К. Д. Гордович,
профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна
МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВНА СЕМАНОВА
К 100-летию со дня рождения
Мария Леонтьевна Семанова родилась в Омске. В 1930 г. окончила литературное отделение педагогического факультета Иркутского университета и в 1941 г. аспирантуру в ЛГПИ им. А. И. Герцена под руководством В. А. Десницкого. Диссертацию по творчеству А. П. Чехова защитила перед самой войной в 1941 г.
Почти вся профессиональная преподавательская деятельность Марии Леонтьевны Семановой была связана с Педагогическим институтом им. А. И. Герцена. Работая на кафедре русской литературы с 194 4 г., Мария Леонтьевна читала учебные курсы, руководила аспирантами, курировала ФПК. Ее ученики преподают не только в разных городах России (от Калининграда до Камчатки, от Мурманска до Сочи), но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Мария Леонтьевна была замечательным преподавателем, умеющим заинтересовать, увлечь. Все, кто знал ее, помнят и ценят удивительную чуткость, тактичность. Эти качества сочетались с высочайшим профессионализмом большого ученого. Перечитывая сегодня ее работы, нельзя не осознать, насколько они не потеряли своей значимости. Остановлюсь кратко на некоторых из них.
Каждый ученый делает на своем пути какое-либо открытие. На мой взгляд, таким открытием Марии Леонтьевны стал Василий Слепцов. В 19 63 г. вышел 71 том «Литературного наследства» («Василий Слепцов.
Неизвестные страницы»). Большая часть материалов, составивших этот том, обнаружена Марией Леонтьевной в фонде Секретного Архива III отделения. А через пять лет на основе исследования архивных материалов и глубокого изучения творческого наследия писателя была защищена докторская диссертация «В. А. Слепцов — художник и публицист». Принципиальное значение для литературоведения имело открытие Слепцова как интересного и оригинального писателя и разработка теории очеркового жанра, его многообразия, соотношения публицистичности и образности, особенностей включения авторского голоса и вообще авторского «присутствия» в тексте.
И все-таки главным героем исследований Марии Леонтьевны на протяжении многих лет был Чехов. Еще в 1949 г. вышла ее книга, адресованная учителям: «Чехов в школе». Второе ее издание — в 1954 г. В
1958 г. опубликована работа, посвященная «Вишневому саду». В 1966 —
Мария Леонтьевна Семанова: К 100-летию со дня рождения
связям Чехова с советской литературой, а вернее — развитию чеховских традиций. В 1971 г. вышла работа о повести «Дуэль», а в 1976 — книга для учителя «Чехов-художник».
В те годы, когда казалось, что идеологическое давление проявлялось везде и всюду, работы Семановой были практически от него свободны. Как писала Мария Леонтьевна в кратком предисловии к книге, в поэтике Чехова все значимо, насыщено мыслью и чувством: от заглавий
до финалов, от авторских интонаций до «фигур умолчания». Главы этой книги охватывают все периоды творчества Чехова, все жанры. Анализируется своеобразие заглавий ранних рассказов, прослеживается путь от факта, документа к очерку и рассказу, сопоставляется голос автора с голосами его героев, соотносится реальное и художественное время.
Думаю, что и сегодняшнему читателю (учителю, студенту, школьнику) работы Марии Леонтьевны о Чехове помогут почувствовать неповторимость и многообразие творчества этого замечательного художника слова.
В 1984 г. была реализована еще одна грань исследовательского таланта Марии
Леонтьевны. Ею подготовлено научное издание «Острова Сахалина» Чехова. Во вступительной статье подчеркнуто, насколько путешествие и книга были органичны в биографии и творческом пути писателя. Потрясающая научная добросовестность, точность, колоссальный труд стоят за скупыми справками примечаний об именах тех, с кем общался Чехов, о ситуациях, ставших основой отдельных эпизодов в сюжете книги, о характере сбора материала и о том, как реализовалась «дума человека, художника и публициста о своем времени».
Последняя книга Марии Леонтьевны, написанная в соавторстве с Л. Н. Душиной, «Творческая история произведений русских писателей» тоже адресована учителям и
вышла в издательстве «Просвещение» в 1990 г. Она вобрала в себя опыт многолетних наблюдений, изучения биографий и творческого своеобразия писателей. Читателю открываются и моменты зарождения замысла (баллады Жуковского, лирические стихи Пушкина), и сам процесс работы над ним (рассказ Тургенева «Бежин луг»), и значимость отдельных эпизодов для всего текста («эпизод Копейкина» в «Мертвых душах»), и динамика в развитии темы (декабристская тема в «Войне и мире»).
Тонкость анализа текста в работах Марии Леонтьевны Семановой всегда сочеталась с умением обобщать, подчинять отдельные наблюдения выяснению теоретических проблем, в частности проблеме жанра очерка, комедии. При этом мы никогда не столкнемся в ее работах с запутанной терминологией, с видимостью «наукообразия».
Объем опубликованных в научных сборниках статей и разделов составляет более пятидесяти печатных листов.
Мария Леонтьевна была не только автором исследований, но и замечательным редактором, составителем сборников. Ее вступительные статьи, комментарии опубликованы в целом ряде изданий Чехова, Слепцова. В роли ответственного редактора она выступала в кафедральных сборниках: «Страницы русской литературы середины Х1Х века» (1974), «Анализ художественного произведения в контексте творчества писателя» (1987).
Школа Семановой — это обретение умения быть доказательным, четко ставить проблему, чувствовать не только то, что прямо сказано. Как ученый Мария Леонтьевна не допускала небрежности ни в стиле, ни в библиографических сносках, ни в характеристиках. Эти качества прояв-
ЛЮДИ. ГОДЫ. ЖИЗНЬ
лялись не только в руководстве аспирантскими работами, но и в редактировании сборников.
Те, кто имел счастье учиться у Марии Леонтьевны Семановой и общаться с ней, хранят благодарную память. Важно рассказать молодым о работах Марии Леонтьевны и о ней как очень светлом и красивом человеке.