УДК 340
Сергей Владимирович КОДАН,
профессор кафедры теории государства и права Уральской государственной юридической академии (г. Екатеринбург), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
К 1 75-летию введения в действие Свода законов Российской империи
М.М. СПЕРАНСКИЙ И СОЗДАНИЕ СВОДА ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
M.M. SPERANSKY AND THE CREATION OF LAW CODES OF THE RUSSIAN EMPIRE
В статье, посвященной одной из знаменательных дат в истории российского права - 175-летию введения в действие Свода законов Российской империи, показываются концептуальные подходы М.М. Сперанского к его созданию, ход работ и значение данного акта систематизации законодательства в истории развития правовой системы России. При обращении к истории создания и определению значения Свода законов Российской империи актуализируется использование опыта упорядочения законодательства в практике современного развития государственно-правовой системы России.
The following article is devoted to one of the significant dates in the history of the Russian Law - to the 175th anniversary of the consummation of the Russian Empire law codes. The author considers M.M. Speransky's conceptual approaches to its creation, progress of work and the importance of the certain act of the systematization of the laws in the history of development of Russia's legal system. By applying to the history of creation and definition of the importance of the Russian Empire law codes, the usage of experience of the regulation of law codes in the practice of the modern development of the Russian state legal system is realized.
Ключевые слова: история государства и права России, творческое наследие М.М. Сперанского, систематизация законодательства, свод законов.
Keywords: history of state and law of Russia, creative heritage of M.M. Speransky, systematization of legislation, law codes.
Проблема систематизации законодательства на протяжении XVIII -первой четверти XIX вв. находилась в поле зрения верховной государственной власти. 1800-1825 гг. стали новым этапом в правительственных попытках разрубить гордиев узел проблемы преодоления хаоса в законодательстве. Под непосредственным руководством М.М. Сперанского была налажена работа Комиссии составления законов, созданы ряд проектов кодифицированных законодательных актов (проекты Гражданского, Торгового и Уголовного уложения и Устава уголовного судо-
производства). Но в силу недостаточного развития техники и практики создания кодифицированных актов, ряда политических проблем эти проекты не получили силу законов.1
Начало правления Николая I поставило перед властью старую проблему - обеспечить законность и ограничить произвол различного рода властей. Но юридическая практика неизменно сталкивалась с тем, что никто не мог назвать количество действующих узаконений, ручаться в достоверности того или иного правового акта, на основе которого решались дела в высших государственных учреждениях, не
говоря уже о присутственных местах отдаленных губерний. Так, к 1830 г. при составлении Полного собрания законов Российской империи были собраны свыше 53 тыс. «действующих узаконений», хотя при дальнейшей проверке выяснилось, что их было около 30 тыс., то есть «имеющими юридическую силу» считались почти в два раза больше «узаконений». Проблема систематизации законодательства в начале второй четверти XIX в. обострилась и выделилась в число приоритетных направлений юридической политики Российского государства. Эту проблему и предстояло решить М.М. Сперанскому.
В январе 1826 г. М.М. Сперанский представил Николаю I две записки - «Краткое историческое обозрение комиссии составления законов» и «Предположения к окончательному составлению законов». По мнению М.М. Сперанского, необходимо было разобрать весь накопившийся законодательный массив и начать с хронологической инкорпорации российских узаконений. Результатом этого этапа должно было стать Полное собрание законов Российской империи. Следующим этапом должна была стать тематическая инкорпорация государством законодательства России на уровне Свода законов, отдельные части которого (на уровне тематической, отраслевой консолидации) объединили бы отраслевое законодательство. При этом давалось общее понятие свода: «Свод есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке»2.
Предложения были положительно восприняты императором Николаем I, который и «остановил свой выбор на Своде законов существующих с исключением всего недействующего, но без всяких изменений в существе их». Организация работ по созданию Свода законов была выделена из общих вопросов государственного управления и передана в ведение Собственной Его императорского величества канцелярии - личного учреждения при монархе, в составе которой указом императора от 31 января 1826 г. было образовано II
отделение, созданное специально для проведения систематизационных работ и участия в законодательной деятельности. Начальником отделения был назначен М.А. Балугьянский, а фактически им стал М.М. Сперанский, на которого были возложены управление всеми делами и доклады о ходе работ. Сперанский разработал, проработал и воплотил в жизнь свои концептуальные подходы к созданию актов систематизации законодательства, которые в концентрированном виде им были изложены в 1833 г. в «Обозрении исторических сведений о Своде законов» -теоретико-практическом руководстве и первом учебнике по Своду.3 В отделении были сосредоточены лучшие российские «законоведцы» - В.Е. Клоков, А.П. Куни-цын, К.И. Арсеньев, К.Г. Репинский, М.Г. Плисов, М.А. Корф и др., которые и занимались подготовкой свода.
М.М. Сперанский определил политико-управленческие задачи создания Свода законов. На первое место он поставил задачу решения проблемы повышения качества и эффективности законотворческой и правоприменительной деятельности. Он отмечал, что «там, где законы не приведены в один состав... всегда есть опасность, исправляя один закон, неожиданно и сверх чаяния изменить или ослабить другой; там каждое пояснение и дополнение, составляя отдельный закон, по необходимости умножает их число и затрудняет точность исполнения». Не менее важным он видел значение Свода законов и в необходимости обеспечения режима законности правоприменительной практики: «Свод, очищая законы. смеси, отсекая все повторения, тем самым ставит делопроизводство на истинном его пути, и если не может истребить вовсе ябеды, то, по крайней мере, может значительно стеснить и уменьшить ее». В качестве второй задачи М.М. Сперанский определил обеспечение официальной правовой информацией государственные структуры и подданных, считая невозможным восполнить недостатки информационного обеспечения частными систематизациями и
подчеркивал, что их «главные недостатки... суть: неполнота в их содержания, и неверность в тексте и в показаниях времени, когда состоялись указы». Требовалось создание актов систематизации узаконений исключительно на официальном уровне. Не менее важной задачей М.М. Сперанский считал создание базы для проведения правовых исследований и подготовки специалистов, связанных в своей деятельности с правом (юристов и госслужащих). По его мнению, «трудность в законоведении» не будет преодолена, если «законы не будут прежде приведены в правильный состав». Без этого «нельзя нам ожидать ученого законоведения. Основание его лежит на правильном составе самих законов. Оно начнется в полном его значении с изданием Свода. Тогда только можно будет помышлять об учебных и ученых книгах и твердом образовании нашего юношества в отечественных законах». Именно эта триада определенных М.М. Сперанским задач, решаемых посредством издания Свода законов, и легла в основу практической деятельности по созданию данного акта систематизации законодательства.
М.М. Сперанский теоретически обосновал выбор типа Свода законов, сделав это на основе анализа известных в истории развития западноевропейских и отечественной правовых систем видов сводов как актов упорядочения узаконений. Сперанский обращался к главным кодификациям в римском праве - Феодосия II в первой половине V в. и Юстиниана в первой половине VI в. Оценка кодификации Юстиниана М.М. Сперанским заключалась в констатации: «состав Юстинианов представляется в двух видах; 1) как свод прежних законов, 2) как закон новый по тем изменениям, кои в прежних законах отчасти самим Юстинианом, отчасти сочинителями свода по его дозволению были сделаны. Первый вид есть главный, ибо в нем заключается существо самого состава» как комплексного объединения действующих русских узаконений. Эта посылка и выступила в качестве общего концепту-
ального подхода к созданию Свода общероссийских законов, а его «существо» М.М. Сперанский определил следующим образом: «он должен быть Corpus juris, общим составом законов, и в сем понятии должен обнимать все части законодательства во всей их совокупности». Но при этом М.М. Сперанский весьма справедливо подчеркивал, что хотя российское законодательно «не столь обширно, как в других государствах: то здесь должно принять в уважение, во-первых, что на этом поприще они предупредили нас многими веками, и, во-вторых, они, при самом вступлении их, получили, вековое наследство; мы, напротив, должны были все, или почти все производить собственными силами, и потому наше богатство есть не заимствованное, но свое собственное». По мнению М.М. Сперанского, Свод законов должен был быть объединением действующих российских узаконений, а не заимствовать положения европейского законодательства.
М.М. Сперанский выделил два уровня Сводов законов: (1) Свод законов Российской империи как свод общий (общегосударственный, общеимперский), положения которого распространялись бы на все территории страны) и (2) своды местных узаконений (источники партикулярного права), которые бы определяли изъятия из общеимперского законодательства и действовали в отношении жителей строго определенных локальных территорий. При этом он последовательно проводил идею создания единого правового пространства Российской империи с учетом особенностей правового развития отдельных народов.
М.М Сперанский разработал общие принципы составления Свода законов и систему общеимперского законодательства и определил структуру Свода законов, впервые введя четкие теоретически проработанные критерии организации законодательства. Он выделял «законы государственные» и «законы гражданские». План построения Свода законов М.М. Сперанский определил на рассмотренных выше концептуальных основах построения сис-
темы законодательства и выстраивания свода как акта систематизации законодательства. Свод законов распределял нормативно-правовой материал на восемь «главных разрядов законов», получивших обозначение «книги», которые затем делились на тома, а тома на части, отдельные своды. В итоге была принята структура Свода законов (с коррективами она сохранялась до 1917 г.), которая включала 8 книг и 15 томов Свода законов, в современном понимании их можно рассматривать как отрасли законодательства: книга первая - Основные государственные законы, Учреждением об Императорской Фамилии (т. I, ч. 1), а также учреждения центральные (т. I, ч. 2) и местные (т. II), уставы о службе государственной (т. III); книга вторая - уставы о повинностях (т. IV); книга третья - уставы казенного управления о податях и пошлинах (т. V), устав таможенный (т. VI), уставы монетный, горный, о соли (т. VII), уставы лесной, оброчных статей, арендных старо-стинских имений (т. VIII); книга четвертая - законы о состояниях (т. IX); книга пятая - законы гражданские и межевые с законами о гражданском и межевом судо-производствах (т. X); книга шестая - законы государственного благоустройства: уставы кредитный, торговый, промышленности (т. XI), путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи (т. XII); книга седьмая - законы благочиния (полицейские): уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный (т. XIII), о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV); книга восьмая - законы уголовные и уголовно-процессуальные (т. XV, кн. 1-2).
Подготовительные работы по созданию Свода законов проводились параллельно с созданием Полного собрания законов Российской империи, после завершения работ над которым была создана полная законодательная база и для самого Сво-
да. В 1826 г. шло составление Исторических сводов и подборка узаконений для соответствующих разделов самого Свода законов, планы которых готовил М.М. Сперанский. Но работа над историческими обзорами законодательства была столь обширной и задерживала общий ход работ, что было решено ограничиться подборками всех узаконений в хронологическом порядке без оценки сохранения ими юридической силы. В полном объеме были выполнены лишь обзоры развития гражданского и уголовного права. Так, Исторические обозрения уголовных законов расчленялись на законы материальные и процессуальные. Материальные узаконения распадались на шесть разделов: о преступлениях и наказаниях вообще, о преступлениях государственных, против тишины и благосостояния государства, против прав личных, против собственности. По соответствующим разделам были распределены и уголовно-процессуальные узаконения. В итоге чиновниками II отделения были проработаны почти 36 тыс. узаконений, которые были выстроены в хронологическом порядке, разобраны по предметам правового регулирования, сравнены на предмет сохранения юридической силы и подготовлены для консолидации в текстах статей уже непосредственно самого Свода законов.
Непосредственное создание текста статей Свода законов базировалось на материалах Полного собрания законов и Исторических сводов или подборок узаконений. Подготовленные тексты статей по мере готовности распределялись по соответствующим структурным единицам разделов, устранялись повторы и проводилось согласование между положениями свода. Работы шли весьма интенсивно и создание свода замыкалось непосредственно на его «главном двигателе» - М.М. Сперанском. Он почти постоянно присутствовал во II отделении, следил за ходом занятий и каждый вечер с 7 часов вечера принимал старших редакторов отделения (ответственных за разделы свода) и в присутствии М.А. Балугьянского прораба-
тывал вначале историческое обозрение, а затем тексты статей свода. М.М. Сперанский лично отредактировал все статьи Свода законов, а часто и переписывал их. При этом заметим, что это были тысячи листов рукописного текста, которые во время работы вылились в 36 статей и 6 тыс. документов в качестве приложений к статьям.
С апреля 1828 г. началось рассмотрение готовых разделов свода в Ревизионных комитетах при министерствах и главных управлениях, которые до мая 1832 г. обсудили статьи и представили около 2 тыс. замечаний, 500 из которых были приняты М.М. Сперанским, на их основе были скорректированы положения свода. Все работы были завершены в начале 1832 г.
Издание текста Свода законов началось в 1832 г. и в том же году была начата и завершена печать первого издания Свода законов, получившего название Свод законов Российской империи 1832 г. К концу 1832 г. Свод, заключавший действующие нао 1 января 1832 г. узаконения, был отпечатан тиражом 1200 экземпляров. Составляющие свод отдельные статьи (число их в первом издании было 36000, а с приложениями - 42198) расположены в систематическом, а не хронологическом порядке. Свод законов издания 1832 г. делился на восемь главных разделов и состоял из 15 томов.4
Санкционирование Свода законов верховной властью началось с того, что в конце 1832 г. он был передан по указанию Николая I на рассмотрение законосовещательного учреждения - в Государственный совет. 19 января 1833 г. император открыл заседание и выступил с речью, в которой прежде всего подчеркнул, что решена главная задача упорядочения узаконений - «составить из всех многочисленных указов свод тех узаконений, которые действительную силу имеют», что позволит заняться дальнейшим развитием законодательства: «когда сделается известным, что мы имеем и в чем могут состоять недостатки», можно «приступить к усовершенствованию и дополнению за-
конов». За труды М.М. Сперанский был удостоен высшей государственной награды - ордена св. Андрея Первозванного, ленту которого надел на него монарх (позднее чиновники II отделения также получили награды).5 Рассмотрение и одобрение Свода законов Государственным советом было оформлено его журналом (протоколом заседания), утвержденным императором, и на его основе был издан манифест об утверждении свода и введении в действие с 1 января 1835 г.
Юридическая природа Свода законов Российской империи была связана с тем, что он выступал как результат юридической деятельности государства по упорядочению законодательного массива страны и представлял собой акт систематизации действующего общегосударственного законодательства России с 1649 г. по 1832 г. Впервые была создана принципиально новая в юриспруденции модель акта систематизации законодательства - Свод законов. Для свода законов как акта систематизации законодательства были характерны следующие черты:
■ являлся официальным изданием упорядоченного действующего общегосударственного (общеимперского) законодательства с повышенным уровнем официальности (был санкционирован императором) и выступал как основной носитель правовой информации - источник позитивного права;
■ формировался на основе предварительной многоуровневой обработки законодательства - использовании в сочетании двух видов систематизации: консолидации и инкорпорации. Консолидация как вид систематизации законодательства была применена с целью устранения множественности узаконений, их унификации и упрощения использования законодательства в определенной сфере правового регулирования. В результате были созданы укрупненные обновленные (отредактированные) или новые тексты, в которых были изложены старые правовые регуляции (нормы права) и которые были сгруппированы в отдельные разделы Свода законов
(так называемые «главные разряды») - комплексное консолидированное образование (например, Законы о состояниях) или в их рамках выделялись соответствующие внутренние подразделения (например, в уставах благочиния выделялся уставы о цензуре), которые делились на разделы, главы, отделения, статьи, излагавшие однородные блоки правовых норм. На базе этого консолидированного законодательства проводилась инкорпорация как операция по формированию Свода законов из составных частей (главные книги, разряды законов), которые выступали как отрасли законодательства и соответственно образовывали своеобразные «внутренние своды» - Свод основных государственных законов, Свод законов о состояниях и др.;
■ официально установил систему законодательства, которая позволяла обеспечить оперативный поиск действующего нормативно-правового материала в различных сферах государственной деятельности и правового регулирования, а также выступал в качестве своеобразного классификатора для правового материала.
Свод законов Российской империи с точки зрения его юридической силы укладывался в рамки общей концепции соотношения изданных ранее узаконений, вошедших в Полное собрание законов Российской империи, и общего Свода законов с закреплением за последним статуса источника права без изменения нормативного содержания изданных ранее узаконений, то есть с сохранением нормативной силы за ранее изданными законодательными актами в случае выявления противоречий между предшествующими Своду законами и самим Сводом. При коллизии положений изданных ранее и вошедших Полное собрание законов Российской империи узаконений и норм, изложенных в статьях Свода законов Российской империи, высшую нормативную силу имели первые, для чего была использована система отсылок по регистрационным номерам и датам издания к актам, вошедшим в Полное собрание законов Российской империи.
Таким образом, Свод законов Российской империи выступил комплексным системообразующим для российской правовой системы актом. Это проявилось в том, что он:
- устранил основные недостатки общегосударственного законодательного массива, позволил выявить и устранить в период его подготовки пробелы и коллизии в правовом регулировании посредством внесения изменений в действующие и издания новых узаконений, ликвидировал множественность законодательных актов и конкретизировал правовое регулирование;
- практически положил начало созданию отечественной юридической техники: унифицировал юридическую терминологию, выстроил ряд юридических конструкций, позволил отработать приемы систематизации узаконений;
- позволил оценить состояние и возможности дальнейшего развития законодательства, образуя промежуточное звено между текущим законотворчеством и кодификацией - образованием сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства. Это весьма показательно с точки зрения создания первого в истории России «наказательного кодекса» - Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (действовал с определенными редакциями до 1917 г.), а затем уголовного кодекса -Уголовного уложения 1903 г. и проекта Гражданского уложения, правовых актов реформ 1860-х гг. и т.п.
- обеспечивал в целом устойчивую систему законодательства Российской империи, хотя структура Свода законов к началу XX в. несколько устарела в связи с развитием системы права и законодательства, что повлекло значительные изменения;
- выступил важным средством обеспечения законности в стране, поскольку достаточно детальная и содержательная регламентация общественных отношений в самых различных сферах правого регулирования, содержащаяся в Своде законов, в условиях достаточно низкой правовой подготовленности большинства российского чиновничества должна была способство-
вать обеспечению их служебного поведения в установленных законодательством рамках;
- предоставил государственным служащим и подданным необходимую для использования нормативно-правовую базу, снабженную поисковыми системами (хронологическим и тематическим указателями);
- создал базу для развития юридической науки и образования, то есть возможности всестороннего исследования российского позитивного права и использования полученных результатов в подготовке юристов для различных сфер юридической деятельности на основе систематизированного и информационно доступного действующего законодательства.
Особо следует заметить и то, что была организована система оперативного внесения изменений в содержание Свода законов. Предполагалось выпускать Продолжения к Своду законов, а также переиздавать Свод через каждые десять лет. После издания Свода законов Российской империи в 1832 г. (15 томов, более 42 тыс. статей) было организовано издание Продолжений к Своду законов Российской империи, которое содержало новые редакции изданного Свода с учетом изданных узаконений. В течение 8 лет (18321840 гг.) вышли 6 Продолжений к Своду законов. Второе издание Свода законов было осуществлено через 10 лет после первого - в 1842 г. Обилие законов XVIII-XIX вв., а также принципы систематизации привели к тому, что общий объем Свода значительно возрос, число статей в нем увеличилось в полтора раза. В Своде законов издания 1842 г. имелись 52 328 статей в тексте и около 7 040 в приложениях (всего до 59 400 статей). Число томов Свода осталось прежним. В 1857 г. по той же схеме Свод был переиздан в третий раз, количество статей уже достигало 90 000. Это было последнее полное переиздание Свода законов Российской империи. До 1917 г. Свод законов Российской империи выступал официальным источником общегосударственного права в России.6
Подводя итог, отметим, что издание Свода законов явилось существенным прорывом в правовом развитии России, создало условия для дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в стране, а также возможности для дальнейшего его упорядочивания, повысило уровень законности в деятельности государственных учреждений и правоприменительной практике, стало основой для изучения российского права в юридических учебных заведениях и оказало значительное влияние на развитие и становление русской юридической науки и образования. В результате систематиза-ционных работ в развитии юридической техники определилось и получило развитие направление юридической техники, связанное с упорядочением законодательства. Отечественный опыт развития юридической техники может и должен быть использован и в создании Свода законов Российской Федерации.
1 См.: Майков П.М. Комиссии составления законов при императорах Павле I и Александре I // Журнал Министерства юстиции. 1905. №№7, 9, 10; Гальперин Г. Б. Основные направления в области кодификации русского права в начале XIX в. (1801-1802 гг.) // Вестник ЛГУ. Серия экономики, философии и права. 1960. №5.
2 См.: Сперанский М.М. Краткое историческое обозрение комиссии составления законов Предположения к окончательному составлению законов // Русская старина. 1876. №2. С. 435. См. более подробно анализ указанных записок М.М. Сперанского: Кодан С.В. М.М. Сперанский и систематизация законодательства в России // Советское государство и право. 1989. №6.
3 Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов (СПб., 1833) // Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002. С. 126-175. Далее цитируется данное издание. См.: также: Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов // Российский юридический журнал. 2006. №3.
4 Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. С. 167-171.
5 Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. Т. 2. С. 73; Государственный совет. 1801-1901. С. 57; Майков П.М. О Своде законов Российской империи. С. 40-45.
6 См.: Майков П.М. О Своде законов Российской империи. СПб., 1905. С. 40-41; Корку-нов Н.М. Значение Свода законов // Коркунов Н.М. Сборник статей. СПб., 1898. С. 77-96; Корево Н.Н. Об изданиях законов Российской империи. 1830-1899. СПб., 1900.