Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес в России'

Малый и средний бизнес в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКОНОМИКА / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / ECONOMIC DEVELOPMENT / ENTERPRISE / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чириканова Е. А.

В статье рассматриваются вопросы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, как важного инструмента способного помочь экономическому развитию страны в ситуации нестабильной экономической среды, как внутри страны, так и на внешнем рынке. В сложившейся ситуации анализ проблем, факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие малого бизнеса, является актуальным. Локомотивом развития рынка, экономики страны может стать малое и среднее предпринимательство, в котором самоуправление реализуется с наибольшей эффективностью при разумном контроле со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чириканова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM BISINESSES IN RUSSIA

The article discusses the development of small and medium-sized businesses, as an important tool that can help the economic development of the country in a situation of unstable economic environment, both within the country and in the external market. In this situation, the analysis of problems and factors that have the greatest impact on the development of small business is relevant. The locomotive for the development of the market and the country's economy can be small and medium-sized businesses, in which self-government is implemented with the greatest efficiency with reasonable control by the state.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес в России»

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ Е.А. Чириканова, канд. экон. наук, доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10633

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, как важного инструмента способного помочь экономическому развитию страны в ситуации нестабильной экономической среды, как внутри страны, так и на внешнем рынке. В сложившейся ситуации анализ проблем, факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие малого бизнеса, является актуальным. Локомотивом развития рынка, экономики страны может стать малое и среднее предпринимательство, в котором самоуправление реализуется с наибольшей эффективностью при разумном контроле со стороны государства.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, экономическое развитие, предприятие, экономика.

Малый бизнес в социально-экономическом развитии играет очень важную роль, в России по состоянию на 10.01.2017 г. в организациях, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства работало: у юридических лиц - 13 439,608 тыс. чел., у индивидуальных предпринимателей - 2 416,141 тыс. чел. по состоянию на 10.01.2020 г. в организациях, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства работало: у юридических лиц - 12 871,238 тыс. чел., у индивидуальных предпринимателей - 2 450,550 тыс. чел. [1]. Если сопоставить эти данные с данными Федеральной службы государственной статистики, в соответствии с которыми по состоянию за 2016 год общая численность занятого населения в Российской Федерации составляла 72,3926 млн чел., а в 2020 году на 01.01.2020 - 74,8 млн чел., то следует, что в 2016 году субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечили занятость 21,9% от общей численности занятого населения страны, а в 2020 году -20,4% [2].

Тенденции в секторе малого предпринимательства. По сравнению с многими странами в России показатель 30,9 ед./тыс. чел. значительно ниже, в США, Швеции и Корее этот показатель

превышает 100 ед./тыс. чел. Такая ситуация свидетельствует, об очень низком уровне развития малого предпринимательства в России, что в первую очередь говорит о недостаточной поддержке его со страны государства. Даже в рамках задач «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», планируется достигнуть показателя в 46 ед./тыс. чел. к 2030 году. Это даже на сегодняшний день по отношению к другим странам не является значительным результатом. Также в рамках стратегии планируется увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения к 2030 г. до 35% [3] В мировой практике малый и средний бизнес являются основой обеспечения занятости населения и экономического развития страны в целом, но в России их роль незначительна. Субъекты малого предпринимательства сталкиваются с большим количеством проблем, так как не обладают необходимым количеством финансовых ресурсов для своего развития, при этом они работают, как правило, в том сегменте рынка, который обеспечивает потребителей всеми необходимыми товарами и услугами.

Рис. 1. Количество субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. чел. населения страны в России и зарубежных странах в 2015 году [4]

К основным проблемам малого предпринимательства, как за рубежом, так и в России относятся: административные барьеры со стороны правительства и высокие проценты по кредитам, недостаточное количество информации и квалифицированных работников, конкуренция и налогообложение [5, 6]. В разных странах государство принимает различные меры поддержки развития предпринимательства. В России действуют специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства, каждый из которых направлен на упрощение налогообложения

определенной категории налогоплательщиков [7, 8]. Специальный налоговый режим предусматривает уплату одного налога (единого налога) вместо нескольких, его расчет производится в упрощенном порядке. Субъекты малого предпринимательства должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды. В большинстве случаев предприниматели предпочитают использовать упрощенную систему налогообложения (УСН), переход на которую является добровольным (табл. 1) [2].

Таблица 1. Доля специальных налоговых режимов в налоговых доходах бюджета РФ в 2011-2015 гг., %

Режим налогообложения 2G11 2G12 2G13 2G14 2G15

Упрощенная система налогообложения 4,1 3,3 3,4 3,2 3,1

Единый налог на вмененный доход 2,3 1,6 1,6 1,1 1,G

Единый сельскохозяйственный налог G,1 G,1 G,1 G,1 G,1

Итого: 6,5 5,G 5,4 4,3 4,2

При этом мы видим, что поступления от налогоплательщиков применяющих специальные налоговые режимы снижаются в общей сумме налоговых поступлений, что отрицательно характеризует состояние бизнеса субъектов малого предпринимательства, применяющих эти налоговые режимы. Малые предприятия и индивиду-

альные предприниматели, применяющие УСН вносят наибольший вклад в доходы бюджета страны - 3,1%, по сравнению с другими специальными режимами [9, 10, 11].

Вывод. Роль малого и среднего бизнеса в экономике страны нельзя недооценивать, необходимо внимательнее создавать усло-

вия для его развития как на федеральном, го бизнеса, для большинства получить до-так и на региональном уровне. Несмотря полнительный финансовый ресурс на на различные программы поддержки мало- практике достаточно сложно.

Библиографический список

1. Федеральная налоговая служба: официальная статистика. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru// (дата обращения: 15.07.2020).

2. Федеральная служба государственной статистики: официальная статистика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 15.07.2020).

3. Иванова Н.А. Цифровизация транспортного комплекса как важнейшее условие формирования современной транспортной инфраструктуры // Транспортное дело России. -2020. - № 1. - С. 71-75.

4. Entrepreneurship and business statistics - OECD. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stats.oecd.org/index.aspx?queryid=69557 (дата обращения: 15.07.2020).

5. Чириканова Е.А. Особенности экономического развития субъектов малого предпринимательства // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2018. - № 1 (15). - С. 18.

6. Ulitskaya N. Digital Transformation of Airline Management as the Basis of Innovative Development / A. Sukhorukov, N. Koryagin, J. Sulyagina, N. Ulitskaya, S. Eroshkin // VIII International Scientific Siberian Transport Forum: TransSiberia. - 2019. - Vol. 1. - Pp. 845-854. DOI: 10.1007/978-3 -030-37916-2_83

7. Чириканова Е.А. Экономические проблемы и направления развития локализации производства автотранспортных средств // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2014. - № 2 (37). -С. 60-65.

8. Телушкина Е.К. Механизмы государственной поддержки словацкой внешней торговли // Горизонты экономики. - 2019. - № 6 (52). - С. 115-118.

9. Чириканова Е.А. Мировые тенденции развития рынка продаж автотранспортных средств // Автотранспортное предприятие. - 2015. - №1. - С. 50-52.

10. Чириканова Е.А. Экономические изменения налогообложения транспортных средств в Российской Федерации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. -2017. - № 3. - С. 111-119.

11. Гоголина Е.С. Статистические показатели отраслевой концентрации / Е.С. Гоголина, М.А. Дрейцен, А.Л. Машкин // Транспортное дело России. - 2020. - № 2. -С. 54-56.

SMALL AND MEDIUM BISINESSES IN RUSSIA

E.A. Chirikanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Moscow Automobile and Highway State Technical University (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the development of small and medium-sized businesses, as an important tool that can help the economic development of the country in a situation of unstable economic environment, both within the country and in the external market. In this situation, the analysis ofproblems and factors that have the greatest impact on the development of small business is relevant. The locomotive for the development of the market and the country's economy can be small and medium-sized businesses, in which self-government is implemented with the greatest efficiency with reasonable control by the state.

Keywords: entrepreneurship, small business, economic development, enterprise, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.