малое предпринимательство как системный фактор восстановления экономики проблемного региона
АРСАМБАЕВ Н.М.
о
о
i— ф
Определены основные направления формирования приоритетов государственной и региональных властей в отношении поддержки малого предпринимательства в сфере производства в регионе.
Ключевые слова: малое предпринимательство; социальная рыночная экономика; реструктуризация экономики региона; инфраструктура поддержки малого предпринимательства
Коды классификатора JEL: 1_ 25, 1_ 26
По мере развития общества от доиндустриального к постиндустриальному малый бизнес по-разному интегрируется в хозяйственную структуру общественного производства. На доиндустриальной стадии развития малые предприятия составляли основу экономики, на промышленной стадии они вытеснялись крупным бизнесом из производственной и хозяйственной структуры экономики. Однако и на индустриальной стадии развития для малого бизнеса сохранились определенные ниши для приложения его сил. Он становится одним
из существенных источников налоговых поступлений, создания дополнительных рабочих мест, насыщения (тд
региональных и местных рынков товарами и услугами. Малое предпринимательство способствует формиро- _о
ванию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюд- []
жетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест оно снижает остроту безработицы, (О обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
Процесс разграничения прав и полномочий федеральных органов и органов управления субъектов Рос- ^
сийской Федерации и осуществление приватизации, резко увеличившей число хозяйствующих субъектов и И
ставшей базой массового развития предпринимательской деятельности, привел к тому, что малое предпри- Ш
нимательство стало играть важную роль в социально-экономическом развитии регионов России. В настоящее ]> время, когда стала насущной задача перехода российской экономики на инновационную модель развития,
заметно актуализируются проблемы изучения малого бизнеса как системной составляющей именно социаль- ^
ной рыночной экономики. В инновационной модели развития экономики, на которую нацеливается Россия, □
роль малого бизнеса неуклонно возрастает, но его полное значение обнаруживается в границах именно со- О
циальной рыночной экономики. ^
Для регионов со значительными проблемами в развитии экономики малое предпринимательство может стать тем звеном, ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь, т.е. разрешить ряд острейших не только экономических, но и социальных проблем территории. Так, для Чеченской Республики, с учетом большой
армии безработных, главнейшей задачей является создание дееспособных малых предприятий в приоритет- о
ных, в том числе инновационных, сферах. В экономически развитых странах этот вид бизнеса имеет сущест- ф
венную государственную поддержку, благодаря чему доля малых предприятий в общем количестве предпри- §
ятий, которые являются источником рабочих мест для 50-80% занятых и создают до 70-80% новых рабочих > мест, составляет в США свыше 55%, Японии - 77%, Великобритании - 49%, Франции - 60%,. На долю малого бизнеса в этих странах приходится от 40 до 67% ВНП.
Малый бизнес в РФ развивается уже более 15 лет, однако показатели его состояния и развития все еще незначительны, а доля малых предприятий в экономически показателях России в несколько раз ниже, чем
в экономиках развитых стран. На фоне больших региональных различий в стране разброс данных по отде- а
льным регионам просто впечатляет. В настоящее время наблюдаются значительные диспропорции в уров- ^
нях развития малого предпринимательства на территории России. Федеральные округа сильно различаются о
по числу малых предприятий и числу замещаемых рабочих мест. Анализ статистики малых предприятий в 2
региональном разрезе обнаруживает еще большие, нежели на уровне федеральных округов, территориаль- о
ные диспропорции в уровне развития малого предпринимательства. Так, по оценкам специалистов, в Южном 9
федеральном округе к регионам, достигшим относительно высокого уровня развития малых предприятий, ^
относятся Краснодарский край и Ростовская область, а к регионам с наименьшим уровнем развития сектора ¡2
малых предприятий - Калмыкия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан. Разрыв между Краснодарским о
краем и Калмыкией по числу малых предприятий составляет 49,5 раза. Разрыв между Ростовской областью и ^
Ингушетией по числу замещенных рабочих мест равен 315,8 раза. ^
Исследование ключевых социально-экономических показателей развития регионов ЮФО показывает доста- £
точно высокий уровень социально-экономического развития регионов с развитым малым бизнесом и наличие $
серьезных социально-экономических проблем в регионах, где малый бизнес не получил должного развития. По >||
мнению специалистов, количество малых предприятий, которое может стать критической массой для экономи- ^
ческого прорыва в Чеченской Республике, должно быть не ниже 5000 ед. Оптимальной цифрой является 15000- ф
20000 малых предприятий. На начало 2007 г. количество малых предприятий (юридических лиц) в республике ^
(по экспертной оценке) составило свыше 5 тыс. единиц. После начала осуществления активной господдержки о
малого бизнеса, среднесписочная численность занятых в малом предпринимательстве, по данным правительс- §
твенных органов Чеченской Республики по поддержке малого и среднего бизнеса, составила 18,5 тыс. человек ^
и увеличилась по сравнению с 2005 г. (т.е. перед началом осуществления республиканской программы поддержки и развития малого предпринимательства на 2006-2010 гг. «От выживания - к процветанию!») на 14%. Отраслевая структура малых предприятий претерпела определенные изменения: непроизводственная сфера деятельности, прежде всего торговля и общественное питание, стала более привлекательной, чем производственная. Сохраняется ориентация малого предпринимательства на госзаказ и быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших стартовых капиталов. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Особое беспокойство вызывает традиционная отрасль - сельское хозяйство, пришедшее в упадок. Продовольственные рынки Чеченской Республики заполнены продукцией из соседних регионов. По оценкам межрайонных инспекций ФНС России по Чеченской Республике, теневым сектором частично или полностью охвачено более 50% малых предприятий. Кроме того, значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности из-за недоступности финансовых (кредитных) ресурсов. В этих условиях особо остро стоит вопрос о необходимости более эффективной господдержки малого предпринимательства.
Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству совместно с Фондом поддержки малого предпринимательства разработана Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 гг. В Программе применен принципиально новый концептуальный подход, в соответствии с которым Чечня, как регион с восстанавливаемой экономикой, должен развиваться как особая социально-экономическая и экономико-географическая зона. Специфика данного подхода заключается в необходимости постоянного внимания и господдержки, учета особенностей региона при реализации общегосударственной политики. Главная цель Программы заключается, во-первых, в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятствующих адаптации региона к условиям рыночной эконо-^ мики. Во-вторых, полнее реализовать благоприятные предпосылки развития, создавать условия для быстрого Ь выхода из кризиса и ускоренного, относительно средних российских показателей, развития в будущем. ^ В условиях социально-экономической трансформации региона большое значение для Чечни имеет ак-X тивная государственная политика на рынке труда. Так как активная реструктуризация экономики региона - задача достаточно длительная, то процесс смены места работы и переквалификации должен быть дополнен специальными мероприятиями по закреплению населения в Чеченской Республике и развитию сферы занятости. Решение проблем, связанных с ростом безработицы и переквалификацией, можно решить через самозанятость, т.е. организацию собственного дела. Для того, чтобы добиться количественного и качественного роста предпринимательского сектора экономики в Чеченской Республике, необходимо построение Ь эффективной системы поддержки малого предпринимательства с особым акцентом на создание институтов 00 содействия молодым фирмам и начинающим предпринимателям. В рамках Программы поддержки и развития О малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 гг. комитетом Правительства Чеченской ¡=у Республики по малому бизнесу и предпринимательству разработан План мероприятий по развитию и под-ф держке малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2007-2012 гг., одним из основных разделов
0 которого является развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Развитие инфра-ф структуры поддержки малого предпринимательства включает организацию в Чеченской Республике Центра ё развития малого предпринимательства, системы бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, информационно-мар-о. кетингового центра, юридического центра и т.п. В условиях недостаточности первоначального капитала, ог-$ раниченных возможностей накопления средств, неблагоприятных условий доступа к финансово-кредитным
1 ресурсам малые предприятия и индивидуальные предприниматели не имеют стимулов для собственного ф развития, совершенствования рыночных механизмов и повышения качества продукции. С этими фактора-о ми непосредственно связаны такие проблемы, как смещение активности малого предпринимательства из
производственной сферы в торговлю и торгово-посредническую сферы, развитие "теневого "рынка и не® учтенного оборота денежных средств. В 2006-2010 гг. финансовая поддержка малого предпринимательства о в Чеченской Республике будет сочетать меры прямой и косвенной государственной поддержки, координа-з цию деятельности органов и организаций, содействующих повышению инвестиционной активности малого ^ предпринимательства, создание и развитие кредитно-гарантийной методики, методики микрокредитования,
0 стимулирование инвестиционной активности финансовых институтов, работающих с субъектами малого ^ предпринимательства.
^ В соответствии с этим должны формироваться приоритеты государственной и региональных властей в ^ отношении поддержки производства в регионе. Необходимы следующие приоритеты: реального сектора над § трансакционным, устойчивых и развивающихся предприятий над «законсервированными», инновационных, £ наукоемких и высокотехнологичных производств, гарантий инвестиционных вложений как отечественных, £ так и зарубежных, социальных задач над узкофискальными. Все действующие предприятия-производители ^ должны быть разбиты на ряд категорий в соответствии с основным родом деятельности (с\х перерабаты-
1 вающие, промышленные перерабатывающие, промышленного производства, высокотехнологичные, нау-о коемкие и т.д.), их экономическим положением, на основе анализа динамики развития за последнее время ш (перспективные, среднеперспективные, малоперспективные, неперспективные). Каждой категории должны '! соответствовать определенные виды господдержки. Оказываемая поддержка должна вести к расширению до-о ходной базы местного бюджета и не носить благотворительный характер. С целью сдерживания роста уров-■т ня безработицы в Чеченской Республике следует установить систему налоговых скидок в зависимости от Ц числа людей, занятых в производстве (и от объема фонда заработной платы). Установленная скидка должна ° компенсироваться ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета), 9 либо соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных. Это позволит О обеспечить создание основ эффективной поддержки предпринимательства Чеченской Республики, доступ
предпринимательских структур к необходимым ресурсам и устойчивое социально-экономическое развитие региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лихтер А.В. Малый бизнес в рамках российской инновационной экономики// Вестник СибГАУ. - Красноярск: Изд-во СибГАУ. 2007. № 2.
2. Логинов В.Н. Проблемы развития инновационного предпринимательства в регионе. // Вестник Чувашского гос. ун-та им. И.Н. Ульянова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2006 г.
3. Материалы Комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству за 2006-2007 гг.
4. Программа поддержки и развития малого предпринимательства Чеченской Республики на 2006-2010 гг. «От выживания - к процветанию!». Грозный. 2006 г.
теоретические положения оценки сбалансированности экономики промышленно развитого региона
ГАРАЕВ М.М.
Удмуртский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected]
П
Л
Оценка качества управления экономикой региона является важной задачей повышения ее эффектив- q
ности. В данной работе автор предлагает свою точку зрения в отношении проблемы оценки сбаланси- jp
рованности развития экономики региона с учетом структурных составляющих ее результативности. J
Ключевые слова: уровень развития регионов; мониторинг; экономический потенциал; сбалансирован- ^
ность экономики региона щ
Коды классификатора JEL: R 32, R 38 q
Ь
Важным направлением исследования проблем обеспечения устойчивого развития экономики промыш- 00
ленно развитых регионов является формирование и развитие методологии оценки их потенциала и текущего ^ состояния, в том числе и путем их сравнительного анализа. Типология регионов предполагает определение
соотношения уровня развития регионов исходя из определенного набора некоторых показателей, обеспечи- о
вающих сравнительное изучение наиболее важных составляющих данных территорий. Например, под реги- о
оноведением понимается «...область научного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение ф
специфики социально-экономического, политического, культурного, природного, экологического развития ^
относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами» [1, с. 43]. Учет различных £1
аспектов развития исследуемых объектов является затруднительным для практического использования при m
формировании стратегий развития экономики промышленно развитых регионов из-за необходимости одно- i
временного учета различных по степени значимости критериев сравнительного анализа. 0
Типология регионов может быть ориентирована на решение различных задач. Например, она исполь- о
зуется для оценки инвестиционного климата, выявления динамики и специфики производства, оценки со- i
циальных условий развития экономики, а также особенностей формирования социальной или бюджетной ®
политики. Для анализа общего состояния регионов осуществляется исследование всего территориального о
разнообразия путем разработки сложной комплексной системы показателей с учетом существующих про- о
блем их выбора и применения. Например, Н. В. Зубаревич по результатам исследования проблем оценки jj
социального развития регионов показал последствия отсутствия возможности обеспечить реализацию сов- ^
ременных принципов отбора индикаторов качества жизни: «.все региональные показатели доходов, уровня q
бедности и занятости имеют относительную достоверность, так как они рассчитываются на основе выбороч- q
ных обследований домохозяйств. Для оценок безопасности крайне сложно найти единственный индикатор ^
как для экологического состояния (в масштабах региона), так и для личной безопасности. При отсутствии §
приемлемых индикаторов, отражающих состояние, пространственные различия и динамику рассматриваемо- о го компонента, более корректно не оценивать некоторые компоненты качества жизни» [4, с. 83].
Одной из целей типологии регионов является оценка качества различных аспектов развития экономики g
регионов. Исходя из вышесказанного, особого внимания заслуживает перечень направлений мониторинга £
регионального развития, предложенный В. В. Климановым. Согласно его мнению, данный мониторинг может ^
быть условно разделен на следующие четыре составляющие: мониторинг общественно-политической ситуа- ™
ции в регионах страны, мониторинг правовой ситуации в регионах, мониторинг развития региональной и му- s
ниципальной экономики, мониторинг социальной сферы регионов [5, с. 30]. Примером первых двух направ- о
лений выступает исследование С. Жаворонкова, В. Мау и К. Яновского, посвященное изучению политических =т
и правовых факторов экономического роста в российских регионах. Данные авторы предлагают рассмат- 2 ривать пять групп ключевых показателей, характеризующих различные аспекты экономико-политической ° ситуации в регионах: безопасность личности, наличие и реальность демократии, стабильность политической 9
0)