Научная статья на тему 'М. Зайцева. Тенденции поп-арта в творчестве Леди Гага'

М. Зайцева. Тенденции поп-арта в творчестве Леди Гага Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
205
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. Зайцева. Тенденции поп-арта в творчестве Леди Гага»

М. Зайцева

ТЕНДЕНЦИИ ПОП-АРТА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕДИ ГАГА*

Популярность Леди Гага (настоящее имя - Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта) на сегодняшний день, ее стремительный успех в музыкальной индустрии тесно связан с эстетикой поп-арта, с его рекламной броскостью. В массмедиа долго обсуждали ее фотографию в аэропорту Хитроу, где она появилась в костюме, смешавшем в себе огромную пчелку из ПВХ и дорожный знак. О своей близости к этому направлению и, в частности, к концепциям его яркого представителя Энди Уорхола неоднократно говорила и сама певица.

Поп-арт, расцвет которого приходится на начало 195 01960-х годов, - одно из наиболее известных направлений массового искусства. В искусствоведческий лексикон этот термин был введен английским критиком Лоуренсом Эллоуэйем. По его замечанию, он не вкладывал в этот термин современный нам смысл, но использовал это слово наравне с термином «поп-культура», чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, которое можно назвать «популярным»: живопись, музыку, сериалы, моду, рекламу и фотографию.

Поп-арт - стиль в искусстве, характеризующийся общедоступностью художественных образов и идей и появившийся как реакция на сложный для понимания абстракционизм в живописи. Возникший в

* Зайцева М. Тенденции поп-арта в творчестве Леди Гага [Электронный ресурс] // Траектория науки. - Харьков: Издательский центр «Диалог», 2017. - Т. 3, № 2(19). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ntendentsii-pop-arta-v-tvorchestve-ledi-gaga

М Зайцева

50-60-е годы XX в., поп-арт во многом отражает психологию и философию так называемого «общества потребления». Фокусирование взглядов деятелей поп-арта на массовой культуре определило их особый интерес к вещественной области жизни. Именно она стала сферой художественных ценностей и образов поп-арта. Творческий процесс в рамках этого стиля понимается как деятельность по производству продукта массового потребления.

Деятели этого направления ставили перед искусством цель «возвращения к реальности». Объектами вдохновения для них стали реклама, упаковка, фотография, газеты. Иконография поп-арта разнообразна: «лики» политических, кино-, эстрадных звезд, ансамбли мебели, пишущие машинки, консервные банки и бутылки, обувь, одежда, обстановка ванных комнат, баров, еда, напитки, сигареты, окурки, автомашины, корабли, самолеты, глянцевые журналы, комиксы и т.д. Таким образом, поп-арт возвращает вещь в искусство, но не с целью ее опоэтизировать видением художника, а с целью показать ее бытовую направленность, связанную с современной культурой и формой передачи информации в телевидении и рекламе. Основополагающая идея поп-арта - культ предмета, предмета неабстрактного и не просто предмета в стиле классического традиционного искусства, а предмета как такового, предстающего перед зрителем в своей первозданной простоте, без дополнительной смысловой нагрузки. По мнению представителей поп-арта, «в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства».

Идеи поп-арта оказали прямое воздействие на исполнительский стиль Леди Гага. Это подтверждается особым вниманием певицы к предметам массового потребления (плюшевым игрушкам, банкам пепси-колы, мыльным пузырям и т.п.), становящимся частью сценического образа, и в целом возросшим интересом к имиджу, к его эксцентричности и вариативности. В сценической деятельности Леди Гага усиливается визуальная составляющая шоу. Она всегда предстает в необычном образе: толстые золотые цепи, свисающие с шеи, фантастические солнцезащитные очки, из которых выходят клубы сигаретного дыма. Часть ее имиджа может имитировать знаковые предметы: американский флаг, свадебный торт, газеты, желто-черную заградительную ленту, популярную у полицейских, детские игрушки. Порой ее артистический образ выстраивается на основе пародийных приемов.

Тенденции поп-арта в творчестве Леди Гага

Кич как сценический стиль, стремление исполнительницы к смелым и шокирующим визуальным образам, способствовали росту популярности певицы. В прессе отмечалось: «Леди Гага - ярчайшее явление в мире поп-музыки. Она побуждает своих поклонников быть смелее, предлагает им не просто музыку, которую можно послушать, но своеобразную альтернативную реальность, в которую можно окунуться». Именно уорхоловская идея поп-культуры как отражения коллективной потребности в красоте и успехе стала основой личностного и профессионального развития Леди Гага.

Ей также была близка точка зрения Уорхола на коммерческую деятельность как одну из составляющих творческого процесса, когда «коммерческое искусство превращается в смесь интеллектуального и художественного пространства. «Я возвела поп-музыку в ранг искусства, - заявляет певица, - и мои песни можно было бы выставлять в Лувре. Я говорю о блестках, вечеринках, славе, и о том, как бы мне хотелось, чтобы современная Америка больше походила на Америку Энди Уорхола».

В марте 2009 г. Леди Гага воплощает замысел «реализовать в своем творчестве концепцию Энди Уорхола и свести вместе перформанс, поп-арт, мультимедиа, моду, технологии, видео, кино. Она предпринимает концертный тур по Северной Америке, в котором каждый концерт - это грандиозное мультимедийное шоу. Этот тур получил особо яркий отклик у зрителей и слушателей, так как концерты проходили чрезвычайно динамично, со сменой костюмов и декораций, с использованием мультимедийной аппаратуры. Ее перформанс был необычен, наряды были запоминающимися своей эксцентричностью: на певице было платье из прозрачных пластиковых шариков, «мыльных пузырей», и она играла на прозрачном фортепиано, которое было полностью наполнено пластиковыми шарами, иногда она играла на нем пальцами, а иногда прозрачными босоножками.

Критики сошлись на мнении, что «Леди Гага вполне заслужила звание артиста, способного создавать красочные шоу, притом что бесконечный поток звуковых и визуальных образов не смог затмить музыкальные способности и вокальные данные поп-звезды». Художественный подход к сценографическим и режиссерским решениям в рамках шоу демонстрирует желание Леди Гага создавать перформансы, характерные для практики поп-арта.

Леди Гага добилась коммерческого и артистического успеха, что подтверждается объемом продаж ее музыкальных альбомов. Ее попу-

М. Зайцева

лярность во многом обусловлена эклектичностью сценического и исполнительского стиля, готовностью создавать эффектные шоу, отвечающие высшим стандартам арт-бизнеса как индустрии развлечений. Активное вовлечение визуального аспекта в момент выступления (смена сценической одежды) свидетельствует о внимании певицы к реакции зрителей, которая активизируется в такие моменты. Восприятие музыки при этом обогащается, общий художественный эффект оказывается чрезвычайно сильным. Сценическое поведение, освещение, костюм, грим, декорации, плоскостная и объемная графика, а также фото-, кино- и видеопрактика способствуют усилению визуального начала в процессе восприятия художественного продукта. В поп-музыке организованное звучащее слово на записи жаждет быть увиденным.

Активное использование жанра клипа в творчестве Леди Гага также является отражением актуальных тенденций современного искусства, присутствующих и в эстетике поп-арта. Клипы Леди Гага можно увидеть в Интернете и на телевидении по всему миру, этот способ культурной коммуникации приобретает глобальный характер. В клипе, по сути, происходит та же гиперболизация знака, здесь смешиваются культурные коды разных эпох и стран.

Обложка музыкального диска - еще одна разновидность продукта, адресованная массам. Обложки дисков песен Леди Гага привлекают своей яркой броскостью. Обложка диска также является визуальным товаром, предметом и продуктом потребления. В формировании образа поп-артиста важную роль играют внемузыкальные элементы, в том числе дизайн обложек дисков с записями его произведений. Обложки альбомов становятся знаком артиста, его брендом.

Певица ощущает себя продолжательницей поп-арт-движения. Одной из характерных работ Леди Гага стал выпуск в 2013 г. диска с симптоматичным названием Айрор. В нем с особой полнотой отразилось стремление певицы реализовать творческую цель включения арт-культуры в поп-музыку.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.