ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Н. СКАТКИНА
МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ СКАТКИН -СОТРУДНИК КАЛУЖСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ НАРКОМПРОСА
(по материалам фонда Музея истории г. Обнинска)
В статье на основе материалов фонда Музея истории г. Обнинска характеризуется первоначальный период становления личности и педагогической деятельности М.Н.Скаткина в Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР под руководством С.Т. Шацкого. Показаны характерные особенности жизни и деятельности сельских учителей 1920-х гг., а также активное участие М.Н.Скаткина в деятельности Первой опытной станции, которое способствовало тому, что он в дальнейшем стал видным отечественным ученым-педагогом.
И.Л. Ефимова
Ключевые слова:
Первая опытная станция Наркомпроса РСФСР С.Т.Шацкий, М.Н.Скаткин.
Известный советский педагог Михаил Николаевич Скаткин начинал свою педагогическую деятельность на калужской земле. На территории нынешнего города Обнинска в 1911 году С.Т. и В.Н. Шацкие организовали летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», на базе которой в 1919 году было создано Деревенское (Калужское) отделение Первой опытной станции Наркомроса. Лев Николаевич и Михаил Николаевич Скаткины десять лет работали в отделах Опытной станции, их младшие братья Пётр, Вениамин, Юрий и сестра Вера жили и учились в школе-колонии «Бодрая жизнь».
27
Михаил Николаевич Скаткин - сотрудник калужского отделения ... I
Коллекция материалов семьи Скаткиных, хранящаяся в Музее истории города Обнинска, позволяет проследить жизненный путь М.Н. Скаткина. В неё входят: фотографии Михаила Николаевича - слушателя педагогических курсов, характеристика Скаткина, выданная С.Т. Шацким, журналы и книги 2030-х годов со статьями педагога, буклеты из семейного архива, книги и учебники послевоенного периода, переданные дочерью Татьяной Михайловной.
Михаил Николаевич Скаткин родился в селе Козлово Московской, ныне Тверской области. Родители Николай Николаевич и Валентина Петровна воспитывали восемь сыновей, двух дочерей и двух приёмных детей. Вениамин Скаткин вспоминал: «При входе в нашу квартиру бросалось в глаза обилие обуви от маленькой до 43-го размера. Кухня с большими кастрюлями и сковородками напоминала кухню большой артели. В доме была библиотека, в большой комнате стоял рояль, всё это Валентина Петровна использовала для воспитания детей. Большое внимание в семье придавалось труду» [1]. В 1908 году Скаткины переехали в Москву. Михаил поступил в 8-ю гимназию им. Шелапутина. С 1918 года работал на сельскохозяйственной опытной станции в Саратовской области. В районе не хватало учителей, и юношу пригласили работать сельским учителем.
В 1920 году старший брат Лев, тогда уже известный педагог и соратник С.Т.Шацкого, предложил Михаилу переехать в Калужскую область в район Первой опытной станции, расположившейся на границе Боровского, Малоярославецкого и Угодско-Заводского районов. Сотрудники Первой опытной станции проводили большую работу по строительству советской школы. В новых условиях школа должна была стать центром воспитания в социальной среде, пробуждать у детей творческое отношение к труду и учёбе. Педагоги ориентировались на то, чтобы «дети учились всем предметам, гуляя, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, наблюдая растения и животных, растя их, ухаживая за ними» [2,л. 239].
Прежде чем начать преподавание в школе, Михаил Николаевич учился на летних педагогических курсах, проходивших на Морозовской даче (ныне - особняк в нижнем парке г.Обнинска). Будущие учителя получали здесь трудовые навыки: косили, пахали, ухаживали за скотом, чтобы потом все эти знания и умения передать ученикам. Основы педагогики преподавали лучшие сотрудники Первой опытной станции: С.Т. и В.Н. Шацкие, Е.Я. и А.А. Фортунатовы, Н.О. Массалитинова, Л.К. Шлегер, Л.Д. Азаревич.
Что же дали курсы молодому педагогу? Об этом М.Н. Скаткин записал в своём дневнике: «Я ждал от курсов меньшего. Затронуты такие вопросы, о которых я и не думал, когда ехал сюда: вопросы организации людей, рели-
28
I И.Л. Ефимова
гии, науки, самовоспитание. Я смотрю на курсы, как на учреждение, где я на себе чувствую элементы школьной жизни и учусь, как пробуждать мысль ребёнка, чтобы из него мог получиться человек, интересующийся наукой и способный к ней приложить свои силы и способности» [3].
После летних курсов учителя разъезжались по школам района. В деревне Кривское, где проживало более четырёхсот человек, в одном из домов открыли начальную школу. Рядом поселили молодых учителей, среди которых был и М.Н. Скаткин. «Устроились мы уютно, - писал Михаил Николаевич, -в светлой избе, у каждого своя комната, хозяева в другой половине дома через сени. Утварь в достаточном количестве, продовольствия хватает (учителям с Опытной станции выдавали капусту, муку и другие продукты, хлеб пекли сами или с помощью хозяев). Только вот школа стоит без окон и с испорченной печкой. Когда начнутся занятия - не знаю» [3].
В течение учебного года раз в две недели учителя собирались на курсы-съезды, рассказывали о своей работе, делились опытом. Михаил Николаевич выделялся своей активностью. По словам С.Т. Шацкого, «материалы, им предоставленные, и отчёты по школьной работе отличались значительной тщательностью и систематичностью».
В 1923 году Михаил Николаевич женился на Клавдии Петровне Канарейкиной, молодой учительнице и слушательнице педагогических курсов. Педагогов переводят в школу д. Самсоново, располагавшуюся в бывшем барском доме Обнинских (ныне - территория г.Обнинска). Через год в семье родилась дочь Татьяна. Родители в перерывах между уроками забегали в «кладовушку» навестить дочку, одиноко сидевшую в кроватке.
Рассматривая масштабный проект строительства новой школы, Михаил Николаевич полагал, что школа - это, прежде всего, учебное заведение, и недооценка роли практических навыков по русскому языку и арифметике приводит к слабой грамотности и недисциплинированности детей. В журнале Первой опытной станции педагог писал: «Мы ставили себе слишком широкие задачи. Нам хотелось сразу создать жизнь детей в школе и, мало того, поставить школу, как культурный центр всей деревни, то есть вести работу с населением, подростками. Но мы не учли своих сил и требований жизни, а жизнь требовала научить детей читать, писать и считать. На этом мы споткнулись. За большинством из нас не было многолетнего опыта, наши летние курсы стояли в стороне от школьной работы, они имели свои специальные задачи - расшевелить людей. Пришлось думать об организации товарищеской взаимопомощи. Создавать курсы естествознания (зоологии, ботаники, практической агрономии). На этот год мы обратим особое
29
Михаил Николаевич Скаткин - сотрудник калужского отделения ... I
внимание на следующие предметы: Родной язык - научить детей грамоте, принимая во внимание основное положение «Усовершенствуй язык самих детей, а не обучай книжному языку взрослых. Естествознание - широкое естественно-историческое исследование местного края» [4, с.5].
Ученик С.Т. Шацкого М.Н. Скаткин считал, что ребёнок и окружающая его действительность взаимосвязаны. Педагог изучает жизнь деревни, собирает интереснейшие материалы по истории, экономике и быту самсонов-ских крестьян. «Деревня Самсоново, - писал М.Н. Скаткин, - небольшая, всего дворов тридцать. Во всей округе это, пожалуй, наиболее зажиточная деревня. Основой благосостояния было сильно развитое ткачество. В каждом доме стоял «стан», а иногда и два. Кроме того, есть маленькая фабрика, где те же самые станки собраны в большом количестве. Фабрика давала работу всем соседним деревням. У каждого хозяина есть свой участок земли - по полторы десятины, остальная земля - общинная. Хозяйственная разруха первых лет революции заставила вернуться в деревню. Все бросились на землю и на ткачество. Платки сотнями везли на Украину, а оттуда вывозили хлеб. Голод почти не коснулся деревни. Бедствовало всего два-три семейства» [5].
Для глубокого изучения района Деревенского отделения Первой опытной станции в 1925 году была организована Экономическая секция, ставившая целью научно обосновать эффективные методы и формы включения детей в общественно полезный труд. В исследованиях принимали участие научные сотрудники Л.Н. Скаткин, А.А.Никольский, М.Н. Скаткин, полностью освобождённые от практической работы. Вместе с учителями и школьниками они начали обследование района Первой опытной станции. На каждую деревню были заведены карточки или «паспорта» с разделами:
1. Население деревни. 2. Земля. 3. Скот. 4. Экономические группировки хозяйств деревень. Результатом работы стал большой материал по социально-экономическому состоянию деревень трёх районов Калужской области.
Приоритетным направлением в работе деревенской школы середины 20-х годов Михаил Николаевич считал экономическое направление. В своих статьях он описал формы участия детей в социалистическом переустройстве деревни: детские кооперативы, цветоводные, санитарные комиссии, клубы, избы-читальни. При этом, замечал педагог, общественная работа школы должна являться не самоцелью, а только средством, при помощи которого школа может осуществлять свои учебно-воспитательные задачи. Овладев знаниями по птицеводству, учащиеся школы д. Стрелковка организовали куроводческий кооператив, инструктировали
30
I И.Л. Ефимова
вновь открывшиеся куроводческие хозяйства Угодско-Заводской волости.
На уроках математики школьники проводили расчёты бюджетов хозяйств, обмеры приусадебных участков. Опираясь на знания, полученные на уроках естествознания, рассказывали крестьянам о новых способах обработки почвы, объясняли, какие сорта сельскохозяйственных культур наиболее подходят для данной климатической зоны, призывали крестьян развивать молочное животноводство. Михаил Николаевич отмечал, что практическое применение знаний, полученных в школе, способствовало активизации учебного процесса. Таким образом, в 20-х годах решалась проблема мотивации получения учащимися образования.
Особенностью района Деревенского отделения Первой опытной станции являлось развитие отхожих промыслов. Практически половина мужского населения уходила в город на заработки, в крестьянском хозяйстве катастрофически не хватало рабочих рук. Поэтому на школьных собраниях родители ставили вопрос о создании мастерских и специальных профессиональных школ, где бы ребята могли научиться делать необходимые для хозяйства предметы. В результате, в 1926 - 1927 годах повсеместно открываются трудовые уголки. В одной из статей М.Н. Скаткин писал: «Полезные вещи, которые ребёнок приносил домой (складные детские кроватки, покрышки на вёдра, щётки для мытья посуды, вешалки, полки), являлись прекрасным агитационным средством для родителей за признание трудовых уголков, а вместе с этим рос авторитет всей школы» [6, с.79].
М.Н. Скаткин, придавал большое значение роли семьи в воспитательном процессе. «Семья занимается воспитанием ребёнка, - писал педагог. -От того, как это воспитание поставлено, зависит успех или неуспех работы школы» [7, с.21].
Михаил Николаевич выделял три стадии работы школы с семьёй:
1. Взгляды семьи и школы на воспитание ребёнка различны.
2. Нахождение точек соприкосновения.
3. Семья начинает помогать школе.
Для установления полного взаимопонимания Скаткин предлагал следующие формы вовлечения родителей в воспитательный процесс: установление контроля за физическим состоянием ребёнка, устройство детских уголков, установление режима дня, участие детей в родительских собраниях, организация передвижных выставок. Проводимая учителями работа в этом направлении имела свои результаты. Вот что написала десятилетняя девочка из деревни Трясь: «Меня мама положила теперь спать одну, потому что врач говорит, чтобы не спать у печки и вдвоём с кем-нибудь. Сегодня
31
Михаил Николаевич Скаткин - сотрудник калужского отделения ... I
моя мама поехала на завод, и она купит рыбьего жиру и по рецепту лекарства. И я теперь выполняю правила: как приду из школы, то ложусь прямо спать» [7, с.26].
В 1920-е годы учитель рассматривался, как главный строитель и проводник идей социализма в деревне. Он должен был не только научить детей читать и писать, но и воспитать настоящих борцов за «счастливое завтра». Именно поэтому М.Н. Скаткин особое внимание уделял вопросам участия школы в общественно-политической жизни деревни. Несколько лет он являлся членом ревизионной комиссии Белкинского кооператива и хорошо знал, чем «живёт и дышит» крестьянская община. В одной из его статей даны яркие описания сельского схода в одной из деревень Угодско-Заводской волости Малоярославецкого района: «Вот послышался звон. Это звонили на сходку. Вот народ идёт со всех сторон, не торопится. Весь народ собрался, и староста начинает рассказывать, о чём сходка. Читает записку, которую прислали из волости. Потом кто-нибудь скажет слово, а тут уж ругаются. На этом сходка и закончилась. Все мужики разошлись. Остались только бабы, разговаривают промеж собой или судят про других. Бабы бывают не все, а только вдовы или если муж вместо себя пошлёт. Больше стало молодёжи, комсомольцев, которые вносят некоторый внешний порядок и организованность в сходку» [8, с.60].
Михаил Николаевич писал о плохой работе сельсовета, инфантильности крестьянской массы, нежелании самостоятельно принимать решения. Поэтому, считал Скаткин, школьники должны помогать работе сельсовета: участвовать в перевыборах, писать агитационные плакаты, в день выборов организовывать детские ясли и агитповозки, заниматься благоустройством деревни, организовывать библиотеки, театральные и хоровые кружки.
В статьях М.Н. Скаткина приводится много детских сочинений, которые наглядно иллюстрируют участие школьников в общественно-политической жизни своей деревни. Учащиеся Угодско-Заводской школы писали: «Мы узнали от председателя колхоза, что такое сельсовет, что скоро будут перевыборы, и мы решили помогать в работе сельсовета. Мы писали повестки на отчётное и перевыборное собрание, разносили их по домам. Рисовали плакаты и вывешивали у себя дома, в потребиловке, у клуба и чайной, а ещё в деревнях Росляковке и Ступинке, на тех местах, где ходит много народу, чтобы все читали и шли на перевыборы сельсовета» [7, с.39].
Безусловно, что в этот период у М.Н.Скаткина стали складываться первые дидактические представления о том, «как исподволь и постепенно объяснять учащимся сведения о природных телах, о животных и растени-
32
I И.Л. Ефимова
ях, об их росте, развитии и происходящих в связи с этим изменениях. Как вести грамотные наблюдения, опыты, записи, анализ и изучение явлений окружающей природы, животного и растительного мира самими учащимися. Особое значение имело то, что в процессе таких занятий дети получали исследовательские навыки, у них формировалась наблюдательность, умение анализировать, обобщать собранные ими из различных источников сведения, делать самостоятельные выводы и собственные вполне серьезные умозаключения, на основе которых вырабатывались необходимые им новые знания» [9, с. 29].
На основе анализа и обобщения деятельности опытно-экспериментальных учебных заведений М.В.Богуславский выделил следующие ведущие принципы организации в них «учебно-воспитательного процесса: 1) потребность видеть в ребенке личность, чутко, внимательно, с полным доверием и уважением относиться к нему; 2) стремление педагогических коллективов дать своим воспитанникам гармоническое развитие, реализовать все их способности, воспитать самостоятельность, активность и инициативу, любовь к систематическому, в том числе и физическому труду; 3) выделение среди стимулов получения образования в качестве ведущих таких, как познавательный интерес и жизненно-практическое значение знаний; 4) обеспечение тесной связи преподавания с окружающей жизнью, желание опереться в образовательной работе на непосредственный опыт воспитанников, учить в «школе природы, а не на ее искусственных подобиях - учебных предметах»; 5) создание жизнерадостной, творческой атмосферы; установление между педагогами и воспитанниками на почве общих интересов и совместной деятельности отношений близости и доверия; 6) поиск способов сотрудничества школы и семьи, организация тесной связи с родителями, привлечение их к действенному участию в школьной жизни» [10, с. 159].
Во второй половине 1920-х годов в стране началась индустриализация. Перед педагогами поставили задачу политехнического обучения учащихся. Михаил Николаевич вместе с другими сотрудниками Экономической секции провели техническую перепись машин в районе Первой опытной станции, организовали обучение школьников. Ребята изучали устройство жмыходробилок, сноповязалок, сенокосилок, тракторов, обрабатывали с помощью этих машин опытные поля и участки, которые были в большинстве школ района.
В 1930 году семья Скаткиных переезжает в Москву, где Михаил Николаевич продолжает педагогическую работу. С.Т. Шацкий в сопроводи-
33
Михаил Николаевич Скаткин - сотрудник калужского отделения ... I
тельной характеристике дал высокую оценку своему ученику и соратнику: «К работе исследовательской весьма способен. При хорошей начитанности в педагогической и экономической литературе, М.Н. Скаткин может стать хорошим научным работником. С общественно-политической стороны М.Н. Скаткин является вполне советски настроенным человеком. В деревне ряд лет он вёл большую общественную работу. Со стороны марксистского образования нуждается в хорошем руководстве. В общем, работник способный и дельный» [11].
М.Н. Скаткин стал известным учёным в области советской педагогики, всегда был верным последователем и пропагандистом новаторских идей С.Т. Шацкого.
Литература
1. Музей истории города Обнинска. МИГО КП 2872/25
2. Архив Российской академии образования. Ф.1, оп.1, д.242. МИГО. КП 2659.
3. Скаткин М.Н. Вести из Калужского отделения Опытной станции// Информатор. - 1921. - № 1.
4. Скаткин М.Н. О работе по труду// Из практики деревенской школы. - 1924.
5. Скаткин М.Н. Общественная работа школ помогает делу// Трудовые уголки в деревенской школе. - М., 1930.
6. Скаткин М.Н. Общественная работа деревенских школ. - М., 1926. .
7. Скаткин М.Н. Наша волость и роль школы в советском строительстве// Народный учитель. - 1925. - № 7-8.
8. Занаев С.З. М.Н.Скаткин как автор учебников и учебных пособий по естествознанию // История и педагогика естествознания. - 2013. - № 4. - С. 28-37.
9. Богуславский М.В. История отечественной педагогики (первая треть ХХ века). Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 312 с.
10. Шацкий С.Т. Справка-характеристика на М.Н. Скаткина. МИГО 2047/1.
11. Ефимова И.Л. Школа-колония «Бодрая жизнь». Испанский детский дом / И.Л.Ефимова; ред. А.А.Кащеева, Р.А.Гаврилова, З.В.Васильева // Музей истории г. Обнинска. Калининград: Аксиос, 2012. - 224 с.
34