УДК 128
Н. Я. Зарецкая
М. БУЛГАКОВ: МЕЖДУ МИСТИКОЙ И РЕАЛЬНОСТЬЮ (ПО МОТИВАМ РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»)
Ключевые слова: мистика, М.Булгаков, метафизическая реальность, физическая реальность, фантастическая
сатира, политическая сатира.
В статье рассмотрены 3 мира: московский мир 30-х годов XX века, древний иерусалимский мир и потусторонний мир дьявола и его свиты представленные М.Булгаковым. Роман Булгакова -фантастическая сатира, отражающая реальность. В романе метафизический реализм Булгакова объединился с физическим, земным реализмом, где переплелись мистика и реальность. Это переплетение и взаимодействие отражены в статье.
Keywords: mysticism, Mikhail Bulgakov, a metaphysical reality, physical reality, a fantastic satire, political satire.
The article deals with three of the world: Moscow world of 30th years of XX century, the ancient world from Jerusalem and other world the devil and his entourage presented by Mikhail Bulgakov. Bulgakov's novel - a fantastic satire, reflecting the reality. In the novel, Bulgakov's metaphysical realism has teamed up with the physical, earthly realism intertwined with mysticism and reality. This intertwining and interaction are reflected in the article.
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» обладает удивительной притягательной силой. Он выделяется непревзойденной актуальной остротой. Это, безусловно, произведение автобиографическое. В образе Мастера представлен сам Булгаков. Судьба Мастера - отражение трагической судьбы Михаила Булгакова. Его произведения не печатали, советская власть и официальная советская критика их не принимала. В письме правительству Булгаков с горечью замечал: «Борьба с цензурой... мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода. Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР [2. с.174-177]. Письмо правительству предназначалось, прежде всего, И.В.Сталину. Булгаков просил разрешения выехать в сопровождении жены за пределы СССР, или же дать работу по специальности во МХАТе. Сталин сам позвонил Булгакову и помог устроиться во МХАТе. На этом его благодеяния закончились.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» первоначально воспринимается как
фантастическая сатира. Следует заметить, что своим учителем и наставником Булгаков считал великого русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Другим кумиром Булгакова был
Н.В.Гоголь. Полагаю, что замечательным
девизом романа могут стать следующие слова Салтыкова-Щедрина «. Бывают чудеса, в
которых, по внимательном рассмотрении, можно подметить довольно яркое реальное основание». В романе Булгакова причудливо переплетаются фантастические и реальные события, происходящие в Москве в 30-х годах. При более глубоком рассмотрении роман приобретает статус политической сатиры. Про образом одного из главных персонажей - дьявола Воланда становится «великий вождь и учитель», генеральный секретарь коммунистической партии И.В.Сталин. Он явно пользуется благорасположением дьявола. Воланд не
позволяет Коровьеву свистом уничтожить посланный против них истребитель. Он
приказывает своей свите покинуть Москву, ведь он уверен, что сохранит власть над Москвой, пока в ней правит человек «с мужественным лицом», «правильно делающий свое дело».
Образ Н.И.Бухарина - одного из ближайших соратников Сталина запечатлен в облике соседа Маргариты Николая Ивановича. Совпадают внешность, старомодность одежды, замашки донжуана. Николай Иванович в романе превращается в борова, везущего на бал к Воланду домработницу Маргариты Наташу. Бухарин вызывает у Булгакова презрение. Кстати, зам. прокурора СССР А.Я.Вышинский назвал Бухарина «слезливой помесью свиньи и лисицы». Не осталась без внимания Булгакова статья Бухарина в журнале «Безбожник» под названием
«На борьбу с международными богами», в которой он предлагает «добраться до небесных корон». Он разрабатывает целую антирелигиозную программу, включающую уникальные требования: отмена самодержавия на небесах, выселение богов из храмов и перевод их в подвалы (злостных в концентрационные лагеря); передача главных богов суду пролетарского ревтрибунала. . В бой против богов! [3, с.78]. Булгаков был потрясен
безмерным преступным кощунством автора. Осип Мандельштам в знаменитом стихотворении о «кремлевском горце» - Сталине живописно изобразил деятелей, подобных Бухарину:
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей,
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Бухарин не догадывался, что сам попадет в лубянский подвал, где его лучший друг Коба жестоко расправится с ним.
Очевидно, что картина Великого бала у сатаны - Воланда связана с деятельностью сотрудников НКВД - соратников Г.Г.Ягоды. Причем Ягода и его секретарь Буланов присутствуют на балу. Спец отдел НКВД
возглавлял Г.И.Бокий. Он организовал « Дачную коммуну». Члены коммуны на выходные выезжали на дачу. Здесь устраивались пьяные оргии, групповые походы в баню, где развлекались и развратничали. Атмосфера
коммуны напоминала атмосферу сатанинского бала.
Роман Булгакова - острая сатира не только на политиков, но и на чиновников от искусства, писателей и литературных критиков советской России. Пародией на организацию советских писателей в романе является МАССОЛИТ (Мастерская советской
литературы) с его Домом Грибоедова.
Возглавляемый Берлиозом МАССОЛИТ -руководящая литературная организация Москвы и СССР находится в Доме Грибоедова. В нем Булгаков изобразил Дом Герцена, где в 20-е-30-е годы размещались литературные организации, в частности РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). В них подлинные писатели - творческие личности страдают от «недостатка воздуха» - отсутствия творческой свободы. (А.Блок). В таком же положении находился Мастер в романе, да и сам Булгаков, по свидетельству советской прессы «не рядящийся даже в попутнические цвета». Фантазия Булгакова создает МАССОЛИТ по
образцу указанных пролетарских организаций. В нем председатель МАССОЛИТа - Берлиоз и его соратники измышляют литературные «шедевры» для широких пролетарских масс. Берлиоз определенным портретным сходством напоминает известного поэта, автора антирелигиозных стихов, в том числе «Евангелия от Демьяна», Демьяна Бедного (Ефима Алексеевича Придворова). В заключении «Евангелия от Демьяна» читаем:
Точное суждение о Новом завете: Иисуса Христа никогда не было на
свете.
Так что некому было умирать и воскресать,
Не о ком было Евангелия писать.
Берлиоз тоже убеждает поэта Ивана Бездомного, задумавшего написать произведение об Иисусе, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса -то этого как личности вовсе не существовало на свете, и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф. [1,с.12]. Интересно, что при обыске у Булгакова в его архиве нашли «Послание евангелисту Демьяну», написанное поэтом и журналистом Николаем Горбачевым. В нем говорится о том, что не допустимо оплевывать святыню («плевать на все, что в человеке свято»).
Ты только хрюкнул на Христа, Ефим Лакеевич Придворов.
И малый свой талант покрыл Большим позором.
В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков утверждает и подчеркивает, что главная цель многих литераторов МАССОЛИТа
- не создание нетленных художественных произведений, а получение максимальных материальных благ, приобретение дач в Перелыгино (Переделкино- - прим. Н.З.), путевок и творческих командировок на крымские и кавказские курорты. «МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать» - иронически замечает Булгаков. В нем в первую очередь все предназначено для отдыха и развлечений. На дверях первой комнаты виднелась крупная надпись «рыбно -дачная секция», и тут же был изображен карась, попавшийся на удочку. На дверях комнаты № 2 было написано что-то не совсем понятное «Однодневная творческая путевка». Наибольший ажиотаж наблюдался у двери, в которую ежесекундно ломился народ: «Квартирный
вопрос». За «квартирным вопросом» открывался роскошный плакат с изображением скалы, пальм, балкона. Подпись: Полнообъемные творческие
отпуска от двух недель (рассказ - новелла) до одного года (роман, трилогия). Далее шло название курортов Крыма и Кавказа, где проводились эти творческие отпуска. У этой двери также была очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Всякий посетитель, попав в Грибоедово, сразу же соображал насколько хорошо живется счастливцам - членам МАССОЛИТа. Но главной примечательностью Дома Грибоедова был роскошный ресторан, славившийся высококачественной продукцией по самой сходной цене. Там можно было вкушать такие «виртуозные штучки» как, скажем, порционные «судачки а натюрель», «стерлядь» в серебряной кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой и т.д. и т.п. [1,с.57-60]. Члены
МАССОЛИТа - гурманы-чревоугодники постоянно вели «гастрономические» разговоры, подчеркивающие их главную страсть -стремление хорошо поесть. В ресторане под звуки джаза плясала и веселилась «как бы сорвавшись с цепи» литературная элита. Нередко там происходили пьяные ссоры и драки.
Бесподобна сцена посещения Дома Грибоедова соратниками Воланда - Коровьевым и Котом - Бегемотом. В этом доме, как иронично замечают они, «вызревает целая бездна талантов, как ананасы в оранжереях», «но если на них не нападет какой-нибудь микроорганизм, не подточит их в корне, если они не загниют» -саркастически добавляет Коровьев. Здесь статус писателя определяется только наличием куска картона в дорогой коже «с золотой широкой каймой». Это вызывает протест у Коровьева и Бегемота, которых не пропускают в ресторан без удостоверения. «Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский - писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем» - заявляет Коровьев. «Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет» - резюмирует он. «Вы не Достоевский. Достоевский умер», -сказала дежурившая у входа гражданка, но как то не очень уверенно. «Протестую!» - горячо воскликнул Бегемот - «Достоевский
бессмертен!» [1, с.346-348].
Мысли Булгакова по поводу «талантливых» пролетарских писателей
перекликаются с мыслями русского религиозного философа и лингвиста
Н.С.Трубецкого о том, что деятели культуры, взращенные октябрьской революцией, не пригодны к созданию новой национальной
культуры. У них отсутствует связь с положительными духовными традициями прошлого. Поэтому они погибнут от стихии разрушения, отрицания. А подлинная культура требует созидания, творчества. Истинное, положительное творчество возможно только «при утверждении начала национального и при ощущении религиозной связи человека и нации с Творцом Вселенной». Он полагает, что без веры в Бога гуманизм перерождается в свою противоположность - насилие и ненависть. Но потерять веру в Бога, по мнению Достоевского, «значит потерять корень». В произведении «Идиот» он призывает: «Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос».
Трагическая судьба произведений М. Булгакова связана с тем, что он стал сатириком в период, когда по его словам, «никакая настоящая, проникающая в запретные зоны сатира в СССР была абсолютно немыслима». Сатира Булгакова в произведении «Мастер и Маргарита» приобретает ярко выраженный мистический характер. «Я - мистический писатель» - замечает Булгаков. Мистика романа раскрывается через мир Воланда и его свиты. Но не только через этот мир. Парадоксально, что в черных, мистических красках Булгаков, по его словам, изображает бесчисленные уродства московской жизни 30-х годов.
Архитектоника романа «Мастер и Маргарита» включает три основных мира-древний ершалаимский (иерусалимский), где главные герои Иешуа Га-Ноцри (Иисус) и прокуратор Иудеи - Понтий Пилат; потусторонний мистический мир дьявола (Воланда и его свиты) и московский мир 30-х годов. Здесь использована идея русского религиозного философа Павла Флоренского о троичности как первооснове бытия. Главная идея романа М.Булгакова - идея «закона справедливости». На протяжении всего повествования автор проявляет неослабевающий интерес к этой фундаментальной морально -философской проблеме. Этот интерес связан как с социальными, так и с личными обстоятельствами его жизни. Справедливость в представлении Булгакова имеет два лика: воздаяние и милосердие. Воздаяние, наказание не должно превышать вину, а милосердие не должно сводиться к всепрощению. Позиция непротивления злу насилием не устраивает Булгакова. Не встречая сопротивления, зло будет разрастаться.
Булгаков убежден в необходимости противления злу силой. Взгляды Иешуа -воплощение чистой идеи добра. Абсолютное
добро - идеал, который несовместим с наглядными уроками жизни. Идея добра прекрасна, но в жизни она не защищена и терпит поражение. Иешуа полагает, что все люди добры. Предавший его Иуда «очень добрый человек». Прислужник Понтия Пилата - палач Марк Крысобой, избивающий Иешуа бичом, по его мнению, тоже добрый человек. Он лишь несчастен, обижен судьбой и поэтому ожесточился. «Если бы с ним поговорить.Я уверен, что он резко изменился бы» - наивно замечает Иешуа. Хотя сам не в состоянии спасти собственную жизнь, убедив в разговоре Понтия Пилата. А Марк Крысобой скорее всего и разговаривать с ним не захочет. Иешуа не принимает идею возмездия. Поэтому Булгаков вручает карающий меч правосудия Воланду. Воланд в отличие от Иешуа Га-Ноцри не считает всех людей добрыми, а полагает, что в них обязательно присутствует злое начало. Цель его миссии в Москве - выявление злого начала в человеке и воздаяние за зло. Булгаков не просто противопоставляет добро в лице Иешуа злу в лице Воланда. Он глубоко раскрывает диалектику добра и зла, показывая диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла. «Не будешь ли ты так добр, -язвительно спрашивает Воланд посланца Иешуа Левия Матвея, - подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» [1, с.354]. Размышления над диалектикой добра и зла встречаем у представителя христианской философии - яркой звезды средневековья Аврелия Августина.
Стремясь убедить в непричастности Бога ко злу, Августин создает теодицею,
заключающуюся в следующем:
1. Добро от Бога, зло - от человека. Бог создал мир добрым, но отравила его злая воля.
2. Добро - абсолютно, зло отсутствие, «тень» добра.
3. Зло оттеняет гармонию мира подобно темному цвету на картине.
Человек колеблется между добром и злом. Я одобрял одно, а следовал другому. («Исповедь»). Человек знает добро, но нередко против воли делает зло, поскольку не может управлять своими эмоциями и волей. Такое раздвоение человека Августин назвал «болезнью души». Это гениально выразил Омар Хайям.
Ад и рай - в небесах, - утверждают
ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи.
Ад и рай - не круги в небесах мирозданья,
Ад и рай - это две половины души.
Аналогичные рассуждения приводятся в философском трактате французского писателя, лауреата Нобелевской премии Анатоля Франса «Сад Эпикура»: «Зло необходимо. Если бы его не существовало, то не было бы и добра. Зло -причина существования добра. Без страдания не было бы сострадания... Разве можно понять добродетель, не зная порока, любовь и красоту, не зная ненависти и уродства. С каждым искорененным пороком исчезает
соответствующая ему добродетель».
Вольтер в повести «Задиг, или Судьба» философски замечает, что «нет такого зла, которое не порождало бы добра» [3, с.294,295].
Воланд Булгакова отличается от Мефистофеля Гете именно этой диалектикой. Мефистофель у Гете зол, эгоистичен, безнравствен. Он - соблазнитель и разрушитель, творящий зло. Он постоянно показывает людям свой «ледяной чертов кулак». Воланд у Булгакова не такой. Он другой. Он моралист, восстанавливающий справедливость. Как писал Лермонтов:
Этот черт совсем иного сорта.
Аристократ, и не похож на черта.
Воланд и его свита защищают добропорядочность, добродетель и наказывают порок. И эти наказания, в основном, вполне заслужены. Так, председатель акустической комиссии Московских театров Семплеяров наказан за ложь и измену. Коровьев разоблачает самодовольного Семплеярова, публично выводя его на чистую воду при супруге и любовнице -дальней родственнице Семплеярова,
проживающей с ним и его женой в одной квартире. Сказав жене, что едет на заседание акустической комиссии, он поехал на любовное свидание к театральной актрисе.
Директор Варьете Степан Лиходеев за безнравственное поведение, за пьянство и очковтирательство выдворяется из своей квартиры в Ялту в нижнем белье и без сапог.
Изгнание Лиходеева убедительно
аргументировано спутниками Воланда. Обвиняя Лиходеева, Коровьев говорит Воланду: «Вообще они в последнее время жутко свинячат.
Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!
-Машину зря гоняет казенную! -
наябедничал и кот, жуя гриб. [1, с.85].
Администратор Варенуха наказан за ложь и хамство. «Хамить не надо по телефону, -
отчитывает его Азазелло». - Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься?»
Преддомкома Босой задержан за взяточничество. Зав. буфетом театра Варьете Соков наказан страхом и расправой за жульничество. Воланд с упреком говорит ему: «В рот ничего не возьму в вашем буфете! Я до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. Драгоценный мой! Брынза не бывает зеленого цвета. Ей полагается быть белой. Да, а чай? Ведь это же помои».
- Осетрину прислали второй свежести, -сообщил буфетчик.
- Вторая свежесть - это вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя.
А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! Голубчик мой! Свежесть, свежесть и свежесть, вот что должно быть девизом всякого буфетчика. [1, c. 204-206]. Наибольшее возмущение вызывают у Булгакова доносы и клевета. Журналист Алоизий Могарыч, написавший донос на мастера, чтобы вселиться в его подвальчик выдворяется Воландом в одном белье, с чемоданом в руках.И вот его сдуло неизвестно куда, а подвальчик освобожден для Мастера и Маргариты. Таким образом, зло для Воланда - не цель, а средство восстановить справедливость, справиться с человеческими грехами и пороками.
Как прозорливо заметил Аврелий Августин: злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое- грех, второе - наказание.
Воланд и его свита наказывают подлость, ложь, жульничество, мошенничество,
непорядочность. В то же время они стремятся помочь хорошим, добрым людям, обиженным судьбой, попавшим в беду. Воланд и его свита помогают Маргарите найти Мастера, извлекают его из сумашедшего дома, возвращают рукопись сгоревшего романа, проявляют заботу об их судьбе. Слова Воланда «Рукописи не горят» -иллюстрация латинской пословицы: «Verba
volant, scripta manent» (слова улетают, написанное остается). Это любимая пословица, почитаемого Булгаковым Салтыкова - Щедрина. Действительно, пустые слова улетают, великие идеи остаются. Они, по мнению Герцена, «не знают супружеской верности, их объятия всем».
Особое внимание в романе Булгакова уделено древнему ершалаимскому миру. Легенда Булгакова о Иешуа (Иисусе) и римском прокураторе Понтии Пилате представляет собой, по моему мнению, уникальное явление в мировой литературе. Ее значение сопоставимо с
легендой о великом инквизиторе Достоевского в «Братьях Карамазовых», где образ великого инквизитора противопоставлен образу Иисуса Христа. Автор дает собственную интерпретацию легенды. Иешуа для Булгакова не Сын Божий, не Богочеловек, а просто Человек. Он лишь бродяга
- философ Иешуа Га - Ноцри. Иешуа - прообраз Иисуса Христа. В отличие от Иисуса он не совершает евангельских чудес, с ним самим не происходит чуда Воскресения. Но он является носителем высшего нравственного идеала Истины, Добра, Любви, Справедливости.
Понтий Пилат представлен в легенде Булгакова в идеализированном виде. Он стремится спасти Иешуа от казни, мучается угрызениями совести, поскольку не смог это сделать. Пилат стремится помиловать Иешуа, но опасаясь доноса иудейского первосвященника Иосифа Каифы, настаивавшего на осуждении Иешуа, утверждает смертный приговор. Пилата особенно пугают слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми» и настанет время, «когда не будет никакой власти». Тогда «человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Усмотрев в этих словах нарушение закона «об оскорблении величества», влекущего за собой месть императора Тиберия, Пилат с пафосом восклицает: «на свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной власти, чем власть императора Тиберия!»[1, с. 33].
В романе Булгакова стержнем, объединяющим три мира - ершалаимский, дьявольский и московский, является идея правды и справедливости. Понтий Пилат чувствует, что правда на стороне Иешуа, но трусость привела его к жестокости и предательству. Во сне он слышит слова Иешуа «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков». «Нет,
философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - утверждает Булгаков. Пилат пытается найти оправдание в том, что у него «плохая должность». Но Булгаков полагает, что никакая должность не может служить оправданием преступного насилия над людьми. Это лишь попытка успокоить нечистую совесть.
Булгаков подводит нас к мысли, что в идейном поединке между Иешуа и Пилатом нравственная победа, несмотря ни на что, одержана Иешуа. Стойкость и мужество Иешуа противопоставлены трусости Пилата. Иешуа, подобно Сократу, в трудную минуту сохранил внутреннюю стойкость, не отказался от своих убеждений, не поступился голосом совести. Судьба Сократа тоже трагична. Ему предъявили
надуманные обвинения и предали суду. Суд приговорил Сократа к смертной казни. Он должен был выпить чашу с ядом - цикутой. Подлинная причина обвинения Сократа - в его неустанном поиске правды. Об этом замечательно сказал русский религиозный философ XIX века Вл. Соловьев: «Сократ убит за правду. Убит праведник. Убит не груболичным злодеянием, не своекорыстным предательством, а торжественным публичным приговором законной власти, которая не могла перенести простого принципа правды». Здесь вполне уместна аналогия с судьбой самого Булгакова. Затравленный, доведенный до нервного расстройства представителями власти Булгаков умер от этих потрясений. Об этом пишет его жена Елена Сергеевна Булгакова С.Я.Маршаку. Среди признанных литературных имен «нет только одного имени, светлого, чистого имени Булгакова» - добавляет она. «В чем вина Булгакова? В бесстрашной правде, которую он считал своим писательским долгом говорить прямо» - с горечью замечает Елена Сергеевна. [2,с. 548-551].
В судьбе Иешуа донос и предательство Иуды из Кириафа лишь повод для казни -расправы над праведником. Не случайно Иуда получает за это вознаграждение от иудейского первосвященника Иосифа Каифы.
Стойкость, мужество Иешуа - выражение его духовной свободы. Трусость Пилата -выражение духовной несвободы. Духовная свобода позволяет Иешуа мужественно встретить удары судьбы, сохранить человеческое достоинство. О духовной свободе красноречиво свидетельствуют античные философы - стоики. «Дух сам себе господин. Его нельзя присвоить с помощью торговой сделки» - замечает Сенека. Нет рабства более позорного, чем рабство духа. В романе Булгакова Пилат хочет искупить свою вину, завуалировано поручив начальнику тайной стражи Афранию организовать убийство Иуды. Но Иешуа - противник любого насилия. Этим Пилат лишь усугубляет свою вину. Позорное бессмертие будет теперь всегда сопровождать память о Понтии Пилате. Его имя навсегда станет символом трусости и предательства. «Мы теперь будем всегда вместе, раз один, то, значит, тут же и другой! Помянут меня, сейчас же помянут и тебя!» - говорит ему во сне бродяга -философ. [1, с. 314,315].
Ключевая тема романа Булгакова - тема любви Мастера и Маргариты. Проблема любви -вечная проблема человечества. Любовь - «то, чем держится мир», «корень жизни»,
«драгоценное благо», «мерило человечности», «утешение человеческой жизни». Она «движет
солнце и светила» (Данте). В самых трудных, беспросветных обстоятельствах только любовь способна возродить человека.
Когда уже надежды нет,
И опостылел белый свет,
И невозможно жить с людьми,
О Господи, подай любви!
Д. Самойлов.
Любовь - путеводная звезда, призванная освещать жизненный путь человека.
«Любовь-над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане».
В.Шекспир.
Любовь в романе Булгакова является Мастеру как неожиданный подарок судьбы. Это «настоящая, верная, вечная любовь». Она поразила героев романа - Мастера и Маргариту «как поражает молния». Эта любовь отличается постоянством, глубиной, бескорыстием и самопожертвованием. О такой любви говорит мировая литература и философия. В древнеиндийской литературе («Ветки персика») настоящая любовь определяется как «соединение трех влечений - влечений тела, души и разума».
«Любовь незаходящее солнце,
освещающее тьму сердечной бездны» - заметил русский философ Г. Сковорода.
«Любовь - спасение индивидуальности через жертву эгоизма» Вл.Соловьев.
«Смерть и время царят на земле,
Ты владыками их не зови.
Все кружася исчезнет во тьме, Неизменно лишь солнце любви».
Вл.Соловьев.
Русский религиозный философ Павел Флоренский утверждал, что когда человек «в любви всецело отдает себя, то тогда получает себя обновленным, утвержденным, углубленным в другом, т.е. удваивает свое бытие».
(П.Флоренский «Столп и утверждение Истины»).
Любовь Мастера и Маргариты - и любовь страсть, и душевная близость и нежность, и духовное родство. Маргарита любит Мастера преданно и самоотверженно. Ради любви она готова на все. Только ее любовь способна возродить Мастера, вернуть его к жизни. «Я тебя спасу, я тебя спасу» - заклинает она. Маргарита разделяет участь мастера до конца, погибая вместе с ним и приобретая «вечный дом» -бессмертие.
Значительное место в романе Булгакова занимает эсхатологическая тема - тема конечной судьбы героев. Эта тема роднит его с оригинальным русским философом Николаем Александровичем Бердяевым, называвшим себя эсхатологическим философом. Эсхатологическая
тема в романе Булгакова органически связана с проблемой справедливости. Эталоном идеала истины и добра является Иешуа Га-Ноцри. Он мужественно служит идеалу, не идет ни на какие компромиссы, не отказывается от своих убеждений ни при каких обстоятельствах, жертвуя своей жизнью. Только он достоин попасть в «мир света».
Мастер и Маргарита не заслужили «света». Они попадают в мир, находящийся на грани земного и небесного мира. Верная, преданная самоотверженная любовь Маргариты, преданная любовь, верность творчеству Мастера вознаграждаются «покоем» в «вечном доме» радости и тишины. Но это не обывательский, а творческий покой, наполненный внутренним духовным горением.
«Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Ты будешь засыпать с улыбкой на
губах. Беречь твой сон буду я» - говорит Маргарита Мастеру.
Мастер будет гулять с Маргаритой под зацветающими вишнями, заниматься творческим трудом, писать при свечах гусиным пером, а вечером слушать музыку Шуберта. [1, с. 376,377].
Воланд же со своей свитой исчезли, обрушились в провал. Обитатели Московского мира получили вознаграждение по заслугам.
Таким образом, метафизический реализм Булгакова объединился с физическим, земным реализмом, где фантастически переплелись мистика и реальность.
Литература
1. Кульпинов С.С., Зарецкая Н.Я./ Даниил Андреев: между мистикой и символизмом // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 3. - С.247-255.
2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М., 1989.
3. Булгаков М.А. Письма. Жизнеописание в документах. М.,1989.
4. Соколов Б.В Тайны «Мастера и Маргариты». Расшифрованный Булгаков. М., 2006.
© Н. Я. Зарецкая - канд. филос. наук, доц. каф. философии и истории науки КНИТУ, a_guzel@mail.ru.