Социально-политические науки
32014
4.2. МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юренков Виктор Викторович, аспирант кафедры философии Место учебы: Московский городской педагогический университет
victor. [email protected]
Аннотация: Манипуляция как вид деятельности - одна из наиболее значимых и малоисследованных проблем социальной философии. Вопросы влияния на индивида и социум в целом являются основополагающими в ряде сфер человеческой цивилизации. Тема манипуляции сегодня широко обсуждается общественностью, нередко является предметом научных дискуссий и острой полемики. Исследование проблематики манипуляции как вида человеческой деятельности, рассмотрение ее с позиций философского знания остается до настоящего времени открытым. В статье предоставлен социально-философский анализ феномена манипуляции как вида деятельности
Ключевые слова: деятельность, манипуляция, манипулирование сознанием, манипулятивная деятельность, субъект манипуляции, манипулятор, объект манипуляции, манипулятивное управление
MANIPULATION AS AN ACTIVITY
Yurenkov Victor, graduate student of philosophy Study place: Moscow City Pedagogical University
victor. [email protected]
Abstract: Manipulation as an activity - one of the most significant and unexplored problems of social philosophy. Questions of influence on the individual and society as a whole are fundamental in several areas of human civilization. Subject manipulation today widely discussed public is often the subject of scientific debate and considerable controversy. Research issues as a form of manipulation of human activity, from the standpoint of its consideration of philosophical knowledge remains open to date. The article provided the socio- philosophical analysis of the phenomenon of manipulation as an activity.
Keywords: activities, manipulation, mind control, manipulative activities, the subject of manipulation, the manipulator, object manipulation, manipulative control
Категория «деятельность» достаточно часто применяется в самых разных исследованиях. Данное понятие взято за основу, в частности, в культурноисторической школе отечественной психологии, беря свое начало в работах Л.С. Выготского, выпущенных в свет еще в 20-30-е гг. прошлого века [3,4]. Исследования деятельности проводятся также в эргономике, научной организации труда, методологии науки и инженерной деятельности и т.п. Данное понятие используется фактически во всех отраслях знания, так или иначе занятых исследованием поведения человека, его сознания, познавательной, а также профессиональной деятельности.
Естественно, каждая из научных дисциплин преследует свои цели и исследует различные стороны деятельности. Основанием разностороннего использования категории «деятельность» является его универсальность и тот факт, что в разных областях знания существуют проблемы, которые невозможно решить без исследования этой полифункциональной формы человеческой активности.
Одним из видов деятельности является и манипуляция, обусловленная активностью манипулятора, который, в общем случае, инициирует достижение своих интересов за счет манипулируемых.
Сам термин «манипуляция» имеет свое происхождение от латинского manipulus (manus - рука и ple - наполнять), в первом значении которого применяется в технологическом смысле, подразумевая управление объектами со специальной целью, ручное управление или движения, производимые руками. Близким по смыслу является использование данного термина конкретно в технике.
Большинство исследователей категории «манипуляция» заостряют внимание на ее тайном характере и воздействии на психические структуры объекта мани-
пуляции, полагая, что манипуляцией следует считать «духовное влияние, скрытое господство» [1], «структурирование реальности объекта скрытого воздействия его субъектом» [17], «власть над духовным состоянием» [2], «скрытое воздействие» [8].
Иными словами, данные определения позволяют определять манипуляцию как деятельность, производную от деятельности управления, при этом акцентируется внимание на одном из ее наиболее существенных признаков - на тайном характере воздействия. Таким образом, манипуляцию можно считать скрытым управлением объекта манипулирования.
Одновременно, манипуляция используется для осуществления тайных замыслов манипулятора, так как применяется для достижения целей своего субъекта. На данный факт указывает и ряд определений манипуляции, в которых она названа «стратегией социального поведения манипулятора в личных целях» [12]; «скрытым управлением управление объектом со стороны инициатора, используемым последним для достижения своих целей» [14].
Таким образом, с одной стороны, манипуляция является деятельностью по скрытому воздействию на субъекта манипуляции, что заставляет последнего считать себя инициатором собственного поведения, однако совершать действия в интересах манипулятора; с другой стороны, манипуляция является деятельностью по реализации тайных замыслов объекта манипуляции (манипулятора), осуществляемой им для осуществления собственных целей.
Манипуляцию как деятельность по управлению сознанием и волей рассматривал и С. Кьеркегор, который полагал, что именно воля дает личности шанс на свободное самоопределение. Отсутствие выбора нивелирует ценность личности (и для себя, и для другого) и приводит к ее постепенному разрушению. [15] Необхо-
56
Юренков В. В.
МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
димо отметить, что собственно факт манипуляции означает невозможность свободы выбора для субъекта манипуляции, что является необходимым условием для объекта манипулирования. Иными словами, субъект манипуляции осуществляет этот выбор вместо объекта, что приводит к постепенному разрушению личностного «Я» субъекта манипуляции. [5]
Следует отметить, что манипуляция как деятельность по скрытому управлению является как средством, так и процессом оказания воздействия на духовный мир субъекта скрытого управления [10]. Другими словами, основой манипуляции является не рациональное убеждение, она реализуется на уровне внутренних психологических механизмов его личности.
Учитывая то, что именно наличие внутренних психологических механизмов и их влияния на поведение личности оказывает влияние на то, что в процессе манипуляции «практически любой индивид внутренне готов к поражению» [6], так как отдает предпочтение пассивному следованию манипулятору, не требующему усилий на осмысление его идеи, вместо разумного анализа и формирования собственного мнения и основанной на нем стратегии поведения. Следовательно, возможность осуществления манипуляции детерминирована бессознательной готовностью субъекта манипуляции совершать действия согласно намерениям манипулятора.
В соответствии с тем, что в основе человеческой деятельности находится стремление по удовлетворению своих потребностей (А. Маслоу), а манипуляция есть производное от деятельности по управлению, основой которого является стремление личности удовлетворить свои интересы посредством другого, можно говорить об объективности манипуляции, так как, с одной стороны, всякий индивид стремится к удовлетворению всех ступеней человеческих потребностей посредством реализации скрытого управления другими, с другой стороны, в большинстве людей заложено желание подчиняться, обусловленное стремлением уйти от социальной ответственности.
В основе рассмотренных ранее мнений о свойствах субъекта манипуляции, находится такое, как его инициативность и существование возможностей для осуществления манипуляции в сравнении с возможностями защиты от манипуляции ее объектов.
Однако, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, субъект и объект манипуляции находятся в одинаковом положении в процессе манипуляции, так как субъект манипуляции обладает свободой выбора и при некоторых усилиях может остановить манипуляцию в отношении себя, приступив к ее осуществлению в отношении ее инициатора. «Лишь в случае, когда индивид под воздействием принятых сигналов меняет собственные точки зрения, мнения, настроения, жизненные цели, начиная действовать по заданной программе - манипуляция свершилась. Если же он засомневался, затормозил, защитил собственную духовную программу, то жертвой он не станет. Манипуляция - не насилие, но соблазн» [8].
В связи с этим представляет интерес концепция Э. Шострома, в соответствии с которой манипуляционная деятельность есть атрибут межличностных отношений, складывающихся под воздействием социальных механизмов современного общества, которые вынуждают людей быть равнодушными друг к другу, как к вещам. Э. Шостром полагает манипулирование универсальным, считая его бедствием для современного человека, не умеющего стать опорой самому себе, и
поэтому вынужденного с помощью различных хитростей контролировать окружающих, используя их для приобретения каких-либо благ. Источником манипуляции, в соответствии с Э. Шостромом, является социальная ситуация, вызывающая у современного человека ощущение беспомощности, особенно при необходимости сделать сознательный личный выбор. Ориентация на собственную слабость и беспомощность приводит к появлению, по Шострому, пассивного манипулятора. При этом, индивид, который осуществляет манипуляцию, одновременно становится как субъектом, так и объектом собственных манипулятивных действий, поскольку личность, вынужденная приспосабливаться к общественным и межличностным отношениям, одновременно осуществляет манипуляцию и собой, и другими. [16].
Проблемный характер манипуляции как деятельности, в первую очередь, состоит в противоречии потребностей и интересов субъекта и объекта манипуляционной деятельности. Кроме того, по мнению А.С. Петраковой, субъект манипуляции, осуществляя ма-нипулятивное воздействие порой на подсознательном уровне, следует собственным интересам и настроен на реализацию стремления управлять и главенствовать; при этом объект манипуляции осуществляет свою деятельность как следствие собственных волевых решений, одновременно неосознанно исполняя свое стремление подчиняться и подражать. [11]
Следует указать на то, что манипуляция реализуется для изменения определенным образом мировоззрения индивида с тем, чтобы побудить к каким-либо действиям. Однако в случае, когда то или иное действие индивида изначально невозможно по объективным обстоятельствам, то и манипулятивное воздействие на его мировоззрение в свою очередь не имеет смысла. То есть, манипуляция будет иметь результат лишь в случае, если сам индивид готов ей поддаться и поступать соответственно ее содержанию, удовлетворяя тем самым собственные неосознанные стремления[9]. Таким образом, существует предел манипуляции, который означает, что достижение цели субъекта манипуляции возможно только в том случае, когда объект манипуляции подсознательно согласен со скрытым управлением своим сознанием. В ином случае манипуляция невозможна.
В современной действительности в отличие от объекта манипуляции, которым может стать как отдельный индивид, так и суммативное («масса», «народ», «толпа») социальное образование, субъект манипуляции лишь внешне можно считать индивидуальночеловеческим субъектом, поскольку при воздействии на суммативные социальные образования субъект манипуляции обычно демонстрирует не только личный интерес, но и намерения социальной консолидации с теми или иными целями. Данная специфика в особенности проявляется в случаях, когда субъектами манипуляции становятся, например, государство или бизнес, персонифицированные посредством бюрократии и наемного менеджмента.
Индивид, в свою очередь, как субъект, персонифицирующий социальные функции и отношения, играет одновременно противоположные социальные роли. Являясь, с одной стороны, «объектом манипуляции», действия которого формируются посредством восприятия воздействий по манипуляционному управлению, с другой стороны, он как «социальный функционер», персонифицирующий собой некие стороны и функции
57
Социально-политические науки
32014
социальной организации, становится уже не только «объектом манипуляции», но и ее субъектом, как носитель коллективных потребностей социума в целом.
Исходя из того, что манипуляционная деятельность в той или иной степени ориентирована на разрушение базовой индивидуальной целостности личности и сознания человека, последнее пытается распознать манипуляцию, устранить (или минимизировать) угрозы с ее стороны, сохраняя для себя действительным только тот формат социального управления, в основании которого заложена объединяющая социум необходимость [7].
Интересен, в связи с этим, взгляд на манипуляцию французского философа М.Фуко, который рассматривал манипуляцию как средство именно политического давления на индивида. При этом манипулятором, согласно М. Фуко, может быть как представитель властной элиты своего государства, так и политический актор другой страны. При этом, манипуляция, по М. Фуко, является производной от деятельности интеллектуалов, и только в редких случаях может оказаться распознанной подобными им интеллектуалами, которые оказались в ситуации подчинения. [13]
Сегодня можно утверждать, что манипуляционная деятельность по управлению социумом никогда не исчезнет из набора форм социального управления. Более того, каждая историческая эпоха создает условия, которые обеспечивают новые возможности мани-пулятивного управления. В наибольшей степени указанные условия возникают в настоящее время, в связи с развитием человеческой цивилизации до «информационного общества».
Особенности социального управления в современном мире наглядно демонстрируют неуклонно нарастающую тенденцию перехода социума из состояния, когда он управляется на основании сознаваемой социумом цели, в состояние управления, исходящего из потребностей узкой группы лиц и принципов «манипуляции». Апологеты манипулятивного воздействия на уровне общества в целом рассматривают манипуляцию как искусство управления сознанием масс посредством, главным образом, психологического внушения, трактуя его как вид специализированного воздействия на человека, которое осуществляется путем «мягкой силы», которая оказывается тем действеннее, чем она менее ощутима. Незаметность подобного давления создает у отдельного человека и общества в целом иллюзию самостоятельности в принятии решений, что повышает самооценку и не вызывает отторжения, которое неизбежно возникает при откровенном навязывании.
В заключении, хотелось бы отметить, что общество, манипуляционное управление в котором приобретает системный характер, а манипуляция включается в социальные отношения на фундаментальном уровне, не будет стабильно, его не ждет позитивное будущее, основанное на всеобщей гармонии интересов. В связи с этим, манипуляция как вид деятельности является одной из важнейших проблем социальной философии. В настоящее время проблемы манипулятивной деятельности по управлению социальными процессами широко обсуждаются в основном в политологических исследованиях. Однако, собственно социальнофилософский уровень их исследования менее обстоятелен, хотя именно здесь должны быть заложены основы подходов к анализу столь непростой и актуальной проблемы.
Список литературы:
1. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. -М.: Политиздат, 1971. - С. 110.
2. Волкогонов Д.А. Психологическая война. - М.: Прогресс, 1983. - С. 121.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1956
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1960
5. Григоренко Д. Л. Самоопределение личности как междисциплинарная проблема // Человек и образование. 2008. № 2. С. 90
6. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. - СПб.: СКИФИЯ, 2008. - С. 56.
7. Игебаева Ф. А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации // "Социально-политические науки". 2013. №1.
8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. - С. 14-16.
9. Лепешко Б.М. Идеология сегодня: к пониманию явления // "Социально-политические науки". 2013. №3.
10. Лепешко Б.М. Нравственность против прагматизма и креативности // "Социально-политические науки". 2012. №4.
11. Петракова А.С. Социально-философский анализ трансформации сознания личности средствами манипулятивного воздействия. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. - Краснодар, 2014.
12. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Питер, 2004. - С. 30
13. Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. - М.: Праксис, 2002.
14. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием. - Минск: Харвест, 2010. - С. 7-8.
15. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. - М.: Форум, 1992
16. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М., 2004.
17. Riker W.H. The Art of Political Manipulation. Qulalities on casual attributions for a speaker's behavior. - London., 1986. - С. 88.
Reference list:
1. Bessonov B.N. The ideology of spiritual oppression. -M. Politizdat, 1971. - p. 110.
2. Volkogonov DA Psychological warfare. - Moscow: Progress Publishers, 1983. - p. 121.
3. Vygotsky L.S. Selected psychological works. - M.: Education, 1956
4. Vygotsky L.S. The development of higher mental functions. - M.: Education, 1960
5. Grigorenko D.L. self-identity as an interdisciplinary problem / / Man and education. 2008. № 2. Pp. 90
6. Zelinsky S.A. Manipulation of the masses and psychoanalysis. Manipulation of mass mental processes through psychoanalytic techniques. - St. Petersburg. Scythians, 2008. -P. 56.
7. Igebaeva FA Lifestyle urban family factors and its destabilization // "Social and political science." 2013. №1.
8. Kara-Murza S.G. Manipulation of consciousness. - M.: Algorithm, 2000. - P. 14-16.
9. Lepeshko B.M. Ideology today: to understand the phenomenon // "Social and political science." 2013. №3.
10. Lepeshko B.M. Morality against pragmatism and creativity // "Socio-political science." 2012. №4.
11. Petrakova A.S. Socio-philosophical analysis of the transformation of consciousness by means of manipulative influence personality. Dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences - Krasnodar, 2014.
12. Sidorenko E.V. Training impact and influence of confrontation. - St. Petersburg. : Peter, 2004. - P. 30
58
Юренков В. В.
МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13. Sheinov V.P. Manipulation of consciousness. - Minsk: Harvest, 2010. - p. 7-8.
14. Shestov. L., Kierkegaard and existential philosophy. -M. : Forum, 1992
15. Shostrom E. Man crane. Inner journey from manipulation to actualization. Moscow, 2004.
16. M. Foucault, Intellectuals and Power: Selected political articles, speeches and interviews. - M.: Praxis, 2002.
17. Riker W.H. The Art of Political Manipulation. Qulalities on casual attributions for a speaker's behavior. - London., 1986. - P. 88.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью В.В. Юренкова «Манипуляция как вид деятельности»
Статья посвящена проблеме манипуляции как виду деятельности и предмету исследования социальной философии. Автор рассматривает деятельность как полифункциональную форму человеческой активности и дает характеристику манипуляции как одному из ее видов. В статье раскрывается сущность понятия «манипуляции».
В.В. Юренков отмечает, что большинство исследователей в качестве одной из важных черт манипуляции называют тайный характер воздействия манипулятора на объект манипулирования. Кроме того, манипулирование предполагает постановку и достижение манипулятором тайных целей и замыслов. В процессе манипуляции происходит постепенное разрушение личности субъекта манипулирования.
В статье предоставлен социально-философский анализ феномена манипуляции как вида деятельности. В своих рассуждениях В.В. Юренков опирается на содержание концепции
Э. Шострома, который считает, что источником манипуляции является социальная ситуация, вызывающая у современного человека ощущение беспомощности, особенно при необходимости сделать сознательный личный выбор.
Автор статьи отмечает противоречивый характер манипуляции, которая основывается, с одной стороны, на стремлении индивидов управлять и главенствовать, а с другой стороны, на желании подчиняться и подражать. Манипуляция будет иметь результат лишь в случае, если она не противоречит неосознанным стремлениям объекта воздействия.
Новизна подхода к проблеме манипуляции заключается в том, что В.В. Юренков в качестве субъектов манипуляции выделяет не только индивидов, но и государство, бизнес, персонифицированные посредством бюрократии и наемного менеджмента.
В статье представлена точка зрения французского философа М. Фуко, который рассматривал манипуляцию как средство политического давления на индивида. Автор дает оценку этой теории.
В результате анализа различных взглядов на проблему манипуляции В.В. Юренков делает обоснованный вывод о том, что манипуляционная деятельность по управлению социумом никогда не исчезнет из набора форм социального управления, а общество, основанное на манипуляции, никогда не будет стабильным.
Статья написана доступным научным языком, все положения и выводы обоснованы; может представлять интерес для широкого круга исследователей.
Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК
Рецензент:
к.с.н., генеральный директор
научно-информационного издательского
центра ООО «Ростра»
Шахов Денис Андреевич
59