Научная статья на тему 'Марианна Веревкина'

Марианна Веревкина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
417
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахман Елена Викторовна, Пименова Марина Александровна, Ивахнюк Григорий Константинович

Два года назад я стажировался в фирме НОВАРТИС, Швейцария, и в городке Аскона обнаружил крохотный музей и картинную минигалерею, посвященные творчеству М. Верёвкиной. Сотрудница Европейского Банка стволовых клеток Е. Бахман и наша соотечественница, преподаватель Санкт-Петербургского университета М.А. Пименова помогли оценить и описать увиденное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Марианна Веревкина»

УДК 929.5 ГРНТИ 18.09

Е.В. Бахман, М.А. Пименова, Г.К. Ивахнюк

МАРИАННА ВЕРЕВКИНА

Два года назад я стажировался в фирме НОВАРТИС, Швейцария, и в городке Аскона обнаружил крохотный музей и картинную минигалерею, посвященные творчеству М. Верёвкиной. Сотрудница Европейского Банка стволовых клеток Е. Бахман и наша соотечественница, преподаватель Санкт-Петербургского университета М.А. Пименова помогли оценить и описать увиденное.

Г.К. Ивахнюк

E.V. Bahman, M.A. Pimenova, G.K. Ivahnyuk

MARIANNA VEREVKINA

Искусство не для того, чтобы продавать картины, а для того, чтобы было кому понимать, что на свете творится и что говорят вещи, и чем дышит земля, и что кроется в жизни. И это знание, мучительное и сладкое, властное и убивающее, ненужное и единственно ценное, и есть самый большой дар человеку от Бога.

М. Веревкина

Марианна Верёвкина - необыкновенная русская художница, для которой Швейцария стала второй родиной, представитель экспрессионистского течения в живописи. В своих творческих исканиях она опередила время и вдохновила многих на поиск нового в искусстве.

До недавних пор Марианна Верёвкина, широко известная на Западе, где опубликовано немало книг и альбомов о её жизни и творчестве, была практически не известна на родине, в России. Первая обширная выставка ее работ «Художники русского зарубежья. Марианна Верёвкина. 1860-1938», состоявшаяся в нашей стране, прошла осенью 2010 года в Государственной Третьяковской галерее в связи со 150-летием со дня рождения художницы.

Марианна Владимировна Веревкина (по паспорту Мариамна) появилась на свет 10 сентября (по старому стилю 29 августа) 1860 года в Туле, в семье потомственных дворян. Она родилась на пороге широкомасштабных общероссийских реформ, задуманных и реализованных Александром II.

Отец будущей художницы В.Н. Веревкин -московский дворянин, доблестный генерал, герой Крымской кампании. По роду службы ему часто приходилось менять дислокацию, и семья ездила вслед за ним, а лето проводила в своём

© Е. Бахман, М.А. Пименова, Г.К. Ивахнюк, 2016

имении Сергиевское Смоленской губернии. Позднее, когда генерал В.Н. Веревкин стал командующим армии в Вильне (сейчас Вильнюс), семейство перебралось в Литву, в имение Благодать. Пик карьеры отца пришелся на 1886 год: Александр III назначил генерала от инфантерии Веревкина комендантом Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Мать Марианны, Е.П. Дараган, принадлежала к старинному княжескому роду. Она была незаурядной творческой личностью, писала портреты и иконы для православных церквей в Литве. Именно она довольно рано обратила внимание на способности дочери к живописи, сама давала ей первые уроки рисования и всячески способствовала тому, чтобы Марианна получила классическое художественное образование.

С обоими родителями будущую художницу связывали глубокая любовь, понимание и доверие. Она всю жизнь носила на шее медальон с портретом отца. Любила Марианна и двух своих младших братьев: Петра и Всеволода, сохраняя с ними связь на протяжении всей жизни.

Особую роль в воспитании младшего поколения сыграла бабушка А.М. Дараган - педагог, детская писательница, начальница училищ и сиротских приютов.

С имением Благодать близ Ковно (сейчас Каунас) у Марианны связаны самые яркие и теп-

лые воспоминания. Верёвкины обустраивали его в старорусском стиле, в духе подмосковного имения Абрамцево фабриканта и мецената Саввы Мамонтова. Именно в имении Благодать зародился её интерес к народным промыслам и народному костюму, который она пронесла через всю свою жизнь. Литовскую землю, бывшую в те годы частью русской империи, Марианна очень любила, здесь она проучилась четыре года в Ма-риинском высшем женском училище в Вильне, позже не раз возвращалась в эти края из Германии и даже мечтала остаться тут навсегда со своим гражданским мужем, художником Алексеем Явленским. В письмах к нему с необычайной нежностью говорила она о безумно красивой природе и сказочном старом городе.

В 1880 году двадцатилетняя Марианна начинает брать частные уроки у И.Е. Репина. Она делает успехи, участвует в первых выставках, пишет портрет В.А. Репиной, жены своего наставника. Илья Ефимович даже называл её «русским Рембрандтом». Но Верёвкина чувствовала, что реалистическое искусство, выдающимся представителем которого, безусловно, являлся И. Репин, ограничивает, сковывает её, не даёт полностью реализовать себя. Она мечтала об искусстве грядущего, ещё лишь смутно догадываясь, каким оно будет на самом деле. Между мастером и ученицей назрел конфликт и, как утверждают некоторые биографы, не только творческий, но и личный. Однако расхождение во взглядах на живопись, бурные дискуссии при встрече и в переписке никак не повлияли на глубокую симпатию Веревкиной и Репина друг к другу.

И. Репин сделал несколько портретов Ве-рёвкиной. Самый известный из них находится в художественном музее Висбадена, небольшого немецкого города. Она изображена с рукой на перевязи. В 1888 году несчастный случай на охоте едва не перечеркнул всю её жизнь: Марианна прострелила себе правую руку. И хоть её удалось спасти, но ладонь осталась почти парализованной на всю жизнь. Верёвкина научилась писать левой рукой, а чтобы рисовать искалеченной -пришлось придумать вспомогательную конструкцию. И, конечно же, проявить фантастическую волю к творчеству, преодолевая боль, а порой и отчаяние.

Как художница, она многому научилась у Репина, именно он посоветовал ей поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, служившее верой и правдой отечественной культуре. В нём преподавали такие мастера, как В.А. Серов, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, а среди его известнейших выпуск-

ников можно назвать В.М. Васнецова, И.И. Левитана, М.В. Нестерова. Марианна Верёвкина училась здесь с 1883 года в классе И.М. Прянишникова, известного художника и педагога. Он помог ей усовершенствовать своё мастерство, особенно в портретной живописи.

В Москве, а позднее в Петербурге, она тесно общалась со многими передвижниками, с живописцами и графиками из окружения А.Н. Бенуа и С.П. Дягилева, которые позднее, на рубеже Х1Х-ХХ вв., создадут знаменитое художественное объединение «Мир искусства». В близкий круг её друзей-единомышленников входили В. Кандинский, И. Грабарь, Ф. Марк, П. Клее - художники, во многом определившие пути развития изобразительного искусства ХХ столетия. М. Веревкина общалась и с писателями: Д. Мережковским, З. Гиппиус и др.

И. Репин дважды стал своего рода крестным отцом Веревкиной: в искусстве и в жизни. Именно он познакомил её в 1892 году с молодым офицером Алексеем Явленским, посещавшим вечерние курсы в Санкт-Петербургской Академии художеств. Эта встреча оказалась для обоих судьбоносной. Вместе они прожили без малого тридцать лет в трёх странах: России, Германии и Швейцарии. Марианна сразу же поверила в талант Алексея и решила ему всемерно помогать, была его музой и наставницей. Более опытная в живописи и прекрасно ориентирующаяся в её истории Верёвкина щедро делилась с Явленским, который был на пять лет её моложе, своими знаниями, особенно в живописи маслом. Вскоре он признался ей в любви, она же заверила его в дружбе и готовности поддерживать и дальше.

Явленский мечтал учиться живописи в Западной Европе, но собственных средств у него не было. Инициативу в свои руки взяла Марианна. Она уговорила отца благословить её гражданский брак с Явленским и их отъезд. Старый генерал взял слово мужчины и офицера с Явлен-ского, что тот никогда не оставит его дочь.

В 1896 году А. Явленский вышел в отставку в чине старшего лейтенанта. Верёвкина и Явленский решили ехать в Мюнхен, который был тогда, наряду с Парижем и Берлином, центром европейской художественной жизни. Там работали известные школы живописи, устраивались громкие выставки. Марианна и Алексей прибыли в Мюнхен и поселились в доме на Ги-зелаштрассе, 23. В дальнейшем друзья называли их «гизелистами».

На новом месте, в незнакомой стране, где оба мечтали с головой окунуться в искусство, Марианна Верёвкина совершила, казалось бы, безумный поступок: она решила на время оста-

вить собственную живопись и всю себя отдать художественному образованию Явленского. Её высшей и абсолютной целью было создание искусства будущего, на алтарь которого, как она считала, можно принести все, в том числе и своё творчество. Верёвкина была убеждена, что это гениально одаренный человек, способный написать новую страницу в истории живописи. Она была не уверена, что имеет силы и способности сделать это сама, и потому «отреклась» от живописи, чтобы вдохновлять Явленского и вести его вперёд.

Её творческое «молчание» затянулось на целых десять лет. С 1896 по 1906 год Марианна Верёвкина полностью прекращает занятия живописью, не берёт в руки ни кисти, ни карандаша, отведя себе роль музы-вдохновительницы Явленского и целиком посвятив себя развитию его художественной карьеры. Однако именно этот перерыв в работе, во время которого шёл глобальный пересмотр мировоззрения, стал периодом её творческого становления.

Чтобы создать Явлен-скому соответствующую интеллектуальную атмосферу, она открыла в их новой квартире «Розовый салон». Благодаря её блестящему уму и искреннему интересу к талантливым людям сюда стали приходить многие знаменитые деятели искусств: художники И.Э. Грабарь, Д.Н. Кардовский, В.В. Кандинский, Г. Мюнтер и те, кто ненадолго, проездом оказывались в баварской столице: танцор и хореограф В.Ф. Нижинский, организатор «русских сезонов» в Европе С.П. Дягилев, балерины А.П. Павлова и Т.П. Карсавина и многие другие.

Верёвкина обладала уникальным даром творчески переосмысливать искусство других художников. При этом она была ещё и удивительным аналитиком и проповедником нового, многие признали правоту и точность ее суждений, она щедро делилась своими идеями. В своём «Розовом салоне» в течение многих лет она рассказывала коллегам о передовых художественных течениях в изобразительном искусстве, разбирала творчество В. Ван Гога, П. Гогена, Э. Мунка, рассказывала о японской гравюре, резьбе по дереву, народном искусстве, европейском театре.

Совместная жизнь Верёвкиной и Явлен-ского складывалась очень непросто. Явленский некоторое время посещал художественную школу А. Ашбе, экспериментировал, был часто недоволен собой. У них начались конфликты, которые порой приводили обоих в отчаяние. Свои душевные переживания, мысли о творчестве, философские рассуждения - всё она поверяла дневнику. Она его назвала «Письма к неизвестному». Этот разговор с «неизвестным» в себе самой она записывала более четырёх лет на французском языке. Эти сокровенные записи -свидетельство невероятно интенсивной внутренней жизни большого художника, не бравшего в те годы кисть в руки. Дневник даёт возможность понять ее как исключительную личность.

Таким людям, как Ве-ревкина, живущим лишь духовной жизнью, ставящим перед собой высокие идеальные цели, трудно приходится в обыденной земной жизни. Явленский, не удовлетворенный своими платоническими отношениями с Марианной, увлекся прислугой в доме.

В дальнейшем в отношениях Веревкиной и Явленского были свои взлеты и падения. Дважды, когда наступало «потепление» - в 1903 и 1905 гг. - они предпринимали длительные совместные поездки во Францию, где изучали искусство импрессионистов и постимпрессионистов. Эти поездки не прошли для обоих даром. Явленский сделал рывок в своей живописи. А Марианна Верёвкина после десяти лет творческого «молчания» решилась вернуться к живописи в 1906 году. Она создавала совершенно новые произведения, максимально экспрессивные и полные метафизического смысла. Её техника также радикально поменялась: она больше не использовала масляные краски, и все свои последующие работы писала темперой, сочетая её с пастелью, тушью и грифельным карандашом. Темпере она осталась верна до конца жизни.

Особенно плодотворными оказались для Верёвкиной и Явленского два летних сезона 1908 и 1909 годов. Они провели их вместе с друзьями-художниками В. Кандинским и его многолетней спутницей жизни Г. Мюнтер в небольшом баварском городке Мурнау, неподалеку от Мюнхена.

Четыре столь разных и уникально талантливых человека не могли не повлиять друг на друга.

В период тесного общения этой «четверки» в Мурнау, а также в «Розовом салоне»» на Гизелаштрассе, было принято решение о создании Нового объединения художников. Оно активно заработало весной 1909 года. Главной свое задачей члены этого объединения видели в том, чтобы вместе развивать прорывные, революционные идеи в живописи и с помощью выставок делать их доступными широкой публике. Возглавил это содружество В. Кандинский.

1910 год и последующие несколько лет стали для Веревкиной годами подлинного взлёта. В это время ею написаны картины «Красное дерево», «Город в Литве», «Близнецы» и многие другие, а также автопортрет, который произвёл впечатление на многих, в особенности на Явлен-ского, попытавшегося вслед за Марианной создать свой автопортрет, что удалось ему лишь два года спустя.

Неожиданно для Верёвкиной в Новом объединении художников с Явленским возник раскол. В. Кандинский и Ф. Марк стали издавать художественный альманах «Синий всадник». А вслед за этим они, под формальным предлогом, вышли из Объединения и основали свое собственное, названное так же - «Синий всадник». 8 декабря 1911 года в мюнхенской галерее «Танхаузер» под одной крышей открылись две выставки: первая «Синего всадника» и последняя - Нового объединения художников.

В 1912 г. Верёвкина и Явленский также покинули Новое художественное объединение и впоследствии принимали участие во всех акциях «Синего всадника», просуществовавшего до начала Первой мировой войны, роль Марианны Веревкиной в этом новаторском художественном сообществе, ставшем легендой, была велика.

Для Марианны и Алексея творчество было убежищем от терзающих семейных проблем. Она долгие годы, несмотря ни на что, очень любила Явленского. Их дальнейшая совместная жизнь повергала её в отчаяние. Невнимание человека, в которого она вложила всю себя, приносило горькое разочарование.

В августе 1914 года Германия объявила России войну и потребовала высылки русских из страны. Марианна с Алексеем решили перебраться в нейтральную Швейцарию. Не могла она тогда знать, что задержится в этой стране почти на четверть века и тут окончится её земной путь.

Швейцария - благословенная страна. Игрушечные средневековые городки, лазурные озера, обрамленные горами, стремительные холод-

ные реки, живописные луга... Столько соблазнов для художника! Однако Марианне было не до красот. Россия участвовала в войне, там находились её близкие и знакомые, в первую очередь -оба брата. На фронте погибают их с Явленским друзья и соратники по «Синему всаднику», немецкие художники А. Маке и Ф. Марк.

Общесемейная жизнь в скромном местечке Сен-Пре на берегу Женевского озера налаживалась трудно. К тому же их материальное положение сильно ухудшилось. Явленский роптал, не мог справиться с новой ситуацией. Всё-таки позади два десятилетия безбедной жизни за счёт средств Веревкиной. Но вскоре он нашёл себе нового агента: им стала двадцатипятилетняя Э. Шайер, дочь богатого фабриканта, имевшая художественное образование и влюбившаяся в творчество Явленского. Как и Верёвкина, она решила оставить собственную живопись и посвятить себя служению искусству Явленского. Таково уж было его везение: до конца дней ему встречались женщины, готовые принести себя в жертву ради его гения.

Перемаявшись в Сен-Пре, семейство перебралось в Цюрих, большой город, где жизнь била ключом и где они могли общаться со многими знакомыми и друзьями по Германии, поселившимися здесь. Несмотря на резко ухудшившееся материальное положение, Верёвкина не роптала, работала, не покладая кисти. В этот период ею было создано несколько значительных картин, в которых отчетливо видны автобиографические мотивы.

Когда Явленский надолго слёг с тяжелой формой гриппа и врачи настоятельно посоветовали ему сменить климат, Марианна в очередной раз подставила свое плечо. В 1919 году они перебрались на юг Швейцарии, в небольшой курортный поселок, ныне город, Аскону с пятнистыми горами, разомлевшими под лучами солнца, рыбацким портом и изумрудной водой озера. Аскона находится в италоговорящей части Швейцарии, в кантоне Тичино. Они поселились в гостинице, некогда старом замке, прямо у озера Маджоре, чьи берега не очень густо усыпаны швейцарскими и итальянскими городками, раньше - рыболовецкими, сейчас - курортными. Здесь М. Верёвкина провела последние два десятка лет своей жизни.

В Асконе с её мягким южным климатом Явленский быстро поправился и вернулся к мольберту. Верёвкиной же это удавалось лишь урывками: надо было зарабатывать деньги на всех. Заниматься чем-либо, кроме живописи, Явленский не желал да и не умел. Марианна устроилась на работу в фармацевтический концерн и часто бывала в разъездах.

Отношения с Явленским совсем разладились. Э. Шайер устроила в 1921 году персональную выставку Явленского в Висбадене, на западе Германии. Она прошла с успехом. Алексею Яв-ленскому так приглянулся город и его жители, что он решил остаться там навсегда. В марте 1922 года он известил Марианну письмом, что остается в Висбадене и порывает с ней. Верёвки-на была потрясена, она чувствовала себя оскорбленной и униженной. К этому добавилось глубокое разочарование в Явленском, который не нашёл в себе мужества сказать ей все в глаза. Кроме того, он нарушил слово мужчины и офицера, данное когда-то её отцу. Она погрузилась в тоску полного и, как ей казалось, окончательного одиночества. Тем не менее, надо было жить. Несмотря на личную драму, Веревкина не пала духом. Разрыв с Явленским положил начало очередному этапу в её творчестве - она обрела независимость, внутреннее равновесие, возродилась как самобытная художница. Именно здесь, в Ас-коне, в 1920-1930 гг. она создала свои лучшие полотна - таинственные, мистические, пронизанные сокровенной символикой, указывающие метафизические пути к неведомому, к сумрачным небесам, к Богу.

Марианне, не ведавшей раньше материальных проблем, приходилось залезать в долги. Но она несла свой крест с достоинством истинной аристократки. Она много работала. Одно время рисовала почтовые открытки и продавала их заезжим туристам, а, бывало, расплачивалась ими в лавке вместо денег. В Асконе Веревкину любили за весёлый нрав и особую доброжелательную манеру общаться с людьми, считали ее «своей». И она полюбила этот городок, привязалась к народу, простым людям. В человечности этой простой жизни она нашла внутренний покой, в Асконе - свою вторую родину.

С особой нежностью относилась она к тем, кто сам зарабатывает на «хлеб насущный». Многие асконцы - рыбаки, пастухи, крестьяне -стали героями ее картин. Живопись того периода упрощена по форме, но поражает глаз цветовой экспрессией, порой загадочными символами, смысл которых выражается через образы природы. Больше всего она любила писать горы, воду, небо, деревья. В самом эпицентре европейской художественной жизни, в процессе мучительного поиска новых выразительных средств, на перекрестке таких течений, как символизм, модернизм, экспрессионизм, в атмосфере мистических и апокалипсических идей рубежа веков и рождается уникальная творческая манера Марианны Верёвкиной. Работы, написанные в Асконе, вос-

принимаются как цельное художественное послание, многоголосная симфония.

В 1922 году здесь, не без её участия, открыли городской музей современного искусства, и она бескорыстно подарила ему немало собственных работ и картины своих друзей-живописцев. С целью сохранения творческого наследия Марианны Верёвкиной здесь был создан Фонд её имени. В музее собрана уникальная коллекция творений Марианны Верёвкиной: 100 её картин, 170 эскизов, сотни рисунков, рукописи.

В 1924 году несколько местных художников, включая Верёвкину, объединились в группу «Большая медведица» и стали устраивать выставки в крупных городах Швейцарии, а в 1928 г. - в Берлине1

Работа, конечно, помогала забыть на время душевную боль. Но окончательно преодолеть приступы депрессии ей удалось после случайного знакомства с Э.А. Айе, коммерческим служащим из Берлина. Правда, он не смог переехать к ней. Они встречались редко, но эти встречи были для них обоих счастьем. Однажды они совершили совместную поездку в Италию. Айе оказался истинным другом и много помогал Марианне, ему она завещала большую часть своих картин. А многие свои работы она просто раздарила. Живя в Асконе, она подарила в общей сложности около 500 оригинальных работ, а ведь чтобы написать их, ей снова и снова приходилось влезать в долги.

Последние годы её поддерживала состоятельная чета из Цюриха Диего и Кармен Хагман. Личность Веревкиной произвела на них грандиозное впечатление, они быстро сдружились, регулярно покупали её картины, переписывались с ней, приезжали к ней в Аскону. Для стареющей, начинающей прихварывать художницы это стало спасением.

Особую радость М. Верёвкиной приносили визиты родных, с которыми она все годы активно переписывалась. В 1929 г. Марианну навестили племянницы - певицы Мария и Анастасия, а почти сразу после их отъезда - любимый брат Пётр.

В 1933 году к власти пришли фашисты. Имперская палата изобразительных искусств Третьего рейха открыла в 1934 году в Мюнхене выставку «дегенеративного» искусства. «Вырожденческим» было объявлено искусство практически всех друзей Верёвкиной. Эту выставку в инвалидной коляске посетил уже тяжело больной Явленский. Там он увидел и четыре свои картины с соответствующим разъяснением их «дегенеративной» сути. Рядом висели работы

1 Цветные иллюстрации к статье см. на 4-й с. обложки.

участников «Синего всадника» и знаменитых французских живописцев.

Явленского мучила совесть всю его оставшуюся жизнь. Даже свою тяжёлую болезнь он воспринимал как Божью кару за «эгоистическое прошлое». В 1936 году через общего друга К. Оберштега он попросил прощения у Марианны.

Последний год Марианна Веревкина ничего уже не писала. Она ослабла и почти все время проводила в инвалидном кресле. Умерла она в воскресенье 6 февраля 1938 года. Незадолго перед этим к ней приехал из Милана православный священник, который причастил и соборовал её. Почти все жители Асконы вышли

проводить Марианну Верёвкину в последний путь. К похоронной процессии присоединились служители католической и протестантской церквей, а колокола звонили - в знак уважения к покойной - по православному обычаю. Так закончился земной путь большой художницы Марианны Верёвкиной. Город Аскона, с которым тесно связаны жизнь и творчество художницы, до сих пор хранит память о ней. Отсюда началась её посмертная слава: выставки по всему миру, книги, монографии. Отсюда же начался её трудный, более чем семидесятилетний путь на родину, в Россию, который ещё далеко не завершен.

Бахман Елена Викторовна - инженер, г. Базель, Швейцария; Пименова Марина Александровна - канд. техн. наук Санкт-Петербургского госуниверситета противопожарной службы; Ивахнюк Григорий Константинович - д-р. хим. наук, профессор Военного института Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, г. Санкт-Петербург.

Цитаты

Обратитесь к великим мастерам. Они учат нас не создавать бедного искусства..

Французский художник Гюстав Моро

Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов.

Русский писатель Лев Толстой

Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник - это человек, который продает то, что пишет.

Испанский художник Пабло Пикассо

Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Итальянский художник Микеланджело

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.