УДК 330.101.541(57)
С.А. Суспицын
ИЭОПП СО РАН, Новосибирск
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ СЦЕНАРИЕВДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ
В 2005 г. по инициативе Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе был выполнен новый этап исследований в области социально-экономического развития Сибири, уточняющий и развивающий основные положения Стратегии развития Сибири, которая была подготовлена в 2001 г. силами СО РАН и аппарата полномочного представителя [1] и вариант которой, согласованный с Минэкономразвития России, в 2002 г. был принят Правительством РФ [2].
Центральный сценарий развития макрорегиона на тот момент можно было бы назвать умеренно оптимистическим, поскольку закладываемые в нем темпы развития экономики Сибири с учетом проектов Стратегии и развития внепроектной ее части, ограничивались вполне реалистичными и незапредельными возможностями привлечения инвестиций, роста населения и производительности труда [3]. Общие темпы роста укладывались в установки удвоения ВРП с небольшими их превышениям на всем периоде до 2020 г. Основными условиями реализации этого сценария были предположения о том, что Сибирь имеет необходимый инвестиционный потенциал, правда, мобилизация которого предполагала введения в действия ряда механизмов аккумулирования финансовых ресурсов. Участие государства в инвестициях в сибирскую экономику предполагалось в среднем на уровне сложившихся к 2005 г. пропорций. Столь же умеренно расценивались инвестиционные притязания нерезидентных бизнес-структур. Предполагалось, что основной груз финансирования инвестиций должны были нести предприятия и организации «сибирской прописки», доля затрат которых на инвестиции в собственных ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли и амортизации, должны были возрасти примерно в 1,3 раза к 2020 г. по отношению к 2005 г. Сдержанно расценивались и возможности экономического роста в Сибири в заключительный период 2015-2020гг., ввиду полного отсутствия представлений о конкретных проектах и масштабов их влияния на внепроектную часть экономики. Сейчас можно говорить, видимо, и о несколько излишне заниженных возможностях развития внепроектной части экономики Сибири.
В прошедшие два года произошел ряд событий, позволяющий аргументировано выстраивать более оптимистичные сценарии развития Сибири. Обобщенно говоря, стали реально заметны разнообразные импульсы стимулирования интересов и деловой активности бизнес -структур, и внимания государства вплоть до прямого участия в ряде достаточно крупных проектов, и повышенной активности региональных администраций, и стабилизация внешнеэкономической конъюнктуры и т. д. Национальные проекты, демографические и миграционные проекты, запускаемые механизмы движения в направлении инновационного развития,
первые ласточки частно-государственного партнерства, государственные инвестиционные программы, возрастающий международный авторитет России и многое другое позволяют взглянуть на перспективы развития Сибири более оптимистично, особенно, если такого рода перемены будут проистекать на более системной основе, которую и может составить ФЦП «Сибирь», разработка которой все более активно инициируется в последнее время.
В качестве примера нарастающего оптимизма можно привести более поздние оценки развития Сибири до 2020 г., рассчитанные автором в 2006 г, и опубликованные в [4]. Они близки параметрам последнего варианта Стратегии развития Сибири, но более оптимистично оценивают возможности экономического роста в регионе (табл. 1).
Таблица 1. Среднегодовые темпы прироста показателей экономического
развитияСибири по периодам, %
Показатели 2006-2010 2011-2015 2016-2020
Производство товаров и услуг 6,4 7,7 8,9
Производительность труда 7,3 7,4 8,3
ВРП 7,0 7,6 9,2
Инвестиции в основной капитал 9,9 9,3 10,4
Инфляция по ВРП 8,3 6,0 4,6
Реальная оплата труда 8,3 7,5 7,9
Реальная бюджетная обеспеченность 9,4 9,3 11,1
Нарастающие темпы экономического роста Сибири объясняются в этом варианте тремя основными группами причин - высокой инвестиционной активностью в регионе (до 10 % среднегодового за период прироста инвестиций в основной капитал), устойчивым снижением уровня инфляции, доведением ее к 2020 году до 3,5-4 %, ростом внутреннего рынка и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. К концу периода изменяется соотношение роста производительности труда и роста реальной заработной платы: от отставания в периоде 2006-2010, к близким темпам приростов в период 2011-2015, и опережению роста производительности труда по сравнению с ростом реальной заработной платы в 2016-2020 гг.
В целом за период производительность труда возрастет в 2,9 раза, инвестиции в 4,1 раза. Устойчивый экономический рост в сочетании с возрастающими масштабами инвестиционной активности положительно влияют на инвестиционный климат в регионе, мотивируя предприятия все большую часть собственных средств инвестировать в основной капитал -доля таких вложений в потенциальных инвестициях может возрасти с 67 % в 2005 г. до 88 % в 2020 г. При этом рост собственных средств, инвестируемых в экономику, отстает в начальные годы от роста общих потребностей в инвестициях, и лишь в периоде (2016-2020 гг.) заметно опережает последний. Удельный вес заемных средств к концу прогнозного периода стабилизируется на уровне близком к 2000 г. (около 33 %). Его заметный рост в 2010-2015 гг. позволяет компенсировать нехватку собственных средств
предприятий и организаций, еще не набравших должных масштабов своей деятельности и инвестиционной активности.
Рассчитанные во взаимосвязях индикаторы развития Сибири достаточно полно характеризуют возможные изменения в сибирской экономике в период до 2020 г. (табл. 2).
Таблица 2. Индикаторы социально-экономического развития Сибири (в ценах
2005 г.)
Индикаторы 2005 2010 2015 2020
Доля занятых в населении, % 44,0 45,1 46,2 46,9
Средняя зарплата, руб./чел. 7,6 11,2 16,3 23,2
Душевой ВРП, тыс. руб./ чел. 96,0 137,8 198,2 304,1
Производительность труда, тыс. руб./чел. 481,5 686,2 977,4 1456,1
Средняя фондоотдача, коп./руб. 91,2 96,8 103,9 112,8
Инвестиции на рубль ВРП, коп./руб. 16,4 18,6 20,4 21,6
Рентабельность ОФ (по ВРП), коп/руб. 41,3 45,0 47,7 52,5
Налоговая нагрузка, % к ВРП 27,3 29,2 30,5 31,4
Доля доходов федерального бюджета в налоговых доходах, % 51,7 50,8 50,1 49,0
Бюджетная обеспеченность региона, тыс. руб./чел. 8,8 14,0 21,7 31,8
Представленный вариант является достаточно напряженным по балансу трудовых ресурсов. Численность населения, стабилизируясь к 2015 г., к концу периода достигнет значений, близких к имевшей место в2005г. Расчетный рост занятости в народном хозяйстве обеспечивается сокращением безработицы, ростом работающих пенсионеров в связи с увеличением их общей численности к концу периода, некоторым сокращением численности занятых другими видами деятельности (вне народного хозяйства), повышенным миграционным притоком населения. В целом за период экономический рост по отдельным позициям по обсуждаемому варианту может составить: средняя зарплата возрастет в 3,1 раза, душевой ВРП - 3,2 раза, производительность труда - 3 раза, бюджетная обеспеченность - 3,6 раза.
Заметно опережение инвестиционных вливаний в экономику по сравнению с ее ростом: доля инвестиций в ВРП может увеличиться с 16,4 % в 2005 г. до 21,6 % к 2020 г. Масштабный рост инвестиций позволяет изменить структурные пропорции в их распределении, увеличить инновационную составляющую в вводе новых мощностей, обеспечивающих иной уровень фондоотдачи в экономике, рентабельности и производительности труда.
Некоторый рост налоговой нагрузки (с 27,3 % в 2005 г. до 31,4 % к 2020 г. ) объясняется при сохранении в расчетах на перспективу нормативов налоговых ставок, действовавших в 2005 г., ростом результативности функционирования налоговой системы, в частности увеличением собираемости ряда налогов. Несколько возрастет доля налоговых поступлений в региональные бюджеты, в основном за счет опережающего роста налогооблагаемой базы налогов, направляемых в бюджеты субъектов
РФ - налогов на имущество и на доходы населения. Соответственно, доля налоговых поступлений в федеральный бюджет может несколько снизится (на 1,7 %). Но общие масштабы поступлений в федеральный бюджет настолько могут возрасти, что при распространении на прогнозный период пропорций расходов федерального бюджета, сложившиеся к 2005 г., общее сальдо доходов и расходов федерального бюджета в регионах Сибири будет положительно возрастать во все возрастающих масштабах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Добрецов, Н.Л., Конторович, А.Э. и др. Научные основы стратегии социальноэкономического развития Сибири // Регион: экономика и социология - 2001, - № 4.
2. Стратегия экономического развития Сибири // Регион: экономика и социология - 2001, - № 4.
3. Суслов, В.И., Суспицын, С.А. Стратегия развития Сибири: макроэкономическая и территориальная проекции // Регион: экономика и социология -2005, - № 4.
4. Суспицын, С.А. Макроэкономические оценки Стратегии развития Сибири // «Регион: экономика и социология», 2006, - № 4.
© С.А. Суспицын, 2007