальных клиентов в определенном месте для возможности поговорить с ними о продуктах или продемонстрировать продукты. Сюда входят конференции, торговые выставки, семинары или частные мероприятия.

Индустрия маркетинга навсегда изменилась с появлением цифрового маркетинга. Начиная с первых дней всплывающей рекламы и заканчивая целевыми размещениями, основанными на истории просмотров, в настоящее время компании находят инновационные способы привлечения клиентов с помощью цифрового маркетинга.

Поисковый маркетинг: влечет за собой попытки компаний увеличить поисковый трафик двумя способами. Во-первых, компании могут платить поисковым системам за размещение на страницах результатов. Во-вторых, компании

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

могут уделять особое внимание методам поисковой оптимизации (SEO), чтобы занимать высокое место в результатах поиска.

Маркетинг по электронной почте: предполагает, что компании получают адреса электронной почты клиентов или потенциальных клиентов и распространяют сообщения или информационные бюллетени. Эти сообщения могут включать купоны, возможности получения скидок или предварительное уведомление о предстоящих распродажах.

Маркетинг в социальных сетях: подразумевает создание онлайн-присутствия на определенных платформах социальных сетей. Подобно поисковому маркетингу, компании могут размещать платную рекламу, чтобы обойти алгоритмы и получить более высокие шансы быть замеченными зрителями. Компания может размещать контент, взаимодействовать с подписчиками или загружать медиа, такие как фотографии и видео.

Партнерский маркетинг: предполагает использование сторонней рекламы для привлечения интереса клиентов. Часто партнер, который получит комиссию от продажи, будет заниматься партнерским маркетингом, поскольку сторонняя компания заинтересована в продаже товара, который не является их собственным продуктом.

Контент-маркетинг: предполагает создание контента, будь то электронные книги, инфогра-фика, видеосеминары или другой загружаемый контент. Цель состоит в создании продукта для обмена информацией о продукте, получения информации о клиентах для того, чтобы клиент продолжил сотрудничество с компанией вне контента.

Для каждой организации которая будет создавать маркетинговую стратегию изначально необходимо изучить данные, так например, необходимо провести анализ данных о продажа, например для того что б определить какой товар или услуга наиболее востребована, а на какую упал спрос, необходимо изучить свою целевую аудиторию, а так же узнать их мнение о компании, что бы они хотели изменить или улучшить, обязательно нужно проводить анализ конкурентов, чтобы определить сильные и слабые стороны, так же необходимо провести анализ рынка, например для того что б определить факторы внешнего воздействия на организацию, если у организации есть сайт или социальные сети необходимо мони-торить их работу.

Четко определенные маркетинговые стратегии могут принести пользу компании.

Конечной целью и преимуществом маркетинга является стимулирование продаж. Когда отношения с клиентами более прочные, четко определенные и позитивные, клиенты с большей

вероятностью вернутся. Когда маркетинг проводится правильно, клиенты обращаются к компании, и компания получает конкурентное преимущество перед конкурентами. Даже если оба продукта абсолютно одинаковы, маркетинг может создать конкурентное преимущество, объясняющее, почему клиент выбирает именно вас, а не кого-то другого.

Список литературы:

[1] Горнштейн М.Ю. Современный маркетинг: Монография, 5-е изд. М.: Дашков и К. 2023. 404 с.

[2] Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 559 с.

[3] Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е. С. Григорян. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 294 с.

[4] Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник / Ю.Н. Егоров. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: ИНФРА-М, 2021. - 292 с.

[5] Черникова Л.И., Бокарева Е.В., Ветрова Е.А. Технологии умного туризма - экономический подход (туризм 4:0) / Инновации и инвестиции. 2023. № 7. С. 132-135.

[6] Информационные технологии в маркетинге : учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 367 с.

[7] Кокорев А.С., Скоробогатько Е.В. Проблемы управления в условиях пандемии и их решение: зарубежный и российский опыт // Образование и право. 2022. № 4. С. 19-22.

Spisok literatury:

[1] Gornshtejn M.YU. Sovremennyj marketing: Monografiya, 5-e izd. M.: Dashkov i K. 2023. 404 s.

[2] Grigor'ev, M. N. Marketing: uchebnik dlya vuzov / M. N. Grigor'ev. - 5-e izd., pererab. i dop. -Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2021. - 559 s.

[3] Grigoryan, E. S. Marketingovye kommu-nikacii: uchebnik / E. S. Grigoryan. - Moskva: INFRA-M, 2021. - 294 s.

[4] Egorov, YU. N. Osnovy marketinga: uchebnik / YU.N. Egorov. - 2-e izd., pererab. i dop. -Moskva: INFRA-M, 2021. - 292 s.

[5] CHernikova L.I., Bokareva E.V., Vetrova E.A. Tekhnologii umnogo turizma - ekonomicheskij podhod (turizm 4:0) / Innovacii i investicii. 2023. № 7. S. 132-135.

[6] Informacionnye tekhnologii v marketinge : uchebnik i praktikum dlya vuzov / S. V. Karpova [i dr.] ; pod obshchej redakciej S. V. Karpovoj. - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2021. - 367 s.

[7] Kokorev A.S., Skorobogat'ko E.V. Problemy upravleniya v usloviyah pandemii i ih reshenie: zarubezhnyj i rossijskij opyt // Obrazovanie i pravo. 2022. № 4. S. 19-22.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.