Научная статья на тему 'Манипулятивный подход в педагогическом общении: основные признаки и индикаторы'

Манипулятивный подход в педагогическом общении: основные признаки и индикаторы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2179
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MANIPULATION / PEDAGOGICAL DIALOGUE / BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL FACTORS / THE PERSON OF THE TEACHER / MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саипова М. Л.

В данной статье представлен критико-теоретический анализ исследований, направленных на выявление симптоматичных признаков и принципов реализации манипулятивного подхода в педагогическом взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manipulative approach in pedagogical dialogue:tht basis attributes and indicators

The critical-theoretical analysis of the researches directed on revealing symptomatic attributes and principles of realization manipulative of the approach in pedagogical interaction is presented in this article.

Текст научной работы на тему «Манипулятивный подход в педагогическом общении: основные признаки и индикаторы»

Психологические науки

УДК 159.923

МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ИНДИКАТОРЫ1

М. Л. Саипова, преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Узбекского государственного университета мировых языков, Ташкент, Узбекистан, e-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье представлен критико-теоретический анализ исследований, направленных на выявление симптоматичных признаков и принципов реализации манипулятивного подхода в педагогическом взаимодействии.

Ключевые слова: манипуляция, педагогическое общение, поведение, психологические факторы, личность педагога, психическое развитие.

Взаимодействие в системе "учитель-учащийся" строится и развивается на основе своеобразных принципов межличностных отношений. Особый статус обеих сторон в системе отношений представляет свои требования к их эффективной организации. Вероятно, ни в какой другой сфере индивидуальные особенности и профессиональные качества педагога так ярко не проявляются как в процессе общений с учащимися. Естественно, педагог организует это общение на основе своих представлений о роли учителя и процесса образования в личностном становлении учащихся.

Как в любом другом виде профессионального общения взаимодействие педагога с учениками подразумевает активизацию рефлексивных процессов в сознании педагога, стимулом которых выступают соответствующие ответные реакции учащихся. Другими

1 Статью рекомендовал Баратов Шариф Рамазанович, доктор психологических наук, профессор Бухарского государственного университета, академик МАПН (Бухара, Республика Узбекистан).

словами, в педагогическом общении также имеется возможность самосознания через взгляд на самого себя глазами учащихся. Несомненно, это важнейший фактор профессионального самосознания и организации самовоспитания педагога как специалиста. Этому процессу может препятствовать широкий круг контрфакторов. Среди таких факторов существенную роль может сыграть манипулятивная установка педагога на взаимодействие с учащимися, поскольку при этой тактике общения резко сокращается и объем обратных сигналов учеников, передаваемых учителю, и его восприимчивость к ним. Для профилактики такой негативной ситуации очень важно, чтобы педагог научно обоснованно имел возможность отслеживать свои поведенческие проявления с точки зрения уровня манипулятивных тенденций в них. В данной статье мы попытались обобщить научный опыт в этом направлении и представить список конкретных признаков, а также принципов проявления манипулятивного педагогического поведения.

Как известно, под манипуляцией в психологической науке понимается вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающими с его актуально существующими желаниями [3]. Как отмечает Р.В.Овчарова в практическом смысле манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимое настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением [5].

Согласно, определению Э.А.Щегловой склонность педагогов к манипулированию представляет собой общеличностный конструкт, существующий в форме психологической готовности к актуализации у учащихся намерений, не совпадающих с их актуально существующими желаниями, потребностями и мотивами и проявляющийся в виде воздействий на учеников, которые могут выступать как в форме педагогического воздействия (в рамках педагогического взаимодействия), так и выходить за его пределы, в предельных случаях полностью замещая его. Как показывают ее исследования манипулирование в профессионально-педагогической деятельности может принимать различные формы [7]:

-выступать в роли неосознаваемых (или мало осознаваемых)

операций, спровоцированных конкретными условиями и направленных на адаптацию или сохранность личностных структур от негативных воздействий;

-применяться в качестве действий, направленных на достижение конкретных целей, содержание которых определяет амбивалентность манипулятивных приемов (во благо манипулятора или для достижения социально-значимых целей);

-представлять собой стратегию поведения, подчиненную личностным смыслам и ценностям, отражающим эгоистическую направленность и макиавеллистские убеждения (макиавеллизм - от имени итальянского философа и государственного деятеля Никколо Макиавелли, которым продвигалась идея о целесообразности манипулятивного управления людьми [4, с.16]).

Согласно данным диссертационного исследования И.В.Девятовской при переходе учителей с одной стадии профессионального становления, на другую выраженность психологических особенностей выученной беспомощности, т.е. психологического состояния, возникающего у человека после достаточно длительного негативного воздействия, избежать которого не удается, изменяется. В процессе профессионального становления учителя достоверно повышается уровень мотивации к успеху, а также контроль за действием при планировании и реализации действия переориентируется с контроля за эмоциональным состоянием и мыслями, связанными с неуспехом, на контроль за процессом реализации действия. А также, при переходе с одной профессиональной стадии на другую наблюдается статистически достоверное изменение уровня выраженности ряда стратегий преодолевающего поведения: снижается уровень выраженности неконструктивных стратегий преодоления (манипулятивных, асоциальных и агрессивных действий) [2].

Е.В.Самаль выделяет следующие признаки манипулятивности педагогического подхода: 1)педагог реализует формальное общение, используя методы сверхконтроля, эмоционального и административного давления, вызывая у учащихся чувство страха, подавленности, пассивного послушания; 2)педагог работает на результат, он хорошо знает, чего он хочет и стремится достичь своей цели, используя любые средства, предоставляемые его профессией; 3)педагог-манипулятор не заботится о

психологическом комфорте учащегося, не анализирует, что чувствует последний, как он относится к обучению и преподавателю; 4)педагог обычно называет своих учащихся только по фамилии, часто называет своего учащегося в третьем лице в его присутствии. В целом, Е.В.Самаль на основе анализа причин манипулятивного поведения педагога приходит к выводу о том, что манипуляторство в преподавательской деятельности есть своеобразный способ психологической защиты [6].

М.В.Богуславский важным признаком манипулятивного подхода в педагогическом взаимодействии считает, что педагог-манипулятор больше всего не любит прямого вопроса о том, какие же цели он ставит и чего, собственно, добивается, всячески уходит от ответа, или же формулирует цель предельно туманно. Встречаясь с воспитанниками, такой педагог занимает отстраненную «незаметную» позицию. Открыто и искренне заявляет, что он не знает, чем им нужно заняться, как найти выход из сложившейся ситуации и т.п. И приглашает всех питомцев предлагать свои идеи, способы решения проблемы, виды деятельности. Тем самым педагог избавляется от двух негативных «родимых пятен» авторитарной педагогики - пассивности и безответственности воспитанников, охотно делегирующих свою активность педагогу, четко ставящему цель предстоящей деятельности, определяющему формы, а значит, берущему на себя ответственность за конечный результат [1].

Р.В.Овчарова отмечает такую характерную особенность педагога-манипулятора как «туннельное видение» - видеть и слышать то, что он хочет [5, с.36]. Кроме этого автор указывает на такие индикаторы манипуляции, о которых должен знать педагог:

а) дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения;

б) деформация в соотношении выигрыш — плата;

в) наличие силового давления на личность;

г) необычность ситуации взаимодействия (необычность мишеней воздействия, компоновки информации, несоответствие вербального и невербального поведения, стремление вызвать стереотипную реакцию);

д) необычность психологических реакций адресата (появление психологических автоматизмов, регрессия к инфантильным реакциям, скоропалительное принятие решений, состояние суженности сознания,

изменение фоновых состояний — суетливость, напряженность, агрессия, обида и др.) [5, с.88].

Таким образом, несмотря на то, что по своей сути манипуляция, в том числе, в педагогике подразумевает скрытость намерений, ряд симптоматичных признаков позволяют выявлять ее в поведении педагога. Мы полагаем, что выделенные в статье признаки и индикаторы могут использоваться на практике в двух направлениях: во-первых, эти характерные особенности могут быть использованы педагогами как некоторые точки опоры в самоанализе педагогического поведения; во-вторых, данные признаки могут служить в качестве набора характеристик в экспертном оценивании индивидуального стиля деятельности педагога.

Литература:

1. Богуславский М.В. Лабиринты манипулятивной педагогики // Директор школы. - 2002. - № 9. С. 35-38.

2. Девятовская И.В.Психологические особенности выученной беспомощности личности учителя: автореф. дис. ... к. психол.н. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2006. - 23 с.

3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.

4. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. -Москва. 2002. - № 6. - С. 45-54.

5. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.

- 187 с.

6. Самаль, Е.В. От манипуляций к самоактуализации - путь к психологическому здоровью педагога // Здоровье педагога: проблемы и пути решения: Сб. науч. статей заочной Всерос. научно-практ. Интернет-конф. Омск, июнь-сентябрь 2010 г. - Омск: Полиграфический центр «КАН».

- С. 37-43.

7. Щеглова Э.А. Склонность к манипулированию и формы ее проявления в профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Томск: Том. гос. ун-т, 2009. - 23 с.

Saipova M. L. Manipuljativnyj podhod v pedagogicheskom obshhenii: osnovnye priznaki i indikatory/ M. L. Saipova //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2. - 2015. - S. 89-94.

Abstract. The critical-theoretical analysis of the researches directed on revealing symptomatic attributes and principles of realization manipulative of the approach in pedagogical interaction is presented in this article.

Keywords: manipulation, pedagogical dialogue, behavior, psychological factors, the person of the teacher, mental development.

Сведения об авторе

Малохат Л. Саипова, преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Узбекского государственного университета мировых языков, Ташкент, Узбекистан.

© М. Л. Саипова, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

.— • —

Подписано в печать 08.07.2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции.

При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г.

Регистрационный номер - 07N-4S-SH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.