Научная статья на тему 'Макрогеографические особенности третичного сектора мировой экономики'

Макрогеографические особенности третичного сектора мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1236
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ТОРГОВЛЯ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / ТУРИЗМ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ И УСЛУГИ СВЯЗИ / TERTIARY SECTOR OF ECONOMY / SOCIAL SPHERE / TRADE / FINANCIAL SERVICES / MILITARY EXPENSES / TOURISM / TRANSPORTATION AND COMMUNICATION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савлов М. Е.

Статья посвящена третичному сектору и доминирующей роли сферы услуг в трехсекторной модели мировой экономики. Дана характеристика современного состояния, а также географических особенностей распределения сферы услуг в целом и отдельных ее составляющих отраслей в частности. Особое место уделено иллюстрации значимости для экономической географии изучения третичного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Macro-geographical features of the tertiary sector of world economy

The article deals with the tertiary sector and the predominant role of service industries in a three-sector model of the global economy. The actual state of service industries is described, as well as the geographical features of the sector, both in general and by its particular industries. Particular attention is given to the importance of the tertiary sector investigation for economic geography.

Текст научной работы на тему «Макрогеографические особенности третичного сектора мировой экономики»

ГЕОГЛОБАЛИСТИКА

УДК 911.3(100) М.Е. Савлов1

МАКРОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕТИЧНОГО СЕКТОРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Статья посвящена третичному сектору и доминирующей роли сферы услуг в трехсектор-ной модели мировой экономики. Дана характеристика современного состояния, а также географических особенностей распределения сферы услуг в целом и отдельных ее составляющих отраслей в частности. Особое место уделено иллюстрации значимости для экономической географии изучения третичного сектора экономики.

Ключевые слова: третичный сектор экономики, социальная сфера, торговля, финансовые услуги, военные расходы, туризм, транспортные услуги и услуги связи.

Введение. Третичный сектор экономики — объект изучения многих общественных наук, в том числе социально-экономической географии. Третичный сектор (сфера услуг) в рамках трехсекторной модели играет ключевую роль в структуре экономики большинства стран мира; его доля составляет 72% от мирового ВВП [6]. В настоящее время источник производительности и роста находится в знании и информации; экономическая деятельность смещается от производства товаров к предоставлению услуг; кроме того, увеличивается значение интеллектуальных профессий [9].

В статистике и экономической географии до сих пор не сложилось точное определение понятия "третичный сектор экономики", часто его синонимом служит "сфера услуг", существуют трудности и с границами этого понятия. В разных странах состав этой отрасли нередко понимают по-разному (примерами могут служить строительство и электроэнергетика, которые в разных странах относят то к сфере услуг, то к промышленности).

Автор проанализировал общемировое состояние третичного сектора и его отдельных составляющих, выявил региональные и страновые особенности развития сферы услуг.

Постановка проблемы. В задачи исследований входила систематизация информации о сфере услуг, а также описание основных составляющих третичного сектора экономики и выявление географических особенностей их распределения по странам и регионам мира.

Экономическая география в постиндустриальную эпоху требует от исследователей уделять особое внимание процессам, которые затрагивают качественные преобразования в экономике, т.е. необходимо изучать структуру третичного сектора стран мира, выявлять особенности макрогеографии сферы услуг, которые отвечают современным мировым реалиям. Необходимо выбрать показатели, которые послужат основой

для выявления качественных и количественных различий в развитии третичного сектора экономики стран мира.

Сфера услуг представляет собой сложную систему с качественными внутренними различиями. Разные подходы к интерпретации статистических данных, использование различных показателей и их сочетаний могут существенно повлиять на выявление особенностей и географическую картину распределения сферы услуг и ее составляющих по странам мира. В ходе изучения статистики было обнаружено, что от выбора показателей, в том числе абсолютных или относительных, кардинально меняется положение страны на мировой арене третичного сектора экономики и основных его компонентов. Например, по доле затрат на здравоохранение в ВВП страны лидируют страны Океании и Африки, а если рассматривать уже относительные показатели (расходы на здравоохранение, приходящиеся на одного жителя этой страны), то лидерами становятся страны Западной Европы и США. Другой пример неоднозначности показателей: по доле сферы услуг в структуре экономики стран развитые и развивающиеся страны могут занимать одинаковые позиции (например, Швейцария и Намибия по 71%), но за этими цифрами скрыты качественные различия между предоставляемыми услугами в развитых и развивающихся странах [6]. В США и Западной Европе третичный сектор представлен более сложными и высокопрофессиональными услугами по сравнению с развивающимися странами.

Материалы и методы. Материалами послужила собранная статистическая база данных, охватывающая основные отрасли сферы услуг, для подавляющего большинства стран мира, а также их последующая аналитическая обработка, что позволило комплексно описать состояние третичного сектора экономики и его основных составляющих.

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран, аспирант; e-mail: [email protected]

Основные показатели, характеризующие современное состояние мирового третичного сектора, которые использованы в статье, — абсолютные душевые и долевые значения сферы услуг в экономике подавляющего большинства стран мира. Статистические данные взяты за 2009 г. с официальных сайтов структур ООН и Всемирного банка [6, 11].

Результаты исследований и их обсуждение. Третичный сектор мировой экономики. К понятию "третичный сектор" в рамках трехсекторной модели экономики относят образование, торговлю, здравоохранение, услуги финансовые, транспортные, связи, оборону и содержание армии, туризм, маркетинг, рекламу, подбор персонала и т.п. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, из-за чего высвобождаются ресурсы для развития сферы услуг [3].

В статистике занятости понятие "услуги" используется как остаточное, которое охватывает все, что не входит в сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность, строительство, коммунальные предприятия или обрабатывающую промышленность. Единственная общая черта, объединяющая отдельные виды деятельности в сфере услуг, — это отнесение их к непроизводственной сфере.

Само понятие и состав третичного сектора экономики вызывают много вопросов. Так, ни Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности, ни Общероссийский классификатор видов экономической деятельности не дают четкого понимания, какие именно отрасли входят в понятие "сфера услуг" непроизводственной сферы экономики [10, 11].

В связи с этим рассмотрены виды хозяйственной деятельности, которые не вызывают споров о принадлежности их к третичному сектору экономики. К таким отраслям относятся здравоохранение, образование, наука и НИОКР, оптовая и розничная торговля, оборона и содержание армии, финансовые услуги, туризм, транспортные услуги, услуги связи и телекоммуникации.

Еще один критерий, по которому были выбраны упомянутые отрасли сферы услуг, — наличие адекватной статистики для большинства стран мира. На основе этой информации сделано описание состояния, а также выявлены страновые и региональные особенности распределения каждой конкретной отрасли сферы услуг.

Ключевые отрасли сферы услуг. В большинстве стран с наибольшими показателями объема ВВП по ППС третичный сектор экономики играет ключевую роль и составляет больше 50%, исключения представляют Индонезия, Китай и Таиланд, где сфера услуг составляет меньше половины ВВП (рис. 1, 2).

При рассмотрении душевых показателей третичного сектора экономики в целом выявляется следующая картина: лидерами остаются, как и по душевому ВВП, развитые страны Западной Европы (Люксембург, Норвегия, Швейцария), а также США, Канада,

Австралия, Япония; промежуточное положение занимают страны Латинской Америки, Восточной Европы и Россия; в то же время большинство стран Азии и Африки демонстрируют значительно меньшие душевые показатели третичного сектора экономики по сравнению с душевыми показателями ВВП в связи с ориентацией этих стран на промышленность, добычу природных ресурсов, а также с переносом в эти государства производств из развитых стран (рис. 1, 2).

В процентном отношении (доля сферы услуг в ВВП) лидируют мелкие страны, в которых третичный сектор составляет более 80%: Люксембург, Лихтенштейн, Бермудские Острова, Мальта, Кипр, Джибути, Сейшельские Острова, Багамские Острова. В большинстве развитых стран этот показатель преодолел рубеж в 70%, а в развивающихся странах в среднем он находится на отметке 50%; наименьшие значения этого показателя характерны для стран Персидского залива и Тропической Африки [6].

В абсолютных значениях расходов на отдельные отрасли сферы услуг лидируют, как правило, одни и те же страны с крупнейшими экономиками мира: США, Китай, Япония и Германия. С небольшими вариациями, обусловленными спецификой отдельных видов услуг, например, в абсолютных объемах доходов от туризма, лидируют некоторые страны Европы (Испания, Франция и Италия); а по величине военных расходов — государства Персидского залива (Саудовская Аравия и ОАЭ).

Развитие отдельных компонентов третичного сектора адекватнее отображают душевые показатели. При рассмотрении душевых расходов на здравоохранение особо выделяются страны Западной Европы и Северной Америки, предоставление социальных услуг на очень высоком уровне — отличительная черта всех развитых обществ. В число лидеров по этому показателю входит подавляющее большинство стран Западной Европы, причем они занимают верхние строчки в рейтинге (Люксембург, Норвегия, Швейцария, Австрия), а также США с максимальным значением этого показателя среди стран мира (более 7 тыс. долл. США на человека), Канада, Австралия, Япония, Новая Зеландия. Неплохие показатели имеют страны Восточной Европы (Чешская Республика, Венгрия, Хорватия, Эстония), а также страны Латинской Америки (Аргентина, Коста-Рика, Бразилия).

Западная Европа — регион, выделяющийся большими расходами на образование и НИОКР. Почти все страны Западной Европы входят в число лидеров по абсолютным и относительным расходам на образование, причем максимальные значения среди всех стран мира принадлежат странам Северной Европы, для которых огромные расходы на образование и НИОКР представляют характерную черту экономики. В число лидеров по душевым расходам на данные отрасли также входят США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Китай, Япония, Республика Корея, страны Персидского залива.

И О ч к

о

0

1

Ё

о и Гй

о —

о

[ч->

о и>

I?

Рис. 1. Абсолютные и душевые показатели ВВП по ППС стран мира, 2009 г.

ю

Рис. 2. Доля в ВВП и душевые показатели третичного сектора экономики стран мира, 2009 г.

Примечательно, что страны Восточной Европы демонстрируют достаточно высокие значения душевых расходов на НИОКР, особенно Словения, Чешская Республика, Россия и Эстония, что, возможно, связано с богатым научным прошлым социалистического блока, высококвалифицированными кадрами, известными университетами и общеевропейской поддержкой развития науки.

Среди стран с наибольшими абсолютными и относительными расходами на оборону и безопасность выделяются развивающиеся государства: страны Персидского залива, Северной Африки, зарубежной Азии, а европейские государства тратят на эти сферы не столь много.

Лидеры по душевому показателю расходов на оборону и содержание армии (более 2 тыс. долл. США на человека) — страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар), одного из неспокойных регионов мира; а также некоторые развитые страны, которые имеют внутреннюю или внешнюю угрозу (США, Израиль, Греция, Великобритания, Республика Корея).

По душевым показателям доходов от оптовой и розничной торговли особо выделяются развитые страны, в частности государства Западной Европы, которые составляют подавляющее большинство в списке лидеров по относительным доходам рассматриваемой отрасли третичного сектора экономики, а также богатые страны Персидского залива.

Торговля — самая первая и самая простая стадия зарождения и становления третичного сектора экономики, доля которой с развитием сферы услуг уменьшается в ВВП, но тем не менее не теряет своей значимости для экономики, переходя на другие уровни качества и ценовой категории реализуемых товаров и услуг. Оптовая и розничная торговля — один из важнейших элементов третичного сектора экономики как для развитых, так и для развивающихся стран.

Финансовая деятельность и высокие душевые доходы от нее присущи развитым странам, которые занимают почти все лидирующие позиции, особенно выделяются страны Западной Европы (Люксембург, Лихтенштейн, Великобритания, Ирландия, Франция), Северной Америки (Канада, США), а также Япония, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур и страны Персидского залива (ОАЭ, Бахрейн, Катар). Таким образом, развитие финансовых услуг в большей мере остается привилегией развитых государств.

В развитии туризма доминируют страны Западной Европы и некоторые государства зарубежной Азии, располагающие значительными рекреационными ресурсами культурно-исторического и природного характера. Страны — лидеры по абсолютным доходам от туристской деятельности — США, Испания, Франция, Италия и Китай.

Самыми популярными дестинациями, по данным на 2010 г., являются страны Западной Европы — Франция, Испания, Италия, Великобритания, а также те

развивающиеся страны, которые смогли наладить у себя достойный уровень сервиса и обслуживания иностранных туристов, к ним относятся Мексика, Турция, ЮАР, Таиланд, Тунис [5].

Туризм как сравнительно молодой и дорогостоящий вид деятельности могут позволить себе, как правило, жители развитых стран. Именно эта тенденция наблюдается при рассмотрении данных о расходах на туризм гражданами разных стран. Наибольшие траты на туристскую активность позволяют себе жители Германии, США, Великобритании и Франции.

По душевым доходам от туризма выделяются страны Западной Европы, особенно карликовые государства (Андорра, Монако, Лихтенштейн), а также мелкие островные страны. Максимальные значения доходов от туристской деятельности, приходящихся на одного жителя страны, принадлежат мелким островным государствам, основой экономики которых служит туризм, это Багамские Острова, Кипр, Сейшельские Острова. Среди стран зарубежной Европы особо выделяются по душевым доходам от туристской деятельности Австрия, Хорватия, Черногория и Швейцария. Европейский регион — самая привлекательная туристская дестинация благодаря огромному культурному, природному, историческому и экономическому наследию.

Таким образом, развитие туризма тяготеет к странам, которые имеют привлекательный и значительный культурно-исторический либо природный рекреационный ресурс.

Высокими доходами от развития транспортных услуг и услуг связи в основном характеризуются развитые страны — центры мировой деловой жизни, население которых выделяется большой мобильностью, а транспортировка товаров и услуг не может обойтись без высокоразвитой транспортной инфраструктуры, присущей постиндустриальному обществу, где время становится одной из главных ценностей жизни людей и функционирования предприятий, а также обусловливает необходимость высокоразвитой связи, обеспечивающей доступность и своевременность любой информации.

К лидерам по душевым доходам от транспортных услуг относятся Сингапур, Норвегия, Люксембург и Финляндия; по услугам связи — государства Западной Европы, Персидского залива и Северной Америки. Особняком стоит Панама, для которой транспортные услуги составляют основу экономики за счет деятельности Панамского канала и предоставления "дешевого флага".

Итак, долгое время в экономической географии основной темой изучения было промышленное производство. Работа автора ориентирована на раскрытие многомерности и значимости сферы услуг, ее лидирующего и доминирующего положения в экономике большинства стран мира. Изучение третичного сектора экономики уже не может оставаться вне поля зрения экономической географии, так как лидерство

сферы услуг среди остальных секторов экономики стало бесспорным. Богатство отраслей сферы услуг, особенности специализации стран мира на отдельных видах услуг, развитие третичного сектора экономики в развивающихся странах и его трансформация в развитых странах, все это служит богатейшим материалом для дальнейших экономико-географических исследований.

Выводы. На основе аналитической и математической обработки статистических данных были сделаны следующие выводы о развитии основных отраслей сферы услуг и в целом третичного сектора:

— к странам и регионам с наиболее высоким развитием третичного сектора экономики относятся государства зарубежной Европы, Северной Америки, Япония, Австралия и Новая Зеландия;

— зарубежная Европа демонстрирует наиболее разнообразную структуру расходов и доходов третич-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова А.Ю. География туризма: Учебник. 3-е изд. М.: КНОРУС, 2010.

2. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. М.: Дело, 2000.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999.

4. Вольский В.В. Избр. соч. / Под ред. А.С. Фетисова и др. М.; Смоленск: Ойкумена. 2009.

5. Всемирная туристская организация. URL: www.unwto. org (дата обращения: 25.12.2011).

6. Всемирный банк. URL: www.worldbank.org (дата обращения: 25.12.2011).

7. Горкин А.П. География постиндустриальной промышленности (методология и результаты исследований, 1973—2012 годы). Смоленск: Ойкумена, 2012.

ного сектора экономики, выделяясь на общемировом фоне доминированием социальной сферы, науки, финансовой деятельности и туризма;

— повышенными расходами на оборону и содержание армии характеризуются страны, находящиеся в неспокойных регионах мира, в которых возникали, возникают или могут произойти вооруженные конфликты, — государства Персидского залива, зарубежной Азии, быв. республики Советского Союза;

— третичный сектор экономики стран Латинской Америки находится на стадии формирования, в нем присутствуют как уже хорошо развитые, так и отстающие в развитии отрасли сферы услуг;

— отсталостью и несформированностью третичного сектора экономики характеризуются страны Африки, входящие в число наиболее слаборазвитых государств мира, в которых сфера услуг находится лишь на стадии зарождения.

8. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие. М.: Логос, 2000.

9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шка-ратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

10. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

11. Статистика ООН. URL: www.unstats.un.org (дата обращения: 25.12.2011).

Поступила в редакцию 18.06.2012

M.E. Savlov

MACRO-GEOGRAPHICAL FEATURES OF THE TERTIARY SECTOR OF WORLD ECONOMY

The article deals with the tertiary sector and the predominant role of service industries in a three-sector model of the global economy. The actual state of service industries is described, as well as the geographical features of the sector, both in general and by its particular industries. Particular attention is given to the importance of the tertiary sector investigation for economic geography.

Key words: tertiary sector of economy, social sphere, trade, financial services, military expenses, tourism, transportation and communication services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.