Научная статья на тему 'Малые инновационные предприятия. Границы невозможного'

Малые инновационные предприятия. Границы невозможного Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖЕР / РУКОВОДИТЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / УЧЕНЫЙ (ИЗОБРЕТАТЕЛЬ) / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SCIENTIST (INVENTOR) / SMALL INNOVATIONAL ENTERPRISES / SMALL INNOVATIONAL BUSINESS / INNOVATIONAL MANAGER / MANAGER OF INNOVATIONAL ENTERPRISE / INNOVATIONAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрунина Елена Андреевна

Рассматриваются условия развития малого инновационного бизнеса и современная инфраструктура его поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small innovational enterprises. limits of impossible

The author researches the real economic conditions within which small enterprises develop their business and the modern infrastructure of its support.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные предприятия. Границы невозможного»

УДК 33

Е.А. Петрунина

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. ГРАНИЦЫ НЕВОЗМОЖНОГО

Рассматриваются условия развития малого инновационного бизнеса и современная инфраструктура его поддержки.

Малые инновационные предприятия, малый инновационный бизнес, инновационный менеджер, руководитель инновационного предприятия, ученый (изобретатель), инновационная инфраструктура.

E.A. Petrunina SMALL INNOVATIONAL ENTERPRISES. LIMITS OF IMPOSSIBLE

The author researches the real economic conditions within which small enterprises develop their business and the modern infrastructure of its support.

Small innovational enterprises, small innovational business, innovational manager, manager of innovational enterprise, scientist (inventor), innovational infrastructure.

В современных условиях важным элементом развития и повышения конкурентоспособности российской экономики является стимулирование предпринимательства в инновационной сфере.

В настоящей статье мы проанализируем условия развития малого инновационного бизнеса и современную инфраструктуру его поддержки, чтобы помочь начинающему предпринимателю сориентироваться в современном бизнес-пространстве, также мы сделаем выводы о способах и возможностях различной помощи малым инновационным предприятиям, которые предлагают организации инфраструктуры.

По словам Дмитрия Сергеева (руководителя комиссии по инновациям Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга), в России на сегодняшний день существует около 12 тысяч предприятий, носящий инновационный характер. Доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России варьирует, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%.

По результатам исследования, проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно со ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), из всех малых инновационных предприятий России около 15% можно отнести к инновационным предприятиям, ориентированным на рынок. Имеется в виду, что эти 15% проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Средний возраст опрошенных компаний 1013 лет. Уже тот факт, что им удалось выжить, для подобных компаний - значительное достижение [1].

На сегодняшний день известно несколько путей создания малого инновационного предприятия. Первый путь, когда сам ученый (изобретатель) создает малое предприятие и становится его руководителем. На подобном пути создания иногда возникают трудности:

низкая мотивация ученых (изобретателей) заниматься инновационным бизнесом, недостаточные знания, навыки и опыт в части коммерциализации своих научных разработок. Многие исследователи отказываются верить в то, что наука и бизнес - вещи совместимые, так как часто исследования носят фундаментальный характер и только применение их результатов в конкретных областях может принести доход. Но даже при таком применении доход не гарантирован и степень риска велика. Недоверие к бизнесу со стороны исследователей объяснимо достаточно часто возникающими фактами мошенничества, когда с ученым (изобретателем) заключается фиктивный договор, заказчик-предприниматель узнает все, что нужно о разработке, а затем исчезает. Сегодня ученые (изобретатели) привыкли больше рассчитывать на поддержку государства, например, получение грантов - когда конкретный фонд спонсирует научный поиск. Возможный путь эффективного взаимодействия фундаментальной науки и бизнеса - это параллельное их развитие, то есть применение достижений фундаментальной науки в малом инновационном бизнесе, а затем использование доходов этого бизнеса для дальнейшего развития фундаментальной наукой.

Сегодня у России богатые кадровые ресурсы в области высоких технологий, но ученые (изобретатели) иногда обладают небольшими знаниями о возможностях коммерциализации инноваций. В качестве примера можно привести поступающие в «Росинфокоминвест» заявки на финансирование. Из полученных 108 заявок 52 от предприятий уровня стартапа, у 38 компаний создана команда и проработан сам проект, 22 проекта имеют признаки защиты интеллектуальной собственности, в 12 предпринята попытка оценить инвестиционные показатели проекта, в 4 оценивается рынок сбыта, и всего 2 заявки поданы в соответствии с формальными требованиями «Росинфокоминвеста» [2]. Возможный путь повышения образовательного уровня ученых (изобретателей) в части коммерциализации научно-технических разработок - это участие в программах, семинарах, тренингах, которые проводят организации образовательной инфраструктуры инновационного бизнеса.

Второй путь создания малого инновационного предприятия - когда коммерциализацией разработки занимается специалист по управлению - инновационный менеджер (руководитель инновационного проекта или предприятия).

По данным НАИРИТ (Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий) на январь 2009 года, только 2% выпускников вузов выбирают инновационное предпринимательство или научную деятельность, 44% - другие направления бизнеса, 31% - работу за границей, 14% - госслужбу [3]. Это объясняется общим направлением социально-экономического развития: к примеру, работать и развивать бизнес в сфере торговли на сегодняшний день проще, быстрее и менее рискованно, чем заниматься инновационным проектом. Но в то же время именно та совсем небольшая часть инновационных предприятий, которым удается подняться, получают огромную прибыль, которую практически невозможно заработать в обычном бизнесе. В последнее время над созданием интереса молодых специалистов к инновационному бизнесу начинают работать различные организации инновационной инфраструктуры.

Для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок и эффективного продвижения инновационной продукции на внутренние и зарубежные рынки малому инновационному предприятию требуется высокая степень мобилизации финансовых, материальных, информационных, интеллектуальных и кадровых ресурсов. Деятельность всех участников инновационного процесса достаточно часто основывается на реализации целого комплекса услуг, оказываемых субъектами инфраструктуры инновационного цикла. Это, прежде всего, следующие направления: финансово-экономическая поддержка; информационно-консультационное обеспечение; производственно-технологическая поддержка создания и освоения новой, наукоемкой, конкурентоспособной продукции; маркетинговая поддержка - выставки, форумы,

ярмарки, семинары, конференции; подготовка и переподготовка кадров в области инновационного предпринимательства.

Предпринимателю, руководителю предприятия в сфере малого инновационного бизнеса зачастую сложно сориентироваться в многообразии организаций, предоставляющих те или иные услуги. Затрачивая усилия на поиск необходимой информации, предприниматель теряет время и упускает возможности. Поэтому понимание этих возможностей поддержки и помощи со стороны организаций инфраструктуры является важным для развития малых инновационных предприятий.

Инновационная инфраструктура - это совокупность всех подсистем,

обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и/или оказывающих услуги участникам инновационной деятельности. Обычно выделяют несколько видов

(подсистем) инновационной инфраструктуры.

Следующее разделение организаций инновационной инфраструктуры по сферам поддержки достаточно условное, так как многие из них оказывают услуги сразу по нескольким направлениям:

1. Финансовая поддержка

Для того чтобы определиться с выбором способа стороннего финансирования инновационного проекта, необходимо понимать, какие бывают формы

финансирования, чем они отличаются друг от друга, в чем отрицательные и

положительные стороны каждой из них.

Формы финансирования малого инновационного бизнеса

На данный момент существуют несколько способов финансовой поддержки малого инновационного бизнеса:

Заемное финансирование. Банки крайне редко кредитуют малый инновационный бизнес, так как это достаточно рискованная сфера, и здесь крайне сложно предугадать степень окупаемости, прибыльности разработки. Еще одна сложность получения заемного финансирования состоит в том, что необходимо предоставить ликвидный залог, при этом сумма залога должна быть, по оценке независимого эксперта, как минимум в 1,5 раза больше суммы получаемого финансирования.

Долевое финансирование. «Бизнес-ангелы» - это частные инвесторы, физические или юридические лица, вкладывающие собственные денежные средства в инновационные компании (проекты). Деятельность «бизнес-ангелов» позволяет повысить степень выживаемости малых инновационных компаний: она решает вопрос недостатка

собственного капитала, управленческих навыков и деловых связей на начальных стадиях

развития. Но при этом «бизнес-ангелы», обычно, хотят обладать контрольным пакетом акций вновь созданной компании. Получение «бизнес-ангельских» инвестиций не исключает и возможностей получения субсидий и субвенций из городского бюджета. Сегодня в России формируются различные объединения «бизнес-ангелов», крупнейшим из которых является Национальное содружество бизнес-ангелов России (СБАР).

Венчурные фонды аккумулируют средства нескольких инвесторов с целью диверсификации рисков и вкладывают их в развитие инновационного бизнеса. В России основной формой венчурных фондов являются закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ), находящиеся под управлением специализированных управляющих компаний. Инфраструктура венчурного финансирования в России довольно большая: в нашей стране действует порядка 140 венчурных фондов, общая капитализация которых составляет 10 млрд руб. Сейчас в РФ работает 15 крупных венчурных институтов с капитализацией от 150 млн до 1,5 млрд долл., они занимают около 2/3 рынка и не работают с малым и средним инновационным бизнесом. Для маленьких компаний больший интерес представляют фонды средние (их около 30) и малые (в 2007 г. их было 40) [4]. Также одним из источников финансирования инновационных разработок являются средства Российской венчурной компании (РВК). ОАО «РВК» сама не финансирует инновации, но передает средства фондам, которые и направляют деньги в бизнес.

На сегодняшний день для поддержки молодых специалистов в России применяется также грантовая система: для кандидатов наук до 35 лет ежегодно выделяется 500 грантов на общую сумму 75 млн руб., для докторов наук до 40 лет -100 грантов на общую сумму 25 млн руб. 200 млн руб. ежегодно выделяется на поддержку ведущих научных школ [4].

Также малый инновационный бизнес сегодня может получить целевые бюджетные денежные средства в виде субсидий. В Москве действует научно-технический совет при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства, который анализирует предлагаемые компаниями инновационные проекты. В 2008 г. состоялось пять заседаний совета, на которых было рассмотрено около 30 проектов малых инновационных предприятий, 10 из которых получили финансовую поддержку.

Малое предприятие, занимающееся инновационным бизнесом, может получить несколько видов субсидий. Среди них - субсидия на компенсацию затрат на патентнолицензионную работу, брендинг и защиту интеллектуальной собственности, ее размер составляет до 500 тыс. руб. на компенсацию затрат в России и до 1 млн руб. - за рубежом. Другие субсидии - это, к примеру, субсидия в размере от 2,5 млн руб. на изготовление опытного или демонстрационного образца, или субсидия для оплаты затрат малого инновационного предприятия на участие в специализированных мероприятиях по продвижению продукции (выставки, ярмарки, конференции), ее размер до 1 млн руб. Кроме того, департамент предоставляет субсидии на сертификацию в соответствии с международными стандартами [5].

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - это государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года. Среди основных задач Фонда - «оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности». На настоящее время профинансировано более 4000 проектов на сумму более 2500,0 млн руб. Фонд выделяет примерно 30-50 млн долл. в год на инновационный бизнес в России.

Чтобы получить финансирование для инновационного проекта, руководители малого инновационного предприятия могут использовать все перечисленные выше

инвестиционные возможности, предоставляемые государственными и частными инвесторами, организациями, фондами и другими.

2. Производственно-технологическая поддержка

Производственно-технологическая инфраструктура включает технопарки, инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-промышленные комплексы, бизнес-инкубаторы, научные парки и другие.

Производственная инфраструктура сегодня оказывает слабое влияние на деятельность малых инновационных фирм: чаще всего технопарки и другие подобные структуры рассматриваются руководством малых инновационных предприятий лишь как выгодное место аренды помещений. Малые предприятия, расположенные в ИТЦ и технопарках, достаточно редко вырастают до размера средних. Российские ИТЦ и технопарки (за редким исключением) не выполняют функций инкубирования, а служат своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. В итоге сроки пребывания малых фирм в этих структурах не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около десяти лет (при международном стандарте два-три года).

Организации производственно-технологической инфраструктуры могут помочь малым инновационным предприятиям на начальной стадии их развития, но, как показывает российская практика, очень мало инновационных проектов, работающих в этих организациях, становятся успешными.

3. Образовательная поддержка

Не так давно появилась новая специальность «Управление инновациями» (220602). Широкого распространения она пока не получила, хотя имеется в нескольких российских вузах, где ее содержание близко к международному стандарту МВА.

Высшее управленческое образование в инновационной области можно получить, например, в Институте инноватики и логистики Государственного университета управления, в Институте инновационного менеджмента Московского инженернофизического института. Некоторые вузы готовят специалистов в области высоких технологий, которые вдобавок обладают набором знаний в сфере управления инновационными проектами. В качестве примера можно привести факультет инноваций и высоких технологий в Московском физико-техническом институте (МФТИ) и Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП).

Профессиональную переподготовку по предпринимательству и менеджменту в инновационной сфере осуществляют Академия народного хозяйства при Правительстве РФ и Московская Международная высшая школа бизнеса «МИРБИС». В структуре «МИРБИС» создан центр венчурного предпринимательства для оказания консультационных, экспертных услуг и формирования команд менеджеров инновационных проектов. В центре помимо программы МВА по инновационному предпринимательству реализуется программа «открытых» (бесплатных) семинаров и мастер-классов, а также презентационные сессии инновационных проектов для «бизнес-ангелов».

Бесплатные семинары, тренинги и мастер-классы по инновационному предпринимательству также проводит ЗАО «Научный парк Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова» в рамках программ «Формула успеха» и «Коммерциализация НИОКР».

«Агентство по развитию инновационного предпринимательства» приглашает пройти льготное обучение (50%, 70% стоимости обучения за счет средств города Москвы) по таким учебным направлениям, как «Основы предпринимательской деятельности», «Технология самопрезентации и делового общения», «Основы

предпринимательской деятельности с использованием программно-имитационной модели малого предприятия», «Разработка и анализ бизнес-планов на базе программы

Project Expert» для начинающих предпринимателей из числа учащейся молодежи и «Управление инновационными проектами», «Основы коммерциализации НИОКР», «Привлечение внебюджетных финансовых ресурсов при реализации инновационных проектов», «Защита интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов» для руководителей и специалистов малых и средних предприятий города Москвы. Обучение проводится в лучших вузах Москвы, в таких как Плехановская академия, Академия менеджмента и рынка, Академия народного хозяйства при Правительстве Москвы, Финансовая академия при Правительстве Москвы и др.

Таким образом, на сегодняшний день у предпринимателя в сфере инновационного бизнеса есть достаточно возможностей для получения основного и дополнительного образования в этой сфере. Но это утверждение в большей степени относится к столице. В российских регионах пока намного меньше подобных возможностей. Хотя, к примеру, в июне 2008 г. в Санкт-Петербурге, Томске и Ульяновске стартовала программа по подготовке менеджеров инновационных проектов. Эта программа была реализована Центром развития инноваций «СТАРТАП» под эгидой Комитета Государственной думы РФ по делам молодежи. Цель программы - подготовка современных инновационно мыслящих менеджеров для регионов. Как отмечается в материалах Центра развития инноваций «СТАРТАП», для реализации проекта, сразу в трех городах - Санкт-Петербурге, Томске и Ульяновске были организованы школы инновационных менеджеров.

4. Консультационная поддержка

На сегодняшний день в России много консалтинговых государственных и частных организаций в инновационной сфере: «Агентство по развитию инновационного

предпринимательства», «Научно-инвестиционная корпорация развития технологий

«НИОКР», Международный фонд технологий и инвестиций и другие.

По данным НАИРИТ, представители молодежи отмечают такие проблемы молодежного инновационного сектора, как отсутствие единой централизованной информационной системы, значительное число организаций, оказывающих неквалифицированную консультационную помощь в сфере инноваций [3].

Таким образом, обращаясь за помощью и поддержкой в те или иные организации инфраструктуры, руководителям малых инновационных предприятий необходимо обратить внимание на риск недобросовестного поведения представителей этих организаций. Застраховаться от подобного риска можно с помощью юридически грамотно и правильно оформленных документов взаимодействия с ними. Также руководителям малых инновационных предприятий стоит обратить внимание на правильность подачи информации в научной части бизнес-плана или другого документа, подаваемого в ту или иную организацию, особенно если интеллектуальная собственность на изобретение еще не оформлена. Научная часть (описание идеи, продукции, технологии или услуги) в бизнес-плане должна быть достаточно полной и давать понимание инновационности проекта, но не содержать информации, которой могут воспользоваться конкуренты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малый инновационный бизнес: проблемы и перспективы. Аналитическая записка. Общественный Совет по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга и Северо-Западный Ресурсный Центр «Помощь бизнесу». СПб., 2006 г. URL: http://www.spb-mb.ru/index.php?page=297.

2. Инновационная отрасль РФ: ужасное положение с блестящими перспективами // Альянс Медиа. 11.12.2008. URL: http://www.rvca.ru/rus/show_info.php?id=572.

3. Москва: молодежное инновационное предпринимательство - перспективное

направление // Альянс Медиа. 05.03.2009. URL:

http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=844233.

4. Нужен нацпроект развития малого инновационного бизнеса в регионах РФ // Альянс Медиа. 08.12.2008. URL: http://www.rvca.ru/rus/show_info.php?id=573.

5. Писаревская Д. Бизнес-ангелы и инвестиции / Д. Писаревская // Деловая пресса. 17.11.2008. URL: http://www.rvca.ru/rus/show_info.php?id=584.

Петрунина Елена Андреевна - Petrunina Yelena Andreyevna -

аспирант кафедры Post-graduate of Student of the Department

«Экономика труда и персонала» of «Economics of Labor and Personnel»

Московского государственного университета of Moscow State University in the name

им. М.В. Ломоносова of Lomonosov

Статья поступила в редакцию 14.12.09, принята к опубликованию 08.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.