МАРИЙЦЫ,2МОРДВА,2УДМУРТЫ2РЕСПУБЛИКИ2БАШКОРТОСТАН
Башкортостан — край многонациональный. В нем помимо тюрков и восточных славян представлены финно-угорские народы: марийцы, мордва, удмурты и др. общей численностью более 154 тыс. чел.
Самый крупный из них — марийцы (в прошлом — черемисы). Первая постсоветская перепись населения POOP г. в России учла 6O5 тыс. марийцев, 56 тыс. лугово-восточныгх и 19 тыс. горных марийцев; самая крупная их диаспора в Башкортостане: 1O5,8 тыс. чел. (16% марийцев РФ).
По их численности Башкортостан уступает лишь Марий Эл и опережает вместе взятых Кировскую, Свердловскую области, Татарстан и Удмуртию. Марийцы по численности занимают в РБ пятое место после русских, башкир, татар и чувашей.
Почти две трети марийцев республики — сельские жители. В Мишкинском, Калтасинском, Краснокамском и Бирском районах насчитывается более 46 тыс. чел., или две трети сельских марийцев. В Бирском районе их в 1,5 раза больше, чем вместе взятыгх башкир и татар.
Более 35% марийцев республики проживают в городской местности: в Нефтекамске (с его населенными пунктами) — 1P,P тыс., Уфе — 9,6 тыс., Бирске — 4,3 тыс. В других городах их немного: в Баймаке — 8, Учалах — 4O, Сибае — 7P чел.
Марийцы Башкортостана известны как восточные, среди них различаются марийцы междуречья (Агидели и Караидели) — упо марий, ик-ско-сюньские-белебей марий, прикамские — чол-ман марий и приуральские — урал марий.
Марийский язык (имеет P разновидности литературного языка: горномарийский и восточнолуговой) входит в волжскую группу финно-угорских языков. В Башкортостане распространено восточное наречие, в котором значительный пласт тюркизмов, в частности башкиризмов. Например, мар. — tulup < баш. толоп, ока'ука, окса-<акса, ^а<ката, когоКкорот и др.
Традиционное хозяйство у них было многоотраслевым, но главным в нем было земледелие в сочетании со скотоводством. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец. Свиней и коз, считая «неугодными богу» для жертвоприношений, почти не держали.
Традиционная материальная культура развивалась под влиянием их соседей-башкир и татар. В одежде марийцев отразились их многовековые этнокультурные связи с народами Поволжья и Приуралья. Основу традиционной кухни восточных марийцев составляли продукты земледелия и скотоводства. Употребляли конину, на зиму запасали вяленую конскую колбасу — каж (казы). Марийцы, не принявшие христианство, не употребляли свинину.
Все большие праздники восточных марийцев связаны с циклами земледельческих работ. Новогодним праздником был шорык йол («овечья нога»), проводившийся с 25 декабря до нового года. Весенний праздник — ага пайрем. Летний праздник сурем проводился перед сенокосом. После уборки ржи праздновался угинде пайрем.
Среди крещеных марийцев укоренились и христианские праздники: Пасха, Троица, масленица и др., но с элементами языческой обрядности.
В Башкортостане делается многое для сохранения и приумножения культурного наследия марийцев. В 218 школах республики более 10 тыс. ребят изучают родной язык. В республике более 50 марийских художественных коллективов, 17 из которых удостоены звания «народный». За пределами Башкортостана известен ансамбль «Эр-вел» Мишкинского района. Успешно развиваются марийские творческие коллективы в Калтасинском, Бирском районах, Нефтекамске. Выходит республиканская газета «Чолман» («Кама»). Значительную работу по сохранению и развитию марийского языка, культуры и традиций проводит Региональная марийская национально-
Мурзабулатов Мухамет Валиахметович, кандидат исторических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
© Мурзабулатов M.B., 2O1O
культурная автономия «Эрвел Марий». В с. Мишкино, ставшем своеобразной столицей марийцев, успешно функционируют марийский историкокультурный центр «Мишкино», литературный клуб «Эрвел памаш» с взрослой и детской секциями. Регулярно проходят праздники агавай-рем (по окончании сева), уарня (масленица) и др., собирающие марийцев из многих районов республики. На них обязательно приезжают гости из Марий Эл.
С каждым годом интенсивно укрепляется сотрудничество между Мишкинским и Моркин-ским (Марий Эл) районами, что стимулирует духовную жизнь марийцев Башкортостана и Марий Эл.
Второй по численности финно-угорский народ республики — мордва (самоназвания — мордва, эрзя, мокша). Всероссийская перепись населения 2002 г. учла в Башкортостане 26 тыс. мордвы.
Мордовское население расселено неравномерно. Более половины из 16,2 тыс. городской мордвы проживает в гг. Уфа и Стерлитамак, в то же время их численность в пяти вместе взятых городах: Баймаке, Бирске, Дюртюлях, Учалах и Янауле — всего 100 чел.
Неравномерно расселена и сельская мордва. Около половины ее проживает в южном регионе. На северо-западе, не уступающем южному региону, всего 34 чел. В одном юго-западном — Федоровском районе мордвы в 2,5 раза больше, чем в северо-западном, северо-восточном и уральском вместе взятых регионах. Районами наиболее компактного проживания мордвы являются: в западном регионе — Бижбулякский (более 1,2 тыс.), центральном — Чишминский (980 чел.), Уфимский (594 чел.), Кармаскалинский (586 чел.), северо-восточном — Дуванский (более 500 чел.).
В пяти районах республики: Балтачевском, Бураевском, Бурзянском, Мишкинском и Татыш-линском нет ни одного человека мордовской национальности.
Мордовские языки (эрзянский и мокшанский) восходят к общемордовскому языку-основе. По лексике, фонетике и грамматике они близки, но такое сходство не означает их тождества. Степень расхождения между ними такова, что мокшане и эрзяне часто не понимая друг друга, общаются между собой на русском языке.
Основными хозяйственными занятиями мордвы-переселенцев были земледелие и скотовод-
ство. Жилища мордвы мало чем отличались от жилищ русских. Мордовская традиционная кухня в прошлом состояла в основном из продуктов земледелия, скотоводства, отчасти охоты и рыбной ловли. Народные праздники приурочивались к земледельческому календарю.
У мордвы в прошлом были большая (сложная) и малая (простая) семьи. Большая семья включала два-три, иногда и более поколений потомков по мужской линии с их женами и детьми. Со временем большие семьи дробились и уступали место малым семьям, которые уже в XIX в. были преобладающей формой.
В прошлом у мордвы национально-смешанные браки и семьи были довольно редкими. Со временем этнические ориентации при выборе брачного партнера менялись, в результате смешанных браков стало больше. Причем браки, состоящие из представителей мордовской и русской национальностей, стали традиционными, что не всегда способствует росту численности эрзи и мокши.
В мордовских селениях первые удельные школы стали открываться в XIX в. В 1895 г. в с. Ан-дреевка (Уфимский уезд) местным священником А.Ф. Юртовым была открыта трехклассная церковно-приходская школа.
В 1942—1943 гг. в республике действовало 37 школ, в которых обучение велось на эрзянском и мокшанском языках. В Алешкинской школе Федоровского района до конца 1950-х гг. учащиеся 1—2 классов обучались на мордовско-эрзянском языке, в 5—7 классах они изучали его как родной язык.
В 2005—2006 учебном году каждый пятый учащийся мордовской национальности республики изучал родной язык.
С 1996 г. в Стерлитамакском и Салаватском педколледжах действуют мордовские отделения по подготовке учителей и воспитателей.
В 1997 г. был образован Республиканский мордовский (эрзяно-мокшанский) национальнокультурный центр РБ, ныне известный как Мордовская национально-культурная автономия РБ (с 2004 г.).
Башкирский край не входил в основную территорию формирования удмуртов (самоназвания — удмурт, утморт, уртморт, укморт). Но он один из крупных регионов России, где издавна обитают удмурты (ары, вотяки).
Первая постсоветская перепись 2002 г. в РБ учла 22,6 тыс. удмуртов. По их численности Баш-
кортостан, уступая лишь Удмуртии, Татарстану и Пермскому краю, опережает девять вместе взятых субъектов Приволжского федерального округа (Марий Эл, Мордовию, Самарскую, Саратовскую, Оренбургскую, Нижегородскую, Ульяновскую и Пензенскую области), в которых удмуртов в 2,5 раза меньше, чем на родине башкир.
Большая часть удмуртов Башкортостана, известных как закамские, проживает в сельской местности, в основном на северо-западе. Более половины их — в Татышлинском (5,7 тыс.) и Яна-ульском (4,8 тыс.) районах. Каждый пятый их житель — удмурт.
Немногим более 6 тыс. удмуртов — горожане. Около 64% удмуртов-горожан проживает в гг. Янаул (5,6 тыс.), Нефтекамск (с населенными пунктами) (11 тыс.) и Агидель (5,5 тыс.).
Закамские удмурты состоят из двух относительно больших групп: буйско-таныпской и та-тышлинской. Особую группу (по вере) составляет илишевская, которая проживает в деревнях Ташкичи (язычники), Князь-Елга и Мене-уз (крещеные, утратившие родной язык и отата-рившиеся).
Закамские удмурты говорят на периферийно-южном диалекте южно-удмуртского наречия.
Древнейшими занятиями удмуртов были бортничество, охота, рыболовство и скотоводство, разводили лошадей (породы «вятка»), коров, овец.
Жилищем удмуртов в прошлом была известная финно-уграм постройка куа, позднее — сруб-ная изба.
Верующие удмурты официально считаются православными, но с элементами язычества. Часть удмуртов в конце XIX в. приняла ислам.
У закамских удмуртов в недавнем прошлом были как сложные большие (неразделенные), так и простые (малые) семьи. Издавна они живут рядом с башкирами, татарами (мишарями, теп-тярами), русскими, марийцами. Однако в прошлом они не часто роднились с людьми иных культур и традиций, хотя смешанные браки встречались. Даже в конце 30-х гг. прошлого века межэтнические браки были редкостью.
В Башкортостане делается многое для сохранения и приумножения самобытной культуры удмуртского народа. В 22 школах республики обучение ведется на удмуртском языке (и в них более 360 учащихся). В 37 школах удмуртский язык как предмет изучают 1 952 учащихся.
Активно работают фольклорные коллективы. Удмуртские фольклорные коллективы «Шулдыр жыт» Татышлинского района, «Югдон» Янауль-ского района, ансамбли «Чиборие» из д. Асаевка Балтачевского района и «Инвожо» из д. Алтаево Бураевского района и др. удостоены высокого почетного звания «народный».
С 1999 г. в Татышлинском районе издается республиканская общественно-политическая газета на удмуртском языке «Ошмес» («Родник»).
В 1996 г. был учрежден Республиканский национально-культурный центр удмуртов, который ныне имеет филиалы в г. Янаул, Балтачев-ском, Бураевском, Ермекеевском, Кушнаренков-ском районах.
Важным событием в жизни удмуртов республики стало создание в 2004 г. историко-культурного центра в Татышлинском районе в соответствии с Государственной программой «Народы Башкортостана».
Его члены принимают активное участие в международных, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях, семинарах по проблемам сохранения и развития традиционной культуры народов. Представители удмуртов РБ участвовали в работе III и IV Международных конгрессов финно-угорских народов в гг. Хельсинки (Финляндия) и Таллин (Эстония).
В 2005 г. в Москве прошел III Съезд финно-угров России, где была дана высокая оценка государственной политике Республики Башкортостан, направленной на поддержку культуры, развитие родных языков, традиционных обрядов и обычаев финно-угорских народов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. — М., 1992.
2. Шитова С.Н. Марийцы // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. — Уфа, 2002.
3. Мурзабулатов М.В. Марийцы // Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. — М.; Уфа, 2007.
4. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. — Саранск, 1977.
5. Щербаков А.С. Мордовское население Башкортостана: очерк современных этнических процессов. — Уфа, 2005.
6. Mypзaбyлamoв M.B. Мордва // Историко-культурный энциклопедический атлас Рєспу6лики Башкортостан.
7. Атаманов M.r. От Дондыкара до Урсыгурта. Из истории удмуртских регионов. — Ижевск, POOS.
8. Мурзабулатов М.В. Финно-угорское городское население Башкирской АССР // XVII Всесоюзная финно-угорская конференция. — Ижевск, 1987. — Т. 2.
9. Христолюбова Л., Миннияхметова Т. Удмурты // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки.
Ключевые слова: марийцы (упо марий, чолман марий, урал марий), мордва (мокша, эрзя), удмурты, материальная, духовная культура.
Key words: the Maris (Upo Mari, Cholman Mari, Ural Mari), the Mordvinians (the Moksha, the Erzya), the Udmurts, material culture, spiritual culture.
Mukhamet V. Murzabulatov
THE MARIS, THE MORDVINIANS AND THE UDMURTS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Besides the Turkic-speaking and the Slavic peoples the population of Bashkortostan is represented by the Finno-Ugric ones, i.e. the Maris, the Mordvinians and the Udmurts.
In the Republic of Bashkortostan much is being done for the preservation and development of their languages and traditional material and spiritual culture.
It is worthy of note that there are the Mari, Mordvinian and Udmurt national and cultural centres in Bashkortostan.
К сведению читателей
Вышла2книга:
Хусайнова А.Х. Экзистенция свободы выбора (философский анализ). — Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. — 128 с.
В монографии исследуется экзистенция свободы выбора в философии и литературе в контексте культуры Востока и Запада. Положения и выводы монографии могут быть использованы в преподавании курса философии, социальной философии, философской антропологии, философии культуры, этики, литературоведения.