Научная статья на тему 'М. И. Каринский как историк философии'

М. И. Каринский как историк философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
282
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.И. КАРИНСКИЙ / АРИСТОТЕЛЬ / АНАКСИМАНДР / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII-XIX В / ЛОГИКА / ГНОСЕОЛОГИЯ / УЧЕНИЕ О БЕСКОНЕЧНОМ / M.I. KARINSKY / ARISTOTELE / ANAKSIMANDRES / HISTORY OF PHILOSOPHY / GERMAN PHILOSOPHY OF THE 18-19-TH CENTURIES / LOGIC / EPISTEMOLOGY / INFINITY STUDIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шевцов Александр Викторович

В статье раскрываются историко-философские взгляды профессора Санкт-Петербургской духовной академии М.И. Каринского (1840-1917). Анализируется понимание Каринским философии таких древнегреческих мыслителей как Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Платон, Аристотель и др. На примере интерпретации учений Анаксимандра показывается, что работа Каринского с историко-философским материалом была подчинена общей задаче духовно-академической философии философской интерпретации основных идей религиозного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.I. Karinski as a Historian of Philosophy

The article deals with M.I. Karinsky’s (1840-1917; in 1868-1894 a professor of St. Petersburg Spiritual Academy) historiosophic views. Karinsky’s interpretation of ancient philosophers’ (Anaksimandre’s, Anaksimen’s, Heraclite’s, Plato’s, Aristoteles’ and others) ideas are analysed to prove that Karinsky’s work with historiosophic data was part of a more general aim of spiritual academic philosophy, i.e., of interpreting the basis of religious consciousness.

Текст научной работы на тему «М. И. Каринский как историк философии»

УДК 1 (091) (470+571) «1840/1917»

А. В. Шевцов

М. И. Каринский как историк философии

В статье раскрываются историко-философские взгляды профессора Санкт-Петербургской духовной академии М.И. Каринского (1840-1917). Анализируется понимание Каринским философии таких древнегреческих мыслителей как Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Платон, Аристотель и др. На примере интерпретации учений Анаксимандра показывается, что работа Каринского с историко-философским материалом была подчинена общей задаче духовно-академической философии - философской интерпретации основных идей религиозного сознания.

The article deals with M.I. Karinsky’s (1840-1917; in 1868-1894 a professor of St. Petersburg Spiritual Academy) historiosophic views. Karinsky’s interpretation of ancient philosophers’ (Anaksimandre’s, Anaksimen’s, Heraclite’s, Plato’s, Aris-toteles’ and others) ideas are analysed to prove that Karinsky’s work with historiosophic data was part of a more general aim of spiritual academic philosophy, i.e., of interpreting the basis of religious consciousness.

Ключевые слова: М.И. Каринский, Аристотель, Анаксимандр, история философии, немецкая философия XVIII-XIX в., логика, гносеология, учение о бесконечном.

Key words: M.I. Karinsky, Aristotele, Anaksimandres, history of philosophy, German philosophy of the 18-19-th centuries, logic, epistemology, infinity studies.

Труды русского философа XIX в. Михаила Ивановича Каринского (1840-1917) остаются по-прежнему недостаточно исследованными. Место Каринского в истории русской философии долгое время считалось не вполне определенным: в силу приоритета логической составляющей в его теории познания Каринского относили в большей степени к логикам, чем к философам. Именно поэтому в советский период концепция Ка-ринского излагалась, как правило, в изданиях, посвященных истории логики. К тому же, он принадлежал к духовно-академической школе, что также явилось причиной незаслуженного забвения его собственно философских идей.

М.И. Каринский родился в Москве, в семье священника. После окончания духовных училищ и семинарии он продолжил обучение в Московской духовной академии, где слушал лекции профессора философии Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова [14, с. 3; 16, с. 78], во мно-

© Шевцов А. В., 2012

гом определившие дальнейший путь Каринского как философа, творческий путь которого связан с духовно-академической традицией. После завершения учебы в Москве он оставался недолго. Каринский переезжает в Санкт-Петербург, чтобы в 1869 г. по ходатайству профессора Чис-товича занять должность профессора на кафедре метафизики Санкт-Петербургской духовной академии вместо В. Н. Карпова. Кроме того, в Петербурге Каринский начинает преподавать на Высших женских (Бестужевских) курсах.

Духовно-академическое образование дало Каринскому основательное знание древних языков, философии, логики. Однако на формирование его взглядов как самостоятельного мыслителя значительное влияние оказала научная командировка в Германию (1871-1872) «с целью ознакомления с состоянием преподаваемой им науки» [18, с. 134]. В знаменитом Геттингенском университете Каринский слушал лекции Лотце, Фортлаге, Целлера, а в Йене - Куно Фишера. Стремление в результате реформы академического образования (1869) привести его в соответствие с современными разработками в философии требовало знакомства преподавателей Академии с новейшими течениями в современной немецкой философии. Результатом стажировки стало написание обязательного отчета о состоянии философии в Германии, в работе над которым Каринский продемонстрировал способности к глубокому и объективному историко-философскому анализу [7].

Ставя своей задачей поднять академическое образование на современный теоретический уровень, профессора духовных академий разрабатывали прежде всего гносеологию и логику, стремясь прояснить философские закономерности познавательных процессов. При этом духовно-академическое гносеологическое направление было, главным образом, платоническим, соответственно, логика включала в себя изрядную долю онтологической составляющей. В этом контексте учение Каринского наследовало идеи Лотце, Тренделенбурга, Целлера, а в своих истоках восходило к Лейбницу. Каринский построил свою теорию познания на фундаментальной критике эпистемологии Лейбница, что дало ему основание обратиться к исследованию философии Канта, в частности, его теории познания. Каринский пришел к выводу, что кантовский априоризм строился на опытных допущениях и, следовательно, должен определяться как догматическое учение.

Анализ наследия Каринского позволяет выделить следующие группы его трудов: исторические, критические, догматические и переводы -такую классификацию предложил в свое время Радлов [14, с. 5]. К догматическим трудам Радлов отнес прежде всего работы Каринского по логике и теории познания. Внимание Каринского к этим областям философии объяснялось необходимостью исследований патристического корпуса текстов. В частности, русский философ провел основательный логический анализ дедуктивного учения Аристотеля, у которого в теории

силлогизма он выявил допущения, никак не учтенные античным мыслителем. Каринский показал прекрасные результаты в разработке теории вывода, по теме «Классификация выводов» (1880) им была защищена докторская диссертация в Московском университете.

Помимо логических трудов Каринского, на наш взгляд, интерес представляют его историко-философские исследования. Интерес к историко-философской проблематике существовал у Каринского, безусловно, со времени учебы в Академии. Духовно-академическое образование традиционно давало фундаментальные знания древних языков, особенно хорошо преподавался древнегреческий язык, что предопределило внимание к античной культуре в целом. Первая работа Каринского, которую можно считать историко-философской, была напечатана в журнале «Христианское чтение» за 1870 г. и называлась «Египетские иудеи», затем появилась статья об Аристобуле (1876), статьи «Апполоний Тиан-ский» (1877), «Темное свидетельство св. Ипполита о философе Анаксимене» (1881), работы по философии Филона Александрийского, по александрийским неоплатоникам и др. Кроме этого, Каринский выступил редактором выполненного Некрасовым перевода первого издания «Очерка истории греческой философии» Целлера (1886).

Анализируя ранние тексты Каринского, Радлов особенно высоко оценивал исследования им иудейско-александрийской философии и, в частности, творчества Филона Александрийского, которого, по мнению Радлова, Каринский справедливо считал лучшим, полнейшим представителем иудейско-александрийской философии, которая была философским толкованием положений веры [14, с. 7]. Радлов, сравнивая работы Каринского с исследованиями Ренана, оценивал первые как существенно более обстоятельные, «с несравненно большим пониманием философского значения Филона», и выражал сожаление, что Каринский «не счел нужным дать общего курса истории греческой философии» [14, с. 7- 8].

Одной из наиболее значительных работ этого периода можно считать исследование «Бесконечное Анаксимандра» (1890). Учение Анаксимандра о бесконечном вызывало много толкований. Каринский предложил свою интерпретацию. Так, он допускал, что «бесконечное Анаксимандра не было чистой абстрактной бесконечностью, как у Платона и пифагорейцев, что оно было реально существующим предметом телесной природы (сома), бесконечность же имела значение свойства, характеристического атрибута этого предмета» [5, с. 1, 2], как это было у следующих за Анаксимандром «физиков». Интерпретация бесконечного как имеющего беспредельную телесную природу (сома) и потому связанного с пространственно-временными характеристиками встречалась у Каринского и раньше. В частности, такое понимание можно видеть в его «Критическом обзоре...», в месте, где речь шла о концепции Лотце о пространстве и времени как о формах, в которых только и мог «происходить телеологический процесс» [7, с. 176]. Кроме того, с подобной ин-

терпретацией мы встречаемся в ходе изложения учения о пространстве, времени и движении Тренделенбурга, которое, как и философия Лотце, было близко Каринскому.

Сравнивая реконструированное им учение Анаксимандра с рассуждениями Тренделенбурга, Каринский цитировал «Логические исследования» последнего: «Различие и соединение в области мысли, если их живо представить себе, ведут к движению. Как в соединении понятий мыслится движение к общему пункту, так в различении мыслится движение, направленное от общего пункта» [7, с. 141]. Из этого следовало, что обе основные деятельности, которые связаны с разумом, а именно, представление и мышление, связаны с пространственным движением и могут быть поняты только через сопровождающий их его образ; по Тренделен-бургу, вначале существует движение, а лишь потом возникают «естественные» представления о пространстве и времени. В интерпретации Каринского учение Анаксимандра сближается с учением Тренделенбур-га. У обоих мыслителей бесконечность появляется путем «выделения» в пространстве и времени. По мнению Каринского, Анаксимандр приписывал бесконечному вечное движение, следствием которого становилось беспредельное пространственное протяжение [5, с. 3].

Каринского интересует проблема происхождения бесконечного, и он обращается к Аристотелю. Аристотель виделял две группы физиков, говоривших о бесконечном: в соответствии с взглядами одних все возникает путем разрежения и уплотнения начала, по взглядам других - путем выделения из начала; последний взгляд он определенно приписывает Анаксимандру. Аристотель допускал два вида выделения: выделение как производство из себя же, из субстрата таких же однородных качественностей; а можно - как качественное преобразование и видоизменение субстрата. Анаксимандр держался первого мнения, - писал Радлов [14, с. 10]. Поэтому Радлов совершенно справедливо задавал вопрос, пытаясь найти на него ответ у Каринского: что же все-таки обозначает бесконечность - неопределенность содержания или пространственную беспредельность [14, с. 9]?

Каринский установил сущность понятия бесконечного у Анаксимандра, но видел при этом, что само вечное движение отождествлялось то с самим процессом выделения, то с вращательным движением неба. В своем тексте о системе Анаксимандра Каринский, что отмечал и Радлов [14, с. 11], писал о нем как о веществе среднем между огнем и воздухом. Каринский, установив разницу между понятиями бесконечного у Анаксимандра и Аристотеля (Анаксагора), определил два основных свойства бесконечного: вечное движение и беспредельность по протяжению. Постулирование вечного движения стало основанием учения о множественности миров, ибо если наш мир некогда возник. и «если движение существовало вечно, то до возникновения нашего мира должен был существовать другой мир или другие миры; таким образом, учение о веч-

ном движении само собою превращается в учение о бесчисленных мирах, сменная жизнь которых должна напоминать вечность» [14, с. 11].

Таким образом, анализируя фрагменты Анаксимандра, Каринский приходит к выводу, что учение о пространственной беспредельности бесконечного нужно было Анаксимандру для объяснения неиссякаемости рождения, которое само есть результат вечного движения; следовательно, продуктивность вечного движения считалась обусловленною пространственною беспредельностью начала [14, с. 12].

Такая интерпретация учения Анаксимандра о бесконечности в полной мере объясняет интерес Каринского как к древнегреческой философии вообще, так и к учениям Анаксимандра, в частности. «Бесконечное» Анаксимандра в понимании Каринского могло быть сопряжено с духовно-академическим пониманием Абсолютного бытия, центральной философской категории в системе трансцендентального монизма В. Д. Кудрявцева-Платонова, или Безусловного бытия в философии

В. Н. Карпова. Таким образом, мы видим, что работа Каринского с историко-философским материалом была подчинена общей задаче духовноакадемической философии - философской интерпретации основных идей религиозного сознания.

Список литературы

1. Анаксимандр // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М.: Наука, 1989. - С. 116-129.

2. Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4 т. Т. 1 / ред. В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.

3. Бирюков Б.В. Трудные времена философии. Отечественная логика. История и философия в последние сталинские годы. Ч. 1. - М.: Из-во ЛКИ, 2012. - 272 с.

4. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л. Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любути-на. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - 592 с.

5. Каринский М.И. Бесконечное Анаксимандра. - СПб., 1890.

6. Каринский М.И. К вопросу о позитивизме // Православное обозрение. - 1875.

7. Каринский М.И. Критический обзор последнего периода германской философии. - СПб., 1873, - 336 с.

8. Каринский М.И. Лекции по истории древней философии. - СПб., 1885.

9. Каринский М.И. Лекции по истории новой философии. - СПб., 1884.

10. Каринский М.И. Об истинах самоочевидных. - СПб., 1893. - 200 с.

11. Каринский М.И. О связи философских взглядов с физикоастрономическими в древнейший период греч. философии // Христианское чтение. - 1883.

12. Каринский М.И. Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене. - СПб., 1881.

13. Лотце Г. Микрокосм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии: Душа. - М.: Либроком, 2012. - 162 с.

14. Радлов Э.Л. Ученая деятельность профессора М.И. Каринского // ЖМНП. - 1895. - С. 3-54.

15. Серебренников В.С. Новая книга о философии Канта // Вопр. философии и психологии. - 1894. - № 23. - С. 409-423.

16. Цвык И.В. Духовно-академическая философия в России в XIX в.: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 333 с.

17. Целлер Э. Очерк истории греческой философии / пер. с нем.

С.Л. Франка, примеч. М.А. Солоповой. - М.: Канон+, 2012. - 352 с.

18. Чистович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888). - СПб., 1889.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.