Научная статья на тему 'Макроэкономические показатели экономической безопасности страны'

Макроэкономические показатели экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13171
1470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилкина Ю. В.

Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономически эффективно с преобразованием своей модели внешнеэкономических связей из торгово-посреднической в производственно-инвестиционную. Для этого государству надо четко определить свои стратегические интересы и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными транснациональными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроэкономические показатели экономической безопасности страны»

макроэкономические показатели экономической безопасности страны

Ю. В. ЖИлКИНА,

кандидат экономических наук

E-mail: [email protected]

ОАО «Федеральная сетевая компания

Единой энергетической системы»,

г. москва

Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономически эффективно с преобразованием своей модели внешнеэкономических связей из торгово-посред-нической в производственно-инвестиционную. Для этого государству надо четко определить свои стратегические интересы и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными транснациональными структурами.

Ключевые слова:экономическая безопасность, макроэкономические показатели, государство.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий (см. рисунок). Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Реальное состояние экономической безопасности государства можно оценить целой гаммой показателей. Для проведения макроэкономической политики важное значение имеют макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики в целом. В нашей стране применяются как прежние, так и относительно новые макроэкономические показатели. Именно макроэкономические показатели определяют уровень благосостояния страны, степень экономической безопасности и состояния национального хозяйства.

Система макроэкономических показателей позволяет определить степень экономической безопасности государства. Кроме того, с помощью макроэкономических показателей можно провести оценку макроэкономических результатов и осуществить анализ предпосылок их получения. С помощью обобщающих показателей, таких как чистое экономическое благосостояние, можно

- 65

определить благосостояние граждан. Значимость макроэкономических показателей очевидна, так как они играют весомую роль в экономике страны. В научной экономической литературе приводится огромное число показателей состояния экономической безопасности государства. Все эти показатели можно разделить на внутренние и внешние. По степени зна-

Экономическая безопасность

Внешнеэкономическая безопасность

Проблемы ближнего зарубежья

Проблемы дальнего зарубежья

Внутриэкономическая безопасность

Государственный уровень экономической безопасности

Военно-экономическая безопасность

чимости показатели экономической безопасности можно разделить на общие, базовые и частные [1].

По масштабам характеризуемого объекта безопасности можно выделить:

• микроэкономические показатели, определяющие состояние предприятия, фирмы, учреждения, а также семьи и личности;

• мезоэкономические показатели, характеризующие регион или отрасль;

• макроэкономические показатели, отражающие состояние экономики страны в целом.

К наиболее значимым из них следует отнести макроэкономические показатели. Тема макроэкономических показателей будет актуальна в любое время, так как именно с помощью этих показателей оценивается уровень экономики любой страны.

В состав этой группы входят следующие показатели:

уровень и качество жизни населения, которые можно оценить многими параметрами:

• производство ВВП или ВНП на душу населения;

личный располагаемый доход; потребительские расходы; личные сбережения; индекс потребительских цен; средняя заработная плата; социальный и физиологический прожиточные минимумы;

• индекс дифференциации доходов (децильный коэффициент);

66 -

Системообразующие отрасли и структуры

Региональный уровень экономической безопасности

Система макроэкономических

показателей

Система региональных социально-

экономических показателей

Классификация и ранжировка регионов

Проблемы ВПК

Проблемы Вооруженных Сил

Проблемы экономической безопасности

• уровень безработицы;

• уровень бедности населения;

• уровень потребления основных продуктов питания на душу населения;

• обеспеченность жильем;

• состояние здравоохранения;

• уровень образования;

• продолжительность жизни;

• показатель чистого экономического благосостояния;

• «совокупный индекс развития человеческого потенциала» и др.

Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей».

Под качеством жизни в широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные

условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, и, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности;

показатели экономического роста, к числу которых относятся:

• динамика и структура национального производства и дохода;

• показатели объемов и темпов промышленного производства;

• индекс роста промышленного производства, в том числе по отраслям и его доля в ВВП;

• темп роста производства агропромышленного комплекса;

• отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей;

• капиталовложения;

• структура ВВП и др.;

показатели, характеризующие природно-ре-сурсный, производственный, научно-технический потенциал страны:

• показатели ресурсосбережения;

• состояние воспроизводства факторов производства;

• эффективность использования научных технологий;

показатели, характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов:

• соотношение уровней цен в России и США;

• соотношение между ценовой массой товаров и денежным обеспечением;

• уровень инфляции;

• дефицит консолидированного бюджета;

• действие внешнеэкономических факторов;

• стабильность национальной валюты;

• внутренняя и внешняя задолженность; показатели, характеризующие деятельность

теневой экономики:

• показатели производства товаров;

• показатели услуг и доходов от незарегистрированной и запрещенной деятельности, их доля в ВВП и национальном доходе;

показатели, характеризующие встроенность государства в мировую экономику:

• экспорт, импорт, сальдо;

• структура, доля в экспорте готовых изделий и высокотехнологических товаров;

• импортная зависимость, доля импорта во внутреннем потреблении;

• обменный курс валюты и паритет покупательской способности.

Важным для экономической безопасности страны является показатель объема иностранной валюты в наличной форме к общему объему наличных денег. Он отражает значительную долларизацию денежного обращения.

Однако показателем, представляющим в настоящее время наибольшую угрозу экономической безопасности России является крайне низкая монетизация экономики. Стремление в прошлые годы снизить инфляцию за счет сужения денежной массы привело к резкому разрыву между пороговым и фактическим значениями по монетизации экономики. Это означает крайнюю недостаточность оборотных средств предприятий и вызывает ряд негативных явлений, прежде всего рост задолженности предприятий.

Рассмотрим подробнее наиболее важные макроэкономические показатели экономической безопасности страны. К таким показателям прежде всего относятся ВНП и ВВП, которые отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального производства и услуг. Оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчи-тываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года).

Одним из основных макроэкономических параметров (показателей), оценивающих результаты экономической деятельности, является ВВП. Валовой внутренний продукт — это показатель национального объема производства, который включает продукцию и услуги, произведенные внутри страны и только с использованием факторов производства, принадлежащих собственникам данного государства [2].

Валовой национальный продукт — это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенное время. С помощью ВНП измеряют стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности предприятий, в том числе и на территории других стран.

Существуют три способа измерения ВВП и ВНП:

1) по расходам — метод конечного использования: суммируются расходы на личное потребление, государственные закупки, капиталовложения и сальдо внешней торговли. При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП: домаш-

- 67

них хозяйств, фирм, государства и экспорт. По сути, это совокупный спрос общества;

2) по доходам — распределительный метод: суммируются доходы частного хозяйства, государства от предпринимательской деятельности;

3) по добавленной стоимости — производственный метод: сумма чистой продукции всех сфер экономики. В стоимость каждого товара входит стоимость сырья, материалов, топлива, заработной платы рабочих, управленческого и обслуживающего персонала. К добавленной стоимости относится только та часть стоимости продукта или услуги, которая создана на этом предприятии. Говоря иначе, если мы из стоимости всего продукта вычтем стоимость материалов, сырья, топлива и использованного оборудования, то оставшаяся часть есть добавленная стоимость.

Различают номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВПрассчитывается в текущих ценах года его производства, а реальный — в сопоставимых базисных ценах. Такое исчисление позволяет определить динамику ВВП за ряд лет. Отсюда видно, что на величину ВВП оказывает влияние, с одной стороны, объем производства, а с другой — динамика цен.

Реальный ВВП определяется как частное от деления номинального ВВП на индекс цен. Реальный ВВП характеризует физический объем, стоимостное выражение ВВП — реальный продукт. Чем выше цены, тем больше стоимостная величина продукта, хотя физическое его измерение не изменилось. Поэтому для того, чтобы измерить реальную динамику производства, применяют дефлятор ВВП.

Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП к реальному продукту текущего года и выражается в процентах [4].

Исчисление дефлятора позволяет оценить достижения реального сектора экономики, исключить фиктивный рост продукта за счет роста цен. С его помощью можно реально оценить стоимость набора продуктов потребительской корзины и оценить благосостояние различных слоев населения. Дефлятор ВВП показывает изменения цен по всему перечню наименований продуктов и услуг, производимых в экономике; учитывает изменения в структуре производимых товаров; показывает изменения цен на продукцию, произведенную национальным капиталом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже говорилось ранее, к одному из важнейших макроэкономических показателей относится также индекс потребительских цен. Для определения

68 -

индекса потребительских цен используют понятие «потребительская корзина», в которую входит около 300 наименований наиболее широко используемых товаров. Индекс потребительских цен равен отношению цены потребительской корзины в текущем году к цене потребительской корзины в базовом году, умноженной на 100 %.

Индекс потребительских цен рассчитывается как правило на основе постоянной рыночной корзины городского жителя и обладает рядом недостатков. Так как он активно используется для индексации доходов населения, то экономисты считают, что во многих случаях использование этого индекса завышает рост цен и стимулирует инфляционные процессы в обществе.

Помимо перечисленных показателей в учете экономической динамики используются и другие характеристики, в том числе и чистый национальный продукт.

Чистый национальный продукт (ЧНП) — это чистый ВНП за минусом амортизации на потребленный капитал [6].

Чистый национальный продукт содержит в себе различные налоги, которые не попадают прямым образом в сферу потребления населения. В первую очередь это относится к косвенным налогам, в которые входят акцизы и таможенные пошлины.

Сущность показателя ЧНП в том, что с его помощью можно измерить величину общего годового объема производства, который макроэкономика в состоянии потребить, не ухудшая при этом производственных возможностей последних лет.

Еще одним наиболее важным макроэкономическим показателем является национальный доход. Он показывает, во сколько обществу обходится с точки зрения потребления ресурсов производство данного чистого объема производства (это объем потребления ресурсов национального годового производства собственниками факторов производства).

Этот показатель представляет собой чистый национальный продукт за вычетом косвенных налогов на предприятии и государственных субсидий.

Роль национального дохода как макроэкономического показателя проявляется в том, что он служит достаточно надежным измерителем динамики цен национальных факторов производства или экономических ресурсов.

Национальный доход отражает ту часть фактического совокупного объема, которая пошла на создание физического объема производства

данного года. Однако национальный доход — это заработанный доход, который должен быть скорректирован на фактор налогов и трансфертных платежей. Национальный доход полностью не попадает в домохозяйства и не учитывает полученные гражданами доходы, не являющиеся результатом их участия в производстве конечных товаров и услуг в данном году. Поэтому различают заработанный доход или, что то же самое — национальный доход, и полученный доход, который часто называют личным доходом [7].

Также существует использованный национальный доход, который равен разности между национальным доходом и потерями, связанными со стихийными бедствиями, ущербом при хранении и пр., а также за минусом внешнеторгового сальдо. Упомянутый личный доход также относится к макроэкономическим показателям экономической безопасности страны и является фактически полученным домохозяйствами доходом.

Однако и личный доход еще не выступает точной величиной дохода, которым распоряжаются домохозяйства. Ведь из личного дохода требуется уплатить индивидуальные налоги. В силу этого измеряют и доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Его называют личным располагаемым доходом (ЛРД). Этот доход после уплаты индивидуальных налогов, которыми располагают домохозяйства, располагают в окончательном виде. Он направляется на потребления и сбережения. Такая структура личного располагаемого дохода обусловлена тем, что гражданин в условиях рыночного хозяйства выполняет две основных функции — потребителя и инвестора (он вкладывает свои сбережения в развитие имущественных компонентов домохозяйств и фирм, а в этом последнем случае — с целью получения доходов).

Пороговые значения основных макроэкономических показателей экономической безопасности страны. Как уже говорилось, для экономической безопасности большое значение имеют пороговые значения макроэкономических показателей.

Пороговые значения являются важнейшим инструментом системного анализа, прогнозирования и социально-экономического планирования. Они должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных экономических программ.

Первой важной группой являются пороговые значения показателей экономической безопасности, касающиеся производственной сферы, ее

способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь показатели по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим была принята следующая величина пороговых значений: объем ВВП в целом — в размере 75 % от среднего показателя по странам «большой восьмерки», на душу населения — 50 %, и 100 % — от среднемирового показателя ВВП.

Следует признать, что фактические показатели в России в настоящее время существенно ниже этих пороговых значений. Размер ВВП в целом составляет сейчас порядка 60 % от среднего показателя по странам «большой восьмерки». И на душу населения — примерно 20 %, а также 25 % от среднемирового. По размерам ВВП в целом Россия опустилась во вторую десятку наиболее развитых стран мира. Впереди идут США, Китай, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Индия, Бразилия и Индонезия. По ВВП на душу населения Россия оказалась на 59-м месте в мире [8].

При таких объемах производства национальный интерес России сохранить свою роль великой державы явно находится под угрозой. Поэтому сейчас крайне важно переориентировать экономическую политику на достижение существенного роста производства. Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения. Ключевое значение в оценке социального положения народа принадлежит трем индикаторам: доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, соотношению доходов 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения, соотношению среднедушевого дохода и прожиточного минимума.

В этой области предварительно были определены следующие пороговые значения: доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума — 7 %, продолжительность жизни — 70 лет, разрыв между доходами 10 % самых высокодоходных и 10 % самых низкодоходных групп населения — 8 раз. Фактические значения этих индикаторов в 2007 г.: доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума — 20 %, продолжительность жизни — 65 лет, разрыв между доходами 10 % самых высокодоходных и 10 % самых низкодоходных групп населения — 14 раз. Цифры показывают существенное превышение фактических данных над установленными. Из сказанного видно, что медленно идет приближение к количественным показателям пороговых значений, хотя

- 69

здесь требования экономической безопасности менее жесткие. Они не требуют полного преодоления бедности, а только доведения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до максимально допустимой величины 7 %.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума по сравнению с началом 1990-х гг. снизилась с 30 до 21 % в 2004 г. и далее весьма медленно снижается. Уровень бедности населения по-прежнему весьма высок.

Большие споры в ходе предварительного определения пороговых значений показателей экономической безопасности возникают по поводу показателя уровня безработицы. По этому индикатору принято пороговое значение на уровне 5 %, тогда как фактическое значение в 2005 г. составляло несколько более 9 %. Таким образом, Россия и здесь находится в опасной зоне.

Третьей, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния. Здесь индикатор, принятый в качестве исходного для расчета — это значение ВВП. По этой группе определяются многие пороговые значения, в частности, важнейшие из них [10]:

• объем внутреннего долга — 30 % ВВП;

• объем внешнего долга — 25 % ВВП;

• дефицит бюджета — до 5 % ВВП;

• объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей — 25 %;

• денежная масса — 50 % ВВП. Фактические параметры по указанным индикаторам в 2005 г. составили:

• объем внутреннего долга — примерно 25 % ВВП;

• объем внешнего долга — примерно 30 % ВВП;

• дефицит бюджета — менее 5 % ВВП;

• объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей — более 100 %;

• денежная масса — 14 % ВВП.

Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения не выходят за рамки пороговых значений, это прежде всего размер внутреннего долга и дефицит бюджета.

Необходимо рассмотреть и пороговое значение такого показателя, как монетизация экономики, представляющего в настоящее время наибольшую угрозу экономической безопасности России, так как он является крайне низким. Это важный показатель в финансовой сфере, выражающийся в процентном отношении денежной массы к ВВП: этот уровень следует определять по рублевой массе.

К началу экономического реформирования (в 1991 г.) уровень монетизации в СССР составлял

70 -

более 60 %. В течение 1992—2006 гг. он неуклонно снижался, достигнув 15—17 %. В большинстве развитых стран уровень монетизации составляет 60—80 % ВВП, а в некоторых — 100 % и даже более. Пороговое значение по этому параметру составляет 50 % [9].

Можно сделать вывод, что макроэкономические показатели являются наиболее значимыми, так как именно они определяют степень экономической безопасности страны, уровень ее благосостояния и состояния национального хозяйства. Также важно подчеркнуть, что наивысшая степень экономической безопасности достигается при условии, что весь комплекс общих макроэкономических показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Экономика России с точки зрения экономической безопасности. Разница в размерах прямых зарубежных инвестиций в экономику Китая и России свидетельствует о разнице отношения иностранцев к России и Китаю. Конфронтация Китая и США не мешает последним вкладывать в десятки раз большие суммы в экономику Китая. Стали бы вы развивать экономику будущего конкурента и военного противника? Нет. Это означает, что Россию Запад воспринимает иначе, чем Китай, хотя по прозрачности экономики Китай идет следом за Россией. Об этом свидетельствует и инвестиционная деятельность (точнее отсутствие таковой) крупнейших транснациональных корпораций в России. Главной их задачей является захват той или иной доли российского рынка для расширения сбыта собственной продукции. Совокупность фактических и объявленных инвестиций крупнейших транснациональных корпораций в российскую экономику составляет к общему объему заграничных активов чуть более 1 % [3]. Это означает, что никаких крупных инвестиций крупнейшие инвесторы в Россию не вложили и вкладывать не собираются (конечно, если не будет совсем дармовых предложений, но для дешевых приобретений больших денег и не требуется). Это означает, что Россию рассматривают как очень сильного потенциального соперника, в развитие экономики которого лучше не вкладываться — себе дороже будет. Так что большие инвестиции, которые вот-вот хлынут из-за рубежа широким потоком вслед за открытием и либерализацией рынка — это миф, от которого надо быстрее избавиться. Страны «семерки» вкладываться в экономику России не будут (разве что купят по дешевке «Газпром» да самые

экономически выгодные генерирующие электростанции либо что-то еще). Ну что ж, в принципе, не мы первые, не мы последние. Ведь происходит активное растаскивание электроэнергетики и газовой промышленности в Восточной Европе и в странах Балтии по бросовым ценам, до нас просто пока не добрались.

Надо честно признать, что экономический курс был навязан извне. Ведь как показала практика, практически у всех крупных развивающихся стран, пользующихся советами и помощью МВФ и других международных организаций, созданных и выражающих интересы США и их союзников, развиться до уровня «большой семерки» не удалось. Более того, внешняя задолженность таких стран как Мексика, Аргентина и Бразилия сегодня сопоставима с российской задолженностью. Хотя они гораздо дольше чем Россия пытаются вытянуть свою экономику из долгов за счет экспорта.

Для повышения экономической безопасности страны необходимо предпринять ряд следующих мер:

• государство должно взять управление развитием экономики на себя, ведь США при проповедовании либерализации в других странах у себя дома проводит очень жесткую политику по импортным тарифам, защите собственного рынка, поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. И именно государство своим государственным заказом и рядом других мер вытянуло экономику США из депрессии 1930-х гг. и пытается то же самое сделать в настоящий момент;

• ни в коем случае нельзя сейчас вступать в ВТО, более сильные зарубежные конкуренты просто задавят российских производителей. Необходимо провести еще одну реформу таможенных тарифов с целью защиты собственных производителей, а не открытия рынка для проникновения иностранных компаний;

• важной задачей является восстановление связей со странами бывшего Варшавского договора и странами СНГ, необходимо вернуть рынки сбыта для российской экономики, желательно создание торговых союзов типа НАФТА;

• необходимы жесткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу;

• фондовый рынок в своей сегодняшней форме сильно зависит от спекулятивной игры нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать российский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру менее искаженной, ввести налоговые стимулы для инвестиций в

ценные бумаги и начать создание финансовой площадки «Россия». Упор следует делать на развитие рынка корпоративных облигаций с большим сроком обращения; в ближайшее время ожидается спад мировой экономики, поэтому необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платежеспособность населения; следует повысить эффективность управления собственностью — и в частном, и в государственных секторах. Не приватизировать за копейки рентабельные государственные предприятия, как это происходит сейчас, а увольнять тех менеджеров, которые это советуют; необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобы приватизированные с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами национализировать, а по эффективным предприятиям с прозрачной финансовой структурой урегулировать все небольшие нарушения законодательства и закрыть дела. Таким образом, собственники будут твердо уверены в том, что это их собственность, и государство больше не предъявит претензий за старые правонарушения;

уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно ориентированного сектора путем размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с высокой добавочной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного процесса для постоянного мониторинга и контроля; создавать налоговые льготы для предприятий, кооперирующихся в своей деятельности с предприятиями из других регионов. Причем делать это умнее, чем при создании льготы для малого бизнеса в виде отмены НДС для предприятий с квартальным оборотом меньше одного миллиона рублей. После этого другие предприятия просто отказались работать с льготниками вследствие невозмещения государством НДС;

пересмотреть план реструктуризации РАО «ЕЭС», в настоящем виде ведущий только к кратному повышению цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического пространс-

тва и растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в собственность менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний;

• увеличивать благосостояние населения через повышение заработной платы бюджетникам, признание государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистии по долгам последних;

• построение государственной политики в области взаимодействия с транснациональными корпорациями, действующими на территории России, путем приобретения в них блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определенной инфраструктуры.

Основной компонент экономической безопасности — это экономическое развитие государства. Мировой опыт показывает, что рост ВВП и низкая инфляция далеко не всегда являются характеристикой повышения благосостояния населения и увеличения конкурентоспособности национальной экономики.

Для решения проблем экономической безопасности российскому правительству необходимо создать концепцию национальной безопасности и национального развития, составной частью которой должна являться экономическая безопасность и экономическое развитие. Это должна быть долгосрочная программа, рассчитанная минимум на 10-15 лет.

По оценкам экспертов, пока что избирается метод решения тактических задач, в лучшем случае, подобный топтанию на месте, в худшем — отходу назад. В выборе экономического пути развития, очевидно, не стоит слепо идти на поводу у представителей потенциального противника — транснациональных

корпораций, МВФ, ЕБРР. Пора становиться эффективными собственниками своей страны, достойными представителями своего народа. Времени на сомнения больше нет, завтра будет поздно.

Список литературы

1. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: учебн. пособие. М.: Инфра-М, 1997.

2. Ващекин Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности: учебн. пособие // Н. П. Ващекин, М. И. Дзлиев, А. Д. Урсул; Моск. гос. университет коммерции, НИИ устойчивого развития и безопасности. 2-е изд., доп. и пе-рераб. М.: Экономика, 2002.

3. Грязнов Э. А. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. М., 2000.

4. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: учебник. 3-е изд., испр. М.: Дело, 2004.

5. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал. 2000. № 3.

6. ЛуссеА Макроэкономика: краткий курс: учебн. пособие. СПб: Питер, 1999.

7. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) // Институт экономики РАН. М.: Финстатинфом, 2002.

8. Шишов А. Л. Макроэкономика: учебник. М. : ЮНИТИ, 1998.

9. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник // под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005.

10. Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки // под ред. В. К. Сенчагова — М.: ЗАО «Финстатинфом», 1998.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.