ЛЮДВИГ ГУТТЕНБРУНН:
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКА Л. Ю. Савинская
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Статья посвящена исследованию творческой биографии австрийского путешествующего живописца Людвига Гуттенбрунна (около 1750-1819). На основе широкого круга публикаций, выявленных малоизвестных произведений и новых архивных материалов, обнаруженных в РГАДА, раскрываются связи художника с русскими заказчиками, с которыми он познакомился во время пребывания в Риме (1772-1789), а затем поддерживал отношения в Лондоне (1789-1795), и значительно обогатил их во время работы в Петербурге и Москве (1795-1803/1805).
Ключевые слова: Людвиг Гуттенбрунн, коллекционирование, Семён Романович Воронцов, международные художественные связи.
The article traces facts of the biography of the Austrian traveling painter Ludwig Guttenbrunn (17501819). Researches of his contacts with Russian customers are based on a wide circle of publications, little-known works and recently discovered documents from the Russian State Archives of the Ancient Acts (RGADA). His relationships with Russians patrons of art have been started in Rome (1772-1789), maintained in London (1789-1795) and become wider during his visit to Petersburg and Moscow (17951803/1805).
Key words: Ludwig Guttenbrunn, collections, Semen Romanovitsch Vorontzov, international art contacts.
Живописец Людвиг Гуттенбрунн (ок. 17501819) (1) давно привлекает внимание исследователей. Известность художнику принесли портреты современников, однако его творчество не ограничивается этим жанром. Его произведения обладают бесспорным своеобразием, а сама личность мастера представляется необыкновенно интересной в свете многих процессов, происходивших в искусстве в конце XVIII - начале XIX века.
Основные биографические сведения о Людвиге Гуттенбрунне изложены в публикациях Д.Ф. Кобеко, И. Курцвелли и А. Бузири Вичи (2). Статья Курцвелли, опубликованная в 1922 году, до сегодняшнего дня является наиболее полной биографией Гуттенбрунна. Пока не существует единого мнения о дате и месте рождения художника. Местом рожде-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
4 (42) июль-август 2011 238-244
ния Гуттенбрунна одни, как Курцвелли и Бузири Вичи, называют австрийский Кремс, другие - Дрезден. По мнению Кобеко, художник был «родом саксонец». Той же версии придерживалась А.П. Мюллер (3). Сам художник в письме к Н.Н. Демидову от 3 июля 1817 года пишет: «Я готовлюсь к отъезду, чтобы вернуться в Германию на родину» (4). Точная дата его смерти была установлена на основании архивных материалов, хранящихся в Городском архиве Франкфурта-на-Майне: Людвиг Гуттенбрунн скончался во Франкфурте-на-Майне 15 января 1819 года (5).
Как живописец Гуттенбрунн начал формироваться в Австрии: учился в Кремсе, близ Вены, у Мартина Иоганна Шмидта (Кремско-го Шмидта) (1718-1801). Молодой талантливый художник, стремился не только пройти
Искусствознание 239
хорошую школу, но и наити достойное применение своим способностям. Однако возможностей для творческой самореализации в небольших княжествах имелось недостаточно, и многие мастера, не востребованные в родных городах, вынуждены были искать работу за пределами отечества. Из Кремса Гуттенбрунн скоро перебрался в Вену, где работал с 1770 по 1772 год. В 1772 году он поселился в Риме и жил в Италии до 1789 года, когда уехал в Лондон, откуда в 1795 году перебрался в Россию. Видимо, около 1805 году Гуттенбрунн покинул Россию и вернулся в Италию, в Рим, где в 1809 году стал членом Академии Св. Луки.
В данном случае нас интересуют контакты художника с русскими коллекционерами, с которыми он мог впервые познакомиться в 1770—1780-е годы в Италии. Среди моделей портретов Гуттенбрунна присутствует Иоганн Фридрих фон Рейфенштейн (1719-1793), который с 1762 года обосновался в Риме. Рей-фенштейна связывали творческие и дружеские отношения с И.И. Винкельманом; после ранней кончины последнего (1768) он стал популяризатором его эстетических взглядов (6). В художественной жизни Рима он часто выступал также в роли агента-посредника, комиссионера, чичероне светской знати. Он контролировал пенсионеров Петербургской Академии художеств и делал закупки художественных произведений. 5 января 1771 года Рейфенштейн был избран почетным академиком и комиссионером Академии.
Благодаря покровительству Рейфенштей-на, Гуттенбрунн смог регулярно получать заказы от европейской аристократии, обрести, будучи еще в Италии, русских заказчиков и покровителей. Важной статьей доходов художника стало также выполнение копий на заказ. Копируя произведения великих мастеров прошлого и своих современников, и прежде всего ведущего мастера неоклассического стиля А.Р. Менгса, Гуттенбрунн приобрел славу первоклассного копииста. «Менгс обещал принцу астурийскому (нынешнему королю испанскому) присылать, в небольших размерах, копии со всех своих славных произве-
дений, которые он предпримет в Риме, и один только Гуттенбрунн оказался способным мастерски списывать копии. Одна из этих копий, не отправленная в Мадрид по случаю смерти Менгса, была продана его наследниками, и князю Юсупову посчастливилось купить её», - сообщал С.Р. Воронцов в письме к А.А. Без-бородко (7). Картина является копией с мо-делло плафона Менгса «Аллегория истории», написанного в 1772-1773 годах в Станца Деи Папири Ватикана. Она была приобретена известным коллекционером произведений неоклассической живописи князем Николаем Борисовичем Юсуповым (1750-1831) и вошла в описи и каталог его собрания (8).
В Риме Гуттенбрунн оставался, пока там работал Менгс, ценивший его как копииста. Затем он перебрался во Флоренцию, где жил в течение 10 лет (1779-1789). 26 сентября 1783 года он был принят во флорентийскую Академию как художник эрцгерцога Австрийского, работавший в технике энкаустики - живописи восковыми красками. В середине 1780-х годов эта техника, в которой видели одну из возможностей имитировать живопись древних мастеров, была в большой моде.
В 1785-1786 годах Гутенбрунн работал при дворе в Турине. Там он мог лично познакомиться с князем Н.Б. Юсуповым, русским посланником в Турине (1783-1789). В юсупов-ском собрании, кроме упомянутой выше «Аллегории истории», находились две оригинальные картины мастера: «Две девушки, глядящие в окно» и «Две девушки в окне, читающие письмо» (9).
Более длительные отношения связывали художника с графом Семеном Романовичем Воронцовым (1744-1832), русским посланником в Венеции (1782-1784), по заказу которого еще в 1777 году, во время путешествия графа по Италии, была написана картина «Две девочки» во «фламандской манере» (10). Когда в 1789 году Гуттенбрунн появился в Лондоне, то нашел там своего старого заказчика и покровителя в лице русского посла С.Р. Воронцова (1785-1796 и 1801-1806 годы). В первые годы жизни в Лондоне Гуттенбрунн напи-
сал портреты детей С.Р. Воронцова - дочери Екатерины и сына Михаила (1790), а также семейный портрет (1791), затем повторенный для Ф.В. Ростопчина, друга и постоянного корреспондента графа (11).
Как пишет Мюллер, Гуттенбрунн был «рекомендован в Петербург около 1793 года Сантини Воронцовым» (12). С 1781 по 1794 год Гаспаре Сантини - русский консул в Риме (13), в качестве художественного агента русского двора сотрудничал с И.Ф. фон Рейфен-штейном. Через Сантини Воронцов мог рекомендовать художника, и в 1795 году Гуттенбрунн из Лондона прибыл в Петербург. Как известно из переписки его покровителей, при русском дворе он писал исключительно портреты. «Первая его работа - портреты вел. князей и княжон, дочерей Павла в сентиментально-романтическом духе» (14). Портреты великих княжон Александры, Елены и Марии удалось обнаружить в 1927 году В. Макарову в Гатчине и датировать 1796 годом (15).
Между портретистами, работавшими при дворе, существовала постоянная конкуренция. Высокопоставленные вельможи всячески стремились продвинуть мастеров, которым покровительствовали. Гуттенбрунн в российской столице имел своих покровителей. В письме С.Р. Воронцову в Лондон от 8 декабря 1795 года Ф.В. Ростопчин, не занимавший высоких постов при Екатерине II, но быстро возвысившийся при Павле I, писал: «Живописец Гут-тенбрунн, в котором вы принимали столько участия, кажется, разбогатеет, по многим причинам: прежде всего потому, что он довольствуется умеренными ценами, и потому что приехал именно в такое время, когда императрица была сердита на госпожу Лебрен» (16). Портрет великих княжон Александры Павловны и Елены Павловны, написанный Э. Виже-Лебрен (ГЭ, инв. ГЭ 7747), не понравился императрице.
После вступления на престол в 1796 году Павла I Гуттенбрунн остался в столице и упрочил свое положение при новом дворе. Вероятно, помог ему новый покровитель - барон Людвиг Генрих (Андрей Львович) Николаи
(1737-1820), служивший при Малом дворе и пользовавшийся особым расположением императора и его супруги. В письме к Воронцову от 11 апреля 1797 года он сообщал: «Гуттенбрунн постоянно посещает меня. Он обладает очень хорошим талантом и наивною и сердечною добротою. При жизни покойной Государыни, он нарисовал портреты всего молодого семейства. Теперь он вновь примется за ту же работу, начиная с императрицы. Он хорошо ведет свои дела, и ведет их тем лучше, что не особенно дорожится» (17).
Скорее всего карьера Гуттенбрунна при дворе ограничилась только данным заказом. Судьба второй серии портретов неизвестна. В начале 1799 года художник переехал в Москву. 26 января 1799 года Г.Л. Николаи писал С.Р. Воронцову: «Гутенбрун в Москве и не имел там успеха. Я думаю, что весной он оставит Россию и вернется на Родину» (18). Художник назначил в Москве высокие цены за свои произведения и в течение целого года не снижал их, в результате заказчики вынуждены были принять его требования. Не последнюю роль в том, что москвичи приняли условия Гуттенбрунна, мог сыграть тот факт, что в 1800 году он был избран академиком Петербургской Академии художеств (19).
Большинство работ, созданных Гуттенб-рунном в России, принадлежит к жанру малоформатного портрета. Типичный для творчества мастера, он стал новым явлением в русской живописи рубежа XVIII-XIX веков. Среди портретов присутствуют серии, представляющие близких родственников, например портреты братьев Куракиных (20), братьев Разумовских (21), сестер Нарышкиных (22). Новым стало обращение художника к миниатюрному портрету, который выявлен на сегодняшний день только среди работ, исполненных в России (23).
Специализация Гуттенбрунна как копииста также была известна русским заказчикам. Рекомендовавший художника к русскому двору С.Р. Воронцов высоко ценил его как мастера, умело копирующего произведения великих мастеров прошлого, прежде всего Корреджо.
Искусствознание 241
В воронцовском собрании находились исполненные художником в Италии копии с картин Корреджо «Святое семейство» и «Обручение Святой Екатерины» (24).
В Москве по заказу Николая Петровича Шереметева (1751-1809) Гуттенбрунн копировал портрет его супруги, Прасковьи Ивановны, урожденной Ковалевой (по сцене Жемчуговой), которая скончалась после рождения сына, 23 февраля 1803 года. Сведения о работе Гуттенбрунна для Шереметева содержатся в переписке графа с Д.А. Олсуфьевым. Граф просил своего адресата в Москве заказать копию маслом с пастельного портрета Прасковьи Ивановны в театральном костюме: «Касательно мастера скажу: как всем известно, что Гутенбр[у]н есть лучшей из всех находящихся в Москве живописцев то посему прошу вас не приказывать писать портрета до тех пор пока он выздоровеет» (25).
Н.П. Шереметев остался доволен работой Гуттенбрунна и хотел получить еще одну копию. В письме от 1 июня 1803 года он писал: «Я нахожу в нем более сходства, нежели во всех прочих с того ж оригинала еп Postel прежде писанных. - Желательно мне было иметь сию масляную копию работы живописца Гуттенброта, и по тому покорнейше прошу Вас, ежели можно, склонить сего живописца, чтоб он изволил написать еще копию масляными красками с портрета еп Postel» (26). Копия работы Гуттенбрунна, определенная Л.Ю. Рудневой, хранится в Московском музее-усадьбе «Останкино» (инв. Ж-102); второй портрет маслом, вероятно, не был написан. В ответ на просьбу Н.П. Шереметева Д.А. Олсуфьев сообщал в письме от 8 июня 1803 года, что «Господин Гуттенбрунн на сих днях отъезжает, а может быть уже и уехал» (27).
Точная дата отъезда Гуттенбрунна из России неизвестна. Считается, что он покинул Россию около 1805 года, однако стоит учесть замечание Д.А. Олсуфьева в письме 1803 года. Скорее всего, художник уехал еще до объявления войны с Францией, то есть до 30 августа 1805 года. Как установлено Бузири Вичи, в
1805 году Гуттенбрунн вернулся в занятую наполеоновскими войсками Италию и проживал в Риме в доме 44 на Площади Испании (28), неподалеку от своего первого места жительства в «вечном городе». Но на этом связи художника с русскими коллекционерами не прервались.
Когда в 1817 году Гуттенбрунн приехал в Париж, ставший после окончания наполеоновских войн местом, где можно было получить заказы и решить финансовые проблемы, он 3 июля 1817 года обратился с письмом к находившемуся там же Николаю Никитичу Демидову (1773-1828), предлагая приобрести коллекцию картин (29). Художник рассчитывал перед отъездом на родину продать свое небольшое собрание известному в Европе русскому богачу и любителю старой живописи. О составе коллекции можно судить по «Записке о картинах, составляющих кабинет г-на Гуттенбрунна», которая хранится в архиве Воронцовых (30). В ней перечислено 26 картин художников разных школ, в том числе «Святое семейство (Мадонна из Лоретто)» Рафаэля; «Мужской портрет» Тициана; «Женский портрет» Ван Дейка; «Портрет кардинала» Веласкеса, этюд головы Христа Менгса; пейзажи Клода Лоррена, Гаспара Дюге, Яна Бота, Сальватора Розы - небольшое, но тщательно подобранное собрание. В список включены также работы самого мастера: копии с картин Корреджо из Дрезденской галереи: «Святая ночь», «День (Мадонна со св. Георгием)», «Святая Мария Магдалина»; с «Венеры» Тициана и оригинальная картина «Парис и Венера с Амуром».
Список не имеет даты, однако можно предположить, что он первоначально был послан С.Р. Воронцову. Не исключено, что Гут-тенбрунн хотел продать собрание своему старому покровителю. Но коллекция осталась у художника, и, как свидетельствует обнаруженное нами письмо Гуттенбрунна, в 1817 году он вновь пытался продать картины. Неизвестно, состоялась ли тогда продажа, но письмо Гуттенбрунна к Демидову является важным источником, уточняющим факты био-
графии художника; оно также дает представление о ранее неизвестной стороне художественных интересов мастера - о его коллекции картин.
Итак, ряд выявленных произведений и обнаруженных архивных материалов имеет принципиальное значение для биографии художника, дополняет ее ранее неизвестными фактами,
значительно расширяя представление о связях Людвига Гуттенбрунна с русскими заказчиками и покровителями, среди которых были видные дипломаты, деятели науки и искусства, коллекционеры. В настоящее время творчество мастера мало изучено, однако оно является несомненным вкладом в россику, заслуживающим монографического исследования.
Примечания
1. Написание фамилии художника на русском языке встречается в разных вариантах: Гуттенбрунн, Гуттен-бун, Гутенбрун.
2. Кобеко Д.Ф. Портретист Гутенбрун // Вестник изящных искусств. 1884. Т. 2. С. 297-301. Kurzwelly J. Guttenbrunn, Ludwig // Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart begründet von U. Thieme und F.Becker. Leipzig, 1922. Bd. XV. S. 360-361. Busiri Vici A. Su un pittore austrico a Roma nel Settecento Ludwig Guttenbrunn // Studi romani, 1976. № 24. Р. 524-529.
3. Кобеко Д.Ф. Портретист Гутенбрун. С. 297. Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925. С. 63.
4. РГАДА. Ф. 1267. Оп. 2. Ед.хр. 491. Л. 74.
5. Stadelsches Kunstinstitut Frankfurt am Main. Die Gemalde des 19. Jahrhunderts. Texband. Frankfurt am Main, 1972. S.132.
6. Подробнее о И.Ф. Рейфенштейне см.: Франк К. Иоганн Фридрих Рейфенштейн - советник и агент русской императрицы // Пинакотека. 2003. 1-2 (16-17). C. 44-48. Портрет И.Ф. Рейфенштейна работы Л. Гуттенбрунна известен по гравюре Рафаэля Моргена.
7. Цит. по: Кобеко Д.Ф. Портретист Гутенбрун // Вестник изящных искусств. 1884. Т. 2. С. 298.
8. Galerie d'Archangelski (1827. Т. 1. Р. 22) с пометой: «C: d'apres Mengs par Gouttenbrunn» - Гос. музей-усадьба «Архангельское» (далее - ГМУА), инв. 1013-гф В настоящее время картина хранится в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева, инв.Ж-42.
9. «Две римлянки в окне». ГРМ, инв. Ж-5399; «Две девушки, читающие письмо». Лондон, галерея Рафаэля Вэлса. Galerie de Moscou. Р. 53. № 13, 14. ГМУА, инв. 1017-гф.
10. Архив князя Воронцова. М., 1883. Кн. 29. С. 328.
11. Архив князя Воронцова. М., 1882, Кн. 22. С.12. «Портрет графини Е.С. Воронцовой в детстве». 1790; «Портрет графа М.С. Воронцова в девятилетнем возрасте». 1790. Оба - Великобритания, Семейный архив Саймона Мида. «Портрет графа С.Р. Воронцова с детьми, Михаилом и Екатериной». 1791. Великобритания, собрание графини Дэнмор. «Портрет графа С.Р. Воронцова с сыном Михаилом и дочерью Екатериной». Между 1791-1795. ГМЗ «Павловск», инв. ЦХ-2008/III.
12. Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. С. 63.
13. Андросов С.О. Гаспаре Сантини - дипломат и художественный агент в Риме // Век Просвещения. Вып. 1: Пространство европейской культуры в эпоху Екатерины II / Отв. ред. С.Я. Карп. М.: Наука, 2006. С. 102.
14. Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. С.63.
15. Макаров В. Портреты работы Людвига Гуттенбруна в Гатчине // Старая Гатчина. 9 января 1927. № 76.(ГМЗ «Гатчина». НВФ-699. Л. 5). В настоящее время местонахождение портретов неизвестно.
16. Кобеко Д.Ф. Портретист Гутенбрун. С. 299.
17. Кобеко Д.Ф. Портретист Гутенбрун. C. 300.
18. Там же.
19. Петров П.Н. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет её существования. СПб., 1864. Ч. 1. С. 414.
^ Искусствознание 243
20. Портрет Александра Борисовича Куракина. 1797. ГИМ, инв. И1-716/16780. Портрет князя Александра Борисовича Куракина. 1800. ГРМ, инв. Ж-5400. Портрет князя Алексея Борисовича Куракина. 1801. ГЭ, инв. 5484. Портрет Степана Борисовича Куракина. 1801. Орел, Областной музей изобразительных искусств, инв. ОГ Ж-110.
21. Портрет Алексея Кирилловича Разумовского. 1801. ГРМ, инв. 5398. Портрет Алексея Кирилловича Разу-мовского.[Ок. 1801]. Москва, ГМП, инв.1872. Портрет Петра Кирилловича Разумовского. 1800.Собрание П.А. Васильчикова, см.: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. СПб., 1887. Т. 3. Ст. 1860.
22. Портрет Варвары Николаевны Нарышкиной, урожд. Ладомирской и ее сестры - Опись <...> вещам княгини З.И. Юсуповой. 1850 г. - РГАДА. Ф. 1290. Оп. 2. Ед.хр. 1405. Л. 30. № 5.
23. С.Руднева Л.Ю. Людвиг Гуттенбрунн - миниатюрист. // Россия - Германия. Контакты и взаимодействия XVIII-XIX век. Государственная Третьяковская галерея. М., 1994. С. 37-45.
24. Опись картин собрания С.Р. Воронцова. Сост. А. Гревс. 1855 - РГАДА. Ф. 1261. Оп. 1. Ед.хр. 3044. Л. 55об. № 83. Л. 51об. № 67.
25. Немецкая и австрийская живопись XVIII века. Из собраний московских музеев. Каталог выставки. М., 1996. С. 55 (РГИА. Ф. 1088. Оп. 1. Ед. хр. 221. Л. 111 об. - 112).
26. Там же (РГИА, ф. 1088. Оп.1. Ед. хр. 221. Л. 12а).
27. Там же (РГИА, ф. 1088. Оп.1.Ед.хр. 221. Л. 10).
28. Busiri Vici A. Su un pittore austrico a Roma nel Settecento Ludwig Guttenbrunn. Р. 526.
29. РГАДА. Ф. 1267. Оп.2. Ед.хр. 491. Л. 74-74об.
30. РГАДА. Ф. 1261. Оп.1. Ед.хр. 3045. Л. 50-51.
31. Kurzwelly J. Guttenbrunn, Ludwig. S. 361.
Литература
1. Андросов, С. О. Гаспаре Сантини - дипломат и художественный агент в Риме / С.О. Андросов// Пространство европейской культуры в эпоху Екатерины II // Век Просвещения / отв. ред. С.Я. Карп. - М.: Наука, 2006.
- Вып. 1.
2. Архив князя Воронцова. - М., 1882. - Кн. 22.
3. Архив князя Воронцова. - М., 1883. - Кн. 29.
4. Кобеко, Д. Ф. Портретист Гутенбрун / Д.Ф. Кобеко // Вестник изящных искусств. - 1884. - Т. 2.
5. Макаров, В. Портреты работы Людвига Гуттенбруна в Гатчине / В. Макаров // Старая Гатчина. - 1927.
- № 27 (9 января).
6. Мюллер, А. П. Иностранные живописцы и скульпторы в России / А.П. Мюллер. - М., 1925.
7. Немецкая и австрийская живопись XVIII века. Из собраний московских музеев. Каталог выставки. - М., 1996.
8. Опись картин собрания С.Р. Воронцова / сост. А. Гревс. - 1855. - РГАДА. Ф. 1261. Оп. 1. Ед.хр. 3044. Л. 55об. № 83. Л. 51об. № 67.
9. Петров, П. Н. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет её существования / П.Н. Петров. - СПб., 1864. - Ч. 1.
10. РГАДА. Ф. 1261. Оп.1. Ед.хр. 3045. Л. 50-51.
11. РГАДА. Ф. 1267. Оп. 2. Ед.хр. 491. Л. 74.
12. РГАДА. Ф. 1267. Оп.2. Ед.хр. 491. Л. 74-74об.
13. Ровинский, Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. / Д.А. Ровинский. - СПб., 1887.
- Т. 3.
14. Руднева, Л. Ю. Людвиг Гуттенбрунн - миниатюрист / Л.Ю. Руднева // Россия - Германия. Контакты и взаимодействия XVIII-XIX век / Государственная Третьяковская галерея. - М., 1994.
15. Франк, К. Иоганн Фридрих Рейфенштейн - советник и агент русской императрицы / К. Франк // Пинакотека. - 2003. - 1-2 (16-17). - C. 44-48.
16. Busiri Vici, A. Su un pittore austrico a Roma nel Settecento Ludwig Guttenbrunn / A. Busiri Vici // Studi romani. - 1976. - № 24. - P. 524-529.
17. Galerie d'Archangelski. - 1827. - T. 1.
18. Kurzwelly, J. Guttenbrunn, Ludwig / J. Kurzwelly // Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart begrundet / von U. Thieme und F.Becker. - Leipzig, 1922. - Bd. XV. - S. 360-361.
19. Stadelsches Kunstinstitut Frankfurt am Main. Die Gemalde des 19. Jahrhunderts. Texband. - Frankfurt am Main, 1972.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Т. П. Моругина
Московский городской педагогический университет
В статье прослеживаются характер и содержание интерпретации понятий «эстетическое», «музыкальное» и «воспитание» в европейской традиции эпохи Средневековья, устанавливается характер их взаимоотношений, а также имманентно-специфические особенности внутренней логики их развития и связи с внешними обстоятельствами.
Ключевые слова: августиновская традиция эстетического, григорианская музыка, мировая, человеческая и инструментальная музыка (Боэций), контрапункт, формы полифонической музыки (го-кет, мотет, кондукт, органум), теория и практика «новой музыки».
In article there is observed an interpretation of concepts of "aesthetic", "musical" and "upbringing" in European tradition of Medieval ages, type of its interactions and immanent specifics of inner logic of its development.
Key words: Augistinian aesthetic tradition, Gregorian music, Universal, humanic and instrumental music (Boecius); contrapunkt; forms of polyphonic music (hoket, motet, conduct; organum); theory and practice of new music.
В результате проведённого нами философ-ско-эстетического и музыкально-педагогического анализа генезиса и содержания феномена «музыкально-эстетическое воспитание» в Античной Греции, - учениях Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля, - выяснилось, что самого термина в научном обороте ещё не существовало, но тем не менее нам, на наш взгляд, достаточно убедительно и стройно с научной точки зрения удалось аргументировать такие имманентные аспекты исследуемой проблемы, как эстетическое,
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
4 (42) июль-август 2011 244-247
музыка, воспитание, а также искусство, процессуальность (музыкальность), которые проливают свет на осмысление проблемы музыкально-эстетического воспитания не только в рамках своей эпохи, но и последующие времена (см.: Моругина Т. П. О некоторых аспектах исследования проблемы музыкально-эстетического воспитания в эпоху Античности // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 1. -С. 77-80). Однако в период Средневековья данная проблема получила несколько иную трактовку и своеобразие.