УДК 631.1.017:005.71-022.51:338.431(470.319)
В.И. Савкин, доктор экономических наук А.В. Деулина, А.А. Крыгин, А.А. Ерёмин, соискатели ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный у ниверситет»
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ - ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Рассмотрены аспекты институционального развития малых форм хозяйствования (крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства) с учетом эволюции законодательной базы и механизмов поддержки. Особое место малые формы хозяйствования занимают в структуре производимой сельскохозяйственной продукции, с учетом чего предлагаются меры их поддержки.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, земельные ресурсы, управление, государственная поддержка, аграрный сектор экономики.
Развитие малых форм хозяйствования в экономиках большинства стран является у же многие годы приоритетным направлением государственной политики. Увеличение валового внутреннего проду кта страны, повышение благосостояния граждан, рост качества жизни населения и стабильное развитие неразрывно связано с малым бизнесом.
По данным Европейской Комиссии [1] в 2010-2011 гг. на одн тысяч жителей, в развитых странах мира приходилось от 37 до 74 малых форм хозяйствования (США - 74,2; Италия - 68, Германия - 37). Россия по этому показателю существенно уступает (6 малых предприятий на 1000 жителей страны). По отдельным оценкам, малых форм хозяйствования в РФ должно быть в 10-15 раз больше, чем с ществ ет на настоящий момент [2, 3, 4, 5, 6]. Это в равной степени относится к различным секторам экономики, в том числе и к аграрному сектору России. На начало 2011 года в Российской Федерации на одн тысяч сельских жителей, по нашим расчетам, приходилось 8 су бъектов малого агробизнеса.
Земельная реформа, проводимая в России с начала 90-х годов, с щественно повлияла на стр кт р сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Начиная с Закона РСФСР «О земельной реформе» от 23.11.1990 г., Указа Президента РФ «О неотложных мерах по ос ществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.1991 г. №323, Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 г., Указа Президента РФ «О рег лировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 26.10.1993 г. №1767, государственная собственность на землю постепенно
трансформир ется в частн ю собственность, давая возможность развитию малым формам хозяйствования, таким как крестьянско-фермерским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и малым предприятиям, занимающимся сельскохозяйственным производством.
Окончательно организационно-правовой стат с малых форм хозяйствования в современной России определился в период с 1998 по 2003 год включительно. Так Федеральный закон №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от
Aspects of institutional development of small forms of managing (country farms, personal part-time farms) taking into account evolution of legislative base and support mechanisms are considered. Small forms of managing occupy a special place in structure of made agricultural production taking into account what measures of their support are offered.
Key words: small forms of managing, ground resources, management, state support, agrarian sector of economy.
15.04.1998 г. определил под таковыми
некоммерческие организации, учреждаемые гражданами в добровольных началах для содействия ее членам в решении общих организационнохозяйственных задач - ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст.1). В последующем, Федеральный закон от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» назвал в качестве данной формы1 хозяйствования объединение граждан, связанных родством и (или) имеющих в общей собственности им щество и совместно ос ществляющих производственн ю и ин ю хозяйственн ю деятельность (производство, переработк , хранение, транспортировк и реализацию сельскохозяйственной прод кции), основанную на их личном участии (ст.1). И, наконец, в Федеральном законе 6112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 г. было дано определение личного подсобного хозяйства как формы непредпринимательской деятельности граждан по производств и переработке сельскохозяйственной продукции [7, 8, 9].
Государственной программой развития сельского хозяйства и рег лирования рынков
сельскохозяйственной прод кции, сырья и
продовольствия на 2008-2012 годы ( тверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 14.07.2007 г. №446) к малым формам хозяйствования отнесены:
• граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» 07.07.2003 г.;
• крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 г.;
• сельскохозяйственные потребительские
кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обсл живающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 г. [10].
Кроме того, согласно статьи 3 Федерального закона № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»
от 29.12.2006 г. ЛПХ, КФХ и СПоКи являются сельскохозяйственными товаропроизводителями [11].
Показательным является то, что гос дарство на протяжении последних лет деляет пристальное внимание развитию малых форм хозяйствования на селе. На 1 января 2011 г., по данным Минсельхоза России, за малыми формами хозяйствования на территории Российской Федерации закреплено же 68,7 млн. га земель сельскохозяйственного назначения. При этом малые формы хозяйствования производят более половины валовой и 40% товарной прод кции сельского хозяйства. Все это казывает на огромный потенциал в их развитии.
Поддержка на ровне гос дарства малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики является важным фактором величения доходов и повышения ровня жизни населения, обеспечения занятости (самозанятости), достижения
продовольственной безопасности и стойчивого развития сельских территорий.
Особое внимание, как на федеральном, так и на региональном ровнях деляется поддержке фермерского движения. С 2012 года начинается финансирование программы «Начинающий фермер». По данным Минсельхоза России на ее реализацию выделено 2 млрд. р блей. Начинающий фермер сможет получить не менее 1,5 млн. ру блей на приобретение основных средств (животные, обор дование и т.д.), а с четом софинансирования из региональных бюджетов эта с мма может превысить 2 млн. р блей. Кроме этого программой пред смотрено выделение единовременной помощи на бытовое обу стройство в размере 250 тыс. ру блей.
Крайне важным является также то, что гос дарство выделяет 1,4 млрд. ру блей на поддержку малого агробизнеса в части компенсации половины их расходов связанных с оформлением земли в собственность. Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на возрастание роли гос дарства в поддержки малого агробизнеса, объем выделяемых средств еще очень небольшой. В этой связи необходимо с особым вниманием относиться к развитию эффективного производства в малых формах хозяйствования на селе. Эффективность должна быть основным посту латом их работы.
В Центральном федеральном округе за период с 2000 года по 2010 год только в крестьянских (фермерских) хозяйствах производство зерна (в весе после доработки) величилось с 562,4 тыс. тонн до 3328,1 тыс. тонн или почти в 6 раз, скота и птицы на бой (в бойном весе) с 10,9 тыс. тонн до 19,8 тыс. тонн или на 96%, молока с 78,3 тыс.тонн до 170,9 тыс. тонн или в 2,2 раза. Сложившаяся стр кт ра производства прод кции аграрного сектора экономики по категориям хозяйств в областях ЦФО РФ за последние годы (2009-2011 гг.) отражает приоритет развития того или иного региона (рис. 1). В Белгородской области превалир ют
сельскохозяйственные организации, на долю которых приходится более 80% всей произведенной прод кции, Брянская, Кал жская, Костромская, Смоленская и Тамбовская области характериз ются значительной долей прод кции производимой в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения (ЛПХ).
100%
80%
60%
40%
20%
0%
✓
# # * 4 л л # # # ^ ^ ^
«Г «Г Ж ¥ «г «г «г «г
> £ & > £ & “
□ Крестьянские (фермерские) хозяйства
□Хозяйства населения
□ Сельскохозяйственные организации
Рисунок 1 - Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств ЦФО РФ, среднее за 2009-2011 гг. (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу) [12]
хозяйств и дру гих малых форм хозяйствования в сельской местности. В качестве задач областной целевой программы: стоит отметить: создание и комплектация мини-ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; развитие инфраструктуры: для малых форм хозяйствования; развитие
сельскохозяйственной потребительской кооперации и развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности. Программными мероприятиями преду смотрено создание на базе К(Ф)Х 15 миниферм, не менее 150 рабочих мест в сельской местности, а также получение 15 млн. ру б. прибыли участниками программы: [13].
Долгосрочным развитием малых форм
хозяйствования на селе в Орловской области (20132020 гг.) планируется создание не менее 150 новых крестьянских (фермерских) хозяйств, а также не менее 54 семейных животноводческих ферм [14].
За последние годы доля сельскохозяйственной прод кции, производимой в крестьянских (фермерских) хозяйствах Орловской области после устойчивого роста до 9,4% в 2007 году сократилась к 2011 году на 36%. В тоже время хозяйства населения повысили свою активность, увеличив свою долю в стр кт ре сельскохозяйственной прод кции с 33,0% до 39,9%. В данном сл чае, речь, без словно, идет о повышении эффективности производства в личных подсобных, садовых, огороднических и дачных хозяйствах, посколыку рост объемов производства сопровождался уменьшением совокупной площади земельных ресурсов, находящихся в их использовании. Так в 2010 году в сравнении с 2000 годом площадь земель личных подсобных хозяйств сократилась с 85,4 тыс. га до 84,5 тыс. га; земель под коллективными и индивид альными садами с 10,2 тыс. га до 10,0 тыс. га, под коллективными и индивид альными огородами с 2,9 тыс. га до 2,6 тыс.га. Общее уменьшение объемов земельных ресурсов в хозяйствах населения составило 1,4 тыс. га (таб. 1).
Таблица 1 - Крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства, имеющие земельные участки [12]
Личные подсобные хозяйства Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Количество семей, тысяч 145,9 145,6 144,7 143,7 145,3 145,4
площадь земельных участков, тыс. га. 84,0 83,9 84,1 83,9 84,2 84,5
в среднем на одну семью, га 0,58 0,58 0,58 0,58 0,58 0,58
Коллективные и индивидуальные сады:
количество семей, тысяч 102,1 102,1 102,1 102,1 102,1 102,1
площадь земельных участков, тыс. га. 10,1 10,1 10,1 10,0 10,0 10,0
в среднем на одну семью, га 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Коллективные и индивидуальные огороды:
количество семей, тысяч 19,2 19,1 19,0 18,6 18,6 18,6
площадь земельных участков, тыс. га. 2,8 2,8 2,7 2,6 2,6 2,6
в среднем на одну семью, га 0,15 0,15 0,14 0,14 0,14 0,14
Крестьянские (фермерские) хозяйства К(Ф)Х Годы
2006 2007 2008 2009 2010 2011
Количество зарегистрированных К(Ф)Х, ед. 1395 1392 1282 1280 1336 1452
Площадь земельных участков К(Ф)Х, тыс. га 166,8 171,4 171,4 176,5 178,4 182,8
Средний размер земельного участка К(Ф)Х, га 120 123 134 138 134 126
Число крестьянских (фермерских) хозяйств установленном законом порядке, с 2006г. по 2009 г.
Орловской области, зарегистрированных в неукоснительно сокращалось с 1395 до 1280, а с 2010
В Орловской области на долю малых форм хозяйствования приходится более 45% производимой сельскохозяйственной проду кции (рис. 2), из которых 39,9% - доля хозяйств населения и 6% - доля крестьянских (фермерских) хозяйств. Данный факт говорит о создании в области благоприятного климата для развития малого агробизнеса.
сельскохозяйственные организации хозяйства населения крестьянские (фермерские) хозяйства
Рисунок 2 - Динамика распределения продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств Орловской области, % [12]
В су бъектах Российской Федерации используются самые различные механизмы поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. В этой связи стоит отметить, Орловскую областную целевую программу «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и др гих малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 20122015 годы», общий объем финансирования по которой, составляет 606,3 млн. ру блей. Безусловно, выделяемые по программе денежные средств не столь велики, вместе с тем, внимание органов власти к проблемам развития малых форм хозяйствования заслу живает уважения. Целью программы: является повышение производительности и обеспечение финансовой стойчивости крестьянских (фермерских)
года наметилась положительная тенденция -показатели 2011 года практически вышли на первоначальный уровень. Рост количества хозяйств сопровождался расширением ресурсной базы в результате приобретения в собственность земель сельскохозяйственного назначения, получения государственных и муниципальных (емель в аренду. В результате, общее увеличение земельных ресурсов крестьянских (фермерских) хозяйств составило около 50 тыс. га, при этом средний размер земельного массива возрос на 37%.
На фоне увеличения площади земель, закреплённых за крестьянскими (фермерскими) хо(яйствами, эффективность прои(водства в них оставляет желать лучшего: в растениеводческой
отрасли стоимость прои(веденной продукции в фактически действовавших ценах с 2008 года снижается, в животноводстве - растет крайне медленными темпами (рис. 3, 4).
18000 16000
.14000
ю
&12000
§ 10000 8000 6000 4000 2000 0
годы
Рисунок 3 - Динамика производства продукции растениеводства по категориям хозяйств Орловской области [12]
8000 7000 6000
^ 5000
&
и 4000
Ч
3000 2000 1000 0
годы
Рисунок 4 - Динамика прои(водства продукции животноводства по категориям хозяйств Орловской области [12]
Гораздо позитивнее складывается картина с хозяйствами населения (ЛПХ). При сокращении площади (емель, выделенных для ведения личных подсобных, дачных, огороднических и садоводческих хозяйств, объем производства в животноводстве имеет устойчивую тенденцию роста, причем вполне сопоставимого с аналогичными пока(ателями по сельскохо(яйственным органи(ациям. Прои(водство растениеводческой продукции в фактически действовавших ценах также увеличивается, но в
■ Сельскохозяйственные организации П Хозяйства населения
■ Крестьянские (фермерские) хозяйства
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
□ Сельскохозяйственные организации □Хозяйства населения
□ Крестьянские (фермерские) хозяйства
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
данной отрасли лидерство сохраняется (а крупными товаропрои(водителями, мелкий агроби(нес (десь в основном удовлетворяет потребности в продукции овощеводства.
Пока(ательным является то, что на протяжении последнего десятилетия в Орловской области прои(водство (ерна, сахарной свеклы, семян подсолнечника остается прерогативой
сельскохо(яйственных органи(аций, выращивание картофеля и овощей, прои(водство яйца, шерсти и меда - специали(ацией малых форм хо(яйствования. В животноводстве крупные товаропрои(водители усиливают свои по(иции в противовес хо(яйствам населения. Структура производства по различным формам хо(яйствования в молочном животноводстве достаточно стабильна (таб. 2). По данным службы государственной статистики, в крестьянских (фермерских) и хозяйствах населения Орловской области в 2010 году произведено 40,5% валовой продукции сельского хозяйства (38,1 тыс. т скота и птицы в живом весе, 104,8 тыс. т молока, 265,4 тыс. т зерна, 196,3 тыс. т картофеля, 48,2 тыс. т овощей). Несмотря на рост удельного веса малых форм хо(яйствования в общем объеме прои(водства сельскохо(яйственной продукции наблюдаются и негативные тенденции характерные для данного сектора экономики. В Орловской области в последние годы происходило постоянное сокращение поголовья коров в хозяйствах населения (к 2010 году на 65%, по сравнению с 1991 годом), а по данным Департамента сельского хозяйства Орловской области товарность молока у них составляет немногим более 50% [12].
Региональная аграрная политика, проводимая в последние годы, ска(алась на положительной
тенденции по поголовью свиней в области (2005 г -241,3 тыс. голов, 2010 г. - 347,6 тыс. голов),
одновременно с и(менением численности поголовья по категориям хо(яйств (в 2005 г. в
сельскохо(яйственных органи(ациях находилось 48,2% свиней, в К(Ф)Х - 2,6%, личных хозяйствах граждан - 49,2%); а в 2010 г. это соотношение составляло соответственно - 69,0; 4,0 и 27.0%). Во(росла также доля прои(водимого в
сельскохо(яйственных органи(ациях в целом скота и птицы на убой с 35,2% в 2000 году до 68,4% в 2010 году. Вместе с тем происходит сокращение поголовья животных в личных подсобных хо(яйствах [11]. Политика государства по поддержке, в особенности птицеводства в последние годы пока(ывает свои ре(ультаты. Россия впервые выходит на самообеспечение мясом птицы, однако это происходит (а счет крупных птицекомплексов.
Учитывая долю сельскохозяйственной продукции, прои(водимой в малых формах хо(яйствования, в общем объеме продукции АПК, количество (емельных угодий, находящихся в поль(овании крестьянских (фермерских), личных подсобных и иных хо(яйствах, приоритетную роль хо(яйств населения, прежде всего, в прои(водстве картофеля, овощей и яйца, следует рассматривать мелких сельскохо(яйственных товаропрои(водителей как фактор развития аграрной отрасли в целом.
Таблица 2 - Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств Орловской
области, в процентах от общего объема производства [12]
Продукция Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Сельскохозяйственные организации
Зерно (в весе после доработки) 79,4 80,4 78,3 80,4 81,9 82,4
Сахарная свекла 93,6 93,5 95,6 99,3 99,4 99,2
Семена подсолнечника 100,0 67,7 - 100,0 100,0 100,0
Картофель 3,6 2,7 2,6 4,3 5,8 7,1
Овощи 8,3 8,9 8,6 7,1 7,1 7,7
Скот и птица на убой (в убойном весе) 43,6 49,6 49,9 53,9 61,8 68,4
Молоко 55,6 55,8 54,6 56,7 56,6 57,3
Яйца 33,8 34,0 23,5 23,5 18,1 21,8
Шерсть 9,1 7,7 4,4 4,0 5,3 4,5
Мед 5,2 7,7 6,2 5,4 4,2 4,1
Хозяйства населения
Зерно (в весе после доработки) 0,8 1,5 1,4 1,0 1,0 1,6
Картофель 94,6 93,7 93,3 93,5 89,3 88,7
Овощи 89,2 87,5 88,0 86,8 88,9 88,1
Скот и птица на убой 53,8 46,8 46,0 41,4 34,7 28,6
Молоко 42,0 41,6 42,0 40,5 40,4 38,8
Яйца 65,6 65,5 76,1 76,0 81,4 77,7
Шерсть 81,8 82,0 86,7 86,0 89,6 88,9
Мед 91,8 88,5 89,1 92,0 93,7 93,3
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
Зерно (в весе после доработки) 19,8 18,1 20,3 18,6 17,1 16,0
Сахарная свекла 6,4 6,5 4,4 0,7 0,6 0,8
Картофель 1,8 3,6 4,1 2,2 4,9 4,2
Овощи 2,5 3,6 3,4 6,1 4,0 4,2
Скот и птица 2,6 3,6 4,1 4,7 3,5 3,0
Молоко 2,4 2,6 3,4 2,8 3,0 3,9
Яйца 0,6 0,5 0,4 0,5 0,5 0,5
Шерсть 9,1 10,3 8,9 10,0 5,1 6,6
Мед 3,0 3,8 4,7 2,6 2,1 2,6
Ра(витие малых форм хо(яйствования в аграрном секторе экономики нево(можно представить бе( ра(вития сельскохо(яйственных кооперативов. В начале 2011 года в Российской Федерации насчитывалось СПоК 1-го уровня 6661
(снабженческо-сбытовые-3693 (55,4%), кредитные-758 (26,4%), перерабатывающие-1196 (17,4%)). В составе сельскохо(яйственных потребительских кооперативов России на этот год насчитывалось 51810 членов (80,5% - ЛПХ, 5,5% - К(Ф)Х) [15, 16].
В Орловской области к концу 2010 года было со(дано более 90 сельскохо(яйственных потребительских кооперативов ра(ных уровней. Дальнейшее ра(витие сельскохо(яйственного кооперативного движения в области предусмотрено долгосрочной областной целевой Программой «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хо(яйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы». За период действия программы будет создано 60 сельскохо(яйственных потребительских
кооперативов, что позволит создать не только рабочие места, но и активи(ировать логистическую и маркетинговую деятельность в малых формах хозяйствования региона [13].
Таким образом, потенциал малых форм хо(яйствования свидетельствует об актуальности вопросов определения новых путей и стратегии их ра(вития в целях со(дания наилучших
институционально-экономических условий для эффективной их деятельности, выравнивания конкурентной среды в аграрном секторе экономики. Безусловно, малые формы хозяйствования являются ба(исом в социальном ра(витии села (обеспечение (анятости, устойчивое ра(витие сельских территорий, поддержание качества жи(ни населения), что способствует сохранению сложившегося
территориального расселения, сельского образа жи(ни с его народными традициями и культурным ра(нообра(ием. Предпринимаемые органами власти усилия скажутся в перспективе на повышении социально-экономической роли крестьянских, фермерских и личных подсобных хо(яйств, а также сельскохо(яйственных кооперативов в экономике государства, что будет способствовать устойчивому обеспечению населения экологически более безопасной продукцией.
Вместе с тем, на сегодня малые формы хо(яйствования аграрного сектора экономики испытывают существенные правовые, экономические и социальные проблемы. В качестве ключевых, можно выделить:
• не достаточно эффективная правовая база,
регулирующая ра(витие индивидуального
(семейного) прои(водства;
• дефицит и дорогови(на кредитных ресурсов, а также неразвитость сельской кредитной кооперации;
• отсутствие, какого либо прои(водственного материально-технического обслуживания, в том числе обеспечение качественным семенным материалом, племенным скотом, кормами, средствами хими(ации и сбытом продукции;
• недоступность актуальной информации о новых технологиях, рыночной конъюнктуре, потенциальных партнерах и полное отсутствие во(можности получения консультационных услуг по правовым, экономическим и технологическим вопросам.
В этой свя(и целесообра(но и необходимо формировать на государственном и региональном уровнях совокупность условий, способствующих активи(ации деятельности населения,
индивидуальных предпринимателей, фермеров по увеличению их (емельных ресурсов и производственной базы малого бизнеса, повышающих занятость населения на селе и, в конечном счете, ведущих к устойчивому ра(витию территорий. В качестве ключевых мер поддержки можно отметить: со(дание правовой среды поддерживающей ра(витие малых форм хо(яйствования, в том числе чере( предоставление правовой (ащиты субъектам малого агроби(неса; финансовая поддержка на уровне государства; формирование инфраструктуры
обеспечивающей со(дание новых прои(водств; ра(витие информационно-консультационной системы способствующей оптими(ации в(аимоотношений между крупными предприятиями и субъектами малого бизнеса на селе.
Литература
1. Официальный сайт Европейской комиссии. ШЬ:Ы!р://ес.еишра.еи/еШ:егрп8е/роЦс1е8/8те/1аа8-1!§иге8-апа1у818/рег1:Ьгтапсе-геу1е%'/1ш1ех_еп.Ыт#Ь2-3 (дата обращения 01.10.2012).
2. Егоров, Е. Малый бизнес - инструмент решения социальных (адач / Е. Егоров // Проблемы теории и практики управления, 2004. - № 4. - С. 47-50.
3. Крылов, Д. В. О приоритетных направлениях и (адачах ра(вития малого и среднего предпринимательства / Д.В .Крылов // Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО. Материалы VIII Всерос. конф. представителей малых предприятий - М., 2007.
4. Торопов, Д. Малое предпринимательство: сельский аспект. АПК: экономика управление. / Д. Торопов, И. Кичигина - 2010. - № 2. - С. 39-42.
5. Сабликова, М.С. Малый бизнес в России и за
рубежом. / М.С. Сабликова //
ШЬ:Ы!р://%^%'.гае.т/1:Ьтт2012/327/3248 (дата
обращения 02.10.2012).
6. Манохин, А.Ю. Стратегия развития малого и
среднего предпринимательства в современной России. Монография. / А.Ю. Манохин - Тамбов, 2010. ШЬ:Ы!р://%^%аатЬоу -
Ш8пои.т/топо§га1/111е8/т<11.Ыт1 (дата обращения
01.10.2012).
7. Федеральный закон №66-ФЗ «О
садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г.
URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; Ьа8е=ЬА’^п=115984 (дата обращения 01.10.2012).
8. Федеральный закон N 74-ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 г. URL:http://www.consultant.ru/popular/farmer/ (дата
обращения 01.10.2012).
9. Федеральный закон 6112-ФЗ «О личном подсобном хо(яйстве» от 07.07.2003 г. URL:http://base.garant.ru/12131702/ (дата обращения
01.10.2012).
10. Государственной программой развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохо(яйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2008-2012 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 №446
URL:http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder /showZ342.htm (дата обращения 01.10.2012).
11. Федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. URL:http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA ’^п=126592 (дата обращения 01.10.2012).
12. Федеральная служба государственной
статистики. Официальный интернет-сайт URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_38/Main.htm (дата
обращения 01.10.2012).
13. Постановление Правительства Орловской области №301 от 7 сентября 2011 г. «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хо(яйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы».
http://www.orel-region.ru/index.php? head=20&part =23&іп=2 (дата обращения 01.10.2012).
14. URL:http://www.orel-region.ru/index.php? head=20&part=23&in=2 (дата обращения 01.10.2012).
15. Зубков, В. Малым формам хозяйствования -постоянную поддержку / В. Зубков // Экономика сельского хозяйства России, 2012. - № 2. - С. 4-6.
16. Ткач, А. Развитие потребительской кооперации в сельской местности. / А. Ткач, Н. Чукин // Экономика сельского хозяйства России, 2012. - № 2. - С. 35-52.
Вестник Орел Г Ay
№5(38)
октябрь 2012
Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году
Учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_______________________________________________________
Редакционный совет:
Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.
Белкин Б.Л.
Блажнов А.А.
Буяров В.С.
Гуляева Т.И.
Гурин А.Г.
Дегтярев М.Г.
Зотиков В.И.
Иващук О.А.
Козлов А.С.
Кузнецов Ю.А.
Лобков В.Т.
Лысенко Н.Н.
Ляшук Р.Н.
Мамаев А.В.
Масалов В. .
Новикова Н.Е.
Павловская Н.Е.
Попова О.В.
Прока .И.
Савкин В.И.
Степанова Л.П.
Плыгун С.А. (ответств. секретарь) Золотухина О.А. (редактор)
Адрес редакции:
302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69.
Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: nichogau@yandex.ru Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ 6ФС77-21514 от 11.07.2005 г.
Специалист регионального методического центра по УДК: Служеникина А.М. Технический редактор: Мосина А.И.
Сдано в набор 10.08.2012 г. Подписано в печать 23.09.2012 г. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Объём 21,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз. И(дательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР 6021325 от 23.02.1999 г.
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций
Содержание номера
Экономика АПК
Парахин Н .В., Прока Н.И. Адаптация механизма государственной поддержки аграрного сектора
России к условиям ВТО........................................................................2
Гуляева Т.И., Волобуева Т.А. Крестьянские (фермерские) хозяйства Орловской области: состояние
и перспективы развития....................................................................... 10
Иващук О.А., Константинов И.С., Архипов О.П. Подходы к созданию автоматизированной
системы управления «умными фермами».......................................................... 15
Проняева Л.И. Состояние и проблемы инновационного развития процесса воспроизводства
основного капитала в АПК..................................................................... 21
Григорьева Н .В. Приоритетные направления развития рынка труда сельских муниципальных
образований Орловской области................................................................ 26
Дармограй О.В. Влияние вступления России в ВТО на развитие сельского хозяйства............... 33
Калиничева Е.Ю., Романов А.Д. Экономическая оценка реализации ресурсного потенциала
свеклосахарной отрасли в Орловской области................................................... 36
Сидоренко О.В. Ценовая паритетность зерновой отрасли в условиях присоединения России в ВТО.. 40 Бураева Е.В. Минимальная заработная плата: роль в экономике и проблемы использования в
современной России........................................................................... 45
Карлова Е.В., Полянин А.В. Перспективные направления производства побочной продукции
сахарной промышленности...................................................................... 51
Иванова А.А. Основные направления повышения экономической эффективности свиноводства
Орловской области............................................................................ 54
Трясцина Н .Ю. Ключевые направления и вектор развития молочно-продуктового подкомплекса
Орловской области............................................................................ 59
Савкин В.И., Деулина А.В., Крыгин А.А., Ерёмин А.А. Малые формы хозяйствования -
приоритет развития аграрного сектора экономики (на примере Орловской области)................ 66
Лисютченко Н .Н . Оценка формирования и использования производственных ресурсов в отраслях
животноводства Орловской области............................................................. 72
Полухин А.А., Алпатов А.В., Ставцев А.Н . Оценка состояния, использования и воспроизводства
материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Орловской области.............. 78
Ловчикова Е.И. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов села как основы
обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами................................... 85
Бычкова С.И. Анализ факторов, сдерживающих формирование механизма эффективного
стратегического управления на современном этапе развития экономики........................... 90
Кравченко Т.С. Показатели экономической эффективности освоения отраслевых инноваций в
растениеводстве.............................................................................. 93
Медолазов А.С. Приоритетные направления социально-экономического развития сельских
территорий Орловской области................................................................. 100
Первых Н.А., Гришаева О.Ю. Тенденции формирования и развития трудовых ресурсов в сельском
хозяйстве Орловской области.................................................................. 105
Бухвостов Ю.В., Волков А.А. Экономико-статистический анализ инновационного потенциала
Орловской области............................................................................ 109
Зеленская И.А. Методические аспекты прогнозирования численности трудовых ресурсов в
сельской местности........................................................................... 112
Жаравина О.М. Оценка выполнения руководителями функциональных обязанностей (на примере
сельскохозяйственных организаций)............................................................ 114
Лытнева Н.А., Сысоева О.Н. Развитие инновационных методов в управлении результативностью
хозяйственных систем......................................................................... 118
Рыбалкин Д.А. Возможности инвестирования временно свободных денежных средств................. 123
Куликов И.Н. Состояние и прогноз развития плодоводства в Российской Федерации................ 126
ж ив&тн&в&дств&
Гамко Л.Н., Шкурманов П.Н. Мергель и белково-витаминно-минеральный концентрат в рационах
молодняка свиней............................................................................. 130
Концевенко А.В., Концевенко В.В. Изучение особенностей остеодистрофии у коров
промышленных комплексов Белгородской области................................................. 133
Усачев К.И., Усачев И.И. Результаты исследований микробиоценоза слизистой оболочки
подвздошной кишки овец....................................................................... 135
Шкурманова Е.С. Изменения параметров роста и развития мышц у цыплят-бройлеров в 10-, 20- и
30-дневном возрасте при разном уровне обменной энергии....................................... 137
Зверева Г.П. Основные тенденции экономического развития отечественного свиноводства.......... 140
Зеленский В.О. Состояние и направления развития рынка яиц Иркутской области.................. 143
Ярован Н.И., Новикова И.А. Окислительный стресс у высокопродуктивных коров при
субклиническом кетозе в условиях промышленного содержания.................................... 146
Нуриев Г.Г., Боровик Е.С. Показатели переваримости и использования питательных веществ при
включении в кормовую смесь зерна тритикале................................................... 149
Технические науки
Пичугин И.Л. Роль энергоаудита при разработке энергосберегающих мероприятий в бюджетных
организациях................................................................................. 151
Блажнов А.А. Многофункциональное производственное сооружение для фермерских и личных
хозяйств..................................................................................... 155
Васильев А.Н., Будников Д.А., Грачёва Н.Н. Экспериментальное исследование сушки зерна
электроактивированным воздухом............................................................... 160
Фомин И.Н., Суров Л.Д. Дистанционный контроль над действиями выключателей в кольцевой сети 163 Чичиланов И.И., Арженовский А.Г., Асатурян С.В. Методика и результаты диагностирования
тракторных дизелей с ГТН..................................................................... 167
Информационное сообщение К юбилею профессора Максимова Владимира Ильича............................................... 171
© ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, 2012