машины. Получены выражения для составляющих синтезирующей функции в обобщенном виде -цель управления не задана явно. На основе синтезирующей функции получены управляющие
устройства электромагнитным моментом асинхронного электродвигателя, отличающиеся простотой реализации и идентификации переменных, а также высоким быстродействием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bocker J., Mathapati S. State of the Art of Induction Motor Control// The University of Paderborn site. 2007. URL: http://wwwlea.uni-paderborn.de/fileadmin/Elektrotechnik/ AG-LEA/forschung/veroeffentlichungen/2007/07IEMDC-boecker-mathapati.pdf (дата обращения: 01.06.2011).
2. Бичай В.Г, Пиза Д.М., Потапенко Е.Е., Потапенко Е.М. Состояние, тенденции и проблемы в области методов управления асинхронными двигателями // Радюелекгрошка, шформати-ка, управлшня. - 2001. - № 1. - С. 138-144.
3. Kerkman R.J., Skibinski G.L., Schlegel D.W. AC Drives: Year 2000 (Y2K) and Beyond // The Rockwell Automation site. 1999. URL: http://www.ab.com/support/abdrives/documentation/techpa-pers/Y2KIEEE.pdf (дата обращения: 01.06.2011).
4. Григорьев А.В. Оптимальное управление координатами асинхронного электродвигателя// Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2008. - № 6. -С. 29-32.
5. Ещин Е.К., Григорьев А.В. Общая задача управления асинхронным электродвигателем // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. - 2010. - № 1. - С. 39-43.
6. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г, Гамкрелидзе Р.В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов. -М.: Наука, 1983. - 392 с.
Поступила 04.07.2011 г.
УДК 621.313.8
МАГНИТНОЕ ПОЛЕ И ЭДС МАЛОИНЕРЦИОННЫХ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Е.Г. Коков, А.С. Жибинов, Э.Р. Гейнц, Г.С. Цехместрюк
ОАО «Научно-производственный центр «Полюс», г. Томск E-mail: [email protected]
Получены аналитические выражения для расчета поля возбуждения в средней части активной длины машины, где поле принимается плоскопараллельным, что позволяет достаточно точно находить ЭДС возбуждения в проводниках прямой части и с некоторым приближением - в проводниках лобовых частей обмотки.
Ключевые слова:
Магнитное поле, уравнение Лапласа, обмотка якоря, ЭДС проводника, коэффициент использования.
Key words:
Magnetic field, Laplace's equation, armature winding, electromotive force of conductor, activity factor.
Требование максимального быстродействия устройств автоматики обусловило необходимость разработки исполнительных двигателей с малым моментом инерции вращающихся частей. Для этого электрическая машина (ЭМ) заданной мощности проектируется с максимально допустимой по механической устойчивости длиной якоря при минимальном его диаметре (длинная ЭМ). Дальнейшее повышение быстродействия достигается уменьшением инерционной массы ЭМ, когда вращаются только проводники обмотки якоря (двигатель с полым печатным или проволочным якорем [1]) или исключается зубцовая зона, а проводники обмотки равномерно распределяются по ярму якоря (двигатель с гладким якорем [2]). Дополнительно снизить массу вращающихся частей можно путем активного использования лобовых соединений [3] при продлении в их зону индуктора с одновременным сокращением длины прямой (пазовой) части якоря.
Поскольку в длинных ЭМ основное преобразование энергии происходит в проводниках прямой части, а поле в этой зоне можно считать плоскопараллельным, то можно обойтись более простым решением уравнения Лапласа в двухмерной области, приняв найденные параметры поля для расчета с некоторой погрешностью ЭДС в проводниках лобовых частей, тогда как для коротких ЭМ необходимо решение трехмерной задачи [4, 5].
Целесообразно определять поле в обобщенной расчетной области (рис. 1), в которой можно выделить пять подобластей в цилиндрических координатах г, р: / - подобласть с внутренним источником поля /1, V - подобласть с наружным источником поля /2, е, / - подобласть стыковых зазоров, отделяющих источники поля от соответствующих магнитопроводов.
Тогда частными вариантами будут: ЭМ с полым якорем и внутренними постоянными магнитами (ПМ) (/2=0, г9=г10=г11), полым якорем и наружными ПМ (/1=0, г1=г2=г3) и с гладким якорем (/1=0,
г1=г2=г3=г4). По приведенной на рис. 1 расчетной области и полученной для нее математической модели можно найти поле в рабочем зазоре ЭМ с шихтованным пакетом [6] и внутренними (/2=0, г4=г5=г6=г7=г8=г9=г10=г11) или наружными (Л=0, Г1=г2=Г3=Г4=г5=Г6=Г7=Г8) ПМ.
В“ _ —
п А
1
2 рп
(ЗА - ЗА ) + и гГрп -и г!
1 п 1 п 2 п 2 и ' 1 п 1 2 п 11
Л
С? _ З2и а - 0“г-2ри + и г-Рп ■
А2п °лГ11 + и 2пГ11 ■
2 рп
П" _ П? 32п рп +1. г™ — П і > З2п -рп +1,
Вп Вп г9 ■ Си С п + г9 ■
2 2рп
в: _ в: +
32 п рп +1
2 рп 10
Г" * ■ се _ с: —
'1П ; сп сп
3.
2п -рп +1 .
в _ в? -
3^
2 рп
3
2 рп
2 рп
„рп +1. Ґ~!І _ ГЧ , 31„ „
; Сп Сп + г
2 рп
3
1п „-рп+1 . 3 ■
в!, _ вп +^-^гТ+1; сп _ с‘п -
1п -рп +1
2рп
где
г 4 З1 . г 432 .
Зщ _ —1 Біп рр; 3„ _ —^ Біп рпр2; пп пп
4 р- р
и1п _ — I и1 (р) сов рпрсСр; П 0
4 р -ф!Р
и2п _— I и2(р)соБ рпрсСр;
ТТ 1
А1п _ г2-рп+1 - г-рп+1 + г1-2рп (грп+1 - грп+1);
А _ г - рп+1 - г
А2п '10 '9 1 '11 ('9
-2 рп -2 рп
^ г і
рп+1 + -2рп ґ рп+1 рп+1 ч .
+ г11 (г9 г10 );
А3п — Г\ '11
В свою очередь, и12(р) - функции распределения потенциалов на поверхности магнитопроводов от падения магнитодвижущей силы в тангенциальном направлении, определяемые последовательными приближениями (при первом расчете ^=0).
Дальнейшие вычисления производятся в следующем порядке. По радиальной индукции на поя ди‘
верхности магнитопроводов вГп --Мо"
дг
В _-Мо
диу
дг
вычисляется их поток:
Рис. 1. Обобщенная расчетная область ЭМ
Решение уравнения Лапласа для скалярного магнитного потенциала в отдельной области в цилиндрических координатах известно [7] и имеет вид
от
и _ X (спгрп + впг-рп) СОБ рпр.
п=1
где п - нечетные числа натурального ряда; p - число пар полюсов ЭМ; C, D -коэффициенты; р -полярный угол от оси полюса; г - расстояние от центра расчетной области.
Используя условия на внешних границах г1, г11, где равны потенциалы, и внутренних границах г2, г3, г9, г10, где равны и потенциалы, и нормальные составляющие индукции, составим систему из десяти уравнений для определения неизвестных коэффициентов C и D, решив которую, найдем
Р
ФА _ IВ г1СР _
0
ОТ
_ -Мо г1 X (ФГ- - вїг;рп-1)віп рпр;
п_1
р
ф]2 _ IК г11СР _
0
ОТ
_ -Мо гп X (СУп -1 - В‘ЛГ->)в1п рпр
п_1
и при известной высоте магнитопроводов Ц12 опре деляется тангенциальная индукция:
1 - " _1
']\ 2
Учитывая, что потенциал магнитопроводов посредине межполюсного пространства равен нулю, очередное приближение й12 найдем в виде
-П12 р р
н (В д)Ср;
Н (В]2)йр,
и2(Р) _ || г11 +:
-ж/2р V
где H(Bj) - нелинейная скалярная функция.
Итерации продолжаются до достижения заданной погрешности двух последовательных приближений.
После определения поля в расчетной области необходимо проверить правильность задания размеров магнитов, вычислив индукцию при р=0 и г=г9, г=г3, г=г2. Ни одно из этих значений не дол-
3п
жно превышать значение остаточной индукции ПМ [2].
При вычислении ЭДС принимаем индукцию в зоне расположения обмотки равной среднему значению по радиусу:
и (г7) - и (г5)
В’ _-Мо-
■_х Х. СО!3 рпрр
где _■
“М0
[С?(г/" - грп)+в? (г;рп - гг)].
Расчет ЭДС в лобовой части обмотки рассмотрим на примере аппроксимации ее формы зависимостью 1=а+Ьрк (рис. 2), которая при к=1 представляет прямую линию (треугольная форма лобовой части обмотки), а при четном к>2 - параболу второго или высшего порядка [8].
Рис. 2. Представление лобовой части обмотки для расчета ЭДС
Шаг обмотки в прямой части считаем диаметральным, как обычно принимается для коллекторных ЭМ постоянного тока. После преобразований аппроксимирующей зависимости для угла р0, отсчитываемого от середины витка, получим
— 1 2 р0 - 2г\ К
При скорости V взаимного перемещения проводника и поля ЭДС элемента dl проводника в лобовой части обмотки вычисляется по составляющей dz, перпендикулярной скорости, т. е. de=Bqcpvdz. ЭДС dewл двух сторон витка в лобовой части при текущей координате р середины витка запишется в виде
от
-КХ ^ [с°8 Рп(Р + Ро) - С08 Рп(Р-Ро№-
п—\
ЭДС лобовой части витка найдем, проинтегрировав dewл на длине zm(0<zm<lл) распространения магнитного поля в зону лобовых частей (рис. 2):
от
Е„л - -2vlл X Бп!п ^ РЩ>
где Іп _ IБІП| —Ц1 - 2' р'; 2'
пп
2
_ — - относитель-
Учитывая, что для прямой части обмотки
ро - —, получаем ЭДС элемента 1п прямой части 2Р
Е„о - -2Ко X Бп ^ ^ РПР •
п-1 2
Максимального значения Eш^ достигает при п
р-—, когда стороны витка располагаются по 2Р
осям полюсов. Примем это значение за базовое:
от
Е„о --2vК X X •
п-1
Считая витки обмотки якоря равномерно распределенными по углу р, ЭДС последовательно соединенных витков на полюсном делении запишем в ви-
—Р Р„ Г
де Е1 -—I Е„йр. Тогда для прямой части
п о
К --—К„ X1^ вш —п; Е о - -2Wo„ Хот ;
п п-1 п 2 п-1
для лобовой части
4 -А 1
Е,л - - -VI,,„ X - •
п п-1 п
Для общего представления введем относительные параметры при длине элемента 1п прямой части, равной активной длине 1т лобовой части: отЕ
носительную ЭДС витка Е„ - —— и обмотки
на полюсном делении Е' _—^, коэффициент
Е,„
использования лобовой части к _ —-:
и Е,„
. п п .
X Я- 81п^81п рпр
Е' п_1_________________________________2_ ; —' 1
:п от ; :л
X ЯпІп в1п рпр
1
2 X-X, В1п2 X1 ЗД,
' _ _2 п 2 ' ' _ _2 п
Е' от ; Е' -
X я
X - ХА
к,, _■
ная координата.
/ ^ 1 С ■ п п
X-Яп 81П^Г
п_1 п 2
Провести исчерпывающий анализ рассматриваемых ЭМ по полученной математической модели из-за большого числа варьируемых параметров (тип якоря, форма лобовой части, радиальные размеры немагнитного зазора и обмотки якоря, раз-
п_ 1
с' У 4 Ем, , \ 1 1 , I'' ч Е": ’ х'—'х ч‘1 1 г1 Г * г X V 1 ' / \ '
■ 1 • \ 1 / \ \( 4
1 ' - ■/ 2 - 0.5 "/ \ 0.5 - / \-
II /: к= 2 \\ / к = 4 \
/- 1 1 Ф о 1 1 Ф 0 £ 1 1 ^
Рис. 3. ЭДС 1) прямой (Е'ж) и 2-4) лобовой (Еш) частей обмотки
меры и свойства ПМ и др.) не представляется возможным, поэтому ограничимся частным примером двигателя с гладким якорем ДПУ170 [8] (при замене системы возбуждения с тангенциальной на радиальную). Размеры активной части (в сантиметрах): г1=г2=г3=г4=2,71; г5=2,725; г7=2,955; г8=2,97; г9=3,01; Гю=гп=4,01; ^=0; ^=26°; p=2; 4=2,8; 4=16,8.
Результаты расчетов при тП=1 показаны на рис. 3, а зависимости коэффициента использования к от активной длины лобовой части тт и степени k аппроксимирующей ее параболы представлены на рис. 4.
- к = 1
тп
О 0,2 0,4 0,6 0,8 1
Рис. 4. Коэффициент использования лобовой части обмотки
В рассматриваемом двигателе форма лобовых частей обмотки близка к треугольной, поэтому две
лобовые части (общей длиной 5,6 см) при коэффициенте использования 0,688 (к=1) эквивалентны по развиваемой мощности 3,8 см прямой части, т. е. длину якоря можно сократить с 22,4 см (1п+21л) до 18,6 см при одновременном увеличении длины индуктора с 16,8 до 18,6 см. Это приведет к снижению момента инерции (с учетом неизменной массы коллектора) примерно на 10 %, уменьшению активного сопротивления якоря, потерь в меди и улучшению теплового состояния. Использование лобовых частей обмотки эквивалентно увеличению мощности при неизменных габаритах машины.
Выводы
1. Получены аналитические выражения для расчета магнитного поля малоинерционных магнитоэлектрических машин, позволяющие находить ЭДС возбуждения в прямой и лобовых частях обмотки якоря.
2. Исследование магнитоэлектрических машин с активными лобовыми частями является основой для их оптимизации, что позволяет снизить массогабаритные показатели. Улучшение использования активного объема машин достигается за счет приближения формы лобовой части обмотки к прямоугольной.
Рекомендовано для публикации Оргкомитетом V Юбилейной Международной научно-технической конференции «Электромеханические преобразователи энергии», посвященной памяти Г.А. Сипайлова, г. Томск.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казанский В.М. Беспазовые электродвигатели малой мощности: дис. ... д-ра техн. наук. - Новосибирск, 1970. - 304 с,
2. Электрические двигатели с гладким якорем для систем автоматики / под ред. Ю.К. Васильева. - М.: Энергия, 1979. - 176 с.
3. Гейнц Э.Р., Коков Е.Г. Использование объема лобовых соединений обмотки якоря в электрических машинах постоянного тока // Электронные и электромеханические системы и устройства: Сб. науч. тр. / под ред. А.И. Чернышева. - Новосибирск: Наука, 2007. - С. 239-249.
4. Коков Е.Г., Жибинов А.С., Гейнц Э.Р. ЭДС якорной обмотки в магнитоэлектрических машинах с активными лобовыми частями // Электронные и электромеханические системы и устройства: Сб. науч. тр. / под ред. В.Н. Гладущенко. - Томск: Изд-во НТЛ, 2011. - С. 273-281.
5. Коков Е.Г., Жибинов А.С., Гейнц Э.Р. Поля возбуждения и реакции якоря в машинах с постоянными магнитами и якорной обмоткой в воздушном зазоре // Электромеханические преоб-
разователи энергии: Матер. IV Междунар. науч.-техн. конф. -Томск, 2009. - С. 45-48.
6. Коков Е.Г., Жибинов А.С., Гейнц Э.Р. Поля возбуждения и реакции якоря магнитоэлектрических машин с шихтованным сердечником // Электромеханические преобразователи энергии: Матер. IV Междунар. науч.-техн. конф. - Томск, 2009. -С. 48-52.
7. Домбровский В.В. Справочное пособие по расчету электромагнитного поля в электрических машинах. - Л.: Энергоато-миздат, 1983. - 256 с.
8. Братковский О.А., Судов В.Б., Руссков В.В. Электродвигатель с беспазовым якорем для следящего привода // Системы автономного электроснабжения и электромеханические устройства: Сб. науч. трудов НПО «Полюс» / под ред. П.В. Голубева и А.И. Чернышева. - Томск, 1992. - Т. 2. Проектирование и технология электрических машин и приборов. - С. 155-158.
Поступила 23.12.2011 г.