Научная статья на тему 'Магистратура, ориентированная на инновационно - практическую деятельность'

Магистратура, ориентированная на инновационно - практическую деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ / МНОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / МАГИСТРАТУРА ПРОЕКТНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIONS / LINEAR MODEL / PLURAL MODEL / THE COMPETITIVE EXPERT / A MAGISTRACY DESIGN A TECHNOLOGICAL PROFILE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Внукова Л. А., Мурзин В. М.

Отечественная промышленность испытывает острую потребность в высококвалифицированных кадрах, способных обеспечить конкурентоспособность в условиях растущей глобализации экономики и ликвидировать инновационное отставание России, что подразумевает необходимость реформирования образовательного процесса высшей школы. Подготовка специалистов готовых к решению комплексных задач инновационной проблематики, учитывая разнообразие направлений в отраслях промышленности возможна только при условии создания специализированных магистратур, подготовка в которых изначально направлена на инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Внукова Л. А., Мурзин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The domestic industry feels sharp requirement for the highly-skilled personnel, capable to provide competitiveness in the conditions of growing globalisation of economy and to liquidate innovative backlog of Russia that means necessity of reforming of educational process of the higher school. Preparation of experts of complex problems of an innovative problematics ready to the decision, considering a variety of directions in industries is possible only under condition of creation of specialised magistracies, preparation in which is initially directed on innovative activity.

Текст научной работы на тему «Магистратура, ориентированная на инновационно - практическую деятельность»

УДК 378.147:681.3

Л. А. Внукова, В. М. Мурзин

МАГИСТРАТУРА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ИННОВАЦИОННО -ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, линейная модель, множественная модель, конкурентоспособный специалист, магистратура проектно - технологического профиля.

Отечественная промышленность испытывает острую потребность в высококвалифицированных кадрах, способных обеспечить конкурентоспособность в условиях растущей глобализации экономики и ликвидировать инновационное отставание России, что подразумевает необходимость реформирования образовательного процесса высшей школы. Подготовка специалистов готовых к решению комплексных задач инновационной проблематики, учитывая разнообразие направлений в отраслях промышленности возможна только при условии создания специализированных магистратур, подготовка в которых изначально направлена на инновационную деятельность.

Keywords: innovative activity, innovations, linear model, plural model, the competitive expert, a magistracy design - a

technological profile.

The domestic industry feels sharp requirement for the highly-skilled personnel, capable to provide competitiveness in the conditions of growing globalisation of economy and to liquidate innovative backlog of Russia that means necessity of reforming of educational process of the higher school. Preparation of experts of complex problems of an innovative problematics ready to the decision, considering a variety of directions in industries is possible only under condition of creation of specialised magistracies, preparation in which is initially directed on innovative activity.

Отечественная промышленность испытывает острую потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах, способных обеспечить ее

конкурентоспособность в условиях растущей глобализации экономики [1] и ликвидировать инновационное отставание России, что подразумевает необходимость существенного реформирования всего образовательного процесса высшей школы. В частности, подготовка специалистов готовых к решению подобных комплексных задач инновационной проблематики, учитывая разнообразие направлений в отраслях промышленности возможна только при условии создания специализированных магистратур, подготовка в которых изначально направлена на инновационную деятельность.

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в литературе в зависимости от ее направленности существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций. В частности, в научной литературе понятие «инновация» часто смешивается с понятиями «научная разработка» и «изобретение». Для того чтобы отличать инновации от понятий «научная разработка» и «изобретение», нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инновационному предпринимателю получить материальную выгоду, и связана с внедрением новых, ранее не использовавшихся разработок. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить прибыль или выгоду.

Инновационная деятельность - это реализация комплекса научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий. Реализация совокупности инновационных мероприятий приводят к внедрению инновации.

В процессе проведения инновационной деятельности из сложного комплекса технических, технологических, экономических, организационных решений и технологий выстраиваются индивидуальные для каждого реализуемого намерения инновационные цепочки: фундаментальные научные исследования - прикладные научные исследования и

184

опытно-конструкторские работы - изобретение - инвестиции - технологии - проектирование -внедрение - инновационный эффект. Это так называемая линейная модель развития инноваций. В настоящее время в инновационное развитие большинства стран линейная модель носит наибольшее развитие. Согласно этой модели разработанная фундаментальная научная идея воплощается в прикладных разработках, которые впоследствии внедряются в различные сферы деятельности общества, в результате чего достигается инновационный эффект. Научные исследования и опытно конструкторские разработки служат основой инноваций, в результате практической реализации которых в форме инновационной деятельности возникает инновационный эффект. Линейная модель развития инноваций является классической, однако в России каркас этой модели оказался разрушенным.

Учитывая состояние экономики России, в настоящее время следует более внимательно учесть опыт развитых стран, где в дополнение к линейной модели интенсивно развивается «модель множественных источников инноваций», в соответствии с которой инновации могут возникать в любой части инновационной системы. При этом научные исследования остаются важной движущей силой инноваций, они уже не являются их единственным двигателем. В рамках этой модели пересматривается роль научно-исследовательских организаций. Новые знания создаются не только в научно-исследовательских организациях или инжиниринговых подразделениях промышленных компаний, но и во многих других социальных структурах. Появление нововведений на основе идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта и потребления характерно для систем с развитыми взаимосвязями между экономическими агентами. Эти знания не могут быть вписаны имеющиеся традиционные концепции, они просто не вписываются в их рамки; они представляют нематериальные активы субъектов, занятых в конкретной области; компании должны быть заинтересованы в использовании данных знаний с максимальной эффективностью. Модель множественных источников инноваций ориентирована на механизм развития с максимальным учетом разнообразия элементов и создания их творческого взаимодействия.

Технологии разработки и комплексной реализации взаимосвязанных инновационных решений в большинстве случаев индивидуальны. Для различных отраслей промышленности, отдельных предприятий и организаций они должны разрабатываться в соответствии с ассортиментом выполняемых заказов и исторически сложившимися производственными отношениями.

Основные функции обучения студентов не следует формулировать как задачу подготовки специалиста, в совершенстве владеющего знаниями, умениями и навыками в одной или нескольких логически связанных смежных областях науки. Вполне очевиден тот факт, что большинство решаемых инновационных проблем находится на стыке различных областей знаний: фундаментальных научных знаний, технологии и организации производства, систем управления технологическими процессами и предприятием в целом, информационных технологий и многих других.

Подготовить в рамках обучения в высшем учебном заведении специалиста, способного к самостоятельной реализации всей цепочки инновационных действий возможно только для узкого перечня проблем задач ограниченной сложности. Более перспективным и универсальным подходом в подготовке специалистов, является подход, при котором специалист получает преобладающую подготовку по основной специальности, в остальных областях он должен обладать сбалансированными знаниями, позволяющими технически и технологически грамотно поставить задачу узкоспециализированным специалистам. Профильные специалисты детально прорабатывают проблему, и в дальнейшем венчурный предприниматель контролирует результаты выполнения поставленных задач, соотнося полученные результаты с конечной целью - получение инновационного эффекта.

Реализация инновационных проектов в нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли России имеет свою специфику. В отраслях промышленности, гораздо в большей степени, чем в других областях реального сектора российской экономики,

инновационный климат определяют системообразующие компании и корпорации североатлантической технологической зоны. Эти компании, в своем большинстве имеющие статус транснациональных корпораций, не придерживаются требований законодательной и нормативной документации, регламентирующей техническую деятельность отдельной страны. Фактически именно они реально формируют техническую, технологическую и организационную политику во всем мире, лежащую в основе любой инновационной деятельности. С другой стороны мы видим, что некоторые наиболее успешные российские компании, в первую очередь из топливного - энергетического сектора сами все более настойчиво стремятся выйти зарубежные рынки в качестве полноправных участников международного рынка разделения труда, часто в кооперации с иностранными партнерами.

Импорт техники и технологии из промышленно развитых стран всегда имел место. Однако, ранее, когда Советский Союз являлся центром самостоятельной технологической зоны, технологии после закупки проходили локализацию в соответствии с реальной технической политикой страны. В настоящее время, когда большое количество субъектов экономической деятельности получили возможность работать с иностранными партнерами без посредников, стадия локализации импортированных инноваций чаще всего отсутствует. Более того, некоторые крупные нефтяные компании России при разработке правил внутренней корпоративной технической политики берут за основу нормативную документацию крупных западных фирм и предпочитают поддерживать партнерские отношения с подрядными и смежными организациями, придерживаются аналогичных стандартов.

Подготовка конкурентоспособных специалистов ориентированных на инновации, невозможна без учета сложившегося международного разделения труда. Этот учет предполагает при подготовке специалистов, конкурентных на рынке международного разделения труда формирование компетенций, предусматривающих готовность выпускников создавать и внедрять инновационные технологии и техническую документацию, не уступающую закупаемым в наиболее развитых странах аналогам. Подразумевается не только способность самостоятельно разрабатывать и реализовывать инновационные решения, а также работу в кооперации с иностранными специалистами. Для подобной деятельности специалист должен обладать навыками, знаниями и умениями необходимыми для выдачи технических заданий на разработку и внедрение инновационных проектов, контролировать качество и объем выполнения выданных заданий, используя международный технический и технологический нормативно - понятийный аппарат.

Магистратура, в соответствии с требованиями Болонского процесса, является самостоятельной инновационной образовательной структурой. При этом в России магистратура до недавнего времени понималась преимущественно как подготовительный этап перед поступлением в традиционную аспирантуру. Выпускная квалификационная работа - как научно-поисковая работа перед выполнением диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Подобная ситуация во многом обуславливалась требованиями государственных образовательных стандартов к подготовке магистров второго поколения и рядом приказов министерства образования России.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров» №62 от 22 марта 2006 года предоставлял возможность приступить к организации магистратур инновационного профиля. Предполагалось, что организация работ будет проводиться на основе законодательных и нормативных актов относящихся к государственным образовательным стандартам второго поколения, изначально рассчитанным на организацию магистратур научно-исследовательской направленности с учетом новых нормативных актов, обеспечивающих академическую свободу вузов при формировании программ высшего профессионального образования специализированной подготовки магистра.

Используя возможности, в институте нефти и нефтехимии Казанского технологического университета к концу 2008 года были разработаны и утверждены семь учебных планов магистерских программ. Эти программы были объединены единой идеологической концепцией образования и получили общее название «магистратура проектно-технологического профиля».

Учебные планы научно-исследовательской магистратуры нами пересмотру и реформированию не подвергались. Сохраняя в составе программ подготовки магистров предметы, относящиеся к федеральному компоненту, были кардинально пересмотрены национально-региональный (вузовский) компонент и цикл специальных дисциплин. Были сформированы учебные группы и в настоящее время проходят обучение магистры всех профилирующих кафедр факультета нефти и нефтехимии технологического университета.

С утверждением федеральных образовательных стандартов третьего поколения получили официальный статус и законодательную основу новые виды магистратуры, формальные признаки, используемые при разработке которых позволили рассматривать их как ориентированные на инновационно - практическую деятельность.

Литература

1. Внукова, Л. А. Использование программного комплекса CADWORX 3Б при подготовке специалистов для нефтехимической отрасли /Л. А. Внукова, В.М. Мурзин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №10. - С. 520-522.

© Л. А. Внукова - спец. по учебно-методической работе факультета нефти и нефтехимии, асс. каф. химической технологии переработки нефти и газа КГТУ, [email protected]; В. М. Мурзин — канд. техн. наук, доц. каф. химической переработки нефти и газа КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.