3. Заключение договоров с предприятиями на разработку студентами технический заданий, усовершенствованию механизмов работы и проч. с последующим внедрением на предприятии.
Блок В. Создание единой базы данных по региону (центр мониторинга, обслуживающий региональную сеть коммуникаций с населением, руководителями образовательных учреждений и работодателями), включающую информацию о компетенциях специалистов, трудоустройстве по специальности на предприятиях региона, потребностях рынка труда на текущий и прогнозируемый периоды.
Региональный рынок труда является открытой системой, поддержанной влиянию многих факторов внешней среды, поэтому все институты, действующие на данном рынке, должны корректировать механизмы его регулирования, поскольку методы воздействия, оптимальные в текущем периоде не могут быть таковыми в последующем периоде. Данная деятельность может быть информационным механизмом координирования объемов и профилей подготовки трудовых ресурсов. Главным требованием к данной базе должно быть - открытость всем участникам регионального рынка и периодическая актуализация информации.
Блок Г. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. Особенность профессионального обучения данных лиц заключается в том, что, с одной стороны, это неотъемлемая составная часть всей системы образования. С другой стороны, профессиональное обучение детерминировано факторами, определяющими особенности современного российского рынка труда, в том числе несоответствием образовательных потребностей личности спросу рабочей силы в условиях кризиса. Поэтому главной целью профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является повышение их конкурентоспособности и обеспечение получения уровня квалификации, адекватного требованиям регионального рынка труда.
Баланс спроса и предложения на специалистов на рынке труда, реализуемый посредством деятельности рынка образовательных услуг позволяет региону обладать необходимой экономической самостоятельностью, устойчивостью и стабильностью развития. Числен-
ность выпускников, поступающих на рынок труда, для эффективного развития региональной экономики, в идеале должна соответствовать спросу на них на данном рынке. Проблема дисбаланса спроса и предложения кадров на региональном рынке имеет объективный характер и не может быть разрешена без улучшения функционирования рынка труда и его взаимодействия с профессиональным образованием, в вопросах воспроизводства и рационального использования трудового ресурса. Акцент должен быть на согласованной региональной кадровой политике, проводимой совместно с образовательными учреждениями, предприятиями и властью для формирования спроса и предложения квалифицированного трудового ресурса в соответствии с современным развитием экономики региона.
Методы воздействия на систему регионального рынка труда должны строиться с учетом того, что система эта, во-первых, динамическая, поэтому невозможно выработать универсальные методы регулирования, которые были бы применимы в любой ситуации на протяжении длительного периода времени; во-вторых, вероятностная, то есть фактические результаты функционирования данной системы могут существенно отличаться от ожидаемых, что требует тщательной проработки возможных вариантов развития системы регионального рынка труда; в-третьих, открытая, что усложняет процесс регулирования и требует изучения основных факторов, влияющих на функционирование регионального рынка труда.
Основными источниками диспропорций является рассогласование социальных структур, поэтому регулирование заработной платы, установление социальных пособий, организация служб занятости, переквалификация кадров - это необходимые, но недостаточные меры. Проблема «качества образования» кадров в современных условиях неразрывно связана с состоянием регионального рынка труда. Установление постоянных деловых связей между предприятиями реального сектора экономики и учебными учреждениями, готовящими для них специалистов, будут способствовать формированию модели регионального развития, где направления, структура, численность подготовки специалистов будут ориентированы на особенности и потребности региона.
МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Орехов С.А., д.э.н. профессор каф. ОиСМ МЭСИ, Девяткин Е.А., доцент каф.ОиСМ МЭСИ
К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения - союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.
Российский малый бизнес - сектор экономики, порожденный социально-экономическими реформами, его формирование, как в целом предпринимательской деятельности, так и малого бизнеса в частности, проходило в несколько этапов.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, риски, финансовые средства, экономические реформы.
SMALL BUSINESS IN RUSSIA: THE STAGES OF FORMATION, DEVELOPMENT TRENDS
Orehov S., OSM MESI, Doctor of Economic Sciences, Professor, Devyatkin S., OSM MESI, Associate Professor
Unfortunately, Russia found itself in a paradoxical situation, when there is a steady increase in the number of different support structures for small and medium business, formed new social movements - unions, associations, unions, and budgetary support for small business is steadily declining. Experience in development of small businesses showed that the lack of effectiveness of various forms ofpublic support in Russia is largely due to inadequate preparedness of this sector of the economy to absorb. In the future, the state must be clear and reduce their risks, which should streamline, coordinate, monitor funds directed to small businesses through various structures.
Russia small business - a sector of the economy, generated by the socio-economic reforms, its formation, as in general business and small business in particular, took place in several stages.
Keywords: small and medium businesses, risks, funding, and economic reforms.
Социально-экономическая система Советского Союза не допускала развития частного предпринимательства, вследствие чего мировоззрение граждан было связано исключительно с наемной трудовой деятельностью, причем в пределах системы распределения кадрового потенциала. Перелом социального мировоззрения произошел с приходом к власти нового руководства страны во главе с
М.С.Горбачевым. Экономическая перестройка коснулась всех сфер жизнедеятельности общества и стала одной из первых и наиболее важных. Наиболее существенный груз по развитию таких сфер как: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание и др. был возложен на территориальные органы власти. Именно они должны были обеспечить развитие ма-
лых предприятий государственной собственности в отраслях народного хозяйства способных стать колыбелью малого бизнеса1.
Политика формирования малых предприятий получило распро-страниение не на всей территории СССР, только в ряде союзных республик (в основном в Прибалтике), краев (Краснодарский и др.) и областей (Московская, Тульская) начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов — малых производств на средних и крупных предприятиях и т.п.) и рациональным размером предприятий, работающих на потребительский рынок.
В целом, при всей значимости мероприятий пропагандируемых органами государственной власти, реальное положение дел было плачевным, органы местного самоуправления привыкшие к плановой экономике и формировавшие свои планы основываясь на «стратегических» и «градообразующих» предприятиях не проявляли существенной заинтересованности в развитии сектора малых предприятий.
Введение в социальную жизнь некоторых элементов экономических реформ, такие, как «гласность», «плюрализм», «свобода слова», «свобода деятельности» привели к росту предпринимательской активности выраженной через прогрессию индивидуальной трудовой деятельности2.- С 1988 по 1989 год число граждан занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью выросло на 69% (с 429 тыс. чел. до 723 тыс.чел.).
При всей радужности картины нельзя забывать о том, что на тот момент времени еще действовала (отмененная лишь в 1991 году3) статья 153 УК РСФСР4 в соответствии с которой:
а) частнопредпринимательская деятельность с использованием государственных, кооперативных или иных общественных форм наказывалась лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или ссылкой на срок до пяти лет с конфискацией имущества.
б) коммерческое посредничество, осуществляемое частными лицами в виде промысла или в целях обогащения наказывалось лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества или ссылкой на срок до трех лет с конфискацией имущества.
Существенный толчок в развитии предпринимательской деятельности связан с вступлением в силу Закона «О кооперации в СССР». Данный нормативно правовой акт стал одной из критических точек в зарождении частнопредпринимательской деятельности в нашем государстве. Во-первых, подтверждена возможность граждан распоряжаться своей собственностью, во-вторых, данное распоряжение носило свободный характер, в-третьих, могло быть связано с материальной заинтересованностью членов кооператива, т.е. направлено на получение индивидуальной прибыли.
Кроме того на государственном уровне признается существенная роль предпринимательского движения в социально-экономическом развитии страны и достижении высшей цели общественного производства5.
Так же существенным моментом закона «О кооперации в СССР» стала фиксация на законодательном уровне принципиально важного положения, заключавшегося в том, что государственная власть стала строить свои отношения, с субъектами предпринимательской деятельности, используя налоговую и финансово кредитную политику.
Первые кооператоры сколачивали состояния на варке джинсы, платных туалетах, на производстве сахарной ваты и торта “Птичье молоко”. Все было ново и в то же время абсолютно просто и безнаказанно. В финансовых инспекциях (нынешних налоговых) тогда не было не то что компьютеров — калькуляторы лежали только на столах начальников отделов. При этом налоги считали сами инспектора. К ним приходили первые кооператоры со своими тетрадочками по учету доходов и расходов, на основании этих данных, а
также приложенных первичных документов налоговики высчитывали прибыль новых бизнесменов, делали за них отчет и тут же выдавали квитанции на уплату налогов.
Отличительной чертой первых кооператоров была их созида-тельность. Большая часть нашла свое призвание в производстве и строительстве. Кто-то шил и варил все ту же джинсу, кто-то пытался производить строительные материалы, а кто-то кормил народ в собственных барах и ресторанах.
В целом только за два года — с 1988-го по 1989-й — число действующих кооперативов выросло в 6 раз, численность занятых — в 9 раз, а объемы произведенных и реализованных товаров, работ и услуг — в 17 раз.
С 1988 года политика в области поддержки развития предпринимательства стала носить более ярко выраженный характер и распространилась на все уровни государственной власти. Подтверждающим примером может служить Постановление Верховного совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» от 13 июня 1990 г. N 1558-1 в соответствии с которым в целях безотлагательного формирования необходимых условий перехода к регулируемой рыночной экономике Президенту СССР рекомендовалось издать указы или поручить Совету Министров СССР принимать и вводить в действие постановления и временные положения по реализации законов о собственности, о земле, об основах экономических отношений, об арендных отношениях, о местном самоуправлении и местном хозяйстве, прежде всего -
о развитии малых предприятий, о свободе хозяйственной деятельности и предпринимательстве, о разгосударствлении и децентрализации собственности, об антимонопольных мероприятиях, об акционерных обществах и других товариществах, о работах и поставках для государственных нужд, о банковской деятельности, об экономической и правовой защите здравоохранения, образования, науки и культуры6.
В целом конец 80-х годов очень противоречив, что являлось отражением сложной социально-политической обстановки в стране и охарактеризовать его однозначно по этой причине трудно. Складывается впечатление, что «одна рука созидала, а другая разрушала». В самом деле, с одной стороны, предпринимались попытки создания малых кооперативных форм в сфере производства и услуг, с другой стороны, существующий хозяйственный механизм с массой запретов ограничивал развитие новых экономических явлений, прежде всего, мелкого частного хозяйства. С одной стороны, наблюдалось интенсивное развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, строительных, сельскохозяйственных и научно-технических, торговых, медицинских, обслуживающих население (на перечисленных предприятиях наблюдались элементы предпринимательства). С другой стороны, имело место отсутствие гибкой экономической политики в этой области, быстро реагирующей на потребности нового экономического явления, защищающей потребителя и стимулирующей производителя. Ужесточение и регламентация, а то и запрещение деятельности кооперативов привели к усилению теневого сектора экономики. В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства сводится на нет, хотя именно эта форма соответствует сложившимся хозяйственным традициям отечественного производителя, весьма перспективна вообще и чрезвычайно активно используется всеми странами с развитым рыночным механизмом хозяйствования. Конечно, притеснение кооперативов в тот период можно объяснить и тем, что они продемонстрировали в некоторых случаях нечистоплотность в хозяйственной деятельности, приоритет краткосрочных интересов над долгосрочными перспективами и т.п. Однако во многом это объяснялось объективными причинами — не сложившейся рыночной средой и специфическими социально-политическими условиями, приспособленными к административно-командной системе. Аналогичную участь постигла и индивидуальная трудовая деятельность.
Для функционирования индивидуальной трудовой деятельно-
1 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития в свете решений XXVII съезда КПСС» (1986 г.)
2 Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» май 1987г.
3 Закон РСФСР от 05.12.91 N 1982-1
4 Уголовный кодекс РСФСР введенный в действие с 1 января 1961 года
5 п 1,2 ст 5 Закона «О кооперации в СССР» 26 мая 1988 года. N 8998-ХІ
6 Постановление Верховного совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» от 13 июня 1990 г. N 1558-1
сти (ИТД) как важнейшей формы малого предпринимательства необходима развитая рыночная экономическая система, которой в конце 80-х — начале 90-х еще не сформировалось, да и не могло сформироваться.
Официальной датой рождения малого бизнеса в России можно считать 8 августа 1990 г, когда Постановлением «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»7, во-первых, определена в качестве критерия отнесения предприятий к сфере малого бизнеса численность работающих:
а) для предприятий промышленности и строительства - до 200 человек,
б) для предприятий осуществляющих свою деятельность в научной сфере и научном обслуживании - до 100 человек,
в) в других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек,
г) в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек,
д) в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.
Во-вторых, законодателями определен круг лиц, имеющих право создавать предприятия малого бизнеса, к данным субъектам относились:
а) граждане, члены семьи и другие лица, совместно ведущие трудовое хозяйство;
б) государственные, арендные, коллективные, совместные предприятия и другие юридические лица
в) государственные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом.
Третьим существенным моментом данного НПА является предусмотренная возможность союзных и автономных республик, с учетом региональных особенностей, в качестве равнозначного критерия определять объем хозяйственного оборота по показателю, в наибольшей степени соответствующему специфике отрасли и виду деятельности.
Существенным минусом процесса регулирования развития предпринимательства на протяжении рассмотренных этапов является низкий уровень статистических исследований данной сферы, в источниках встречаются существенно различающиеся данные, вследствие чего анализ тенденций становления существенно затруднен.
Дух реформаторства, присущий руководству страны того периода на фоне ухудшающейся экономической обстановки в стране толкает его на принятие Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., который исключил из оборота в качестве самостоятельной юридической категории совместную групповую собственность, но при этом конкретизировал возможности существования:
а) индивидуального, семейного предприятия - деятельность, которых, основана на собственности советских граждан,
б) основанные на коллективной собственности - коллективное предприятие; производственный кооператив, предприятие, принадлежащее кооперативу; предприятие, созданное в форме акционерного общества и иного хозяйственного общества или товарищества либо принадлежащее такому обществу или товариществу; предприятие общественной организации; предприятие религиозной организации,
в) основанные на государственной собственности - государственное союзное предприятие; государственное республиканское предприятие (союзной республики); государственное предприятие автономной республики, автономной области, автономного округа; государственное коммунальное предприятие8.
Наиболее значимым НПА в развитии сферы малого предпринимательства стал Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»9. Статьей 3 данного НПА видоизменен и конкретизирован список критериев отнесения субъектов бизнеса к малому предпринимательству: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно - технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Наиболее интересен факт снижения роли государства в формировании субъектов малого бизнеса, так как доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.
1992—1995 годы характеризуются экономистами как период шоковой терапии. Тысячи людей остались без работы: в стране закрывались НИИ, свернули деятельность заводы и фабрики, галопирующая инфляция мгновенно съедала все накопления.
Спасением для сотен тысяч семей стал малый бизнес. В 1992 году в стране было зарегистрировано 268 тыс. малых предприятий, а в 1994-м их было уже 862 тысячи.
Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого биз-
Таблица 1. Основные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в 1995 г.
Отрасль Среднесписочная численность занятых на МП, тыс. чел. Отраслевая структура занятости на МП, в% Удельный вес в общей численности занятых в отрасли, в%
ВСЕГО 8944,8 100 15,7
Промышленность 2589,7 29 15,6
Сельское хозяйство 93,4 1 1,3
Строительство 2624,4 29,3 48,5
Транспорт и связь 185 2,1 3,9
Торговля 2235 24,6 46,4
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 320,8 3,6 93,9
ЖКХ, бытовое обслуживание 106,8 1,2 4,7
Наука и научное обслуживание 231,9 2,6 15,8
7 Постановление О мерах по созданию и развитию малых предприятий от 8 августа 1990 г. №790
8 Закон «О собственности в СССР» от 24 декабря 1990 г.
9 ФЗ РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года
неса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.
Но малое предпринимательство теперь приобрело на макроуровне более паразитические черты. Из-за высоких темпов инфляции и дефицита денежных ресурсов производство стало крайне рискованным и убыточным. Поэтому предприниматели осваивали розничную и оптовую торговлю. И этот этап рыночной экономики страны ассоциируется с иностранным “руссо-туристо” с огромной клетчатой сумкой на плече — челноком.
На “челночестве” поднялись многие крупные оптовые компании и розничные сетевики. Сперва они ездили за китайским и турецким товаром, потом освоили Польшу и добрались до Франции, Италии и Германии. Стартовала стихийная торговля на площадях и стадионах, но постепенно перетекла в торговые центры и новенькие бутики10.
К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.
С 1997 года совокупный прирост числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году. На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны. Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.
К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года. Следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.
Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.
До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе. Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах - членах ЕС - не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предпри-
ятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости - лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП - порядка 65%
Таким образом, подводя итог можно говорить о том, что механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.
К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.
К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнесцентров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.
Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами.
Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения.
Литература:
1. Уголовный кодекс РСФСР введенный в действие с 1 января 1961 года
2. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» май 1987г.
3. п 1,2 ст 5 Закона «О кооперации в СССР» 26 мая 1988 года. N 8998-Х1
4. Закон «О собственности в СССР» от 24 декабря 1990 г.
5. Закон РСФСР от 05.12.91 N 1982-1
6. ФЗ РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года
7. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития в свете решений XXVII съезда КПСС» (1986 г.)
8. Постановление Верховного совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» от 13 июня 1990 г. N 1558-1
9. Постановление О мерах по созданию и развитию малых предприятий от 8 августа 1990 г. №790
10. http://www.mk.ru/blogs/idmk/2008/05/26/small-business/ 354736/ - День Нашего Бизнеса; Лилия Камышева
10 http://www.mk.ru/blogs/idmk/2008/05/26/small-business/354736/ - День Нашего Бизнеса; Лилия Камышева