Психологические науки
УДК 159.923
МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ИНДИКАТОРЫ1
М. Л. Саипова, преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Узбекского государственного университета мировых языков, Ташкент, Узбекистан, e-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье представлен критико-теоретический анализ исследований, направленных на выявление симптоматичных признаков и принципов реализации манипулятивного подхода в педагогическом взаимодействии.
Ключевые слова: манипуляция, педагогическое общение, поведение, психологические факторы, личность педагога, психическое развитие.
Взаимодействие в системе "учитель-учащийся" строится и развивается на основе своеобразных принципов межличностных отношений. Особый статус обеих сторон в системе отношений представляет свои требования к их эффективной организации. Вероятно, ни в какой другой сфере индивидуальные особенности и профессиональные качества педагога так ярко не проявляются как в процессе общений с учащимися. Естественно, педагог организует это общение на основе своих представлений о роли учителя и процесса образования в личностном становлении учащихся.
Как в любом другом виде профессионального общения взаимодействие педагога с учениками подразумевает активизацию рефлексивных процессов в сознании педагога, стимулом которых выступают соответствующие ответные реакции учащихся. Другими
1 Статью рекомендовал Баратов Шариф Рамазанович, доктор психологических наук, профессор Бухарского государственного университета, академик МАПН (Бухара, Республика Узбекистан).
словами, в педагогическом общении также имеется возможность самосознания через взгляд на самого себя глазами учащихся. Несомненно, это важнейший фактор профессионального самосознания и организации самовоспитания педагога как специалиста. Этому процессу может препятствовать широкий круг контрфакторов. Среди таких факторов существенную роль может сыграть манипулятивная установка педагога на взаимодействие с учащимися, поскольку при этой тактике общения резко сокращается и объем обратных сигналов учеников, передаваемых учителю, и его восприимчивость к ним. Для профилактики такой негативной ситуации очень важно, чтобы педагог научно обоснованно имел возможность отслеживать свои поведенческие проявления с точки зрения уровня манипулятивных тенденций в них. В данной статье мы попытались обобщить научный опыт в этом направлении и представить список конкретных признаков, а также принципов проявления манипулятивного педагогического поведения.
Как известно, под манипуляцией в психологической науке понимается вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающими с его актуально существующими желаниями [3]. Как отмечает Р.В.Овчарова в практическом смысле манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимое настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением [5].
Согласно, определению Э.А.Щегловой склонность педагогов к манипулированию представляет собой общеличностный конструкт, существующий в форме психологической готовности к актуализации у учащихся намерений, не совпадающих с их актуально существующими желаниями, потребностями и мотивами и проявляющийся в виде воздействий на учеников, которые могут выступать как в форме педагогического воздействия (в рамках педагогического взаимодействия), так и выходить за его пределы, в предельных случаях полностью замещая его. Как показывают ее исследования манипулирование в профессионально-педагогической деятельности может принимать различные формы [7]:
-выступать в роли неосознаваемых (или мало осознаваемых)
операций, спровоцированных конкретными условиями и направленных на адаптацию или сохранность личностных структур от негативных воздействий;
-применяться в качестве действий, направленных на достижение конкретных целей, содержание которых определяет амбивалентность манипулятивных приемов (во благо манипулятора или для достижения социально-значимых целей);
-представлять собой стратегию поведения, подчиненную личностным смыслам и ценностям, отражающим эгоистическую направленность и макиавеллистские убеждения (макиавеллизм - от имени итальянского философа и государственного деятеля Никколо Макиавелли, которым продвигалась идея о целесообразности манипулятивного управления людьми [4, с.16]).
Согласно данным диссертационного исследования И.В.Девятовской при переходе учителей с одной стадии профессионального становления, на другую выраженность психологических особенностей выученной беспомощности, т.е. психологического состояния, возникающего у человека после достаточно длительного негативного воздействия, избежать которого не удается, изменяется. В процессе профессионального становления учителя достоверно повышается уровень мотивации к успеху, а также контроль за действием при планировании и реализации действия переориентируется с контроля за эмоциональным состоянием и мыслями, связанными с неуспехом, на контроль за процессом реализации действия. А также, при переходе с одной профессиональной стадии на другую наблюдается статистически достоверное изменение уровня выраженности ряда стратегий преодолевающего поведения: снижается уровень выраженности неконструктивных стратегий преодоления (манипулятивных, асоциальных и агрессивных действий) [2].
Е.В.Самаль выделяет следующие признаки манипулятивности педагогического подхода: 1)педагог реализует формальное общение, используя методы сверхконтроля, эмоционального и административного давления, вызывая у учащихся чувство страха, подавленности, пассивного послушания; 2)педагог работает на результат, он хорошо знает, чего он хочет и стремится достичь своей цели, используя любые средства, предоставляемые его профессией; 3)педагог-манипулятор не заботится о
психологическом комфорте учащегося, не анализирует, что чувствует последний, как он относится к обучению и преподавателю; 4)педагог обычно называет своих учащихся только по фамилии, часто называет своего учащегося в третьем лице в его присутствии. В целом, Е.В.Самаль на основе анализа причин манипулятивного поведения педагога приходит к выводу о том, что манипуляторство в преподавательской деятельности есть своеобразный способ психологической защиты [6].
М.В.Богуславский важным признаком манипулятивного подхода в педагогическом взаимодействии считает, что педагог-манипулятор больше всего не любит прямого вопроса о том, какие же цели он ставит и чего, собственно, добивается, всячески уходит от ответа, или же формулирует цель предельно туманно. Встречаясь с воспитанниками, такой педагог занимает отстраненную «незаметную» позицию. Открыто и искренне заявляет, что он не знает, чем им нужно заняться, как найти выход из сложившейся ситуации и т.п. И приглашает всех питомцев предлагать свои идеи, способы решения проблемы, виды деятельности. Тем самым педагог избавляется от двух негативных «родимых пятен» авторитарной педагогики - пассивности и безответственности воспитанников, охотно делегирующих свою активность педагогу, четко ставящему цель предстоящей деятельности, определяющему формы, а значит, берущему на себя ответственность за конечный результат [1].
Р.В.Овчарова отмечает такую характерную особенность педагога-манипулятора как «туннельное видение» - видеть и слышать то, что он хочет [5, с.36]. Кроме этого автор указывает на такие индикаторы манипуляции, о которых должен знать педагог:
а) дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения;
б) деформация в соотношении выигрыш — плата;
в) наличие силового давления на личность;
г) необычность ситуации взаимодействия (необычность мишеней воздействия, компоновки информации, несоответствие вербального и невербального поведения, стремление вызвать стереотипную реакцию);
д) необычность психологических реакций адресата (появление психологических автоматизмов, регрессия к инфантильным реакциям, скоропалительное принятие решений, состояние суженности сознания,
изменение фоновых состояний — суетливость, напряженность, агрессия, обида и др.) [5, с.88].
Таким образом, несмотря на то, что по своей сути манипуляция, в том числе, в педагогике подразумевает скрытость намерений, ряд симптоматичных признаков позволяют выявлять ее в поведении педагога. Мы полагаем, что выделенные в статье признаки и индикаторы могут использоваться на практике в двух направлениях: во-первых, эти характерные особенности могут быть использованы педагогами как некоторые точки опоры в самоанализе педагогического поведения; во-вторых, данные признаки могут служить в качестве набора характеристик в экспертном оценивании индивидуального стиля деятельности педагога.
Литература:
1. Богуславский М.В. Лабиринты манипулятивной педагогики // Директор школы. - 2002. - № 9. С. 35-38.
2. Девятовская И.В.Психологические особенности выученной беспомощности личности учителя: автореф. дис. ... к. психол.н. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2006. - 23 с.
3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
4. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. -Москва. 2002. - № 6. - С. 45-54.
5. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.
- 187 с.
6. Самаль, Е.В. От манипуляций к самоактуализации - путь к психологическому здоровью педагога // Здоровье педагога: проблемы и пути решения: Сб. науч. статей заочной Всерос. научно-практ. Интернет-конф. Омск, июнь-сентябрь 2010 г. - Омск: Полиграфический центр «КАН».
- С. 37-43.
7. Щеглова Э.А. Склонность к манипулированию и формы ее проявления в профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Томск: Том. гос. ун-т, 2009. - 23 с.
Saipova M. L. Manipuljativnyj podhod v pedagogicheskom obshhenii: osnovnye priznaki i indikatory/ M. L. Saipova //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2. - 2015. - S. 89-94.
Abstract. The critical-theoretical analysis of the researches directed on revealing symptomatic attributes and principles of realization manipulative of the approach in pedagogical interaction is presented in this article.
Keywords: manipulation, pedagogical dialogue, behavior, psychological factors, the person of the teacher, mental development.
Сведения об авторе
Малохат Л. Саипова, преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Узбекского государственного университета мировых языков, Ташкент, Узбекистан.
© М. Л. Саипова, 2015.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.
.— • —
Подписано в печать 08.07.2015.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.
Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции.
При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г.
Регистрационный номер - 07N-4S-SH.