Научная статья на тему 'Малые инновационные компании как механизм коммерциализации инноваций: опыт МГСУ'

Малые инновационные компании как механизм коммерциализации инноваций: опыт МГСУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ ВУЗА / ФЗ-217 / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / THE COMMERCIALIZATION OF UNIVERSITY INNOVATIONS / FZ-217

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегляров А. Э., Грасмик К. И.

Исследуются основные параметры развития малых инновационных предприятий, созданных при Московском государственном строительном университете в соответствии с ФЗ-217 и не получающих особой поддержки от своего вуза, банков или государственных фондов. Указывается, что все из них имеют в составе учредителей внешнее предприятие, таким образом, опровергается устоявшееся мнение о бесперспективности создания указанных компаний при вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бегляров А. Э., Грасмик К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small innovative companies as mechanism of commercialization of innovations: Experience of MSSU

The basic parameters of development of small innovative enterprises created at the Moscow State University building in accordance with the FZ-217 are studied in the paper. These companies do not receive much support from their institution, bank or public funds. However, all of them have external company as one of the founders. It refutes conventional wisdom about the prospects of growth of those companies.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные компании как механизм коммерциализации инноваций: опыт МГСУ»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 2. С. 158-160.

УДК 334.7

А.Э. Бегляров, К.И. Грасмик

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ КАК МЕХАНИЗМ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ: ОПЫТ МГСУ*

Исследуются основные параметры развития малых инновационных предприятий, созданных при Московском государственном строительном университете в соответствии с ФЗ-217 и не получающих особой поддержки от своего вуза, банков или государственных фондов. Указывается, что все из них имеют в составе учредителей внешнее предприятие, таким образом, опровергается устоявшееся мнение о бесперспективности создания указанных компаний при вузах.

Ключевые слова: малое инновационное предприятие, коммерциализация инноваций вуза, ФЗ-217.

Малые инновационные предприятия (далее - МИП) являются важным элементом национальной инновационной системы. Опыт развитых стран убедительно показывает, что именно в рамках малых предприятий происходят доведение научных разработок до стадии промышленного образца и первоначальное изучение рынка, осуществляются первые продажи высокотехнологичных изделий. Наконец, МИП является организационным механизмом, в рамках которого возможно юридически дееспособное сотрудничество вузов и сторонних компаний при соблюдении интересов изобретателей.

Как известно, с августа 2009 г. в России действует закон, разрешающий вузам вносить в создаваемые хозяйственные общества интеллектуальную собственность. До этого момента вузы также могли создавать хозяйственные общества для коммерциализации разработок, и этих организаций насчитывалось примерно семьдесят. Однако невозможность передачи прав на интеллектуальную собственность, отсутствие льгот и возможности распоряжаться своим имуществом - всё это сдерживало полноценную коммерциализацию разработок вуза. В итоге в этой сфере сохраняется доминирование неформальных отношений между учёными и предпринимателями, а отсутствие учёта прав на объекты делало довольно простой регистрацию интеллектуальной собственности учёным на себя.

Строительство является одной из ведущих отраслей экономики России. В этой сфере возможно (и давно назрела потребность) внедрение множества самых разнообразных инноваций. Между тем высокая коррупция, возможность использовать труд мигрантов, зарегулированность сектора, наконец, растущий, как на дрожжах, спрос - всё это сдерживает инновации, в том числе в отраслях по производству строительных материалов. Исходя из вышесказанного, правомерно выдвинуть следующую гипотезу: большая часть МИП, созданных непосредственно для коммерциализации строительных инноваций, имеют мало шансов на развитие по причине отсутствия сторонних инвесторов, небольшого уставного капитала и т. п.

Для проверки гипотезы был проведён анализ МИП, созданных в сфере строительства, на основе информации базы данных К1КЛ-РКО. Объектом исследования является НИУ ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (далее - МГСУ).

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 11-32-00303а2 на тему «Коммерциализация интеллектуальной собственности вуза».

© А.Э. Бегляров, К.И. Грасмик, 2013

Малые инновационные компании как механизм коммерциализации инноваций..

159

На сегодняшний день на базе МГСУ уже создано пять малых инновационных предприятий. Анализ объектов интеллектуальной собственности, которыми они располагают, показывает, что это в основном ноу-хау, которое при определённых условиях и желании МИП может превратить в патент и вывести из-под влияния вуза. В одном случае объект интеллектуальной собственности вообще не указан, ещё у одного предприятия (НПО «Вектор») это - «методика размещения заказов на проектирование и строительство», т. е. объект, научный уровень которого весьма относителен. Основная их масса (4 МИПа) ничем не отличается от большинства других хозяйствующих обществ, созданных при вузах после вступления в силу Федерального закона № 217. А то время одно из них, «АИДИКО-МГСУ Рус», примечательно тем, что является совместным проектом с иностранными инвестициями, а именно с капиталом Технологического института строительства АШ1СО (г. Валенсия, Испания). Предприятие было создано совсем недавно, 18 августа 2011 г., и находится в самом начале своего становления. Основная сфера деятельности -осуществление сертификации и контроля качества строительных материалов: европейских - в России, а российских - в странах Евросоюза. Все существующие сейчас в МГСУ МИПы представляют собой производственные организации. Эти предприятия оказывают услуги по проектированию в строительстве, тестированию элементов автоматического управления инженерными системами здания, усилению существующих строительных конструкций и расчету их возможных деформаций при эксплуатации.

Высказанная выше гипотеза, скорее, не находит подтверждения: каждое из созданных МИПов имеет в составе учредителей стороннее предприятие. Видимо, в МГСУ придерживаются стратегии, что лучше создать немного компаний, но таких, которые будут иметь шанс осуществить реальную коммерциализацию инновации. Помимо иностранного инвестора, это средний размер уставного капитала, который составляет 50 644 руб., что по меркам, к примеру, омских МИПов (10-20 тыс. руб.) является очень неплохим показателем. Заметим, что средний размер уставного капитала МИПа в России составляет 277 800 руб., поэтому рассуждения некоторых экспертов о том, что 90 % создаваемых МИПов - «нежизнеспособные уродцы», не всегда соответствует действительности.

Причины создания этих организаций очень разнообразны: стремление к получению прибыли, укрепление международного сотрудничества, необходимость подтверждения статуса национального исследовательского университета и просто желание стать частью родного вуза и в дальнейшем способствовать его процветанию.

Главным и в подавляющем большинстве случаев единственным источником финансирования инновационных промышленных предприятий, созданных при МГСУ, являются их собственные средства, которые весьма ограничены (хотя бы потому, что предприятия являются малыми). Но, к сожалению, в ближайшем будущем нет никаких поводов для оптимизма в этом отношении.

Существенным фактором, затрудняющим создание малых инновационных предприятий, является незаинтересованность предпринимательского сектора экономики финансировать инновационные проекты, особенно в такой материалоемкой отрасли, как стройиндустрия, где необходимы значительные первичные капиталовложения. Это тормозит рост числа малых инновационных предприятий при МГСУ и главное - продвижение на рынок качественно новых строительных продуктов и технологий. Возможным источником привлечения инвестиций является также участие в программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонда Бортника), однако ни одно из существующих при МГСУ МИПов не финансируется подобным образом ввиду различного рода причин.

Сотрудничество МИПов, созданных при МГСУ, с банками ограничено расчетнокассовым обслуживанием. Банковский кредит пока остается слишком дорогим, а его срок - слишком коротким для развития инновационной деятельности. В последнее время банки значительно расширили свою деятельность в области кредитования малого бизнеса и лизинга, тем не менее МИПы, функционирующие в МГСУ, не попадают в сферу их интересов из-за отсутствия у них активов, привлекательных для банков в качестве залога. В сложившихся условиях такими активами, помимо материальных ценностей на балансе предприятий, могут служить гарантии третьих лиц. Но этот механизм ещё очень слабо развит и не обладает реальной силой.

Важной проблемой остается «отдаленность» вуза от рыночных отношений. Многие вопросы коммерческого характера, препятствующие реализации проектов, не могут быть оперативно решены из-за отсутствия соответствующих практических знаний у сотрудников.

В большинстве МИПов нашего вуза основной штат представлен сотрудниками до 45 лет, поэтому можно говорить о большом потенциале развития МИПов за счет возрастного капитала их сотрудников, а ведь именно в этом дополнительном трудоустройстве своих молодых служащих заключается один из главных приоритетов создания малых предприятий для МГСУ. Тем не менее в целом участие вуза в жизни МИПа ограничивается, помимо интеллектуальной собственно-

160

А.Э. Бегляров, К.И. Грасмик

сти и возможности информационной поддержки аппаратом вуза, лишь теоретическими рекомендациями по ведению бизнеса.

Роль государства и региональных властей в становлении и развитии инновационного бизнеса в МГСУ сводится главным образом к определению правовых рамок деятельности предприятия. Хотя, очевидно, что только государство способно создать благоприятную для развития и внедрения инноваций правовую среду и инфраструктуру. При поддержке государства возможна, например, организация трехстороннего сотрудничества: государственные инвестиционные фонды - коммерческие банки - МИПы для реализации механизма гарантий по кредитам.

Большинство руководителей МИПов при МГСУ затруднились определить балансовую стоимость своих нематериальных активов, что отражает, с одной стороны, проблему непонимания ими самого понятия нематериальных активов, с другой - сложности их бухгалтерской оценки, которые возникают в том числе из-за отсутствия полноценной за-

конодательной базы, посвященной интеллектуальной собственности. Специалистов, способных содействовать решению этой проблемы, очень мало, а методики оценки плохо проработаны и с трудом применяются на практике.

В целом, на наш взгляд, достаточно скромные в количественном отношении показатели МГСУ в области создания и функционирования МИПов обусловлены в большей степени необходимостью подтверждения статуса национального исследовательского университета, нежели реальным продвижением инновационных продуктов на рынок. Об этом свидетельствует то, что такая наукоёмкая и перспективная для бизнеса область стройиндустрии, как производство новых строительных материалов и изделий, совершенно не привлекается к созданию МИПов в МГСУ, несмотря на значительный её потенциал и большое количество интеллектуальной собственности по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.