Проблемы экономики и менеджмента
УДК 33.332.334.02
Ж. С. Позднякова
ст. преподаватель, кафедра « Управление и бизнес», ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления
и экономики»
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИИ
Аннотация: В статье рассматривается сущность понятия «маркетинг территорий», рассмотрена взаимосвязь между маркетингом и инвестициями. Объектом исследования выступила Челябинская область. На территории, которой сегодня сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия, область обладает развитой инфраструктурой, привлекательными для инвестирования объектами недвижимости.
Ключевые слова: маркетинг территорий, инвестиции, стратегия, приоритеты, план, имидж территории.
J.S. Pozdnyakova, South Ural Institute of management and Economics
TERRITORY MARKETING AS A TOOL TO ATTRACT INVESTMENTS
Abstract. The article considers the essence of the concept «marketing of territories», examined the relationship between marketing and investment. The study was made by Chelyabinsk region. On-site, which is today the largest industrial enterprises, the area has developed infrastructure, attractive investment property.
Keywords: marketing of territories, investments, strategy, priorities, plan, and image.
В России о маркетинге территорий как о сфере деятельности заговорили в 1993 году, стало понятно, что имидж территории нужно поднимать не только силами бизнеса, но и необходимо задействовать органы государственного муниципального управления. Сегодня всё чаще говорят о том, что маркетинг территорий можно рассматривать как инструмент привлечения инвестиции.
В условиях России первым кто обратил внимание на данный вид деятельности, стал А.П. Панкрухин, который обобщил взгляды и суждения ряда западных ученых, определив территориальный маркетинг как деятельность, осуществляемую в интересах территории [1].
Нами маркетинг территорий определяется как целенаправленная деятельность по разработке и внедрению комплекса мероприятий, которые способствуют удовлетворению социально-значимых интересов территории, а также внешних по отношению к территории потребителей, во внимании которых заинтересована территория.
Нужно понимать, что маркетинг территории направлен на продвижение продуктов, услуг, товаров, предприятии, отраслей, которые характерны для территории и конечно для привлечения в эти отрасли инвестиции. И для достижения этой цели нужно разрабатывать конкурентную политику регионов. А конкурентная направленность будет выражаться в создании лучших, по сравнению с другими территориями, условии ведения бизнеса, обучения, туризма, проживания и условии для инвестирования.
Объектом нашего исследования стала Челябинская область, которая в современных границах действует с 6 февраля 1943 года. Административно-территориальное
№ 1 (53) - 2016
87
Проблемы экономики и менеджмента
устройство Челябинской области - территориальная организация Челябинской области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, выступающая организационно-правовой основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая участие граждан в управлении государственными и общественными делами.
К административно-территориальным единицам Челябинской области относятся: города с территориальным районом, города, районы, поселки городского типа, сельсоветы. В состав Челябинской области входят 313 муниципальных образовании, в том числе 16 округов, 27 муниципальных районов, 243 сельских и 27 городских поселений [2].
По итогам 2014 года среди регионов Челябинская область занимает:
1 место по производству проката и стали;
2 место по производству продукции птицеводства;
7 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах;
11 место по строительству жилья;
12 место по обороту розничной торговли;
15 место по рублевым инвестициям.
Приоритетным направлением экономической политики согласно «Прогнозу социально-экономического развития Челябинской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (постановление Правительства Челябинской области от 21.10.2015 г. № 502-П) является привлечение инвестиции, но при этом отмечается, что инвестиции в основной капитал снизятся при базовом варианте на 4 процента, при умеренно-оптимистичном варианте - на 2 процента и составят 221,0 и 225,7 млрд рублей, соответственно. Сравнительный анализ показывает, что объемы инвестиции возросли в 2014 года в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1 - Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, в млрд рублей
В 2015 году по результатам сводной интегральной оценки в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации Челябинская область вошла во вторую группу из пяти «Регионы с комфортными условиями для бизнеса», при этом улучшив показатели 2014 года.
На территории Челябинской области сегодня сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия, область обладает развитой инфраструктурой, привлекатель-
88
№ 1 (53) - 2016
Проблемы экономики и менеджмента
ными для инвестирования объектами недвижимости.
Проанализировав инвестиционную деятельность на территории региона можно увидеть, что основной объём инвестиции направлен на следующие виды деятельности в соответствии с рисунком 2.
□ производство, передача и распределение электроэнергии
□ металургическое производство и производство готовых металлических изделий
□ операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
■ транспорт и связь
□ производство машин и обрудования
□ сельское хозяйство
■ добыча полезных ископаемых
□ производство пищевых продуктов
■ производство электрооборудования .электронного и оптического оборудования
Рисунок 2 - Виды деятельности, приоритетные с точки зрения инвесторов
Исходя из полученных данных, следует отметить, что Челябинск продолжает ассоциироваться с промышленностью и производством. Имидж города Челябинска и Челябинской области базируется на историко-культурных особенностях и промышленной специализации региона, хотя в последние годы органы власти взяли курс на развитие новых тенденции в области имиджа: туризм, проведение спортивных мероприятии международного формата.
Анализ стратегических факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Челябинской области, обусловлен тенденциями развития российской экономики в долгосрочной перспективе, предполагающими усиление роли инвестиционного компонента в экономическом росте, усиление его зависимости от состояния делового и инвестиционного климата. Всемирный банк определяет деловой и инвестиционный климат как наличие возможностей и стимулов у компаний к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению своей деятельности.
Разработанная инвестиционная стратегия предполагает рассмотрение основных приоритетов и стратегических ориентиров в рамках двух сценариев:
1) стабилизационно-инерционный - основан на складывающихся тенденциях и имеющихся инвестиционных планах крупных компаний;
2) индустриально-модернизационный - основан на ускоренном развитии промышленного комплекса, машиностроения, стройиндустрии и туризма в условиях благоприятной мировой конъюнктуры.
Об успешности инвестиционной деятельности говорят данные Министерства экономического развития Челябинской области: в 2014 году на территории были введены в действие 320 новых объектов, в том числе 88 промышленных, 47 - объектов социального
объём инвестиции в процентном соотношении
№ 1 (53) - 2016
89
Проблемы экономики и менеджмента
быта, 185 - объектов малого бизнеса на которых создано 3020 рабочих мест [3].
Анализируя данные Министерства экономического развития за январь-июнь 2015 года можно увидеть, что объем инвестиции в основной капитал составил 76,4 млрд рублей.
Среди источников инвестиции выделяют:
1. Собственные средства.
2. Привлеченные средства, в том числе бюджетные средства, кредиты банков, средства организации и населения, привлеченные для долевого строительства, заемные средства других организации, средства вышестоящей организации.
Основными объектами вложении инвестиции стали: здания (кроме жилых), помещения, машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь.
30 ноября 2015 года прошло совещание у заместителя Губернатора Челябинской области Руслана Г аттарова по теме внедрения в Челябинской области муниципального инвестиционного стандарта, а также создания Агентств инвестиционного развития в крупных муниципальных образованиях Челябинской области. Целью агентства станет создание благоприятного инвестиционного климата и комфортной среды для реализации инвестиционных проектов на территории.
В условиях рыночной экономике выигрывает тот, кто предложит лучшую идею, товар или услугу. Маркетинг территории муниципального образования видит своей целью формирование имиджа, положительной репутации и обеспечение конкурентоспособности, что позволит стать более привлекательным для инвестора и решить проблемы социально-экономического развития территории. Очень редкими являются случаи, когда внешний инвестор готов полностью инвестировать какой-либо проект, поэтому приходится долю инвестиционных расходов нести и самому муниципальному образованию, то есть за счет бюджета.
Нужно отметить, что сегодня в регионе для инвесторов создан ряд условий:
1. Челябинская область является пилотным регионом по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (выполнены все 15 требований Стандарта);
2. Создана взаимосвязанная система нормативно-правовых актов по защите прав инвесторов;
3. Внедрена система взаимодействия с инвесторами по принципу «Одного окна»;
4. Инвесторам предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество организаций;
5. Утверждена схема территориального планирования области, приняты документы территориального планирования во всех муниципальных образованиях;
6. Создаются инвестиционные площадки, оснащенные инфраструктурой, на которых земля сдается в аренду (продается) на льготных условиях.
На инвестиционном портале значится, что Челябинская область сохранила положительную динамику темпа роста, в то время как в среднем по России он оценивается на
90
№ 1 (53) - 2016
Проблемы экономики и менеджмента
уровне 97,5 процентов среди крупных введенных проектов: запуск двух новых энергоблоков по 400 мВт каждый энергетического комплекса Южноуральская ГРЭС-2 в Южно-уральске, восстановление электрической мощности турбогенератора № 1 ТЭЦ в Миассе, реконструкция листопрокатного цеха № 1 Ашинского металлургического завода, запуск печи по производству ферросилиция на ОАО «ЧЭМК», открытие нового производства экструзионного профиля из алюминия на ОАО «Златмаш» в Златоусте [4].
Наиболее существенным недостатком социально-экономического развития Челябинска называется тяжелая экологическая ситуация и высокая вероятность техногенных аварий в ряде районов и городов в связи с перенасыщенностью экологически опасными производствами.
Для того чтобы территория стала более привлекательна для инвестора нужно разработать стратегию развития, маркетинговую стратегию, развивать инфраструктуру, проявлять конкурентные качества, разрабатывать информационные материалы.
Таким образом, нужно понимать, что маркетинг территории становится важнейшим инструментом повышения инвестиционной привлекательности, направленным на постоянное продвижение положительной информации о регионе с целью создать благоприятное отношение к ней, к продукции и услугам и местным условиям ведения бизнеса.
Список литературы:
1. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. - 3-е изд. -М.: Омега-Л, 2005.
2. Правительство Челябинской области: официальный сайт. - Режим доступа: http://pravmin74.ru (дата обращения: 28.12.2015).
3. Министерство экономического развития Челябинской области: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.econom-chelreg.ru/economicsstrateg?article=2912 (дата обращения: 28.12.2015).
4. Инвестиционный портал Челябинской области: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.oblinvest74.ru/ru/ (дата обращения: 28.12.2015).
№ 1 (53) - 2016
91