Научная статья на тему 'Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитыхстран'

Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитыхстран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1486
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Счастливая Н. В.

В статье рассматривается роль инновационной деятельности малого бизнеса в экономике высокоразвитых стран. Исследуются причины возникновения и развития инновационного предпринимательства в сфере малого бизнеса. Особое внимание уделяется государственной поддержке малого инновационного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитыхстран»

Счастливая Н.В.

Пензенский государственный университет

МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В ЭКОНОМИКЕ ВЫСОКОРАЗВИТЫХ СТРАН

В статье рассматривается роль инновационной деятельности малого бизнеса в экономике высокоразвитых стран. Исследуются причины возникновения и развития инновационного предпринимательства в сфере малого бизнеса. Особое внимание уделяется государственной поддержке малого инновационного бизнеса.

В экономике развитых стран мира малый бизнес играет важную роль в инновационной деятельности, выступает неотъемлемым элементом инновационной среды. Хотя уровень развития и эффективность малого инновационного бизнеса не одинаковы в этих странах (из-за национальных особенностей предпринимательства), увеличение и расширение его роли в инновационном процессе являются универсальной тенденцией. Наибольшее развитие малый бизнес получил в США. В Европе и Японии его образование и рост связаны с децентрализацией управленческой структуры крупных корпораций.

Малый инновационный бизнес развит прежде всего в сфере научно-технических разработок, доводки и внедрения в производство открытий и изобретений, различных инноваций, имеющих рисковый, но перспективный характер. Термин «инновация» в мировой экономической литературе интерпретируется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

К основным этапам инновационного процесса относят:

- аналитические исследования проблем (поиск решений и формирование идей в виде концепций, выбор приоритетных научно-исследовательских работ (НИР));

- разработку НИР и предпроектных предложений;

- разработку проектов развития (подготовку к освоению научно-технических разработок в производстве);

- реализацию проектов развития (организация производства и система распределения продукции).

Возникновение и развитие инновационного предпринимательства в сфере малого бизне-

са вызвано рядом социально-экономических факторов:

1) ограниченность крупных корпораций в сфере разработки и освоения инноваций (бюрократия, особенности организационной структуры, значительный рост затрат и др.);

2) возникновение новейших наукоемких секторов экономики, где способен оперировать малый бизнес и существует возможность получения высоких прибылей;

3) способность малого бизнеса к осуществлению инновационной деятельности на необходимом уровне на основе использования передовых достижений НТП и склонность к использованию таких достижений;

4) повышение требований к гибкости, ликвидности, мобильности бизнеса;

5) комплексная государственная поддержка с целью ускорения инновационного процесса, увеличения занятости;

6) сегментация потребительского спроса на высокотехнологическую продукцию (индивидуализация запросов потребителей).

Мировой опыт свидетельствует о том, что господствующее положение крупного бизнеса в инновационных процессах не приводит к исчезновению средних и мелких предприятий и даже не влечет за собой снижения их значимости. Так американские компании с числом занятых менее 1000 человек разрабатывают в 17 раз больше крупных технических нововведений, чем фирмы с количеством занятых свыше 10 тысяч человек [3, с. 45].

Особое место в развитых странах занимает сфера НИОКР, которая представлена четырьмя основными институциональными секторами: государственными, частным, «некоммерческим» (исследовательские учреждения и организации, которые практически не имеют прибыли и поэтому освобождаются от уплаты налогов) и вузами.

Счастливая Н.В.

Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитых стран

Контакт государственных и частных институтов в сфере НИОКР является важной чертой инновационного механизма. Являясь выразителем интересов крупнейших производителей, частные организации осуществляют обратную связь, предоставляя государственным органам информацию об эффективности для бизнеса проводимых ими мер и бизнесу - об экономической политике государства. В развитых странах мира продолжительность инновационного процесса составляет 5-6 лет, в то время как в среднеразвитых и развивающихся странах - 15-25 лет.

Эффективность затрат на НИОКР в малых инновационных фирмах в США в 4 раза выше, чем в крупных корпорациях [4, с. 102]. Кроме того, малый инновационный бизнес создает инноваций на 1 занятого в 2,5 раза больше и внедряет их на год быстрее, чем крупный бизнес, затрачивая при этом средств на 75% меньше [5, с. 30].

В Германии малые инновационные фирмы тратят на НИОКР примерно 6,1% своего оборота [6, с. 85].

В Японии в середине 90-х гг. ХХ в. доля малых и средних фирм, выполняющих НИОКР, составляла 22% (против 10% в 80-х гг.), в ближайшие годы этот показатель, по оценкам экспертов, может достичь 38% [7, с. 78].

В целом сферы малого и крупного бизнеса в инновационном секторе экономики развитых стран являются глубоко интегрированными, дополняя друг и друга в осуществлении инновационной деятельности. За счет взаимодействия с малым инновационным бизнесом корпорациями обеспечивается не только разработка и реализация инноваций в короткие сроки и с меньшими затратами, но и осуществляется проникновение на новые рынки. Малые фирмы берут на себя львиную долю риска при относительно небольших возможных потерях. Они могут не только выполнять прикладные НИОКР, доводку и внедрение инноваций, наладку массового производства, но зачастую проводят фундаментальные исследования. Крупные же корпорации реализуют долговременные инновационные проекты, осуществляют массовое производство инновационного продукта или использование новых технологий.

Относительно взаимодополняемости структур малого и крупного бизнеса следует отметить, что ввиду значительного уровня риска и неопре-

деленности малый инновационный бизнес не способен эффективно функционировать без координации со стороны крупных компаний и государства, что учитывается в практике государственного регулирования развитых стран.

Малый инновационный бизнес в инновационном процессе выполняет консолидирующую функцию, взаимодействуя не только с крупными корпорациями, но и научным сектором (университетами, академическими институтами, государственными лабораториями и т.д.). Именно создание малых фирм позволяет реализовать определенный объем новых знаний, возникающих в научно-исследовательских учреждениях. Это происходит за счет того, что малые фирмы создаются исследователями, которые в рамках различных организаций разработали определенный инновационный проект. Так выпускниками Массачусетского технологического института за последние 20 лет основано более 2 тысяч компаний, совокупный объем производства которых сопоставим с ВВП страны среднего размера [8, с. 34].

Отношения сотрудничества с участием малого инновационного бизнеса возникают в сфере:

1) предоставления грантов малому инновационному бизнесу (со стороны университетов, корпораций и др.);

2) передачи технологий малым фирмам (научно-исследовательскими учреждениями, корпорациями и т.д.);

3) совместного проведения НИОКР и реализации проектов (с университетами, корпорациями и малыми фирмами между собой).

Особое развитие малый инновационный бизнес получил в рамках инновационной инфраструктуры (технопарков, технополисов, инновационных центров, венчурных фондов и т.д.), специально создаваемой государством для интенсификации инновационного процесса. Во Франции запланировано создание 31 инкубатора, причем 10 из них уже действуют. В них малые фирмы безвозмездно получают в пользование помещения, оборудование на 2-3 года, в течение которых проект должен быть отработан.

В Бельгии инновационный процесс стимулируется «кластерной политикой» (единство институтов и предприятий). При этом в процесс трансферта технологий вовлекаются и ученые, и студенты.

Во Фландрии существует закон об инвестициях, согласно которому бюджетные средства для трансферта технологий привлекаются через университеты и научно- исследовательские институты. Из научно-технического бюджета до 150 миллионов евро предусматривается на продвижение результатов в промышленность. Стимулами инновациям в компаниях являются и беспроцентные кредиты и субсидии, размер которых может достигать 25% стоимости. Следствие такой политики - высокий процент работников в наукоемкой сфере: 9% против 4,4% в среднем по Европейскому союзу [1; с. 106].

Возрастание значения малого инновационного бизнеса связано с рядом закономерностей:

1) малые бизнес-структуры более концентрированы на НИОКР, так как заняты преимущественно в сфере разработки инноваций, а не их промышленного использования;

2) они выполняют определенные функции инновационного процесса с меньшими затратами и в более короткие сроки;

3) обладают передовыми информационными и компьютерными технологиями, более эффективно организованы и управляемы, что позволяет вести разработки на высоком уровне;

4) гибкость и меньший масштаб проектов позволяют сократить затраты и снизить риск, достаточная обеспеченность НИОКР финансовыми ресурсами ввиду значительной рентабельности реализуемых проектов;

5) благодаря своим размерам и мобильности такие структуры легко включаются в системы кооперации между собой и с крупными компаниями, способны к реализации наиболее рисковых проектов; активно сотрудничает с исследовательскими и инновационными центрами, университетами;

6) гибкость малых фирм обусловлена возможностями быстрой технологической и научно-исследовательской переориентации, лучшей восприимчивостью к изменениям социально-экономической ситуации, облегченными внутренними коммуникациями;

7) малый инновационный бизнес легко возникает в новых отраслях, рынок продукции которых свободен, что обуславливает возникновение новых сегментов экономики.

Развитие малого инновационного бизнеса имеет значительные социальные эффекты. Так

венчурное финансирование включает механизмы распределения собственности на вновь созданные фирмы. Это стимулирует предпринимательскую активность и ведет к увеличению доходов населения (в особенности занятых в сфере науки и инноваций, что обуславливает приток высококвалифицированных кадров в инновационный сектор).

Зарубежный опыт организации инновационных процессов показывает, что государственная научно-техническая политика развитых стран преследует две основные цели: сохранение и преобразование региональной науки в интересах конкретных регионов и приоритетное финансирование прикладных исследований. Главным в государственной политике этих стран является реализация комплекса законодательных и организационных мер, направленных на создание и поддержание в стране «инновационного климата». На региональном уровне особенность создания поддерживающей инновационное развитие инфраструктуры состоит в первую очередь в ориентации ее на профильные отрасли региона, приоритеты его развития, дополнения фирм друг другом, на максимальное исследование тех или иных преимуществ региона.

Выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инновационной деятельности. К прямым методам экономического регулирования, как правило, относятся:

- государственное инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций;

- планирование и программирование;

- государственное предпринимательство.

Особое место в системе прямого экономического воздействия государства на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций университетов с промышленностью.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом в основном направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития. Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает

самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Среди косвенных методов управления традиционно выделяют:

- налоговое и амортизационное регулирование;

- кредитная и финансовая политика;

- ценовое регулирование;

- политика протекционизма;

- либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Так для США характерно стремительное развитие государственного заказа малым фирмам на выполнение определенных инновационных проектов или оказание научно-технических услуг. Кроме того, в США Администрация по делам малого бизнеса гарантирует до 90% ссуды, представляемой коммерческими банками малым предприятиям.

Евросоюзом поставлена задача к 2010 г. именно за счет инновационной деятельности вывести его экономику на самый передовой уровень. Это должно быть достигнуто за счет поощрения предпринимательства, продвижения инноваций, получения результатов от внедрения передовых технологий, разработки отраслевых программ. Европейская комиссия стремится к тому, чтобы улучшить взаимодействие инновационной политики в странах ЕС, в том числе сократить разрыв в уровне социально-экономического развития между северными и южными регионами, унифицировать нормативные рамки в области поощрения инноваций, упростить процедуру создания новых компаний, обеспечить позитивную фискальную политику для вновь созданных фирм и венчурного капитала.

В ФРГ законодательно закреплены условия осуществления дотаций на научные исследования и подготовку научно-исследовательского персонала. Принята Программа стимулирования кооперационных инновационных проектов, поддерживающая сотрудничество мелких фирм с государственными и частными научноисследовательскими учреждениями.

В Италии Фонд технологических нововведений имеет право предоставлять льготные кредиты сроком на15 лет, при этом 80% суммы выдается в течение реализации программы и 20% - на ее завершающей стадии.

Во Франции действуют временное освобождение от уплаты налога на прибыль или

частичное его снижение («налоговые каникулы»), которые распространяются на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога.

В Великобритании для мелких предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20% в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6% от величины расходов на исследования и разработки, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15% от налоговых обязательств фирмы. Расходы, которые фирмы несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли [1; с. 102].

В Японии среди мер правительства по обеспечению НТП, стимулированию наукоемких «высоких» технологий видное место занимают программы регионального развития. Одна из них - программа «Технополис», направленная на создание научно-производственных городков, в которых обеспечены благоприятные условия для органичного слияния научно-исследовательской деятельности с наукоемким производством [1; с. 90].

«Заинтересованность» со стороны корпораций и государства в развитии малого инновационного бизнеса привела к массовому образованию малых бизнес-структур в развитых странах мира. Общее количество структур малого бизнеса (в том числе инновационного) в США составляет 19 300 тысяч, Японии - 6450 тысяч, Великобритании - 2630 тысяч, Германии - 2290 тысяч, Франции - 1980 тысяч. В этой сфере занято: в Японии 39,5 миллиона человек, США -70,2 миллиона человек, Великобритании - 13,6 миллиона человек, Германии - 18,5 миллиона человек, Франции - 15,2 миллиона человек. В Японии в сфере малого бизнеса (в том числе инновационного) производится 52-55% ВВП, в США - 50-52%, Великобритании - 50-53%, Германии - 50-52%, Франции - 55-62% ВВП [9].

На сегодняшний день Россия переживает глубокий инновационный кризис. Главным противоречием, порождающим этот кризис, является то, что, с одной стороны, переход к свободному

предпринимательству, создание конкурентной среды, ориентация на запросы потребителей должны стимулировать инновационную деятельность, технологические новшества, реализацию научно-технических и других инноваций. С другой стороны, экономическая нестабильность, резкое снижение инвестиционной активности, социальная напряженность в обществе дезорганизуют инновационный процесс, ликвидируют естественные стимулы к инновационной деятельности.

Необходимо отметить, что в России имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но при этом имеет место крайне слабая ориентация инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Инновационный кризис проявляется в резком снижении уровня управляемости процессом создания и реализации новшеств, отсутствии в ряде случаев источников его финансирования, свертывании деятельности исследовательских коллективов. За последнее время поток иностранных технологий подавляет развитие национальной инновацион-

ной политики и прикладной науки, создает реальную опасность возникновения технологической зависимости от зарубежных разработок.

Обобщая опыт малого инновационного бизнеса в экономике высокоразвитых стран, для России можно сделать ряд выводов:

1) довести удельный вес малых предприятий в объеме ВВП с 17% до 60%;

2) уделять особое значение созданию и развитию малого бизнеса в сфере инноваций (в России только 2,5% малых предприятий заняты инновационными разработками);

3) усилить роль малого бизнеса в инновационных процессах при его объединении с крупными фирмами и с научными учреждениями, где он выступает структурным подразделением;

4) найти применение используемых в развитых странах методов государственной поддержки: реализация масштабных программ партнерства малого инновационного бизнеса с крупным бизнесом, с государственными структурами, финансирование НИОКР, передача технологий, кооперация, обеспечение льготами (налоговые, кредитные, возмещение определенных затрат), создание инновационной инфраструктуры (технопарки, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы).

Список использованной литературы:

1. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушачева, И.Т. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду. - М.: КолосС, 2007.

2. Водопьянова Е. Концепция Европейского исследовательского пространства как зеркало науки старого света // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №11.

3. Гончаров В.В. Новые прогрессивные формы организации в промышленности. - М.: МНИИПУ, 1998.

4. Рузавина Е., Шеховцова Н. Венчурный капитал и инновации // Российский экономический журнал. - 1992. - №7.

5. Фирсов В.А. Венчурное предпринимательство как интегратор науки и бизнеса // Автоматизация и современные технологии. - 1995. - №1.

6. Муминов Р., Абдираимов И. Маленова С.. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №4.

7. Лебедева И. Тенденции научно-технического развития малого бизнеса в Японии // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №3.

8. Роль инноваций в развитии современных технологий // Экономика и управление в зарубежных странах. Информационный Бюллетень. - 2002. - №2.

9. www.nbuv.gov.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.