Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес – источник устойчивого экономического развития'

Малый и средний бизнес – источник устойчивого экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / STATE SUPPORT OF SMALL AND MIDDLE BUSINESS REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бектембаева Зауреш Анарбековна, Арзаева Маия Жеткергеновна

В данной статье освещается роль малого и среднего бизнеса в экономичесоком развитии страны. Рассмотрены предпосылки для развития малого и среднего препринимательства в стране, необходимость государственной поддержки данного сектора, состояние малого и среднего бизнса в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium-sized business as a source of sustainable economic development

This article discusses the role of small and medium-sized business in economic development of the country. The prerequisites for the development of small and medium business in the country, the necessity of state support of this sector, the state of small and medium business in the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес – источник устойчивого экономического развития»

УДК УДК 334.7

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС - ИСТОЧНИК УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

З.А. Бектембаева, М.Ж. Арзаева

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан

[email protected] [email protected]

В данной статье освещается роль малого и среднего бизнеса в экономичесоком развитии страны. Рассмотрены предпосылки для развития малого и среднего препринимательства в стране, необходимость государственной поддержки данного сектора, состояние малого и среднего бизнса в Республике Казахстан.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый и средний бизнес, Республика Казахстан.

Малый и средний бизнес является основой экономики всех стран. Малый и средний бизнес — это ведущий сектор, который определяет динамику и гибкость экономического роста.

Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации в государстве. Вследствие этого малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. От стратегического понимания важной роли бизнеса в экономическом развитии Казахстана зависят устойчивость экономического развития республики и повышение уровня жизнеобеспечения населения.

Малое и среднее препринимательство имеет три основные характеристики.

1. Малые и средние препринимательства составляют значительную роль в экономическом росте. Малый и средний бизнес должен представлять основную часть экономического сектора, так как генерирует больше прибыли. Предприятия характеризуются высокой динамикой и мощной предпринимательской деятельностью.

2. Малые и средние преприниматель-ства являются основным инновационным источником. Такие преприятия все более инновационные, привлекательные для исследований и разработок в инновации в сфере развития существующих технологий, создании продуктов и гибких услуг.

3. Прогрессивная итернационализа-ция малых и средних предприятий в условиях глобализации. Хотя многие преприя-тия сконцентрированы на местном рынке, важной частью развития становится международный рынок, который надо обеспечить конкурентноспособными продуктами и услугами.

Роль малого и среднего бизнеса определяется тремя основными функциями:

— экономической;

— социальной;

— политической.

Экономическая функция данного сектора способствует производству ВВП, влияет на структуру экономики, также создает конкурентную среду. Именно эта сфера способствует модернизации и уходу от сы-

рьевой зависимости страны, а также, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Опыт развитых стран показывает, что малые и средние предприятия способствуют росту конкурентоспособности и диверсификации экономики.

Социальная функция малого бизнеса заключается в решении проблем занятости населения и вовлечении в экономи-

ческую деятельность наименее социально защищенных слоев населения. Предоставляя дополнительные рабочие места, малый и средний бизнес обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения. Даже в периоды спадов малый бизнес помогает сохранить и повысить источники доходов населения, что, в свою очередь, способствует обеспечению социальной стабильности.

Основные требования

■ Институты

■ Инфраструктура

■ Макроэкономическая стабильность

■ Здравоохранение и образование

Усилитвш эффективности

■ Высшее образование, профессиональная подготовка

■ Эффективность рынка товаров

■ Производительность труда на рынке

■ Развитость финансового рынка

■ Объем рынка

■ Технологическая обеспеченность

Инновация и предпринимательство

■ Финансы предпринимательства

■ Государственная политика

■ Программы государственной поддержки предпринимательства

■ Обучение предпринимательству

■ Коммерческая, юридическая, физическая инфраструктура для предпринимательства

■ Открытость рынка

А

Создание МСБ

(предпринимательская

деятельность)

7\

V

А

Отношения

Осознанная

перспектива/

возможность,

Статус

предпринимательства

Деятельность

Возможность/

Необходимость

продвижения,

Ранняя стадия,

Промышленность

J

Стремления Рост, Инновация, Международная ориентированность

J

С

о

ц

и

А

Л

Ь

Н Р

О А

- 3

э В

к И

о т

н и

о Е

м

и

ч

Е

С

к

о

Е

Модель институциональной среды и ее влияние на предпринимательство

Политическая функция сектора малого бизнеса заключается в формировании самостоятельного класса собственников в обществе. Развивающиеся представители малого бизнеса пополняют средний класс, который является

залогом политической стабильности в обществе1.

1 UNDP Kazakhstan. Большие вызовы развитию малого бизнеса в Казахстане. — 2004. — 64 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://808.kz/userfiles/dQc/vyzovi.doc

ЗА. Бектембаева, М.Ж. Арзаева. Малый и средний бизнес

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ

Развитие малого и среднего бизнеса имеет ряд преимуществ в сравнении с крупными компаниями, а именно: влияет на диверсификацию структуры экономики страны, предоставляет дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, быстро реагирует на изменение потребительского спроса и экономики в целом. Признание значимости выполняемых малым бизнесом функций способствовало тому, что практически во всех странах вопросам развития и поддержки малого бизнеса уделяется существенное внимание как на национальном, так и на местном уровнях2.

На рисунке показана концептуальная модель институциональной среды и ее влияния на предпринимательство, которая была принята на Всемирном экономическом форуме «Отчет о глобальной конкурентоспособности». Как видно из рисунка, два компонента, т. е. основные требования и усилители эффективности, являются базовыми предпосылками для ведения бизнеса. Они имеют решающее значение для предпринимательства, так как без прочной институциональной основы предпринимательство не сможет эффективно функционировать.

Главная составляющая основных условий для предпринимательства — это государственная политика и программы государственной поддержки, ориентированные на развитие малого и среднего бизнеса в стране.

Социально-экономическая политика каждого государства имеет приоритетное

2 Siri Roland Xavier, Donna Kelley, Jacqui Kew, Mike Herrington, Arne Vorderwülbecke. Global Entrepreneurship Monitor: 2012 Global Report. — 2012. — 87 р. [Electronic resource]. — Mode of access: http://gemconsortium.org/docs/2645/gem-2012-global-report

направление — это развитие и поддержка малого и среднего бизнеса. Сфера поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах занимает до 50 % всех средств государственных программ. И в бюджете нашей страны это является приоритетной задачей.

На сегодняшний день казахстанский бизнес взял курс на восстановление и расширение. И в этом сыграла важную роль поддержка со стороны государства. В 2010 году была запущена программа «Дорожная карта бизнеса-2020», которая нацелена на ускорение индустриализации страны, обеспечение устойчивого и сбалансированного роста предпринимательства в несырьевых секторах экономики, на сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Программа «Дорожная карта бизнеса-2020» оказывает помощь препринимателям в виде предоставления гарантий и субсидирования процентных ставок по кредитам банков, в развитии индустриальной инфраструктуры, подготовке кадров, предоставлении отсрочки по выплате налогов и других обязательных платежей в бюджет. Также в рамках реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития кроме программы «Дорожная карта бизнеса-2020» реализуются и другие бюджетные программы в целях оказания комплексной поддержки развитию бизнеса в регионах «Экспортер-2020» — для стимулирования несырьевого экспорта; «Произво-дительность-2020» — для технологической модернизации и повышения производительности экономики и «Инвестор-2020» — для привлечения крупных инвесторов. Помощь очень ощитимая, что способствует выправлению ситуации и дальнейшему развитию предпринимательства.

Коммерческие банки кредитуют малый и средний бизнес за счет средств государства. Государство обозначило эту сферу как наиболее приоритетную, выделяя значительные средства с государственного бюджета для ее поддержки, поскольку малое и среднее предпринимательство становится опорой экономического роста и процветания Казахстана. Заемные средства для МСБ — это один из способов двигаться дальше, расти, развивать ассортимент и модернизировать производство. Развитие малого и среднего бизнеса за счет получения кредитных средств является одним из наиболее распростроненных способов. А одним из главных преимуществ «Дорожной карты бизнеса-2020» является субсидирование ставки вознаграждения. В малых и средних предприятиях появилась возможность направлять свободные средства на обновление основных фондов, увеличение ассортимента выпускаемой продукции, создание новых рабочих мест.

В «Дорожной карте бизнеса-2020» было запущено новое направление, включающее поддержку начинающих предпринимателей. Это не только обучение, но и предоставление грантов начинающим предпринимателям. Сегодня предпринимательство очень активно развивается там, где больше молодежи, т. е. в ЮжноКазахстанской области и Алматы. Инновационные проекты больше развиваются в Алматы, Усть-Каменогорске и Шымкенте. В Казахстане больше возможностей для развития малого и среднего бизнеса в таких отраслях, как сфера услуг, отрасль информационных технологий3.

3 Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301 «Об утверждении Программы "Дорожная карта бизнеса 2020"» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.06.2011 г.) [Электронный ресурс]. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый года Всемирный банк проводит оценку состояния бизнес-климата в 185 странах по 10 индикаторам рейтинга, определяющим легкость ведения бизнеса, «Doing Business». По ежегодно меняющейся методике расчета Казахстан в 2012 году улучшил свои позиции в рейтинге «Doing Business 2013» на 7 пунктов и занял 49-е место, хотя в 2011 году по методике расчета 2013 года Казахстан занимал 56-е место. Согласно отчету Всемирного банка, Казахстан опередил Китай (91-е место), Россию (112-е место), Турцию (71-е место), Польшу (55-е место), Беларусь (58-е место), Кыргызстан (70-е место), Азербайджан (67-е место), Узбекистан (154-е место). Также Казахстан вошел в список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год4.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в послании к народу «Стратегия "Казахстан-2050"» поставил цель: к 2050 году войти в число 30 самых развитых стран мира. При этом доля малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана должна вырасти к 2030 году вдвое, а к 2050 году этот сектор экономики должен стать преобладающим. Предпринимательство рассматривается как движущая сила нового экономического курса5.

Малый и средний бизнес представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. В научных кругах российского общества становится все более очевидной уже довольно широко апробированная мировым опытом истина, суть

Режим доступа: http://www.dkb2020.kz/upload/ files_doc

4 Там же.

5 Послание Президента Республики Казахстан — лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства».

ЗА. Бектембаева, МЖ. Арзаева. Малый и средний бизнес

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ

которой состоит в том, что малый и средний бизнес — это важнейший стратегический ресурс, внутренний источник устойчивого экономического развития и обеспечения материального благосостояния населения страны в условиях рыночного хозяйствования.

Литература

UNDP Kazakhstan. Большие вызовы развитию малого бизнеса в Казахстане. — 2004. — 64 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://808.kz/userfiles/doc/vyzovi.doc

Siri Roland Xavier, Donna Kelley, Jacqui Kew, Mike Herrington, Arne Vorderwülbecke. Global Entrepreneurship Monitor: 2012 Global Report. — 2012. — 87 р. [Electronic resource]. — Mode of ac-

cess: http://gemconsortium.org/docs/2645/gem-2012-global-report

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301 «Об утверждении Программы "Дорожная карта бизнеса 2020"» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.06.2011 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dkb2020. kz/upload/files_doc

Легкость ведения бизнеса в Казахстане [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: / / http: //rus sian.doingbusiness.org/data/ exploreeconomies/kazakhstan/

Послание Президента Республики Казахстан — лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.