Научная статья на тему 'МАГИЯ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА. ОПЫТ ЯПОНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ'

МАГИЯ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА. ОПЫТ ЯПОНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
274
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ТРАДИЦИИ ЯПОНИИ / КУЛЬТУРА ЯПОНИИ / ОТКРЫТАЯ ПЛАНИРОВКА / МОБИЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шулика Т. О., Шуварикова С. А.

Статья посвящена исследованию влияния традиций японской архитектуры на формирование современных тенденций в мировом дизайне интерьера. Анализ культурного контекста помогает лучше понять уникальные методы организации японского дома. Здесь становятся очевидными и различия европейского и японского понимания пространства. Структурированы также ценные для японцев принципы: открытость, естественность, мобильность, функциональность, экономичность. Статья основана на изучении опыта японских архитекторов в проектировании необычных сооружений с открытой планировкой и их способы зонирования, применения различных материалов и отражения исторических принципов и традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAGIC OF OPEN SPACE. EXPERIENCE OF JAPANESE ARCHITECTURE

The article is devoted to the study of the influence of the traditions of Japanese architecture on the formation of modern trends in the world interior design. Analyzing the cultural context helps to better understand the unique methods of organizing the Japanese home. Here the differences between the European and Japanese understanding of space also become apparent. The principles, valuable for the Japanese, are also structured: openness, naturalness, mobility, functionality, and economy. The article is based on the study of experience Japanese architects in the design of unusual open-plan structures and their methods of zoning, the use of various materials and the reflection of historical principles and traditions.

Текст научной работы на тему «МАГИЯ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА. ОПЫТ ЯПОНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

УДК 72.036

МАГИЯ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА. ОПЫТ ЯПОНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Т.О. Шулика, С.А. Шуварикова

Институт современного искусства, Москва, Россия

Аннотация.

Ключевые слова.

Статья посвящена исследованию влияния традиций японской архитектуры на формирование современных тенденций в мировом дизайне интерьера. Анализ культурного контекста помогает лучше понять уникальные методы организации японского дома. Здесь становятся очевидными и различия европейского и японского понимания пространства. Структурированы также ценные для японцев принципы: открытость, естественность, мобильность, функциональность, экономичность. Статья основана на изучении опыта японских архитекторов в проектировании необычных сооружений с от-

Японская архитектура, традиции Японии, культура Японии, открытая планировка, мобильность, технологичность, естественность.

История статьи:

Дата поступления в редакцию

13.07.21

крытой планировкой и их способы зонирования, применения различных Дата принятия к печати 15.07.21 материалов и отражения исторических принципов и традиций.

Взаимосвязь японской культуры и архитектуры

Архитектура в Японии традиционно играла важную роль в жизни общества. С помощью своих богатых резиденций сегуны выражали власть и силу, аристократия созерцала законы бытия в микрокосме своих усадебных садов. В интерьере жилых домов выражалось мировоззрение хозяина, его социальное положение и эстетические предпочтения. Японская жилая архитектура полностью отразила мировосприятие и систему идей своего времени.

На этапе развития современной архитектуры, который мы наблюдаем сегодня, прослеживается устойчивая тенденция интеграции признаков и опыта восточной культуры в культуру западную, несмотря на очевидность их различий. Обращение к исследованию архитектурных особенностей «страны восходящего солнца» обусловлено тем, что в современном западном проектировании актуализируются проблемы, традиционно и успешно решаемые японцами. Они давно уже научились справляться и с ограниченной территорией, и с нестабильной сейсмической ситуацией, и задачей размещения большого функционала в маленьком пространстве. Интересно здесь не столько заимствование визуальных элементов, сколько в целом попытки понять культуру, образ мышления, закономерности функциональных решений, структуру жизненных процессов внутри пространства японского дома. Если европейский стиль жизни в определенные исторические эпохи характеризуется любовью к роскоши, то японский уклад всегда тяготел к определенному аскетизму. Созданный поколениями японских мастеров архитектурный канон дал возможность развить характерные для них традиционные приемы до уровня шедевров, к которым сегодня обращается весь мир, превращая их в тренды современного стиля.

Каноничность японской культуры

По-настоящему глубоко мы можем познать внешнее, только познав внутреннее. Японская культура — сформировавшийся в древности цельный организм, со своей аутентичной традицией. Живопись тушью, каллиграфия, организация чайной церемонии, устройство сада и искусство икебаны построены

на первоосновах японской традиции и мышления. Процесс любой творческой деятельности опирается на интерес к деталям, монохромность, утонченную простоту и естественность.

Характерно для Японии и мирное сосуществование двух религий — синтоизма и буддизма, которые привнесли свои особые черты в мировосприятие японцев. В каждом предмете есть некое «божество», каждое пространство — «живой» организм. Все вокруг человека одухотворено, все имеет свой путь и конец, после которого остается суть, а не пустота. К любому явлению, пространству, предмету следует относиться почтительно, а не только с целью удовлетворения потребностей.

Взаимосвязь культуры и образа жизни с географическими особенностями Японии

Повседневная жизнь японца строится на способности довольствоваться временным, преходящим. Непрочность, нестабильность, а потому постоянное обновление всего материального в Японии случается довольно часто. Страна находится в зоне природных катаклизмов, так что частые извержения вулкана, сильные землетрясения, опустошающие пожары, наводнения и другие стихийные бедствия повреждали и полностью разрушали десятки, а иногда и сотни тысяч сооружений. Дом в традиционной системе ценностей воспринимался как заведомо недолговечный, даже эфемерный. Японский подход трактует архитектуру жилища как обусловленную искусством и повторяющую одухотворенную природную красоту, проявляющую национальный дух и самобытность культуры. Такой метод поражает оригинальностью и отсутствием подражания другим культурам.

Пустота, промежуток, тень как пространственные категории

Архитектор подчиняется сформировавшимся закономерностям канонического восприятия пространства. В качестве базовых категорий построения помещения японцы выделяют три основных: пустота, промежуток, тень. Они присутствуют и в традиционной японской живописи тушью, и в искусстве каллиграфии, где нетронутые области на бумаге образуют своеобразный интервал — «пустоту», образующую определенный графический ритм и форму, и символизирующий недосказанность. Категория пустоты характерна также для устройства чайного домика, где единственным украшением служит ниша «токонома», в которую помещают свиток монохромной живописи и букет цветов.

Идея промежуточной зоны — «ма» является в Японии ведущим принципом миропонимания и представляет собой некие связующие пространства, которым каждый может придать любое значение. Корни этого понятия происходят из буддизма и имеют отражение не только в архитектуре, но и в философии и культуре страны. Прихожая становится связующим пространством между главным входом и жилыми комнатами, дает представление о доме, ощущение перехода из внешнего мира в пространство внутреннее. Здесь всегда присутствует тень. Это понятие очень важно в системе ценностей японцев, характеризует нечто сакральное, потаенное, связанное с синтоизмом. Если европейцы отдают предпочтение светлому началу, а тень лишь подчеркивает его значимость, то для японцев понятие «тень» имеет самостоятельную ценность.

Рис. 1. Сен-но Рикю. Чайный дом Тайан. 1582 год1

'URL: https://miuki.info/2010/ll/tradicionnyj-yaponskij-dom/ (дата обращения 06.11.2021).

Системные технологии 3 (№40) 2021

ш Ё Э

н

и

ш

н

и <

I

о а с

о

I-

Z а

I-

о к

S _

m *

гс q,

* &

CO H

О s

ь я

s !

> и

3 §

< Ü

и t

, л

< с

* О

s ■ с

5 Р

3 х

2*

I- о

Различия европейского и японского мировосприятия

Традиционная японская архитектура во многом отлична от западных принципов строительства, которые построены на властвовании человека над природой. Несмотря на то, что западное и японское искусство имеют в своей основе совершенно разные традиции (западное — академическую эстетику и технические приемы реалистического изображения, идущие от Древней Греции и эпохи Ренессанса, японское — вдохновение и восхищение созерцанием природы), в настоящее время векторы их развития все больше сближаются. Различие между европейским и японским типом мышления возникает и в восприятия понятия «прозрачность». Если европейский менталитет ассоциирует «прозрачность» с иллюзорностью и эфемерностью, и именно такие качества закладываются в образ современной архитектуры Запада, то в Японии «прозрачность» воспринимается как ясность, точность, недвусмысленность, поэтому «прозрачная архитектура» охватывает целый спектр художественных и образно-знаковых приемов, которые наделяют архитектуру новыми качествами.

Традиционные принципы японской архитектуры

Связь с природным окружением

Отличительная особенность традиционной архитектуры — чуткое отношение к окружению, включение постройки в диалог с ним. Архитектор старается сохранить сложный ландшафт участка и открыть внутреннее пространство ко внешнему.

Рис. 2. Киото. План традиционный жилого квартала Сасайя с миниатюрными садами. 1 — сад «ке» — для домашних нужд, 2 — сад «харе» — церемониальный, 3 — сад «суки» — эстетический, А — жилые помещения, Б — кирпичные кладовые.2

Так традиционный японский дом всегда открыт природе, но оказывается закрытым от постороннего глаза. Он окружен небольшим садом, который скрывает интерьер лучше, чем стены с окнами, выходящими на шумную улицу. Открытая галерея — энгава, находится с внутренней стороны дома так, что комнаты остаются скрыты. Она становится воплощением промежуточной зоны в доме. Окна в традиционном доме также закрыты непрозрачными сёдзи, сделанными из рисовой бумаги. Сейчас этот материал часто заменяет матовое стекло.

Тесная связь с окружающей природой выражается, главным образом, в организации садового ландшафта и в устройстве интерьера жилого дома. Различные по функциям и наполнению японские сады, не-

2 URL: http://kannelura.info/?tag=japan (дата обращения 08.11.2021).

132 | Системные технологии 3 (№40) 2021

большие павильоны, искусственные пруды создают обстановку, приближенную к естественной. Раздвижные двери, легкий каркас японских построек способствует сближению человека и природы. Традиционный японский сад — часть культуры. И если японец не может себе позволить вид на горы или океан, он непременно позволит себе хотя бы немного зелени. Для нее в японских домах специально оставляют ниши, создают дополнительное освещение.

Мобильность

Скользящие внутренние бумажные перегородки (фусума) позволяли динамично координировать различные части здания, варьируя размеры и конфигурацию внутреннего пространства. Фусума представляют собой тонкие деревянные рамы, с обеих сторон оклеенные плотной бумагой или шелком. В традиционном японском доме невозможно увидеть нагромождение вещей в комнатах. Поэтому, если снять фусума внутри дома, он будет представлять собой единый объем со свободным пространством, встроенными системами хранения и небольшим количеством мебели и декора.

Ценность естественных материалов

Культовой становится эстетика красоты и мягкости древесины, традиционно использовавшейся в строительстве, передача красоты необработанной древесины в художественных изделиях. Древесина и бамбук используются в создании открытых галерей, примыкающих к дому, камни и растения традиционного сада перекликаются с бумажными перегородками и соломенным татами в интерьере. Бумага также заняла свое важное место в японском доме, так как использовалась в главных мобильных элементах постройки — фусума, которые членили пространство, создавая необходимый набор открытых и закрытых зон.

Экономность

Необходимость экономить квадратные сантиметры делает современные японские проекты самыми неожиданными и смелыми в жилой архитектуре мира. Бюро Takeshi Hosaka создало дом с загнутыми стенами — хозяева обжили крошечный участок, зажатый между двумя зданиями; а также дом для семьи с глухонемыми родителями: для общения окна здесь сделаны не только в фасадах, но и в межкомнатных стенах, полу и потолке.

Ш

ВС D Н

и ш

н

и

ВС <

I

о а с

Рис. 3. Бюро Takeshi Hosaka «Дом для семьи с глухонемыми родителями»3

В Японии не принято покупать старые дома, молодая пара скорее построит новый, поэтому профессия архитектора очень востребована. Но земля настолько дорогая, что семья, которая может нанять архитектора и создать дом по индивидуальному плану, часто не может позволить себе участок больше 50 кв. м.

3URL: https://www.casaricca.ru/journal/yaponskaya-arkhitektura-pravila-sudoku/ (дата обращения 29.10.2021).

Системные технологии 3 (№40) 2021

12 л а

Si I-

о

т *

S а

* &

< (Ц

СО £

0 s

1 *

S §

> и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з §

< к

и t

, Л

< с * О

■Е 6

5 Р

э х

I- У

И то не в столице, а в тихих пригородах, поэтому половина многоквартирных домов в больших городах строится не для постоянных хозяев, а для арендаторов. Цель девелоперов — заселить как можно больше жильцов, поэтому небольшая по европейским меркам квартирка — для японцев вынужденная, но привычная норма.

В современных японских интерьерах мало мебели, вместо кровати — матрац-футон, который днем убирают в шкаф, да и сами шкафы, встроенные, спроектированные как часть дома и поэтому незаметные. При этом пространство получается сложным и функциональным из-за работы с сочетаниями разных фактур, прозрачности и закрытости, взаимосвязи объемов пространства, их динамичного членения и объединения.

Своеобразие приемов работы с открытым пространством в творчестве японских архитекторов 20 века

Современные архитекторы, создавая свои произведения, стремятся сохранить ощущение пространства, исторически сформированное культурой Японии, в их творчестве можно обнаружить любовь к контрастам: искусственного и естественного, закрытого и открытого, пустоты и бесконечности. В качестве примеров рассмотрим некоторые постройки Тойо Ито, Шигеру Бана, Кунио Маэкава и Кисё Курокавы.

Медиатека Сэндай архитектора Тойо Ито (2001 г). Здание стало символом Сэндая и остается самым знаменитым из проектов архитектора, представляя собой прозрачную оболочку для информации. «Администрация пытается стереть границы между различными программами, убрать жесткие барьеры между различными типами медиаматериалов и тем самым создает образ современного взаимоотношения культурных направлений. Эта открытость является прямым результатом простой структуры здания. Количество стен на каждом этаже было сведено к минимуму, позволяя любой из функций свободно распространяться по пространству всего этажа между стальными опорами»4. Стены первого этажа могут складываться в гармошку, чтобы внутреннее пространство в хорошую погоду стало частью улицы. Второй этаж отдан под детскую библиотеку, библиотеку мультимедиа и административную зону, которая отделена от остального пространства лишь криволинейным в плане подвижным занавесом из металлической сетки. Пространства на пятом и шестом этажах организуют подвижные стены на колесах, которые могут быть подогнаны индивидуально под каждую экспозицию. На седьмом этаже расположены кинотеатр (где проходят и лекции, и показы), конференц-залы и шесть монтажных студий, где все желающие могут работать над своими проектами, проходят мастер-классы, семинары.

Архитектор создал множество свободных помещений, не предназначенных для выполнения определенных функций, например, между трубами и периметром здания. Ито считает, что посетители могут использовать эти места также, как они используют для различных мероприятий улицы города. Опираясь на концепцию промежутка, архитектор надеялся, что решения по использованию этих пустот превратит Медиатеку в место размышлений о городских пространствах.

Рис. 4. Тойо Ито. Медиатека Сэндай5

4Коновалова Н.А. Современная архитектура Японии. Традиции восприятия пространства — М.-СПб.: Нестор-История, 2017. — 256 с. (дата обращения 25.08.2021).

5URL:https://www.pinterest.pt/pin/836965911977203329/?amp_client_id=CLIENT_ID(_)&mweb_unauth_ id={{default.session}}&amp_url=https%3A%2F%2Fwww.pinterest.pt%2Famp%2Fpin%2F836965911977203329%2F&amp_

expand=true (дата обращения 05.11.2021).

«Библиотека поэтов» архитектора Шигеру Бана (1991 г.). Это первое большое здание, построенное с использованием бумаги, которая, как и картон, впоследствии станет визитной карточкой архитектора. Основой сооружения стал каркас из соединенных между собой бумажных труб. Техническая простота и элегантность такого решения исходит из культа неприукрашенной простоты, веками формировавшегося в Японии. Интерьер заполнен книжными стеллажами так, чтобы между ними оставалось застекленное пространство, через которое внутрь попадает свет. Концепция стеллажей, вмонтированных в стены, наводит на мысль об авангардной трактовке перегородок фусума. Пространство помещения полностью раскрыто вовне. Стеклянные вставки вокруг стеллажей делают сооружение частью окружающего природного пространства.

Рис. 5. Шигеру Бан. «Библиотека поэтов» 6

Многоквартирный 10-этажный дом в микрорайоне Харуми в Токио Кунио Маэкава (1958 г.), сочетает структуру «жилой единицы» Ле Корбюзье с элементами традиционного японского жилища. Выдающийся японский архитектор руководствовался при проектировании домов идеей приспособления западноевропейского жилища к более скупым японским стандартам (например, таким особенностям быта, как спальные места на татами и глубокие ванны-бочки). Общая структура дома в районе Харуми своими сквозными коридорами на каждом третьем этаже и нарочито крупными формами «грубого бетона» напоминает «жилые единицы» Ле Корбюзье. Однако комнаты в этом доме, разделенные раздвижными перегородками, с полами, покрытыми татами, без мебели западного типа, сочетают традиционное устройство быта с современными удобствами. Маэкава сумел сделать свое произведение ощутимо японским, однако этот эксперимент не имел продолжения.

Японская архитектура включает в себя не только внешнюю форму строения и способ строительства, но и связь интерьера с принципами всей архитектуры здания. Это принципы, выверенные веками: простота и многофункциональность, естественность и созерцательность, единая философия простоты в стилевом решении. Они приобрели небывалую актуальность в современном мире, столкнувшемся с глобальными экологическими и социальными проблемами. Доказательством этого является яркое и многогранное творчество Кисё Курокавы.

Примером философии архитектурного симбиоза может служить архитектура Кисё Курокавы, представляющая собой интересный сплав японской культуры и постмодернистской философии.

6иВХ: Ьйр8://тоу^т.те&а/агсЬйес1:иге/Ьита2Ьпуу-агЫ1ек1:ог-1951 (дата обращения 05.11.2021).

Системные технологии 3 (№40) 2021

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

I

о а с

о н

а а н

0

К

5 _

!?. -о

Ю о

* &

2 §

1 £

з !

3 §

< 5

и Е

< ¡§

* О

=Е «

5 Р

3 I

О а

Н о

Основы концепции симбиоза вытекают из буддийской теории взаимосвязи всех элементов во Вселенной, и она естественным образом развивается из всей японской культуры. Несмотря на то, что расцвет творчества Курокавы пришелся на вторую половину прошлого века, его концепция отражает основные тенденции современного информационного общества, в котором целью архитектуры становится воплощение единства различных культур, плюралистическое творчество.

Рис. 6. Кисё Курокава. Онкологический центр Мэгги больницы Синглтон7

Архитектор призывает уважать все культуры, предлагая передовым странам с мощнейшим вооружением и высоким экономическим благосостоянием не навязывать развивающимся странам свой путь развития. Необходимо разнообразие культурных явлений, поскольку разнообразие заключено в основе самой жизни. Также зодчий восстает против трактовки архитектуры в терминах универсальности. Этим он вносит огромный вклад в теорию современной архитектуры, показывая, что невозможно свести культуру и архитектуру к универсальному, ограниченному набору истин. Автор утверждает, что каждый народ и каждая культура создают собственный неповторимый и уникальный архитектурный стиль.

Влияние буддийской философии, являющейся основой культуры Японии начиная с VI в., сегодня заметно усиливается в западных странах и в России. Философия и архитектура симбиоза Курокавы являются хорошими примерами этого влияния и особенно актуальны в нашей стране, где, несмотря на экономический кризис, наблюдается бурное развитие строительной отрасли.

Послевоенная Япония привлекала западных архитекторов своей самобытностью, открывала возможности значительного обогащения во многом утилитарного модернистского стиля, поэтому в 1950-х годах влияние японской архитектуры стало заметным во многих странах мира. И все же наибольшую ценность имели произведения японских архитекторов-модернистов — Кэндзо Танге, Дзюндзо Сакакура, Ёсинобу Асихара, Кунио Маэкава и многих других. Взаимовлияние японской архитектуры и современного западного зодчества было весьма плодотворным. Активно стал использоваться японский вариант организации внутреннего пространства: раздвижные перегородки, сухие сады, сочетания камней, зелени и воды. Конструктивные решения, простота, как принцип японской эстетики, привлекали внимание исследователей во всем мире.

Кроме того, из Японии по всему миру распространился принцип модульности, который обеспечивал стандартизацию архитектуры, необходимую для современной строительной индустрии. Принципы японской национальной архитектуры — единство функциональной целесообразности и эстетической образности, связь утилитаризма и красоты нашли наиболее яркое воплощение в современном дизайне.

Современная Япония бережно хранит свои национальные архитектурные традиции. Они являются источником дальнейшего развития архитектурной мысли, широко используются при конструировании зданий в настоящее время и привлекают большой круг исследователей во всем мире. Даже инновационная архитектура в исполнении современных японских архитекторов обладает не сразу заметными, но

7URL: http://www.archplatforma.I"u/?act=1&catg=38&nwid=1249 (дата обращения 05.11.2021).

136 | Системные технологии 3 (№40) 2021

определенными чертами традиции. Поэтому сегодня мы стремимся не только перенять черты японской архитектуры, но и обнаружить связи с необычной и многогранной японской культурой. Важно помнить, что, перенимая приемы организации среды, мы перенимаем и образ действий, и характер процессов, которые будут в ней протекать. Возможно, что именно сегодня наступает время переосмысления не только архитектурной эстетики в сторону экологии и сдержанности, но и изменения поведенческой нормы, которая этой позитивной динамике была бы созвучна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коновалова Н.А. Современная архитектура Японии. Традиции восприятия пространства — М.-СПб.: Нестор-История, 2017. — 256 с.

2. Пушакова А.Э. Япония. Введение в искусство и культуру. — М.: Эксмо, 2019. — 128 с.

3. Иконников, А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: в 2 т. Т. 1 / А.В. Иконников; под ред. А.Д. Кудрявцевой. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 629-631.

4. Сидоров В.А. История архитектуры японского жилища в системе традиционного искусства // Известия Алтайского государственного университета, 2007. С. 156-160.

5. Ситник В.М. Особенности развития японской архитектуры в двадцатом столетии// Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»: научный журнал, 2012. С. 171-179. Э

6. Маркарьян С.Б. Япония в интернационализирующемся мире: социокультурный аспект // Япония и современный мировой порядок. М.: Восточная литература, 2002. С. 148-151. Ш

7. Полякова Екатерина. Японская архитектура: правила судоку// Сазапсса https://www.casaricca.ru/journal/ уарошкауа-аг^йекШга-ргауЦа^и^ки/ (дата обращения: 01.11.2021)

I-

и

8. Елена Дьяконова. 9 главных понятий, помогающих постичь японскую культуру// Арзамас Ы!рз://аггатаз. ^

academy/materials/729 (дата обращения: 01.11.2021) ^

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Т.О. Шулика, С.А. Шуварикова Магия открытого пространства. Опыт японской архитектуры. — Системные технологии. — 2021. — № 40. — С. 130—137.

MAGIC OF OPEN SPACE.

EXPERIENCE OF JAPANESE ARCHITECTURE

T.O. Shulika, S.A. Shuvarikova Institute of Contemporary Art

Abstract.

The article is devoted to the study of the influence of the traditions of Japanese architecture on the formation of modern trends in the world interior design. Analyzing the cultural context helps to better understand the unique methods of organizing the Japanese home. Here the differences between the European and Japanese understanding of space also become apparent.

Key words.

Japanese architecture, Japanese traditions, Japanese culture, open plan, mobility, manufacturability, naturalness. Date of receipt in edition: 13.07.21 Date o f acceptance for printing:

15.07.21

The principles, valuable for the Japanese, are also structured: openness, naturalness, mobility, functionality, and economy. The article is based on the study of experience Japanese architects in the design of unusual open-plan structures and their methods of zoning, the use of various materials and the reflection of historical principles and traditions.

I

о a с

о

H

a a

H

о к

s _

Ю о

* Ê

2 ï

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

° 5

S *

CL Я

s !

* о

3 S

< S

и t

< ë

* о

=E «6

5 p

3 s

О a

H о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.