Список использованной литературы:
1. Rostow W.W. Politics and the Stages of Growth. Cambridge. The University Press. 1971.
2. Менкью Н., Макроэкономика. Перевод с английского, Редакторская комиссия: Г. Гущян (гл. редактор), г. Киракосян, Г. Харибян, Р. Саринян, Г. Марзпанян. Издательство института правления и внешних экономических связей, Издательство "Армения" Ереван 1997 г.,
3. Экономика развития: Модели становления и модернизации рыночной экономики, Р. М. Нуреев, Издание 2 - е, Москва, Норма, 2008,
4. Экономическая безопасность: Учеб. Пособие для студентов вузов обучаюшихся по специальностям экономики и управления / [В. А. Богомолов и др. ]; под ред. В. А. Богомолова. 2 - е изд., перераб. и доп. -Москва: ЮНИТИ - ДАНА, 2009.
© А.Р.Мартиросян, 2015
Махова Анна Владимировна
наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ E-mail: [email protected] Алексанян Кристина Каровна студентка 3 курса направления подготовки «Педагогическое образование», бакалаврская программа «Экономика» и «Право»
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА КУБАНИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Аннотация
В данной статье будут рассматриваться основные показатели деятельности предприятия на Кубани по видам экономической деятельности и отраслям, в частности, такие как число малых предприятий, обороты малых предприятий, инвестиции в основной капитал малых предприятий, соотношение числа предприятий, оборотов и инвестиций, а также государственные поддержки малого бизнеса.
Ключевые слова
Малый бизнес, оборот малых предприятий, инвестиции, законодательная база.
Малый бизнес является мощным рычагом в развитии экономики. Изучение его современного состояния позволит каждому начинающему предпринимателю разумно вложить деньги в ту или иную экономическую деятельность, результат которой превзойдет все ожидания, а вложенные финансы не будут напрасны. Государственная поддержка малого предпринимательства также необходима, на сегодняшний день нормативную базу законодательства по малому бизнесу краснодарского края составляют такие законы как: Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. N 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края» от 23 июля 2003 г. N 604 КЗ.
Целью данной статьи является проанализировать основные показатели деятельности малого предпринимательства на Кубани по видам экономической деятельности и отраслям за 2014 год, а также выяснить есть ли государственная поддержка молодому бизнесмену в открытии малого предпринимательства.
УДК 334.012.64(470.620):658(470.620)
канд. экон.
Рисунок 1 - Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической
деятельности (2014г.)* [1]
*Виды экономической деятельности: 1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 2 рыболовство, рыбоводство; 3 добыча полезных ископаемых; 4 обрабатывающие производства; 5 производство и распределение электроэнергии, газа и воды;6 строительство^ оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;8 гостиницы и рестораны; 9 транспорт и связь;10 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;11здравоохранение и предоставление социальных услуг; 12предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Данная диаграмма позволяет нам выяснить, в какой экономической деятельности большее число малых предприятий. Прежде всего, нужно найти среднее число малых предприятий по отраслям в целом: 484,8 ед. - 8,3 %. Рассмотрев данные диаграммы, можно сделать вывод, что большее число малых предприятий задействованы в оптовой и розничной торговле, в ремонте автотранспортных средств, мотоциклов (7), что составляет 1721 ед. - 29,4 %, больше среднего значения на 21,1 %. В Краснодарском крае также занимаются операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (10), которая составляет 934 ед. - 15,9 % это на 7,6 % больше среднего. Только на одну целую уступают обрабатывающие производства (4), составляющие 871 ед. -14,9 % на 6,6 % больше среднего значения числа предприятий. Самое малое число предприятий задействовано в рыболовстве, рыбоводстве (2) оно составляет 24 ед. - 0,4 %, это в значительной мере меньше среднего числа предприятий на 7,9 %.
От средней нормы отклонено число предприятий по добыче полезных ископаемых (3), которые составляют 45 ед. - 0,8 %, также гостиницы и рестораны (8) 412 ед.- 7 % меньше среднего числа предприятий на 1,3 %, транспорт и связь (9) составляют в крае 329 ед. - 5,6 %. Предприятия по здравоохранению и предоставлению социальных услуг (11) составляют 132 ед. - 2,3 %, а число предприятий по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (12) составляют 149 ед. - 2,5 %. Сельским хозяйством охотой и лесным хозяйством (1) занято 329 предприятий - 5,6 %, что меньше средней нормы на 2,7 %. Предприятия, занимающиеся производством и распределением электроэнергии, газа и воды(5) составляют 49 ед. - 0,8 %, которое меньше
Рисунок 2 - оборот малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности
(2014г.) * [1]
*Виды экономической деятельности: 1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 2 рыболовство, рыбоводство; 3 добыча полезных ископаемых; 4 обрабатывающие производства; 5 производство и распределение электроэнергии, газа и воды;6 строительство; 7 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 8 гостиницы и рестораны; 9 транспорт и связь; 10 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 11здравоохранение и предоставление социальных услуг; 12 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
На данной диаграмме мы рассмотрим обороты малых предприятий. Найдем среднее значение 20189,675 млн. руб. - 8,3 %. Самый большой оборот принадлежит отрасли оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов (7) и составляет 148100,9 млн. руб. - 61,1 %, что больше среднего числа оборотов на 52,8 %. Второе место в обороте занимает строительство (6) 35102,7 млн. руб. -14,5 %, что на 6,2 % больше. Равный оборот малых предприятий имеют отрасли здравоохранения и предоставления социальных услуг (11) предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (12) составляют 1730 млн. руб. и 1714, 9 млн. руб. - 0,7 %, это значительно меньше среднего числа оборотов на 7,6 %.Самый малый оборот имеют рыболовство, рыбоводство (2) составляющие188,6 млн. руб.
- 0,1 % это значительно отклоняется от среднего числа оборотов и меньше его на 8,2 %. Оборот сельского хозяйства (1) составляет 5262,4 млн. руб. - 2,2 %, меньше среднего числа оборотов на 6,1 %, добыча полезных ископаемых (3) 1001 млн. руб.- 0,4 %, меньше среднего значения на 7,9 %. Оборот производства и распределения электроэнергии, газа и воды (5) 914,3 млн. руб. - 0,4 %, гостиницы и рестораны (8) 6219,8 млн. руб. - 2,6 % меньше среднего числа на 5,7 %, транспорт и связь (9) составляют 6444,7 млн. руб.
- 2,7 %, меньше среднего значения на 5,6 %. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг составляют (10) 14510,5 млн. руб. - 6,0 %, меньше среднего значения на 2,3 %. Оборот
Рисунок 3 - Инвестиции в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической
деятельности(2014г.)* [1]
*Виды экономической деятельности: 1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 2 рыболовство, рыбоводство; 3 добыча полезных ископаемых; 4 обрабатывающие производства; 5 производство и распределение электроэнергии, газа и воды;6 строительство; 7 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 8 гостиницы и рестораны; 9 транспорт и связь; 10 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 11 здравоохранение и предоставление социальных услуг; 12 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
На рисунке 3 представлены вложения инвестиций в разные виды экономической деятельности. Вычислим среднее значение 1043,52 млн. руб. - 8,3 %. Мы видим значительный вклад инвестиций в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (7), который составляет 2957,5 млн. руб. - 23,6 %, больше среднего значения на 15,3 %, значительный процент инвестиций поступает на счет операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (10) равный 2631,3 млн. руб. - 21 %, больше среднего числа инвестиций на 12,7 %. Самый малый процент инвестиций приходиться на долю рыболовство, рыбоводство (2), а также на
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
производство и распределение электроэнергии, газа и воды(5) и на гостиницы и рестораны(8) каждый из которых составляет 8,6 млн. руб. и 9,9 млн. руб. - 0,1 %, меньше среднего значения на 8,2 %.
12 34567 89 10 11 12 □ Число малы> предприятий ЩОборотмалы* предприятий ■Инвестиции
Рисунок 4 - Сравнение числа малых предприятий с их оборотом и вкладываемыми инвестициями (2014г.)*
*Виды экономической деятельности:1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 2 рыболовство, рыбоводство; 3 добыча полезных ископаемых; 4 обрабатывающие производства; 5 производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 6 строительство; 7 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 8 гостиницы и рестораны; 9 транспорт и связь; 10 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 11 здравоохранение и предоставление социальных услуг; 12 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Рисунок 4 позволяет наглядно рассмотреть связь числа малых предприятий с их оборотом и вложенными инвестициями. Больший оборот равный в 61,1 % составляет оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (7) на 29,4 % предприятий, хотя инвестиции в этой деятельности равны 23,6 %. Также отчетливо видно, что бессмысленно вкладывать инвестиции 19,4 % в сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (1) так как оборот очень мал 2,2 % на 5,6 % предприятий, инвестиции превышают оборот на 17,2 %. Очень мало инвестиций выделяется на здравоохранение и предоставление социальных услуг (11) 0,6 %, оборот превышает на 0,1 % и это к 2,3 % предприятий, в данной ситуации следует увеличить инвестиционные поступления.
Следует сократить вложения в операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставление услуг (10) так как они составляют 21 % на 15,9 % предприятий, а оборот составляет 6 %. Рыболовство, рыбоводство (2) на 0,4 % предприятий приходится 0,1 % инвестиций, а оборот составляет 0,1 %. Вложение инвестиций в добычу полезных ископаемых (3) составляет 1,1 % на 0,8 % предприятий при этом оборот - 0,4 %. Обрабатывающие производства (4): число предприятий - 14,9 %, вложенные инвестиции составляют 9,7 %, а оборот - 8,7 %. На производство и распределение электроэнергии, газа и воды (5) - 0,8 %, инвестиции составляют 0,1 %, а оборот - 0,4 %. На строительство (6) выделяют 14,7 % инвестиций, оборот - 14,5 % на 14 % предприятий. В гостиницы и рестораны (8) выделяют 0,1 % инвестиций при этом оборот - 2,6 % превышает поступления на 2,5 % и это приходится на 7 % предприятий. Транспорт и связь (9) - 5,6 %, инвестиции - 5,9 %, оборот составляет 2,7 %, что меньше поступлений на 3,2 %. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (12) число предприятий составляет 2,5 %, инвестиции -3,8 %, а оборот - 0,7 %, меньше вложений на 3,1 %.
На сегодняшний день основу законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность на Кубани составляют следующие нормативные акты: Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края» от 23 июля 2003 г. N 604 КЗ. и Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. N 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае».
Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края» от 23 июля 2003 г. N 604-КЗ состоит из 13 связанных между собой статей. Можно ознакомиться с: предметом регулирования настоящего Закона; субъектом малого предпринимательства; полномочиями органов государственной власти Краснодарского края в сфере государственной поддержки малого предпринимательства; государственной поддержкой малого предпринимательства на территории Краснодарского края; целевыми программами поддержки малого предпринимательства, реализуемые на территории Краснодарского края; инфраструктурами поддержки и развития субъектов малого
предпринимательства на территории Краснодарского края; государственными краевыми фондами поддержки малого предпринимательства; налогообложениями субъектов малого предпринимательства; участиями субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для краевых государственных нужд; имущественными поддержками субъектов малого предпринимательства; информационными поддержками субъектов малого предпринимательства; контроль за деятельностью субъектов малого предпринимательства; заключительными положениями [2].
Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. N 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» представлен в виде 9 статей. Содержит в себе: предмет регулирования настоящего Закона; правовую основу настоящего Закона; основные понятия, используемые в настоящем Законе; полномочия органов государственной власти Краснодарского края по вопросам развития малого и среднего предпринимательства; совет по развитию предпринимательства в Краснодарском крае; реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки; государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; краевые целевые программы развития малого и среднего предпринимательства; заключительные положения [3].
Из анализа данных основных показателей деятельности малого предпринимательства на Кубани по видам экономической деятельности и отраслям, а также нормативного обеспечения по поддержке малого бизнеса, следует, что в Краснодарском крае создана прочная база экономического роста. Основу производительных сил составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. В целом современное состояние Краснодарского края благоприятно для развития малого бизнеса. Особую поддержку бизнесу оказывает государство своей законодательной базой.
Список использованной литературы:
1.Малое предпринимательство: Краснодарстат [Электронный ресурс] -2014-URL:http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/coIlnect/rosstat_ts/krsdstat/resources/c47ccb0047b2655f9052b4ed3bc4492f/3-1+малые+предприягая.Йт (дата обращения 16.04.2014)
2. Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края» от 23 июля 2003 г. N 604-КЗ
3. Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. N 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае»
© А. В. Махова, К. К. Алексанян, 2015
УДК 331.215(470.620)
Махова Анна Владимировна
канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, г.Славянск-на-Кубани, РФ, E-mail: [email protected]
Кадырова Снежанна Ринатовна студентка 3 курса направления подготовки «Педагогическое образование», бакалаврская программа «Экономика» и «Право»
АНАЛИЗ И ДИНАМИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ЗА ПЕРИОД
ЯНВАРЬ-ИЮНЬ 2014 ГОДА
Аннотация
В данной статье будет рассматриваться заработная плата работников Краснодарского края по категориям персонала в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, а также в организациях, осуществляющие научные исследования и разработки.