Научная статья на тему 'МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА "ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА (БИЗНЕСЮРИСТ)" УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА): ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА "ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА (БИЗНЕСЮРИСТ)" УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА): ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1454
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / BUSINESS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / БИЗНЕС-ЮРИСТ / МАГИСТРАТУРА / MAGISTRACY / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / MASTER PROGRAM / АБИТУРИЕНТ / ENTRANT / BUSINESS LAWYER / ДОГОВОРНОЕ ПРАВО / CONTRACT LAW / ЗАКОН / LAW / ENTERPRISE RIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова И. В.

Комплексный подход к подготовке высокопрофессиональных юристов бизнессферы предопределил необходимость задействованности в преподавании в МГЮА дисциплин программы «Правовое сопровождение бизнесе (бизнес юрист)» преподавателей разных кафедр Университета имени О.Е. Кутафина. Это кафедры Экономики, Гражданского и семейного права, Административного права, Уголовного права, Трудового права и права социального обеспечения, Международного частного права, Гражданско го процесса, Криминалистики.Обеспечение освоения компетенций, определенных государственными образовательными стандартами, достигается: организацией учебного процесса (в том числе, методикой проведения экзаменов, аудиторных занятий, практик, НИР); комплексным содержанием магистерской программы; в) межкафедральным подходом к ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER PROGRAM "LEGAL SUPPORT OF BUSINESS (BUSINESS LAWYER)" OF UNIVERSITY OF THE NAME OF THE LAKE E. KUTAFINA (MGYUA): FORMATION OF THE CONCEPT OF THE ORGANIZATION AND ENSURING EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF COMPETENCEBASED APPROACH

The integrated approach to preparation of highly professional lawyers of a business area predetermined need of involvement for teaching for MGYuA of disciplines of the «Legal Support Business (Business Lawyer)» program of teachers of different chairs of University of a name of Kutafin. These are chairs of Economy, the Civil and family law, Administrative law, Criminal law, the Labour law and the right of social security, the Interna tional private law, Civil process, Criminalistics. Ensuring development of the competences determined by the state educational standards, is reached: organization of educational process (including, technique of carrying out examinations, classroom occupations, practician, NIR); complex contents of the master program; c) intercathedral approach to its realization.

Текст научной работы на тему «МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА "ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА (БИЗНЕСЮРИСТ)" УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА): ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

И.В. ЕРШОВА, доктор юридических наук, профессор, Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)», заведующая кафедрой предпринимательского права Московского государственного

юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА (БИЗНЕС-ЮРИСТ)» УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА): ФОРМИРОВАНИЕ

КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Комплексный подход к подготовке высокопрофессиональных юристов бизнес-сферы предопределил необходимость задейство-ванности в преподавании в МГЮА дисциплин программы «Правовое сопровождение бизнесе (бизнес-

I.V. OF ERSHOV, doctor of jurisprudence, professor, Honourable worker of Higher education of the Russian Federation, head of the master program «Legal Support of Business (Business Lawyer)», manager of chair of the enterprise right of the Moscow state legal university of a name of Kutafin (MGYuA)

MASTER PROGRAM «LEGAL SUPPORT OF BUSINESS (BUSINESS LAWYER)» OF UNIVERSITY OF THE NAME OF THE LAKE E. KUTAFINA (MGYUA): FORMATION OF THE

CONCEPT OF THE ORGANIZATION AND ENSURING EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF COMPETENCE-BASED APPROACH

The integrated approach to preparation of highly professional lawyers of a business area predetermined need of involvement for teaching for MGYuA of disciplines of the «Legal Support Business (Business Lawyer)» program of teachers of different chairs of University of a name of Kutafin. These are chairs of Economy, the Civil and family law, Administrative law, Criminal law, the Labour law and the

юрист)» преподавателей разных кафедр Университета имени О.Е. Кута-фина. Это кафедры Экономики, Гражданского и семейного права, Административного права, Уголовного права, Трудового права и права социального обеспечения, Международного частного права, Гражданского процесса, Криминалистики.Обес-печение освоения компетенций, определенных государственными образовательными стандартами, достигается: организацией учебного процесса (в том числе, методикой проведения экзаменов, аудиторных занятий, практик, НИР); комплексным содержанием магистерской программы; в) межкафедральным подходом к ее реализации.

Ключевые слова: бизнес, законодательство, бизнес-юрист, магистратура, магистерская программа, абитуриент, предпринимательское право, договорное право, закон.

right of social security, the International private law, Civil process, Criminalistics. Ensuring development of the competences determined by the state educational standards, is reached: organization of educational process (including, technique of carrying out examinations, classroom occupations, practician, NIR); complex contents of the master program; c) intercathedral approach to its realization.

Keywords: business, legislation, business lawyer, magistracy, master program, entrant, enterprise right, contract law, law.

Магистерские программы Университета имени О.Е. Кутафина

(МГЮА). В 2010 и 2011 годах в МГЮА реализовывались 25 магистерских программ (набор 2010 г. - 15 программ, 2011 года - 24 программы). В 2012 г. был осуществлен набор на 19 магистерских программ. Некоторые программы не были востребованы абитуриентами 2012 г.; интерес к ряду программ существенно упал. При этом по отдельным программам в 2012 г. обозначился значительный рост числа принятых магистрантов: «Правовое сопровождение бизнеса» (56 против 23 в 2011 г.); «Договорное право» (24 против 8 в 2011г); «Судебная адвокатура» (15 против 6 в 2011 г.), «Право международной торговли» (12 против 6 в 2011г), «Правовая лингвистика» (8 против 3 в 2011 г.), «Трудовое право в условиях рыночной экономики» (7 против 3 в 2011 г). Вместе с тем, в МГЮА принято решение сохранять оригинальные магистерские программы (например, «Спортивное право», «Энергетическое право»), даже при минимальном наборе на них студентов. Такое решение представляется стратегически верным.

Методика проведения вступительных экзаменов в магистратуру. Первые два набора студентов магистратуры (2010 и 2011 г.) проводились на конкретные магистерские программы. Абитуриенты сдавали два вступительных экзамена: по теории государства и права и по профильной дисциплине программы. Прием в магистратуру в 2012 г. был скорректирован. Магистранты зачислялись по приказу не на программу, по ко-

торой сдавали профильный экзамен, а в магистратуру, и имели право до декабря первого года обучения выбирать программу (в первом семестре обучение велось только по общеобразовательным предметам). Такая концепция себя в полной мере не оправдала.

В 2013 г. принято решение прием в магистратуру проводить по 4 профилям: Гражданско-правовой (10 программ), Уголовно-правовой (3 программы и программы Судебной экспертизы), Международно-правовой (2 программы), Государственно-правовой (3 программы). Абитуриент поступает не на программу, а на профиль, сдавая один комплексный экзамен. Предложения по критериям оценки ответов на вопросы комплексного экзамена разработаны членами Совета Магистратуры. Поступив в Магистратуру на профиль, магистрант выбирает любую программу в рамках соответствующего экзамену профиля. Выводы о результатах применения данной методики приема вступительных экзаменов можно будет сделать осенью 2013 года.

Государственный выпускной экзамен. Государственный устно-письменный комплексный экзамен в институте магистратуры проводился по одной из двух методик: традиционной (по билетам) и экспериментальной (задание, предполагающее рассмотрение теоретической проблемы во всех ее аспектах; задание, предполагающее рассмотрение во всех ее аспектах практической проблемы, связанной с несовершенством действующего законодательства либо со сложностями, возника-

ющими в правоприменительной практике; задание, предполагающее решение задачи, казуса). Избрали нетрадиционную методику и провели государственный экзамен по ней две кафедры: гражданского процесса и судебной экспертизы. Результаты государственных экзаменов по традиционной методике: очная форма обучения отлично и хорошо — 87%; заочная форма обучения отлично и хорошо - 80%. В 2013 году была выставлена одна неудовлетворительная оценка на экзамене (корпоративное право). Результаты сдачи экзамена по экспериментальной методике: по дневной форме отлично и хорошо -60%; по заочной форме - 50%. Таким образом, результаты сдачи экзамена по нетрадиционной методике ниже. Вместе с тем, как представляется, использование методики экспериментального экзамена позволяет проверить освоение магистрантами предусмотренных государственным образовательным стандартом профессиональных компетенций -знать, уметь, владеть. Но к такому экзамену нужно готовить уже буквально с первых дней начала занятий, внедряя при этом экспериментальную методику уже в ходе промежуточной аттестации.

Магистерские диссертации В настоящее время в МГЮА осуществляется разработка методических указаний по написанию и защите магистерских диссертаций. Это очень важный документ. Но мы должны четко понимать, что магистерская диссертация - это не кандидатская диссертация. Магистратура - это второй уровень образования, а аспи-

рантура - третий. Вместе с тем, представляется необходимым, чтобы магистерская диссертация обладала элементами новизны, была актуальной. В ней непременно должны быть сформированы выносимые на защиту положения. В Университете имени О.Е. Кутафина межкафедральное рецензирование магистерских диссертаций. Однако, как представляется, при представлении диссертации к защите на нее должны быть получены и внешние рецензии - практикующих в соответствующей сфере юристов. Приветствуются также акты о внедрении результатов диссертационного исследования, отражение указанных результатов в опубликованных студентом научных статьях. Кроме того, защита магистерской диссертации должна проходить публично, с использованием технических средств (презентации), в присутствии работодателей.

Профессорско-преподавательский состав. Требованиям государственного образовательного стандарта отвечает привлечение к образовательному процессу практических работников; сотрудничество с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями, специалистами-практиками.

В целом обеспеченность магистерских программ профессорско-преподавательским составом по ряду параметров (наличие ученой степени, звания — 80%, доля штатных ППС - 70%) удовлетворяет требованиям ФГОС. Однако возникают сложности выполнения требований ФГОС ВПО (п.7.17) об обеспечении преподавания преподавателями, не менее

40% из которых имеют степень доктора наук и (или) звание профессора. В ряде случаев не выполняется требование о привлечении к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла не менее 5% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций (т.е. практиков). Методически не ясно, можно ли относить к числу руководителей и ведущих работников профильных организаций штатных преподавателей, совмещающих преподавательскую и практическую деятельность. Как представляется, ответ на этот вопрос должен найти отражение в обновленных государственных образовательных стандартах.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса. В Университете имени О.Е. Кутафина разработаны необходимые методические материалы основных образовательных программ магистратуры (ООП). Магистранты обеспечиваются методическими материалами в электронном виде путем их размещения на сайте МГЮА. Однако, как показывает анализ ООП, по некоторым из них имеются недоработки: не представлены содержательно-логические связи, отсутствуют аннотации по отдельным дисциплинам, не в полном объеме сформированы рабочие программы дисциплин или их названия не соответствуют рабочему плану, тематическое планирование не соответствует рабочему учебному плану, компетенции автоматически копируются из ФГОС ВПО и не уточняются применительно к ООП конкрет-

ной программы подготовки, т.е. нет четкого обоснования того, для чего выделена программа, какой образовательный результат сможет продемонстрировать выпускник. Все эти недостатки должны оперативно устраняться. Кроме того, особую значимость приобретает ежегодная актуализация методических материалов обеспечения магистерских программ.

По основным дисциплинам общенаучного цикла Институт магистратуры Университета имени О.Е. Кута-фина обеспечен учебной литературой согласно требованиям ФГОС ВПО. Наличие учебной литературы дисциплин профессиональных цикла составила 47%. Библиотека обеспечивает доступ пользователям ко всем требуемым видам информационных ресурсов, электронно-библиотечных систем.

Для обеспечения учебной литературой дисциплин профессионального цикла магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» кафедра предпринимательского права МГЮА приняла решение создать серию учебных, научно-практических пособий, монографий для студентов. Такая серия под названием «Правовое сопровождение бизнеса» была учреждена. В ее рамках увидели свет некоторые издания: Налогообложение бизнеса: правовые основы (авторы Н.Г. Апре-сова и Е.Н. Ефименко), Небанковские кредитные организации: особенности создания и деятельности (авторы О.А. Тарасенко и Е.Г. Хоменко) и др. Полагаем, что такая специальная литература, ориентированная на

студентов магистратуры, необходима и работа над серией будет продолжаться.

Содержание магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

При формировании содержания программы кафедра предпринимательского права исходила из концепции ее комплексного, межкафедрального характера. Разрабатывая программу, авторы ставили перед собой цель - создать такую систему подготовки будущего магистра, которая позволила бы ему на выходе получить глубокие, но, вместе с тем, разносторонние знания о таком многоаспектном явлении, как предпринимательство. Для достижения данной цели необходимо было так сформировать учебный план, чтобы достичь оптимального сочетания: общих гуманитарных дисциплин и курсов, ориентированных на углубленное понимание и проникновение в профессиональную проблематику, дисциплин частного и публичного права. В учебный план входят такие дисциплины общенаучного цикла, как философия и социология права, история философии права, история политических и правовых учений, актуальные проблемы права, сравнительное правоведение. Освоение данных курсов позволяет углубить полученные на предшествующих уровнях образования знания, необходимые любому высококвалифицированному юристу, независимо от его специализации. При этом необходимо помнить, что одной из задач освоения образовательной программы

магистратуры является обладание рядом не только профессиональных, но и общекультурных компетенций, что предопределяет необходимость изучения указанных курсов. Большой интерес у студентов вызывает изучение иностранного языка в правоведении и делового иностранного языка. Учитывая, что магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится, в том числе, к педагогической деятельности, для студентов особую значимость приобретает дисциплина Основы педагогики. Дальнейшее обучение выстраивается таким образом, что полученные сведения по педагогике в совокупности со специальными знаниями профессиональных дисциплин апробируются магистрантами в процессе прохождения педагогической практики. В совокупности такой подход позволяет выпускнику приобрести необходимые навыки и на должном уровне обладать дополнительной профессиональной компетенцией в педагогической деятельности.

Реализация магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)». Ведущей базовой кафедрой, реализующей магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)»является кафедра Предпринимательского права, членами которой обеспечивается преподавание большей части дисциплин программы. Определяя миссию программы и выстраивая обучение, мы стремились сформировать у магистрантов комплексное представление о правовом регулировании предпринимательской деятельности в целом. Это

предопределило включение в программу следующих учебных дисциплин: «Предпринимательское право: концептуальные основы», «Государственное регулирование предпринимательской деятельности и контроль», «Антикризисное управление и банкротство», «Корпоративный юрист», «Информация в бизнес-сфере», «Налогообложение бизнеса», «Теория и практика применения банковского законодательства», «Правовое регулирование организации и осуществления торговой деятельности», «Инвестиционное право», «Рынок ценных бумаг и коллективного инвестирования», «Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции».

Некоторые дисциплины предлагаются студентам на выбор (альтернативно). Это «Договорное право» либо «Практика современного бизнеса: традиции и новации»; «Правовое обеспечение управления персоналом» либо «Денежные расчеты в предпринимательской деятельности»; «Внешнеэкономические сделки» либо «Государственная поддержка малого и среднего бизнеса»; «Административная и уголовная ответственность в области предпринима-

тельской деятельности» либо «Земельные правоотношения в предпринимательской деятельности»; «Криминалистическое обеспечение безопасности предпринимательской деятельности» либо «Судебная защита предпринимательской деятельности».

Комплексный подход к подготовке высокопрофессиональных юристов бизнес-сферы предопределил необходимость задействованности в преподавании дисциплин программы преподавателей других кафедр Университета имени О.Е. Кутафина. Это кафедры Экономики, Гражданского и семейного права, Административного права, Уголовного права, Трудового права и права социального обеспечения, Международного частного права, Гражданского процесса, Криминалистики.

Таким образом, обеспечение освоения компетенций, определенных государственными образовательными стандартами, достигается: а) организацией учебного процесса (в том числе, методикой проведения экзаменов, аудиторных занятий, практик, НИР); б) комплексным содержанием магистерской программы; в) межкафедральным подходом к ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.