Научная статья на тему 'Любовь, долг, материнство: Татьяна Ларина в оценке Белинского, Достоевского и Розанова'

Любовь, долг, материнство: Татьяна Ларина в оценке Белинского, Достоевского и Розанова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2481
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУШКИН / ТАТЬЯНА / БЕЛИНСКИЙ / ДОСТОЕВСКИЙ / РОЗАНОВ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ХРИСТИАНСТВО / УМ / ЛЮБОВЬ / СЕМЬЯ / INTELLECT (REASON) / PUSHKIN / TATJANA / BELINSKY / DOSTOEVSKY / ROZANOV / MORALS / CHRISTIANITY / LOVE / FAMILY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богданова Ольга Алимовна

В статье анализируется восприятие главной героини русской классической литературы – пушкинской Татьяны Лариной – в критике и публицистике крупнейших литературных авторитетов разных культурных эпох в дорево- люционной России: В. Г. Белинского (1840-е гг.), Ф. М. Достоевского (1870-е гг.) и В. В. Розанова (1900-е гг.). Дискуссионным становится выбор Татьяны между любовью и супружеским долгом. Положительная или отрицательная его оценка свидетельствует о религиозно-мировоззренческих позициях на- званных литераторов, каждый из которых представляет важную тенденцию в русской культуре XIX–XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOVE, DUTY, MOTHERHOOD: TATJANA LARINA SEEN BY BELINSKY, DOSTOEVSKY AND ROZANOV

The article dwells on the perception of Pushkin’s Tatjana Larina, the leading shepersonage of the Russian classical literature, in the literary criticism of the most authoritative men of letters representing different cultural epochs in the prerevolutionary Russia, such as V. G. Belinsky (1840-s), F. M. Dostoevsky (1870-s) and V. V. Rozanov (1900-s). Under discussion is Tatjana’s choice between love and duty. Positive or negative attitude towards her choice discloses the religious position and world outlook of the enumerated authors.

Текст научной работы на тему «Любовь, долг, материнство: Татьяна Ларина в оценке Белинского, Достоевского и Розанова»

О. А. Богданова

Москва

ЛЮБОВЬ, ДОЛГ, МАТЕРИНСТВО: ТАТЬЯНАЛАРИНА В ОЦЕНКЕ БЕЛИНСКОГО, ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА

o. a. bogdanova

moscow

LOVE, DUTY, MOTHERHOOD: TATJANA LARINA SEEN BY BELINSKY, DOSTOEVSKY AND ROZANOV

В статье анализируется восприятие главной героини русской классической литературы — пушкинской Татьяны Лариной — в критике и публицистике крупнейших литературных авторитетов разных культурных эпох в дореволюционной России: В. Г. Белинского (1840-е гг.), Ф. М. Достоевского (1870-е гг.) и В. В. Розанова (1900-е гг.). Дискуссионным становится выбор Татьяны между любовью и супружеским долгом. Положительная или отрицательная его оценка свидетельствует о религиозно-мировоззренческих позициях названных литераторов, каждый из которых представляет важную тенденцию в русской культуре XIX—XX вв. Ключевые слова: Пушкин, Татьяна, Белинский, Достоевский, Розанов, нравственность, христианство, ум, любовь, семья.

Te article dwells on the perception of Pushkin's Tatjana Larina, the leading she-personage of the Russian classical literature, in the literary criticism of the most authoritative men of letters representing different cultural epochs in the pre-revolutionary Russia, such as V. G. Belinsky (1840-s), F. M. Dostoevsky (1870-s) and V. V. Rozanov (1900-s). Under discussion is Tatjana's choice between love and duty. Positive or negative attitude towards her choice discloses the religious position and world outlook of the enumerated authors. Key words: Pushkin, Tatjana, Belinsky, Dostoevsky, Rozanov, morals, Christianity, intellect (reason), love, family.

Ммя, облик, судьба Татьяны, героини пушкинского романа в стихах _ж_ ..«.«Евгений Онегин», знакомы всем. В школьных сочинениях совет ской эпохи рассуждали о ее близости к родной природе, скромности

© Богданова О. А., 2012

и естественности, умилялись ее душевному родству с крестьянкой няней, сочувствовали ее безответной любви к «лишнему человеку» Онегину и дружно соглашались с тем, что Татьяна — воплощение лучших черт русского национального характера.

Между тем школьная программа в СССР обязывала опираться на по следнюю статью В. Г. Белинского из цикла «Сочинения Александра Пушкина» (1845), для которого пушкинская героиня — «существо исклю чительное», «редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в рассе лине дикой скалы»1. Так кто же она, Татьяна: «тип» или «исключение»? Попробуем разобраться.

Под «дикой скалой» критик, по видимому, подразумевал всю ту рус скую действительность, которая окружала Татьяну в годы ее детства и юности в глубине сельской России. Это, во первых, «простая русская семья», в которой она родилась и выросла, семья «старинных» (помест ных) дворян, хоть и затронутых западноевропейской образованностью, но сохранивших вековой жизненный уклад, основанный на народно православном календаре:

У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод; В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три; Им квас, как воздух, был потребен...

Во вторых, люди из народа: мужики, служанки, няня — неграмот ные, полные суеверий, под влиянием которых Татьяна верила «и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Однако именно няня неосознанно преподает героине урок христианского «смиренномудрия» в рассказе о своей юности. И, в третьих, общество соседей помещиков, которое предстает на балу у Лариных в честь Татьяниных именин. Это такие же «старинные» дворяне, как и родители Татьяны, незатейливые, порой смешные и грубоватые, верные патриархальным привычкам «Господние рабы».

1 Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. М.: Худож лит., 1981. С. 410, 408.

Неудивительно, что наша героиня, по мнению Белинского, пребы вала среди них в состоянии «нравственного эмбриона»2, по причине чего и была отвергнута столичным денди Онегиным. Только последую щие посещения дома Евгения в его отсутствие, чтение его книг и запи сей пробудили «спящий» ум девушки, подготовили ее к преображению в петербургскую светскую даму, достойную внимания этого «передо вого» человека эпохи. Однако возникает вопрос: почему петербург ская Татьяна нравственно привлекательнее для Онегина, чем деревен ская? Как могло исключительно умственное развитие вызвать в ней нравственный рост и что же, в конце концов, понимает Белинский под нравственностью?

Традиционное для России христианское сознание привыкло считать нравственным то, что соответствует библейским десяти заповедям и до бавленной к ним заповеди Христа: возлюби ближнего своего, как са мого себя. Такое представление бытовало и в русском крестьянстве, воспитанном несколькими веками Православия, и в духовно близком ему «старинном» дворянстве. Часто оно не осознавалось. Все помнят пушкинские строки:

Привычка свыше нам дана, Замена счастию она.

Недаром такое, казалось бы, приземленное слово «привычка» здесь соседствует со словом «свыше»: Декалог во многом сформировал мен талитет человека Древней Руси, отлился в обряды, обычаи, бытовые установления. «Счастие» же в этом контексте — понятие Нового вре мени (в России — с XVIII в.), гуманистической эпохи, которая про возгласила высшей ценностью земную природу человека со всеми ее страстями, будто бы имеющими право на беспрепятственное удовлет ворение. Другими словами, «привычка» у Пушкина — самоограниче ние во имя Бога, а «счастие» — самоутверждение человека во имя свое. В такой то «привычке» и была воспитана Татьяна, ей она не изменила до конца.

Я Вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана, Я буду век ему верна, — отвечает героиня на любовное признание Онегина в конце романа. Своевольное чувство к Евгению, по ее мнению, должно покориться Божьей воле, проявленной в таинстве венчания с генералом.

Там же. С. 422.

Очевидно, что нравственно Татьяна не изменилась, а значит, по слову Белинского, так и осталась «эмбрионом», существом «глубоко чувст вующим», но «не развитым»3. Чем же в действительности привлекла она Онегина? — «Проснувшимся» умом, жизненным опытом, светским лоском. Получается, что для нашего критика интеллектуальное и нрав ственное — синонимы. По его логике, Татьяна перестала быть «нравст венным эмбрионом» потому, что «поумнела».

Неудивительно, что Белинский, последователь западноевропейского Просвещения с его рационализмом (разум — высшее в человеке) и уто пическим представлением о человеческой природе (она целиком добра, разумна и прекрасна, т. е. не искажена первородным грехом), осуждает Татьяну за отповедь Онегину в конце романа и решение остаться верной мужу, предполагая следующие причины такого поступка: 1) боязнь обще ственного мнения и 2) «ложные» представления о женской добродетели, восходящие в конечном итоге к Библии. Более того, по мнению критика атеиста, «безнравственно» жить в браке без любви, а разрушить брач ные узы ради счастья с тем, кого любишь, вполне «нравственно». Ведь «человек родится... на разумно законное наслаждение благами бытия», «его стремления справедливы», «инстинкты благородны», а «зло скры вается не в человеке, но в обществе». «У каждого народа и каждого века свои понятия о нравственности, законном и преступном»4, а значит, аб солютных заповедей нет, и «Царство Разума», провозглашенное в Европе XVIII в., должно упразднить «дикие» «привычки» русских женщин к вер ности, самоотверженности, страданию ради исполнения Божьей воли.

Совсем по иному позицию Татьяны оценивает Ф. М. Достоевский в своей «Пушкинской речи» (1880). Слова о верности мужу она выска зала «именно как русская женщина, в этом ее апофеоза. Она высказы вает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про ее религиозные убежде ния, про взгляд на таинство брака.»5, но отказалась идти за Онегиным она не из за трусости и корысти, а из за невозможности ради удов летворения эгоистической страсти причинить страдание неповинно му человеку — своему мужу. «Счастье не в одних только наслаждени ях любви, а и в высшей гармонии духа»6. Другими словами, в согласии с абсолютными, Божьими, нравственными заповедями. Для писателя христианина Татьяна не «цветок. в расселине дикой скалы», а «тип.

3 Там же. С. 421.

4 Там же. С. 393.

5 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. Т. 26. С. 141.

6 Там же. С. 142.

стоящий твердо на своей почве»7. Чуждый православно русской патри архальной «привычке», «европеец» Онегин «не сумел отличить в бед ной девочке законченности и совершенства и действительно. при нял ее за «нравственный эмбрион». Это она то эмбрион..!»8 В Татьяне Пушкин показал «соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею»9 — христианско православной верой. А у Онегина «что есть и кто он такой?» — «Гордый» и «праздный» человек, ставящий в центр мироздания самого себя, свой ум и свои «инстинкты»; один из «рус ских бездомных скитальцев», которые в процессе европеизации России в послепетровскую эпоху оторвались от национальной «почвы» и уже не способны понимать ее «привычки». Более того, по Достоевскому, Татьяна «глубже Онегина и, конечно, умнее его»10. Ведь, в согласии с пра вославным вероучением, именно нравственные основы души дают вер ное направление человеческому разуму, а не наоборот.

Как видим, в вопросе о соотношении ума и нравственности Достоевский и Белинский — антиподы. Их несогласие друг с другом в оценке пушкинской героини восходит, в конечном счете, к различию в восприятии христианских ценностей. Понятно, что в атеистической советской школе за эталон принималось мнение Белинского. (В сов ременной российской школе положение кардинально не изменилось.) Суждения Достоевского узнавались и узнаются намного позже и да леко не всеми. Так в душах миллионов людей поселялся односторонне истолкованный, а значит, искаженный, образ главной героини русской классической литературы. Татьяну критиковали за то, что сумела про тивостоять нараставшей волне нравственного релятивизма, которая впоследствии разбила столько доверившихся ей сердец.

Любопытный поворот в отношении к пушкинской Татьяне дают высказывания известного эссеиста и мыслителя рубежа XIX—XX вв., основателя «религиозной философии пола» В. В. Розанова. В критиче ском исследовании «Семейный вопрос в России» (1903) он писал, об ращаясь за аргументацией к последнему роману Достоевского «Братья Карамазовы»: не семья в России, а «семейка»11. Сокрушаясь о бесцель ной растрате (без потомства) «чистейшего отроческого и юношеского

7 Там же. С. 140.

8 Там же. С. 140.

9 Там же. С. 143.

10 Там же. С. 140.

11 Розанов В. В. Семейный вопрос в России. Т. I, II. Материалы для III тома / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 2004. С. 352.

семени», в качестве контраргумента он вспоминает героев пушкинского романа:

А посмотрите, как заботимся мы о покое старого генерала, женившего ся на Татьяне: лучшая поэма нации написана в защиту его немощных прав,

а Достоевский сказал ему оду в Пушкинской своей речи! Воистину, дохлое

12

мы храним, а юное — режем .

Рассуждая об упадке русской семьи образованного круга, Розанов продолжает:

Из семейных сцен в живописи я помню ярко только одну, виденную лет пять назад в Академии художеств: «Богатый жених». Богатый жених — лысый, во фраке и со звездой, худой, как тощая корова, приснившаяся фара ону. Около него — невеста, юная и заплаканная; поодаль — ее бедные роди тели... Что сюжет такой не случаен и не сатиричен, что он в духе и в нравах нашей жизни, можно судить из того, что не этот ли в сущности печальный и постыдный сюжет Пушкин в «Евгении Онегине» возвел в chef d'oeuvre (шедевр (фр.)) умиления и поэзии. Да, «Татьяны милый идеал» — один из ве личайших ложных шагов на пути развития и строительства русской семьи. Взят момент, минута; взвился занавес — и зрителям в бессмертных, но кратких (в этом все дело) строфах явлена необыкновенная красота. Но кто же «она»? Бесплодная жена, без надежд материнства; страстотерпица, «распяв шая плоть свою» по старопечатной «Кормчей». Ох, уж эти кроткие книги, за капанные воском. Из под каждой восчинки — слеза, а то и кровь точится. Оставим критику, но вот чего не может не подумать религиозный и соци альный строитель: что ведь занавес, эффектно взвитый Пушкиным, упадет, что жизнь — не картина, а — путь; и какова то будет Татьяна не в картине, а в пути?Прошло пять лет, ну, — десять, двадцать: Татьяна — желчная старуха или — угрюмая. Ей только и осталось, что сплетни и пенсия. Ей ей, нельзя же о «могиле няни» вспоминать 40 лет; ей теперь 20, а проживет — 60, и, сле довательно, в замужестве или вдовой она проживет 40 лет, без детей и вну ков, без всякой заботы и работы. уже надорванной в терпении и у которой как бы вырвана тайна и глубина природы женской: «.в болезни будешь ро ждать детей» <.> И вот в конечных путях своей биографии, не нарисован ных Пушкиным, не даст ли она сюжетов, не только некрасивых, но сальных и позорных? <.> Провидение сильнее наших рассуждений. И идеал семьи может быть построен не на расчете личных сил человеческих, но на повино вении Богу. Я говорю, идеал Татьяны — лжив и лукав, а в исторических путях нашей русской семьи — он был и губителен. Ибо он построен, красиво и ми нутно, на предположении героических сил у отдельного существа, а не на том общем законе и инстинкте, что вот. «дети», «я — бабушка», вот — «мои за боты о замужестве дочери и мои вздыхания о ее болезни». Идеал Пушкина

Там же. С. 219-220.

не органический и живой, а деланный.: у Татьяны «детей - нет; супружест во - прогорьклое, внуков - не будет, и все в общем гибельнейшая иллюстра ция нашей гибельной семьи <...> Великое значение имеет цепкость к жизни, и я думаю, цепкая жизнь, на «веки веков», каковая и нужна нации, зиждется и созиждется не на бесплодных Татьянах. Право, было бы глубоко страш но. рискнуть остаться при фарфоровой. Лизе Калитиной («Дворянское гнездо») и Татьяне Лариной. Полная получилась бы картина национального вырождения13.

Нужная России семья, по Розанову, должная быть построена не на христианской, а на естественной половой любви:

Дайте мне только любящую семью, и я из этой ячейки построю вам веч ное социальное здание. Построена ли наша и вообще европейская семья на любви? Увы, разберите примеры Калитиной и Татьяны, т. е. разберите самый идеал, зовущий нас, и вы увидите, что семья наша построена на дру гом принципе - долга.

А «долг», в отличие от любви, предполагает возможность измены14. Как видим, нравственное для Розанова, как и для Белинского, нечто отдельное от библейских заповедей, от церковно православных обе тов. Однако, в отличие от Белинского, оно совпадает не с развитой интеллектуальностью, но с природно естественным половым влече нием, которое Розанов, в духе своего «нового религиозного сознания» и попыток «восполнения» «исторического христианства» «правдой» языческого эллинства («Святой Плоти», по Д. С. Мережковскому), ото ждествляет с «повиновением Богу». Только вот какому? При решении вопроса, с кем лучше было бы остаться Татьяне: с молодым любимым Онегиным или пожилым мужем генералом, Розанов ставит во главу угла интересы возможных детей, т. е., по сути дела, языческий идеал процветания рода человеческого, а не христианскую цель спасения индивидуальной человеческой души. Идеал Татьяны, по Розанову, «лож ный шаг на пути развития и строительства русской семьи», потому что, отвергнув Онегина, пушкинская героиня осталась «бесплодной женой, без надежды материнства». Именно в этом смысле идеал Татьяны «лжив, лукав, губителен». Идеалы Татьяны и Лизы Калитиной (эту тургенев скую героиню христианку, отказавшуюся от счастливого брака с лю бимым мужчиной ради высших религиозных принципов, Достоевский в «Речи о Пушкине» ставит на один уровень с Татьяной Лариной) ведут к «национальному вырождению». Итак, русская семья, считает Розанов,

13 Там же. С. 353-354.

14 Там же. С. 354.

должна быть основана на естественной любви, а не на христианском «долге». Характерно, что в исполнении этого «долга» Розанов, в отличие от Достоевского, не предполагает радости от достижения «высшей гар монии духа». Более того, для Розанова как будто оказалась закрыта мно говековая жизненная практика христианского супружества: в венчанном браке, даже при отсутствии первоначального естественного влечения, в результате полученной благодати и при соблюдении супругами норм христианской жизни рано или поздно между ними неизбежно загорит ся и любовь. Поэтому «верность. в конце концов. приведет и Татьяну Ларину к любви не прежней, но к истинной любви, обращенной к че ловеку, которому уже отдана верность» — такова «простая пушкинская истина — истина любви, рождающейся из верности»15.

В 1994 г. А. И. Солженицын написал программную статью «Русский вопрос к концу XX века», где впервые выдвинул «национальную идею» русской современности рубежа XX—XXI вв. — «Сбережение народа», составной частью которой становится всемерное поощрение рожда емости. Казалось бы, полное соответствие розановским идеалам сто летней давности. Если бы не одно «но»: «Мы должны строить Россию нравственную, — писал Солженицын, — или уж хоть и никакую, тогда и все равно»16. Очевидно, что Солженицын — православно верующий христианин — под нравственностью понимал верность библейским заповедям и ничто другое.

15 Кошемчук Т. А. Жизнеотрицание и жизнеутверждение в мире Чехова // Вестник Литературного института. (В печати.)

16 Солженицын А. И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. М.: Терра-Книжный клуб, 2005. С. 201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.