4. Жирнов, А.В. Экономические санкции и продовольственная безопасность / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения» Ульяновск, 2015. - С.147-149
5. Жирнов, А.В. Развитие системы планирования региональных агропромышленных объединений / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов.-Ульяновск: УГСХА, 2005. -С. 145-149
6. Лапшин, Ю.А. Применение интерактивных методов в учебном процессе / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина, А.В. Жирнов // Экономика и социум. -2014. -№ 3-2(12). - С. 377-380.
7. Лапшин, Ю.А. Состояние машинно-тракторного парка приволжского региона и перспективы его развития / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. -2014. -№ 6. -С. 32-36.
8. Лапшина, Г.В. Специфика формирования социального пакета в сельскохозяйственных предприятиях / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - № 4-6(13). - 2014. - С. 847-849
9. Лапшина, Г.В. Управление техническими системами: учебно-методический комплекс / Г.В. Лапшина, Е.Ю. Чупахина, А.В. Жирнов. -Ульяновск: УГСХА, 2009. -297 с
10. Экономика предприятия / под ред. Н.А. Сафронова. - М.: ЮРИСТЪ, 2014
11. Экономика предприятия: Учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандера. - М.: ЮНИТИ, 2014.
12. Экономика предприятия: Учебник /под ред. Е.А. Карлика и М.Л. Шухгальтера. - М.: Инфра-М, 2013.
УДК 330.341.1
Кузнецова И.В. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева
Россия, г. Москва МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В статье рассмотрены вопросы стратегического планирования развития региона, регионального планирования в системе государственного управления.
Ключевые слова: государство, регион, планирование стратегия. The paper deals with the strategic planning of regional development, regional planning in public administration.
Keywords: state, region, planning strategy.
На протяжении десятилетий макроэкономическое планирование зарубежными исследователями противопоставлялось централизованному планированию, а рынок - плану. Считалось, что для развитых стран, использующих систему рыночных отношений, присуще макроэкономическое планирование, а для социалистической экономики -централизованное.
Возникает вопрос: целесообразно ли в принципе использовать методы стратегического социально-экономического территориального планирования в условиях современной России?
Представляется аксиоматичным, что в современных политико-экономических условиях территориальным органам власти и управления в регионах и муниципальных образованиях страны необходимо четко представлять цели и задачи их перспективного развития, механизмы реализации, без чего невозможны серьезные улучшения в экономической и социальной сферах, а значит, и проведение активной социально-экономической политики на всех уровнях.
Новые экономические условия в конце прошлого века заставили научных и практических работников искать адекватные формы и методы планирования социально-экономического развития территориальных образований, в частности, пытаться, ориентируясь на опыт зарубежных стран, применять инструментарий стратегического планирования. В настоящее время можно констатировать преодоление существенного спада прогнозно-аналитической деятельности в сфере комплексного социально-экономического развития регионов и муниципальных образований страны, обусловленного выдвижением руководителями российских реформ начала 90-х годов ХХ в. положения о несовместимости государственного регулирования и рыночных механизмов. Своевременным явилось принятие ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (июль 1995 г.), который поставил во главу государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально-экономического развития в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по субъектам РФ. Это способствовало активизации исследований в сфере научного обеспечения работ по формированию документов, характеризующих стратегическое развитие муниципальных образований России.
Вместе с тем до сих пор в научной литературе высказывается точка зрения о нецелесообразности использования методов стратегического территориального социально-экономического планирования. При этом указывается на ограниченные возможности долгосрочного планирования и прогнозирования в условиях угроз и вызовов, связанных с трансформационными процессами, когда они протекают вне национального консенсуса и без государственного контроля.
Смещение понятий долгосрочного и стратегического планирования встречается в научных публикациях довольно часто. Между тем долгосрочный план не является стратегическим, если он не учитывает изменений внутренних и внешних факторов, определяющих развитие сложной социально-экономической системы (каковой является, в частности, регион), не содержит комплекса адаптаций, направленных на смягчение отрицательных последствий, обусловленных разного рода вызовами и угрозами.
Как представляется, не следует отказываться от государственной и муниципальной поддержки приоритетов развития только потому, что такие приоритеты отражают интересы самых различных субъектов управления и хозяйствования. Наоборот, надо выявлять такие интересы и искать возможности достижения их баланса. Не нужны абстрактные «высокие темпы экономического роста», ибо обществу необходима прежде всего экономика, способная решать проблемы обеспечения качества жизни населения. Соответственно, цели структурных трансформаций и развития экономики будут иметь обеспечивающий, вторичный характер по отношению к целям социального развития.
Попытаемся теперь уточнить, о каком развитии регионов следует вести речь. Наиболее часто высказываются соображения, что развитие должно быть устойчивым, реже - комплексным, стабильным, сбалансированным, безопасным, эффективным. В самом общем виде развитие любого объекта -это особый вид изменений, характеризующийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового. Исходя из этого, А.Л. Гапоненко определяет развитие региона как комплексный процесс изменения его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящих к их качественным преобразованиям и, в конечном счете, к изменениям условий жизни человека. По его мнению, развитие региона должно идти в направлении общественного прогресса, который проявляется в увеличении общественного богатства, то есть всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, гармоническом развитии на этой основе самого человека, природы, производства, общества и государства. Дело в том, что достигнуть идеальной сбалансированности развивающейся, сложной социально-экономической системы нереально вследствие ограниченности ресурсов и действия объективных закономерностей поляризованного развития экономики.
К развитию региона можно предъявлять целый комплекс. Некоторые исследователи предпочитают говорить о развитии «местного сообщества». «Местное сообщество», конечно, ключевой элемент, но не отражает специфики развития региона, не охватывает сферу территории как места проживания местного сообщества, среду его обитания. В то же время сфера
территории региона с ее ресурсами и пространственными, экономическими, экологическими процессами составляет существенный блок объекта социально-экономического планирования.
В сложившихся условиях актуальность приобретает проблема научно-методического обеспечения процессов стратегического управления и планирования на региональном уровне. Пока не сложилось общепринятого представления о сущности стратегического планирования комплексного социально-экономического развития региона, об основных терминологических характеристиках элементов, составляющих в совокупности систему стратегического планирования развития региона.
В сфере стратегического планирования развития регионов России много нерешенных проблем. К сожалению, практически не делается серьезных попыток поставить процесс стратегического территориального социально-экономического планирования на научную основу, связать его со стратегическим финансовым планированием, вписать в систему стратегического территориального управления экономики РФ.
Использованные источники:
1. Бородуля Е.Б. Оценка результативности деятельности современного предприятия / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. - 2015. -№ 5. - С. 20-24.
2. Жирнов, А.В. К вопросу о продовольственной безопасности в условиях санкций / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина //Международный научный журнал. -2015. - №1. - С. 7-10.
3. Жирнов, А.В. Развитие системы планирования региональных агропромышленных объединений /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов.- Ульяновск: УГСХА, 2005. - С. 145-149.
4. Зимин, Н.Е. Влияние государственных программ на развитие регионального АПК / Н.Е. Зимин, А.В. Жирнов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». -2006. - №4. - С. 27-30.
5. Лапшин, Ю.А. Социальная ответственность менеджмента и программы охраны труда / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина А.В. Жирнов // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 150-152.
6. Лапшина, Г.В. Методика исследований социальной ответственности агробизнеса. / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Агробизнес в устойчивом развитии сельской местности. 70 лет УГСХА»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2013. - С. 55-60.
7. Личко, К.П., Проектирование экономических стратегий на муниципальном уровне [Текст] / К.П. Личко, М.А. Романюк // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. - 2010. -№ 6. -С. 55-66.
УДК 579.26
Кулабухова Д.Ю. студент4 курс биологический факультет Башкирский Государственный Университет
Россия, г. Уфа
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕРМЕНТАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ И АНТРОПОГЕННО - ПРЕОБРАЗОВАННЫХ
ПОЧВ УФИМСКОГО РАЙОНА
Показатели ферментативной активности почв могут быть в разной степени пригодны для диагностики деградационных процессов [1].
Нами был проведен сравнительный анализ ферментативной активности естественных и антропогенно - преобразованных почв Уфимского района.
В статье показана оценка ферментативной активности почв разных эколого-физиологических групп в сезонной динамике (лето - осень) за 2015 год.
Ключевые слова: почвенные ферменты, ферментативная активность, каталаза, пероксидаза, полифенолоксидаза, урбанозем.
We performed a comparative analysis of the enzymatic activity of natural and man - transformed soils of the Ufa region.
The paper shows the evaluation of the enzymatic activity of soils of different ecological and physiological groups in the seasonal dynamics (summer - autumn) in 2015.
Keywords: soil enzymes, enzyme activity, catalase, peroxidase, polyphenol oxidase, urbanozem.
Каталазную активность почв можно рассматривать как показатель функциональной активности микрофлоры в различных экологических условиях [2].
На рисунке 1 показана динамика каталазной активности различных почвенных образцов: А1 (почва под хвойным лесом), А2 (почва под лиственным лесом), Б1 (почва сельскохозяйственного назначения), Б2 (урбанизированная почва) в сезонной динамике (лето - осень) за 2015 год.