Научная статья на тему 'Маркеры социальной стратификации современной молодежи: когнитариат, салариат, прекариат'

Маркеры социальной стратификации современной молодежи: когнитариат, салариат, прекариат Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
социальная стратификация / социальная мобильность / социальный лифт / молодежь / занятость / рынок труда / протест / social stratification / social mobility / social lift / youth / employment / labor market / protest

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терновая Л. О., Шастина А. Е.

В статье раскрыты особенности преобразования прежних каналов социально мобильности, называемых социальными лифтами, в социальные траволаторы. Именно такая модель преимущественно горизонтальной мобильности открывается перед современным молодым поколением, направляя его представителей в ряды когнитариата, салариата или прекариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Markers of social stratification of modern youth: cognitariat, salariat, precariat

The article reveals the features of the transformation of the former channels of social mobility, called social elevators, into social travelatorP. It is this model of predominantly horizontal mobility that opens up to the modern young generation, directing its representatives into the ranks of the cognitariat, salariat or precariat.

Текст научной работы на тему «Маркеры социальной стратификации современной молодежи: когнитариат, салариат, прекариат»

Терновая Л.о.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Шастина А.Е.

Кандидат педагогических наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Маркеры социальной стратификации современной молодежи: когнитариат, салариат, прекариат*

Аннотация. В статье раскрыты особенности преобразования прежних каналов социально мобильности, называемых социальными лифтами, в социальные траволаторы. именно такая модель преимущественно горизонтальной мобильности открывается перед современным молодым поколением, направляя его представителей в ряды когнитариата, салариата или прекариата.

Ключевые слова: социальная стратификация, социальная мобильность, социальный лифт, молодежь, занятость, рынок труда, протест.

Ternovaya L.O.

Doctor of Historical Sciences, Professor MADI (The Moscow Automobile and Road Construction University).

Shastina A.E.

Candidate of Pedagogical Sciences, associative professor of the Chair of Sociology and Management at Moscow Automobile and Road Construction State Technical University.

Markers of social stratification of modern youth: cognitariat, salariat, precariat

Abstract. The article reveals the features of the transformation of the former channels of social mobility, called social elevators, into social travelatorP. It is this model of predominantly horizontal mobility that opens up to the modern young generation, directing its representatives into the ranks of the cognitariat, salariat or precariat.

Key words: social stratification, social mobility, social lift, youth, employment, labor market, protest.

* © Терновая Л.о., Шастина А.Е., 2022.

Маркеры социальной стратификации современной молодежи: когнитариат, салариат, пре-кариат

явление социальной стратификации (лат. stratum — слой и facio —делаю) возникает в человеческой истории одновременно с первыми разделениями труда, формированием необходимости обеспечения безопасности общности и представлениями о наиболее подходящей ей модели управления1. несмотря на то, что стратификация наглядно указывала на место любого человека в социуме и на значение выполняемого им труда, эта картина, которая могла долго пребывать в застывшем состоянии, все же была переменчива.

инструментом подстройки общества под потребности времени выступала социальная мобильность. Раскачивание ее маятника приобретало все более широкую амплитуду сначала благодаря миграциям, а затем — все более активному движению социальных лифтов. Традиционно к ним относились: образование и наука; брак и семья; церковь и армия; государственная служба и бизнес; спорт и искусство2. Значение этих каналов мобильности сохраняется и в наши дни, когда, как и в прошлом, отдельные из них наполняются интенсивнее других или содействуют большему продвижению в карьере, благосостоянии, личностном развитии и т.д. Мало изменились и функции социальных лифтов, способствующие пополнению элиты творчески мыслящими, квалифицированными, опытными представителями нижних социальных страт.

Перемены оказались намного глубже, хотя на первый взгляд были незаметнее. Еще в 1900 г. в Германии шо-

1 социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты: монография / В.В. семенова и др.; отв. ред. В.В. семенова, М.ф. Черныш, П.Е. сушко. фнисЦ РАИ. М.: фнисЦ РАИ, 2019.

2 Шпекторенко И.В. социальные лиф-

ты в структуре социальной мобильности индивида // Управленческое консультирование. 2013. № 6.с. 93-103.

коладной фирмой Hildebrands была выпущена серия почтовых открыток, на которых рисовались технические достижения, сопровождающее жизнь людей в 2000 г. среди них можно обнаружить: перекрытый куполом город, туристические подводные лодки, личный воздушный транспорт, перевозку дома на поезде, самодвижущийся тротуар с несколькими полосами и др. на самом деле открытка с самодвижущимся тротуаром не была футуристической. именно в 1990 г. на специальной выставке в Париже был представлен первый в мире движущийся тротуар. Однако как и само это изобретение, так и его сравнение с социальным лифтом стали применяться намного позже. В технике траволатор оказался востребованным лишь в 1950-е гг., а в социологическом анализе — только сейчас.

Причины появления этого образа в инструментарии социальных сравнений, применимых к объяснению социальной мобильности, заключаются в проблемах работы социальных лифтов. Где-то замедлилась их скорость движения, где-то оказались занятыми все верхние площадки, а где-то лифты больше не работали на движение вверх. При этом потребность в социальной мобильности у общества никуда не исчезла, а, наоборот, возросла.

Мобильность всегда способствовала переформатированию расположения и наполненности социальных страт, отвечая не только социально-политическому запросу, но и духу технического прогресса. с научно-технической революцией этот дух стал наполняться научным содержанием. информационная революция насытила его собственными характеристиками, отразившимися в картине социальной стратификации, напоминающей движение не лифта, а траволатора. нельзя не замечать того,

футуристическая открытка Hildebrands 1900 г.

что в отличие от столетней немецкой открытки новые социальные травола-торы движутся не параллельно, а расходясь веером, создавая индивиду или целой социальной группе сложности для перехода на другой траволатор. К новым четко обозначенным социальным стратам, обладающим собственными траволаторами, можно отнести: когни-тариат, салариат и прекариат.

история оформления понятия «ког-нитариат» (лат. cognitio — познание, изучение, осознание) как прослойки наемных работников преимущественно умственного труда начинается в конце 1950-х гг. с работы крупнейшего теоретика менеджмента Питера Друкера Landmarks of Tomorrow: A Report on the New 'Post-Modern' World3, в которой использовался близкий по смыслу к ког-нитариату термин «информационный

работник». из-за того, что Друкер рассматривал данную социальную группу не в классовом контексте, а управленческом, современные специалисты не ему приписывают первенство введения данной дефиниции. Также лишают этой заслуги и теоретика постиндустриализма Дэниэла Белла, у которого есть определение «интеллектуальный работник» (англ. knowledge worker). В труде «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) Белл даже предлагает модель расслоения интеллектуальных работников на научную элиту, средний класс профессоров и интеллектуальный пролетариат, представленный препода-вателями-ассистентами4.

Время прихода данной дефиниции в научный оборот не случайно падает на 1990 г., который можно назвать переломным не только с точки зрения

3 Drucker P.F. Landmarks of Tomorrow: A Report on the New «Post-Modern» World. New York: Harper, 1996.

4 Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books, 1973.

разрушения социальной системы социализма, когда он уже рухнул в Восточной Европе и был готов к краху в Советском Союзе, но и с позиций социальной стратификации, в которой стремительно теряла правдоподобие марксистская классовая модель. В «Метаморфозах власти» футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер предлагает в качестве причины социальной трансформации исчезновение собственно физического труда, находящегося в нижней части спектра, а также уменьшение в экономике численности занятых физическим трудом пролетариев. Когнитариат, по его мнению, есть продукт суперсимволической экономики5.

Особенности такой экономической модели невозможно измерить только показателями объемов производства или эффективности труда, результат часто достигается благодаря грамотному использованию эмоционального капитала и коммуникаций. Именно поэтому следует обратить внимание на трактовку понятия «когнитариат» итальянским философом-коммунистом Франко «Бифо» Берарди, у которого представители этой социальной страты обладают психосоциальными особенностями, обуславливающими возможность их активного включения в протестные движения, такие как «Захвати Уолл-стрит» (англ. Occupy Wall Street, сокр. OWS) и «Арабская весна»6. Несмотря на то, что состав когнитариата не есть полностью молодежный, именно эта страта оказы-

5 Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI в. / Пер. с англ.: В.В. Белокосков и др.; Науч. ред., авт. пре-дисл. П.С. Гуревич. М.: АСТ, 2003.

6 Berardi F.B. The Uprising: On Poetry and

Finance. Los Angeles: Semiotext(e), 2012; Berardi F.B. Breathing: Chaos and Poetry. Los Angeles: Semi-otext(e), 2018.

вается наиболее привлекательной для современного молодого поколения, во многом являющегося продуктом информационной системы со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами.

Значительная часть людей, появляющихся на рынке труда, пополняет ряды салариата (лат. salarium — заработная плата). Его уверенность в завтрашнем дне подкрепляется наличием трудового контракта, фиксированным окладом, социальным пакетом и пенсионной программой. Временем рождения салариата называют 1970-е гг., а причиной — рост транснациональных корпораций, сопровождаемый утверждением либеральных ценностей. Именно в них скрывается ловушка для представителей салариата, которые всячески подчеркивают ценности личной независимости и самоорганизации7, а в итоге существенно зависят не только от работодателей, но и от социально-политического и духовно-нравственного климата.

Такую зависимость демонстрирует не требующая специальных профессиональных навыков и мало способствующая саморазвитию низкооплачиваемая работа, получившая у американского социолога Амитая Эт-циони название «Макджоб» или «Ма-

7 Вознесенский И.С. Учим персональной эффективности: пособие для педагогов и тренеров. М.: Издательство: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Москва), 2019; Вознесенский И.С. Культура самоорганизации молодежи: резервы тайм-менеджмента // Молодежь в современном мире: проблемы и перспективы: Сборник материалов XIV Международной научно-практической Интернет-конференции 28 -13 мая 2018 г. / Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» — Центр ЮНЕВОК в Российской Федерации. Уфа: БИСТ (филиал) ОУП ВО «АТиСО», 2018. С. 84-89.

крабство» (англ. McJob) 8. Несмотря на то, что работники трудоустроены, имеют набор социальных гарантией и веру в возможность продвижения по служебной лестнице, они не представляют персональной ценности и легко заменяемы любым из множества кандидатов. Безусловно, для большинства людей, попавших в ряды салариата, ситуация от работы в «Макдоналдсе» отличается качеством условий труда и уровнем заработной платы, но не ощущением их неоценимости как работников. А с учетом того, что значительная часть молодых сотрудников больше карьеры и зарплаты ценит свободное время и отсутствие стресса, все большее их число пополняет ряды таких, кого в Японии относят к группе «хо-до-ходо дзоку («племя так себе»).

Хотя прекариат (лат. precarium — сомнительный, опасный, рискованный), являющийся слоем занятых, вовлеченных в нестабильные трудовые отношения, которые работодатель может расторгнуть в любой момент, не обладающих правовыми и социальными гарантиями, на первый взгляд сложно связать с информационной революцией, он тоже выступает ее социальным продуктом. Считается, что прекариат начал формироваться в одно время с салариатом. Труд становился стандартизированным, а постепенно умные машины вытесняли недообучен-ных работников на роль помощников в их обслуживании и ответственных за поддержание порядка на производстве. В книге «Прекариат: новый опасный класс»9 профессор Лондонского

8 Сапогов И. «Фабрики фастфуда». Эссе Амитая Этциони о социальном вреде рутини-зированной работы // URL: https://discours.io/ articles/social/mcjobs

9 Стэндинг Г. Прекариат: новый опас-

ный класс / Пер. с англ. Н. Усовой]. М.: Ад Марги-

нем Пресс, 2014.

университета и Школы восточных и африканских исследований Гай Стэндинг формулирует основные вопросы, касающихся прекариата: Что это за класс? Почему нас должен беспокоить его рост? Почему он растет? За счет кого он пополняется? К чему все это может привести?10. Опасность прека-риата стэндинг видит в том, он пока не осознал себя, не обзавелся классовым мышлением и не стал политическим классом.

Оборотная сторона информационно-технического прогресса наиболее заметна там, где сильнее всего развита новейшая промышленность. В постиндустриальной Японии возник слой «фу-рита» или «фритеров» freeta), включающий часть молодежи, живущий на доход от непостоянного заработка или пособие по безработице. Известно, что данный термин был впервые употреблен в конце 1980-х гг. как продукт слиянием английского слова «free» (свободный») и немецкого Arbeiter («рабочий»). Если первоначально в данную страту входили школьные выпускники, не стремящиеся к рабочей профессии или офисной карьере, то ныне фритерство становится уделом тех, кто не только после окончания школы, но и завершения учебы в университете не смог найти работу. Статистические показатели неутешительны, ибо указывают на рост числа нетрудоустроенной молодежи, получившей образование. их увеличению, как ни парадоксально, способствует сложившаяся в крупных японских компаниях практика найма на работу студентов предвыпускных курсов. Если по каким-то причинам они не смогли закрепиться на рабочем

10 Бусыгина И.М. Прекариат: новый вызов для современных обществ и его концептуализация (Размышления над книгой Г. Стэндинга) // Общественные науки и современность. 2016 . № 3. С.34-46.

месте, то последующее удачное трудоустройство оказывается маловероятным. И все же некоторые специалисты находят в фритерстве положительные проявления, видя их в наличии у таких людей значительного объема свободного времени и свободы выбора, которые часто побуждают их к общественно-полезной деятельности, например, волонтерству. Озабоченное ростом числа фритеров и придерживающихся практики социального отшельничества хикикомори (букв. «нахождение в уединении»)11 правительство Японии, поддерживает сеть организаций Young Support Plaza, помогающих молодым людям находить работу. Но у самой молодежи эти структуры не пользуются популярностью.

Схожий социальный феномен под названием NEET (англ. Not in Education, Employment or Training) был обозначен в Великобритании в докладе Social Exclusion Unit (SEU) в 1999 г. Это определение заменило понимание природы феномена, ранее называемого «нулевым статусом» (Status Zer0), позволив специалистам разбираться в причинах этого негативного для общества состояния, выделяя не только факторы макроуровня, например, происхождение представителей этой группы из малообеспеченных семей или отсутствие мотивации к труду из-за гарантий, сформированных благодаря развитой национальной системе социального обеспечения, но и причины микроуровня, заключающиеся, например, в особенностях обучения в отдельных школах, а также традициях семейного воспитания.

В Соединенных Штатах Америки

11 Терновая Л.О. Гуманитарные аспекты социального отшельничества в ракурсе кадровой безопасности // Человек. Социум. Общество. 2020. № 2. С. 41-48; Терновая Л.О. Отшельники: крымский путь // Альманах «Крым». 2020. № 20. С. 38-47.

подобная социально-демографическая группа в январе 2005 г. в журнале Time в статье Льва Гроссмана о молодых взрослых, которые никак не повзрослеют, была названа твикстерами (англ. Twixter)12. Их характеристики напоминают японских фритеров и британских представителей поколения NEET. Близкую конструкцию для наименования молодых людей старше двадцати лет, продолжающих жить с родителями, предложил в 2007 г. итальянский банкир и бывший министр экономики и финансов государства Томмазо Па-доа-Скьоппа, назвав их bamboccioni. В испании пошли несколько иным путем, взяв за основу дефиниции этой новой социальной группы размер заработной платы ее представителей, составляющий около тысячи евро (исп. mil euros), что позволило их назвать «mileurista[es]».

Драматизм такого социального положения в настоящем и его еще большая трагичность в будущем заключается в том, что попадание на тот самый социальный траволатор, который везет молодого человека все дальше от времени завершения им обучения в средней или высшей школе, но не привозит ни в иное более комфортное пространство, оставляя проживать в родительской семье, ни позволяет достаточно зарабатывать, чтобы почувствовать смысл работы, ни дает возможность творчески саморазвиваться социально-психологически ломает личность. Так, об этом говорит японский термин «паразит-одиночка» (от англ. parasite single), указывающий на не имеющих собственной семьи молодых людей старше двадцати - тридцати лет, живущих в основном за

12 Grossman L. Grow Up? Not So Fast // URL: https://cseweb.ucsd.edu/~datorres/docs/grow_ up_not_so_fast.pdf .

счет родителей. Численность таковых еще в начале 2000-х гг. превысила десять миллионов13.

В Тайване для такой молодежи нашли сравнение с клубникой, отметив, что молодые люди, родившиеся в период 1980-х гг. и относящиеся к «клубничному поколению», не научились выдерживать социальное давление и тяжелый труд, а потому от любого напряжения «мнутся» подобно этой ягоде.

В США поколению, вступившему в самостоятельную жизнь с приходом нового тысячелетия досталось определение «поколение снежинок» (англ. Generation Snowflake). Его истоком называют роман Чака Паланика «Бойцовский клуб» (1996). Как и настоящие снежинки, они хрупки и уязвимы. Но одновременно, подобно застывшим кристалликам воды, эти люди способны причинить боль другим, особенно тем, кто не хочет ими восторгаться, восхищаться их неповторимостью. Благодаря реальным свойствам этого явления природы возникла возможность с помощью образа снежинки транслировать самые разные социально-политические смыслы из диаметрально противоположных идейных флангов, когда этим термином левые силы клеймят правых, а правые — осуждают левых14. Мы вступили не только в мир, как писал Тоф-флер, суперсимволической экономики, но сверхсимволического выражения простых и в прошлом легко понятных смыслов. Неудивительно, что даже в Юникоде для снежинки предусмотрено

13 Тихоцкая И.С. Изменения в жизненном цикле японцев и место молодежи в современном обществе // История и культура традиционной Японии 3. Выпуск XXXII. Под ред. И.С. Смирнова, отв. ред. А.Н. Мещеряков. М.: Наталис, 2010. С. 462.

14 Matthew L., Taylor E. The Snowflake State: An Investigation into Entitlement as a State Construct // Academy of Management ProceedingP. Vol. 2015. № 1. P. 15-108.

несколько близких, но все же разных символов.

Применительно к маркерам социальной стратификации современной молодежи такое символическое многообразие имеет двойственный смысл. С одной стороны, оно отражает наличие выбора жизненного пути и новой социальной страты: когнитариата, сала-риата, прекариата... с другой стороны, внутри каждой из них потерян импульс вертикальной мобильности, который ранее и означал социальный лифт. социальный траволатор предполагает господство горизонтальной мобильности, благодаря которой молодой человек способен решать различные задачи, но за ними бывает сложно разглядеть наличие жизненной цели.

References

[1] Busygina I.M. Precariat: a new challenge for mod-

ern societies and its conceptualization (Reflections on G. Standing's book) // Social sciences and modernity. 2016. № 3. P. 34-46.

[2] Voznesensky I.P. Teaching personal effectiveness:

a guide for educators and coacheP. Moscow: Publisher: Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Moscow), 2019. 216 p.

[3] Voznesensky I.P. The culture of youth self-organization: reserves of time management // Youth in the modern world: problems and prospects: Collection of materials of the XIV International scientific and practical Internet conference May 28 - 13, 2018 / Bashkir Institute of Social Technologies (branch) OUP VO "Academy of Labor and social relations" - UNEVOC Center in the Russian Federation. Ufa: BIST (branch) OUP VO "ATiSO", 2018. P. 84-89.

[4] Sapogov I. "Fast food factories". Essay by Ami-tai Etzioni on the social harm of routine work // URL: https://discours.io/articles/social/mcjobs

[5] Social mobility in an increasingly complex society: objective and subjective aspects: monograph / V.V. Semenova and others; resp. ed. V.V. Se-menov, M.F. Chernysh, P.E. Sushko. FNISC RAP. M.: FNISTs RAN, 2019. 512 p.

[6] Standing G. Precariat: a new dangerous class / Per.

from English. N. Usovoy]. M.: Ad Marginem Press, 2014. 326 p.

[7] Ternovaya L.O. Humanitarian Aspects of Social Reclusion in the Perspective of Personnel Security // Man. Society. Society. 2020. № 2. P. 41-48

[8] Ternovaya L.O. Hermits: the Crimean way // Almanac "Crimea". 2020. № 20. P. 38-47.

[9] Tikhotskaya I.P. Changes in the life cycle of the Japanese and the place of youth in modern society // History and culture of traditional Japan 3. Issue XXXII. Ed. I.P. Smirno-va, responsible ed. A.N. Meshcheryakov M.: Natalis, 2010. P. 455-467.

[10] Toffler E. Metamorphoses of power: Knowledge, wealth and power on the threshold of the XXI century. / Per. from English: V.V. Be-lokoskov and others; Scientific ed., author. foreword P.P. Gurevich. M.: AST, 2003. 669 p.

[11] Shpektorenko I.V. Social lifts in the structure of social mobility of the individual // Management consulting. 2013. № 6. P. 93-103.

[12] Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books, 1973. XIII, 507 p.

[13] Berardi F.B. The Uprising: On Poetry and Finance. Los Angeles: Semiotext(e), 2012. 176 p.

[14] Berardi F.B. Breathing: Chaos and Poetry. Los Angeles: Semiotext(e), 2018. 160 p.

[15] Drucker P.F. Landmarks of Tomorrow: A Report on the New «Post-Modern» World. New York: Harper, 1996. 270 p.

[16] Grossman L. Grow Up? Not So Fast // URL: https://cseweb.ucsd.edu/~datorres/docs/grow_ up_not_so_fast.pdf.

[17] Matthew L., Taylor E. The Snowflake State: An Investigation into Entitlement as a State Construct // Academy of Management ProceedingP. Vol. 2015. № 1. P. 15108.

Список литературы

[1] Бусыгина И.М. Прекариат: новый вызов для современных обществ и его концептуализация (Размышления над книгой Г. Стэндин-га) // Общественные науки и современность. 2016. № 3. С. 34-46.

[2] Вознесенский И.С. Учим персональной эффек-

тивности: пособие для педагогов и тренеров. М.: Издательство: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Москва), 2019. 216 с.

[3] Вознесенский И.С. Культура самоорганизации молодежи: резервы тайм-менеджмента // Молодежь в современном мире: проблемы и перспективы: Сборник материалов XIV Международной научно-практической Интернет-конференции 28 - 13 мая 2018 г. / Башкирский институт социальных технологий (филиал) оУП Во «Академия труда и социальных отношений» — Центр ЮНЕВОК в Российской Федерации. Уфа: БИСТ (филиал) ОУП ВО «АТиСО», 2018. С. 84-89.

[4] Сапогов И. «Фабрики фастфуда». Эссе Ами-тая Этциони о социальном вреде рутинизи-рованной работы // URL: https://discours.io/ articles/social/mcjobs

[5] Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты: монография / В.В. Семенова и др.; отв. ред. В.В. Семенова, М.Ф. Черныш, П.Е. Сушко. ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН,

2019. 512 с.

[6] Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс / Пер. с англ. Н. Усовой]. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 326 с.

[7] Терновая Л.О. Гуманитарные аспекты социального отшельничества в ракурсе кадровой безопасности // Человек. Социум. Общество.

2020. № 2. С. 41-48

[8] Терновая Л.О. Отшельники: крымский путь //

Альманах «Крым». 2020. № 20. С. 38-47.

[9] Тихоцкая И.С. Изменения в жизненном цикле японцев и место молодежи в современном обществе // История и культура традиционной Японии 3. Выпуск XXXII. Под ред. И.С. Смирнова, отв. ред. А.Н. Мещеряков М.: Наталис, 2010. С. 455-467.

[10] Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI в. / Пер. с англ.: В.В. Белокосков и др.; Науч. ред., авт. предисл. П.С. Гуревич. М.: АСТ, 2003. 669 с.

[11] Шпекторенко И.В. Социальные лифты в структуре социальной мобильности индивида //Управленческое консультирование. 2013. № 6. С. 93-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books, 1973. XIII, 507 p.

[13] Berardi F.B. The Uprising: On Poetry and Finance. Los Angeles: Semiotext(e), 2012. 176 p.

[14] Berardi F.B. Breathing: Chaos and Poetry. Los Angeles: Semiotext(e), 2018. 160 p.

[15] Drucker P.F. Landmarks of Tomorrow: A Report on the New «Post-Modern» World. New York: Harper, 1996. 270 p.

[16] Grossman L. Grow Up? Not So Fast // URL: https://cseweb.ucsd.edu/~datorres/docs/grow_ up_not_so_fast.pdf.

[17] Matthew L., Taylor E. The Snowflake State: An Investigation into Entitlement as a State Construct // Academy of Management ProceedingP. Vol. 2015. № 1. P. 15108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.