3. Gartner E. On the «Second Phase» of the Work of the Club of Rome. Scientific World. 1976. Vol. 20. № 4.
4. Форрестер Дж. Мировая динамика: пер. с англ. А. Ворощука, С. Пегова Дж. Форрестер. — М.: АСТ, 2003. — 384 с.
5. Пределы роста / Д. Медоуз, Й. Рендерс, Д. Медоуз, В. Беренс. — М.: Изд-во МГУ, 1999.
6. Месарович М. Поиск новой парадигмы для глобальной проблематики / Лейбин В. Глобальная проблематика: Науч.-исслед. дискуссии. — М.: Прогресс, 1991. — 255 с.
7. Пестель Э. За пределами роста. — М.: Прогресс, 1988. — 272 с.
8. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): пер. с англ.; под ред. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета — М.: Прогресс, 1989. — 372 с.
9. Макнейл Д. Пути достижения сбалансированного экономического развития // В мире науки. — 1989. — № 11. — C. 96-108.
10. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система «природа — общество — человек»: устойчивое развитие. — М.: Дубна : «Ноосфера», Международный ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2002.— 392 с.
11. Формирование концептуальных основ корпоративной социальной ответственности. — СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2010.— 312 с.
12. Действующее международное право. Т. 3. — М.: Московский независимый институт международного права, 1997. — С. 682-687.
13. Стокгольмская декларация ООН 16 июня 1972 года — http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normlD=1259490
14. Перелет Р.А. Переход к эре устойчивого развития? // Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический ежегодник). — М.: МНЭПУ, 2003.
15. Стокгольмская декларация ООН 16 июня 1972 года — http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normlD=1259490
16. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. — СПб.: СПбГУ, 2010.
17. Декларация Конференции ООН (1992 г.) по защите окружающей среды и устойчивому развитию — http://www.un.org/russian// documen/declarat/riodecl.htm
18. Доронина О.Д., Кузнецов О.Л., Рахманин Ю.А. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации. — М.: РАЕН, 2005. — 248 с.
19. Повестка дня на XXI век — http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml
20. Венская декларация и Программа действий (от 25 июля 1993) — http://www.akt.uz/?document=17407
21. Каирская декларация и национальный механизм (сентябрь 1994) — http://www.a-z.ru/women/texts/failr.htm#d2
22. Кураев С.Н. Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата — http://www.rusrec.ru/kyoto/articles/art_Kyoto_ Prot.htm
23. Устойчивое развитие и глобальный договор ОНН — http://www.sustdevelopment.narod.ru/education/sdungdi.doc
24. Йоханнесбургская встреча на высшем уровне 2002 года — официальный веб-сайт Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию — Оценка результатов Встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге: что нового она принесла? — http://www. un.org/russian/conferen/wssd/story.htm
25. Elkington, J. 1994. Towards the Sustainable Corporation: Win-Win-Win Business Strategies for Sustainable De-velopment. California Management Review 36(2): 90-100 p.
26. T. Strange and A. Bayley, “Sustainable Development,” Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) Press, Paris, 2008.
27. Швец А.А., Швец М.Ю., Шлыков Е.С. Факторы обеспечения устойчивого развития АПК, Вестник №10 (19.12.2005) «Проблемы региональной экономики» — http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=10&page=28
28. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент — СПб.: 2008.
29. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс — М.: 2005
30. Visser W., Matten D., Pohl M., Tolhurst N. The A to Z of Corporate Social Responsibility. London : A John Wiley & Sons, Ltd., Publication, 2010. — 470 p. — p. 114.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ фАКТОРЫ Влияния НА дИНАМИКУ РОССИЙСКОГО рынка акций и инструменты государственного регулирования
Ю.С. Евлахова,
доцент кафедры корпоративных финансов и финансового менеджмента Ростовского государственного экономического университета (РИНХ),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются вопросы классификации макроэкономических факторов влияния на российский рынок акций, приводятся исследования по оценке значимости данных факторов. Проведено системное обобщение изменений в регулировании участников российского рынка акций (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников) на временном отрезке с 2010 года до июня 2012 года.
Ключевые слова: фондовый рынок, акционерное общество, факторы влияния, волатильность, государственное регулирование
УДК 336.76 ББК 65.26
Перспективная логика развития российского фондового рынка ориентирована на привлечение на отечественную биржевую площадку российских и зарубежных активов. В этом контексте важно определить макроэкономические факторы, влияющие на российский рынок акций и соответствующие им инструменты государственного регулирования.
В современной экономической литературе представлены следующие их классификации:
в исследованиях Я.М. Миркина выделены внешние и внутренние фундаментальные факторы влияния на российский фондовый рынок в целом. К первым отнесены: 1) влияние длительных циклов, в рамках которых функционируют мировые финансовые рынки;
2) воздействие цен на нефть; 3) принадлежность к развитым или формирующимся рынкам ценных бумаг; 4) влияние рынков-лиде-ров и взаимозависимость формирующихся рынков; 4) конкурентоспособность национальных рынков и уход торговой активности на западные фондовые рынки. Внутренние фундаментальные факторы состоят из политических, экономических, социокультурных, отраслевых и макрофинансовых воздействий [1].
В статье Федоровой Е.А., Назаровой Ю.Н. система факторов влияния на волатильность российского фондового рынка такова: внешние факторы, к которым отнесены внешнеэкономические факторы, показатели мировых финансовых рынков, данные конъюнктуры мировых товарных рынков; и внутренние факторы, включающие показатели деловой активности в экономике и денежно-кредитной политики [2]. В работе Зельцер А.Б. [3] приведены следующие группы факторов: цены на товары отдельных (ведущих) отраслей; факторы, характеризующие зарубежные и международные финансовые рынки; макроэкономические — показывающие развитие экономик зарубежных стран; факторы, характеризующие национальные денежный и кредитный рынки; макроэкономические — отражающие национальную экономику; инвестиционные риски.
Систематизация существующих классификаций макроэкономических факторов влияния на российский рынок акций, анализ и обобщение фактологического материала позволили автору разработать дополнительные критерии классификации, а именно: «расположение источника влияния в экономической структуре» (экономическая система, финансовый рынок, рынок акций) и «территориальное расположение источника влияния» (внешний, или зарубежный; внутренний, или национальный). Таким образом, всю совокупность макроэкономических факторов влияния, в отличие от преимущественно экзогенно-эндогенной классификации многих исследователей, мы делим на факторы, определяемые расположением источника влияния в экономической системе, и факторы, определяемые территориальным расположением источника влияния.
Весьма актуален вопрос оценки исследователями влияния различных факторов на российский фондовый рынок. Например, в статье Федоровой Е.А., Панкратова К.А. с этой целью апробирована эконометрическая модель EGARCH влияния различных факторов на отечественный фондовый рынок (в качестве отправной точки был выбран индекс ММВБ). В качестве факторов рассмотрены ВВП, курс доллара США, отношение курсов евро/доллар, сальдо движения капитала, мировая цена на нефть марки Brent. В результате анализа выявлена сильная зависимость динамики индекса российской биржи ММВБ в первую очередь от цены на нефть и курса доллара США. На третьем месте — соотношение курсов валют евро/доллар США, к менее значимым фактором, по результатам анализа исследователи отнесли сальдо движения капитала и динамику ВВП России [4]. В другой работе исследовано влияние макроэкономических факторов на волатильность российского фондового рынка на примере индекса РТС [2]. По результатам анализа наибольшую значимость имеют индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам; уровень монетизации экономики, инвестиции в основной капитал, тогда как конъюнктура мировых финансовых рынков в долгосрочном периоде значимого влияния на российский фондовый рынок не оказывает.
Отметим, что существуют противоположные позиции — доказывающие значимое влияние внешних факторов на российский фондовый рынок в долгосрочной перспективе. Так, в работе Митина Ю.П. обосновано превалирующее значение внешних факторов в ценообразовании на российском рынке акций в 1999-2010 гг. [5]
Современное влияние макроэкономических факторов на динамику российского рынка акций представлено в годовом обзоре рынка акций, подготовленном Сбербанком РФ [6] . Выделим ключевые аспекты:
1) в 2011 году российский рынок акций (-17% по индексу ММВБ) утратил тесную связь с динамикой цен на нефть (+16% с начала года по Brent), его динамика была схожа с поведением сырьевого индекса CRB;
2) направление движения российскому рынку акций стали задавать европейские, а не американские рынки;
3) по итогам 2011 года российскому рынку акций удалось показать динамику наравне с прочими развивающимися рынками, в частности его динамика соответствовали диапазону снижения рынков Латинской Америки, Турции, Китая и Индии.
В целом, ключевым макроэкономическим фактором 2011 года, влияющим на российский рынок акций, по мнению экспертов Сбербанка России, является долговой кризис в зоне евро.
Эксперты Сбербанка РФ также отмечают, что под влиянием внешних факторов (долговой кризис еврозоны, переоценка рынка акций нефтегазового сектора) российский рынок акций за прошедшие 5 лет был подвержен максимальной переоценке среди развивающихся рынков.
Среди внутренних факторов в 2011 г. наибольшее воздействие на российский рынок акций оказали политические изменения (выборы в Государственную Думу Российской Федерации, выборы Президента Российской Федерации). По оценкам экспертов, размер политической премии в котировках российских компаний составляет около 11%.
Обобщение результатов различных исследований позволило определить доминирующее воздействие на российский рынок акций факторов, которые согласно предложенной нами классификации, в экономической структуре относятся к финансовым рынкам, по территориальному расположению являются внешними, или зарубежными.
Неотъемлемым элементом исследования институциональной структуры рынка акций является анализ регулятивных инноваций [24]. Цель его заключается в системном обобщении изменений в регулировании участников российского рынка акций (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников). Новации в регулировании проанализированы автором на временном отрезке с 2010 года до июня 2012 года. Анализ регулятивных мер более раннего периода представляется нецелесообразным: 2008-2009 годы — период принятия преимущественно стабилизирующих и антикризисных мер.
Итак, каковы основные изменения в регулировании таких участников рынка акций, как эмитенты? Рассмотрим их. В 2010 году были внесены изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах», которые расширили перечень исключений из следующего правила: крупные акционеры при преодолении ими порогов владения голосующими акциями в 30, 50, 75% обязаны направлять предложение о приобретении всех остальных акций общества-эмитента (ст. 84.2). Это правило дает возможность миноритарным акционерам, интересы которых могут быть ущемлены повышением концентрации акционерного капитала, продать принадлежащие им акции. Перечень исключений был расширен следующими случаями:
— приобретение акций в результате их внесения РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50% обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада РФ, субъект РФ или муниципальное образование;
— приобретение акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом РФ;
— передача в порядке, установленном нормативными актами, акций из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ (введено Федеральным законом от 14.06.2012 N 77-ФЗ) [7].
Со второй половины 2012 года вводится в действие новая редакция Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Как отмечают представители ФСФР России, ее ключевые отличия:
1) внесение уточнений и дополнений в процедуры, которые предусматривают размещение ценных бумаг путем подписки (открытой или закрытой), т.е. теми способами размещения, которые, с одной стороны, связаны с привлечением инвестиций на развитие компании, а, с другой стороны, с оплатой размещаемых ценных бумаг;
2) приведение процедуры эмиссии российских ценных бумаг в соответствие с международной передовой практикой, которая действует на ведущих зарубежных финансовых рынках. В частности, в этом контексте изменится подход к регистрации проспекта ценных бумаг, которые размещаются путем закрытой подписки. В настоящее время требуется регистрация проспекта при закрытой подписке, если круг лиц составляет более 500, при этом для определения числа этих лиц, в том числе учитываются и те лица, которые имеют преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг. В новой редакции Стандартов этот круг лиц (более 500)
для целей регистрации проспекта будет определяться без учета лиц, имеющих преимущественное право, поскольку такое преимущественное право возникает у существующих акционеров [8].
Также следует отметить ряд других изменений, содержащихся в проекте Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Так, предлагается введение нормы, согласно которой наличие у акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, убытков, а также стоимости чистых активов, которая меньше его уставного капитала, не является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска или дополнительного выпуска акций такого акционерного общества, размещаемых путем конвертации. Кроме того, устанавливается правило, согласно которому наличие у акционерного общества убытков, а также стоимости чистых активов, которая меньше его уставного капитала (минимальной величины уставного капитала), не является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска или дополнительного выпуска акций такого акционерного общества, размещаемых путем подписки. В целом, данная позиция уже изложена в Информационном письме ФСФР РФ от
27.03.2012 №12-ДП-03/12363 «Об увеличении уставного капитала акционерного общества, стоимость чистых активов которого меньше его уставного капитала». Предлагаются изменения, касающиеся привилегированных акций. В случае внесения изменений и дополнений в устав АО, связанных с изменением объема прав по привилегированным акциям, такое решение должно приниматься до государственной регистрации выпуска привилегированных акций с иным объемом прав. Государственная регистрация таких изменений и дополнений в устав АО осуществляется после размещения привилегированных акций с иным объемом прав на основании зарегистрированного отчета об итогах их выпуска [9]. Эти изменения позволят акционерным обществам шире использовать потенциал привилегированных акций за счет внесения гибкости в механизм изменения объема прав по таким акциям.
Влияние на деятельность эмитентов акций оказало введение Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (приказ ФСФР России от 02.02.2012 №12-6/пз-н). Нормы данного Положения подробно определяют правила, касающиеся определения кворума, порядка голосования и учета голосов на общем собрании акционеров, в том числе в специальных случаях, а также устанавливают перечень сведений, которые должны включаться в протоколы общего собрания акционеров, уточняют статус некоторых органов общего собрания акционеров, расширяют перечень информации, предоставляемой акционерам. Также предусматриваются особенности участия в общем собрании акционеров управляющих компаний паевыми инвестиционными фондами, а также лиц, голосующие акции которых обращаются за пределами РФ в форме депозитарных ценных бумаг. Это позволит внести ясность и упорядочить процедуры проведения общего собрания акционеров. Как отмечают представители Ernst&Young, это положение позволит защитить одних участников рынка ценных бумаг (миноритариев) от недобросовестных действий других, создать четкую, детально урегулированную процедуру принятия решений в акционерных обществах и в максимальной степени исключить пробелы и возможности неоднозначного толкования положений закона [10].
В части регулирования деятельности профессиональных участников российского рынка ценных бумаг важным является утверждение нового Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 20.07.2010 №10-49/ пз-н), которое вступает в силу с 17 июля 2012 года. Среди новых лицензионных требований — предоставление полной информации о структуре собственности лицензиата, наличие у лицензиата, совершающего сделки за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами, сформированного совета директоров (наблюдательного совета) до начала совершения указанных сделок, размещение собственных средств соискателя лицензии на депозитном вкладе в кредитной организации на срок не менее 90 дней с даты представления в лицензирующий орган документов для получения лицензии и другие. По нашему мнению, эти меры способствуют противодействию финансовому мошенничеству на фондовом рынке.
Внесением изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» [11] был изменен порядок получения владельцами и доверительными управляющими эмиссионных ценных бумаг (с обязательным централизованным хранением) выплат по таким ценным бумагам через депозитарий. В настоящее время депозитарий
обязан оказывать своим депонентам услуги, связанные с получением таких денежных выплат, тогда как ранее такая обязанность возлагалась на депозитарий по договору. Ключевым изменением стало положение о том, что в случае неисполнения депозитарием таковой обязанности эмитент ценных бумаг несет субсидиарную ответственность.
Особое значение как для деятельности регистраторов и депозитариев, так и для развития российского рынка акций имеет введение важной институциональной инновации, каковой является центральный депозитарий (Федеральный закон от 07.12.2011 «О центральном депозитарии»). Его введение имеет как положительные стороны (стимул для прихода иностранных инвесторов на российский фондовый рынок, снижение рисков инвесторов за счет исключения возможности недобросовестного ведения реестра акций публичных компаний), так и отрицательные (чрезмерная централизация, нерешенность многих организационно-технических моментов [12]). Согласно закону Центральный депозитарий получит монопольное право производить расчеты по результатам сделок с ценными бумагами, хранить сертификаты эмиссионных ценных бумаг и открывать счета номинального держателя для иностранных депозитариев. Фактически это означает, что учет всех операций с ценными бумагами станет более четким и прозрачным.
Мы склонны рассматривать введение центрального депозитария как одну из многочисленных мер по повышению открытости российского фондового рынка для иностранных инвесторов и эмитентов, которые обусловлены логикой формирования в России международного финансового центра. Эта позиция основывается также на анализе комплекса нормативных актов, посвященных ценным бумагам иностранных эмитентов и принятых в 2010-2012 годах, среди них:
— приказ ФСФР России от 09.02.2010 № 10-5/пз-н «Об утверждении Положения о составе и порядке расчета показателей, характеризующих уровень ликвидности (предполагаемой ликвидности) и уровень инвестиционного риска ценных бумаг, на основании которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг принимается решение о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации» и приказ ФСФР России от
26.04.2012 №12-29/пз-н о внесении изменений в данный приказ;
— приказ ФСФР России от 11.02.2010 № 10-8/пз-н «О внесении изменений в Приказ ФСФР России от 26.07.2007 № 07-86/пз-н «Об утверждении Перечня фондовых бирж, при условии прохождения процедуры листинга на которых акции иностранных акционерных обществ, акции (паи, доли) иностранных инвестиционных фондов и облигации иностранных коммерческих организаций могут входить в состав пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда»;
— приказ ФСФР России от 23.03.2010 № 10-19/пз-н «Об утверждении требований к депозитариям, осуществляющим учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и(или) публичному обращению в Российской Федерации»;
— приказ ФСФР России от 01.12.2011 № 11-63/пз-н «Об утверждении Критериев и Порядка включения иностранных фондовых бирж в Перечень иностранных фондовых бирж, прохождение процедуры листинга на которых является обязательным условием для принятия российской фондовой биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к торгам без решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об их допуске к публичному размещению и(или) публичному обращению в Российской Федерации»;
— приказ ФСФР России от 06.03.2012 № 12-10/пз-н «Об утверждении Порядка регистрации проспектов ценных бумаг иностранных эмитентов и допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и(или) публичному обращению в Российской Федерации по решению органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг».
Таким образом, активно создается институциональная среда для размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов на российском фондовом рынке.
Важным направлением институционального развития российского рынка акций является противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, что позволяет обеспечить четкую прозрачную и эффективную работу рынка. В январе 2011 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и
манипулированию рынком» (от 27.07.2010 года №224-ФЗ). Фактически законом создаются механизмы, обеспечивающие тройной контур контроля за неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком.
Первый контур контроля — внутренний, предполагающий, что юридические лица, Банк России обязаны охранять конфиденциальность инсайдерской информации, и силами специального структурного подразделения (должностного лица) контролировать соблюдение законодательных требований.
Второй контур контроля обеспечивает организатор торговли, который предотвращает, выявляет и пресекает случаи неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком при операциях с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах, а также осуществляет проверку нестандартных сделок (заявок).
И, наконец, третий контур контроля реализует орган регулирования финансового рынка посредством предупреждения и выявления нарушений, принятия мер по прекращению таких нарушений и привлечения к ответственности за их совершение.
В целях эффективной реализации положений Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» ФСФР России были утверждены перечень информации, относящейся к инсайдерской информации, порядок и сроки ее раскрытия [22,23]; а также положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, положение о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, положение о порядках и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях [19]. Вместе с тем, очевидна необходимость дальнейшей проработки многих организационно-технических моментов для успешной реализации борьбы с инсайдерской информацией и манипулированием ценами. Так, одним из признаков манипулирования и неправомерного использования инсайда является существенное отклонение цены ценной бумаги. Для определения существенности отклонения Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) разработала проект приказа о создании экспертной комиссии при службе по существенным рыночным отклонениям. Главной задачей экспертной комиссии будет формирование мнения наиболее авторитетных представителей финансового сообщества о существенности отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов публично обращаемых финансовых инструментов в случае, если эти отклонения нельзя оценить с помощью объективных критериев. В основном это коснется неликвидных ценных бумаг [20].
Логичным дополнением новаций по противодействию инсайду и манипулированию ценами являются изменения, связанные с раскрытием информации [21]. С октября 2010 года различаются понятия «раскрытие информации» и «предоставление информации». Под раскрытием понимается доступ к информации всех заинтересованных лиц, тогда как предоставлением следует считать представление информации только определенному кругу инвесторов. Указанная новелла коснется информации о предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумагах и производных финансовых инструментах, поскольку свободный доступ к этим сведениям для лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, не предполагается.
Также для целей раскрытия информации законом вводятся два новых понятия — «контролирующее лицо» (то есть имеющее право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать единоличный исполнительный орган или более половины состава коллегиального органа управления подконтрольной организации) и «подконтрольное лицо» (то есть юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем). Введено требование по раскрытию информации о контролирующем лице и подконтрольных эмитенту организациях в форме проспекта ценных бумаг и сообщений о существенных фактах. Более того, внесены изменения в регулирование существенных фактов, а именно: дано определение существенным фактам как сведениям, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг, а также приведен открытый перечень сведений, которые должны быть раскрыты в форме сообщений о существенных фактах.
Также законодательно унифицированы основания для привлечения к ответственности за убытки в связи с ненадлежащим раскрытием информации и, с другой стороны, введена возможность
освобождения эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации (для непубличных акционерных компаний с числом акционером не более 500).
В целом, было значительно дополнено и детализировано на законодательном уровне регулирование раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, что способствовало повышению прозрачности и эффективности функционирования российского рынка акций.
Итак, нами были рассмотрены регулятивные новации в отношении эмитентов и профессиональных участников, действующих на российском рынке акций. Что касается инвесторов как особой группы участников, то новации 2010-2012 годов коснулись преимущественно квалифицированных инвесторов и деятельности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Понятие «квалифицированный инвестор» было введено на российском рынке ценных бумаг в 2007 году и распространяется на юридических и физических лиц, отвечающих определенным требованиям в отношении собственного капитала, опыта работы на фондовом рынке, частоты сделок. К квалифицированным инвесторам можно отнести лиц, опыт и квалификация которых позволяют им адекватно оценивать риски, связанные с инвестициями в те или иные фондовые инструменты, и самостоятельно осуществлять операции с ценными бумагами на основе таких оценок.
В 2010-2012 годах были введены отдельные положения, уточняющие особенности работы квалифицированных инвесторов на фондовом рынке. Так, в 2010 году было введено правило, согласно которому любая информация о ценных бумагах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, не может распространяться среди неограниченного круга лиц, в том числе с использованием рекламы, за исключением информации, подлежащей раскрытию. Информация об указанных ценных бумагах, а также об их эмитентах и лицах, обязанных по таким ценным бумагам, может представляться: квалифицированным инвесторам, государственным органам и органам местного самоуправления в целях выполнения их функций, а также иным лицам, предусмотренным нормативными правовыми актами ФСФР. Информация о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, может быть представлена сторонам договоров, являющихся такими производными финансовыми инструментами, и перечисленным выше лицам. Ценные бумаги и производные финансовые инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов, не могут предлагаться неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы, а также лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами [21].
Кроме того, уточнены основания приобретения и отчуждения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, без участия брокера. Квалифицированные инвесторы при приобретении/отчуждении ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также предоставления/принятия указанных ценных бумаг в качестве обеспечения исполнения обязательств осуществляют эти операции без участия брокера, данное правило также распространяется на случаи, когда квалифицированный инвестор приобрел ценные бумаги в результате: универсального правопреемства, конвертации, распределения имущества ликвидируемого юридического лица, иные случаи, установленные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг [18].
Таким образом, на российском рынке акций продолжено разделение инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных, принятые меры позволяют оценить их как еще один метод осуществления защиты прав и законных интересов инвесторов на фондовом рынке.
Что касается паевых инвестиционных фондов как элемента структуры участников российского рынка акций, то следует отметить две значимых новации. Во-первых, с апреля 2010 года вступили в силу новые требования к порядку и срокам публикации сообщений о регистрации ФСФР изменений и дополнений в правила ПИФа, публикации сообщений о начале срока приема заявок на приобретение инвестиционных паев интервального и закрытого ПИФа, публикации сообщения о стоимости чистых активов и расчетной стоимости инвестиционного пая после завершения формирования открытого ПИФа [13]. И во-вторых, с июля 2010 года действует новый порядок ведения реестра паевых инвестиционных фондов [14]. Ведение реестра, в том числе внесение сведений и их исключение, осуществляется ФСФР России. Основания для исключения фонда из реестра определены следующие: отчет о прекращении фонда и уведомление о недостаточности имущества
для окончания его формирования. Также изменены сроки вклю- члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа
чения фонда в реестр и исключения из него, определен перечень биржевого посредника, работник, осуществляющий внутренний
сведений, подлежащих включению в реестр, регламентирован контроль, а также биржевые брокеры не должны иметь судимости за
порядок предоставления выписок из реестра. экономические преступления или преступления против государс-
Принятые меры нацелены на упорядочение процесса раскры- твенной власти. Биржевые посредники и биржевые брокеры, кроме
тия информации и контроля за деятельностью управляющих ком- этого, в частности, должны исполнить вступившие в законную силу
паний паевых инвестиционных фондов. судебные акты по вопросам осуществления их деятельности [16].
Стремительным развитием институциональных и финансовых Институциональное развитие российского фондового рынка
инноваций характеризуется срочный сегмент российского рынка обеспечивается не только регулятивными инновациями на отде-
акций. В его регулировании в 2010-2012 годах произошли следу- льных его сегментах, но и трансформацией институциональной
ющие изменения. В мае 2010 года вступило в силу положение о структуры его регулирования.
видах производных финансовых инструментов, в котором раскрыт В итоге обобщение изменений в регулировании рынка акций
перечень сделок, относящихся к производным финансовым инс- в разрезе структуры его участников позволяет нам прийти к сле-
трументам, и даны определения (через перечень условий) опци- дующим выводам:
онного договора, фьючерсного договора, биржевого форвардного — для эмитентов акций принятые меры регулирования позво-
договора, внебиржевого форвардного договора [15]. ляют уточнить и детализировать процедуру принятия решений в
«Положение о лицензировании деятельности биржевых посред- акционерных обществах, а также более гибко использовать потен-
ников и биржевых брокеров, заключающих в биржевой торговле циал привилегированных акций;
договоры, являющиеся производными финансовыми инструмента- — для профессиональных участников рынка ценных бумаг нами, базисным активом которых является биржевой товар», принятое ибольшей институциональной инновацией стало формирование
Постановлением Правительства от 02.03.2010 № 111, определяет центрального депозитария, который в совокупности с мерами по
условия и порядок выдачи, переоформления, приостановления регулированию обращения и размещения ценных бумаг иностран-
действия и аннулирования лицензий на заключение указанных ных эмитентов оценивается нами в логике повышения открытости
договоров биржевыми посредниками (юридическими лицами — российского фондового рынка для формирования международ-
брокерскими фирмами) и биржевыми брокерами (физическими ного финансового центра;
лицами — работниками биржевого посредника или индивидуаль- — для инвесторов решения регуляторов носят уточняющий и
ными предпринимателями). Положением установлено, в частнос- дополняющий характер;
ти, что биржевой посредник должен иметь собственные средства — для органов регулирования фондового рынка значимой
в размере не менее 2 млн рублей, должен иметь не менее одного новацией, по нашему мнению, стало не только присоединение к работника, в обязанности которого входит ведение внутреннего ФСФР России Федеральной службы страхового надзора, сколь-
учета совершаемых сделок, и не менее одного работника, в обя- ко встраивание федерального органа исполнительной власти по
занности которого входит осуществление внутреннего контроля за рынку ценных бумаг в новую модель регулирования российского
соответствием деятельности биржевого посредника законодатель- финансового рынка, предполагающую разделение полномочий
ству и внутренним документам биржевого посредника. Директор, по макро- и микропруденциальному регулированию.
Литература
1. Миркин Я.М. Российский рынок ценных бумаг: влияние фундаментальных факторов, приоритеты и механизм развития. Дисс. на соиск.уч.степ. д.э.н. — М., 2003. URL: http://www.mirkin.ru/_docs/doctor003.pdf (дата обращения 24.06.2012)
2. Федорова Е.А., Назарова Ю.Н. Факторы, влияющие на изменение индекса РТС российского фондового рынка // Аудит и финансовый анализ. — 2010. — №1. URL: http://www.auditfin.eom/fin/2010/1/03_11/03_11%20.pdf (дата обращения 22.04.2012)
3. Зельцер А.Б. Оценка инвестиционной привлекательности акций, обращающихся на российском фондовом рынке: Автореф.
дисс.... к.э.н. — Новосибирск, 2009.
4. Федорова Е.А., Панкратов К.А. Влияние макроэкономических факторов на фондовый рынок России //Проблемы прогнозирования. — 2010. — №2. URL: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2010/2/06 (дата обращения 24.06.2012)
5. Митин Ю.П. Влияние мировых экономических индикаторов на динамику российского фондового рынка в 1999-2010 гг.: Автореф. дисс. ... к.э.н. — СПб., 2011. URL: http://www.spbu.ru/files/upload/disser/eco/2011/avtoref-Mitin.pdf (дата обращения 20.05.2012)
6. Стратегия на рынке акций 2012. URL: www.sbrf.ru/common/img/uploaded/c_list/secum/download /2011/Q4_2011sm.pdf (дата обращения 15.03.2012)
7. Об акционерных обществах: федеральный закон №208-ФЗ от 26.12.1995 (с доп. от 14.06.2012 № 77-ФЗ) //Справ.-прав.система «Консультант-плюс».
8. Филимошин П. О новых стандартах эмиссии ценных бумаг//CORSEC.RU — ваш корпоративный секретарь. 2012. URL: http://www. corsec.ru/o-novyx-standartax-emissii-cennyx-bumag (дата обращения 29.05.2012)
9. Проект приказа ФСФР России «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» // Депозитариум. — 2011. — Апрель. — С. 27-28.
10. Стефанишин С., Козловский В. Современная роль ФСФР на рынке ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. — 2011. — №5. — С. 54.
11. Федеральный закон от 03.06.2011 №122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Депозитариум. — 2011. — Июнь. — С. 29.
12. Якорева А. Монополистом больше // Expert.ru — журнал «Эксперт». 2011. URL: http://expert.ru/2011/11/8/monopolistom-bolshe/ (дата обращения 08.11.2011)
13. Приказ ФСФР России от 24.12.2009 №09-63/пз-н «О внесении изменений и дополнений в Положение о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации, утвержденное Приказом ФСФР России от 22.06.2005 №05-23/пз-н» // Депозитариум. — 2010. — Апрель. — С.17-18
14. Приказ ФСФР России от 18.03.2010 № 10-17/пз-н «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра паевых инвестиционных фондов и предоставления выписок из него» // Депозитариум. — 2010. — Август. — С.21-22.
15. Приказ ФСФР России от 04.03.2010 №10-13/пз-н «Об утверждении Положения о видах производных финансовых инструментов» // Депозитариум. — 2010. — Май. — С. 23-24.
16. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 02.03.2010 № 111. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/law/review/731686.html (дата обращения 08.02.2012)
17. Аналитический обзор: федеральный закон от 04.10.2010 №264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/law/review/886945.html (дата обращения 19.10.2010)
18. Приказ ФСФР России от 05.04.2011 № 11-8/пз-н «Об утверждении Положения об особенностях обращения и учета прав на ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, и иностранные ценные бумаги» // Депозитариум. — 2011. — Июль. — С. 25-26.
19. Приказ ФСФР России от 12.05.2011 №11-18/пз-н «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации» // Российская газета. — 2011, 5 авг.
20. Панкин Д.В. ФСФР создаст экспертную комиссию по существенным рыночным отклонениям // INTERFAX.RU — информационное агентство «Интерфакс». URL: http://www.fcsm.ru/ru/press/interviews/index.php?id_3=8072&year_3=2012&month_3=1 (дата обращения 19.01.2012)
21. Федеральный закон от 04.10.2010 №264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Депозитариум. — 2010. — Октябрь. — С. 26-27.
22. Приказ ФСФР России от 17.01.2012 №12-2/пз-н «Об утверждении изменений в Перечень информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, утвержденный приказом ФСФР России от 12.05.2011 №11-18/пз-н» // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
23. Приказ ФСФР России от 28.02.2012 №12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
24. Институциональная структура российского рынка акций / Под ред. Е.Н. Алифановой. — Ростов-н/Д: Рост.гос.экон.ун-т (РИНХ), 2012.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ фАКТОРЫ фОРМИРОВАНИя КРИТЕРИЕВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕджМЕНТА В СЕКТОРЕ АВТОМОБИлЕСТРОЕНИя
В.О. Бахарев,
директор института экономики и управления Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, профессор [email protected]
М.А. Сарыгулов,
аспирант кафедры менеджмента государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского университета управления и экономики
В статье рассматривается влияние макроэкономических и технологических факторов на стратегию принятия решений промышленных компаний в условиях глобализации.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, автомобилестроение, экономическая динамика, глобализация.
УДК 338.47 ББК 65.05
Глобализационные процессы в современной экономике оказывают существенное влияние на формирование системы стратегического менеджмента. Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий способствовало изменению систем проектирования, производства, контроля, логистики и операционного управления. Одновременно с этим глобализация синхронизирует экономические процессы, а изменения в номенклатуре и спецификации выпускаемых продуктов изделий характеризуются высокой динамикой. Уже сложились большие региональные рынки наднационального характера (Евросоюз и Северная Америка — NAFTA1), как альтернатива быстрорастущим экономикам Индии, Китая и Латинской Америки. Быстро изменяющаяся экономическая конъюнктура требует от компаний-производите-лей адаптации всей системы менеджмента к этим изменяющимся условиям. Принципиально важным является то, что изменения в системе управления ставят своей конечной целью расширение существующих рынков сбыта и проникновение на новые, а в основе этих изменений лежат причины экономической природы, о чем, в частности, свидетельствует развитие мировой автомобильной промышленности на протяжении последних сорока лет.
Развитие сектора в 1973-2010 годы. Автомобильная промышленность была одним из самых динамично развивающихся секторов мировой экономики в последней четверти XX века. Мировое производство автомобилей в 2007 году по сравнению с 1973 годом более чем удвоилось: с 33 млн до 73 млн [1, 10] При этом расширилась и география производства: если в 1975 году семь стран (США, Япония, Германия, Франция, СССР, Великобритания, Канада) обеспечивали около 80% мирового выпуска, то в 2005 году этот же
объем производства обеспечивали уже одиннадцать стран (к этим странам добавились Китай, Индия, Корея, Бразилия, Испания, но выбыла Великобритания). При этом среднегодовые темпы роста мирового автопрома в 1975-1990 годах составляли около 2%, а в 1990-2005 еще выше — 3%. Наиболее высокие среднегодовые темпы роста за этот период продемонстрировали Китай (19,3%), Индия (13,2%), Южная Корея (5,6%) и Мексика (5,3%), а в Италии, Великобритании и США наоборот, наблюдалось снижение среднегодовых темпов объемов производства на 2,4, 1,5 и 0,4% соответственно [1, 10-11]. Одновременно с этим наблюдалось снижение концентрации производства во всех крупных компаниях-производителях, за исключением «Фольксваген» (так концентрация производства — доля региона, где находится производитель, в общемировом производстве — за период 1995-2006 гг. снизалась для «Дженерал Моторс» с 69 до 50%, «Форд» — с 67 до 43%, «Тойота» — с 73 до 56%, «Ниссан» — с 62 до 41% и «Хонда» — с 57 до 37%. Приблизительно таким же был порядок снижения доли продаж этих компаний в странах основного базирования (см. подробнее [1, 7-24]).
Значение и место этой отрасли для экономик даже развитых стран трудно переоценить. Так, согласно исследованию Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) [2], перекрестное влияние этого сектора на другие отрасли экономики является существенным: в Чехии и Германии автомобилестроение обеспечивает 4% от общего объема всего выпуска, в крупных странах — автопроизводителях оно обеспечивает напрямую занятость более 2% всей рабочей силы, а каждый доллар добавленной стоимости в автомобилестроении генерирует 3 доллара в общем объеме выпуска [2, 6-7]. В таких странах как Япония, Словакия,